Заповедь новую даю вам,
да любите друг друга:
как возлюбили хреста вы,
да и вы любите себе:
в сем разумеют все,
что мои ученцы есть,
если любовь имате между собой.

 

 

 


     От Иванна Стое Благое Встование

 

В начале быть Логос, и Логос быть от Бога, и Бог быть Логос.

Вот этот Логос - Слог Первотворения:
И пропел Бог: Да будет Свет.  ГЕNН ΘHТω ФωС.  Буквально. Родись Колесо Света.

Се быть искони у Бога, все тем быша и без него ничтоже бысть.

В том жизнь бысть, и жизнь бысть свет человекам:
и свет во тьме светится, и тьма его не объять.

Родился человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн: сей прииде свидетельствовать о свете, дабы все веру имут через него.

Есть свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир: в мире есть, и мир тем бысть и мир его не позна: с этой деей прииде, и идею его не прияше.

Тем же прияше его, дасть им волю дитем божиим родиться, верующим в имя его, иже не от крови, ни от похоти плотской, ни от похоти мужской, но от Бога родились.

И Логос плотью родился и вселися в нас, и мы обрели это чаяние его чаяние единородное пра Отца, исполна благодати и истины.

Иоанн свидетельствует о нем и взывает логос: сей быть , иже грядый за мной, предо мною родится, чтобы первее меня быть.

И в исполнения его мы все прияли и благодать воз благодать: как закон деей Моисеевой дан бысть, так благодать и истина деей IY XY родятся.

Бога никтоже виде нигдеже: единородный сын сиял в лоне очей той исповеди.
 

IY XY - так в древнейших папирусах и манускриптах писалось имя Исуса Хреста. Так как все имена божественного толка записывались первой и последней буквой с чертой поверх. Древнейшая форма прочтения имени - это Ису Хресту, где Хресту обозначает одно из написаний имени Бога-Теоса как
       в дополнение к          и    

Так как буква Θ изначально имела 4 формы: ⊙⊝⊗⊕.  И в этой букве представлена изначальная модель рождения мира.
Например, на первой странице Библии.
"Вначале сотворил Бог небо и землю" - символ 'инь-ян'

"И сказал Бог: Родись колесо света" - символ солнца

"И разделил Бог посередине света и посередине тьмы" - символ 4-х стихий

"И назвал Бог свет день и тьму назвал ночь. И сделался вечер и сделалось утро. День один" - символ круговорота света

Та же символика и в египетской мифологии.

Корнеслог "Хрест" является общим пракорнем: в персидском, греческим и русском это "хорошо", "солнечно" и "золотое" (хрус/христ/хорс/хурс/хор). Можно читать как Христ, как Хрус, как Хрест. Я выбрал Хрест, чтобы обозначить наши Крест и крестьян=христиан и верный андреевский Х - кому как не первозванному знать как правильно.
Это знак Хора-Гора как знак Бога-Отца и Бога-Сына. Непосредственно в греческом словаре мы обнаруживаем это и
мя: ΧΡΗСΤΟ = Хорошо, рядом ΧΡΥСΕΟ - золотой, солнечный. Эти корнеслоги образуют в древнегреческом словаре около 200 слов, но почему-то их так и не заметили. Как и то, что со времен Александра Македонского Σ пишется как С, В и H читаются как русские В и И. То есть получается, что все древние папирусы и манускрипты Септуагинты и Нового завета записаны кириллицей и читаются прямо по древне-русски. И очевидно, кириллица=куриллица означает просто "божья азбука".

Был же Иван облачен власы верблюжьи и пояс змеиный на чреслах его, и едый акриды и мед дивий. Был Иван лет тридцати.

Иван глаголил: как исполнися время и приблизися Царствие Божие: покайтесь и веруйте явлено. И исходяше к нему вся Iудейская страна и Iерлимляне: и крещаχуся все в Иордане реке от него, исповедающе грехи своя.


