3.5 Дон Хуан Матус - Навь


9 книг Кастанеды написаны гармоничным Слогом и могут быть без опаски использоваться любым человеком как для знакомства с реальным миром, так и для собственного развития. 

Для внимательного читателя эти книги могут развернуть еще один план повествования. Начинающийся с появлением ряда нестыковок-противоречий во взаимоотношениях внутри партии Карлоса. Ассимиляция и разрешение этих неопределенностей открывают перед нами захватывающую историю противостояния Дона Хуана Матуса и Арендатора - великого древнего мага.

Вовлечение в общую картину нового плана придает книгам Кастанеды качество полноты и совершенности.

Надеюсь, что переосмысление мира Кастанеды позволит его последователям отвлечься от волшебных чар и принять участие в формировании нового, более гармоничного цикла магии.
 

Итак. Это вершина. Читайте и пробуйте сами.

Технические проблемы можно уменьшить, если воспользоваться помощью других авторов. Например, Ричард Бэндлер творил свои методы, зачастую отталкиваясь от магической практики Дона Хуана. Получилось довольно удачно.

Но остаются проблемы-противоречия, в которых скрыты новые ресурсы.

Сам Дон Хуан Матус говорит о новом цикле, более гармоничном, но признается что сил взять ответственность на себя за создание нового цикла у него маловато.

Где же эти проблемные точки, которые породят новый цикл?

Например, это отношение к детям; или острие духа – одно на семью; или жизнь воина, жизнь втайне от людей; или борьба с наследием древних магов….. да мало ли что…

Попробуем предложить конструктивные альтернативы. Разжевывать суть не буду, если что-то непонятно обращайтесь к первоисточнику. Пишу для тех, кто знаком с книгами Карлоса Кастанеды и излагаю суть дополнений тезисно-кратко.

Острие Духа переходит к детям. Это хорошо - сила Рода преемственна. Но дело не только в этом. Дух словно шприц, направленный то внутрь человека из ноосферы, то в ноосферу из человека. Пульсирует.

Информация рожденная прошлыми поколениями жива. И так как ее микроструктура определяется генотипом ее создателей, то существует тяготение тех или иных элементов и блоков информации к конкретным людям со схожим генотипом. Если же у вас появились дети, то в силу своей молодости их генетическая сила-свечение выше и тем самым перехватывает управление и информацию сразу за критической гранью. Так что процесс пошел-пошел, но не завершился – «вот оно - то самое!» и вдруг куда-то увильнуло, ушло в сторону. И так все время, каждый раз. Дети мешают.

Что делать? - Перестать искать информацию, начать ее творить. Талант растет-зреет и превращается в гения, затем в мастера. И не мешать развитию детей. Лишь бы светились талантом. А «каким, где, зачем…» – это игнорировать.

 

Тех, кто проникся замыслами группы Дон Хуана Матуса, должен насторожить факт, что его партия нарушила Правило от Орла и не оставила группу последователей.

И правильно насторожит. Если внимательно перечитать процесс первичного вспоминания своей задачи Кастанедой, то очевидно, что он управляется Ла Гордой. И управляется явно в направлении разрушения намерения Дон Хуана. Достаточно сравнить стиль описания до встречи с Флориндой и обнаружить, что память Кастанеды до этого момента сконструирована, т.е. фальшива.

Не случайно Ла Горда прекрасный видящий, обнаруживший своего двойника во Вселенной. Не случайно она плотно вьется вокруг каждого. Вот она пристраивается к энергии и психике Карлоса, проводя совместное сновидение. Вот она инициирует «как бы видение» Дон Хуана и Дон Хенаро после их улета. Вот она защищает всячески сестричек и братьев от Карлоса. Вот напоминает, как он опростоволосился и что он вовсе не нагваль. Т.е., конечно, нагваль, но необычный – трехзубчатый…

 

Не верю. Ну не мог Дон Хуан ошибиться. И не мог не оставить четко обученную новую группу. И не мог лишить нового нагваля связного-ясновидящего. И не мог «витать» в мире после ухода в иную Вселенную. И т.д.

Значит, это был новый замысел. Который перечеркнул замысел Дон Хуана. 

- Да. Это был замысел Ла Горды и Элихио, которые тем самым могли начать свою собственную игру в качестве нагвалей. Но долг обязывал их сопровождать Карлоса, если только он сам не откажется от долга. Или…

Такими же манипуляциями Ла Горда подвела Донью Соледад к идее «отнять нагваль» у Карлоса благодаря его высасыванию-смерти в процессе полового акта. Почему-то такая шикарная идея - "забрать нагваль у кого-то", будь она осуществима, не соблазнила саму Ла Горду.

Именно, ученица Ла Горды - Мэрилин Тюннешенд - критиковала Кастанеду, высмеивала и обвиняла его в бесплодности и подверженности темным силам. Карлос молчал, но потом выпустил следующую книгу. Книгу, которая выходила далеко за пределы всего что описали «вновь обнаруженные ученики» Дон Хуана.

Мотив Ла Горды ясен. Если трезво взглянуть на метод улета, то можно заметить, что это одновременно и создание-образование нового существа. Отсюда критическая масса энергии, совокупной энергии группы воинов. Группы довольно жестко организованной. И, видимо, это существо если и будет обладать волей, то новая воля сохранит качества воли нагвалей. Так что вопрос формирования своей группы – для Ла Горды это вопрос выживания.

С другой стороны, странно что намерение двух воинов перечеркнуло, оказалось сильнее намерения группы безупречных магов, руководимых настоящим нагвалем. Сложный вопрос. Тут либо исходное намерение было на самом-то деле иным, либо содержало изъян, либо включало в себя намерение Ла Горды.

Добавим, что здесь стоит обратить внимание на вопрос различения нагваля и воина. Так нагваль обнаруживается только нагвалем. Нагваль всегда имеет 4 отдела, это качество полноты. Это отражение 4 уровней-этапов неопределенности-сложности в воспроизводстве мира и в развитии любой целостности в мире. Нагваль довольно редок (один на десять тысяч) и проявляет себя (другому нагвалю-видящему) обычно после 20-летнего возраста. Нагваль всегда эволюционирует до уровня мастера в своем деле или бездельи.

А пока обратимся к незадействованным ресурсам. Ресурсам из области отказа. Отказ от человечества и продолжения Рода мы уже упоминали. Далее. Отказ от личной истории и человеческой матрицы. Отказ от исследования различия между нагвалем и человеком, отказ от борьбы с главным тираном – собственным генотипом. Отказ от воспитания воинов с детства, выбор учеников среди взрослых.

