Генрих Альтшуллер

Эпизод четвертый
«НАЧНЕМ С УВЕЛИЧЕНИЯ В МИЛЛИАРД РАЗ...»

Домашнее задание.
На строительстве Усть-Илимской ГЭС понадобилось соорудить несколько водоводов — железобетонных труб диаметром около 10 и длиною около 40 метров. Вес каждого водовода — 4000 тонн. Водоводы должны лежать на откосе в 45 градусов.

Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень сложная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном положении. А когда работа была сделана, деньги потрачены, два молодых инженера предложили решение, которое (поспей оно вовремя) позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную экономию.

Найдите это решение, используя оператор РВС.

Третий месяц мы воюем с психологической инерцией. Первая линия обороны нашего противника — технические термины. Инженеры привыкли уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, они думают терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее. Термин стремится навязать традиционное, привычное представление об объекте. В безобидной, казалось бы, формулировке: «Как повысить скорость движения ледокола сквозь лед?» — слово «ледокол» сразу навязывает определенный путь. Надо колоть лед, дробить лед, ломать лед...

Мы заменяем термины словом «штуковина», оно играет у нас ту же роль, какую играет в математике «икс». Поначалу инженеры посмеивались, заменяя «штуковиной» привычные термины «вибродатчик», «экстрактор», «опалубка», «коррелометр». Но довольно скоро обнаружилось, что любую задачу можно изложить без терминов.

Психологическая инерция отступает, но не сдается. Уже нет слов, навязывающих старые, привычные представления, но остается старый зрительный образ. Я не произношу слово «ледокол», но все равно у меня перед глазами нечто ледоколообразное.

Чтобы преодолеть психологическую инерцию, мы используем оператор РВС. Это шесть мысленных экспериментов, которые последовательно расшатывают привычное зрительное представление. Мысленно увеличиваем размеры (или другой основной параметр) «штуковины» в тысячу, в миллион раз... уменьшаем размеры... увеличиваем продолжительность процесса... уменьшаем... увеличиваем допустимую стоимость... уменьшаем...

Оператор РВС не всегда дает решение задачи. Собственно, он и не предназначен для этого. Его цель — сбить психологическую инерцию перед решением. Но задача о водоводе несложная, и в листках с выполненным домашним заданием я сразу замечаю много правильных ответов.

Что ж, возьмем наугад одну работу (странный феномен: наугад я почему-то всегда вытаскиваю работы, написанные хорошим почерком):

1. P➫∞. Размеры бетонной штуковины увеличиваются в сто раз. Громадина наподобие Останкинской башни. Никакие краны не годятся, это ясно. Как уложить махину высотой в четыре километра и диаметром в километр? Нет, это не башня, у башни диаметр мал по сравнению с высотой. Это гора. Как уложить гору? Идеально было бы, если бы гора легла сама. Но горы никогда не падают. Не знаю. Задача стала сложнее. Этот шаг ничего не дал.

2. Р➫0. Для начала уменьшим размеры в сто раз. Высота 40 сантиметров. Все очень просто: уложим штуковину вручную. Высота 0,4 сантиметра. Снова вручную. Высота 0,04 миллиметра. Задача опять усложнилась.

3. В➫∞. В условиях задачи не указано, сколько времени отводится на спуск штуковины. Предположим, месяц. Увеличим этот срок в сто раз. 8 лет. Не вижу особой разницы. Увеличим этот срок еще в тысячу раз. 8000 лет. Осядет грунт, и штуковина опустится сама? Во всяком случае, за 8 миллионов лет могут произойти большие геологические изменения.

4. В➫0. Штуковина опустилась за одну минуту или за одну секунду. Это значит, что она упала. Чтобы штуковина упала, ее центр тяжести должен изменить свое положение.

Появилась идея, относящаяся к пункту 1. Есть горы, которые сами падают. Это — айсберги. Подтаивает основание, смещается центр тяжести, гора опрокидывается. Пункт 3 тоже наводит на подобную мысль: за миллионы лет могут выветриться, вымыться самые твердые породы. Отсюда идея...

Далее идет описание. Все верно, можно ставить пятерку, решение совпадает с изобретением по авторскому свидетельству № 194 294, в котором сказано: «Способ монтажа тяжелых конструкций путем опускания их на рабочее место, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса монтажа под конструкцией возводят колонны из природных веществ — льда, соли, которые затем у основания соответственно растапливают и растворяют, обеспечивая тем самым уменьшение длины колонн с одновременным опусканием конструкции».

Другая работа:

1. Р➫0. Начнем с увеличения в миллиард раз. Получается, что длина штуковины 40 миллионов километров. Диаметр Земли — 12 тысяч километров. Положить такую штуковину на Землю нельзя. Можно Землю положить на нее. Новая формулировка задачи: как откос положить на водовод? На откосе должно что-то нарасти. Нужно иметь что-то (например, подушку со сжатым воздухом), способное увеличиваться и уменьшаться. Когда водовод изготовлен, пространство между откосом и водоводом должны заполнить маленькие человечки. Те человечки, которые окажутся около водовода, прочно вцепятся в его поверхность. А толпа человечков начнет редеть (испарение, таяние?). Водовод наклонится (его потянут человечки) и постепенно ляжет на откос.

Решение: заполнить пространство между откосом и водоводом льдом, приморозить трубу ко льду и постепенно расплавлять лед, чтобы он уходил из этого пространства. Вместо льда можно взять какое-нибудь химическое вещество и действовать на него реактивом, но лед дешевле.

