Слова и понятия

Технология=техно+логия, то есть умение слагать. Что слагать? - Надеюсь, Целое.

Информация=ин+форм+ация. "Ин-" означает "в", содержащееся внутри. А, может быть, "ин-" - это сокращение от "иной", "иная"? Греческий-жреческий и Латинский-латниковский, вульгатный-вольготный языки несут в себе много сюрпризов, особенно, для русского человека. Но об этом позже. А сейчас я ограничусь замечанием. Если мы желаем использовать энергию слова в полной мере и без подвохов, то приходится возвращать привычным словам буквальный смысл. Приходится переводить их на родной язык для того, чтобы обе половинки нашего мозга действовали согласованно. Поэтому мы погружаемся вглубь, к корням слов и их истории. Русский язык оказывается тесно связанным с древними языками - арийской, греческой и римской эпох. И здесь стоит помнить, что древние языки опирались на слоговую культуру, где слова создавались из набора первичных, священных звуков и корней. При этом образование и уточнение слов велось исходя из жреческой стихийной диалектики. 

Например, приставка "интер-" (наткнулся в словаре, когда искал "информацию") скорее всего означало не "между-". Интер=ин+тер, буквально "в теле", в том смысле какой вкладывает в это сочетание стихийная диалектика. Древний корень "тер" переводят по разному. Это и "зверь", и "лето", и "земля", и "пугать", и "чудовище". Но "тер" - это всего лишь "тело", тело стихии. Зверь не имеет души и разума, одно только тело. Земля (тер-ра) - тело Ра, тело самой твердой стихии - которая расцветает летом. Ну и сама стихия, конечно, наиболее страшна когда материализуется. Тер-мин = тер+мин(ус), то есть "тело" уменьшенное до имени, названия. Тер-пси-хора = Тело+Душа+Хор - муза танца и хороводного пения. Матерь=Ма+тер - дающая, питающая тело. Здесь корень "Ма" означает природные, благодатные свойства. Сравните "Ма" и "На", природное и привнесенное. Ма-терия - "ма" + телесность. Тер-ма - обратный процесс, возврат телу "ма". К понятию "материальный" в нашем сознании примыкает понятие "реальный". Его переводят как "дельный" (Даль) или "вещественный" (современный словарь). "Реалис" пришел к нам из средневековой латыни и скорее всего буквально означает вещественность-наличие товара при обмене (ср. реализация), возможно, обмен вещи на реалы - тогдашнюю сильную валюту. Что еще осталось? - Террор, тернии, термиты, тереть. - Здесь, признаюсь, не знаю. История слогообразования ждет своих исследователей. Пора возвращаться к информации.

Форма означает вид (или "вперед"+"ма"?). Соединим. 
Информация = иновидение, внутривидение, представление предмета-ситуации-процесса-явления в ином виде, выявление скрытой сути в наборе видов-изображений. Что получается теперь?

Информационная технология! Я постарался освежить это словосочетание для вас. Остановитесь здесь на минуту-другую. Попробуйте почувствовать буквальный смысл, образно-чувственно-телом.

Обычно, мы используем иностранные слова если а) они приходят из другой страны вместе с новым явлением, б) точное отражение смысла на родном языке получается громоздким, в) мы ленимся думать на родном языке, г) мы скрываем буквальный перевод сознательно. И куда же мы пришли? - Звонко звучит "саммит", куда лучше буквального "вершина" или напрашивающегося "итоговая встреча". Ведь, называя вещи своими именами, мы рискуем, что народ начнет задаваться ненужными вопросами и ждать разумные ответы. Пусть лучше будет "саммит". И "демократия", и "консолидация"... плюс девальвация, приватизация, социальный, политический, экономический... плюс ультрарадикалы, либералы, патриоты, коммунисты, национал-социалисты, экстремисты, фашисты... Те кто слушает просто не успевают почувствовать смысл речи, так как для этого надо переводить слова к буквальным значениям родного языка и человек не успевает. Поэтому ограничивается фиксацией "похоже-не похоже" и делай с ним что хошь.

Хорошая информационная технология - умение слагать информацию в целое: от иновидения до полновидения всего отражаемого процесса - начинается с уточнения слов и понятий. Это не такая уж и сложная задача. Уровень любителя (не дилетанта, а именно любителя) в любой предметной деятельности - это взаимосвязанное свободное владение 25-40 основными понятиями. Уровень молодого специалиста - 100-150 понятий. Уровень профессионала - от 300 до 600 понятий. Знать слов, конечно, он может и побольше, но вот владеть... - вряд ли, мозг не выдержит.

Так что "если вас интересует конечный результат", осваивайте эти ступеньки. А для этого хорошо бы иметь под рукой базовые словари и энциклопедии.

С понятиями несколько сложнее. Понятие всегда несет в себе несколько значений, связанных функционально, структурно, модельно, иерархически. Например, квадра генерирует понятия, связанные всяко. Впрочем к этому стремится любая развитая схема, модель, теория. Что тут можно посоветовать?

1. Ведите блокнот понятий и метафор.

2. Коллекционируйте симпатичные схемы, отмечайте ясные и цельные построения, модели.