Информация восстановима, но неизменяема. Пересмотрев свою жизнь, воин сдирает с себя «сухой остаток» – резиноподобную человеческую матрицу. Ограничусь констатацией, это проблемная матрица, сырье-предмет для решения «вечных проблем»: понимания-мира-свободы-бессмертия. Отказ от нее – отказ от новой более гармоничной линии магии.

Что-то не так и в отношении с тиранами. Тиран прост. Единственный язык, который он понимает – это язык силы. Поэтому тиран безнадежен.

Если внимательно присмотреться к практике использования мелких тиранов, то мы обнаружим, что как бы не играл маг с тираном, но конечный эпизод - это всегда стычка силы с силой. Так Дон Хуан своей ловкостью вовлек своего мучителя под копыто жеребца. Так Дон Хулиан просто вызвал громил и высек своего противника.

В чем же смысл практики. Во-первых, тренировка в лавировании и игре, где ценой ошибки может послужить жизнь. Во-вторых, начисто переиграв выдающегося мелкого тирана, мы автоматически побеждаем всех тиранов встреченных в течение жизни, побеждаем их мощные образы-отражения в своей психике. И это высвобождает колоссальную массу скованной ими энергии.

Почему же тем самым, мы не создаем образ еще более могущественного тирана? - Потому что в самых критических моментах противостояния воин обязан использовать прием «сделать наоборот». Вот противник Дон Хуана требует от глупого работника предоплаты за трудоустройство и тот выворачивает ситуацию наизнанку – платить приходиться противнику за молчание Дон Хуана. Метод «наоборот» - это, конечно, и диалектика, и самый сильный прием изобретательства. Но главное здесь в том, что сила тирана признается объективной и, значит, ее оборотная сторона (пусть мы ничего о ней и не знаем) рождает необходимое противоядие-баланс-антисилу. Грубо говоря, оборотная сторона Дьявола – это Бог. Изнанка зла – это добро.

Новый тиран – единственен в психике мага-воина и он является изнанкой Дьявола. Осталось определить, а кто таков Дьявол. В чем его суть. Не забывая, впрочем, и о том, что нагваль-учитель воина-ученика является куда более могучим тираном.

Дьявол – это воплощенная во плоти идея критической массы. Ее изнанка – это неизменный абсолют, т.е. то, что многие нововерующие именуют Богом. Но абсолют, например, не живородит – он скорее духотворит; впрочем, сложно сказать чем он занимается конкретно, так как понятия времени и изменений к нему неприменимы.

На мой взгляд, что-то тут не так. Трудно ассоциировать зло с критической массой. Еще труднее считать добро и гармонии изнанкой зла. Например, здоровый чудный ребенок – это изнанка чего?

Не так тут только одно – абсолютизация главного тирана. Этому тирану подчиняются и нагваль, и любой злодей. Это ограниченность, четкий предел возможностей человечьего генотипа. Как следствие, ясна неизбежность смерти - и тела, и духа в этом мире - и страх этой неизбежности. А также признание механистичности и неопределенности процесса зарождения жизни. Процесса, контролируемого только безразличным Орлом.

Если борьба с тиранами бесплодна, то что же делать в таком случае с тиранами и тиранчиками? 

– Развивать силу и ловкость и стратегию – раз мы оказались в столь враждебном и опасном мире. Объединяться хорошим людям в группы, чтобы защищать себя совместно от стай. Лишать тиранов ресурсной базы – неопределенностей элитного отбора и развития/перераспределения ресурсов.

В в отношении главного тирана (генотипа) – путь один. Решать извечные проблемы. Ориентир – сгущение жизненного опыта. Как при компрессии видео- и медиа-материалов в компьютерах.

Так уж велик реальный опыт? Так уж неповторима наша жизнь на биологическом и иных уровнях, день за днем, год за годом? Интуиция подсказывает, что сгущение раз в семь – это вполне приемлемый коэффициент. И, значит, минус энтропия, плюс омоложение и замедление старения в 7 раз. Загвоздка как раз находится на уровне генотипа – не хватает плотности энергии для его коррекции и гармонизации.

Что же касается взрослых учеников. – Бесполезно их учить с молоду, если человечий мир остается прежним. Генетический заряд новых поколений (и растущего человечка) выше заряда любого учителя. Только мир может послужить ему достойной опорой. Вот вырастешь и тогда будет ясно чего ты стоишь.
 

Ключевой момент учения - соединение физического и энергетического тел человека. Дон Хуан прямо говорит о том, что эти тела соединены силой Вселенной. Подсказка принимается. Физическое тело - это масса тела + мерцающая весомость от звезд сверху. Энергетическое тело - это масса тела + светосила Земли от звезд снизу. Живая масса тела здесь является материальным носителем Светосилы и Целостности всей Вселенной. 

 

Настал момент сообщить вам о главной тайне. О том, что за послание зашифровано в книгах Кастанеды.

Вспомните, магическая линия-партия Дон Хуана и Кастанеды началась лет триста назад. Началась с появления древнего видящего, бессмертного арендатора.

Арендатор так изменил свою энергетическую конфигурацию, что получил возможность не попасть в клюв к Орлу на неопределенно длительное время.

Но получив шанс, он вынужден тем не менее подпитываться человечьей энергией от нагвалей – особо одаренных энергетически человеков.

За все приходится платить.

Арендатор платил магией. В обмен на энергию каждый нагваль получал дар – ну то птицей стать, молодеть, проникать в чужие сны, прыгать сквозь пространство и в другие миры и т.д. Кстати, арендатор заверил, что энергию он берет из области, которая совершенно точно не понадобится ее обладателю в этом мире. А бессмертные маги врать не умеют, иначе им крышка.

Для меня совершенно очевидно кто создал партию, кто ее сопровождает, кто управляет ее развитием и т.д. Т.е. кто тут хозяин!

Поэтому отвращение партии к древним магам и лично к Арендатору-Хозяину, непонятные элементы его поведения, подсказывающие мысли о его неполноценности и несчастности, трансформируются в фактор управления. Зачем-то он все это делает? Ну не верить же что супер-пупер великолепный маг является в жалком виде и жалко просит одолжить энергии. Тем более, что когда ему отказали, он просто силой внушения увел первого нагваля в горы.