Придется усложнить задачу, слишком легко с ней справляются. В этом решении есть любопытный нюанс: лед положен не под трубу, а рядом с ней, в пространстве между трубой и откосом. Использована способность льда хорошо сцепляться с бетоном, это остроумно. Следовало бы поставить пятерку. Но отработан только один шаг оператора РВС, в другой раз это может подвести: опасно останавливаться на первой подходящей идее. И потом, меня смущают маленькие человечки: хорошо или плохо, что они применены здесь? Все-таки это упражнение на оператор РВС.

Преодолев психологическую инерцию, я ставлю оценку 5±0.5.

 

Г.Альтов И тут появился изобретатель.

СТРАННЫЕ ЗЕРКАЛА ОПЕРАТОРА РВС

Однажды у Ходжи Насреддина потребовали совершить чудо. Ладно, сказал Насреддин, сотворю чудо, но при условии, что все присутствующие не будут думать о белой обезьяне. Насреддин подробно описал эту обезьяну и повторил: ни в коем случае не думайте о ней. Конечно, после этого никто не мог отвязаться от мыслей о белой обезьяне...

Изобретательская задача, как лукавый Насреддин, навязывает нам «белую обезьяну». Мы твердо решили отказаться от роликового конвейера, но перед мысленным взором вновь и вновь возникает знакомый образ конвейера — роликового, ленточного. Уйти от привычного образа очень трудно, ведь неизвестно, как должен выглядеть принципиально новый конвейер.

Вспоминается любопытная история. Промышленность ежегодно выпускает сотни миллионов фаянсовых чашек, блюдец, тарелок. Каждое изделие дважды подвергают обжигу. После первого обжига изделия сортируют — в зависимости от того, как прошел обжиг, а потом еще раз обжигают, подбирая для каждой группы наиболее подходящий режим. Сортировку ведут по звуку. Работница берет тарелку, осторожно ударяет ее молоточком и по «звонкости» звука определяет степень обжига. Операцию эту так и. называют — «перезвонка». Работа нелегкая: всю смену перекладывай тарелки, напряженно вслушивайся в негромкий «звон».

И вот изобретатели решили создать автомат для «перезвонки». Типичный случай, когда старая система устарела и ее необходимо заменить чем-то принципиально иным. Изобретатели это понимали, но вот уйти от «белой обезьяны» им не удалось. Была построена «рукастая» машина: она одной «рукой» брала тарелку и ударяла по ней молоточком, зажатым в другой «руке». Микрофон ловил звук, электронное устройство анализировало его и подавало команду «руке» — куда класть тарелку.

Машину установили на фабрике. И тут выяснилось: работает машина медленнее человека. Попробовали увеличить скорость движения механических рук — машина стала бить тарелки. Пришлось работницам, как и раньше, вручную «перезванивать» горы тарелок...

На первый взгляд очень просто заменить руки механическими зажимами. Но рука, кисть руки, пальцы — инструменты, не превзойденные по чувствительности и подвижности, по
тонкости регулирования и управления, по умению приспосабливаться к различной работе. Действует рука по командам мозга; в сущности, она часть единой системы «мозг —рука», а система эта совершенствовалась миллионы лет.

В технических музеях стоят «рукастые» швейные машины, укладчики кирпича, сборщики плодов... Все они оказались неудачными. Чтобы успешно механизировать работу руки и пальцев, надо идти в обход: изменить принцип действия, найти новый способ работы, который легко поддается механизации.

Теория решения изобретательских задач предлагает в помощь воображению очень оригинальный инструмент.

Называется он — оператор РВС.

Это шесть вопросов, которые должен рассмотреть изобретатель.
Что произойдет, если размеры предмета, о котором идет речь в задаче, начнут уменьшаться?
Или, наоборот, будут увеличиваться?
Что произойдет, если действие, которое мы рассматриваем, будет идти все медленнее и медленнее или все быстрее и быстрее?
Как решать задачу, если введено дополнительное условие: стоимость новой машины должна быть равна нулю?
Или наоборот: машина может быть неограниченно дорогой. Как тогда решается задача?

Шесть вопросов оператора РВС, как зеркала в «комнате смеха», искажают условия задачи... и заставляют работать наше воображение, помогают уйти от навязчивого образа старой системы.

Представьте себе, что тарелка стала меньше двухкопеечной монеты. А потом еще меньше — как пылинка. Такую тарелку не зажмешь пальцами, не ударишь по ней молоточком. Для тарелки-пылинки нужен невесомый молоточек...

А если ускорить действие? Пусть тарелка имеет обычные размеры, но на «перезвонку» дается всего одна секунда... одна тысячная секунды... одна миллионная секунды. За такой короткий промежуток времени звук просто не дойдет до ушей контролера или до микрофона. Значит, нужно что-то более быстрое, чем звук. Быстрее звука — свет! А что, если «ударить» по тарелке светом (ведь это невесомый молоток!) и поймать отраженный луч, «прислушаться» к нему?..

Оператор РВС не предназначен для получения ответа на задачу. Он должен лишь устранить психологическую инерцию, присущую нашему мышлению. Странные зеркала оператора
РВС — инструменты для первоначальной работы над задачей. Если вам приходилось паять, вы знаете, что сначала надо кислотой очистить спаиваемые поверхности, снять с них налет окислов.

Нечто подобное делает с задачей (и с нашим мышлением) оператор РВС.
Бывает, после применения оператора РВС задача становится настолько легкой, что, собственно, ее и решать не приходится.

Взять хотя бы задачу о тарелках. Оператор РВС дал подсказку: хорошо бы заменить молоточек световым лучом. Для проверки тарелок это новый принцип. Но, может быть, другие изделия уже проверяют просвечиванием?
Может быть, уже придуманы для этого приборы? Тогда мы возьмем готовый прибор, немного переделаем, приспособим для проверки тарелок — и всё, можно внедрять.