3. Расширяйте смысл слов, сопоставляя им несколько значений, подбирая подобия и противоположности. Например, можно все время строить тройки: материя - энергия - информация, вижу - слышу - чувствую, я - семья - работа, муж - жена - дитко, ломщики - рабы - таланты, инь - ян - дао, красный - синий - серый, рождение - развитие - плодоношение и так далее. Потренировавшись несколько месяцев, вы обнаружите, что стали мыслить яснее и точнее. 

4. Договаривайтесь с партнерами о смысле основных понятий, помогайте им их сформулировать. Культивируйте собственную наивность - начнете куда быстрее учиться сами и у людей.

Критичным является 3 пункт. Можно пробовать пары, четырки или что посложнее. Но зачем? - Если вас интересует мышление практическое, действенное, то тройки будут в самый раз - это оптимум. А если любите порассуждать, то поверьте мне - 4 измерений вполне достаточно чтобы запутать себя и любого специалиста. Тем более, что существуют довольно простые способы дополнения-усложнения понятийных схем. 

 

В представленной схеме мы используем принцип 3➫2➫1. Троичность содержания, двойственность движущих сил, единственность действия. Попробуйте, это полезно и для мышления, и для достижения, и для здоровья.

Схема  3➫2➫1 идеальна для оперативного упорядочивания ситуаций. 25-40 проб и вы начнете выстраивать ее автоматически, без записей. Она избавит вас от множественных зависаний, связанных с ситуативными неопределенностями. Сделает вас мобильными, решительными и эффективными.

Можно заполнять симпатичные графические шаблоны. Можно загибать пальцы - Спокоен, Собран, Открыт, Пробую, Доволен. Можно, как Чапай, расставлять предметы на столе. 

 

Постепенно понятия развиваются. Вы накапливаете слова, определения, метафоры. Вы упорядочиваете их в соответствии с принципами полноты, баланса, симметрии. 

Я выделяю 4 способа определения, образования понятий:
1. Естественный - от яви, вещей и явлений, их природы и свойств.
2. Рациональный - от порядка, взаиморасположения и взаимодействия предметов.
3. Качественный - от сущности, соединения признаков в целостность.
4. Аналоговый - от форм движения, общих закономерностей.

Первые два способа всем нам хорошо знакомы по школе и жизни. Это, правда, вовсе не означает, что мы умеем ими пользоваться. Собственная жизнь понятий начинается на уровне качественных определений. Их мы используем достаточно широко, часто не осознавая этого. Там были наименования и логика, здесь царствует диалектика. Полярности и противоположности. День и ночь, мужское и женское, плюс и минус... Количество и качество, мера и образец, форма и содержание... И их соединение в целое, в развивающийся процесс. Тезис-антитезис-синтез, состояние-опора-действие, явь-навь-правь... 

На сегодняшний день мне известны только две полные диалектические модели. Модель общества Карла Маркса и модель человека Игоря Акимова и Виктора Клименко. Привожу схему основных понятий модели человека. 

 

Тезис-антитезис-синтез. Энергопотенциал - Психомоторика - Критичность. Производительные силы- Производственные отношения - Способ производства. Задача объединения двух моделей стоит явственно и ждет своего гения. Результат - наука Логика, теория познания.

Если вы желаете раскрыть свое мышление в полной мере, вам придется обратиться к "Капиталу" Маркса и сочинению Акимова, Клименко "О природе таланта". Просто читайте. Человек и Общество. Все чего не доставало в Капитале, вы найдете в теории ЭПК-таланта. И наоборот. Если желание есть. Тогда две эти книги могут дать вам то, чего не найти в десятках тысяч хороших книг.

Следующий уровень развития понятий - аналоговые модели. Они явно используются в моей книге.

Дообобщавшись до аналогов, вы вновь возвращаетесь к феноменологии слов. Перед вами встает задача возрождения природного смысла понятиям, вознесенным до самостной и стихийной диалектики. Рассмотрим ключевую триаду: Сила - Организация - Управление.

1. Управление - продвижение объекта к желаемому состоянию. Точность нового определения основывается на буквальном восприятии слова на уровне корней-слогов.

2. С организацией чуть сложнее. Буквальный перевод - строение. Точно так же переводится слово "структура". Мой выбор: структура=строение. Тогда в чем различие "структуры" и "организации"? - Различие в динамике, присутствует разница на движение, процесс, жизнь. Значит, Организация = структура/строение + движение = части + связи + движение. Части - это органы. Далее выделяются типы-формы частей, связей, структур, движения и вот понятие уже охвачено.

3. Остается движущая сила. 

Уточняя смысл слов и возрождая природу понятий, мы напрямую уменьшаем неопределенность нашего мировосприятия. Тем самым мы оздоровляем свою душу, увеличиваем ее силовую плотность и сбрасываем с ее плеч все лишнее. Наша душа держит мир словами. Сколько их? - В пассивном словаре около 50 тысяч слов. Поэтому для удержания мировосприятия словами требуется прорва энергии-силы. Если слова неточны, то их требуется больше и они сковывают мир своими цепями. Слышали? - Определить, значит, убить. Чувство умирает в мысли. Мысль изреченная есть ложь.