Встреча с Арендатором самого Кастанеды подтверждает, что тот просто-таки цветет и чем дальше, тем ему лучше и лучше.

Ладно, черт с ней – с интригой. Получите ответ.

Арендатор – это масенький Орел.

Зато кормится он значительно лучше большого брата. Ведь ему достаются сплошь явства – живая энергия и осознание безупречных воинов. Да еще и как приготовленная – годами движения к мастерству, групповым разнообразием и силой!!!

Вся практика обучения подтверждает этот вывод.

Например, раздельное обучение для правой и левой половины с обязательным забыванием всего. Шаг за шагом воин обретает самостоятельность и силу, вспоминая то чему был обучен. Развивает свое мастерство. Куда же направлен этот процесс? В глубины энергии. Чем больше энергии связано с ситуацией, тем позже она всплывает. А ведь самое мощное энергетически воспоминание – это встреча с Арендатором. Происходящая в конце обучения, на максимуме сил нового нагваля.

Кастанеда отсутствовал 9 дней, а вспомнил событий на несколько часов. Потрясающих событий – ведь он целиком был погружен в мир, созданный этим магом.

Состоялся обмен. Что же конкретно доставалось Арендатору при этом? 

Маленький орел не берет ничего – он просто копирует энерго-информационный образ эмбриональной клетки. После избавления от человеческой матрицы этот образ воину вроде как ни к чему и поэтому его копия не резонирует с оригиналом в ноосфере.

Маленький орел подстраховывается правилом. Соединяя нагвали женщины и мужчины, давая им в полной мере почувствовать волшебство и силу генетической целостности, затем их разъединяют. Теперь новый нагваль обречен на поиск своей половины, не остановится на этом пути ни перед чем и притяжение между ними и будет его ясным ориентиром в путешествии в неведомое – в нахождении щели, чтобы ускользнуть мимо клюва Орла. Согласитесь, что такого рода подстраховка как то не очень сочетается с требованиями безупречности.

И вот когда группа готова, вернее, когда блюдо готово, то оно расправляет крылья и, разгораясь огнем изнутри, летит мимо клюва Орла прямо и точненько в клюв маленького братца. Ошибиться невозможно, ведь вас ведет и собственный генотип и генотип вашей женской изумительной половины и инерция силы-пути  всей группы.

Вот вам и сказ к подлинному намерению Дона Хуана.

Он гений и мастер – это очевидно из текста. Для сравнения, его учитель Дон Хулиан был ярчайшим талантом и мастером. Гений выше таланта на разрешенное противоречие.

Дон Хуан разрешил противоречие между научной и магической картинами мира. Поверьте, в области безмолвного знания – а именно так складировались магические знания в течение 300 лет – так вот здесь слов нет. Поэтому практически вся прямая речь Дон Хуана – это речь собственная. При чем тут наука – спросите вы. А я напомню, как нелинейные физики якобы зачитывались буддийскими и йогическими текстами и как здорово это мысль-то стимулировало. Теперь попробуйте соотнести эманации-волокна Вселенной в коконе человека и снаружи с теорией струн. Добавьте сюда классификацию миров и 48 больших полос осознания на Земле. Фактов и метафор в учении Дона Хуана хватит нескольким поколениям ученых. 

Книги Кастанеды описывают окружающий мир почти привычными словами, но одновременно и изысканно простым, и гениально точным слогом. Это слог Дон Хуана. 

Когда Кастанеда единожды попробовал самостоятельно обнаучить «синтаксис магии», то получился «пшик». И лишь в последней работе Кастанеда обрел собственный слог, оказавшийся вполне изящным-талантливым, но весьма фантазийным в части воспоминаний о собственной жизни. И вновь гениальным, когда приводится прямая речь Дон Хуана.

Особо отмечаю. Книги Кастанеды самое живое и самое веселое повествование о нашем мире. И это повествование полное – точное и гармоничное.

Итог.  Дон Хуан почувствовал неладное как гений и решил оборвать пищеварительный механизм.

Он нарушил правила как и подобает мастеру – в самых критических точках.

1. Дон Хуан подвел Карлоса к встрече с Арендатором в истеричном паническом состоянии. И тот в обмен на свою энергию не запросил НИЧЕГО. Никаких даров! Делай свое дело, я выполняю договор, и отпусти меня.

Теперь когда вы знаете, что брал Арендатор, вы поймете, что он тоже был вынужден не взять ничего. И обмен стал абстрактным.

Арендатор, решая возникшее противоречие, вынужден был дать Карлосу в дар Полет на крыльях намерения. В надежде, что тот залетит до отказа от собственного генотипа. Сработает ведь только самостоятельный отказ. Например, когда мечты войдут в полное противоречие с главным тираном – консервативностью генотипа.

Это был самый скрываемый Дар древнего мага. Кастанеда благодаря этому Дару переписал свою личную историю и историю своей партии. И вы не сможете опровергнуть это фактически. Но, не более. Прививка страха перед дарами Арендатора продолжала действовать, момент передачи генотипа так и не наступил.

2. Дон Хуан лично, весьма эффектно и необратимо воздействовал на женскую половину Карлоса. Сравните, как аккуратно и трепетно проделал ту же процедуру его учитель Дон Хулиан.

Женщина-нагваль попала под чары Дон Хуана и у нее не было шанса выйти из них, так как правоостороннее=рациональное, левополушарное осознание под действием аффекта было полностью перекрыто.

Поэтому психика ее и разумение были ориентированы на учителя и поэтому в присутствии Карлоса генетическая-родовая сила только тлела, порождая нежность-признание-равновесие. Глубинные чувства, но и только. Разница на Волшебство.

Дон Хуан подстраховался здесь и тем, что позволил своему женскому воину Ла Каталине воздействовать на Карлоса и пережить вместе волшебное превращение и волшебные чувства.

3. Дон Хуан постарался и в том, чтобы подпортить блюдо в целом. Выполнив все формальные требования к комплектации новой группы, он тем не менее сумел подобрать весьма плохоперевариеваемое сочетание элементов – воинов группы.

Когда мы впервые знакомимся с партией Карлоса создается впечатление, что мы имеем дело с группой придурков.

Сам Карлос тщательно культивировался Доном Хуаном. Так развитию тоналя (правой половины) Карлоса уделялось мало внимания и такого характера, что Карлос предстает перед своей группой (и перед нами) неуверенным, мнительным и растерянным, все время задающим странные вопросы и предлагающим столь же нелепые ответы/решения. В одном из интервью Карлос, по свидетельству журналиста, предстает перед нами капризным, плачущим и гримасничающим. Все это признаки тоналя.

