Тридцать шесть стратагем

Комментарий к статье Википедии — Артур Васильев

  Танцы вокруг приоритета

Вики-авторы пропускают детали: книга Харро фон Зенгера переведена на русский в 1995 году. Еще одна деталь - II том Зенгера вышел в 2000 году, а в I томе представлены с комментариями первые 18 стратагем. И еще две стратагемы приведены кратко, во введении (остальные только обозначены). Ответ очевидно в библиографии В.Тарасова, опубликовавшего системное изложение китайских стратагем в 1992 ("Технология жизни" - в основе трактат Сунь-Цзы, 36 стратагем здесь нет) и 1998-м ("Искусство управленческой борьбы" - здесь все 36 стратагем + дополнительные) годах. Вторая книга в Вики названа, но указано второе издание 2006 года. Первой книгой на русском - напоминаю - была книга Харро фон Зенгера.

В общем: суета вокруг дивана. Вполне неприличная, судя по библиографии в Википедии.

Кстати, в Вики отсутствуют истории/притчи, давшие названия стратагемам. Познакомиться с ними можно у фон Зенгера или у Тарасова или у В.Чугреева.

Ритуальный танец авторов Википедии вокруг приоритета «кто первым открыл 36 стратагем для Европы и для России» выглядит нелепо. Военные хитрости глубоко укоренены в китайской культуре и, к примеру, Мао Цзе Дун частенько ссылался на входящие в этот список приемы. Сам список 36 стратагем впервые был опубликован в 1962 году с указанием, что рукопись найдена на мостовой в 1941 году. Похоже здесь 'позаимствовали древний труп', чтобы выдать новодел за исконную жемчужину.

Вместе с тем, отметим что книга Харро фон Зенгера великолепна. Бог с ним - с прошлым, эта книга - для настоящего и будущего. Ее стрежнем и ее вдохновением стали 36 стратагем неизвестного мастера.

И кто знает. Если бы СССР вовремя присоединился к китайскому стратагемному буму 1981 года.

Для порядка отметим предмет авторской заботы: Мясников В. С. Традиционная китайская дипломатия и реализация Цинской империей стратегических планов в отношении Русского государства в XVII веке. М. 1977.

И здесь же отметим жемчужину стратагемности, переведенную на русский в 1950 году: Сунь Цзы. Искусство войны (пер. и комм. акад. Н.И.Конрад). 1950. Это корень всех китайских трактатов о военном искусстве, включая сборник 36 стратагем. "Война - путь обмана" - пишет Сунь-цзы и эту фразу приводит Вики. Только вот у Сунь-цзы обман и стратагемы не главное. Позволю процитировать самое начало БинФа.

1. Сунь-цзы сказал: война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.

2. Поэтому в ее основу [ткань] кладут пять явлений и взвешивают [выверяют] ее семью расчетами и этим определяют положение.

3. Первое — Путь, второе — Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон.

Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя [достойная общая цель], когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
 

  Этимология

Слово Стратагема относится к новому времени (конец 15-го - начало 16 века) и обычно переводится как военная хитрость. Это небольшое искажение древнегреческого слово СТРАТНГНМА (стратигима), которое буквально переводится как "стратега (войско ведущего) действие".
* (стратiа - войско, агω - веду, ма - действие)

Поэтому все же вернее будет говорить не "стратагема", а "стратигима". Или "стратегема" - в смысле стратегического действия. Это будет вполне верно для трактата Сунь Цзы. А относительно 36 стратагем можно добавить, что это в основном примеры 'Введения противника в заблуждение', т.е. скрытые военные хитрости.

И в гречице и в латыни имеем именно Стратегемы. Замена буквы произошла в Италии конца 15 века (время Лоренцо Медичи, Савонаролы, папы Александра, Чезаре Борджиа и Макиавелли), что передалось во французский и - далее - в английский. Наша задача: вернуть военным хитростям (стратагемам) характер стратегических решений (стратегем) и перестать ломать свой язык и мозг. Ведь в соответствии с древне-греческим корневым логосом 'стратагема' означает 'слой крови', а 'стратегема' соответственно 'войска кровь'. Это больше подходит тезису Сунь Цзы о роли войсковой Мощи как решающего и непрерывно накапливаемого фактора победы. Стратегема = стратега Ма, стратега природная мощь/сила/деяние.

А есть еще волшебная птица Стратим в Голубиной книге. «Стратим птица всем птицам мати, стихер» Вспоминаем солнечного орла Куруша Великого и солнечного кура Ярослава Мудрого.  Пора уже не только говорить о единстве индоевропейских языков, но и прямо видеть это единство.

 

А пока, чтобы не сбивать вас с толка, буду использовать слово "стратагема".

 

БинФа

Сунь-цзы БинФа - или Суня Боевые ФА (законы) - это русло стратагем.
А 36 стратагем - это иллюстрация стратегии Суня, как плавное создание управляемой неопределенности и ее усиление попутно с усилением боевой мощи.