Где приходится проверять маленькие керамические детали? Каждый радиолюбитель знает резисторы, очень распространенные радиодетали, сделанные из керамики. Конечно, резисторы проверяют. По размерам они намного меньше тарелок. Резисторы не проверишь «перезвонкой», поэтому их контролируют с помощью света: в зависимости от степени обжига резисторы по-разному пропускают и отражают лучи света. Световой автомат сортирует тысячи резисторов в час. Немного переделать автомат — и он избавит работниц от ручной «перезвонки» тарелок.

Полистайте бюллетень изобретений, и вы сразу убедитесь, что мы на верном пути: мелкие предметы проверяют не по звуку, а на просвет. Скажем, зернышко риса. Его «обжигает» солнце, а контроль этого «обжига» — при определении степени созревания — ведут лучом света; есть такое авторское свидетельство.

Посмотрите, что получается. Применяя оператор РВС, мы словно нарочно усложняем задачу, но решение ее облегчается! Происходит это потому, что оператор РВС помогает нам избавиться от психологической инерции и взглянуть на задачу непредвзято.

Задача 43.
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ

— Нужно проверить это ружье,— сказал следователь и положил на стол эксперта охотничью двухстволку.— Мне надо выяснить, стреляли из этого ружья неделю назад или не стреляли?
Эксперт внимательно осмотрел ружье и покачал головой:
— Не знаю, как подойти к задаче. Ружье вычищено, нагара нет...

И тут появился изобретатель.
— А я знаю,— сказал он. — Обратимся к оператору РВС.

Предположим, выстрел произошел день назад... час назад... пять минут назад. По условиям задачи нагара в стволе нет. Но если выстрел произошел минуту назад, ствол будет чуть-чуть теплее, чем обычно. А если стреляли десять секунд назад — еще теплее. Значит, можно даже с закрытыми глазами сказать — стреляли из ружья или нет.

Правда, «температурная память» металла очень уж коротка... Хорошо, поищем у металла какую-нибудь другую «память». Какие свойства стали меняются при выстреле?

Вспомните задачу 32 — об обогреве проводов. При нагревании выше точки Кюри сталь размагничивается. Исчезают магнитные свойства и при ударе.
Пороховые газы бьют не только по пуле, но и по стволу. Обычно ствол намагничен (хотя и слабо): на него действует магнитное поле Земли. Выстрел — и ствол мгновенно размагничивается. За три-четыре недели намагниченность восстанавливается. Чем больше времени прошло после выстрела, тем ближе к «норме» намагниченность ружья. Достаточно сравнить намагниченность двух ружей, чтобы определить, из какого стреляли, скажем, неделю назад.

На этот раз оператор РВС помог пройти полдороги к ответу: подсказал идею «температурной памяти», а чтобы перейти к «магнитной памяти», пришлось вспомнить физику. Так бывает часто. Оператор РВС дает намек, подсказку, а дальше надо сформулировать ИКР, найти физическое противоречие, использовать правила вепольного анализа и физику.

Попробуем теперь применить оператор РВС к задаче 41. Диаметр роликов уменьшается... Ролики в десять раз, в сто раз тоньше волоса... Построить конвейер с такими роликами невообразимо трудно. Но мы ведем мысленный эксперимент, чего же нам бояться?

Пусть ролики станут еще более тонкими — как молекула. Будем растягивать молекулу... Минимальная толщина — один атом, потом молекула порвется...
Стеклянная лента движется по слою шариков-атомов. Отличный был бы конвейер, идеально ровный!

Подсказка есть, воспользуемся ею.
Под стеклянную ленту надо «насыпать» шарики-атомы. Это не атомы газа — те сразу разбегутся, улетучатся.
И не атомы твердого тела — они не будут свободно двигаться. Остается одна возможность — использовать атомы жидкости. Раскаленная стеклянная лента свободно катится по поверхности жидкости — идеальный конвейер... 

Какую жидкость взять для такого конвейера?

Не будем искать наугад. Шерлок Холмс, великолепно понимавший значение организованного, направленного мышления, сказал как-то: «Я никогда не гадаю. Очень дурная привычка:
действует гибельно на способность логически мыслить». Учтем это и поищем нужную жидкость строго логически.

Прежде всего, нам нужна жидкость легкоплавкая. Далее, у жидкости должна быть высокая температура кипения, иначе она закипит, и поверхность ленты станет волнистой. Удельный вес жидкости должен значительно превышать удельный вес стекла (2,5 г/см3), иначе стеклянная лента не будет держаться на ее поверхности.
Итак, искомое вещество имеет температуру плавления не выше 200—300°; температуру кипения не ниже 1500°; удельный вес не меньше 5—6 г/см3.

Таким сочетанием свойств обладают только металлы. Если не брать во внимание редкие металлы, претендентов совсем мало: висмут, олово, свинец...
Висмут дорог, пары свинца ядовиты, остается олово. Итак, вместо конвейера — длинная ванна с расплавленным оловом. Вместо роликов и шариков — атомы. Система перешла на микроуровень, появилась возможность дальнейшего развития. И действительно, сразу после этого изобретения потоком пошли патенты на различные усовершенствования. Например, если через олово пропустить ток, то с помощью магнитов можно перемещать олово, придавать его поверхности любую форму — только на эту тему сделано несколько сотен изобретений...

А теперь попробуйте самостоятельно применить оператор РВС.