Обедня была испорчена. И цикл должен был прерваться.

Стратегия Дона Хуана действовала и после его ухода. Раздув самомнение Ла Горды, он к тому же вынудил Арендатора подстраховаться и пообщаться с Ла Гордой (и с Элихио). Это дало ожидаемый эффект разрушения группы.

Более того. Своим маневром Дон Хуан выудил у Арендатора самый секретный Дар. И он же подготовил Карлоса таким образом, что когда Карлос собрался с силами и собрал новую партию, то открыл действительно свежее направление – тенсегрити. И это была последняя чудесная шутка Дон Хуана. Потому что сочетание самого секретного дара с самой массовой-книжной технологией развития не могло не привести к чему-нибудь забавному.

Казалось бы, все идет верно. Развиваем энергетический мышечно-сухожильный каркас. Маловато? - Сдвигаем точку сборки в тело, в солнечное сплетение и дальше – в центр воли перед собой. Опять чего-то не достает...  И вдруг цель обнаружена: Человек рожден чтобы стать Бабочкой. – Что это? Порхающее насекомое как вершина человеческого развития!? – Такая вот шутка эволюции. Или Дон Хуана? – спрятавшего на самой вершине осознания своего ученика тезис «словно гусеница».

Дон Хуан срежиссировал и написал все эти книги с той же целью (Кастанеда лишь старательно переписал уже оформленные события и объяснения).

Требовалось заметно расширить территорию магического знания – за счет простого-точного языка и за счет увлекательности сюжета-предмета. Чтобы нашелся человек, который смог бы взглянуть на все со стороны и свежо-трезво оценить логику событий. И разгадать зашифрованное послание Дон Хуана (о котором тот даже не мог думать! – только действовать своим нагвалем). И теперь, видимо, нужен новый лидер и новая команда, способные остановить Арендатора-людоеда раз и навсегда.

Возможно, им удастся выудить Дон Хуана обратно и вернуть на путь истинный. Ключевое решение и возможность возврата связаны с созданием нового гармоничного цикла видения.

Дон Хуан обильно представил ограничения цикла существующего и в явном виде сформулировал саму задачу – взять ответственность. Видимо, надеялся получить решение сам и многое успел сделать. Но не случилось. Пришлось лететь, прикрываясь женщиной-нагвалем – это первый и единственный для него шаг-шанс. И, наверняка, он предусмотрел все возможное в остальном для того, чтобы его группа не переваривалась в утробе псевдо-орла как можно дольше. Обратите внимание как хороши воины его группы (по сравнению с молодостью, по сравнению с воинами предыдущей группы). Думаю, они были готовы к последней битве.

Арендатор принял вызов Дона Хуана: одарил Карлоса свободой от прошлого и спрятал Кэрол Тигс. Но это не сработало и настал момент, когда Кэрол пришлось вернуть, чтобы нейтрализовать сделанное Дон Хуаном. Плюс лишить его последней защиты и помочь Карлосу продолжить линию самостоятельно.

В отношении Кастанеды это не помогло. Надеюсь не помогло это и в отношении Дона Хуана. После ухода Кастанеды в тень Дон Хуан становится единственным главным персонажем всех 9 книг. И благодаря энергии нашего внимания-осознания его шансы на освобождение растут. 

А пока… Пока же известно только то, что лететь надо прямо в клюв большому Орлу.

Дону Хуану Матусу – Слава!!! 
 

3.6 Мужицкая грамота


"Звуки "теплого" звучания: до, фа, ля (имеют соотношение с теплыми тонами) - Явь.; нейтральный звук: соль (соответствует нейтральному зеленому цвету) - Правь; звуки "холодного" звучания: си, ми, ре (имееют соотношение с холодными тонами) - Навь." - А.Белов.

Звуковая гамма - Октава! -- Ничего вас не смущает? Октава - это 8, а звуков - только 7. Куда же делся один звук? - Заглянем в нотную грамоту.

До Ре Ми Фа Соль Ля Си Си-бемоль
C D E F G A B H

 
Нота нашлась сама - по букве. И новая загадка - странный порядок букв. Поправим.

Ля Си-бемоль Си До Ре Ми Фа Соль
A B C D E F G H
лА Би Си До рЕ Фи Жа Голь

 

Отметим, что лА и Би нам кого-то смутно напоминают. Рядом с латынью находим греков и их "альфавиту". Современный греческий алфавит возрожден с нуля после ухода турков. Так что единственными прямыми, непрерывными потомками древнегреческой азбуки являемся мы - русские. Такой смелый взгляд позволяет быстро разглядеть в немного странной "альфа-вите" наше родное - "аль-ба-ви-га"!

Так что стесняться не надо - будем восстанавливать русскую гамму. Кстати, попробуем перевести на русский греческое=жреческое сочетание "музыкальная гамма". Если верить словарю, то это "муз исскуство на букву Г". Но мы верим не словарям, а словам-слогу и нам помогает великорусская Дея. 

Musa, musikё, Musagetёs (имя предводителя муз). Рядом мусическое (от муз) воспитание, мускул (мышонок? р мышца), мусульманин, мускус (самцовые выделения), мусават (равенство). Еще одна смелая гипотеза - перед нами русское слово - МУЖ. Жена (ген) - родящая, Муж (муза) - творящий. Так как и в творчестве не обойтись без женского начала, то в помощь мужам приходят богини. 

Теперь о гамме. Странное такое значение заставляет нас присмотреться к похожим словам, где мы находим гомо и хомо - равный, общный, подобный, человечный. Рядышком вибрирует грамма=грамота.

Получаем мужицкую общность или грамоту. Или лучше мужской лад (ме-лодия).

Можно прикинуть эпоху. лА или Аль - это 11-ая и 1-ая буквы жреческой азбуки. Звучание арабское. Значение десятки восходит к Ивану-Хресту. Это сдвоенная звезда - символ человека и его отражения в стихии воды. Сравниваем с латинским вольготным XI и I.

В истории русская 8-ка сменилась латинской 12, затем пришел черед хрестово-арабской 10-ки. Кстати, фигура Ивана-Хреста узнается в 9-ой букве - Ж (и в юсе). Так как восемь звуков хорошо сочетаются с русской восьмеричностью пропишем их значения по русски. Учитывая смену языков а) восстановим порядок латиницы и б) используем старый ряд русских букв SHЖI (S=З; Н соответствует по звучанию j; Ж; И).