Неточность слов и искусственность понятий ведут к росту внутренней энтропии. Это процесс рассеивания, разъедания, ржавения нашей души и нашего тела. Именно энтропия стоит стеной на пути к продлению жизни и молодости. Неопределенность слов и описаний самонакапливается. Мы живем и узнаем о мире все больше. Мир расширяется и, значит, расширяется граница с еще неопределенным. Я знаю, что я ничего не знаю. И вот наступает момент, когда тело перестает справляться с энергообеспечением картины мира. Части картины начинают тускнеть, вываливаться. Все труднее добавлять в мировосприятие новье. Начинает страдать организм, тело.

Стало быть, если хочешь быть здоров и если собираешься жить долго и без склероза, то улучшай свою понятийную основу.

 

УМЕНИЕ  ЧИТАТЬ

Упражнение "Рациональное чтение". Возьмите хорошую книгу, выберите текстовой фрагмент. Прочитайте первый абзац, вникая в смысл предложений, но не стараясь специально его запомнить. Послушайте отпечаток абзаца в ваших чувствах и памяти. Скорей всего вы обнаружите несколько словесных островков, остальная часть абзаца будет скрыта туманом. Прочитайте абзац еще раз, спокойно и не спеша вникая в авторский процесс формирования смысла. Вновь послушайте отпечаток. Несколько подобных попыток (обычно 3-5) и текст абзаца полностью всплывет в ваших чувствах - сам, естественно, без напряжения. Поздравьте себя. Вы только что познакомились с основным принципом классического обучения: Повторение - мать учения.

Методические моменты – а) не спешите, играйте с текстом, б) объем фрагмента нормируйте на уровне четверти обычной страницы, в) отмечайте % восприятия абзаца после каждого прочтения, г) переходите к следующему абзацу, если воспринято 70-80% текста.

Если продолжать читать таким способом, то постепенно число повторов будет сокращаться, выработаются личные/естественные ритм и стиль восприятия. И можно начать увеличивать объем. Пока вы не начнете воспринимать текст в 1-2 страницы без искажений в одно прочтение. Курс расчитан на 40 часов. Но... еще раньше вы почувствуете, как перестраивается ваше осознание. Критичность мышления спадает, на первый план выходит память, исчезают собственные мысли по поводу прочитанного. Человек глупеет.

Тут что-то явно не так. Попробуем изменить доминанту.

Упражнение "Качественное чтение". Пусть теперь накапливается не точность воспроизведения, а сам смысл. Представьте, что авторы, хорошо зная свой предмет, описывают шаг за шагом свое чувство предмета: с одной стороны, с другой; проявляя внутренние связи-содержание-характер; добиваясь точности-полноты-заряженности описания. Это реальные чувства, порождаемые реальным предметом.
Читая абзац раз за разом, вы не спеша наполняетесь содержимым и проявляете собственное чувственное ощущение предмета, приближаясь к его сути. 3-5 попыток и внутри вас созревает заряд достаточный для проявления собственных мыслей. После некоторой тренировки вместо повторов можно (это лучше) использовать паузы. Замедлитесь, вслушайтесь в свои чувства - возникает сам собой творческий конспект-образ-заряд прочитанного.

Замечательно! – но приходит срок и вновь что-то вмешивается в процесс общения с прекрасным.

Если текст хорош, то ваша энергия растет. Если плох, то медленное смысловое чтение приводит к заметной потере энергии и скуке, хочется пролистать материал побыстрей или закрыть книгу. Продолжение чтения в большинстве случаев ведет к нарастанию дискомфорта. Ведь вы глубоко настраиваетесь на слог автора, состояние его души. И чувствуете как тело буквально протестует против чтения. Например, читая многое из Пушкина или Высоцкого, вы со слогом получаете заряд боли и безысходности, который оказался не по силам этим гениям... Снова поздравьте себя. Вы только что познакомились с прекрасным способом определения полезности книжек и авторов, их влияния на ваши психику и здоровье.

К сожалению текстов органично влияющих на наше здоровье довольно мало. Следовательно, встают задачи поиска хороших текстов и экологичной работы с вредноватой информацией. Внимание: качество-гармония текста на 80% определяется уровнем самооценки и органичности самого автора.

Это легко доказать посредством тестирования текстов в группах лиц с самооценкой не ниже точной. В такой элитной группе собирается 15-20 участников, представляющих различные стили мышления. Группа организована соответственно естественной системной иерархии, т.е. в критических ситуациях подчиняется лидеру гармонии. Заметим, что элитные группы могут достоверно оценивать любые товары-услуги-проекты.

Элитный отбор позволяет привлечь к работе авторов. С одной стороны, достаточно легко показывать населению преимущества отобранных текстов. С другой стороны, это стимулирует продажи соответствующих книжных версий. И соответствующая организация - Банк-3000 - в этой связи становится агентом лучших книг и лучших авторов. Более того, становится заказчиком новой значимой информации и книг.