Задача 44.
НУЖНА СВЕЖАЯ ИДЕЯ

В одном институте разрабатывали проект не совсем обычного нефтепровода: по одним и тем же трубам должны были поочередно идти разные жидкости.
Чтобы жидкости не смешивались, их надо было разделить специальным устройством: течет первая жидкость, за ней шар, словно поршень, а за шаром другая жидкость.

— Не надежно,— сказал руководитель проекта.— Давление в трубопроводе большое, десятки атмосфер. Жидкости будут просачиваться, смешиваться.
— Может быть, взять другие разделители? — спросил инженер и показал каталог завода, выпускающего дисковые разделители. В каталоге была картинка: по трубопроводу движется «пробка» из трех резиновых дисков.
— Они часто застревают,— возразил руководитель проекта.— А главная беда в том, что через каждые двести километров стоят насосные станции; подойдет разделитель к станции, надо его вытаскивать, через насос он не пройдет. Так что и шары и диски одинаково плохи. Нужен разделитель, способный проходить через насосы и гарантирующий, что жидкости не смешаются.

И тут появился изобретатель.
— Используем оператор РВС,— предложил он.—Нам ведь нужна свежая идея...
И свежая идея появилась. Как вы думаете — какая?

Примените первую же из шести операций — мысленное уменьшение размеров трубопровода. Учтите, что идея разделить трубопровод продольной перегородкой не годится. Нужно,
чтобы по трубопроводу поочередно шли разные жидкости — и не смешивались...

Попробуйте теперь самостоятельно применить метод ММЧ для решения задачи 44 — о разделителе для нефтепровода. Представьте себе разделитель:
группа «синих» человечков делит поток «красных» человечков на две части. Как должны действовать «синие» при движении по трубопроводу? Какой
должна быть группа «синих», чтобы свободно проходить через насосы?

И как надо вести себя «синим», когда транспортировка окончена и «синие» вместе с «красными» оказались в одном резервуаре?

 

Сложнее задача 44 — о нефтепроводе. Жидкости, идущие по трубопрово- ду встык, отделяют друг от друга прочным резиновым шаром — разделителем.
Что ж, применим оператор РВС. Начнем мысленно уменьшать размеры шара.

Вместо одного большого шара — множество футбольных мячей. Или теннисных. Или еще меньше — дробинок, плавающих в жидкости. Выдано даже авторское свидетельство на такую
«пробку». Все логично: жесткая «пробка» должна смениться «пробкой» динамичной, это соответствует общей тенденции развития технических систем.

А если продолжить мысленный эксперимент? Перейдем от дроби к еще более мелким частицам — молекулам.

Возникает идея «пробки» из жидкости или газа. Газовая «пробка» не сможет быть разделителем — нефть пройдет сквозь газ. А вот жидкая «пробка» возможна. Один нефтепродукт, например керосин, затем водяная «пробка», а за ней другой нефтепродукт, скажем, бензин. У жидкой «пробки» огромные преимущества: она никогда не застрянет в трубопроводе и свободно пройдет через насосы промежуточных станций. Но и недостаток у этой «пробки» существенный. Нефтепродукты, идущие до «пробки» и после нее, будут проникать в жидкий разделитель. Головная и хвостовая части «пробки» постепенно смешаются с нефтепродуктами. Отделить эти нефтепродукты от воды трудно, на конечной станции «пробку» и попавшие на нее нефтепродукты придется выбросить.

Сформулируем ИКР: жидкое вещество «пробки», прибыв в резервуар на конечной станции, должно само отделиться от нефти. Тут только две возможности — жидкость становится твердым веществом и выпадает в осадок или превращается в газ и улетучивается. Переход в газ заманчивее, твердый осадок надо отфильтровывать, а газ сам исчезнет. Значит, нужно вещество, которое при высоком давлении (в нефтепроводе давление в десятки атмосфер) будет жидким, а при нормальном давлении — газообразным.

Вспомните старый принцип: подобное растворяется в подобном. Нефть — вещество органическое, а нам надо, чтобы «пробка» не растворялась в нефти. Следовательно, для «пробки» нужна неорганическая жидкость. Дешевая, безопасная, инертная по отношению к нефтепродуктам... Имея столь подробный перечень примет, нетрудно найти подходящее вещество по справочнику.

Обыкновенный аммиак обладает всеми интересующими нас качествами.
«Пробка» из жидкого аммиака надежно разделит идущие по трубопроводу жидкости. В дороге «пробка» частично смешается с нефтепродуктами, но это не страшно: на конечной станции аммиак превратится в газ, а нефть останется в резервуаре.

 

Г.Альтшуллер
Найти идею.
Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач.

Сокровища Флинта, или Взгляд на техническую систему сквозь магический кристалл оператора РВС.

Задача. В море на глубине 500 м обнаружен большой (6 куб. м) и очень прочный деревянный сундук с драгоценностями и золотом — сокровищами Флинта. Сундук на две трети высоты погружен в песок. Для его подъема нужна сила в 100 т. В нашем распоряжении понтон соответствующей грузоподъемности, подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводных аппаратов с манипуляторами нет.

За десять лет накопилась любопытная статистика: если эту задачу начинают решать, применяя оператор РВС, процент правильных ответов почти в полтора раза выше, чем в тех случаях, когда задачу решают прямо с аналитической стадии АРИЗ.

Что же такое оператор РВС?

Размышляя над задачей, человек почти всегда начинает «танцевать от печки» — от привычного прототипа, от уже известных технических решений. Это одно из проявлений психологической инерции: нужно придумать нечто принципиально новое, а мысль прикована к знакомой «картинке», стоящей перед мысленным взором.

Однажды мы проделали такой опыт. В аудитории развесили изображения собак: открытки, снимки, вырезки из журналов.