Ля Ля-диез Си До Ре Ми Фа Соль
A B H C D E F G
А Б В Г Д Е S Н

Обратите внимание на рисунок справа. Второй знак - это готическое изображение буквы Н. Интересное подобие скрипичного и басового ключей. В книжках пишут, что басовый ключ - это образ буквы F. Только очень видоизмененной. Про соль умалчивают.

Гипотеза: скрипичный и басовый ключ - намек на русское происхождение музыцкой грамоты.

Кстати, есть еще альтовый-подвижный ключ на ноту ДО. В готическом шрифте ему подходит буква W. Ее можно рассматривать как отражение буквы М. Что все это значит - не знаю.

Отвлечемся еще раз. Альбавигу можно продолжить на следующие обороты звуков. Если посмотреть на русский алфавит, то в нем можно обнаружить всякие виды симметрии. Например, пятибуквенный цикл с начала или симметрию относительно буквы О. Выбрать "что правильнее" сложно - мне не хватает исторической информации о греко-славяно-латинских азбуках. 

Кстати: "Почему буквы в алфавите расположены так, а не иначе?" Пропускаю исследование вопроса, даю результат - крылья буквы Р:

юувф  лмн еэ бд цпт оъРьё  jчщ жш  яа гкх  зсиы

Буква "й" не вписалась. Что бы это все значило? Еще одна дверь, ведущая куда-то.

Как-то это должно быть связано и с музыцким строем. Поэтому пойдем вперед и проявим симметрию звучания. 

ыи - эе - оъРьё - ая - ую
цпт  - бд ----- жш - jчщ
лмн - вф ----- зс  - гкх

 

??? Возвращаемся к начальной задаче - понять какие звуки теплы, а какие холодны.

Если мы сравниваем буквенные обозначения нот, то можно предположить, что РЕ усиливает ЛЯ - от хоЛодного к моРозному и от тепЛого к жаРкому. Но нас интересует сравнение звуков, которые в общем-то отличаются только частотой.

Придется сравнивать созвучия. Ограничимся здесь основным аккордом. Мажор судя по всему - теплый, веселый. Минор напротив - холодноват и грустен. 

Для представления и различения мажора и минора в звуковом круговороте традиционный подход подходит мало. Поэтому посмотрим на аккорды с конструктивной точки зрения. 

* Глядя на рисунок черных клавиш, хочется добавить в их ряд еще одну - получится I II III и 15 звуков в строю. Отсюда вопрос - почему звуков именно 12? 

Забудем на время про черные клавиши. Звуков - 12 и они расположены в круговорот 8-конечной звезды. Основное трезвучие для мажора выражается рядом 1-5-8, для минора 1-4-8. Логично предположить, что центр трезвучия - это средний звук. Тогда мажор предстанет как ряд 4-(1)+3, а минор 3-(1)+4. Смотрите рисунок. Здесь мажор - это симметричное отражение минора относительно направления высоты звуков. Можно сказать, что мажор уплотнен в сторону повышения тона, а минор - в сторону понижения. На рисунке мажор отмечен в красных кружках.

Похоже, что разнообразие миноров (тонический, гармонический и мелодический) порождается системой нотной записи. Точный минор один - мелодический.

 

Рассмотрел рисунок еще раз - требуется уточнение. Видно, что центр симметрии мажора приходится на 11 звук, а минора - на противоположный 5-ый. Значит, надо повернуть эту кавалькаду обратно на 2 звука. Мажор опирается снизу на РЕ, или Д-букву. Минор сверху опирается - ... неизвестно на что... С точностью мелодического минора я поторопился  - здесь какая-то ошибка...

После долгих перелаживаний сложилась схема с натуральным минором, который получается из мажора поворотом на четверть лада ввысь. Волга впадает в Каспийское море. При этом 2 звука лада не используются - получается 10-ричный лад. 

Выпадание десятки есть знак хрестово-арабской эпохи. Постепенный исход элиты=лучших из Византии на Запад плодоносит эпохой Возрождения. Она благоволит к 10-ке. Европа уничтожает старую элиту  и переписывает имперские достижения  на себя - в качественных моделях Запада поселяется семерка. 7 нот, 7 цветов, 7 планет и т.д.

Аль и 10-ричный лад - подсказывают арабское происхождение нотной грамоты. Арабы восстанавливали традицию, переворачивая ее. Если перевернуть нотный стан, то Фа и Соль поменяются местами. Теперь узнать в них скрипичный (Фа) и басовый (Sоль) ключи несложно. Новый вопрос: А вот кто изобрел сами ноты и октаву?

Физически ощущаю провал вниз. Сначала с азбукой. Чуть приподнялся на звукоряде и снова вниз. Вот так - опираешься, опираешься на Слог и вдруг обнаруживаешь, что с буквами и звуками тоже что-то неладно. Опора исчезла, купаюсь в чистой безопорной силе - то есть в бессилии.

Через несколько часов даю прогноз - эта задача сейчас неразрешима. Нет даже намека на выход.

Но тело знай себе крутит дискомфорт, не выпускает. Вторую ночь подряд засыпаю опустошенным.

 

А утром жизнь налаживается. Сила восстанавливается и начинает примериваться к "неладу". Тык, вилка, пресс - испробованы и уже выпущены из рук. Остается лишь тело и его золотая пропорция.

1-5-8-13 - звуки, полученные делением октавы золотой пропорцией. Это мажор - мужской лад. Его отражение - это минор, женский лад. Терции при этом переходе - большая и малая, мужская и женская - меняются местами. Ну вот - это явный сдвиг с мертвой точки.

