2.3 Новая Библия


Банк-3000 - это персональная информационная система на вашем компьютере. Ее составляющие:
1. 3000 статей по опорным точкам человеческой практики и жизни плюс Энциклопедический словарь, написанные-составленные талантами-гениями-мастерами
2. Банк Гармоний - подборка лучших книг, изображений, музыки,...
3. Информация о лучших товарах и услугах
4. Букет наилучших "полезняшек" для компьютера - органайзер, часы, переводчик,...

Появление информационной системы Банк-3000 можно сравнить с появлением Библии или началом книгопечатания. Приведу пару доводов в пользу такого сопоставления.

1. Решая задачи на поиск информации порой приходится перелопатить массу книг и изданий. С годами, правда, набор исходной литературы стабилизируется. Причина простая - не так уж и много хорошей литературы. С другой стороны, при этом приходится пренебречь огромным массивом книг и статей, важность которых исчерпывается парой полезных фактов-моделей. Банк-3000 строится так, чтобы задействовать оба названных информационных ресурса - а) подборка лучших книг и статей и б) рефераты по полезным фактам-моделям. Причем гипертекстовая технология позволяет сделать доступ к этим ресурсам на порядок более эффективным.

2. То, что мы живем не на заре цивилизации ясно. Информация нарастает и кумулируется в книгах, в организационных нормах, в технологиях и предметах потребления. Но ее объем, выраженный в том числе и в стартовых барьерах новой деятельности, не столь грандиозен как может показаться обывателю попавшему в большой архив или большую библиотеку. Ведь значительный процент информации бесполезен для массового потребителя.

Приведу пример реорганизации информации, ведущей к радикальному ее уплотнению. В обучении любого вида приходится учитывать консерватизм сознания и подсознания средней аудитории. Это порождает соответствующую науку - педагогику, дидактику; ведет к появлению активных методов обучения, насыщению учебников наглядной и легко усвояемой массой пассажей-примеров-аналогов. Но задача оказывается столь сложной, что на этом пути неизбежны потери качества в передаче оригинального содержания учебных дисциплин.

Если вам скучны проблемы школьной педагогики, то можете думать о повышении профессиональной квалификации или об освоении новой специальности. Это то же самое.

А ведь можно решать эти задачи и с другой стороны. Изменять самих учащихся. Например, если выправить тонус и здоровье, то заметно вырастет и память и работоспособность. Прекрасные результаты дают уроки развития внимания и освоение пограничных-суггестивных состояний сознания. Тонус+Эйдетика = Секрет эффективности практически всех новых методов обучения. Уроки, обеспечивающие развитие 2 решающих факторов хорошей учебы, вы можете найти прямо здесь. Еще несколько уроков Базового курса и можно забыть про десятки тысяч книг и монографий, посвященных проблемам обучения.

Остается еще и Мотивация. Вот для нее и строится Банк-3000. Обычная мотивация предметна: есть проблема, есть и интерес к соответствующей информации. В Банке-3000 жаждущий довольно быстро сможет удовлетворить свой запрос.

Смотрите материалы. Я утверждаю, что все более-менее значимые ограничения в распространении информации учтены. Банк-3000 станет одновременно и уникальной, и универсальной системой. Это и предмет системы образования, и ответы на большинство запросов практики, и стандарт для персональных информационных систем, и мощный организующий и направляющий фактор развития общества.

 

ЖДАТЬ ЛИ НАСТУПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ?



Предисловие. Эта статья была написана в 1998 году. Вы можете спросить "Если все так здорово - почему ничего не сделано за 4 года?" - Разработав Банк-3000 и Покупательские карты, я предложил их для внедрения ряду московских провайдеров и торговцев. Но понимания не встретил. И стал копаться в причинах. В результате раскрыл метафизику ноосферы и связь человека со Вселенной. И насчет критики не спешите. За 4 года все то, что здесь написано, только подтверждается и становится все более критичным.

О простых причинах сложных явлений

Знакомый начальник долго маялся с клавиатурой двух-пальцевым способом. Человек деятельный, множество планов, набросков, деловых записок, принялся даже за диссертацию. И, вот, года 2 назад что-то накопилось и прорвалось. За месяц освоил “полуслепой” 10-пальцевый метод.  А через некоторое время, в гостях, знакомится с Lotus-органайзером. Впечатление - Потрясающе! Заело, звонит своему нелегальному поставщику и упрекает - “Тут, мол, у людей такие программы… За что я тебе деньги плачу?!…” Когда разобрались, поставщик оказался на высоте - поставил русифицированный Lotus еще в 1994 году. Наш герой не сразу, но вспомнил, что что-то  такое пробовал; показалось неудобным, громоздким; и невостребованный органайзер при очередной битве за мегабайты был безжалостно стерт.

Этот и множество подобных примеров подсказывают крамольную идею: если в школе заменить весь курс информатики на курс машинописи и составления деловых записок, то уровень управленческой и компьютерной грамотности в стране стал бы раза в два “шире”, а зачастую и глубже. Если же говорить о сегодняшнем дне, то клавиатурный ввод и рациональная работа с информацией являются критическими факторами эффективного использования компьютера массовым потребителем. Пренебрежение этим заметно тормозит процесс распространения современных информационных технологий и развитие компьютерного бизнеса.

В чем тут дело? Программы-тренажеры позволяют сравнять скорость машинописи со скоростью письма недели за две, но этого явно недостаточно - почему-то народ никак не воспользуется этой возможностью. По аналогии с рукописью, очевидно, требуется программа обучения, позволяющая не замечать клавиатуры. Кроме увеличения чисто технических требований (со скоростью речи, “слепой” метод) необходимо добавить сюда программы развития культуры запросов, обработки информации и написания предложений. А без этого неизбежен конфликт между привычным стилем мышления и новой технологией умственного труда.

Все названные средства появятся в недалеком будущем по мере успехов дистантного образования. Но если нет сил ждать, то можно поискать новые решения в сфере дизайна и изобретательства. В деловой части заметного прогресса можно добиться подбором хороших примеров. Причем нужны образцы для подражания, а не почва для мышления и творчества. Т.е. плоды успешно решенных задач, а не плоды сомнений.

В освоении машинописи будет полезен перевод курса Владимира Шахиджаняна в компьютерную форму. Особенно, если у пользователя развита самодисциплина и критичность. Хотя человеку с таким счастьем, возможно, хватит и знакомства с раскладкой клавиш по пальцам. Поэтому предложу и альтернативный вариант на основе простейшего тренажера-стрелялки. На мой взгляд, там только один недостаток - невыговариваемые и мыследробильные буквосочетания в промежутках между “пальбой”. Наверное, в них заложен труд не одного поколения ученых-статистиков - спорить не буду. Тем не менее, заменим их на афоризмы, байки, метафоры эротического и раскрепощающего характера. Подойдут и этюды талантливых журналистов, поэтические подборки, да мало ли что еще… Прочувствуйте, как меняется процесс?! Как удовольствие от успехов в стрельбе не отбивается напрочь между сериями, а обогащается и передается дальше. Путь может и будет подлиннее, но и дошедших до цели окажется много больше. Плюс появится простая возможность развить свой стиль, словарь и фразеологию, познакомиться с образцами остроумия и гармонии.

“Главная ловушка - поверить, что существует один-единственный путь. “Трава дьявола” - это лишь один из миллионов путей. Поэтому ты всегда должен помнить, что путь - это только путь. Все они одинаковы: они ведут никуда. Они ведут в кусты или через кусты. Смотри на любой путь прямо и без колебаний. Затем задай себе, и только себе самому, один вопрос. Этот вопрос задают лишь очень старые люди: ЕСТЬ ЛИ У ТВОЕГО ПУТИ СЕРДЦЕ? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого нет. Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти, приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий”.
К. Кастанеда.
 

На этом же пути весьма полезной представляется стандартизация “чужих” находок. Например, клавиатура станет лучше, если:
• поменять местами и цветом русские и английские буквы
• отделить-расставить клавиши левой и правой стороны
• сделать клавиши биологически активнее (нажим, фактура, материалы, накапливающие и обогащающие инфракрасное излучение пальцев)

* Прекрасное решение - клавиатура 4х8 Владислава Кучина (Компьютерра 11.05.98)
* Смотрите также материал Голосовые технологии

Можно поэкспериментировать и в смежной сфере. Переименовать Органайзер в Личного организатора, оплодотворить справочную систему рекомендациями психологов по управлению временем и делами, оптимизировать примеры и формы, к визитнице добавить фоторобот и психогеометрическую классификацию людей и их поведения в различных ситуациях и т.д. А что Вы думаете о систематизации идей и предложений подобного толка, опубликованных в компьютерных журналах за 5-7 лет?