IOYΔAIA / Иудея = Дайя - страна, живущая благодатью , знака фараонов и символа Аммона-Осириса.
Мы будем использовать алфавит самых древних папирусов с одним отличием: только лишь заменяя для удобства чтения Н на И (согласно звучанию этой греческой буквы).
IEPOCOΛYM = СвятоСолнечный.   IOPΔAN = СвятоДанный. Здесь используется корень "Ра/Юра/Йеро/Ура" (по древнеегипетски Иерусалим назывался Урасалимом), обозначающий власть Бога Ра: его душа - это небо, его тело соткано звездами, его глаза Солнце и Луна, его позвоночник - Мировая ось земного звездоворота, его обыденное состояние - это окрыленный полет и парение. Солнечная птица = Птах. Это и орел-солнце и русский кур-петух Ярослава и французов.
Нынешнее местонахождение Иерусалима противоречит библейским и античным описаниям Палестины как благодатной земли: украшенной прекрасными долинами, плодородными полями и лугами, прохладными лесами и великолепными городами и селами (например:
Втор. 8:9, 23:19, Иезек. 22:18-19). Сравните БЭС: "Иерусалим - расположен к западу от Мертвого моря на полупустынном плоскогорье."
Добавим сюда рассказ о путешествии волхвов в направлении звезды, восходящей на востоке - т.е. с запада на восток. Путешествие было долгим и волхвы пришли в Вифлеем, что в 10 км от Иерусалима. Но с запада в 60 км Средиземное море и пустошь, к тому же известно что мощи волхвов сначала хранились в Милане - возможно это и была их родина.
Более вероятным представляется отождествление Иерусалима с Константинополем. Это объясняет перенос сюда столицы Ромеи при принятии ею христианства, здесь же обнаруживается Иордан как один из рукавов Святого Георгия/Юры (так называли проливы Босфор и Дарданеллы в Византии), здесь же есть гора Бейкос подобная Голгофе и где находится Юша-Даг с гигантской могилой Юши-Исуса (турки считают ее могилой Исуса Навина). И естественно окрестности Царь-Града куда более подходят под библейские описания Палестины и под путешествие волхвов из Милана на восток.

 

Вифлеемская звезда

Так сбудется реченное пророком: Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

И в Вифлееме Иудейском была большая смута, ибо пришли маги-волхвы и спрашивали: Где родившийся Царь Иудеи? ибо мы увидели Его звезду на востоке и пришли преклониться пред Ним. И, услышав это, Ирод встревожился и послал слуг за магами.

Потом созвал первосвященников и спрашивал их в претории, где должен родиться Христос согласно писанию? Ответили ему: В Вифлееме Иудейском, ибо так написано, и Ирод отпустил их.

И спрашивал потом магов, говоря им: Какое знамение видели вы о рождении Царя? И отвечали маги: мы видели звезду большую, сиявшую среди звезд и помрачившую их, так что они почти не были заметны, и так мы узнали, что родился Царь Израиля, и пришли преклониться пред Ним.

И сказал Ирод: Пойдите и поищите, а когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему. И пошли маги. И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и стала вверху где был Отроча.

И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией, и, открыв сокровища свои, поднесли Ему в дар золото, ладан и мирру. И, получив откровение от Ангела не возврашаться в Иудею, пошли в страну свою иным путем.

Когда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: Убейте младенца от двух лет и младше. И Мария, услышав, что ищут убить младенца, испугавшись, взяла Ребенка Своего и, запеленав, положила в воловби ясли. И Елисавета, услышав, что ищут Иоанна, взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господнен был с ними, охраняя их.

Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой.

И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять, говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я служитель Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили.

Эта главка является фрагментом из Протоевангелия Иакова. Это оригинал соответствующей истории в евангелии от Матфея. И мы видим, что в оригинале Ирод искал именно Иоанна и именно его считал будущим царем Израиля.
Кстати, Назарет можно прочесть как На заре = на востоке.
Израиль = Из Ра, из реки. Ветхозаветный Иаков получил это имя после борьбы с водным духом из реки. Греческое РЕω/PEI/PEE/PEY/PYE - течь, литься, струиться, разливаться, растекаться; POИ/РОА/POO/POY/PYA/POC - поток, течение.


