Электронный Алфавит Нового Кода НЛП
 

Игра "Алфавит" изобретена Джоном Гриндером.

1. Игра случайным образом активирует нервно-сенсорные связи во всем  мозге и теле. Случайность позволяет выключить из деятельности накопленные стереотипы и автоматизмы, которые строятся предсказуемостью. Плюс полнота связей: левое-правое, верхнее-нижнее. Я бы еще добавил изменение размера букв для задействования образа "приближения-удаления" и волны "ускорения-замедления" появления букв.

Тем самым вы настраиваетесь на состояние полноты и готовности к неожиданному. Это прекрасное состояние для восстановления умственно-психической свежести, для обучения и развития способностей. В мозгу и нервной системе задействуется все больше связей. В результате: растет тонус, появляется легкость и пластика движений, улучшается концентрация внимания и скорость мышления, высвобождается природный творческий потенциал.

2. Ваша задача: произносить верхнюю букву + реагировать на нижнюю соответствующим движением (Л-левым, О-общим, П-правым). Движения рук активируют передние части мозга, движения туловища и ног активируют задние и более глубокие части мозга. Произношение букв (глухо-звонко, тихо-громче, от ног-живота-груди-головы, с движением тела вперед-назад-влево-вправо-вверх-вниз...) меняет фокус двигательной доминанты.

3. Установки:
• Начинать следует с удобной и приятной скорости, постепенно ее увеличивая и избегая лишнего дискомфорта (частные ошибки, 'горящая' интенсивность).
• Буквы лучше произносить нараспев: это задействует обе половины мозга и создает мелодию процесса. Также лучше произносить их вслух и задействовать выдох от живота (или ориентироваться на такую концентрацию процесса, которая активирует непроизвольное поджатие низа живота при произношении).
• Движения должны быть схожими с теми, на которые вы настраиваетесь. Например для развития клавиатурных навыков вы ставите кисти на клавиатуру и реагируете на нижние буквы схожим с предстоящими движениями образом. А для массажа всей системы нервно-сенсорных связей вы разнообразно двигаете руками или стопами или туловищем или руками и ногами и т.д.
• На ошибки реагируйте легко и позитивно, как на любопытные-забавные-диалоговые-волшебные неожиданности.
• Для настройки на цель или предстоящую деятельность (процесс/явление) потратьте несколько минут на освежение их образа. Например картируйте их на листе бумаги, выписывая и группируя их условия, свойства, ваши ожидания и затем представьте что это уже происходит и настройтесь на соответствующее самочувствие. Затем поиграйте этим самочувствием в алфавит.
• Игра продолжается пока балансируется деятельность мозга и нервно-сенсорных связей. Т.е. это не тренировка, а именно восстановление и настройка органичного баланса. Это занимает 5-15 минут и отчетливо воспринимается сначала как вовлеченность (играть становится легче и интересней, тело само играет), затем как гармония (тело улыбается на ошибки, появляется грация и связность процесса) и в итоге получается состояние спокойной легкости.

 

+ чувственный настрой: играю легко-хорошо-весело, погружаюсь в глубокое живое озеро, я озеро, я ветер, я ручей (камни, извивы, сужения-расширения, мелко-глыбко), я река, я океан, я солнце, я вселенная...

+ сначала выдаем голосовую реакцию, потом ориентационную и наоборот

+ подумайте о своих естественных реакциях на неожиданность, оптимизируйте их логически и чувственно (смех от неожиданности, собранность от неожиданности, стильность от неожиданности) и используйте ваши ошибки в этой игре для тренировки таких реакций

 

Инструкция для начинающих
(освойте ее, а далее импровизируйте)

1. Выберите настроение, которое вы будете культивировать.
Например: собран, позитивен, улыбаюсь ошибкам или "торможениям".

2. Выберите стартовый интервал поудобнее: чтобы успевать верно в 85% реакций. Пусть будет 5 секунд, пусть 4....