Соответствующие решения, видимо есть. Но либо малоизвестны, либо дороги, либо не русифицированы. А отечественным компьютерщикам пока не до этого. Неудержимый прогресс информатики хоть и сопровождается заметным удешевлением систем стартового уровня, но пока еще не преодолел барьер различия в уровнях жизни между нами и развитыми странами. Ступенька высотой в 750 $ отделяет нас от массового распространения новых технологий (мультимедиа ПК + принтер + сканер). Поэтому пока емкость отечественного рынка недостаточна для производства собственных систем - PC+Soft - конкурентоспособных по мировым меркам.

С другой стороны, если посмотреть не на потенциальный, а на имеющийся парк машин, то можно обнаружить, что ПК на 50% используется в качестве печатной машинки, на 30% как игровая приставка и только на 20% как специализированный профессиональный инструмент. Возможности - Самого-самого! - MS Office используются большинством процентов на 10-15. Так было и 5 лет назад, так есть и сейчас.

Но подумать об этом дольше не получается. Рекламный напор информационных корпораций и шумиха экспертов, попавших в неплохо оплачиваемую виртуальную реальность, перешибают любую критику и нагнетают на нас страх не успеть - оторваться от прогресса - прослыть ретроградом. Я их понимаю, если этого не делать, то покупатель остановится и задумается “А что, собственно, я с этого буду иметь?” Ответ будет странным - для реализации большей части полезных в профессиональном смысле функций вполне достаточно 286 процессора. Более сложные функции - глобальные и мультимедийные зачастую не окупаются, за исключением специализированной деятельности и, может быть, корпоративных систем. Конечно, мерседес удобнее жигулей, тем не менее, крутые игры и Интернет-развлечения - это уже домашние забавы, которые не должны оплачиваться из бюджета фирмы. Спорное для многих утверждение.

Задача.  Ценовой барьер к массовому распространению компьютеров в нашей стране составляет около 200-250$. Добавим сюда ресурс более полноценного использования информационной технологии и тенденцию развития мобильных систем. И вернемся ... к органайзеру. Спроектируйте в общих чертах развитие электронной записной книжки для реалистичного разрешения вышеназванных проблем.
 
 

С точки зрения покупателя

Если на критически важном месте оказывается не тот человек, страдают все. Ни для кого не секрет, что реформы на предприятиях и во власти не идут не из-за нехватки кадров, а по причине отсутствия механизмов элитной ротации ключевых фигур. Российская экономика вкусила это в полной мере. То же самое, только в менее явной форме, происходит на рынке товаров, когда “благодаря” неопределенности покупательского спроса и сопутствующим рекламным и торговым уловкам на месте товара-лидера оказывается товар, не вполне соответствующий этой  роли или же смена товара-лидера в общественном сознании и, значит, в предметной реальности сильно запаздывает.

Вот только два примера. Стандартная комплектация торгового предложения не включает принтера, модема, а зачастую, и типового программного обеспечения. Не помешало бы рекламе и более конкретно учитывать ставшие уже привычными темпы морального старения техники и ориентировать покупателя на: процессор с частотой не менее 233 МГц (развитие мультимедиа, появление систем голосового ввода) монитор с диагональю от 17 дюймов (развитие информационно-справочных систем, увеличение площади непосредственной рабочей зоны) принтер с фотокачеством печати (устранение системного рассогласования между экранными и печатными формами; + вспомните, что работаете Вы с первыми, а платят как раз за вторые)

Что выбрать - покупатель решит сам, но пренебрегать названными тенденциями было бы глупо.

А что получается на деле? В прошлом году произошла революция на рынке персональных принтеров. Струйные принтеры практически по всем параметрам опередили лазерные, а массовый пользователь получил возможность высококачественной цветной печати и, значит, полноценного использования типовых программ. Реклама Epson “кричала” об этом весь год, но пресса реагировала вяло: “Да… естественно… конечно… ну, тут не все так однозначно…” Только вот незадача, помимо мнений имеются еще и факты. Заполните таблицу характеристик для 20 наиболее известных моделей, включив поквартальные объемы их продаж за 1997 год. Грустная получается картина, надо сказать.

Сегодня неопределенность в выборе товаров порождается двумя основными источниками. Первичным является неопределенность самооценки самих покупателей. Только 5% людей обладают достоверной самооценкой, позволяющей им добиваться в жизни успеха и высокой степени личностной удовлетворенности. Еще 15% людей достигают удовлетворенности, но стараются не выходить при этом за пределы освоенной территории. 80% людей толком не знают, чего они хотят на самом деле, и остаются неудовлетворенными при большинстве выборов. Неудовлетворенность и неопределенность выбора большинства покупателей заставляет корпорации и торговлю прибегать к различным уловкам, чтобы все-таки добиться некоторой рациональности сбыта. Это второй источник неопределенности.

Так как обычно фактор самооценки не учитывается, можно смело утверждать, что выводы большинства маркетинговых исследований малодостоверны. Единственное, что работает более-менее хорошо - это гипноз покупателей посредством рекламы и технологии продаж. Вспомните про Маргарин, что лучше масла или про то, что и Apple, и Microsoft, и Netscape появились вопреки маркетинговым исследованиям тогдашних корпораций-лидеров.

Можно ли как-то утилизовать неопределенности и снизить покупательские риски? Тем более, что конкуренция развивается. Торговля вслед за банками начинает понимать, что доверие покупателей является оборотной стороной нормы прибыли. В море рекламных уловок и циклических смен ассортимента можно уже обнаружить островки определенности - фирмы, стимулирующие рядового покупателя к повторным обращениям.

Покупатель - ключевая фигура в воспроизводстве любого бизнеса. И если он не “проголосует” своими деньгами за товар, может рухнуть самый замечательный бизнес-план. Очень опасный момент для любого бизнеса и появляется первая уловка - покупателя переименовывают в потребителя, чтобы увести внимание покупателя от акта продажи-покупки и его содержания - предоставления услуги. Заметьте, что в межфирменных контактах покупатель-заказчик безусловно доминирующая фигура, а внутри бизнеса технология продаж заметно возвышается над технологией производства.

Отсюда вывод. Необходим перенос на сторону покупателя управленческой доминанты и элементов бизнес-технологии:
• профессиональная экспертиза и оценка товаров/услуг/предприятий
• ассоциирование покупателей и прямой покупательский заказ
• участие в собственности, управлении, реинвестировании производства торговли-обслуживания

Для начала можно подготовить и опубликовать таблицы для рационального сопоставления критических характеристик товаров-конкурентов. Большая таблица обеспечит полноту ассортимента товаров и их характеристик, а таблица поменьше включит лучшие модели и будет удобна для просмотра. Опыт показывает, что разнообразие моделей не бесконечно, а сложности прямого и комплексного сравнения характеристик преодолимы. Например, на рынке персональных принтеров (диапазон 150-500$) Вы можете обнаружить около 60 моделей, из которых при рациональном подходе есть смысл выбирать между 4-5-ю моделями, а с учетом дизайна и спецфункций - 10-ю моделями. Знакомство с таблицами вряд ли помешает и любителям иррационального выбора. Другими словами, дайте покупателю информацию, защитите от рекламных и торговых уловок и пусть себе “голосует”.

20 таблиц - и вся компьютерная техника “как на ладони”. Покупатель сэкономит месяца два нетривиальных усилий по каждой товарной группе и сможет сделать хороший выбор за 5-20 минут. О системных эффектах распространения таких таблиц подумайте сами. В помощь Вам - полугодовой давности высказывание ведущего менеджера московского представительства Seiko Epson Corp: “Я никогда не поверю, что принтеры Epson 600-й или 800-й модели будут продаваться так же, как HP LaserJet 6L!” А если все-таки сравнить?

Системы прямого покупательского заказа, судя по всему, будут тесно связаны с развитием Интернет. Продолжая линию Apple=>MicroSoft=>Netscape=>…, можно предположить, что новое качество включит в себя все прежние достижения и родится… где-то в стороне от столбовой дороги. Можно также предположить, что новое решение соединит в одно ряд уникальных преимуществ Интернет, среди которых такие возможности как:
• создание массового устойчивого информационного канала с достоверной обратной связью
• перевод мелкомасштабных товаров, услуг, бизнес-форм в сетевые
• использование на локальных рынках лучших достижений, человеческих ресурсов и бизнес-форм со всего мира
• развитие сетевого и инновационного предпринимательства, высочайший потенциал тиражируемости лучших локальных решений.