Иван Купала становится Хрестом

Говорил Иван исходящему народу крещеному от него: порождения ехиднины! кто сказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите бо плоды достойные покаяния. Уже и секира при корне древа лежит: всякое дерево, не творящее плода добра, посекается и в огонь вметается.

И вопрошал его народ, глаголющего: что бо сотворим?

Вещав же глагол им: имея две ризы, да подаст неимущему, и имея барашка, такое же да твори.

Придши и мытари крестится от него и решали к нему: учитель что сотворим?
Он же речел им: творите ничтоже более повеленного вам.

Вопрошали же его и воины, глаголющего: и мы что сотворим?
И речел им: ни когоже обидите, не оклеветывайте: и довольны будете оброки вашими.

Мытарь - сборщик налогов, сборщик торговой пошлины (также арендатор, перекупщик).
Книжники или Фарисеи (дары-свет сеющие) -- держатели и толкователи ремесел, споров, ритуалов. Это судьи, законники (леyиты/легиты), книжники, ревнители закона.
Четырехвластие - власть первоправителя (из центра) + первосвященника + старейшин + книжников.

Есть свидетельство Ивана, когда послали к нему иудеи из Иерусалима їереев и законников, да вопросять его: ты кто еси? и чтобы сразу положил ответ и не отврежеся.

И прямо лег им ответ: Я не есть Христос.

И вопрошали его: итак, ты Илия еси? - И глагол: Не мое.

Пророк ли еси? - И отвеща: Нет.

Все-таки решай: кто еси? чтобы ответ дали пославшим нас: что глаголешь в себе самом?

Говорит: Я глас воющий в пустыне: исправьте путь Господа, как пел Исайя пророк.

Путь Господа – путь Солнца.

И посланые из фарисеев речат подобно ему и поют: А действительно ты во птице - если ты не есь Хрестос и не Илия и не Пророк....

Перед вами буквальный перевод сцены с церковниками. Кстати, обратите внимание что церковники Иерусалима уже знают кто такой Христос и что он имеет божественную целительную силу. Дополнительные пояснения смотрите в "Апокалифии".
Иван Купала очищал-наполнял-лечил человека силой природной воды-реки. Затем открыл, что поза Хрест дает схожий эффект сама по себе. Благодаря Хресту Иван получил Откровение, известное нам как Апокалипсис или Откровение Ивана-БогоСлова (БогаЛогоса), начинающееся буквально так: "Апокалνψic (откровение) iиса χрта, егоже даде ему бг, показати рабам своим, имже подобает быти вскоре" - то есть Откровение из Х о приходе Царства Небесного.
  ɣ - знак Сына Божьего как живой Воли Бога - Иван исполнял своим телом, позой Х. При этом он становился как бы птицей (поза "во птице") и уподоблялся крылатым Богам древнего мира (Ра, Аммон-Осирис-Ассур, Гор-Хор-АхураМазда). Греки записали это как ΒΑΠΤΙСΤИ (И=Н). Бог-Отец древнего мира - это движение и качество природной стихии: движение и парение Солнца-Птаха-Сокола с крыльями из звезд в небесах и движение Ра-Земли-Воды как реки или прилива. Поэтому Иван Купала, очищающий и целящий дух и тело страждущих стихией речного потока, погружал их в тело Пта-Ра. А затем открыл стихийную силу позы Хрест и стал целить Духом Святым Из Хреста, Сущим Хрестом, Во Птице-Пта.
 

Отвечал им Иван глаголом: Я во Птице в воде среди вас стою - Его же вы не ведаете.

Сзади меня заменяющее - это не имею я, достойный только освобождать ремни его сандалий.

И свидетельствовал Иван глаголя что: Я узрел духа скатившегося как голубь с небес и имейного теперь надо мной.

