Уровни информационной технологии

1. Оперативная фиксация неопределенности текущей ситуации

Схема 321 идеальна для оперативного упорядочивания ситуаций. 25-40 проб и вы начнете выстраивать ее самостоятельно на ходу, без записей. Она избавит вас от множественных зависаний, связанных с ситуативными неопределенностями. Сделает вас мобильными, решительными и эффективными.

 

2. Накопление тезисов

Сначала тезисно - на листе бумаги, в таблице, карточках на экране

Затем связывание и переход к дереву тезисов (в графический формат)

Дополнительные инструменты здесь - списки контрольных вопросов, умные схемы постановки задач (например, тризовский АРИП Г.Иванова)

Репер смысла: что-кто-где-когда-почему-как-зачем + ресурсы, условия, обстоятельства + соотношение "качество/цена".

Метод РВС - варьирование размера, времени, стоимости.

Список типовых контрольных вопросов ФСА (разработан в ТРИЗ - здесь учитывается статистика использования 40 типовых приемов решения технических задач)

1. Какова основная функция узла (детали)?
2. Что представляет собой "идеальный" узел (деталь)?
3. Что будет, если убрать данный узел (деталь)?
4. Какие и сколько функций выполняет данный узел (деталь), нельзя ли часть из них сократить?
5. Как иначе можно выполнить основную функцию?
6. В какой отрасли техники наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
7. Можно ли разделить узел (деталь) на части? Можно ли объединить несколько деталей (узлов)? Можно ли разборные соединения сделать неразборными и наоборот?
8. Можно ли неподвижные детали сделать подвижными и наоборот? Можно ли использовать холостые ходы? Можно ли от периодического движения перейти к непрерывному и наоборот?
9. Нельзя ли поменять последовательность технологических операций? Ввести или исключить предварительные сборочные и обработочные операции? Исключить отделочные операции?
10. Какой элемент узла (детали) самый "слабый", нельзя ли его отделить от детали (узла), "усилить"?
11. Какие факторы, функции в работе узла (детали) самые "вредные"? Нельзя ли их использовать? Что будет с изделием, если узел станет выполнять противоположные функции? Как реализовать работу "наоборот"?
12. Нельзя ли упростить узел, добиваясь не 100% полезного эффекта, а чуть меньше или больше?
13. Можно ли уменьшить допуск, снизить чистоту, упростить форму, усовершенствовать прочие аналогичные элементы узла (детали)?
14. Можно ли заменить специальные детали стандартными?
15. Какие дополнительные функции может выполнять данный узел (деталь)?
16. Можно ли изменить материал, сортамент?
17. Можно ли уменьшить отходы или использовать их?
18. Нельзя ли взять более дешевый материал и применить покрытия, биметаллы и т.д. либо вставки из высококачественного материала?
19. Что в детали (узле) в первую очередь изнашивается?
20. Где в детали (узле) заложены излишние запасы, нельзя ли их сократить?

Анализируем объект по этому списку. 1-2 минуты на вопрос. Если вы проделаете это раз 40, то этот список "ляжет" в ваш мозг и начнет помогать вам автоматически. Это довольно сильный инструмент из арсенала ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Список взят из книги "Поиск новых идей: от озарения к технологии",
 

 

3. Выделение блоков-ветвей (графическая реорганизация)

Она может происходить/группироваться и в табличном варинте

и в форме дерева

 

Здесь можно усилить деревья диаграммой Исикавы-Сибирякова, концентрирующей все направления (ветви) в целевое русло и включающей в себя более тонкий анализ функций-ограничений-ресурсов. Плюс методы ФСА.

 

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ-СИБИРЯКОВА
https://www.trizland.ru/methods/64/
 

4. Переход к качественным и аналоговым моделям - в проекте пока не предполагается автоматизации этого этапа. Он в первые годы будет носить внешний=мотивационный характер. Но примеры прямого перехода от рациональных схем к качественным и аналоговым будут даны. Плюс мини-семинары по каждой такой технологии.

 

 

 

  Качественные объемные модели
3. Уровень выделения существенных и второстепенных свойств, с последующим отвлечением от второстепенных свойств. Навык абстрагирования.
Синтез. Символическое мышление.
 
Аналоговые модели
4. Уровень понятий=пониманий. Здесь к трехмерности добавляется время. Навык системного видения.
Воспроизводство символической  целостности.

Рационально-вероятностный подход
2. Уровень выделения общих и отличительных свойств, с отвле-чением от отличительных свойств в моделировании. Навык упрощения.
Рефлексия. Обратное ассоциирование. Опредмечивание.
  Феноменология
1. Уровень различения и выделения первичных предметных свойств. Навык сравнения.
Эмпатия, эйдетика, импринтинг. Прямое ассоциирирование.
 


