Закон спроса и предложения - Вопросы и ответы

Кто открыл этот закон?

Ответ. В знакомом нам виде этот закон впервые представлен в книге Альфреда Маршалла "Принципы экономической науки" в 1890 году. Смотрите стр. 307-309 по ссылке. Книга 5, глава 3, § 5-6.

В чем ошибка А.Маршалла с кривой предложения?

Ответ. Сначала Маршалл представляет кривые для факторов, формирующих стоимость товара: цена материалов, цена производства (амортизация зданий, машин, основного капитала), процент и страховка на весь капитал, заработная плата, управленческий доход. И для каждой кривой получает растущую вправо линию. Хотя вполне очевидно: если затраты на производство единицы товара растут, то вы будете производить товара меньше. Основной капитал делим на себестоимость товара.

При этом Маршалл отмечает возможность снижения себестоимости товара с ростом объема продаж, но откладывает рассмотрение этого варианта до главы 12. А там нас ждет весьма запутанное объеснение противоречий между отраслью (группой конкурирующих предприятий) и отдельным предприятием.

Суть такая. Если товара на рынке недостаточно, то возникает очередь на него и можно повысить цену. При этом выделяется определенное количество покупателей, готовых платить завышенную производителем цену (здесь разумеется, что производитель и продавец действуют заодно против покупателя). Поэтому эластичность кривой предложения (растущей вправо) будет короткой – говорит Маршалл. И добавляет – и будет зависеть от таланта и удачи данного предпринимателя. Т.е. имеется в виду возможность роста цен на продукцию при увеличении количества продаж. Такая ситуация возможна в начале волны новой моды, что отмечает и Маршалл. И она явно противоречит кривой спроса (закону спроса), являясь источником сверхприбылей производителя. В общем, имеется в виду новый открывающийся рынок. Т.е. здесь мы должны рассматривать жизненный цикл товара, связанный с производственной логикой внедрения новых товаров на рынок и соответсвующим снижением издержек по мере достижения пика спроса и оптимизации новой технологии производства нового товара.

При этом Маршалл смешивает законы, управляющие точкой встречи и баланса спроса и предложения с законами общего графика спроса и предложения, где слева и справа спрос и предложение расходятся – т.е. там реальных продаж просто нет, они виртуальны, потенциальны, вероятны, предполагаемы.

В точке встречи спроса и предложения (в зоне реальных продаж) покупатель и производитель достигают негласного согласия. Изменение цены одной из сторон (при прочих равных условиях, как обычно добавляется, – что означает что внешних изменений тут нет, например повышения стоимости сырья), изменение цены одной из сторон означает нарушение согласия. Обычно на рынке доминантен производитель/продавец, именно он изменяет цену. При этом на его стороне целый штат специалистов - экономистов, маркетологов, рекламщиков, специалистов по продаже, специалистов по кредитованию, специалистов по сервису. А покупатель как правило не вооружен таким арсеналом.

Есть исключения в форме конкурса производителей. Например, конкурсный прием на работу. Или конкурс на гос.заказ, частный заказ. Это и есть фактор конкуренции. Рядовой покупатель тоже может выбрать более подходящий ему магазин или более подходящую модель товара от другого производителя.

В Википедии написано:
/// При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать).///

Возможности человека безграничны, пока он не начнет что-то делать конкретно. Поэтому любой талант имеет размер, за исключением человеческой глупости - она бесконечно разнообразна и не знает устали.

Смотрим цитату из Википедии, с нее начинается статья о законе спроса и предложения.

1. Кто может изменить цену?
Очевидно это только производитель. Так что имеем явное противоречие. Впрочем производитель может уменьшить цену, чтобы вывести товар на рынок (занять долю рынка) или чтобы увеличить оборот (типовая ценовая стратегия). В любом случае - уменьшает цену сам производитель и очевидно по своему желанию (с готовностью производить и продавать побольше).

2. Как может уменьшить цену покупатель?
За счет тендера, походить по рынку предложений, за счет кооперации (оптовая скидка). Или перестав покупать данный товар - есть товар лучше или денежный кризис.

Т.е. все это системные факторы - конкуренция или кризис. Не соблюдается условие "при прочих равных условиях".

3. В отличие от покупателя производитель планирует производство и продажи в длинных циклах. При этом он составляет бизнес-план, где основой всего является план продаж, опирающийся на исследование покупательского СПРОСА!!!

На качественном графике к зоне реальных продаж относится только узкая область пересечения кривых спроса и предложения. Все остальное (области слева и справа от зоны пересечения, 90% общего графика) имеет предполагаемый, потенциальный, вероятный характер.

И кривая предложения - это по сути совокупность бизнес-планов предприятий в данной товарной области. Которые все как один опираются на кривую спроса!!!