Сунь - Титан. Вся китайская военная мысль растет из него. Но о нем позже.
 

Трактат

Список стратагем предваряет фраза:

六六三十六,數中有術,術中有數。陰陽變理,機在其中。機不可設,設則不中。

«Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте — искусность, в искусности — расчёт. Инь и Ян сменяют друг друга, на этом зиждется (военная) хитрость. Необходимую уловку нельзя загодя предугадать, в негибком планировании нет победы.»

Далее идет список 36 стратагем в лаконичном формате:
а) Название стратагемы в 3-4 иероглифах
б) Пояснение ее сути в форме цитаты-четверостишия из китайской Книги перемен

Пример.

瞞天過海

ман тянь гуо хай

обмануть император/небо море переплыть

Тот, кто старается всё предвидеть, теряет бдительность.
То, что видишь ото дня в день, не вызывает подозрений.
Ясный день скрывает лучше, чем тёмная ночь.
Всё раскрыть — значит всё утаить.

 

При этом для китайцев были вполне очевидны все истории, давшие названия стратагемам.

Обмануть императора, чтобы он переплыл море (пер.Тарасова)
«Император Тай-цзун пошел войной на государство Когуре, находившееся в Корее. Дойдя во главе трехсоттысячного войска до Восточного моря и увидев перед собой бескрайний морской простор, он пал духом и хотел повернуть обратно. В смущении обратился он к своим военачальникам, чтобы узнать их дальнейшие планы. Они попросили время на размышления. 

В конце концов они обратились к хитроумному генералу Сюэ Жэньгую. Он и придумал стратагему, давшую общее название стратагемам этого типа.

На следующий день императору доложили, что богатый крестьянин, живущий на морском берегу, доставил продовольствие для войска и желал бы лично выразить государю свои верноподданические чувства. Тай-цзун отправился на берег моря, но самого моря так и не увидел, поскольку оно было скрыто тысячами искусно расположенных полотнищ от палаток.

Крестьянин со всей почтительностью пригласил императора войти в дом, где на стенах повсюду висели занавеси, а полы были устланы коврами. Император и его спутники уселись и начали пить вино: начался веселый пир. Через некоторое время император услышал за окном свист ветра и почувствовал, что пол в доме раскачивается. Он приказал слуге отдернуть занавеси и увидел, что вокруг расстилался морской простор. "Где мы?" – спросил он. – "Вся наша армия движется к берегам Когуре", – ответил один из советников. 

Когда император понял, что изменить ничего уже нельзя, к нему вернулась решимость. Теперь он без страха вел свое войско к неведомой стране.»

 

Происхождение

Трактат 36 стратагем до 1941 года был неизвестен и был найден "случайно" на мостовой. Это была книжечка на бумаге ручного изготовления, напечатанная как бы в ремесленной типографии. Так что вполне возможно, что трактат скомпилирован как раз в 1941 году. Что касается 36 стратагем, то они опубликованы без примеров архивным военным изданием в Китае в 1962 году. В 1969 году трактат с примерами из древней и новой истории был издан в Гонконге. Представленные здесь стратагемы и упоминания о схожих военных хитростях встречаются в древней и средневековой китайской литературе. Например в романе Троецарствие.

Харро фон Зенгер: «Предисловие цзилиньского издания 1979 года содержит некоторые предположения о происхождении трактата. Многочисленные отсылки на «Книгу перемен» могут указывать на то, что составитель трактата находился под влиянием Чжао Бэньсюэ или кого-то из его учеников. Чжао Бэньсюэ (1465—1557), военный теоретик эпохи Мин (1368—1644), впервые систематизировал положения военного дела на основе «Книги перемен», проведя основную идею «Книги перемен» о постоянном взаимодействии Инь и Ян в диалектику военных действий и выявив противоположности типа:
— казаться и быть;
— большинство и меньшинство;
— сила и слабость [пустое и полное/твердое];
— лобовая атака и засада;
— необычное и общепринятое;
— продвижение вперед и отход.»

То есть текст можно датировать по максимуму концом 16-го века или 17 веком.

Есть и более радикальная точка зрения - от еретика Фоменко. Дескать раз древние китайские гороскопы Хуан ДИ датируются как раз началом маньчжурской империи и императоров-маньчжур тоже звали Желтыми императорами Хуан ДИ - то стало быть вся древняя китайская история начинается не ранее 13-15 века нашей эры. Здесь любопытный поворот: ведь тогда получается, что Сунь-Цзы описывает военную стратегию и тактику Золотой Орды и Чингисхана с Батыем. А ведь они так и воевали - как учит Сунь Цзы и 36 стратагем. И поклонялись Великому Синему Небу, в котором парит мать-птица Стратим.

Это объясняет почему в 13-14 веках в Китае властвовали монголы, а в 17-19 веках – маньчжуры. И почему стратагемы не помогли китайцам. Точнее: кому они помогали. Повторяю: это еретическая точка зрения. Хотя она и объясняет почему в новой истории Китая 17-19 веков нет никаких астрономов и обсерваторий за исключением европейских. И объясняет повсеместный разрыв на 2-3 тысячи лет в мировом развитии технологий, например вооружения. Впрочем для 36 стратагем это несущественно. Их научная датировка 16-17 веком вполне допускает монгольское влияние.