Затем слушателям предложили придумать и описать любое фантастическое животное. О собаках преподаватель не сказал ни слова, но из 29 работ 17 оказались привязанными именно к этому прототипу: собака с рыбьим хвостом, собака с крыльями...

Могучие взлеты фантазии, не правда ли? В соседней аудитории рисунков не вывешивали, а группа слушателей получила то же задание, Результат: только в одной работе угадывалась «усовершенствованная собака».

Разумеется, уйти от прототипа — это еще не все. Нужно прийти к верному и новому решению. Но все-таки очень важно оторваться от привычного образа устройства, прибора, машины. Для этого и применяют оператор РВС, представляющий собой шесть мысленных экспериментов с условиями задачи. Пусть размеры объекта (чаще всего это изделие, упоминаемое в условиях) стремятся к нулю. Надо представить себе эту картину и ответить на вопросы: как меняется задача, не возникают ли принципиально новые идеи ее решения, нельзя ли эти идеи применить к исходной ситуации? Предположим теперь, что размеры объекта стремятся к бесконечности, и снова зададим те же вопросы. Аналогичные операции проведем и с двумя другими параметрами: временем действия и допустимой стоимостью решения (отсюда, кстати, и название оператора: Р — размеры, В — время, С — стоимость).

Надо сразу подчеркнуть: оператор РВС не предназначен для получения окончательного ответа. Он должен расшатать, сломать старые представления — и только. Важно расковать мысль для дальнейшего планомерного продвижения к принципиально новому ответу. Далее формулируют ИКР — идеальный конечный результат (это и есть новый образ объекта или системы в целом), выявляют и устраняют физическое противоречие, мешающее приближению к ИКР. И все-таки нередки случаи, когда решение задачи начинает вырисовываться сразу же после отхода от старых представлений.

Сундук Флинта большой. Понтон тоже большой. И психологическая инерция заставляет видеть некий большой механизм, соединяющий сундук с понтоном. Иногда это сверла, вгрызающиеся в крышку сундука. Или огромные когти-захваты, или приделанное к понтону целое сооружение с дистанционно управляемыми манипуляторами. Предположим, размеры сундука стремятся к нулю: сундук стал похожим на шкатулку... на песчинку... Заметьте: мы меняем только размеры изделия. Требования исходной задачи сохраняются. Песчинку надо как-то прикрепить к понтону, мы ищем соединительное устройство. Ответ очевиден: приклеить или приморозить. Именно так поступают, когда надо прикрепить к столу станка мелкие детали. Идея решения найдена. Предстоит еще кропотливая техническая разработка, но здесь нет принципиальных трудностей. Сухой лед, опущенный на крышку сундука и размещенный внутри понтона, — это стоит недорого. А прочность сцепления образовавшегося льда с деревом такова, что проще сломать дерево, чем оторвать его от льда. К тому же прочность «ледяного клея» можно повысить, использовав проволочную арматуру. Изящное решение!

Для сравнения: в Англии выдан патент № 1 446 959 на использование термитной смеси в качестве «клея» при подъеме затонувших предметов. Идея вроде бы та же (соединять застывающим расплавом), но раскаленный до 2000 градусов металл — плохой «клей» для подъема, например, затонувшей исследовательской аппаратуры.

Оператор РВС предназначен для «обработки» задач. Вместе с тем это инструмент для развития творческого мышления. Несколько десятков задач, «пропущенных» через оператор РВС, заметно меняют стиль мышления: увереннее преодолеваются психологические барьеры, обостряется «чутье» на оригинальные идеи, воображение становится гибче, смелее.

(«Техника и наука», 1980, № 1. — С. 28).

 

Злотин Б.Л., Зусман А.В.
Изобретатель пришел на урок.

– Лучше всего начать с метода числовой оси. Правда, вы о таком методе еще не читали, но он очень схож с оператором РВС – размер, время, стоимость. – Да, я помню, речь шла о снижении психологической инерции путем увеличения или уменьшения этих параметров. А потом смотрели, не станет ли легче задача, не проглянет ли решение.

– Да. Но «раскачивать» можно не только размеры, время, а практически любой показатель системы. Вот, помните, во время нашей первой встречи я давал задачу на закон Архимеда?

– Это с гирей в лодке? – Да. Там была пудовая гиря. А теперь поработаем с числовой осью. Допустим, что наша гиря из звездного вещества – крупинка, которая весит миллион тонн...

– Действительно, так легче решать. Пока она была в лодке – вытесняла миллионы тонн, лодка глубоко погрузилась, огромная такая... А как выкинул эту песчинку за борт – лодка всплыла, а песчинка, конечно, сколько может вытеснить? Да ничего! Значит, уровень понизится.

– А если из лодки выбросили блок пенопласта весом в пуд – что будет с уровнем воды в пруду?

– Это просто. Блок будет плавать, значит, вытеснит количество воды, равное своему весу, как и вытеснял, находясь в лодке. Уровень не изменится.

– Один совет при работе с числовой осью. Не нужно торопиться изменять параметр сразу до бесконечности. Лучше это делать постепенно, сначала увеличить раз в десять, потом в сто, тысячу, миллион... Уменьшить в десять раз, сто, десять тысяч, до нуля, сделать величину отрицательной. И каждый раз внимательно смотреть, не появилось ли новое качество.

– Но если речь идет, например, о длине, как ее сделать отрицательной?