 

  

 

Квадра Технологии бизнеса


 

политика бизнеса
ПРОИЗВОДСТВО
• фиксирование активных-пассивных позиций
• выделение производственных ячеек по командам
• утверждение товарно-технологического пакета
• логистика (управление проектами)
техника бизнеса
ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
• масштабирование
• декомпозиция и агрегирование
• распределение функций и делегация полномочий
• введение трансфертного ценообразования
f a c t o r - технология
c r i t e r y - соотношение качество/цена

  
политика бизнеса
МЕНЕДЖМЕНТ
• дисциплина
• ключевые кадры (мотивация, отбор)
• определение стратегии
• договорная база
техника бизнеса
СОГЛАСОВАНИЕ ПОТОКОВ
• метод критического пути
• учет расходов и доходов
• управление наличностью
• управление запасами
f a c t o r - труд
c r i t e r y
- производительность труда
 

политика бизнеса
ФИНАНСЫ
• снижение издержек
• учет интересов торговли 
• бюджетирование
• распределение рисков
техника бизнеса
ОПТИМИЗАЦИЯ БАЛАНСОВ МЕЖДУ
ЦЕНТРАМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
• качественные графики
• системное согласование
• итерации(многокритериальная оптимизация)
• балансовые уравнения
f a c t o r - организация
c r i t e r y
- норма прибыли

   политика бизнеса
МАРКЕТИНГ
• предметный порядок
• сегментация по типу продаж
• сравнение с конкурентами
• согласование с волнами конъюнктуры
техника бизнеса
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАБОТ
• деревья работ
• классификаторы работ
• сетевые графики
• календарное планирование
f a c t o r - информация
c r i t e r y - норма управляемости (риска)
 


  
производительность
 труда

норма
прибыли


Аналоговая схема дает возможность нормировать характеристики элементов, что позволяет перейти к численному расчету обратных связей и вводить соответствующие интегральные показатели эффективности и устойчивости бизнес-механизма.

Например, простое увеличение нормы прибыли возможно за счет снижения оплаты труда. Но уменьшение заработков ведет к падению качества труда и, следовательно, к ухудшению соотношения "качество/цена" и снижению  объемов продаж. А это, в свою очередь, означает увеличение торговых издержек и ведет к снижению нормы прибыли. Круг замкнулся.

Если норма прибыли увеличивается за счет роста цены, то это ведет к снижению физических объемов продаж. Как следствие уменьшается производственные заказ и заработок. Снижение заказа и заработка при сохранении рабочих мест уменьшает производительность труда уже в количественном отношении. Отсюда снижение объемов продаж и снижение цен. Круг снова замкнулся

Таким образом система поддерживает свой гомеостаз (внутреннее равновесие).

Норма управляемости и Производительности - базовые критерии развития предприятия. Соотношение "качество/цена" и Норма прибыли - критерии контрольные (указывают границы устойчивости).

 

Коллективный ресурс

Управленческая технология Павла Зволева начинается с уроков договаривания о понятиях. Выделяются 20 базовых понятий системы управления, начиная с понятия "что такое управление". Группа состоит из 16 человек. Предварительно они получают несколько разнородных определений "что такое управление" и могут заглянуть в словари и учебники, чтобы сформулировать или выбрать свое определение. Далее они разбиваются на пары, в каждой паре участники должны договорится об общем определении. Для этого дается 5-10 минут (один день практики и все осваивают 5-минутный цикл). Затем 4 четверки должны договориться каждая о своем общем определении. Определение может быть составным (суть-развертывание или просто компромисс). Выбираются представители четверток, которые договариваются об общем определении публично (у доски). Два + два. Затем остаются два представителя 8-ок и они договариваются об общем понятии "что такое управление" для всей группы.

В этом процессе (договаривание о 20-50 базовых понятиях) проявляются все ресурсы и все ограничения коллективного взаимодействия. Например, выясняется что "оперативная матрица коллективного мышления" в 2-3 раза сильнее "оперативной матрицы личного мышления". Плюс в итоге оказывается, что 70% прошлых недопониманий не имеют никакого смысла. И что надо продолжать договариваться о каждом новшестве, новой задаче. Для этого используется новый формат - формат совещаний с проявлением структуры задачи в виде "елочки" (функционального дерева). Неделя практики и теперь новые задачи (совещания) занимают в зависимости от сложности 5-15 минут. Дольше просто нет смысла и все это понимают.

В результате формируется устойчивое коллективное мышление 2 уровня сложности. Сюда можно добавить коммуникационные и деловые игры для развития оперативных управленческих умений.

Уже на этапе освоения программы (первая неделя) пользователи осваивают формат коллективного способа обучения. Затем на этапе коллективного освоения (1 месяц) они осваивают формат коллектвного взаимодействия - договаривание, постановка задач, совещание, мозговой штурм. Отдельному человеку это надо пройти только один раз.