Впрочем, внимательное рассмотрение древней истории позволяет увидеть и прямое греческое влияние на китайскую культуру. Так называемый греко-буддизм времен Греко-индийского царства и иже. Явный резонанс греко-арийского Митры и первичного Будды-Майтрейи. Надо лишь избавиться от гипноза китайско-индийской хронологии. Например, первичной формой ведийского санскрита было письмо брахми, а древнейшие памятники брахми - это надписи царя Ашоки. Это на 200 лет позже ария Дария - вот вам и датировка прихода ариев в Индию. И как раз времена расцвета греческой империи в Азии.
 

Бум

Успех и популярность 36 стратагем обязаны своей исходной лаконичной форме, прикосновением к тайному знанию, опорой на седую традицию и изысканной неопределенностью пояснений в духе Книги перемен. Благодаря всему этому 36 древних хитростей предстают как палочки-выручалочки в достижении своих глубинных целей.

В современном Китае и во всей юго-восточной Азии (Гонконг, Тайвань, Япония, Корея, Вьетнам) наблюдается мощная волна интереса к стратагемам. Они расширены во все стороны жизни. От самовоспитания и ведения домашнего хозяйства и до межгосударственных и межрелигиозных отношений.  Начало китайского стратагемного бума относится к 1981 году. Тогда выходит военная монография «36 стратагем в современной обработке» с массой примеров из новой и новейшей истории. И миллионным тиражом публикуется 6-серийный комикс «36 стратагем». Начало европейского бума связано с яркой и талантливой книгой швейцарского синолога Харро фон Зенгера «О китайском искусстве жить и выживать», вышедшей в 1988 году. Здесь были основательно прокомментированы первые 18 стратагем-четворостиший. Второй том - вдвое больший - вышел в 2000 году.

Увлечение стратагемами охватило школы и все области жизни. Вот обычные проявления в сегодняшних изданиях: Мао и 36 стратагем, Стратагемы в бизнесе и торговле, Стратагемы любви и Стратагемы общения, Стратагемы международной политики, Стратагемы для чиновников, Стратагемы прогресса, Стратагемы искусства, Стратагемы создания команд, Стратагемы самопознания...
 

Военные хитрости и жизнь

Сунь Цзы «Война – это путь обмана» 兵者詭道也

Война – это игра без правил (вне обычных этических ограничений). Этика здесь односторонняя – для своих. Вместе с тем, в обычной жизни зачастую применимы стратагемы войны: ведь ключевые ресурсы - признание, деньги, власть, любовь - ограничены и вокруг них бурлит непрерывная конкуренция. И реальные правила здесь отнюдь не совпадают с общечеловеческой этикой. Не обойтись без военных приемов и при вынужденной борьбе со сверхзавышенными или просто бессовестными человеками - начальниками, коллегами, соседями, торговцами, исполнителями. Иначе велик риск больших личных издержек и проигрыша.

Увы, стратагемщики продолжают начинать со скрытых мотивов и желания выиграть ограниченный ресурс. Понятно что поделить поровну – будет мало, а взять сколько хочется открыто – будет несправедливо. Вот и приходится скрывать, обманывать и прибирать к рукам чужое.

Сунь Цзы: «Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите».

Так что оговорки - дескать все это для защиты или хорошей игры или лучшего общения или творчества - не срабатывают. Аппетит приходит во время еды. Почему одним можно - а мне нельзя. Особенно когда почувствовал силу и возможности стратагем. Я тоже хочу денег и власти и побольше.

Так что перед честной игрой в жизнь и в конкуренцию за ограниченные ресурсы стоит разобраться с самим собой. И проявить достойную цель своей жизни. И так как - по большому счету - выигрывают всегда у народа и природы, то озаботиться - чем придется заплатить народу и природе за свой потенциальный выигрыш. А точнее наоборот: ЧТО можно дать народу и природе – достойная плата за что будет адекватна моим личным желаниям.

Ограниченным ресурсам требуется порядок, рачительность, сбережение и воспроизводство. Чтобы воровали, не расбазаривали, использовали по назначению и справедливо для всех. В основе здесь точное измерение качества товаров. Тогда можно посчитать и точную выгоду (соотношение "качество/цена") и точный вклад каждого в создание товаров. Отсюда вытекает и кто чего стоит: это справедливое вознаграждение и возвышение. От каждого по способностям и каждому по труду. И станет ясно кому доверить сохранение и воспроизводство ограниченных ресурсов.

По большому счету ограниченные ресурсы - это Природа, Человеки, Собственность и Капитал. Поэтому будьте точны в измерениях качества. Доверяя своему сердцу – поверяйте это доверие реальными поступками и плодами.