Делаю паузу - не хочу вновь провалиться куда-нибудь. Займусь-ка я освежением "терции" и остальных музыкальных словечек.
Нота - (на та, на целом) - отметка октавы.
Унисон - над-звон (ср. уни-версальный - над версиями)
Тон - ударный звук, динь-дон. 
Мажор - больший, могущий, мужской. Минор - меньший.
Октава - (okta-va) целостность, содержащая 8-ричную разметку, или восьмица.
Прима - (при МА, при благодати; ср. при-мадонна) - опорная метка, наверно, звук открытой струны.
Секунда - (секущая единичная или волны; ср. сечь, сечение, просёк, секатор) - сечение-разметка волны-октавы. Сечем струну пальцем или порожком. В 12-ричном ладу - это метка в 1/12 октавы.
Квинта - (квин-та, "пятый" элемент целого) - соединение или центр всех стихий; это золотое сечение лада - 8/13 лада или 7 сек-секунд.
Квалификация - хвалификация.
Кварта - (квар-та, сердце целого) - отражение задней квинты (квинта назад + сдвиг вперед на октаву), 6/13 лада или 5 сек.
Секрет - скрт, скрытый
Терция - (tertia, тер=тело) - телесная; приятно ощущаемый объем звучания 2 звуков; 5/13 лада - обратное золотое сечение лада; мужской объем - 4 секи, женский - 3 секи - это отражение задней терции.
Секста - (секс-та, шесть, сечение целого пополам) - 6 из 12 в Египте; в данном случае это диапазон выпадания 6 ноты - 8 или 9 сека.
Септима - (седьмица) - 7 нота, 10-11 сека.
Мелодия - (ме-лодия, те лад) это ладь
Гармония - жар единого (монады)
Ма, Ме, Мо - благодать полученная изнутра, снаружи,  трудом. 

?Подумать - Та, Те, То. Ба, Бе, Бо. Ма и На. На, Не, Но.
А по русски? Человек - это маска = чело+веки. Люди - лютые. Все не то. Лучше - Девы и Бояры. 

Смотрел алфавиты. Тоже не все ладно. Хорошо бы перебрать значения греческого и готического письма. Например, бэта - это русская "в", подсказывают нам Византия и Вавилон. Дельта и Сигма в малой прописи похожи на "б".  Ипсилон похож на "г", Пси на "щ". Пора читать антиков по русски и по этрусски. Не забывая, впрочем, о первослогах Арийских и Египетских.


Вернемся к нашим барашкам. Обратим внимание, что октавный круг симметричен относительно первых 4 нот:
ми - фа --- соль ---  ля - ля# - си - до --- ре --- ми - фа |--- соль ---  ля
e      f          g           a      b      h     c         d        e     f   |    g           a 
Е      З        Н/j          А     Б      В     Г         Д        Е    З  |     Н/j         А 

Традиционная октава, кстати, симметрична относительно ноты РЕ. Это любопытно, так как структура русской (и греческой?) азбуки тоже центрирует букву Рь.

Для освобождения головы запишем и 12-ричный лад.

до    ре    ми фа  соль   ляля# сидо    ре    ми фа   соль    ля
  •    •  •  •      •     •   •  •  •    •  •  •       •    •   •
1  2  3  4  5   6  7  8  9  10 11 12  1  2  3  4  5  6    8   9 10 11 12
4  5  6 
7  8   9 10 11 12 1   2   3  4  5  6  7  8  9 10 11 12  1  2   3
  •      •  •  •    •   •  •   •  •  •      •  •  •     •  •  •   •
г      д       е   з      н       а   б   в   г      д      е   з       н       а   б   в

Зачем мне понадобилось такое большое отступление от темы письма? У меня нет музыкального образования. Из специальной литературы в наличии только вкусовое пособие для младших классов. Правда, есть юношеский опыт игры с гитарой. Все равно - это получается сложно, очень сложно. Тем не менее, предмет - спираль за спиралью - раскрывается. Вроде по сути ничего особенного пока не открыл. Все изучаю предмет. Но, пожалуй, этот опыт доказывает, что Мастерам поодиночке приходится не сладко. Пора объединяться. Цель привлекательна - твердая благодать для остальных.

В отличие от музыкантов прошлого в нашем распоряжении есть компьютер. И вместо примерных 8/13=0,611 мы прямо можем взять золотую пропорцию - 0,6180334 и еще раз. Чтобы получить все созвучия. Осталось только разобраться с минором. Тогда можно отказаться и от многотрудного созвездия тональностей. Перестройка традиционных инструментов потребовала отказа от Пифагорова природного звукоряда. Результат: раньше фальшивили некоторые звуки, теперь понемногу фальшивят все. Компьютер позволяет легко, на ходу пристраивать лад в любую модель звукоряда. Думаю, не за горами появление 15, 20, 60 и других более размерных ладов. 

Остаются еще вопросы троичности минора. Это связь с природой самой гармонии. Ведь музыка воспринимается организмом, а наше восприятие не столь линейно как того хотелось бы равномерно темперированным профессионалам. Человеческое восприятие нелинейно, музыка нагружает его и оно пружинит-выгибается-скручивается. Едва заметно, но в этом едва вся музыка грядущего, музыка небесных сфер. Мне повезло ее слышать однажды. А сейчас даже простая мелодия - "Капитан, капитан, улыбнитесь..." - чуть фальшивит в конце куплета. И в привычном и в природном ладах. И приходится подрезать тон-ритм, чтобы сдвинуть ощущение ноты в приятность. Интересно, как теперь относиться к людям с "абсолютным" слухом?

Все названные задачи по плечу компьютерам. Надеюсь, мои опыты притягивают музыку небесных сфер к нам на Землю.
 

Перейдем к созвучиям. Они строятся Тоном-Субдоминантой-Доминантой (Т-С-Д) или 1-6-8 нотами полного 12-ричного лада. Д - соответствует прямому золотому сечению октавы. С - обращенному (кварта). 
Т - равновесно, гармонично. Д - динамично, всегда разрешается в Т. С может разрешиться и в Т и в Д.

Т-С-Д в привычном звукоряде приходится на До-Фа-Соль.

Созвучие, аккорд может строится от Тона - 1-5-8. Это мажор. 1-4-8 - минор. Здесь большая - малая терциии меняются местами. Полный мажор: 1-3-5-6-8-10-12/13

Субдоминантное созвучие: 6-10-13 - пример золотого разбиения десятки.

Доминантное - 8-12-15.    12 нота считается самой неустойчивой в аккорде.

Секстааккорды получаются обращением 1 звука. Т6 5-8-13; S6 10-13-18; Д6 12-15-20.

Квартсекстаакорды получается вторым обращением. Т6/4 8-13-17; S6/4 1-6-10; Д6/4 3-8-12.

Несколько сложнее септааккорд, состоящий из 4 звуков. Посмотрим его доминантовые вариации.

Д7 8-12-15-18. Он динамичен и непременно требует разрешения в тонику  => 13-17.

1 обращение Д6/5: 12-15-18-20. 2 обращение Д4/3: 3-6-8-12. 3 обращение: Д2 6-8-12-15.