Гармоничных книг мало. Рекомендую к художественному чтению все труды Карлоса Кастанеда о волшебной природе человека и мира. Рекомендую к интеллектуальному чтению все труды Игоря Акимова и Виктора Клименко о природе таланта. Хороших книг заметно побольше. Список гармоничных и хороших книг вместе с текстами представлены на сайте www.progressor3000.da.ru

А пока предлагаю способ компенсации книжных и не только книжных дисгармоний.

Упражнение "Развитие Слога".  Начните с простых приемов. Если что-то не так – а) старайтесь уточнить-назвать источник-форму дискомфорта, б) разбейте дискомфорт на части – раз-два-три…, в) обострите требования ко времени-объему-цене…, г) остранитесь – взгляните со стороны, сделайте паузу, займитесь чем-то другим. Самое простое - перескажите, запишите фрагмент своими словами, стараясь обозначит дискомфорт (и комфорт!) поточнее.

Далее. Энергия воспринята (хорошая или плохая), воспринята через текст и, значит, требует действия. Действия-опредмечивания, в первую очередь, словесного.

Выберите ежедневную форму: заметки на полях, дневник, письмо к значимому другу, чувственный этюд. Ограничьте время - от 15 до 25 минут. Настройтесь на предмет (или чужой слог) чувством и телом, добиваясь устойчивой плотности энергии-ощущения. Теперь не спеша пишите. Чувство предмета обеспечивает непрерывность, связность процесса писания. Плотность энергии отсеивает словесные пустышки и шаблоны, выявляет подходящие вашему чувству слова, ассоциации, образы. Не думайте - чувство кристаллизируется в текст. Не спешите - слово рождается словом. Нарушая эти правила, Вы разрушаете процесс и вместо своих мыслей повторяете заученные=чужие стереотипы.

Другой вариант – молитва. Прямое обращение к божественным эталонам - источникам силы, пророкам, идеалам, божествам. Значимая мольба-молитва-разговор в сочетании с достойным собеседником позволяет кумулировать сильные энергии. Результат творческого общения с Божественным - прояснение цели и процесса, восстановление веры в свои силы, оздоровление души и тела. Попутно вы укрепляете свой Дух-Слог и настраиваете его на решение задач.

 

Замечания

1. Все упражнения обязательны. 

2. В смысловом чтении настраивайтесь на "сосуд абстракций". Автор вкладывает в свой текст намного больше смысла, чем непосредственно способен воспринять читатель. Решите вопрос с доверием и, затем, доверьтесь тексту. Смыслообразующая энергия удерживается словами. Для этого слова выстраиваются в "сосуд абстрации". Его вы можете почувствовать при чувственном припоминании текста. Что-то всплывает сразу, что-то торчит-прорезается, что-то остается в тумане. Вот в этом тумане чаще всего скрываются "сосуды абстракции". Настройка позволяет почувствовать здесь сгущение неосознаваемого пока вами смысла. Темные участки смысла и есть предмет вашего обучения. Это та самая разница, которая отличает автора от ученика.

3. Обращайте внимание на форму: начала абзацев, логические переходы и целостности, приемы удержания и возврата внимания, используемые образы. Довольно быстро вы почувствуете что такое стиль текста и поймете, что вам лично нравится-подходит больше. Это проявится в вашей речи и поможет вам овладеть азами журналистики:
• заголовок и начало - интрига, мобилизация, как бы выбор, странность, анонс
• структура - факты-модели-выводы, цепочка, параллельные линии, матрешка, разноплановость, развертывание-свертывание, короткие главки, монтаж, схема-иллюстрация; история, иерархия, логика, территория
• мотивация - притчи, анекдоты, пословицы, афоризмы; картинки, дизайн; якоря, повторы, обрывы; оживление, диалог альтернатив, изменение точки зрения; возврат к основам, использование стереотипов - табу - стимулов; аналогия, намек, пример, сравнение, наоборот, неожиданность; вопрос - сравнение - вывод, блок-подсказка, задача - тест - вызов
• фигуры - цитаты, поговорки, идиомы, фразеологические обороты; образные и переносные выражения, синонимы-антонимы, эпитеты, сравнения; метафоры, аллегории, гиперболы, перифраз, инверсия, антитеза; проблемная форма, диалог, слова-максималисты, освежение; номинализация, формулировки, переходы, трюизмы, переформирование, обращение к сознанию - подсознанию
• окончание - разрешение, повтор доминант, итоги, постановка задачи, призыв, благодарность, обратная связь - задание

4. В форм-стиле проявляется стиль мышления автора. Книги - это простейший способ понять новую логику, иной стиль мышления. Значит, понять мотивацию и поведение различающихся людей. Отсеяв пустышки - плоды завышенных людей, мы обнаружим на каждом этаже гармоников фазовые различия. Одни мыслят от первой фазы - генеративной, природной, феноменологической. Другие - от рациональности, порядка, сбалансированности и полноты. Третий стиль мышления волнуется, прессует, взлетает и пикирует. Четвертый - опирается на территорию и законы. Попробуйте настраиваться на разные стили. В поэзии - Ломоносов, сказки Пушкина, Тютчев, Есенин, Маяковский, Чуковский, Пастернак... - сравнивайте. В фантастике - Саймак, Шекли, Каттнер, Грин, Анчаров, Альтов, средние Стругацкие, Ефремов... В познании - Маркс, Гитлер, Сатпрем, Кастанеда, Раджниш, Акимов-Клименко, Белов, Друкер... Списки выстроены не столько по фазам мышления, сколько по оригинальности мышления авторов. 