3. На нижнее Л реагируем легким поднятием левого колена, на П - правого, на О - общим движением (что-то вроде приподнятия живота/таза).
• Сначала используем стратегию: первая реакция (осмысление) на нижнюю букву (=движение), следом - произношение верхней буквы.
• Движение должно быть приятным, озвучка - тоже (тембр, громкость, мелодика, гармоника, довольная отдача в тело).
• Если ошибаемся или спотыкаемся (задержка-затык реакции), то реагируем хорошо - улыбка, смех, вау, рррр.....
• Постепенно количество ошибок и неровностей уменьшается, вы входите в строй (помните о выбранном настроении). Тогда можно попробовать обратную стратегию: сначала реагируем голосом, движение - прицепом. Если вошли в свой строй, можно уменьшить интервал и продолжить.
• Продолжаем пока идет позитивный процесс - ощущение приятной игры, улучшается настроение, приятное состояние охватывает мозг-нервы-тело-самочувствие.

Целевая практика

1. Выберите задачу. Например, настрой на хорошее самочувствие (прямо сейчас), или на день или на занятие (их притягательные образы).

Предлагаю в качестве практики весьма полезное упражнение: восстановление и развитие природной эйдетики. Это способность есть у всех малых детей и сохраняется, несмотря на противоречивый жизненный опыт и практику, примерно лет до 11. Затем гаснет, скрывается под прессом сознательного опыта в бессознательные глубины.

Эйдетика - это способность видеть образ с закрытыми глазами. Т.е. смотрим, к примеру на кисть руки или чайник в течение 10-15 секунд, внимательно и увлеченно разглядываем форму-фактуру-особенности... затем закрываем глаза и оппа! – образ появляется перед нами (четкий реалистичный, или смазанный-подвижный, или клубок-сгусток серо-темной мешанины....). Лучше сначала с рукой, ориентируясь дополнительно на ее телесные ощущения. 10-15 секунд - увлеченно разглядываем, 10-15 секунд - наблюдаем послеобраз. Продолжать упражнение в течение 5-15 минут (до часа).

2. Попробовали. Получили представление о задаче и соответствующий ее чувственный образ. Например, "уррааа!" или "ничего не выходит". А ведь иногда всплывает подобный образ - когда задумаемся, или в полудреме, или неожиданным озарением. И ведь может вы видеть с закрытыми глазами, и еще как видеть, например во сне. Вот и поправьте ваш образ задачи в сторону такого хорошего озарения-видения.

И теперь включайте Алфавит и активируйте выбранный целевой образ. 5 минут - эйдетика, 5 минут - Алфавит. Повторить 3-4 раза (30-40 минут).

3. Далее скорее всего включится психологическая инерция: "ну вот какой ерундой я занимаюсь", "фигня это все никому ненужная", "что-то не получается и как-то муторно становится - ну не мое это"....... С таким попутчиком далеко не уедешь. Вам необходимо время, чтобы опыт-практика-восприятия накопились и родилось чувство (новое качество, более глубокое-мощное-объемное-живое восприятие). Таков порядок становления нового чувства, нового умения, нового видения, новой высоты.

Берем эту самую несносную инерцию и целевой мотив: эйдетика дана нам от природы, она прекрасно проявляется во сне или в гипнотическом трансе или под действием сильного стресса и служит первичной основой для хорошей памяти, для довольного развития новых умений и привычек, для творческого дара-видения. И соединяем в игре Алфавит, двигая инерцию в сторону позитива и хорошего самочувствия. Здесь оперативной целью является получение удовольствия от игры Алфавит - иначе нам никак не добраться до 30-40 минутных практик в течение 2-х недель (таков цикл формирования новых белковых цепочек ДНК-РНК, основы наших чувств-убеждений-знаний-умений).