Добавим сюда развитие Интранет, мультимедиа, сетевых компьютеров, Web-TV, цифровых денег и, особо, все более активное участие государства в этом процессе. Вспомним, что творчество и деньги имеют различную природу. Первое - бесконечно, а второе - вполне ограниченный ресурс. Поэтому нельзя заработать в Интернет более 10% от стоимости ограниченных ресурсов: сырья, недвижимости, техники, рабочей силы, капитала. Всплески рентабельности будут всегда, но всеобщей благостной картины бизнеса в Интернет не получится. Если же все будут зарабатывать на информации-программах-трансакциях, то пусть готовятся есть-одеваться-жить тем же самым. А пока учтем, что большинство новых идей берут истоки от структуры покупательских издержек, где “комом в горле” стоят налоги и чужая прибыль. И приготовимся ждать - решение будет простым, покупательским и общечеловеческим.

Задача. В практическом маркетинге часто используют два инструмента - проведение фокус-обсуждений в группах потенциальных покупателей (что-то среднее между мозговым штурмом и анкетированием) и пробные продажи. Предложите аналогичную систему, работающую в Интернет. Какие новые качества и возможности появляются при этом? Учтите и ограничения: а) нужны оба инструмента   б) маркетинг должен быть регулярным и рентабельным   в) при массовых акциях всегда найдутся желающие “купить” или опротестовать результаты.
 

От бизнеса на Интернет к Интернету в бизнесе

Возможность полноценных контактов в режиме удаленного доступа и создание на этой основе мобильных рабочих мест довольно часто используется в качестве манков для приближения потенциальных покупателей к услугам Интернет. Приводятся соответствующие схемки, иллюстрации. Например, внизу дымятся трубы заводов, между ними грузовики и поезда; посередине множество линий, на пересечении которых находятся корпоративные и интернетовские узлы; сверху - ряд компьютеров с сидящими за ними управляющими проектами.

Рассматривая картинку можно услышать целую серию выводов: а) экономится арендная плата за офис, так как при таком подходе можно управлять и из дому   б) благодаря ясной системной организации появляется возможность быстрой реорганизации бизнеса при изменении конъюнктуры или при внедрении новых методов   в) единый формат управления позволяет своевременно обнаруживать отклонения в ресурсных потоках и, следовательно, предупреждать возможные издержки и т.д.

К сожалению, при переходе к более конкретным примерам, акцент смещается на необходимость приобретения современных средств связи, соответствующей техники и программ. Затем объясняется, как замечательно можно провести презентацию своих товаров и услуг, плавно переходящую в видеоконференцию. Прикидываешь на ходу, во сколько тебе все это обойдется и сразу начинаешь понимать, почему так желательна экономия арендной платы.

Хотелось бы более трезвых оценок, но этому мешает новизна подобных рабочих мест. Сравнить пока не с чем, а сами по себе эти рабочие места не вполне рентабельны. Поэтому отставим пока в сторону виртуальные магазины, виртуальных проект-менеджеров, сверхмобильных коммивояжеров и вездесущих интернет-преподавателей. На сегодняшний момент использование Интернет  явно на пользу лишь при пересылке электронной почты и сборе маркетинговой информации. Можно, конечно, закупать и использовать дополнительные услуги, но, думаю, если вопрос решался бы непосредственно на рабочем месте и за счет его бюджета, то  ответ был бы резко отрицательным. Поэтому сосредоточимся на другом - на новых способах реализации типовых бизнес-функций и типовых рабочих мест: руководителя, бухгалтера, коммерческого директора, офис-менеджера, маркетолога, менеджера проекта, консультанта, секретаря.

Попробуем обозначить основные особенности и критерии создания типовых рабочих мест на базе Интернет-технологии.

1. Что продавать?
При соотносимых затратах (раз важно, пусть будет дороже, но не чересчур дорого) практически любой потребитель готов заплатить за:
• критически важную информацию
• быстрое, точное и гарантированное снятие неопределенностей, препятствующих достижению  значимых целей
• критические сдвиги в своей деятельности по шкале ЗАТРАТЫ/РЕЗУЛЬТАТ при приобретении специализированных услуг

Т.е. за то, чего в Интернет пока не хватает; за то, за что готовы платить и без использования новых технологий - за заметное увеличение при разумной цене привычных комфорта - результатов - территории. При этом следует помнить об опыте пробуксовки методов рационализации и недоверии к консалтинговым услугам из-за банальной причины: 10% сдвиги в снижении себестоимости товара часто не дают соответствующего повышения прибыли. Поэтому в венчурном бизнесе для внекорпоративной новации условием конкурентоспособности и успеха нового массового товара считается 30% рост качества при 20% снижении цены товара. Но это верхняя планка. В большинстве случаев величина критического сдвига варьируется в диапазоне 20-50%-го снижения затрат на реализацию отдельного бизнес-процесса.

2.  Сетевое обеспечение.
Функциональный состав рабочего места в общем виде подразумевает разделение на внешние (производящие) и внутренние (потребляющие) рабочие места. Внешние рабочие места поддерживают информационное, программное, консалтинговое и сетевое обеспечение внутренних рабочих мест. По существу, задача заключается в формировании вокруг бизнеса инфраструктуры, согласованной на основе новых принципов и технологий. Задача сложная и чрезвычайно капиталоемкая, если решать ее сверху вниз, так как это делает государство. Но с развитием информационных и управленческих технологий появляется возможность строить инфраструктуры от бизнеса, выделяя-ассоциируя-удовлетворяя типовые запросы и нужды:

• информация о товарах и услугах, потребительские маркетинг и снабжение, офисные услуги
• поддержка и развитие систем регулярного менеджмента - управление документооборотом-персоналом-маркетингом-производством-снабжением-сбытом-финансами предприятия
• поддержка бизнес-проектов предприятия - поиск, подготовка, продвижение, внедрение, управление, тиражирование

А есть ли в этом потребность? - спросите Вы. Ведь на рынке действует множество агентств, консалтинговых фирм, системных интеграторов, наконец. И уже заметно нарастание конкуренции между ними. Все это так и верно, но только для рынка корпораций. Уже на уровне средних предприятий обнаруживаются свободные ниши. Возьмем, к примеру, органайзеры Владимира Кондратьева. Благодаря журналу Эксперт и книжке 7 нот менеджмента - это самая известная в России технология для бизнеса. И что? На сегодня органайзеры БИГ приобрели, с соответствующим консалтингом, около 300 предприятий. И это при цене в 500-800$ за модуль, с эффектом, равным или превышающим соответствующие услуги изрядной части консалтинговых фирм, которые к тому же обходятся предприятиям от 10 до 20 тысяч $.

А что Вы слышали о системе менеджмента Владимира Бовыкина? Управленческой технологии Прорыв Павла Зволева? Это авторские технологии, которые позволяют забыть о внутренних проблемах бизнеса и целиком сосредоточиться на работе с внешними ресурсами. До сих пор не русифицирован MS Project 4.0, а более профессиональная и русифицированная программа SureTrak Project Manager от фирмы Примавера ценой в 500$ известна немногим. Примеров незнания имеющихся управленческих ресурсов хватает.

Основная причина такого положения в  том, что руководители предприятий стараются решить проблемы регулярного менеджмента преимущественно за счет найма соответствующих менеджеров. Здесь-и-сейчас это кажется дешевле и проще обращения к консультантам, но что получается на деле. Нанимают маркетолога или менеджера по продажам и говорят: "Вот зарплата, вот товар - должен продать". Или пробуют решить проблемы транспортного цеха наймом логистика и здесь уже средств не жалеют. Профессионал, естественно, поможет, что-то "вытащит", но при такой постановке проблемы не решит. Правильное решение обычно требует качественной перестройки бизнес-процесса, что целиком и полностью зависит от воли и компетенции первого руководителя. Привлечение же консультантов позволяет перевести незаурядную проблему в ряд стандартных мероприятий, попутно увеличивающих общую устойчивость бизнеса. Рынок консалтинговых услуг в России огромен - так считают многие руководители успешных консалтинговых фирм. Прислушаемся и мы к этому мнению.