5. Самой простой формой мотивации и контроля упражнений является парные занятия. Например, занятия со школьником. Примерно 100 часов занятий позволяют снять все учебные проблемы. Желательно помнить, что за первыми школьными навыками стоят сотни часов детского труда, то есть энергия помноженная на время.

Дополнительные упражнения:
• любование словом, словосочетанием, абзацем
• настрой на ощущения погружения в смысл фрагмента и обратного выгружения
• замедление до побуквенного чтения
• выделение силовых доминант и смысловой волны
• пересказ фрагментов друг другу с легким улучшением стиля
• ведение конспекта, схематизация смысла и составление симпатичного конспекта главы

Довертесь своему самочувствию и дыханию. Читайте в таком темпе, чтобы ваши силы не только не уменьшались, а лишь возрастали - пусть и потихоньку. Любование текстом и неторопливость - первые ключи к умению читать. Тем не менее чужой смысл накапливается и требует либо вытеснения, либо реорганизации в свой собственный смысл. Делайте здесь паузу и дышите с удовольствием, удерживая вниманием воспринятый смысл в форме облака. Все что необходимо для хорошего переосмысления - это энергия чувств. Дайте созреть этому процессу несколько раз и у вас появится возможность управлять им. Можно также попробовать покачивать внимание влево-вправо, ближнее и подальше - в темпе связности чувств. Освоив простое покачивание, можно попробовать броуновское покачивание в любые стороны - не спеша и криволинейно, связывая точки сферы линией проходящей через ваше тело.

Не забывайте и об отдыхе тела. Динамизируйте его разнообразием. Используйте для этого упражнения 3 главы. Самое простое - потягивания с позевыванием и смехом.

Шаблон решения информационных задач

1. Накопление заметок

Сбор тезисов, фактов, предположений, картинок, образов. Лучше использовать для этого карточки. На этом этапе записываются опорные положения, что-то сразу раскрывается в текстовой фрагмент, появляются вопросы и догадки. Накапливается материал задачи, вы картируете-определяете проблемное и/или предметное пространство. Ориентируйтесь на цифру - 40 заметок. Это тот минимум характеристик предмета, который гарантирует выход за пределы вашего мышления. Напомню, размерность оперативной памяти - 5-9 характеристик, за счет чувственного погружения, комбинирования и связывания можно увеличить количество удерживаемых характеристик до 15-25. Информационная технология начинается с цифры 40 характеристик.

2. Построение функционального дерева

Все заметки раскладываются на лист в форме дерева. Материал упорядочивается с помощью чувств, чтобы выглядело хорошо и красиво. Появляются ветки, на которых растут близкие заметки. Материал группируется в тело. Ориентируйтесь на получение 7-15 веток, то есть уложите дерево в ваше чувствование предмета.

3. Выявление блоков-частей предмета

Сравнивая ветки, вы постепенно устанавливаете внутренние связи и уточняете структуру исследуемого предмета. Структура сжимается - от десятка ветвей до 3-5 блоков. Блоки выявляют доминанты, позволяют упорядочить и восполнить объем информации согласно ее внутренней структуре. Были руки-ноги тела-дерева, теперь появляются органы тела. Получился организм как образ желаемого. Ключевые блоки определяют структуру задачи в вашей оперативной памяти. Если блоков больше пяти, то оперативная схема начинает тормозить принятие решений. Если меньше трех - схема чересчур упрощает ситуации, упускает ресурсы.

 

4. Замыкание структуры в механизм

Блоки выстраиваются в аналоговую модель с помощью соответствующего шаблона. Вводится их временная последовательность, иерархия значимости или влияния, взаиморасположение в пространстве. Аналоговый шаблон берется не из книги, шаблон появляется сам изнутри в процессе работы. Кому-то везде чуется инь-ян, кто-то работает тройками, кто-то звездами. Есть и более экзотические формы. Все определяется целью этапа - получением модели воспроизводства качеств. В такой модели исследуемый предмет управляется и самоуправляется.

Сгодится любая процессная модель. Может быть бостонская матрица, может быть китайский пентагон первоэлементов или качественная модель физического явления. Рекомендую использовать квадру, если выбирать не из чего. Используйте ее как шаблон, не дожидаясь полного понимания. Раскладывайте информацию по элементам-частям квадры. Выделяйте доминанты. Связывайте их потоком, по кругообороту. Учитывайте структурные связи противоположных этапов - как получится. По мере опыта смысл шаблона накопится и проявится. И это будет ваш собственный смысл и шаблон.

5. Представление информации

В основе представления лежит наглядность и чувственная мотивация. Наглядность обеспечивается красивыми схемами, плакатами или слайдами, иллюстрациями. Не жалейте время на наглядность. Чувственность обеспечивается точностью и яркостью формулировок, занятными примерами и образами. Юмор, природные эффекты, красочные сравнения.