Вернемся к минору. У него три разновидности:

Натуральный Гармонический  Мелодический
1-3-4-6-8-9-11/13 1-3-4-6-8-9-12/13 1-3-4-6-8-10-12/13

Отличие в двух последних нотах. Натуральный минор получается отражением мажора относительно оси, проходящей между 4-5 и 10-11 (А-Б) нотами. Раньше мы "видели", что минор получается сдвигом мажора на 3 звука. И это было непонятно, так как требовало соответствующего повышения тональности. 

Вовлечение 8 ноты в октаву позволяет увидеть, что минор - это простой переворот мажора между А и Б звуками.

Отметим, что центр созвучий в квинте (1-8) приходится как раз между 4 и 5 звуками обычного лада.  В новом ладу созвучие Г-Е-Нj приходится на 4-8-11 звук. Его ТСД  Г-З-Нj или 4-9-11 (в привычном ряде 1-6-8).

Реальный инструмент вывернуть наизнанку сложно, поэтому инструментальная гамма включает в себя 10 звуков. Но! для пения достаточно 8-значного лада (и для компьютера). Так поют церковные хоры.

Ряд ля-би-си-до-ре-ми-фа-соль сохраняет свое эстетическое и историческое значение. 
Советую продолжить развитие золотых сечений для получения частот лада. Взять, например, 20-значный лад или 89-значный. 

Не утерпел. Взял 20-значный ряд. Затем замахнулся на бесконечномерный ряд. Его золотая точка вычисляется обобщением увеличивающихся рядов до 20,618. Получается мажорный ряд 1-1,3031-1,5348.

Построил в синтезаторе этот аккорд этого небывалого ряда. Получилось несколько напряженно. С другой стороны, привычный аккорд разряжен внутрь. Это комфорт удовлетворения замкнутого на самое себя. А здоровая целостность и полна, и сбалансирована, и открыта изменениям. Пока мой аккорд создает двойственное ощущение - вроде бы то и вроде бы не совсем то. Аккорда мало, нужна музыка.

После этого опять завис - на дне золотых пропорций. Опять перспектива в полном нуле. Посмотрим, что остается. Закон и сердце:
а) золотая точка лада - 1,5348
б) неразрешаемый пока вопрос о сердце лада.

На этом и закруглимся - будущее племя не останется без задач. 
 

А с утра, поднакопив сил, организм подсказывает - попробуй проще, возьми золотое сечение напрямую.

Любопытное это дело решение задач. Сколько я их нарешал - не счесть. Неопределенность и дискомфорт всегда приходили непредсказуемо и в конечном счете оказывались шустрее моей логики. Поэтому сладость плодов всегда была подпорчена напрягами, зависаниями и сквозняками из новоявленных дверей.

"Работать с удовольствием." Такую задачу ставил я себе в последние годы. Работать => трудиться => делать => творить => чудодействовать. И вот, кажется, дискомфорт начинает тебе подчиняться. Задача открывает тебе дверь и ты вываливаешься головой туда. Пару сложений и внутри слога формируется энтропийная вибрация. Уши торчком - а сила прогорает. "Стоп! - Что это? - Ага, центр в затылке, слева. - Так, так, так...Хорошо...Дальше..." Дискомфорт проявляется телесно и набирает силу. Доходит до вершины и аукается из головы в ноги, замыкается-разряжается в ступни. Уже хорошо - сила тела восстанавливается, можно спокойно разглядывать предмет забот, раздыхивать самочувствие от живота.

Рассматривая золотые сечения звуковой волны, я для удобства нарисовал ее и вдруг обнаружил на ней все точки звукоряда. Удивительно просто. 

* Синие точки равномерно разбивают синосоду октавы. Проявляется "лишний" звук, соответствующий скрытой-восьмой ноте Ля#.

* Красные точки, с учетом формы волны, делят полученные интервалы золотым сечением. 

* Серым приведены значения частот природного звукоряда. Согласование великолепное. Вспоминается сложная логика пропорций выстраивающих в учебниках этот ряд. Теперь все очевидно всем.

* Если в красных точках взять просто серединки, то останется только 2 отличия от природного звукоряда 137,5 и 133,33 + 167,5 и 166,66 Гц. Существенно первое отличие - оно нуждается в экспериментальной проверке в созвучиях.

* О частотах. Выбор для Ля частоты в 440 Гц - это вопрос соглашения. (Интересно, что при выборе образца была упущена первая нота - До. Ну да ладно.) Итак, 440 Гц - почему столько? - Точность здесь не принципиальна. Диапазон основной октавы должен быть приятен исполнителю. И он, подбирая нужную тональность, на самом деле ищет собственный опорный лад. Но есть инструменты, есть нотная грамота, есть ансамбли... Приходится договариваться о твердой точке отсчета - таковой избрали частоту в 440 Гц. 

У меня цель иная - удобство счета. Поэтому я выбрал частоту 100 Гц в качестве начала октавы. Октава берется с До для удобства сравнений с простым, пифагоровым и равномерным звукорядами.

Рисунок волны напоминает нам о гитарной струне. Прижатие струны посередине удваивает частоту звучания, формирует октаву. Равномерное сечение октавы согласно рисунку дает нам 8 базовых нот, включая скрытую ноту Ля#. Значения частот от 100 до 200 пропорциональны До-мажор-ладу. При этом первые 4 ноты на грифе (от колков) - это ноты Г-В-Б-А (до-си-ля#-ля) или 4-3-2-1. Это нелогично. В поисках слога мы выворачиваем мажорный строй в минор согласно предыдущей квадро-схеме. Теперь полный порядок. Перед нами изначальный 8-знаковый лад - Ля-минор струны. 

Закон всех известных ладов задается цифрой 2. Это удвоение частоты в октаве (или деление струны пополам). В природном ладу этот закон развивается в цифру 8. В пифагоровом и равномерном строях - в цифру 12. У Пифагора - от квинты. У Веркмейстера - от 21/12.  Различные лады показывают нам различные способы управления процессом - ноль, вилка, пресс, золотая пропорция. Природный лад строится в 0. Пифагоров строится вилкой. Мы множим квинту и сдвигаем значения в опорную октаву. При этом через 12 операций мы попадаем в первую ноту - ряд исчерпывается. Правда, присутствует погрешность - так называемая пифагорова кома. На 6 операций (6 вперед + 6 назад) она составит в среднем 1%. Чтобы устранить кому и соответствующий разброс частот нужно сдвинуть квинту с 1,5 на 1,4983 = 27/12. Веркмейстрер идет дальше - использует пресс геометрической пропорции с коэффициентом 1,05946 = 21/12

Обобщение пропорций 12-значного ряда дарит нам новую золотую точку 1,5348 = 20,618. Можно изменить не всю степень, а только ее знаменатель. Тогда, например, мы можем получить равномерный 8-значный ряд с множителем 21/8. Строить лад можно как прессом, так и вилкой.