По гречески "голубь" - это ПЕРIСТЕРА, то есть "перистый" / птах.

И я не ведал его пока не вдохнул в меня во Птице в воде Тот, мне пропевший: Поверх оного увидишь духа скатывающегося и меняющего сущее, что станет во Птице Духа Святого. И я узрел и свидетельствую, это сущее есть Сын от Бога.

 

Двое учеников Ивана слышали глагол Ивана об Духе Святом. Первым последовал глаголу Андреас. Находит сначала собрата личного Симона и полагает ему: Нашелся Мессия Истинный толкуемый мена Хрестос и ведет его к Исусу.

Вгляделся в него Исус и пропел: Ты есть Симон - сын Иоанна, ты кличися Кифас (гр. трутень), а переводишься как Петрос.

Они были рыбаки. И сказал Иван-Хрест: идите вслед Мною, и сотворю вас быть рыбаками человеков.

Отселе узрите небо отверстое и аггелов Бжия восходящия и нисходящия поверх Сына человеческого.
 

Симон от латинского caement=камень (отсюда же цемент). А Петро - это камень уже по гречески. Т.е. Симон-Петр имел арийско/персидско/русское или латинское имя. Сыном Иоанна здесь он назван как ученик и младший последователь Иоанна.
Добавим что Андреас - это тоже не имя, а точное греческое название поступка и человека:
а) мужчина, мужественный - потому что первый последовал Ивану-Хресту
б) человек - просто человек, как равный и подобный Ивану-Хресту, как и все человеки
В моей реконструкции хрестовых событий получается такая картина:
а) первым последователем Ивана-Хреста становится его родной брат и любимый ученик Иаков
б) первые апостолы, например, Петр могли именоваться Андреями первозванными в своих миссионерских походах - как и их первые привлеченные к походу или уже на новом месте собратья
Обратите внимание, что Иван-Хрест часто называет себя "Сыном от человека", а Бога - Отцом нашим небесным.

 

Искушение и Откровение

Иван, исполненный Духа Святаго, пошел от Иудеи-Иордана в Галилею, прошел через Самарию, и поведен был Духом в пустыню, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал-оголодал.

И приступил к Нему искуситель: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Иван сказал ему в ответ: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божим.

И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

Иван сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

И повел Его диавол в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранять; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Иван сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него.

И после был глагол Божий к Ивану в пустыне:

"После сего я взглянул, и вот: дверь отверста на небе, и глас первый, как звук трубы сказал: взойди семя, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий.....

И вокруг престола ..... двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, ..... и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет."

Так получил Иван Откровение Божие о приходе Царствия Небесного - "Апокалипсис". И начал свое учение.

 

Царство Небесное подобно 

Хрест сказал: чему уподобим Царствие Божие? какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда всходит, то становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Ещё подобно Царство Небесное закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит и не знает он, или встает ночью и днем; и видит как семя всходит и растет, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.


Когда приидет Царствие Божие

Был же спрошен учениками, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там - не ходите и не гоняйтесь, ибо, придет оно как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба.

На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть.

…и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

От яблони возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё предсказанное, знайте, что близко, при дверях Царствие Божие.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.
Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь приидет.

Ест с мытарями и не постится

Иван-Хрест увидел мытаря, именем Левша Матвей, собирающего пошлину, и тот говорит ему: следуй за мною.

И сделал для Него Левша в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

Книжники, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иван-Хрест же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

И сказал им: не презирайте ни одного из малых сих.

Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб хоть один из малых сих.

Они же сказали Ему: раньше ученики Ивановы постились и молитвы творили, а сейчас едят и пьют?

И сказал им Иван-Хрест: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
 

За кого почитают меня

Иван-Хрест спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью-пророка, а иные за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Семён, отвечая, сказал: Ты - Хрест, Сын Бога Живаго.

И возвестили ученики его о всём том народу. Двое из народу пришли спросить: Ты ли Иван Купала, которому должно придти, или другого ожидать нам?