Есть и неограниченные ресурсы - творческие. Это Информация, Труд (умение), Технология и Организация. Словом то, что определяет производительность человека, коллектива, общины, страны и мира и является конечной целью любого творчества. Ваша плата будет достойной, если она лишь часть общего роста производительности – вследствие ваших дел. Здесь глупо зацикливаться на высоком или глобальном или на оригинальном творчестве. Достаточно включиться в процесс тиражирования лучших известных достижений. Доставить лучший товар издалека, добавить себе личное мастерство и научить этому соседей, овладеть и внедрить прогрессивный процесс здесь-и-сейчас, скооперировать человеков в команду согласно общей достойной цели и современным системам управления. Естественно ориентируясь на лучшее удовлетворение глубинных потребностей человека, семей и общин. Оптимальный масштаб здесь – это ваш город.

И стратагемы станут хорошим подспорьем на этом пути.

Главное не перепутать последовательность: сначала стулья - деньги потом.

Коварство, корысть и бессовестность – путь чужого. Кто-то попал на этот путь случайно, кто-то вынужденно, кто-то по глупости. Стратагемы помогут обнаружить путь чужого и найти способы возвращения человека в общинное русло. Кто-то выбрал путь чужого осознанно и без сомнений. Например, одно из самых великих человеческих удовольствий – это победа над совершенным врагом. И таким врагом могут выбрать человека от природы красивого и цельного, человека с ярким талантом, человека нашедшего любовь. И разрушая эти гармонии сладко тешить свою ущербность, терзаемую собственной пустотой и бесплодием. Тут ваше благородство бесполезно, но знание стратагем позволит вовремя обнаружить опасность и направить ее в безопасное для вас и для ваших близких направление.

 

Лучшая стратагема

Видят ли современные поклонники 36 стратагем глубокую символическую связь 1 и 36 стратагем? - Ведь по существу, читая первую стратагему, вы погружаетесь в мир стратагем - подобно императору "нечаянно" уплывшему в море. Замыкает список весьма простая стратагема со странной характеристикой: Бегство - лучшая стратагема. Если нет сил сражаться [в мире стратагем] - беги, спасайся и набирайся сил. Так уходят в отшельники будущие великие мастера. Так Будда ушел в иную вселенную. Это же советуют профи при встрече со стаей. И возможно в Китае 1939-1962 годов составителю списка 36 стратагем места в общинном строю не нашлось. И он убежал в бесконечность. Выход из самой безнадежной ситуации - там же, где и вход.

У Юй: «Всегда помните о законе физики: любое действие неизбежно влечёт за собой противодействие. Нужно быть решительным и никогда не забывать о необходимости позволить другой стороне сохранить „лицо“ (уважать ее достоинство и целостность), и тогда вы сами обретёте великое „лицо“ (достигнете истинной целостности).»
 

Сунь Цзы и Античность

К трактату 36 стратагем тесно примыкает - а точнее предваряет его - трактат Сунь Цзы "Искусство войны" (6-4 в. до н.э.). [Точнее: БинФа - Военный Закон]. Там 13 глав и примерно 25 страниц текста (в переводе на русский/английский...). Это лаконичное и густо-насыщенное смыслом изложение базовых принципов и приемов ведения войны.

Стратагемы и законы Сунь Цзы - это стратагемная основа, а 36 военных уловок - это 'хитрое' дополнение к основе. Напомню, трактат Сунь-Цзы переведен на русский в 1950 году, а в Европе известен с середины 18 века.

«Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном». - Из предисловия к трактату Сунь Цзы.

В этом русле, написана книжечка Владимира Тарасова "Технология жизни", изданная в 1992 году и в основе своей полагающаяся на трактат Сунь Цзы и сопутствующие китайские истории. Можно считать это первой русской публикацией о стратагемах как системе [если не считать трактат самого Сунь-Цзы]. Первое издание «Искусства управленческой борьбы» В.Тарасова, где целостно и с системным предварением представлены 36 стратагем и еще целый ряд стратагем, состоялось в 1998 году. То есть до перевода полной версии книги Зенгера (хотя, кто мешал ознакомится с книгой на немецком или английском - первый том вышел в 1988 году и за два года стал европейским бестселлером, второй том вышел в 1995 году и был долгожданным).

А можно вспомнить китайский бум 1981 года и что первая книга фон Зенгера опиралась на десяток современных азиатских книг, и унять зуд приоритета и приготовиться учиться у китайцев. Им как бы виднее и там уже выходят многотомники, посвященные стратагемам..

Здесь полезно сравнить: плотная последовательная ткань сплетения конкретики и системности Сунь-Цзы на 25 страницах и Перечень 36 стратагем на 6 страницах. Правда за каждой стратагемой стоит конкретная древняя история.