4. Так мы тренируем свою способность порождать и развивать свои новые качества. Добавляя в опытную часть (эйдетические пятиминутки) разнообразие: например, представляя как мы рисуем живьем что-то на холсте (солнце, холм, речка, деревья....). Это идеомотрика, сама по себе полезная для развития способностей к рисованию. Или угадываем в этих сгустках темноты какие-то реальные или волшебные образы (заяц? ромашка! шар. волна. дома? смола? трава. кузнечик!....), как в угадывании фигур в облаках, только с широко закрытыми глазами - глядя в свое необозримое подсознание. Затем 5 минут игры в Алфавит для расширения, обогащения и плюс-трансофрмации накопленного чувственного опыта.

Что происходит?

Вы стоите у окна и откладываете игру. В чем дело? - Если настроение хорошее - откладывать нет причин. Если настроение не очень - игра поможет вам его вернуть. 10 минут до позитива. Теперь, завтра, всегда и везде. Что же останавливает?

• Мытарь духа может предположить, что это страх. Ведь если вы всегда в плюсе, то и виноватых нет и просить прощения не за что и не у кого. Обыденная основа этики исчезает и дух подвисает в пустоте. Со страхом всегда так, как сказал Дон Хуан: это первый враг человека, двигающегося к лучшей судьбе. И нет никакого решения тут, кроме как будучи вполне устрашенным - все-таки двигаться вперед. Сначала будет страшно, будет сложно, будет порой невмоготу... но цель начнет все-таки проявляться. Сначала проблеском света, или ощущением что все возможно и в нашем небе засверкают алмазы, или неожиданной мыслью "один раз живем"... И тут же вы снова будете охвачены страхом и страданием духа. Но продолжая путь, вы обнаружите что эти проблески-ощущения-голоса появляются чаще и задерживаются дольше. Пока наконец свет не станет постоянным и станет нарастать.

• Когда вы играете в Алфавит, нашему разуму приходится совершать немыслимый подвиг - угадывать совершенно случайные звуки и движения. Вариантов движений всего три и задача кажется поначалу посильной. Но теория вероятностей побеждает разум, поэтому разум застывает и стопорит ваши реакции или заставляет ошибаться. А ведь задача простая. Скорость нашей реакции находится в пределах 0.1-0.15 секунды. Поэтому простая-наивная-последовательная реакция вполне может уложиться в 0.5 секунды. А вам не хватает и 2-3 секунд. Особенно когда вы начинаете реагировать с верхних букв - их ведь 29!!!

Наконец, разум под прессом ошибок сдается и на сцену выходит тело. Скорость быстро растет. Вы успеваете и за 3 и за 2.5 и за 2 и за 1.5 секунды. И новый барьер. Ведь логический разум сдался понарошку, позволил правому полушарию действовать - но под его присмотром. И все же скорость реакции мозга не быстрее 1 секунды. Плюс телу тоже нужно время.

Все проблемы от головы - будь она хоть левой (логической-речевой), хоть правой (чувственной-образной). Необходимо буквы превратить в прямые символы действия, а это под силу только нашей целостности - то есть всему телу и всей душе и всему разумению. При естественной доминанте тела (все же оно и больше и источник жизненной силы и действовать приходится именно ему).

Между 1.5-секундной реакцией и 1-секундной - революция мышления и духа.

• Мир непрерывно меняется и игра моделирует такую непрерывно-неожиданную реальность. Играя в Алфавит - вы тренируетесь жить в настоящем мире, быть готовым к любым сюрпризам внешней среды и быстро и эффективно реагировать на эти неопределенности, сохраняя - а то и повышая свою личную силу. Прямой ресурс вашей конкурентоспособности.

Это и полезно и выгодно. Мы ведь еще даже до капитализма не совсем добрались, живем в лидерной пирамиде феодализма.

• Если эйдетика с Алфавитом пока не даются (30-40) - спуститесь на ступеньку ниже. Попробуйте просто улучшить свое самочувствие и продержаться в игре 10 минут. Экспериментируя таким образом в любой удобный момент, вы обнаружите что эта игра - лучший способ восстановления после умственной и психической рутины. Ведь налаживаются нервные связи между полушариями и во всем теле, объем восприятия растет и переваривает все эти накопленные благоглупости (они частенько больше возможностей разума, но никогда не сравняются с объемом нашей целостности - ведь все они суть порождения чужих ограниченных разумов).