 

3. Принципы построения профессиональных баз данных

Аналоговая структура баз данных является необходимым условием эффективности сетевой технологии и формируется на основе следующих принципов:
а) снижение за разумную цену уровня риска (неопределенности, неуправляемости) процесса, предъявляемого пользователем (критерий эффективности сетевой услуги)
б) разделение запросов на типовые и сложные в соотношении 70/30 и обеспечение с учетом характера запросов соответствующих механизмов элитного отбора и ясного представления требуемых услуг
в) обеспечение полноты и связности технологических форматов при постановке задач и передаче решений.

Типовая структура баз данных сетевых рабочих мест при этом может выглядеть так:
1 уровень - условно-бесплатный: перечни решаемых задач и оказываемых услуг, примеры эффективности, популярная информация с полезными советами, формирование запросов к более высоким уровням и т.д.
2 уровень - типовые профессиональные запросы: профессиональная обновляемая база данных по данному составу рабочих функций, обработка за небольшую фиксированную плату до 70% поступающих запросов (на этом же уровне обрабатываются регулярные, но разовые запросы предприятия, выходящие за пределы базы данных - ремонт и наладка техники, дизайн-услуги, закупка и доставка нестандартных принадлежностей, консультации по отдельным вопросам хозяйственного права, налогообложения, финансового планирования и т.д.; за счет ассоциирования и распределения запросов в сети качество и стоимость услуг будут поддерживаться на вполне конкурентоспособном уровне)
3 уровень - специализированные/сложные профессиональные запросы: постановка задач, переадресовка их консультантам, помощь в выборе консультантов, в определении примерного объема услуг и составлении технического задания, курирование работ (сетевой доход здесь формируется за счет 10-15% отчислений от объема заказа; стандартная оплата труда консультантов сегодня варьируется от 50 до 100$ за час работы, при этом стандартный модуль работ стоит от 3 до 5 тыс.$
4 уровень - очень сложные запросы, требующие уникальных решений: постановка и переадресовка их консультантам высочайшего уровня, оплата по договоренности или по результатам (на этом уровне сетевую маржу разумно брать натурой - участием этих консультантов в формировании и оптимизации баз данных, механизмов отбора и т.д.; дополнительный мотив - чем лучше и шире сеть, тем выше статус уникального консультанта).

Для сетевого рабочего места основным является 2 уровень. Он включает физическую базу данных (гипертекст всей необходимой информации по предмету - профессиональный архив) и рациональную базу данных, структура которой определяется структурой типовых ситуаций и затруднений на данном рабочем месте. Рациональная база данных содержит эффективные и, по возможности, оригинальные решения типовых ситуаций. И является, по сути, самоорганизующимся и саморазвивающимся ядром всей системы.

Принцип разделения типовых и нестандартных операций оказывается критически важным для эффективного продвижения и развития сетевых рабочих мест. Например, сегодня частенько встречается вакансия Web-менеджера торгового сервера. Если мы не проведем здесь разделения, то вполне можем столкнуться либо с маркетинговой и торговой безграмотностью в общем-то хорошего технического специалиста, либо с безнадежными зависаниями сервера после вроде бы успешного его запуска. Предлагаемая работодателями зарплата варьируется от 500 до 1000$, поэтому, приняв за базу ставку в 600$, разделим ее на 3 части: 350$ - для постоянно работающего торгового оператора средней квалификации, 150$ - для появляющегося по мере надобности Web-менеджера, отвечающего за дизайн и работоспособность сервера и 100$ - руководителю предприятия для обоснования эффективности сетевого подхода.

Здесь можно добавить еще одно требование к сетевой технологии. Внешние рабочие места (оказание услуг, ведение сложных запросов и т.д.) сами должны поддерживать и увеличивать внутренние рабочие места (места конечных пользователей). В этом случае наш Web-менеджер нанимается Интегратором сетевых рабочих мест, тиражирует свою собственную деятельность (обслуживание 5-10 фирм, дополнительное разделение функций и найм помощников), становится торговым агентом других сетевых услуг.

Для успешного старта сетевых рабочих мест важен выбор первых партнеров - маркетинговых и информационных агентств, учебных центров, кадровых и юридических агентств, консалтинговых фирм. Открытый механизм отбора - а) первичный  и б) конкурентный на интернет-площадках и при обслуживании запросов - будет выгоден лучшим, так как повысит их рейтинг (лучшие в Москве, в России). И будет выгоден владельцам сети: получение комиссионных за состоявшиеся заказы и устойчивый сбыт хорошего товара. Для полноценного использования этого ресурса потребуется в некоторой степени войти внутрь процесса оказания услуги. Сопутствующие издержки с лихвой компенсируются доступом к повторным заказам от данного клиента.

Подводя итог рассмотрению критериев эффективности сетевых рабочих мест, заметим, что требуется не только и не столько бороться за платежеспособного покупателя на уже поделенном рынке, а требуется создавать своего покупателя. Последовательно реализуя механизмы элитного отбора и стандартизации профессиональных услуг, мы встаем на путь повышения производительности типовых рабочих мест бизнеса, быстрого и широкого сетевого тиражирования новых рабочих мест и наиболее успешных проектов. Люди, вовлеченные в этот процесс, активно использующий Интернет-технологии, станут носителями притягательного и престижного нового стиля организации бизнеса, привычно и изобретательно демонстрируя окружающим Интернет-ресурсы.

Задача.  Попробуйте угадать, какой процент провайдеров ухватится за идею создания сетевых рабочих мест. Обоснования не требуется.
 

Барьеры восприятия

Объемы сосредоточенных в Интернет информационных ресурсов поражают любое воображение и продолжают нарастать. При этом мало кто заостряет внимание на вопросах качества информации и результативности информационного поиска в сети. Рядом - пожалуйста - все изощреннее и на любой вкус: защита от несанкционированного доступа и дезинформации, представление все новых и новых данных и все более совершенных механизмов их связывания и навигации по ним, ролевая организация и другие способы активизации диалога в сети...

Исходная же проблема вытесняется на второй план и не решается. Ее формулировка проста и известна: экспоненциальный количественный рост информационных массивов, необходимость качественного обновления профессиональных и познавательных баз данных каждые 5-7 лет. Именно под этим флагом происходило в 60-х годах финансирование стартовых этапов развития информатики. - Пора бы и отчитаться?

Нет проблем! - скажут торговые агенты. Информационный поиск? - Пожалуйста! Нате Вам и глобальный доступ, и гипертекстовую технологию, и мультимедиа, и тематические сервера. Пробуйте, не пожалеете!

Те, кто пробовал - подтвердят: в приличной библиотеке больше шансов дойти до цели, чем в Интернет. Почему бы тогда не перевести ее на десяток CD, да не обновлять ежегодно? Плюс проводить конкурсы и тиражировать лучшие профессиональные архивы и картотеки ведущих специалистов? Что мешает?

Хорошими и довольно удобными образцами профессиональных баз данных служат словари, энциклопедии, справочники, некоторые учебники и пособия. Блестящие примеры использования гипертекстовой технологии можно обнаружить среди родных уже HELPов. Но подлинным эталоном эффективной, легко настраивающейся и саморазвивающейся профессиональной базы данных является успешный консультант. Вот кому стоит задать вопросы, выяснить - а как они-то с этим справляются: что делают, как отбирают и что хранят в своей памяти?

Профессионалы и сами задаются подобными вопросами, пытаются уловить и формализовать суть явления, кто из простого любопытства, а кто от одиночества. Но вот труд закончен, состоялась передача. Насмотревшись на работу адептов, профессионал остывает и переключается в режим мудрых наставлений. Мол "надо учиться, учиться и учиться", "терпенье и практика все перетрут", "образование - это то, что остается, когда все выученное забыто" и т.п. Все это перемежается намеками на наличие некоего таланта и доверия к судьбе.

Причем все они почему-то уверены, что решение-таки существует. Поверим им на слово и в поисках ключа обратимся к психологии, которая показывает, что между тем, что профессионал делает и тем, чему он учит, существует заметная разница. Понаблюдаем за тем, как учатся сами профессионалы.

Для большинства последний проштудированный учебник связан со студенческими воспоминаниями. Далее профессионал растет "на ходу", в процессе решения своих задач: интересуется, предполагает, уточняет, пробует, ошибается, вносит поправки, получает результаты. И, действительно, что-то накапливается и переносится за рамки обучения и деловых ситуаций. Это опыт, ядро которого составляют:
а) стиль мышления, определяющий характер-скорость-качество форм деятельности, в т.ч. обучения "на ходу"
б) чувство индивидуального критического объема информации-изменений, определяющего границу перехода знаний в умения и навыки.