Стратегическая основа, заданная Сунь Цзы в «Искусстве войны», дополняется рядом древних произведений. Это надо помнить. Здесь и многие хитрости древнегреческих мифов. Плюс СТРАТНГНМАТА римлянина Секста Юлия Фронтина (до 103 н. э.) и СТРАТНГНМАТА грека Полиэна (вторая половина 2 века), где представлены вкусовые коллекции военных стратагем. Древнеиндийская ПанчаТантра 3-4 века. Индийский "макиавелли" Каутилья (IV в. до н. э.), написавший руководство по искусству управления «Артхашастра» («Наука о выгоде»). Трактат «О военном деле» римлянина Флавия Рената Вегеция (начало 5 века). «Стратегикон» византийского полководца начала XI века Кекавмена. Собственно плюс Никола Макиавелли (начало 16 века) со своим «Государем», «О военном искусстве» и другими трактатами о успешных и неудачных стратегиях и приемах.
 

Двойные стандарты и Этика

Акцентирование 36 стратагем в западном мире связано и с тем, что дескать такова истинная мораль китайцев. Хотя сами китайцы [включая Мао, в примерах Зенгера] непременно поясняют эти уловки этическими рамками и рассматривают их только как часть стратагемного пространства. Начинающегося с достойной общинной цели.

Этическая сторона военного дела вносит определенный дискомфорт и поэтому есть желание адаптировать стратагемы к мирной жизни, например рассматривая жизнь как большую игру. Стараются в этом направлении и китайцы и европейцы. Хороший пример дал Тарасов.

Тут два пути. Первый - предварение стратагем этическими доминантами вроде Достойной цели и "Лучший способ победить врага - это сделать его своим союзником и другом". Об этом говорит и Сунь Цзы в 1 главе своей книги. Плюс базис военных законов, прекрасный пример которого мы находим у Сунь Цзы.

Плюс расширение стратагемного пространства за пределы войны.

В.Мясников: «Издательство газеты «Гуанмин жибао» выпустило в свет четырехтомник под заглавием «Синь Цзычжи тунцзянь», т. е. некую перелицовку, или, как теперь принято называть, ремейк, классического труда Сыма Гуана. Все четыре тома имеют раздел «исторические прецеденты», раскрывающий содержание стратагем, планов и методов в управлении государством, и раздел «исторические деятели», содержащий отрывки и афоризмы из произведений философской и литературной классики. Кроме того, каждый из томов заключает в себе по три раздела. Первый том — «Управление государством», «Политика трудолюбия и бережливости», «Политика неподкупности». Второй том — разделы «Использование кадров», «Исполнение законов», «Внимание к советам и речам». Третий — «Составление стратагем и планов», «Исправления и новации», «Успокоение народа», в него полностью включен трактат «36 стратагем». Наконец, четвертый том посвящен самовоспитанию — «Дела в соответствии с Дэ» (воспитание характера), «Обучение талантов», «Домострой».»

Еще несколько слов о этике. Страхи есть. И фон Зенгер отмечает их рост в китайской прессе и жизни. Тем не менее, традиционно (конфуцианство) и сегодня пресса уделяет особое внимание разъяснению исходных мотивов любого применения стратагем. Есть здесь и простой выход, в самом понятии "достойная общинная цель". Необходимо коллективное и общинное творчество в разработке стратагем и открытие самой стратагемы после достижения результата. Так сказать история успеха, которая строит живую биографию человека-коллектива-компании-города-страны-мира-вселенной. Чтобы тайное становилось явным.

 

Рациональный подход

Второй путь - нейтрализация военного содержания путем обобщения стратагем до технических приемов и их комбинаций. Например, вместо стратагемы "Убить чужим ножом" соединить приемы ТРИЗ "Принцип Вынесения мешающей части", "Принцип Посредника", "Принцип Обратить вред в пользу" и "Принцип Самообслуживания". И естественно снабдить все это примерами военными, житейскими и деловыми. Тогда исходный неэтичный принцип "Убить чужим ножом" станет одним из примеров или комбинацией более общих принципов. Обобщится до более этичных по форме принципов "Сделать чужими руками" или "Задача решается средствами самой задачи".

Кстати в ТРИЗ выделяют 40 приемов и там есть аналог общего стратегического подхода: это АРИЗ [Алгоритм решения изобретательских задач. Совет любопытным: добавьте к классической версии АРИЗ Альтшуллера модернизированную версию ленинградских разработчиков во главе с С.Литвиным 1991 года и инженерную версию АРИП-2009 Г.Иванова]. Терминология там конечно необычная для войны - но подобный перенос весьма эффективен: во-первых, мы абстрагируемся от этики и переходим "по ту сторону добра и зла"; во-вторых, системная полнота приемов и АРИЗ весьма надежна: в-третьих, эффективность такого подхода подтверждается предметно - тысячами довольно решенных 'сложных технических задач'. Есть здесь и аналог китайских круговоротов стихий в форме диалектических законов и принципов. Например Иванов едва ли не целую книжку написал про противоречия и их конструктивное разрешение. А это и есть Инь и Ян.
 