При этом кривая предложения отличается от кривой спроса более точным учетом себестоимости производства товара и его доставки до покупателя + добавленной нормой прибыли.

Плюс общий закон внедрения новых товаров - сначала малые партии по высоким ценам, далее большие партии по низким ценам. Четко в соответствии с кривой спроса. Опыт покупательский не пропьешь.

4. В зоне встречи спроса и предложения происходит негласный договор-согласие покупателей и продавцов. Покупатель уточняет свои представления о себестоимости и цене товара (ну вот не получается у них дешевле), производитель уточняет объем спроса по заданной им цене.

5. Что означает правая часть кривой предложения?
Она означает, что производитель хочет больше денег.
Как он может этого добиться?
а) монополией
б) прогрессом в себестоимости товара
в) прогрессом в качестве товара

Первое нечестно. Третье это уже другой товар. При прочих равных условиях.

6. Как покупатель может помочь производителю с себестоимостью?
Он может скооперироваться, провести тендер производителей, уточнить параметры качества и цены , снова провести тендер производителей с учетом государственной поддержки (социально важный товар, поддержка местных производителей) и мы получим прямой покупательский заказ + существенное снижение рекламных издержек и разнообразных обманов со стороны производителей и торговли (снижение покупательских рисков).

Следующий шаг - кооперация покупателей для покупки базовых предприятий. Например, завода по производству красок - лучших по соотношению "качество/цена" для городских и домашних ремонтов. При этом акционерное владение мультидинамичное - каждый рубль суть акция и свободно конвертируется в обычные рубли акционерной картой. Т.е. можно все покупать в магазинах и одновременно получать годовой процент в 2-5 раз больший чем в банках. Напомню, банки отъедают у экономики=населения примерно 20% ВВП. А нафиг они нужны простому населению?

Здесь и эффективное накопление денег и обеспечение лучших по соотношению "качество/цена" товаров и поддержка местных производств и рабочих мест и сохранение денег в местной экономике.

7. Безумная кривая предложения используется для оправдания жажды наживы безумных предпринимателей. Безумных = неадекватных на всю голову и готовых на любой обман ради увеличения прибыли. В мире покупателей их аналог - это дармоеды и воры.

Безумная кривая предложения используется в базовых экономических моделях управления государством - в первый раз в книге Маршалла с идиотским и путанным примером про сукно. Она позволяет отвлечь внимание от реальных причин инфляции, разнообразно усиливает позиции частного капитала по отношению к общинному и позволяет корпорациям доить весь народ (их надо поддерживать гос.заказами и им надо компенсировать рыночные риски).

Макроэкономический тезис: падение стоимости валюты замечательно для производства. Как для экспортеров, так и для местных производств.

Рассмотрим конкретный пример - обрушение рубля вдвое в на рубеже 2014-2015 года. Номинальный ВВП в долларах и доля страны в мировом номинальном ВВП рухнули на 40%. Вдвое обесценились все рублевые накопления граждан и предприятий. Вдвое обесценился весь труд в стране. Что несколько смягчило падение уровня жизни – местные товары подорожали не так сильно (плюс гос.дотации на смягчение). И все же качественные товары и техника (бытовая, авто, промышленная) у нас в основном заграничные. Плюс отдых за границей. Все это подорожало вдвое.

При этом экспортеры продавали сырье и продукцию за границей по тем же долларовым ценам. Но внутренняя себестоимость добычи/производства у них уменьшилась. За счет кого? - За счет всего населения и всех местных предприятий.

При этом местные производители получили дополнительное ценовое преимущество перед зарубежными. Разница цен между, скажем, нашими и японскими авто, экскаваторами, комбайнами, станками разнообразными увеличилась. Не в два раза естественно - ведь в наших авто и т.д. куча зарубежных комплектующих + используется зарубежная техника-станки для их производства. Снова вопрос - за чей счет? – Ответ тот же. За счет всего населения и всех местных предприятий. Потому что все качественные товары, техника и отдых за рубежом разом подорожали вдвое.

Но у нас есть закон спроса и предложения, который говорит нашим экономическим стратегам: уменьшение цены ведет к повышению спроса и росту продаж. Поэтому наши экспортеры получают или дополнительную прибыль, или возможность снизить цены на внешних рынках и тем увеличить там объемы продаж. За чей счет?

И почему здесь забыли про кривую предложения? Которая указывает, что снижение цены ведет к уменьшению предложения.

Та же общая подмена общего графика узкой зоной реальных продаж, где предложение более-менее соответствует спросу и его эластичности. Но почему за эти торговые манипуляции должно платить население всей страны? И о какой эластичности может идти речь при падении валюты вдвое?