Начнем с последнего. Стандартным модулем обучения является 40-часовой курс. Критическую величину передаваемых знаний можно определять через количество новых терминов, взаимосвязанно вводимых в курсе. Для 40-часового курса оптимальной является величина в 20 терминов - это уровень дилетанта-любителя по данному предмету. Уровень среднего специалиста соответствует 40-60 терминам (120-часовой курс). А уровень классного специалиста - 100-120 терминам (240-часовой курс). Предполагается, что обучение проводится как положено: квалифицированный преподаватель-практик, хорошая структура знаний, реальные ситуации и формы. Заметим также, что стандартная служебная вакансия включает в себя 5-7 предметов и столько же отдельных функций, т.е. по минимуму работоспособный специалист средней категории должен пройти 800 часов обучения. Это не теория, кое-где этого добиваются.

Что же касается стиля мышления, то здесь мы рассмотрим только один его элемент - величину оперативной памяти. Многим известен "кошелек Миллера", так называют способность оперативной памяти человека вмещать 7±2 характеристики ситуации. За счет домашней работы и использования различных методов профессионалы в зависимости от категории способны на время погружения расширить этот показатель до 15-40 характеристик, что приводит к последующей оптимизации содержимого и структуры непосредственной оперативной памяти.

Другой способ реализуется в общении или в коллективном действии. Здесь происходит наложение и взаимодействие значимых характеристик ситуации, удерживаемых отдельными членами. Если матрицы мышления согласованы, то проявляется синергетический эффект. Так, эффект мозгового штурма появляется при преодолении барьера в 20-25 характеристик, а конструктивная командная работа требует согласования не менее 15 характеристик. На этом эффекте работает управленческая технология Павла Зволева. Он так организует взаимодействие в команде, что наложение характеристик и их матриц происходит в явном виде. За 50 часов практики деловых совещаний объем командного восприятия нарастает до 25-40 характеристик и после их согласования фиксируется на уровне 15-25 характеристик. В результате формируется единый согласованный формат постановки и решения управленческих задач.

Чувствую, что читатель созрел для более предметного примера. Обратимся к Нейро-лингвистическому программированию, или НЛП - одной из числа самых эффективных и развитых психотехнологий. В народе отношение к НЛП противоречивое. Правда, критика ведется в основном, по принципам, описанным Жванецким: от "предъявите документы" и до "как может человек с таким носом судить о творчестве Герберта фон Карояна". Одну из причин, по которым "теории побеждают по мере вымирания их противников" я приведу чуть позже. А сейчас отмечу, что сам я вижу в НЛП два явления   а) гений Ричарда Бэндлера   и   б) многообразие его последователей. И хотел бы ограничиться рамками первого явления.

Суть НЛП-подхода проста. В каждом деле есть "удальцы" и "неудачники", которые устойчиво воспроизводят свои результаты от ситуации к ситуации. Попробуем выяснить, что помогает добиваться успеха на уровне подсознательных движений и психомоторных образов. Исследование показало, что на этом уровне обнаруживаются устойчивые элементы, из которых строится большинство программ поведения. Более того, выяснилось, что в опыте "удальцов" хоть и отмечается изрядное разнообразие, но также присутствует и много общего. Выбирая типовые проблемные ситуации и проводя дополнительные опыты, можно определить стратегии эффективного поведения. При попытке передать подобную стратегию УнеудачникамФ обнаруживаются затруднения 2-го порядка. Выделяем из них типичные и повторяем исследование до получения приемлемого решения.

Сегодня в пособиях по НЛП описано около 30 уроков-ключей, которые позволяют самостоятельно разрешить до 90% проблем личного и профессионального развития (одна из последних разработок - это освобождение от наркотической зависимости). Каждый урок описывает стратегию, используемую успешными людьми и коммуникаторами, и 3-5 ограничений в ее освоении другими людьми. (Знакомясь с уроком о самомотивации, я вспомнил, с каким самозабвением люди играют в компьютерные игры. С таким уровнем мотивации овладеть за неделю стандартом бизнес-планирования - плевое дело. Нам бы и нашим руководителям такое!..)

Надеюсь, что и Вам стала очевидной возможность построения достаточно четкой и ясной структуры базы данных по НЛП:
1 уровень - 100-120 типовых ограничений личности и способов их преодоления
2 уровень - 25-40 программ освоения эффективных поведенческих стереотипов, исходя из типовых ситуаций
3 уровень - 5-8 алгоритмов решения сложных/адаптивных задач
4 уровень - блок формирования личного стиля жизни.

Так как в любой рациональной человеческой деятельности действуют схожие пропорции (формы могут быть весьма необычными, но технология умственного труда будет схожа), то приведенную структуру активной информации можно взять за образец.

Покажем еще раз, что список задач и ограничений в выбранной области конечен. Так, в российском бизнесе можно обнаружить 25-30 типовых схем минимизации налогов. Если они описаны в явном виде вместе с ресурсной схемой (кругооборот счетов с выходом на договорные узлы), то в большинстве случаев обращение к дорогостоящим услугам консультанта или к так называемой экспертной системе становится излишним.

* В мае 1998 года я подробно объяснил идею одному из разработчиков Консультант-Плюса, дело было на выставке. В 2000 году читаю: уникальная экспертная система.... на основе анализа типовых ситуаций... 1,5 тысячи проводок... Что ж дело полезное. Только вот суть потеряна - нужен конструктор, а не консультант.

А вот пример из другой области. В техническом творчестве известна Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ. Здесь на основе анализа нескольких сотен тысяч патентов было выявлено 40 типовых приемов решения технических задач, 10 закономерностей - линий развития техники и универсальный Алгоритм решения сложных задач. ТРИЗ оказалась весьма эффективной и в последние 2-3 года крупнейшие мировые корпорации стали активно внедрять ее инструментарий в своих исследовательских и инженерных подразделениях.

Возвращаясь к теме Большого информационного взрыва, обратим еще раз внимание на возможности и барьеры индивидуального восприятия информации:
а) Знания.  Если усваивать 15 страниц учебного текста в день (довольно высокий темп), то за год можно освоить 15 курсов-книжек по 300 страниц; а за 20 лет - 300 курсов, из которых не меньше половины к тому времени устареют.
б) Умения. Или же будем учиться без отрыва от жизни и производства 2 вечера в неделю. Тогда 40-часовой курс займет около 2 месяцев; 4 года - и Вы овладеете новой специальностью; 20 лет - и в Вашем арсенале окажется 5 профессий, из которых 3 устареют.
в) Навыки. Для поддержания навыков (культура, профессионализм, хобби) требуются еженедельные усилия от 1 до 3 часов. Так как свободного времени за неделю набегает около 30 часов, поэтому быть "в форме" удастся лишь для 15-20 предметов. Плюс прибавим столько же для оперативных профессиональных навыков.

Задача.   Учитывая политехническую и гуманитарную традицию образования и Ваши представления о гармонично развитой личности, попробуйте примериться к размеру соответствующей библиотеки. Как бы Вы организовали отбор хранящейся здесь информации? Смело опирайтесь на собственный опыт развития.
 

Как объять необъятное

Развитие управленческих технологий заметно перекроило старую систему разделения труда. В производствах мирового класса все чаще используется бригадная и ячеечная соорганизация технологических процессов, резко сократилось количество рабочих специальностей, уменьшилось число управленческих уровней, а высвобожденные при этом функции были перенесены вниз.

Если присмотреться к командной организации труда, то можно обнаружить, что за последние два десятилетия содержание бизнес-процессов и входящих в них операций уточнилось и стандартизировалось. В ходе этого процесса прежние квалификационные требования были "размыты", организации стали более открытыми и гибкими. А благодаря распространению информационных технологий произошло заметное сближение национальных стилей управления.

С "опредмечиванием" менеджмента появляется возможность определить объем соответствующей профессиональной деятельности, ограниченный регулярными операциями в основных подсистемах бизнеса (маркетинг, логистика, бухучет, управление персоналом, сбытом, финансами) и основными компонентами исполнительской и организационной культуры личности. Надеюсь, Вы оцените силу этого утверждения.

Для начала измерим объем менеджмента по-крупному. Воспользуемся опытом успешных консалтинговых фирм, комплексно оказывающих соответствующие услуги. Для осуществления подобной деятельности требуется от 15 до 30 сотрудников. Примем за среднюю - величину в 20 человек. Этого оказывается достаточно для подготовки и проведения комплексной реорганизации предприятий.