Круговорот стихий

Самое время вспомнить, что 36 стратагем имеют собственную структуру: 6 раз по 6. Здесь мы находим два уровня круговорота стихий. Общий круговорот - это группы стратагем: стратагемы сильного, равных сил, нападения, запутывания, накопления выгод, безвыходных ситуаций. Внутри каждой группы - свой круговорот. Структура круговорота стихий обязывает расположить стратагемы в четкой последовательности и проявляет опорные противоположности в системе стратагем. Сегодня многие авторы щедро дополняют 36 стратагем новыми и уже можно перейти к структуре 8 на 8. Хорошо бы попутно соединить все это с принципами Сунь Цзы. Не забывая о круговоротах стихий.

Для примера соорганизуем первую шестерку стратагем.

 

Это стратагемы сильного.

1-3-5 стратагемы принадлежат нижней инь-стихии, 2-4-6 - верхней ян-стихии. Противоположности Инь-Ян здесь могут трактоваться как Земля-Небо или Вода-Огонь. При этом противоположные стратагемы образуют структурные целостности-диполи, управляя характером и полнотой друг друга. В модели круговорота стихий применение конкретной стратагемы должно вытекать из предшествующей и опираться на противоположную. Мастерство же включает в действие весь круг стратагем.

Посмотрим с этой точки зрения на первую стратагему.

а) Она вытекает из шестой: отвлечения внимания от трудного решения связанного с морской далью - например на земные местные радости. Это минимальная схема действия.

б) И опирается на четвертую: снарядить корабли, в том числе оборудовать один корабль как обычный дом на берегу и спокойно ждать, когда император утомится от довольного разнообразия (поход в гости к местному поставщику, многие полотнища, скрывающие море, богато украшенный дом, вино, еда, беседа...) и поэтому с легкостью примет вынужденное решение. Это оптимальная схема.

Полная схема: Здесь снаряжение корабля-дома - это осада Вэй. Нож - это радость императора. Грабеж - это утомление императора разнообразием радостей. Шум на востоке - финальный аккорд перед неожиданным открытием занавеса, усиление непредсказуемости последнего штриха.

Таким образом мы получаем полную технологическую схему стратагемы, которая - согласно Сунь Цзы - неисчерпаема в силу неповторимого богатства и своеобразия сплетения условий в конкретной форме реальной ситуации (Путь-Земля-Небо-Полководец-Закон). Рассматривая подобным образом каждую из шести стратагем, мы обогащаем связи, переходы и содержание схемы круговорота стихий Инь и Ян. Обратите внимание, к примеру, во что превратились Нож и Грабеж в нашем примере.

Это содержание продолжает действовать и накапливаться при рассмотрении следующей и последующих шестерок и стоящих за ними примеров и таким образом строит содержание и единство общего круговорота 6*6=36 стратагем. Именно это общее единство стихий (Дао) и является критерием истины при выборе и разработке стратагем разрешения конкретных задач и ситуаций. Дао остается с нами и вдохновляет нас, даже когда все выученное забыто или кажется никак неприменимым здесь-и-сейчас.

С другой стороны, шесть формует одно. И мы учимся различать фазы и тонкости применения каждой стратагемы. Памятуя, что истинное искусство - это управление замыслами противника для рассеяния самой возможности вражды и превращения его в своего верного союзника. В идеале 36 стратагем как система – это различение 36 тонкостей в применении любой стратагемы.

Начать советую с примеров действия первой стратагемы, представленных у Зенгера и Тарасова: обучение ребенка езде на велосипеде, хитрый зубной врач, посвящение техника в инженеры, обман Неба, тройная стрельба перед воротами, размахивать красным знаменем с корыстным сердцем... Дао круговорота получается несколько шире и разнообразнее, чем европейское стремление к лаконичному единому принципу.

Вместе с тем, оно последовательно и как бы само собой реализует достижение исходной цели.

Последовательная целевая непредсказуемость как технология.

Попутно отсекается пример с красным знаменем (весьма неэтичный по духу в примерах фон Зенгера). Это иная стратагема, ян-стратагема, недостойная даже шпиона. Впрочем если несколько отвлечься тут все прозаичней: это обычная адаптация по форме, изображение своего парня и даже лидера - для достижения своих целей. Вопрос достойности цели предваряет использование стратагем. Так же как и в обычной общей логике (общая = общая для всех).

Принцип повторения ложной тревоги тоже явно из другой песни. Достаточно сдвинуть его в более наглядный пример: так в спорте повторяют один прием/маневр несколько раз, пока соперник не настроится на стереотип защиты и затем неожиданно меняют прием. В этом смысле примеры Тарасова как практика менеджмента более адекватны.