Закон есть закон. Гармония же требует еще и жизни и тогда мы вслушиваемся в лад - ищем сердце. 

Природный звукоряд строится от простых натуральных чисел. Поэтому более точно называть его простым ладом.  Сердце простого лада здесь - множитель 1,3333. 

Посмотрим на портрет звуковой волны еще раз. Многое можно сказать и вспомнить разглядывая этот рисунок.

Это, во-первых, возможность выпуска более настраиваемых инструментов для масс.

Когда я учился играть на гитаре, то проблема ее настройки рождала комплекс неполноценности. Сначала долго мучался впрямую, спрашивал советов у умельцев. Их ответы были непонятными и только усиливали переживания о моей музыкальной неспособности - "медведь все оттоптал". Пошел дальше - купил камертон, наподдувался вволю. Но правильно настроенная гитара звучала как то неубедительно. Благодаря умельцам я уже знал, что моя ленинградская, за 14 рублей, гитара довольно хороша. Поэтому продолжал поиски упущений. Последние пробы были связаны с обратной настройкой - по видимому-слышимому максимуму резонанса струн.

Сейчас я понял, в чем тут дело. Конечно, виноваты и допуски-посадки самого инструмента. Они вносят накапливающиеся искажения в правильный строй. Но основная причина кроется в том, что равномерный звукоряд Андреаса Веркмейстера негармоничен. Поэтому музыкант донастраивает его по созвучиям - чуть выше-ниже-вверх-вниз... Вывод - ни один нормальный музыкант не играет в равномерном звукоряде. Достаточно вспомнить как публичные гитаристы все время подстраивают струны или как подолгу настраивается оркестр. Ищут.

Дискомфорт от звукоряда порождает потребность его разрешить. Кто-то ищет истинный строй, радуясь роялю настраиваемому по Пифагору. Кто-то ищет истинный инструмент. Что происходит когда шедевр а-ля Страдивари найден? - Выключается критичность. Теперь уж точно я тут ни причем. И подстройки теперь объясняются просто - у этого инструмента живая душа и строй тут тоже ни причем. Так объясняются некоторый скрип "самых самых" скрипок. Скрип стал очевиден после появления приятной виолы Ванессы Мэй. 

Еще один вывод: люди с "абсолютным" слухом душевно нездоровы. Но они поощряются системой, развиваются...  Когда они собираются в оркестр, то как никогда оказываются близки к разоблачению. Отсюда такой ажиотаж вокруг гениальных исполнителей и гениальных дирижеров. Они, конечно, нарушают канон - но им дозволено и оркестранты в упоении слепо им доверяются. Это ошибка. Гениальные музыканты творят и потому играют собственную музыку. 

Похожая ситуация и в спорте. Футболисты забивают голы, боксеры выбивают нокауты. Эмоций через край - довольны и рабы и гурманы. И главное - это расслабляет и ни к чему не обязывает. Спорт не создает предметных гармоний, в которых разрешено физическое противоречие. Создает чувства, а их отличает безразмерность. Допустим, выиграла бы наша сборная чемпионат мира по футболу. Радости и единения россиян не было бы границ. И они бы к радости власти забыли бы многие проблемы и объединились вкруг этого символа государственности. В общем стало бы только хуже. Это извечная проблема национального спорта - государство присваивает и пожирает плоды талантов. Результат - нельзя полновесно наказать Романцевых за проигрыш и нельзя полновесно дать победить Сычевым. 

Редкий оркестр способен гармонично сыграть шедевр. Но вот появились ребята с нормальной психикой и хорошей самооценкой и сыграли "классику в обработке", возвращая всем нам живую музыку Мастеров.

 

Вернемся к поиску сердца лада. Для этого вспомним, что высота звука повышается от октавы к октаве, а их частотный диапазон при этом удваивается. Следовательно, сердце лада от 100 до 200 Гц находится чуть ближе к 100.

Рисунок показывает, что точка пересечения частотных кругов разбивает лад в отношении 1:2. То есть сердце простого лада есть частота 133,33 Гц.

Но в такой схеме сердце вторично, не имеет собственного ритма. Если же включить в рассмотрение само сердце, то мы получим пропорцию: 100/С = С/200 или С = 141,4 Гц. Полное соответствие 7 ноте равномерного ряда.

Но это не совсем то. Мы ищем Кварту - 6 ноту. Альтернатива  - золотое сечение: уравнение (С-100)/(200-С) = (200-С)/(200-100) с решением С=138,2 Гц. Но можно и вернуться - воспользоваться простой 8-знаковой схемой с сердцем в 135-137,5 Гц.

Сдвиг по частоте - заметный. Мой выбор за частотой 138,2 Гц - близко к изначальному простому делению (137,5) и соответствует обобщенной схеме кругов. Теперь хорошо бы поверить такой лад на слух и на написание музыки.

 

Продолжая золотую аналогию, развернем золотые сечения звуковой волны в график. - Пища для любований. Например, уберите цифры и представьте лад, в котором октава множит частоту на 1,618 вместо 2.

Всё. Достаточно. Материала для экспериментов хватает. Нужен подходящий инструмент: миди-клавиатура (годится и виртуальная) и возможность настройки-сдвига частот. Если вы пойдете сюда самостоятельно, то обратите внимание на следующие моменты:
а) новый лад создает новую музыку - это похоже на на восприятие одежды необычного-незнакомого вам стиля
б) весьма вероятно, что лад строится последовательным использованием прямого-обратного золотого сечения; это создает внутреннюю устойчивость такого строя
в) слог нового лада порождают закон и сердце - квинта и кварта

 

Завершая разговор о шкале тепло-холод, отмечу, что понижение тональности усиливает телесные ощущения, повышение - зрительные. Шкала "во внутрь - наружу". Поэтому на севере понижение звука, возможно, греет больше чем в жарких странах. Но опять-таки первичны созвучия.

Продолжение музыкальной темы можно найти в разделе Проекты - Караоке. Рекомендую, например, мои советы по развитию голоса.
 

Таланты и Мастера современности