Измерив удава в мартышках, попробуем проделать то же в попугаях. Если измерять объем управления типовыми задачами - ситуациями - операциями, то для того, чтобы "объять необъятное" потребуется около 3000 текстовых фрагментов по 25-40 тыс. знаков. В каждом фрагменте будет описано пошаговое решение управленческой ситуации, рассчитанное на внедрение-реализацию в течение 1-3 недель. Добавим к этому аналоговость формата, что позволит легко переходить от одной подсистемы бизнеса к другим и будет способствовать естественному и быстрому овладению смежными специальностями. Связывание и согласование форматов решений в итоге даст нам гипертекст с хорошими решениями 95% задач, встречающихся в профессиональной практике. (Объем, примерно равный подшивке Компьютерры за 4 года.) Структура этого гипертекста определяет содержательную структуру Интернет и интранет будущего.

Задача Банка-3000 в том, чтобы заполнить пространство между учебниками и новостями, рационально организовать значимую информацию. Но, прежде чем прорисовать маршрут к цели, отметим, что решения должны исходить от тех, кому тесно в рамках профессиональной компетенции; от тех, кто создал или осознал необходимость создания собственного бизнеса. Среди них тоже есть те, кто продолжает читать лекции или пишет книги. Различие в небольшом - они формализуют пережитый опыт, готовы продемонстрировать и принять ответственность за предлагаемые решения. Они развиваются. Если это консалтинговая фирма, то постепенно она смещается к управлению проектами и дальше к управлению инвестициями. Логика успеха проста: люди те же, а прибыль заметно выше.

Для материализации первого шага к Банку-3000 воспользуемся принципом Парето. И получим Банк-600 ситуаций, описывающий решения 80% задач для 80% специалистов. В основном это будут описания по принципу "Сделай так", а возможности конструирования личного стиля бизнеса сведутся к общим пожеланиям. Зато объем Задачника-Решебника уменьшится в 5 раз, оставаясь достаточно полным и эффективным для большинства.

Создание Банка-600 позволит отработать принципы и механизм создания профессиональных баз данных для сетевых рабочих мест. Сам Банк станет при этом предметной основой познавательных и профессиональных баз данных нового поколения. Его вертикальная структура может иметь следующий вид:
• 100 фрагментов - задачи и подходы к их решению на уровень циклов от 1 до 5 лет
• 150 фрагментов - задачи и последовательности операций в циклах от 3 недель до 1 года
• 350 фрагмент - задачи и типовые решения на уровне 1-3 недель работ.

Тематическая структура Банка-600, по сравнению с Банком-3000, будет заметно упрощена.

Фрагменты-статьи верхних уровней примут обзорный характер, а на нижнем уровне окажется достаточно места для описания типовых проблем-решений.

Например, в блоке Бизнес для описания ситуаций и их решений зарезервировано около 120 фрагментов (фрагмент среднего объема займет 4 журнальных странички). При их переводе в книжную форму получится 4 тома по 400 страниц в каждом. Т.е. места достаточно, сложность в другом - в элитном отборе информации для Банка-600.

С одной стороны, проблем вроде нет. Прорисовав структуру, заполняем ее главами из книг, статьями из периодики. Берем то, что нравится. Не можем выбрать? Пользуемся прелестями гипертекстовой технологии - берем с избытком, а систематизируем потом. Если вместо 120 фрагментов получим 200, то все на пользу - лишь бы не было явных повторов или пустословия.

С другой стороны, с хорошими текстами существует проблема авторских прав и, если делать все по правилам, то она аккуратно перетечет в проблему стартового капитала.

Когда проект развернется, появится достаточное количество регуляторов для эффективного обновления и развития банка данных. А на старте можно воспользоваться следующими возможностями:
• капитализация интеллектуальной собственности, когда часть авторов может передать свои материалы в качестве инвестиционного вклада из расчета 100-250$ за фрагмент
• поможет создание службы-агентства для размещения статей в различных изданиях или даже для создания собственного журнала
• кто-то заинтересуется возможностью размещения рекламы своих услуг (обучение, консультации, инжиниринг) или участием в Интернет-проектах (например, рабочее место Мастера)

С первичным отбором материалов затруднений не будет - хороших авторов мало. А если кто-то выдвинет ирреальные требования, то всегда можно воспользоваться технологией римейка и грамотной организацией труда студентов и пенсионеров (генерация - систематизация - маркетинг - стилизация).

В общем, если действовать смело и изобретательно, то работоспособная и прилично выглядящая версия Банка-600 на CD-диске появится через 6 месяцев и обойдется в 35-40 тысяч $.

С этого момента появится возможность планомерно строить системы покупательского заказа и сетевых рабочих мест. В социальном плане можно отметить прогрессорское влияние Банка-600 на качество любых информационных средств.

Здесь я вынужден сделать остановку и признаться, что мы достигли критического момента в оценке идеи Банка значимой для большинства информации. К сожалению, несмотря на простоту изложения - порою простоту на грани фола - сравнивать пока не с чем. В паузе между предложением и его принятием большинство читателей (и инвесторов) поджидает пустота. Не помогает и довод, что в конечном счете все решают люди, и успех Банка-600 гарантируется верным подбором руководителей тем. То, что легко дается детям и тем, кто не боится мировых высот, у остальных вызывает животный страх. Нет сил принять идею и простота подхода постепенно трансформируется в ощущение обмана. Поэтому прежде чем описывать товарные формы, без которых нет рынка и маркетинга, а, значит, и бизнес-плана, сделаем еще один шаг к настоящему: от Банка-600 к Банку-100.

В состав Банка-100 войдут следующие модули:
1. Планирование - дополнения к органайзеру (см. первую подглавку) и введение в управление проектами, включая демо-версию ShureTrake
2. Товары - 30 фрагментов по подбору техники, товаров и услуг для офиса
3. Человек - 30 уроков здоровья и развития личности
4. Персонал-технология - 30 фрагментов-решений
5. Заполнители - добрать объем до CD-диска помогут рекламная подборка хороших товаров и услуг, библиотека шедевров искусства, подборка свободно распространяемых программ, тексты-PR ярких авторов.

Т.е. если не с чем сравнить, то надо пробовать. Банк-100 послужит "пробной выпечкой" более солидных продуктов. И в этом смысле содержание Банка-100, здесь прошу поверить мне "на слово", будет отличаться от других информационных товаров. Только один пример. Количество людей с точной самооценкой, составляющих главный потенциал нации, зависит в первую очередь от слаженности социальных и экономических инфраструктур и институтов. В результате сбалансированной государственной политики можно увеличить процент "точных" людей с 5%-ного естественного минимума до 7-10%. Уже при достижении 7%-ного уровня учебники по макроэкономике обещают взрыв деловой и социальной активности, ведущий к процветанию нации. Учитывая, что "точные" люди результативны и счастливы, не меньший интерес представляет возможность выхода на этот уровень отдельного человека. В модуле Человек первые 3 урока позволят практически любому человеку за 1,5-2 месяца выйти на режим точной самооценки.

Переход к Банку-100 позволяет уменьшить стартовые инвестиции до 10 тыс.$, при этом первой версии придется ждать около 3 месяцев. Обеспечение оперативной окупаемости проекта и его команды планируется за счет следующих товарных форм:
• непосредственная продажа Банка-100 на CD-диске
• организация на основе модуля Человек дистантного и факультативного курсов личного и профессионального развития для предприятий и населения
• капитализация затрат на создание Банка-100 в проекте Банк-600 и последующих проект-системах
• информационно-рекламные подряды по продвижению лучших офисных товаров и услуг для бизнеса (и их продавцов)

Модуль Персонал-технология послужит центральным элементом всех товарных форм и будет направлен на разработку сетевого рабочего места Офис-менеджера или Управляющего персоналом. Алгоритмы комплексного решения проблем персонала и вкусовая подборка решений появятся уже в Банке-100. Далее отбирается ряд наиболее эффективных подходов - например, авторские технологии  В.Бовыкина, П.Зволева, В.Тарасова - и обеспечивается разработка в рамках следующего образа:
• Это престижные рабочие места - офис-менеджеры с новым составом служебных функций (информационная технология бизнеса, обеспечение потребительских и сервисных закупок,  дизайн офиса, персонал-технология, управление качеством продукции/услуг предприятия, организационно-техническая поддержка новых проектов).
• Это интраагенты сети, обеспечивающие сетевую сервисную поддержку предприятий - торговые и технические услуги, информационный-кадровый-управленческий консалтинг и реинжиниринг, снижение потребительских расходов (канцтовары, оборудование, сервис и т.д.) за счет ассоциирования интраагентов или/и предприятий и т.п.
• С чего они начнут? - С оптимизации документооборота на предприятии - это ключ к персонал-технологии, позволяющий выстроить целостный контур взаимодействия внутренней и внешней среды бизнеса. Таким ключом в управлении производством служит логистический контур, а в управлении финансами - трансфертное ценообразование. Но необходимым условием их эффективности является хороший документооборот.