64

Думаю, время расширения и реорганизации списка стратагем уже на дворе. Например, можно вспомнить такие стратагемы как Сделать наоборот, Разделяй и властвуй, Обострить острое, Загребать жар чужими руками, Вырастить полезного врага, Хороший - Плохой полицейский, Использование двойных стандартов, Что не запрещено - то разрешено, Подстелить соломки, Направь чужую речку на свою мельницу, Размахивать красной тряпкой, Ложная тревога, Ход конем, Смести фигуры с доски, Принцип 20/80, Прочность каната достигается переплетением множества нитей, Прочность цепи равна прочности самого слабого звена [или Принцип конвейера] + вспомнить стратагемы Сунь Цзы: Сначала победить - потом сражаться, В начале было Слово (Слово-Союз-Действие-Война), Последовательно подменяй твердое и пустое местами (принцип непредсказуемости), Двигай выгодой - удерживай вредом, Смешивай выгоду и вред в результаты, Дели отряды для грабежа, Обтекай твердое - бей по пустому, Покажи врагу дорогу к жизни, Располагайся на выгодной местности, Получить выгоду – удача, бороться за выгоду – опасность, Помести своих солдат в местность смерти, Шпион - первый и лучший ваш воин... Как раз 64 стратагемы.

Цельность и организация. 64 - это число всех сочетаний/форм из 4 элементов. Для сравнения: 3 – это три элемента и три измерения мира и наших мыслеобразов, самая жесткая фигура. 7 - это число простых сочетаний из 3 элементов, 12 - это число сочетаний с учетом доминанты, 15 - это полное число сочетаний из 3 элементов. Плюс у материального тела есть вес, температура и подвижность (пульсация, вращение...). Но и с точки зрения просто объема следует учесть основные структуры: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр. Например если сжать ком шариков из пластилина, то в центре получим фигуры оптимальной упаковки - это квазидодекаэдры, вероятностно тяготеющие к фигуре ограниченной 13 гранями, 10 из которых пятиугольники. Добавим пульсацию давления и получим здесь энергетический квазиикосаэдр. Подобный процесс происходит внутри пены, внутри вещества, я ядрах светил и сложных атомов. Это источник золотой пропорции - пропорции Вселенной - основы природной цельности, организации и творчества. Все пульсирует, вибрирует, вращается, течет и изменяется. Согласно такой точке зрения имеет собственный смысл последовательность 1-2-3-5-8-13-21-34-55...

В качестве основной формы можно использовать квадропуп (звезда Саваофа) ключевых изменений.

Здесь стихии понимаются как уровни неопределенности:

Неожиданное, Сложное, Опасное, Напрасное.

Ограничения, Задачи/Вероятности, Противоречия, Проблемы.

Здесь общая форма стратагем как круговоротов ключевых приемов. Попробуйте рассмотреть первую стратагему в таком круговороте. И вы можете обнаружить юные качества.

Это форма. Можно использовать форму 2, 3, 5, 6, 7.... 12.... Суть в содержании (цель целого), двойственности любой структуры, общем круговороте/пульсации/воспроизводстве жизни. Наполнение формы содержанием - задача человека. Все формы эффективны, если эффективен и целостен их создатель.

Плюс можно поверять стратагемы 40 приемами ТРИЗ и стратегическим алгоритмом АРИЗ.

Плюс блюсти законы общей логики/рационализма.

1. Достойная сообщная цель. Этика всегда первична.

2. Практика - критерий истины (или новые факты и результаты первичны по отношению к текущим целям-желаниям-привычкам). Соответствие логики и аргументации фактам и причинно-следственным связям реального мира.

3. Делить сложное как само делится и складывать простое как само складывается. Если не делится само, то складывать. И наоборот.

4. Явный и ясный учет всех деталей и всех точек зрения. Полное и своевременное картирование и группировка целевого пространства. Что-Где-Когда-Кто-Зачем.

Что это? Из чего состоит? Что происходит? Как это происходит? Где это происходит? Когда это происходит? Что есть еще? Как связано? Почему это происходит? Зачем все это? Кому это выгодно? Кому это невыгодно? Что было до того? Что есть вокруг? Куда все движется? Что надо? Можно ли что-то улучшить? 

 

Полезные дополнения

Харро фон Зенгер. Двенадцать уловок Сунь-цзы

В соответствии с издавна распространенным в Китае широким толкованием хитрости в Военном искусстве Сунь-цзы после слов «Война — это путь обмана» приводится двенадцать таких путей. Ввиду чрезвычайной краткости китайского текста в квадратных скобках даются пояснения к переводу:

(1) если можешь [идти войной на противника], показывай противнику, будто нe можешь;

(2) если готов действовать [против противника], показывай, будто не готов;

(3) когда находишься вблизи [противника], показывай, будто ты далеко;

(4) а когда ты далеко [от противника], показывай, будто ты близко;

(5) [ежели противник желает] выгоды, [клади наживку и] заманивай его;

(6) покоряй его, водворяя в его стане разлад;

(7) если он в достатке [снаряжен], будь начеку;

(8) если он силен, уклоняйся от него;

(9) вызвав в нем гнев, приведи его в смятение [и подтолкни к необдуманным действиям];

(10) приняв смиренный вид, разожги в нем гордыню;

(11) если его силы свежи, утоми его;

(12) если он сплочен, посей в его стане раздор

В Военном искусстве Сунь-цзы далее говорится: «Нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает».