Итак: играю просто-легко-хорошо-увлеченно-весело, погружаюсь вглубь живого океана энергии вселенной, все получается, я и вселенная едины...

Страх разума - это фантом былой боли. Но здесь ведь нет никакого подвоха? - И разум отступает и на арену выходит наша целостность, а ей все по плечу и она быстро и напрямки выводит нас к поставленной цели. Игра - первая школа творчества.

Артур Васильев.

 

Электронный Алфавит Нового Кода НЛП


Цель игры Алфавит (как и всех игр Нового Кода НЛП) - получение состояния высокой продуктивности (High Performance State). Электронный Алфавит Нового Кода НЛП - это эволюционное продолжение игры Нового Кода НЛП "Алфавит", предложенной Джоном Гриндером.

Если Вы ничего не слышали о Играх Нового Кода НЛП ранее, Вам будет проще разобраться начав с этого материала.

Для того чтобы играть в Алфавит, его желательно разместить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы и не наклонять при этом голову. Можно пренебречь этим правилом, однако оно весьма способствует получению конечного результата - вызову состояния высокой продуктивности (High Performance State).

Правила игры

Выберите наиболее удобную для вас скорость Алфавита. Ваша задача - произносить верхнюю букву а на нижнюю букву реагировать поднятием руки (П - Правой, Л - Левой, В или О - Вместе Обе руки). Очень высоко поднимать руки нет необходимости – поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя. Произносить буквы нужно обязательно вслух. Избегайте ненужных напряжений - старайтесь оставаться расслабленными и напрягайте только те мышцы, которые нужны для движений.

В случае ошибки вы просто продолжаете играть дальше, так, как будто ошибки и не было вовсе. Помните, смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в вызове состояния высокой продуктивности – это разные вещи. Поэтому поддерживайте баланс между той степенью сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными, и, в то же время, при которой игра является для вас интересной. Не бойтесь ошибаться, не цепляйтесь излишне за правила и относитесь к игре легко.

Когда Алфавит становится для вас легким даже на большой скорости и необходимо еще усложнить игру, добавьте следующий элемент. Поднимая правую руку, одновременно поднимайте левую ногу, а поднимая левую руку – правую ногу. Поднимая обе руки - подпрыгивайте, привставайте или приседайте, как вам удобнее.

Продолжительность игры в Алфавит определяется входом в состояние высокой продуктивности. То есть вам может быть достаточно 10-15 минут, а может и 3-5 минут, в зависимости от вашего состояния перед началом игры и вашего опыта игры в Алфавит.

Внутренние критерии появления состояния высокой продуктивности

Егор Булыгин,
20.12.2006

 

Критерии состояния High Performance State

Для коммуникации с бессознательным, кроме высоко-продуктивных состояний, в Новом Коде НЛП используется состояние "незнания" (Know Nothing State), в котором "отключается" привычное логическое мышление и активизируется интуитивное бессознательное мышление. Джон Гриндер предложил использовать для этого технику "Квадратное дыхание". Ее вы сможете также найти в Электронном самоучителе "Управление состоянием".
 

 

Внутренние критерии появления состояния высокой продуктивности

Интенсивность состояния не обязательно будет большой – оно может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально. С опытом скорость появления состояния и его интенсивность возрастают. Приводимые ниже критерии не являются обязательными, наличия некоторых из них достаточно, чтобы определить появление состояния высокой продуктивности.

Ощущение полной вовлеченности, в котором играть становится легче и интереснее.
Появление "внутреннего свидетеля" который как бы наблюдает, как ваше тело играет в игру.
Довольно долгая продолжительность игры без ошибок в совершенно расслабленном состоянии. (Это не обязательный критерий – ошибки в состоянии высокой продуктивности допустимы).
Появление естественного смеха или улыбки при ошибках.
Естественное выпрямление осанки.
Появление "танцевальной" плавности, грации в движениях.
Желание продолжать игру (когда не хочется останавливаться).
 