В реале мы видим существенное падение стоимости акций наших корпораций, существенное падение покупок населением качественных иностранных товаров и техники, заметное повышение розничных цен - опережающее рост реальных зарплат, общее снижение покупательского спроса (денег нет). В итоге все рублевые накопления населения на осень 2014 года уменьшились в 2 раза, а реальные доходы за 2014-2017 годы уменьшились на 12,5%.

 

 

Комментарий статей Википедии о Предложении

Википедия по факту лучшая энциклопедия мира, поэтому необходимо прокомментировать тамошние маневры смысла в статьях, касающихся "Закона спроса и предложения".

Закон спроса и предложения

При прочих равных условиях, снижение цены на товар увеличивает спрос (готовность покупать) и уменьшает предложение (готовность продавать).

Выше дан подробный комментарий. Здесь отвечу по форме. Цена практически всегда снижается производителем. А то что производитель хотел бы продать свой товар в 5 раз дороже, так и покупатель хотел бы купить товар по всей кривой задаром. Это попросту неадекватные-безумные производители и покупатели.

И почему производитель, согласно графику, не хочет производить товары малыми партиями по бешеным ценам?

Реальное предложение – это совокупность всех бизнес-планов всех предприятий. Основанных на реальной себестоимости производства, норме прибыли и данных о реальном спросе покупателей.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения на товар при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара.

Это не закон, это желание оторванное от реальности. В идеале мы получаем две горизонтальные линии - максимальная цена для производителя, парящая в бесконечности, и минимальная цена для покупателя, прочно соединенная с нулевой осью цены.

Еще выгоднее, просто придумать идею товара, а покупатель пусть отдаст весь свой кошелек.

Когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1).

"Последнее" здесь - это "рост цен". Ну да ладно. Говорится о ситуации, когда предложение опережает продажи. Спрос называется эластичным, если при снижении цены рост продаж соответствует кривой спроса. То есть в данном случае, международная академическая мафия через википедию впихивает нам идею о том, что а) эластичность штука хорошая и б) что хорошая эластичность в случае кривой предложения - это когда пипл хавает все больше, сколько не дай завышая цены. К нормальному разуму и логике это, очевидно, не имеет никакого отношения. Это чистое безумие.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно, товары изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Полуправда - полубред. Издержки производства подчиняются закону: чем больше тираж, тем меньше себестоимость. В торговле то же самое. Оптом дешевле.

А то, что сейчас выгоднее выраживать пшеницу – это конъюнктура, которая на деле не зависит от издержек производства - она зависит обычно от перекосов рынка.

Снижение издержек благодаря новациям и техническому прогрессу увеличивает долю прибыли производителя в цене и позволяет ему снизить цену, сохраняя норму прибыли, одновременно увеличивая количество продаж. Строго в соответствии с кривой спроса. Но эти академические дебилоиды пишут о кривой предложения.

Закон предложения

Закон предложения — прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определённого периода.

Этот период называется либо жизненным циклом товара, либо временем окупаемости инвестиций. Второе опирается на первое. Но ведь нам тут подсовывают (втихаря) нечто иное - это рыночная спекуляция и срок ее действия.

Закон предложения доказывается следующими аргументами[1  Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.]:

1. Эмпирическими наблюдениями, когда возрастающая кривая предложения объясняется тем, что производители будут производить больше по большей цене, чем по низкой. Со снижением цен сокращается также и предложение. Цена является выручкой на единицу продукта для поставщика, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке;
2. При данных издержках производства чем выше цена, тем больше прибыли получает производитель, что сильнее его стимулирует увеличивать объём предложения;
3. В случае когда производитель имеет возможность перераспределять свои ресурсы между несколькими альтернативными продуктами, то при увеличении цены одного продукта приведёт к переключению производителя на производство дорогого продукта за счет изъятия ресурсов дешёвого продукта, что влечёт в свою очередь сокращения предложения дешёвого продукта;
4. Для производства требующих большего издержек дополнительных единиц продукта производители должны получить более высокую цену за него.

1. Это происходит если открывается новый рынок (новая растущая потребность-полезность, передел рынка) или возникла положительная волна конъюнктуры или моды (разница между себестоимостью и ценой). Снижение цен - повторим еще раз - обычно диктуется производителями, когда им это выгодно (увеличение прибыли или снижение издержек). Покупатель, увы, пока диктовать не может. Хотя и король рынка по праву. Пока ситуация такая. На стороне производителя полный штат специалистов и все достижения прогресса и все они (так или иначе кооперируются), на стороне одинокого покупателя только дебильное среднее образование и возможность либо купить, либо не покупать. "– А ты походи по нашему рынку, может найдешь дешевле."

2. Есть норма прибыли, общественно благоразумная. "– Бабушка, а почему так дорого? – Деньги очень нужны, сынок."