Согласование подходов начинается на уровне мини-программ, которые уже формализованы в том или ином виде. А затем, на уровне ограничений и типовых приемов их преодоления, сравнение алгоритмов и ресурсных границ их эффективного применения становится объективным. При рациональной организации процесс заполнения нижнего уровня базы данных займет 3-4 месяца. Как результат, на этом уровне будет достигнута технологическая полнота рабочего места и это качество отразится на Банке-600. Перенос технологической полноты на верхние уровни произойдет по мере  запуска и развития системы сетевых рабочих мест.

Еще одним значимым сегментом спроса на Банк-100 может стать рынок мини-компьютеров. Здесь не так велик гипноз мультимедиа и роль содержания Банка-100 будет заметно выше. Сильно сокращенная версия Банк-100 Кb может пойти на рынке электронных записных книжек. Перспективно выглядит идея обновления содержимого по радио-каналу. Относительно простая и дешевая телетайпная приставка обеспечивает прием 30-40 слов в минуту. Дополняющие решения ориентированы на подготовку рынка к более развитым товарам и могут реализоваться с минимальной рентабельностью.

Задача. Схема построения Банка-3000 делает его уникальным в мировом масштабе. Т.е. авторы и исполнители могут меняться, а банк будет один. Интересно, какими новым качествами он будет обладать? Унифицировать, в хорошем смысле, информацию позволяют модельные шаблоны. Примеры - Диполь, Бостонская матрица, Фуллеровы структуры... Встроенный банк эвристических моделей - одна из линий перехода от Банка-600 к Банку-3000. Попробуйте оценить размерность банка феноменологических моделей. Какие еще линии ведут в будущее?
 

Успех - в проектном подходе

Переход от новостей и сюжетов к проектному подходу не всегда идет гладко. Это и понятно. Успешный проект - явление сложное. Соединить множество факторов в конъюнктурную волну удается далеко не всегда. Природа этой волны требует выдерживания критического уровня целесообразности подаваемой информации. В этом смысле, проектный подход находится между возвышением того, чего следует ожидать в неопределенном будущем (цифровые деньги) или достаточно удаленном (нанотехнологии)  и занижением действительно актуальных тем, таких, как голосовые технологии ввода.

Оба варианта объединяет то, что они склоняют нас к мнению, что ничего делать не надо, а стоит лишь подождать. В случае с распознаванием речи, я, конечно, проникся сложностями проблемы и как бы отсутствием безусловных мотивов ее решения. Но мне непонятно тогда, отчего ведущие корпорации мира начали наперебой создавать и продвигать соответствующие продукты. И почему бы, если действительно старые достижения ничем не уступают новинкам, нам не воспользоваться соответствующими советскими продуктами. Дизайн, доводка, приближение к потребительским мотивам, естественно, требуют инвестиций и талантливой реализации. Но это уже вполне сегодняшние задачи.

В целом, возникает ощущение, что торговцы и производители игнорируют довольно объемную часть покупательского спроса. А ведь это и деньги, и новые рабочие места, и новые проекты и предприятия. Но в российском бизнесе первыми фигурами являются капиталист и предприниматель. Один рискует своими деньгами - второй - берет ответственность за успех проекта. Опыт рыночных преобразований в России показывает, что этого уже недостаточно. Не хватает талантов и профессионалов. В условиях нарастающей коммерческой и технологической конкуренции требуется непрерывное развитие товарного пакета и технологии бизнеса.

Современный, жизнеспособный и саморазвивающийся бизнес - это в первую очередь коллективное творчество, где у каждой группы своя роль. Таланты создают товары, профессионалы обеспечивают устойчивое согласование и воспроизводство ресурсов, предприниматели ловят и удерживают конъюнктурную волну, инвесторы оплодотворяют бизнес стартовым капиталом. Нахождение этих людей и соединение их в команды и есть смысл проектного подхода.

Банк-600-3000 может открывать проекты, обеспечивать процессный комфорт, отражать качественные результаты. Основную работу лучше всего вести в Интернет-приложении. Сюда сможет обратиться пользователь после знакомства с понравившимся обзором на CD, чтобы удовлетворить более предметный интерес. Если его активность будет достаточно велика, то он сможет принять участие в соответствующих конференциях и проектах.

Квалификационные требования, определенные явно и практично, позволят ему "подрасти" до выбранных проектов; а четко поставленные задачи - принять участие в генерации предложений и командном творчестве.

Хотелось бы акцентировать внимание на проектах, имеющих инфраструктурное значение. Т.е. тех, которые допускают возможность широкого их тиражирования и сетевой организации. Не исключая, конечно, и блестящих инноваций.

При выборе и реализации проектов можно ориентироваться на соблюдение следующих принципов:
• опора на "сильных" - элитный отбор ведущих проектов по принципу наказуемости инициативы
• товарный подход - реализация на каждом этапе проекта соответствующего товара: стиля-услуг-организации-изделия-технологии
• ориентация на инвестора - приоритет организационных (недорогих и быстроокупаемых) решений на стартовых этапах проекта для снижения новационных рисков и объема стартовых вложений; и технологических решений в период рыночного роста.

Достаточно принять упрощенный, но, естественно, реалистичный формат бизнес-планирования плюс определить формат и фрагменты коллективной работы и можно работать.

Подбор проектов можно вести от типовых проблем отечественного бизнеса. Думаю весьма значимой для пользователей была бы организация собственного кадрового агентства. Это и защита от мошенничества различного рода, и преодоление надуманных квалификационных барьеров, и создание механизма взаимопротекционизма. Последнее важно, так как, несмотря на появление множества кадровых агентств, до сих пор в большинстве случаев назначение на ключевые должности происходит по рекомендациям знакомых. Еще одна проблема - циклы подбора кадров, составляющие диапазон от 1 до 4 недель. Это затрудняет переток лучших кадров туда, где лучшие условия труда и большая зарплата. Лучшие устроены так, что предпочитают присмотреться к новому месту и благополучно завершить текущие дела. Эти и другие сложности кадровой ротации могли бы послужить основанием для апробации подобных услуг на отдельном сегменте спроса с последующим развитием.

Представляет самостоятельный интерес и возможность создания рабочих мест руководителей новых проектов при тиражировании бизнеса.
Например, при запуске новых филиалов (новых проектов) местные риски вынуждают инициатора идти на партнерство, теряя зачастую ключевые позиции в организации управления. Как следствие рассогласование технологий управления между головным предприятием и филиалом и потеря эффективности бизнеса при переносе в новую местность (сферу деятельности).

Что мешает справиться с задачей своими силами? - Самое сложное при создании филиала - это создание эффективной команды, ведь бизнес уже обкатан в другом регионе.
Один из возможных выходов - в виртуальной апробации филиала по цепочке: подготовка бизнес-плана -> проектирование организационной структуры -> представление в Интернет гарантий серьезности замысла и условий найма -> подбор через Интернет ключевых сотрудников в регионе (вспомните текучесть лучших кадров)-> коллективное проектирование подсистем бизнеса в сети одновременно с освоением элементов бизнес-технологии -> проверка-аттестация команды изапуск филиала.

Как следствие, появляется возможность формирования межрегиональных сетей. По новым проектам удавшимся в одном регионе - отбор и технологическая доводка, широкое тиражирование через Интернет на условиях совместного франчайза между опорным центром, сетевиком и инвестором. Первый ресурс эффективности - устранение типичных ошибок (несоблюдение требований инвестора, сырая технология бизнеса, плохая команда). Второй ресурс - формирование и продвижение пакета инвестиционных проектов, поступивших из разных регионов/мест.

Виртуальная отработка нюансов будущего бизнеса в открытом режиме способна привнести элемент нестандартного элитного отбора, когда делается ставка на тех, кто может оптимизировать проект за счет выявления скрытых ресурсов, имеющихся в любом деле. По мере вызревания проектов в этот процесс могут включиться потенциальные инвесторы - государственные и частные. Кто-то из предпринимателей может обнаружить здесь новые ниши и проекты для развития своего бизнеса, инвесторы смогут уточнить финансовые требования к заинтересовавшим их проектам. Довольно интересным представляется размещение подрядов на решение сложных и нестандартных задач.