Четырех-шаговая модель создания изменений

4-х шаговая модель была разработана Джоном Гриндером. Это универсальный способ, позволяющий самостоятельно создавать изменения в любых ситуациях используя бессознательный выбор ресурсов. То есть, вы не решаете сознательно что вам нужно (сделать, иметь, думать, чувствовать и т.д.) в данной ситуации, чтобы она изменилась - это решает ваше бессознательное, а вы на сознательном уровне можете даже не знать что это будет. Критерием успешного выполнения техники является поведенческая проверка (в жизни, когда эта ситуация повторяется вновь) или внутреннее изменение ваших ощущений на 4-м шаге.

Шаги техники

Диссоциированно (глядя со стороны, как бы от 3-го лица) выберите ситуацию, которую хотите изменить. Представьте эту ситуацию в пространстве перед вами.

Шагните в пространство ситуации и ассоциируйтесь в ситуацию во всех системах восприятия: отметьте, что вы видите, что вы слышите и что вы чувствуете, когда вы внутри ситуации. Возможно, это будет короткий фильм, проживаемый вами от первого лица.

Создав качественную ассоциацию, покиньте ее и выйдите из этого пространства.

Выберите новое место в пространстве, встаньте туда и поиграйте в игру Нового Кода НЛП до появления состояния высокой продуктивности.

Как только вы войдете в состояние абсолютного спокойствия, шагните обратно в пространство ситуации и ассоциируйтесь в ситуацию, так же, как вы это сделали на 2-м шаге (если это был фильм, войдите в 1-й кадр).

Вспомнив, просто наблюдайте за тем, какие изменения происходят во всех системах восприятия: что вы теперь видите, слышите и чувствуете. Не делайте ничего специально – просто наблюдайте за тем, что происходит.

Изменения могут начать происходить не сразу, поэтому побудьте в пространстве ситуации какое-то время, приблизительно до трех минут.

 

Сталкинг

Для распрограммирования паттернов (бессознательного автоматического поведения) Джон Гриндер с Кармен Бостик на московском семинаре по Новому Коду НЛП (2004 г.) предложили технику "Сталкинг" (выслеживание). Название техники точно передает ее суть, и, невзирая на всю свою простоту, эта техника оказалась очень эффективной. Одним из ее ярких эффектов является то, что новые варианты действий (альтернативное поведение) начинают осознаваться прямо в ходе ее выполнения. Но главное, это то, что с помощью Сталкинга вы делаете осознанным каждый миг распрограммируемого паттерна, создавая себе возможность в будущем сделать сознательный выбор в этой ситуации в любую секунду.

Сталкинг, в том числе, идеально работает с коммуникативными ситуациями, в которых общение может развиваться по разным сценариям, но неминуемо переходит границу между здравым смыслом и эмоциями. Если у вас есть ситуации, в которых вам в какой-то момент хочется закричать на кого-то: "Я сейчас убью тебя таким-то способом…!", или наоборот, кому-то хочется на вас так закричать :) , проработайте эту ситуацию с помощью техники Сталкинг, и вы измените привычное развитие событий.

Техника "Сталкинг"

1. Выберите пространство, которое мы условно назовем "безопасным местом". Войдите в него и очертите мысленно границу этого места.

2. Покиньте безопасное место и выберите новое пространство. В этом пространстве расположите на линии времени процесс, развивающийся по паттерну. В начале линии времени должна быть точка "запуска" этого процесса (самое его начало или то, что предшествует началу), а в конце - точка "выхода" (когда процесс завершается и следует что-то другое).

3. Если этот процесс достаточно длинный, можете отметить так же узловые точки, разделяющие этапы этого процесса, чтобы помнить, где в какой момент вы находитесь.