– Не знаю. Но попробовать представить, что это такое всегда полезно – прекрасно снижает инерцию. Прогонка по числовой оси – это еще не все. Любая задача ставится с какими-то ограничениями: техническими, физическими, человеческими. Причем иногда они оговорены, иногда подразумеваются, а часто мы автоматически считаем, что они есть, а на самом деле их не существует. Во всех подобных случаях очень важно рассмотреть действительные или мнимые ограничения, представить, что будет, если их снять. Например, наш объект работает при земной силе тяжести, в земной атмосфере, а что будет на Луне? Или в космосе? При давлениях в тысячи атмосфер? Под водой, под землей? А если этой машиной будет управлять не человек, а разумный осьминог?

– Напоминает метод профессора Арнольда.

– Да, много общего.

 

Геннадий Иванов.
Формулы творчества.

ВАМ ДАНА ОДНА СЕКУНДА

Почему малышам нравится сказка про репку, которую не мог вытащить дедка со всем своим семейством? Да потому, что репка была такая огромная, что обычные приемы выдергивания не подходили. В то же время маленькая, слабенькая мышка вроде бы оказалась сильнее всей дедовской компании и выдернула репку. Набор парадоксов и вызывает интерес к сказке, делает ее необычной.

В ТРИЗ тоже есть своя «сказка про репку». Это оператор РВС (размер, время, стоимость). Главное назначение оператора понизить психологическую инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это своеобразная экскурсия за пределы привычного затем, чтобы увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта.

Оператор РВС включает в себя следующие мыслительные операции:
увеличивать размеры исследуемого объекта до бесконечности;
уменьшать размеры объекта до нуля;
увеличивать время действия на объект до бесконечности;
уменьшать время действия на объект до нуля;
увеличивать стоимость объекта до бесконечности;
уменьшать стоимость объекта до нуля.

Изменение нужно доводить до самых крайних пределов, раскачивая воображение и вырывая его из пут инерции мышления.

Однажды мне попались любопытные стихи из сборника средневековой японской поэзии:

Всматривайтесь в привычное — и увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое — и увидите красивое.
Всматривайтесь в малое — и увидите великое.
Всматривайтесь в простое — и увидите сложное.

Пожалуй, это самая лучшая рекомендация современному изобретателю, использующему оператор РВС в своей практике.

Следует добавить, что оператор РВС не преследует цель решить задачу, с его помощью мы можем получить несколько необычных направлений для решения. Давайте поэкспериментируем.

Перед вами реальная производственная задача.

В трубе длиной в 200 м нужно проложить электрический провод. Десятки и сотни метров такой электропроводки в трубах находятся под полом любого завода. Как быть? Воспользуемся оператором РВС.

Мысленно увеличиваем существующий диаметр трубы до 10 м и более. Как решается теперь задача? Пожалуй, в этом случае проблем нет. Труба превратилась в тоннель, и мы можем смело войти или даже въехать в нее на автомобиле, протягивая за собой провод. Нельзя ли этот метод использовать для трубы обычного диаметра? Изготовим маленький автомобильчик (а можно взять , игрушечный) и запустим его в трубу. Конечно, весь провод он не протащит, но заведет в нее хотя бы бечевку, а за нее уже можно вытянуть провод. Говорят, монтажники иногда поступают так: в трубу запускают мышь, а уж следом за ней кота с привязанной к нему бечевкой. Возможно, это шутка, но... решение почти реальное. Теперь будем делать диаметр трубы все меньше и меньше. Протянуть провод становится невозможным, и вы приходите к мысли, что его нужно снабжать защитной оболочкой еще при изготовлении. Действительно, есть такие кабели с гибкой броневой защитой.

Теперь поработаем со временем. Вам дается сто или даже тысяча лет, чтобы уложить провод в существующую трубу. Спешить некуда, и, возможно, вы придете к мысли, чтобы провод сам рос, как кристалл, и входил внутрь трубы. Медленно, но надежно. Или можно залить в трубу какой-то особый раствор, из которого с течением времени испарится влага, а оставшийся сухой осадок образует электропровод. Но что это за раствор и нельзя ли время кристаллизации раствора увеличить в несколько сот раз? Появилась новая исследовательская задача, которая, возможно, когда-нибудь и будет решена. Теперь времени для прокладки провода нам отпущено всего одна секунда. Мысленно представляем, как провод с огромной скоростью сам влетает в трубу. Как это может быть? Снабдим провод ракетой! Возьмем обычную сигнальную ракету, прикрепим к ней провод и выстрелим в трубу. Пройдя все повороты и изгибы, ракета вылетит из противоположного конца трубы. Согласитесь, эту идею стоит развить. Она вполне реальная. Так работают противотанковые снаряды — ПТУРСы, управляемые по проводам, которые они тащат за собой.

Остается проанализировать задачу еще с одной позиции — стоимостной. Это когда стоимость нашей работы по прокладке кабеля приближается к нулю и к бесконечности... Но попытайтесь сами пройти этот шаг, тем более что вам уже, вероятно, ясен принцип, по которому следует работать.

И еще один совет: при проведении РВС не забывайте хотя бы мысленно допускать невозможное, только таким путем можно погасить инерцию мышления и достичь реального.

Инженер И. В. Калугин еще более развил возможности оператора РВС, предложив так называемое «Правило крайних признаков». По этому правилу крайние проявления любого объекта, явления или события приводят к одному и тому же результату. Например, очень маленький трактор и огромный трактор одинаково непригодны для сельскохозяйственной обработки полей. Первый не преодолеет самый маленький комочек земли, второй всю землю превратит в огромный уплотненный ком.

Интенсивность испарения воды при высокой (кипение) и при низкой (лед) температурах увеличивается.

Высокая и низкая концентрации кислорода в воздухе делают последний для дыхания одинаково непригодным.

Воздействие на кожу человека высокой и низкой температурами приводит к одинаковым воспалениям — покраснению, водяным пузырям и т. д.