Еще один ресурс - это участие в международных и государственных программах. Зная, как порой бездарно раздаются и тратятся эти деньги, а также условия их предоставления, вполне можно создать свою организацию и с успехом поучаствовать в соответствующих конкурсах и программах льготного кредитования.

Завершая свой рассказ о возможностях информационных систем и интернет-технологий, хочется отметить, что к сожалению, провайдинг в России строится в основном на технологическом интересе, который часто превалирует над интересами покупателя. Поэтому что-то мне не верится, что информационное общество грядет благодаря их усилиям.  Тем более, что их позиция известна - "наше дело подключить пользователя к сети, а то, что он там разместит или будет делать, нам совершенно безразлично". Но раз это нужно только нам и помощи ждать неоткуда, значит, надо объединить усилия и наполнить Интернет собственными интересами и проектами. Приглашаю читателей к обсуждению прозвучавших предложений и выдвижению своих проектов. Вот и все, что хотелось сказать. Спасибо за внимание.

январь-март 1998 года
 

"Тихая" компьютерная революция 


"Как только окажется, что старыми методами "разговаривать" с машиной невозможно, все необходимое для беседы человека с компьютером появится немедленно..."  Академик В.М. Глушков 1971

 

Какое место в нашей жизни занимает компьютер? С одной стороны, уже трудно представить мир без компьютеров - они стоят в каждом офисе, появляются дома. С другой стороны, новая отрасль бурно развивается и ведет тотальную рекламу новых возможностей открывающихся сегодня и в будущем.

Но если непредвзято и трезво посмотреть на реальность, то обнаруживается, что ПК на 50% используется как печатная машинка, на 30% как игровая приставка, и только на 20% как специализированный профессиональный инструмент. Практика демонстрирует диктат программистов и различные проблемы с типовыми программами. Например, несбалансированность "самого-самого" - MS-Office: Таблицы Word старательно ограждены от функций Excel, Шрифты и Коллекция ClipArt в среднем довольно однообразны и боятся попадания на территорию CorelDraw, Цветные программы порой "забывают" о преимущественно черно-белой печати, При установке Windows 95 обязательна модернизация аппаратной платформы, Добавим сюда отсутствие приличных баз знаний и Различного рода мелюзговые неприятности.

Но главной проблемой остается дистанция между человеком и компьютером. Чтобы работать на персоналке без помех необходимо:
р владеть машинописью
р владеть основами настройки типовых программ (алгоритмы, макропрограммы, конфигурация)
р знать технический английский

ЧТО ЖЕ НАДО?
НАУЧИТЬ КОМПЬЮТЕР РАБОТАТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ: ЗАПИСЫВАТЬ РЕЧЬ И ПИСЬМО.
1. Что дает запись текстов с голоса
р не нужно машинистки, скорость 3-4 минуты на страницу
р запись размышлений по поводу, понравившихся мест из прочитанного и услышанного
р перезапись текстов (хороший материал проходит 2-3 редакции), здесь 1 стр. выходит за 10-15 мин. вместо 1,5-2 часов, уточнение текстов "на ходу"
р свободное использование органайзера и др. "примочек"
р запись выступлений, договоренностей, мнений, постановок заданий
р ведение переговоров, совещаний

2. С записью текстов и рисунков с листа проще - soft уже вышел на рынок. Осталось оптимизировать подсистему типовых графических форм (15-20), да убрать шероховатости прямого ввода с листа.

3. Плюс сбалансировать “джентльменский набор” программ; Убрать клавиатуру, что-то добавить, устранить недостатки; Ввести обратную связь с потребителем

И тут пора вспомнить о предостережении Питера Друкера "Несомненно имеет значение, кто первым вывел товар на рынок. Но еще более важным является ответ на вопрос " Кто первым проведет его модернизацию при уточнении спроса?"

Поэтому пофантазировав на тему " Я и мой новый компьютер в первый год совместной жизни", можно обнаружить несколько нетривиальных следствий:
р качественный скачок в использовании компьютера, более полное и человекогенное удовлетворение потребности вызовет спрос на более качественную технику с дополнительными устройствами, произойдет изменение всей системы ввода
р выход на непосредственные потребности руководителей и, значит, большие возможности по ценам и легализации покупок программного обеспечения
р развитие культуры речи, письма и конкретности мышления - ведь все записывается тут же на переговорах, заседаниях и дискуссиях
р совершенно новые возможности сбора и переработки информации, а также развития мышления - компьютер позволяет мыслить "снаружи", позволяя видеть мысль более точно (нацеленно, без повторов и слов паразитов) и более масштабно (на уровне 3-4 абзацев)
р развитие как деловых, так и домашних компьютеров - и соответственно макроязыков, гипертекстов, эвристических систем
р развитие Интернет и информационных банков

Дальнейшее развитие ПК по линии "отражения", видимо, будет связано с учетом естественной социализации личности: кинестетика, мимика и жестикуляция, движения и пластика, речь, письмо... Первый шаг на этом пути - это учет типовых эмоциональных состояний. Далее расширение обратной связи, например, с использованием компьютеризованных технологий Мастер-НЛП и Психокоррекции И. Смирнова.
 

ЧТО МЕШАЕТ И КАК БЫТЬ?
Диктат программистов, не всегда понятны выгоды пользователя Разделить интересы программистов и пользователей
Диктат производителей-монополистов, смело работающих на опережение Выстраивать альтернативы, формировать потребительский заказ
Программисты сосредоточены на понимании речи, а не на ее записи Ставить не фундаментальные проблемы "а-ля искусственный интеллект", а предлагать решения инженерно-изобретательского характера
Подход "Машина должна все делать сама" Использовать обратную связь и преимущество человека в адаптации., т.е. в чем-то пойти навстречу компьютеру

И, наконец, мнение, что "Голос - это сложно":
р Ограничить сложность языка, используя частотные словари
р Фиксировать стиль речи, настраивать систему на пользователя
р Использовать единый набор интонационных стилей произношения слов, паузы между словами и характерными словосочетаниями
р Использовать 3-мерные частотные модуляции звуков и учить человека попадать в диалоговом режиме в соответствующие гармоники
р Не гнушаться поправками, разными уровнями анализа речи
р Использовать системный подход
 

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Техническая часть включает в себя:
р звукозапись с шумоподавлением и выравниванием сигнала по гармоникам
р преобразование звука в электрическую (или оптическую) форму
р фильтрация сигналов, сортировка по частоте, паузам и интонационной ритмике, нелинейный анализ обертонов
р упрощение и оцифровка
р сравнение с хранящимися в памяти образцами слов: семантическая сеть® распознающие графы® адаптивные решающие правила
р статистический анализ и коррекция текста, включая диалоговый режим для уточнения неясностей (например, по слогам или замена неясных вопросов "другими словами")

Содержательная часть включает:
р тематический словарь (конкорданс) из 1-2,5 тыс. наиболее употребляемых слов, в виде алфавитного списка слов и выражений с их контекстуальным окружением и индексом частоты их употребления, соответствующей заданному стилю речи (например, язык деловой прозы по А.П. Ершову)
Примечание: 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и писменной речи. 1,5-2 тыс. слов - это уже 85 %.
р личный словарь из 500 дополнительных слов и выражений, привносящих индивидуальность пользователя
р частотные характеристики повторения букв и их сочетаний из 2-3-4 букв, а также построенная на этом система вероятностного анализа первичных данных
р проверку структуры текста, начиная с сопоставления произношения и написания слов и продолжая орфографией и пунктуацией
р словарь синонимов (например, для подбора подходящего для ПК слова)
р гипертекст (например, БАГИС)
р эвристические системы (например, консультационные таблицы)
р оценка психологического состояния (например, датчик напряженности)

Коммерческие версии есть пока только для английского и японского языков. Подходящие программные модули для русского языка тоже существуют. И после некоторой доработки (подбор полной системы, ее согласование и наладка, дизайн) вполне могут стать основой для элитарного рынка. А параллельно доводится до кондиции массовая версия, появление которой на рынке знаменует начало "тихой" компьютерной революции (см. несколько нетривиальных следствий).

Подытожим
1. Фундаментальным следствием развития голосовых систем станет появление говорящей техники и соответствующего предметного самообучения.
2. Не менее значима возможность развития человеческого Слога-Логоса в прямом диалоге с компьютером, когда не скован оперативной памятью, а видишь 2-3 абзаца плюс словарь синонимов и выражений.
 
декабрь 1996 г.