Когда основа подготовлена - схемы и логическо-образные опоры - то дело за малым. Разбейте объяснение на части двумя способами: а) отдельные самостоятельные фрагменты, б) этапы развертывания-свертывания информации. Первый способ даст вам возможность передавать информацию "на ходу", готовить почву. Второй способ должен быть ориентирован на деятельность. Что-то вроде бизнес-плана: суть, результаты и затраты, товар, технология, организация, договорная база, продажи, финансовый контроль.


Примеры
 

Схема планирования

1. Задача  ГДЕ-ЧТО-КТО-КОГДА-ЗАЧЕМ

 

2. Ресурсы и ограничения

 

3. Схема задачи

 

 

 

4. План действий

Шаг ЧТО КОГДА КТО ЗАТРАТЫ
1.       время/деньги
2.        
...        
N        

 

5. Итог

 


 

Формуляр заданий                      Задание/план на срок

Задача _________________________________________
________________________________________________
________________________________________________

Сроки Работы Ответственный Ресурсы
       
       
       


Подпись 1
Подпись 2


Лист ежедневника

Методы усиления мышления

Все методы действенны. Но в них есть содержательная специфика, которую часто не ухватывают авторы пособий. Поэтому методы плохо тиражируются. В следующем издании я приведу содержательные ключи к этим методам. А пока ограничусь замечанием: если вы гармоник, то любой метод будет работать хорошо.

Список типовых контрольных вопросов ФСА

1. Какова основная функция узла (детали)?
2. Что представляет собой "идеальный" узел (деталь)?
3. Что будет, если убрать данный узел (деталь)?
4. Какие и сколько функций выполняет данный узел (деталь), нельзя ли часть из них сократить?
5. Как иначе можно выполнить основную функцию?
6. В какой отрасли техники наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
7. Можно ли разделить узел (деталь) на части? Можно ли объединить несколько деталей (узлов)? Можно ли разборные соединения сделать неразборными и наоборот?
8. Можно ли неподвижные детали сделать подвижными и наоборот? Можно ли использовать холостые ходы? Можно ли от периодического движения перейти к непрерывному и наоборот?
9. Нельзя ли поменять последовательность технологических операций? Ввести или исключить предварительные сборочные и обработочные операции? Исключить отделочные операции?
10. Какой элемент узла (детали) самый "слабый", нельзя ли его отделить от детали (узла), "усилить"?
11. Какие факторы, функции в работе узла (детали) самые "вредные"? Нельзя ли их использовать? Что будет с изделием, если узел станет выполнять противоположные функции? Как реализовать работу "наоборот"?
12. Нельзя ли упростить узел, добиваясь не 100% полезного эффекта, а чуть меньше или больше?
13. Можно ли уменьшить допуск, снизить чистоту, упростить форму, усовершенствовать прочие аналогичные элементы узла (детали)?
14. Можно ли заменить специальные детали стандартными?
15. Какие дополнительные функции может выполнять данный узел (деталь)?
16. Можно ли изменить материал, сортамент?
17. Можно ли уменьшить отходы или использовать их?
18. Нельзя ли взять более дешевый материал и применить покрытия, биметаллы и т.д. либо вставки из высококачественного материала?
19. Что в детали (узле) в первую очередь изнашивается?
20. Где в детали (узле) заложены излишние запасы, нельзя ли их сократить?

 

Попробуйте проанализировать любой объект по этому списку. 1-2 минуты на вопрос. Если вы проделаете это раз 40, то этот список "ляжет" в ваш мозг и начнет помогать вам автоматически. Это довольно сильный инструмент из арсенала ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Список взят из книги "Поиск новых идей: от озарения к технологии", авторы Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов.

 

Квадра решения задач

Как использовать квадру решения задач?

Во-первых, нужна конкретная задача. Возьмем, для примера, известную задачу на снижение энергозатрат дома. Существует два различных подхода к решению задач: с помощью денег, с помощью смекалки. Квадра применима и тут, и там.

Денежный способ сразу ведет на 2 этаж. Но приемлемого решения здесь, как правило, нет. Т.е., доплачивая за замену и согласование световыделяющего и тепловыделяющего оборудования, далеко не уедешь. Неон оказывается с подвохом: гудит, освещает как-то неестественно, капризничает. Галоген требует дополнительных усилий и затрат. Замена бытовой техники на более современную влетает в копеечку.

Поэтому двигаемся дальше - на уровень стильного спроса. Тут-то и помогает квадра. Ведь ошибки на этом уровне стоят недешево. Обострить => Сделать наоборот => Изогнуть. Обостряя, обнаруживаем, что за лишние деньги получаем лишнее качество. Первичная задача решается криво: затраты не уменьшаются - растут, зато получаем хорошее естественное освещение - залог хорошего самочувствия. Что говорить, стильный спрос!

Делаем наоборот и отказываемся от галогенок в пользу тонкого изогнутого неона и/или хитрых лампочек от Филипс. Получается быстрее и проще - деньги те же. 