Сверхбыстрое ускорение и сверхбыстрое торможение приводят к практически одинаковым перегрузкам.

Часто бывает, что мы можем наблюдать результаты какого-либо физического явления или эффекта только в одном его крайнем проявлении. А какие результаты будут в противоположных условиях? И здесь применимо правило крайних признаков, по которому результаты физических явлений в различных противоположных условиях должны быть одинаковыми.

Известно, например, что при сверхнизких температурах наблюдается эффект сверхпроводимости проводника. Согласно правилу, такой же эффект сверхпроводимости должен быть и при сверхвысокой температуре того же проводника. Исследования показали, что вещество, находящееся в плазменном состоянии, тоже обладает сверхпроводимостью.

Известно, что сверхвысокие колебания проходят сквозь плотные тела почти без потерь. А как ведут себя сверхнизкие колебания? Оказывается, сверхнизкие частоты (инфразвук) также легко преодолевают все плотные тела. И т. д.

Правило вскрывает диалектическое единство явления и позволяет вплотную подойти к вопросу прогнозирования и проектирования новых физических эффектов.

Мы начали разговор об РВС со сказки и закончили его научными изысканиями. Правы японские поэты, утверждая: «Всматривайтесь в малое — и увидите великое...»

 

 

Ю.П.Саламатов

КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ
 

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

      Чтобы успешно пользоваться законами, правилами и приемами теории решения изобретательских задач, нужны определенные качества и навыки, прежде всего смелость мысли. Выбирая и корректируя задачу, отыскивая техническое и физическое противоречия и пути их устранения, вы будете постоянно сталкиваться с вопросом: возможно или невозможно то или иное направление решения? Чаще всего человек выбирает привычное направление, ориентируясь на собственные знания и опыт, на мнение авторитетов и окружающих, на неоспоримость укоренившихся запретов, на сохранение своей психологической безопасности (боязнь показаться смешным или глупым), на принижение своих возможностей (переоценивая сложность задачи). Все это свойственно человеческому мышлению. С детства в нас воспитывают множество правил и привычек (стереотипы мышления и действия), которые мы затем автоматически выполняем. Это полезно и обществу и индивидууму, ненужно каждый раз решать проблемы (как открыть дверь, как завязать шнурки на ботинках и т.п.). Но как только требуется решить творческую задачу, получить качественно новую идею, инерция стереотипов наносит вред человеку. Внутренняя цензура ставит барьер на пути даже робкого шага в сторону от привычного способа мышления. Между тем диалектическая логика ТРИЗ часто требует признать белое черным, прописную истину заблуждением, причину следствием, и наоборот. Кроме внутренних причин, существует мощный вектор в условиях задачи: ведь изобретательской задача становится после многочисленных попыток конструкторского решения, которая заводит исходную ситуацию в тупик, именно эта тупиковая ситуация чаще всего и формулируется в задаче. Весь этот комплекс внутренних и внешних причин называется психологической инерцией.
      Психологическая инерция мешает совершать необычные ("талантливые") мыслительные операции, потому в ТРИЗ предусмотрены средства управления мышлением, защиты от ошибок.
Различают три основных вида психинерции: инерция терминов, инерция образов, инерция узкой специальности.

      Задача ставится в уже известных терминах. Каждый термин отражает старое, существующее техническое решение. И эти термины не остаются нейтральными, они навязывают изобретателю присущее им содержание. Изобретение же состоит в том, чтобы выйти за пределы известного, придать терминам новое содержание или полностью заменить их. Изобретателю только кажется, что, приступив к решению задачи, он может идти в любом направлении, - это заблуждение. Изобретатель "думает словами", и эти слова - неощутимо для него! - подталкивают его идти в определенном направлении.

Задача 48. Морской якорь давно превратился в символ надежности. Невозможно подсчитать, сколько тысяч судов спас он за всю историю мореплавания. Но для современных огромных судов, водоизмещением в десятки и сотни тысяч тонн, он не всегда надежен. Показатель надежности якоря - отношение удерживающей силы, к весу якоря - не менее 10-12 (так у самых известных конструкций - адмиралтейского якоря и якоря Матросова - при собственном весе 1 т удерживающая сила составляет всего 10 т). Но и эти максимальные величины достигаются только на плотном донном грунте. А если дно илистое или скалистое? - здесь заглубление лап якоря просто невозможно. Как значительно (в 10 раз) увеличить удерживающую силу якоря на любом дне?

      Казалось бы безобидная формулировка задачи, но слово "якорь" сразу навязывает определенный путь: может быть увеличить число лап, сделать их другой формы, утяжелить якорь?
      Поэтому один из самых простых и эффективных
приемов гашения психологической инерции состоит в полном отказе от специальных терминов в ходе решения задачи. Надо использовать слова, не содержащие конкретного смысла: "штуковина", "вещь", "объект" и т.п. (подобно "иксу" в математике). Например: "нужна штуковина, которая удерживала бы судно с силой 100 т". Или "какая-то вещь должна прикрепляться к любому дну с силой отрыва в 100 т".
      Термины существуют для того, чтобы возможно надежнее, жестче ограничить известное от неизвестного. Стоит убрать термины, как исчезают жесткие границы и мысль намного свободнее перелетает в неизвестное. Мы убрали термины из формулировки задачи, и понятие якорь почти расплылось, растворилось - нам уже не лезут в голову навязчивые мысли о лапах якоря и пр.
      