Харро фон Зенгер. Классификации стратагем

Как показывают по меньшей мере правила 7 и 8, «хитрость» означает не только «обман». Бдительность по отношению к хорошо снаряженному противнику и уклонение от столкновения с сильным врагом (см. также стратагему 36) расценивается китайцами как хитрое поведение. Напротив, ослабление бдительности (возможно, спровоцированное противником) и нерасчетливо-смелая конфронтация (что касается Германии, то можно вспомнить Верден в Первой мировой войне и Сталинград — во Второй мировой войне) рассматриваются как отрицательные образцы типично бесхитростного, прямо-таки глупого образа действий и как нарушение требования о применении в необходимых случаях стратагемы бегства. «12 уловок» должны вызывать или использовать подходящие ситуации, в которых враг «не подготовлен» и соответственно действия «не ожидаются». Такие ситуации, согласно Военному искусству Сунь-цзы, могут вести к победе.

Широкое понимание «хитрости» отражено и в появившемся через 2 тысячи лет после Военного искусства Сунь-цзы списке 36 стратагем. Список 36 стратагем хотя и покрывает большую часть возможных уловок, все же не является всеобъемлющим. Поэтому можно встретить китайские издания списков из 58, 64 и еще большего числа стратагем.

В зависимости от целей, которых помогают достигать стратагемы из списка 36 стратагем, можно выделить следующие основные их разновидности:

1) стратагемы подделки (имитации): создание иллюзорной действительности (например, стратагемы 7, 27, 29);

2) стратагемы утаивания: имеющиеся в действительности обстоятельства делаются скрытыми от взгляда (например, стратагемы 1, 6, 8, 10);

3) [дез]информирующие стратагемы: о том, что на самом деле неизвестно, сообщается как об известном (например, стратагемы 13, 26);

4) стратагемы извлечения выгоды: своевременно используется активно вызванные или случайно создавшиеся благоприятные обстоятельства (например, стратагемы 2, 4, 5, 9, 12 (инсценировка совпадения и т. п.), 18, 19, 20);

5) стратагемы бегства: уклоняются от неблагоприятных обстоятельств (например, стратагемы 11, 21, 36);

6) смешанные стратагемы: одно и то же действие можно отнести к стратагемам различных категорий. Так, любое утаивание сопровождается имитацией и т. п. Следует отметить: только стратагемы разновидностей 1 и 2 основываются на обмане. Лишь в рамках этих обеих категорий доступно принятое на Западе уравнивание «хитрости» и «лжи». Стратагемы разновидностей 3–5, хотя и могут играть скрытыми картами, основываются, однако, в первую очередь на искусной игре с элементами действительности, осознаваемой как многослойная, находящаяся в постоянном динамичном развитии и непостоянная.

Таким образом, все 36 стратагем по важнейшему вопросу их отношения к действительности могут быть разделены на 3 основных класса:

а) стратагемы обмана (основные разновидности 1 и 2);

б) стратагемы присутствия (основные разновидности 3, 4 и 5);

в) смешанные стратагемы (основная разновидность 6).

Чистые стратагемы присутствия, для которых в первую очередь необходимы сноровка, присутствие духа, внимание, сила воображения, дар комбинации, сообразительность и т. п., полностью лишены элемента активного обмана. Среди 36 стратагем, по-видимому, по количеству и по значимости преобладают именно стратагемы присутствия.

Предпринятое выше распределение 36 стратагем на 6 основных разновидностей и 3 основных класса принадлежит не китайским авторам, а лично мне. В Китае на первом плане стоят другие классификации 36 стратагем, в частности, на две разновидности: применяемые при сильном положении (наступательные) и при слабом положении (оборонительные).


Стратагемы могут относиться к различным категориям, как то:

– камуфлирование (чем-то правдоподобным);
– введение в заблуждение (чем-то ложным);
– захват добычи;
– блокада;
– получение преимущества;
– соблазнение и
– бегство.

Кроме того, имеются стратагемы различной степени утонченности, обман на словах и в действиях, специальные военные хитрости и уловки, которые с тем же успехом можно применять в политической и частной жизни.
 

Литература

Ограничимся главным.
1. Сун-цзы. Трактат о военном искусстве.
2. 36 стратагем. Статья в Википедии.
3. Владимир Тарасов. Искусство управленческой борьбы.
4. Харро фон Зенгер. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать.
5. А. Воеводин. Стратагемы – стратегии войны, манипуляции, обманы
 

Плюс для разнообразия и стимулирования творчества.
6. Роберт Грин. 33 стратегии войны.
7. Валерий Чугреев. Принципы стратегии. (в русле кастанедовского сталкинга)
8. ТРИЗ и АРИЗ.
Юрий Саламатов. Изобретать может каждый.
40 приемов ТРИЗ
Генрих Альтшуллер. Алгоритм решения изобретательских задач.
Геннадий Иванов. Алгоритм решения инженерных проблем - АРИП 2009.
 

 

 

 

 

 

⇒  ➳  H♥♦♣♠♫ ?!!