Изгибаем и продумываем конечный светодизайн для дома, гибко используя и то и сё. Планируем последовательность замен с учетом затрат. Приглядываемся к энергоэкономичным холодильникам, пластиковым окнам и т.д. Вздыхаем.

Попробуем применить смекалку, уже зная, что правильное решение находится на уровне противоречий. Но выявить их и уточнить придется самому, от начала.

На 1 этапе - ограничения - уточняем доминанту. По линии затраты => функции => свойства. И обнаруживаем, что ведущим фактором является наше самочувствие. Поэтому не проходит, привлекательная на первый взгляд, существенная экономия за счет смены привычек - "уходя - гасите свет", органичение телепросмотров, одевания-чай-зарядки… Не проходит и уточнение функций. Меньше ватт - хуже самочувствие. Идем дальше.

На 2 этапе - задачи - ищем противовесы, дополнения и пропорции. Опять обнаруживаем проблемы с неоном и галогеном. Разделяем ситуации (читать, смотреть, готовить, говорить…) и места (гостиная, кухня, коридор…), определяем приемлемые условия и вклад-критичность ситуаций в энергоэкономию без потерь для самочувствия. Вспоминаем советы соседей - радикальные (счетчик, проводка из подъезда, газовое отопление с камнем в духовке…) и рациональные (щели в окнах-дверях, третье стекло, местное освещение…). Появляются смелые идеи - светорегулятор, шахтерская каска, вкл/выкл с разных точек…

Попутно вглядываемся в щели, потолки, предметы - с грустью замечая: почистить бы, побелить, покрасить, выбросить-купить… Нормальный такой процесс вживания в предмет задачи. Процесс, ведущий на 3 этаж, так как задача типовая - приемлемые решения на 2 этаже требуют изрядной дисциплины.

И вот мы снова оказываемся на уровне противоречий. Уже эксперты, уже погруженные в предмет задачи, уже мотивированные на самостоятельные усилия-труд. Теперь нам легко и интересно самому установить галогенную систему - дизайн, монтаж ламп и проводки; заделать щели теплоизолятором с замазкой; попутно что-то подкрасить и исправить несколько мелочей. Если делать все не спеша и с удовольствием - то удовольствие вернется. Только еще бы противоречие разрешить, тогда удовольствие вернется с наваром, который будет радовать при каждом воспоминании - греть и светить всю жизнь.

Используя метод обострить => сделать наоборот => изогнуть, плюс памятуя о принципах разведения противоречащих свойств в пространстве - во времени - в иерархии, можно достичь желаемого. 
Например, изобрести параллельно-кольцевую проводку для включения/выключения света с 2-3 точек (актуально для длинного коридора, наружного освещения в подъезде, включений "не вставая с дивана"). Или как-то приспособить для этого инфракрасный пульт? Можно снабдить критические места сигнальными лампочками, можно спаять диодную схемку для регулировки или же купить ее. Но, кажется, это сложновато. 

Из попроще. Зная теперь о значении и стоимости естественного света, вполне можно скомпоновать распределенную схему общего-местного освещения с использованием лампочек с покрытием. Стоят они в 3 раза дороже, зато дают приятный свет, несколько более долговечны и экономичны. А в окна есть смысл вставить 3 стекла, рассогласовав их толщину (5-7-4 мм). Это солидная и теплозащита, и звукоизоляция. Почти как пластиковые окна, только заметно дешевле и долговечнее. А если все это еще покрасить снутри-наружи, да продумать нестандартную самовентиляцию и со вкусом нарядить… Главное - помнить о главном: разрешение противоречия - это не столько технический продукт, сколько прибыль для самочувствия. Хорошее продуманное освещение и тепло/звукоизоляция займут 2-3 недели вашего свободного времени, а радовать будут годами. Потому что собственноручная гармонизация предметного окружения улучшает мир и внутри нас. Две или три недели вашего свободного времени…

Теперь от дедуктивных построений перейдем к разрешению конкретного противоречия на примере самовентиляции. Цель - устройство, самостоятельно вентилирующее помещение. Обостряем - своими руками, без особых затрат, не открывая окон, постоянно, без сквозняка, бесшумно и сохраняя тепло. Прессуем, набирая критическую массу, и двигаемся по линии процессы => границы => формы. 

Во-первых, требуется движитель воздуха. Кондиционер дороговат и жрет энергию. Вентилятор шумит. Можно также использовать разницу давлений или температур. Либо и то, и другое вместе. Нужна труба: и наверх, и снизу - непонятно.

Во-вторых, теплообмен. Здесь решение одно - наружный воздух, не смешиваясь, обогревается внутренним. Максимум наполовину (закон сохранения энергии). Вот где появляются границы, или исчезают? Последовательно - в паузах - параллельно. Так выходим на идею - мелкосотовой трубы из фольги: по одним дыркам воздух входит, по смежным выходит. Внутри процесс понятен, на краях - не очень - воздух смешивается и там, и там.