И сказал им Иван-Хрест в ответ: что смотреть ходили вы на реку? тростник ли, ветром колеблемый? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся и в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

Говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Ивана Купалы; но и меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, ставши хрестом Ивана.

Тогда Иван-Хрест сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: вы играли нам на свирели и мы плясали; вы пели нам плачевные песни и мы плакали.

Пришел Иван Купала: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость эта всеми чадами ее.


Про блудного сына

Рассказал Хрест притчу: У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?

Говорят Ему: первый.

Хрест говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иван Купала путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Еще сказал: у другого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Молитва книжника и мытаря

Два человека вошли в храм помолиться: один книжник, а другой мытарь.

Книжник, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, дарю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Суббота для человека

В субботу случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из книжников сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Хрест сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

Затем он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Сын Человеческий есть господин и субботы.

Случилось Ему в другую субботу придти в дом одного из начальников. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иван спросил священников и книжников: позволительно ли врачевать в субботу? что должно делать в субботу? спасти душу, или погубить? Они молчали.

И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это.

Умывание рук

Один книжник просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Книжник же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Хрест сказал ему: ныне вы, книжники, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Книжники, слыша слова эти, стали смеяться. Ученики хотели заступиться, но Хрест сказал: оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, любодеяния, убийства, лихоимство, коварство, зависть и безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
 

Сатана сатану?

Привели к Нему бесноватого и Он исцелил его.

Книжники же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

Хрест сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?


Знамение Ионы

Тогда некоторые из священников и книжников сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

 

Кто дал тебе власть?

Вновь приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

Иван сказал им в ответ: хорошо, спрошу и Я вас об одном: откровение Иваново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то народ побьет нас, ибо уверен, что Иван есть пророк.

И отвечали: не знаем, не скажем.

Тогда Иван отвечал: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

 

Сеятель

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ был на берегу.

Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, не имея корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. А иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать крат, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: одним дано знать тайны Царствия Божия прямо, а прочим в притчах, потому что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия:
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, кто слушает и не разумеет, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердцах их. А упавшее на камень, это те, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, соблазняется и отпадает. Попавшее в тернии означает тех, в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания заглушают слово, и оно не приносит плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

 

Нет пророка в своем отечестве

Когда же приближались к отечеству; Иван-Хрест послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить место для Него; но там не приняли Его. Видя то, ученики Его сказали: Господин! хочешь ли, мы скажем им, что огонь сойдет с неба и истребит их? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать.

Иван-Хрест сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

И пошли в другое селение. Но и здесь их не приняли.
И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

И сказал Иван-Хрест: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

 

Проповедуйте

И, призвав двенадцать учеников, начал посылать их по два. И сказал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе; обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное, и больных исцеляйте; ничего не просите, даром получили, даром давайте.

Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир вашему дому; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах его от ног ваших.

Один из новых учеников сказал Ему: я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иван отвечал им: следуйте за Мною.
Другой сказал: позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Иван сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Иван сказал ему: возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Будут последние первыми

И начал Семен говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

Сказал Хрест ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою.

И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

Нет никого, кто не оставил бы дом, или сродственников, или земли, ради получения бы ныне, во время сие, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Многие же первые будут последними, и последние первыми.

По прошествии же двух дней они вышли оттуда и пошли в Галилею.
Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.


Кто не против

Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а с нами не ходит; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Хрест сказал: не запрещайте ему, ибо кто не против нас, тот за нас.

А вы не называйте Меня учителем, ибо один у нас Учитель - Истинный Хрест, все же мы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у нас Отец, Который на небесах.


Марфа, Марфа

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Хреста и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господин! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иван же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно.

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
 

Блаженны нищие духом

И ходил Хрест по всей Галилее, уча и проповедуя Царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

И стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов.
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Меня.

Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

 

Будьте совершенны

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего.

Итак: Будьте совершенны, как и Отец ваш совершенен.