3. Уменьшение издержек по слабым позициям и направление высвобождаемых ресурсов в сильные. Почему сильные? – Смотри пункт 1.

4. Это происходит когда мощности предприятия исчерпаны и для расширения требуется инвестиции с соответствующим бизнес-планом. Но почему покупатель должен стать таким инвестором? – Не получая ничего взамен. Потому что бизнес-план нереалистичный, говенный, ни один разумный инвестор туда не вложится.

Кривая предложения

Факторы, приводящие к изменению в предложении, к смещению кривой предложения[1 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.]:

1. изменение ресурсных цен, в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);
2. изменение технологии, создание более эффективных производств, которые увеличивают предложение продукта;
3. изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары;
4. изменение налогов и дотаций (рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение, и наоборот);
5. перспективы ожидания (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается);
6. изменение количество поставщиков и товаропроизводителей.

1. Это системный фактор, выходящий за границы условия "при прочих равных условиях". Но имеющий отношения к волнам конъюнктуры. Спекулятивной в принципе. Поэтому на ней сложно построить нормальный бизнес-план. "– Давайте сюда вложимся, ведь цена на нефть упала. – А если завтра она поднимется?"

2. Это нормальный технологический процесс, соотвествующий выводу нового товара на рынок и общей кривой спроса. Увеличиваем тираж – цена падает – объем продаж растет.

3. Еще один системный фактор. Конкуренция. Ну так лучше изучай рынок, технологию и управление – или бросай бизнес.

4. Еще один системный фактор, более долгосрочный чем волны цен на сырье. Влияющий на весь рынок. За пределами "при прочих равных условиях".

5. Спекулятивный фактор. Риск полностью на совести производителя.

6. Фактор конкуренции/монополизации.

В общем - ни о чем.

Что есть на самом деле.

1. Себестоимость + норма прибыли. Предметный фактор.

2. Фаза жизненного цикла товара, определяющая ценовую стратегию. Фактор организационно-технического прогресса.

3. Время полного жизненного цикла товара, позволяющее привлекать кредиты-инвестиции-ресурсных партнеров. Инфра-фактор.

Все остальное на страх и риск производителя.

Детерминанты предложения смещают кривую предложения, увеличение предложения смещают вправо, уменьшение предложения смещают кривую влево[1].

Т.е. говорится, что вышеназванные факторы действуют прямо пропорционально кривой предложения.

Нифига подобного.
Предметные факторы входят в себестоимость, которая ведет себя согласно кривой спроса.
Фактор прогресса ведет себя согласно кривой спроса.
Системные факторы – как можно видеть – имеют спекулятивный характер, связанный с перекосами рынка. Если перекос более-менее объективен, то покупатель к нему адаптируется бех особых проблем. Надо – значит надо. Остальное – личные проблемы конкретных производителей.

 

Английская Википедия

Supply and demand

Значение слов

Supply - запас, снабжение. От латинского suppleo - пополнять (pleo - полный).

Demand - требование, прямое поручение, настойчивое поручение. От латинского mando - рукой давать. Отсюда же мандат.

Очень по разному звучит этот закон по русски и по английски.
Не спрос, а необходимость потребления.
Не предложение, а требование.

Вот они и путаются и нас за собой втянули.

Общий график

Сдвиг на графике именуется положительным. Здесь покупателя на@бали дважды - во-первых, заставили покупать больше по той же цене, во-вторых цену все же увеличили.

Вот и вся мораль международной академической религии = на@бать покупателя.

Здравый смысл сопротивлется

Модель обычно применяется к заработной плате, на рынке труда . Типичные роли покупателя и продавца перепутаны. Покупатели являются физическими лицами, которые пытаются продавать свой труд за самую высокую цену. Предлагающие работы являются предприятиями, которые пытаются купить необходимый им труда по самой низкой цене. Равновесной ценой определенного вида труда является уровень заработной платы. [6] Тем не менее, экономист Стив Fleetwood переобозначает эмпирическую реальность кривых спроса и предложения на рынках труда и приходит к выводу, что доказательства «в лучшем случае, неубедительным, а в худшем появляется сомнение в их существовании.» Например, он цитирует Кауфман и Hotchkiss (2006): «Для взрослых мужчин, почти все исследования поиска работы дают кривые предложения труда, отрицательно наклоненные или обратно изогнутые.»[7]

Всего-то навсего, изменили доминанту в отношениях продавца и покупателя на нормальную. Когда покупатель – король, как пишут в учебниках маркетинга. И график перевернулся в нормальный, согласный кривой спроса. Правда, в данном случае сложно учесть "количество товара". Но суть понятная – в отделе кадров сидят адекватные челы, которые понимают себестоимость умений, но не хотят переплачивать "потому что так продавцу-производителю ну очень хочется".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

«» ~ ≈ ≠ ± × ÷ ° •