Пора "делать наоборот". Только вот что? Что-то надо делать с формой. Надо динамизировать трубки, например, сделать гибкими или извилистыми. Так, если скрутить их спиралевидно, площадь контакта возрастет и теплообмен увеличится - можно будет проветривать сильнее. А "гибкими" трубки могут быть на входе-выходе, чтобы развести новый-старый воздух. Куда? - Старый вверх, новый с низу или наоборот? Хорошо бы там еще вентиляторы вставить. Или можно обойтись одним? Или только за счет разницы давления? Это ж какой высоты должна быть труба? 

Попробуем взглянуть с другой стороны - из комнаты. Фиксируем: пусть движитель есть, есть тяга, воздух движется туды-сюды. Как развести его здесь? Снаружи воздух все равно холоднее - логично подавать его вверх для циркуляции. А брать старый воздух лучше равномерно в диапазоне 0,5-1,5 метра от пола - где дышим. Получаем два воздуховода - горизонтальный верхний и вертикальный нижний. Можно сразу перевести трубки в пластиковые или жестяные короба (стандартные воздуховоды), закрыв выходы и насверлив дырочек. Представили? - внутри все сложилось. Если снаружи тоже упаковать трубки в короба, развести короба плюс поставить на выходах по вентилятору… Кажется, в комнате можно будет даже курить у окна - только надо удлинить выходную трубу - создать замкнутую конвекционную зону (изогнуть). 
Кстати, а как именно трубки превращаются из связанных сот в отдельные расходящиеся трубки? - непонятно. Стенки оказались вдруг двойными? - делать легче, теплообмен меньше. Трубки сквозь трубки… скручиваются, прессуются, слипаются… если бы они на это время были бы упругими, не проминались - заткнуть их что ли с обеих сторон, или водой наполнить? - да уж, непонятно. Все сидим на уровне противоречия, не вылезти. И как это все сотворить своими руками?..

Кажется, мы проявили все производные противоречия. А противоречия разрешаются - правильно - обострением, выворотом, закруглением. Не нужно двойных стенок, трубки идут только снаружи - круглые, снизу-вверх-вниз. А воздух изнутри поднимается под действием тяги в промежутках трубок, т.е. в остальном объеме (если теплый сам уходит вверх). Пучок тонких до фольги трубок входит внутри-наружи в короба и герметизируется подходящей замазкой. Выходящий воздух входит коробом внизу агрегата, выходит коробом - вверху. Агрегат получается тонким-длинным (наружу) или толще-короче. Трубки в нем сидят относительно плотно. Теплообмен растет если увеличить площадь контакта (количество и длина трубок) или уменьшить толщину трубок. При сечении агрегата 10×40 см (или 5×80, или 20×20), думаю, достаточной является длина в полметра-метр. Можно к тому же изогнуть короб агрегата наружу-вверх - буквой Г или более изящнее. Да еще - втягивающий раструб должен учитывать перепад давлений - количество дырочек должно увеличиваться к низу. А что делать снаружи - подумайте сами. То ли сохранить 2 вентилятора - наружи они шуметь будут незаметно. То ли упаковать схему в один вентилятор, решая параллельно задачу незамерзания в сильный мороз? То ли вовсе отказаться от электричества и получить своего рода полезный вечный двигатель за счет разницы давлений? А летом открывать окно. 

Можно отказаться от теплообмена, резко упрощая систему. Можно подключить соседей в кооперативную трубу. Или же переключиться на чудесную задачу о включении/выключении лампы с двух разных мест?

В приведенном примере, это довольно сложная задача, мы уперлись в один этап квадры. Правильный же порядок использования квадры требует мягкого перехода от этапа к этапу. Накрутив 2-3 круга, вы плавно без кризисов получаете приемлемое решение или, если не хватает решающей информации, выделяете и уточняете характер возможного решения. Мне, например, не хватает экспертной информации для прогнозирования возможных решений проблемы звукоизоляции - но нужные вопросы уже есть. 

Замечание. Если обострение ни к чему не приводит, то смещаемся на этап назад-вперед. Т.е. пробуем делить или увеличивать. Кстати, ТРИЗ-инструментарий для решения противоречий: принципы + метод РВС - действует именно так. 

Для качественного анализа решений советую использовать следующую схему.


Не стоит рассматривать квадру в качестве панацеи - она всего лишь аналоговый шаблон, четвертый этап информационной технологии. Собрать и уточнить исходную информацию о предмете, включая окружающие ресурсы; рационально организовать ее, примеривая и комбинируя приемы изменения-решения; сложить в качественную модель, диктующую условия и формы идеализации решения - все это хорошо бы и уметь и делать. Плюс знать научную и техническую феноменологию. Квадра помогает вести эту работу быстрее и целенаправленнее, помогает выбираться из множества таящихся в предмете ловушек и тупиков мышления. 

Квадра - всего лишь шаблон для оптимизации-концентрации мышления. Поэтому мои комментарии - это мои комментарии и только, художественная иллюстрация к слоговому абстракту. Квадра предназначена для генерации ваших личных комментариев. Ведь если задачи решаются, то только благодаря вашим живым усилиям и вашему живому мышлению. От раза к разу все легче и проще, средствами самих задач.