 

Не судите

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают яблок с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Вы зовете Отца: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и священников, то вы не войдете в Царство Небесное.


Мирись на земле

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "врака", подлежит судилищу; а кто скажет: "умора", подлежит геенне огненной.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Бога, там Отец посреди них.

О прелюбе

Слышали, что речено бысть древним: не прелюбой действуй.

А Я говорю вам, что всякий, кто воззрит на жену с вожделением ее, уже любодействовал с нею в сердце своем. Если же око твое десное соблазняет тебя, возьми его и отверзь от себя - не от бога то есть. Да погибнет один от членов твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и отверзни от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один от членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

 

Не клянись

Слышали все, что сказано древним: не во лжу кляшеся, воздай же великой деве (гдеви) клятвы твои.

Аз! глаголю вам: не клятися всяко: ни небом - оно престол Божий; ни землею - она подножие ног Его; ни Иерусалимом - он град великого Царя. Ниже главою твоею кленися, что не можешь волоса одного сделать белым или черным.

Будет же слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишнее же сего от неприязни есть.
 

О милостыне

Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в храмах и на улицах, для прославления от человеков. Аминь глаголю вам: восприемлют мзду свою.

Тебе же творящему милостыню, да не уведет шуйца твоя (левая рука), что творит десница твоя (правая рука). И да будет милостыня твоя в тайне; и Отец твой воздаст тебе яве.
 

Молитва Отче наш

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сомнищах и на сходах путей стояче молитися, пусть дивятся человеки.

Ты же, когда молишься, затвори двери и помолися Отцу твоему в тайне.

Молясь же не говори лишнего, как книжники: мнят что в многословии своем услышаны будут. Не подобитесь им: узнает Отец ваш, что требуете, прежде прошения вашего.

Сице бо молитесь вы:
Оче наш, иже еси на небесе Хъ да светится имя твое; да прiидет царствие твое; да будет воля твоя яко на небеси, и на земли: хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, яко и мы оставляем должникам нашим: и не введи нас в напасть, но избави нас от лукавого: яко твое есть царствие и сила и слава во веки. Аминь.
Если вы отпущаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Если не отпущаете человекам согрешения их, как Отец ваш отпустит вам согрешений ваших?

О посте

Когда же поститесь, не будьте как лицемеры сетующие: помрачают лица свои, когда явятся человекам постящимся. Аминь глаголю вам, так восприемлют мзду свою. Ты же постишься - помажь главу твою и лице твое умой, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но Отцу твоему, кто в тайне; и Отец твой, видящий-ведающий в тайне, воздаст тебе яве.
 

Сокровища на небе

Кто-то из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Хрест спросил человека того: кто поставил тебя судить или делить вас? И сказал притчу:

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог в сию ночь взял душу его; кому же досталось то, что он заготовил?

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то что беспокоитесь вы маловеры!

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа больше пищи, и тело больше одежды.

Ищите же прежде Царства Божия и света Его, и остальное все приложится вам. И не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Ищите и обретете

Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы треть хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то даст ему по неотступности его, встав и даст сколько просит.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.


Вы - свет мира

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под кроватью, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Светильник тела есть око; если око твое будет чисто, то и все дело твое будет светло; а если оно будет худо, то и дело твое будет темно. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

И когда Хрест окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как священники и книжники.


Пять хлебов

Иван-Хрест удалился в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Хрест увидел множество людей и сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. И учил их и исцелил больных их.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Но Хрест сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Один из учеников Его, Андрей, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и доставали свое и насытились.

И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнились двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

Он же, убедившись, опять удалился на гору один.


Кто без греха - брось камень

Хрест сошел с горы Елеонской в храм, и весь народ шел к Нему. Он учил их.

Тут привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а закон заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Хрест, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, оторвавшись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Хрест и женщина, стоящая посреди. Хрест, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, господин. Хрест сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.


Кесарю кесарево

Хреста спросили: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю (царю), или нет? Он попросил: принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Хрест сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
 

Бедная вдова

Сел Хрест против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты.