Но психологическая инерция не сдается! Уже нет слов, навязывающих старые, привычные представления, но остается образ. Вы не говорите "якорь", но перед глазами все равно что-то якореобразное: цепляющееся за неровности дна, царапающее, вгрызающееся, впивающееся острой лапой...
      Во многом успех решения задачи зависит от того, насколько сильно удается расшатать, сломать систему исходных представлений. Чем глубже и подробнее человек знает предмет, тем крепче "сидит" в нем его традиционный образ. Обширные знания о предмете добытые иногда кропотливым трудом, заставляют человека активно защищаться от вторжения в его область. Нередко первая реакция узкого специалиста на новые идеи, высказанные "посторонним" человеком, резко отрицательна: "этого не может быть", "это чепуха, бессмыслица", "это никогда не будет работать" и т.п. По этому поводу у Г.Форда есть остроумное, но, может быть несколько резкое высказывание: "Специалисты вредны тем, что они скорее других найдут недостатки всякой новой идей и тем самым помешают ее применению. Они так умны и опытны, что в точности знают почему нельзя сделать того-то и того-то; они видят пределы и препятствия. Поэтому я не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе". /Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - Л., 1928. - С.30./. Поэтому не удивляйтесь, если вы будете первое время лучше решать задачи из "чужой" для вас области знаний.
      Средство борьбы с инерцией узкой специальности одно - повышение культуры мышления. Надо обязательно расширять свой кругозор, изучать, как решаются задачи в других специальностях. Невозможно знать терминологию всех наук, поэтому читайте научно-популярную литературу - это хорошая тренировка смелого мышления. Деспотизм узкой специализации свойствен только ХХ в., его не было раньше и, хочется верить, не будет в ХХI в.
      Итак, главное в начале решения - уйти от прототипа, сбить психинерцию. Для этого существует хороший прием: оператор РВС (см.: Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973. - С.123 - 125.): размер, время, стоимость). Оператор РВС включает шесть мысленных экспериментов, перестраивающих условия задачи:

размер объекта увеличивается до бесконечности Р➫∞, уменьшается до нуля Р0;
время процесса (или скорость движения объекта) увеличивается до бесконечности В➫∞; уменьшается до нуля В0;
стоимость (допустимые затраты) объекта увеличивается до бесконечности С
➫∞, уменьшается до нуля С0.


      Эксперименты в чем-то субъективны - тут многое зависит от силы воображения, от характера задачи и от других обстоятельств. Однако даже формальное выполнение этих операций резко сбивает психинерцию.
Общие рекомендации: а) каждый эксперимент надо вести до появления нового качества; б) каждый эксперимент, чтобы не пропустить появления нового качества, разбивается на шаги; шаг - это изменение параметра объекта на порядок (т.е. в 10 раз.

Применим оператор РВС к задаче 48.
Параметры какого элемента системы (судно, якорь, вода, грунт дна) надо менять по РВС? Того, который надо обрабатывать (судно), чтобы найти идею нового инструмента ("штуковины"). Пусть судно будет длиной 100 м, с осадкой 10 м (100 м/10 м), глубина до дна 1 км. Время опускания и закрепления якоря 1 ч. Приведем лишь те шаги, где появляется новое качество.

  1. Р➫∞. Увеличим в 100 раз, размеры судна стали 10 км / 1 км. Как решается задача? Судно "сидит" на дне, прикрепляться к дну не надо. Перенесем это новое качество на обычное судно: прикрепляться к айсбергу? Затоплять нижнюю часть судна во время стоянки? Отделять часть судна и спускать на дно? Подводный парус - использование самой воды для торможения?

  2. Р0. Уменьшим в 1000 раз, размеры судна стали 10 см / 1 см. Как решается задача? Судно настолько мало (как щепка), что длина и вес каната (тонкой проволоки) намного превышает подъемную силу судна, - оно будет неуправляемо или потонет.

  3. В➫∞. Время процесса 10 ч. Прикрепление идет медленно, можно глубоко внедриться в грунт: вбить сваю, ввинтиться в дно. Есть винтовые якоря. В США запатентован виброякорь: под действием вибрации от электродвигателя нижний конец глубоко входит в грунт (удерживающая сила в 20 раз больше веса). Неэффективно для скального грунта.

  4. В0. Уменьшим время в 100 раз - нужен очень тяжелый якорь, чтобы он успел быстро опуститься. В 103 раз - якорь как ракета. В 104 раз - прикрепление взрывом; "приварка" к дну с помощью экзотермических смесей.

  5. С➫∞. Разрешенная стоимость "штуковины" неограниченно высока - можно использовать самые необычные способы и дорогие установки (якорь из платины, использовать ракеты, подводные лодки, батискафы...).

  6. С0. "Штуковина" ничего не стоит, например, как вода. Как из воды сделать якорь?

      Контрольный ответ (а.с. 1 134 465): якорь в виде металлической плиты с холодильным агрегатом при весе 1 т и мощности холодильника 50 киловатт через 1 мин. держащая сила достигает 200 т., а через 10-15 мин - 1000 т!
      Оператор РВС не предназначен для получения ответа. Он должен только расковать мысль для дальнейшего продвижения к принципиально новому ответу. После обработки задачи оператором нужно выявить и устранить ТП (ФП), использовать вепанализ и другие инструменты ТРИЗ. И все-таки нередки случаи, когда решение начинает вырисовываться сразу после отхода от старых представлений.
      
Типичные ошибки при использовании оператора РВС:
а) останавливаются на полдороге, возвращаются назад из-за опасения, что задача усложнилась,
б) пытаются угадать ответ, не выполнив все шаги.

      Оператор РВС - это и инструмент по развитию воображения. Десяток задач, пропущенных через него, заметно меняют стиль мышления, более уверенно преодолевается психинерция, обостряется "чутье" на оригинальные идеи.