Подозвав учеников Своих, Хрест сказал им: эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
 

Удобнее верблюжьему канату

И спросил Его некто из начальствующих:

Вот я - знаю заповеди:
не прелюбодействуй,
не убивай,
не кради,
не лжесвидетельствуй,
почитай отца твоего и матерь твою.

И все это сохраняю я от юности моей. Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иван сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог.

А тебе еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Видя, что он опечалился, Он сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюжьему канату пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: так кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Если вы в своем богатстве не были верны, кто доверит вам истинное? А если в чужом были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мошне-маммоне.

Наибольшая заповедь

Спросили Хреста: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Хрест сказал ему:
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей:
возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Иудейский Царь

Иван-Хрест с учениками пришел в Иерусалим.

Когда приблизились к Иерусалиму к горе Елеонской, Хрест послал двух из учеников Своих и сказал им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; найдите молодого осла, на которого никто из людей еще не садился; приведите.

Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Царю Иудейскому.

И привели его к Ивану-Хресту, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Ивана. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Пришли в Иерусалим. Хрест, войдя в храм нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

И говорил им: написано - дом Мой есть дом молитвы; а вы сделали его вертепом разбойников.

И учил целый день в храме.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из храма, и говорит Ему один из учеников его: посмотри, какие камни и какие здания! Хрест сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Сей храм строился сорок шесть лет; а Я в три дня воздвигну храм в теле ученика Своего.

Храм в человеке, или царствие Божие внутри нас, дарующее жизнь небесную-вечную.
 

Какая польза человеку без души

Приближался праздник Пасхи; и объявили первосвященники и книжники награду в 30 монет серебра, чтобы взять Ивана-Хреста и судить Его на смерть.

Хрест сказал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и пострадать от старейшин и первосвященников и книжников.

Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Хреста, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
 

Отверженный камень

И начал говорить им притчу: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же его побили и отослали ни с чем. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Ученики говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Семен начал прекословить Ему: будь милостив к Себе! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Семену: уйди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Семен, взглянув на них, сказал: камень, который отвергли строители, тот самый сделается главою угла.

Хрест ответил: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Семен-Петр сказал Ему: почему же; я душу мою положу за Тебя. Хрест отвечал ему: душу твою за Меня положишь? говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.


Повеление Иуде

Хрест возмутился духом, и сказал: один из вас предаст Меня.
Ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Один же из учеников Его, которого любил Иван, возлежал у груди Ивана. Он, припав к груди Ивана, сказал Ему: Господин! кто это?

Хрест отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
Иван сказал ему: делай скорее.
Иуда, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

 

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Когда он вышел, Иван-Хрест сказал: ныне прославится Сын Человеческий,
и Бог прославится в Нем.

Чадца, еще с вами мало есм: взыщите меня, и якоже рожденные χрестом идем,
как муж аз иду, вы не можете придти, и вам говорю ныне.

Заповедь новую даю вам,
да любите друг друга:
как возлюбили хреста вы,
так и вы любите себе:
в сем разумеют все,
что мои ученцы есть,
если любовь имате между собой.

 

Иван-Хрест сказал им: теперь веруете. Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь:
Я победил мир.

 



Арест

Под утро появился народ с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных, а впереди его шел Иуда, и он подошел к Ивану-Хресту и Он поцеловал Иуду.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Хрест: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

Взяв Его, повели и привели в дом правителя.


Суд

И привели Ивана-Хреста к правителю; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники, чтобы предать его смерти. И некоторые, встав, свидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

Тогда правитель спросил Хреста: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего.

Опять правитель спросил Его: Ты Царь Иудейский?
Хрест отвечал: ты говоришь, что Я Царь.

Тогда правитель сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

И, сказав это, обратился к собравшимся: Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
Правитель говорит им: что же я сделаю Ивану, называемому Хрестом? Они опять закричали: распни Его, распни Его. Тогда правитель, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Ивана-Хреста распорядился бить и предать на распятие.


Раскаяние Иуды

Тогда Иуда, увидев, что Иван-Хрест осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешили вы, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, Иуда вышел, пошел и удавился.


В терновом венце

Тогда воины правителя, взяв Ивана-Хреста внутрь двора претории, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, закрывая Ему лице, ударяли тростью Его по голове и говорили Ему: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его и повели Его на распятие.


Распятие

И взяли Ивана-Хреста и повели на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев. Привели Его на Лобное место. Давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.

Палач же написал надпись и поставил ее на кресте над Ним. Написано было: Сей есть Царь Иудейский; по-иерейски, по-гречески и по-римски.

И стоял народ и смотрел. Насмехались вместе с ними и начальники, говоря: эй! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

При кресте стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Исус, увидев Матерь и ученика любимого, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И от того часа поятью ученик во своя си.

В шестом же часу Иван-Хрест потерял сознание и настала тьма по всей земле да часа девятого. В девятом часу возопил Иван громким голосом. Воины, напоив смирной губку и наложив на трость, поднесли к устам Его. Иван же, возгласив громко, испустил дух.


Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, города Иудейского, именем Иосиф, который также учился у Ивана-Хреста; он, придя к Палачу, просил тела Иванова. Тогда Палач приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. День тот был пятница, и наступала суббота.

     

 

Суббота

Жена погибшего царя Филиппа давно просила Царя Ирода Антипу взять и казнить Ивана-Хреста. Так как Ирод жил с ней, а Иван всегда и везде говорил: не должно царю иметь жену брата своего.

До поры Ирод берег Ивана, зная, что он муж праведный и святой; с удовольствием слушал его и многое делал, слушаясь Ивана.

Но вот Иван-Хрест совершил святотатство в храме и был казнен по закону. Хотя и Ирод и Пилат не нашли за ним преступления, но церковники и книжники настаивали на казни и подгревали страстями народ за казнь Ивана-Хреста.
 

На следующий день Ирод, по случаю праздника Пасхи, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

Вошла дочь Иродиады Саломея и плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; и царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Мать указала ей чего просить и она подошла к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Ивана-Хреста.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в гробнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице.


 
Воскресение

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. И, наклонившись, увидела лежащие пелены; Мария стояла у гроба и плакала. Потом обратилась назад и увидела Ивана-Хреста стоящего – но не узнала Его сразу; Он говорит ей: Мария! иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу нашему и к Богу нашему.

Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что она видела Его - не поверили.

В тот же день вечером, при дверях затворенных собирались ученики Его, страха ради иудейского, прииде Исус, и стал посереди, и говорит им: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И сие рек, дуну и гла им: приимите Дух Святый. Им же отпустите грехи, и им же держитесь.

И наказал Иван-Хрест им: дана вам всякая власть на небе и на земле; идите по всему миру и проповедуйте Ивангела всей твари.

 

 

Иван Купала становится Хрестом
Вифлеемская звезда
Искушение и Откровение
Ест с мытарями и не постится
За кого почитают меня
Про блудного сына
Молитва книжника и мытаря
Суббота для человека
Умывание рук
Сатана сатану?
Знамение Ионы
Кто дал тебе власть?
Сеятель
Царство Небесное подобно
Когда придет Царствие Божие
Нет пророка в своем отечестве
Проповедуйте
Будут последние первыми
Кто не против
Марфа, Марфа
Блаженны нищие духом
Будьте совершенны
Не судите
Мирись на земле
О прелюбе
Не клянись
О милостыне
Молитва Отче наш
О посте
Сокровища на небе
Ищите и обретете
Вы - свет мира
Пять хлебов
Кто без греха - брось камень
Кесарю кесарево
Бедная вдова
Удобнее верблюжьему канату (заповеди)
Наибольшая заповедь
Иудейский Царь
Какая польза человеку без души
Отверженный камень
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Повеление Иуде
Арест
Суд
Раскаяние Иуды
В терновом венце
Распятие
Суббота
Воскресение