4. Зайдите в безопасное пространство и наполнитесь ресурсным состоянием, поиграв в Алфавит.

5. Теперь шагните на линию времени, немного раньше, чем находится точка запуска процесса и ассоциируйтесь в ситуацию во всех трех системах восприятия (Визуальной, Аудиальной и Кинестетической). Начните медленно-медленно двигаться вперед по ходу событий, обращая внимание на все, что происходит вокруг, замечая все детали, и в том числе, собственные реакции и мысли, которые вам приходят по ходу.

6. Если в какой-то момент вы заметите, что теряете состояние, в ту же секунду выскакивайте из процесса и бегите в безопасное место.

7. Будучи в безопасном месте, восстановите состояние высокой продуктивности. При необходимости, для снятия нежелательных эмоций можете использовать технику Квадратного дыхания.

8. После чего вернитесь в пространство процесса и встаньте на линию времени снова чуть раньше, чем находится точка запуска. Ассоциируйтесь с ситуацией и пройдите в свободном темпе тот отрезок пути, на котором вы чувствуете себя комфортно, а затем опять начните двигаться медленно-медленно, замечая все происходящее и снаружи, и внутри во всех трех системах восприятия.

Двигайтесь таким образом до точки выхода из процесса, и еще на один шаг дальше. В случае необходимости, не медля убегайте в безопасное место, чтобы вернуться в состояние высокой продуктивности. Входите на линию времени всегда чуть раньше точки запуска процесса.


Я знаю, эта техника похожа на детскую игру. Но, несмотря на это (а может быть, и наоборот - именно поэтому), результаты получаются удивительные! Возможно, потому что нам действительно, порой, так не хватает в жизни возможности двигаться медленно-медленно, чтобы замечать все, что происходит вокруг.

 

 

Состояние высокой продуктивности (High Performance State)

Игры Нового Кода являются одной из базовых технологий Нового Кода НЛП, с помощью которой человек может в среднем в течение 10 минут войти в состояние высокой продуктивности (High Performance State).


Что это за состояние?

По непосредственным ощущениям испытывающих это состояние, оно характеризуется активизацией общего тонуса организма, алертностью, легкостью движений, а главное - повышенной скоростью мышления, концентрацией внимания и активизацией творческих способностей.

Интересно отметить, что в этом состоянии мышление работает не в формате "логического размышления", а в формате "сознательный вопрос - бессознательный ответ", из чего можно сделать вывод, что в состоянии высокой продуктивности значительно активизируется бессознательное мышление (интуиция).

Как это состояние выражается в психике и физиологии? Чтобы ответить на этот вопрос, наши коллеги по Лаборатории  НеоКода - Алексей Каптерев (тренер НЛП) и Марина Королева (к.м.н., к.п.н.) провели исследование игр Нового Кода НЛП с применением различных физиологических и психологических методов.
 

Выводы, полученные в ходе исследования

1. Игры Нового Кода НЛП вызывают повышение энергообмена мозга, что было достоверно показано путем регистрации уровня постоянного потенциала мозга.
 
2. Функциональное состояние мозга на время меняется в сторону улучшения взаимодействия между различными участками коры головного мозга, улучшается взаимодействие и переработка сенсорной информации разными анализаторами (органами чувств) - зрительным, кинестетическим, аудиальным, улучшаются связи с речевыми центрами. Это хорошо видно при изучении когерентности электроэнцефалограмм.
 
3. В процессе игр Нового Кода НЛП меняется межполушарная асимметрия. Если в обычном состоянии у правшей более активно левое полушарие, то после игры активности полушарий как бы уравнивается, а в некоторых случаях даже более активным становится правое полушарие на фоне общего повышения активности обоих полушарий.
 
4. Заметно меняется и активность вегетативной нервной системы в сторону повышения симпатического тонуса и привлечение коры головного мозга и стволовых структур к регуляции работы внутренних органов и кровеносной системы.
 
5. Все эти физиологические изменения действительно дают возможность изменения психологического состояния. У подавляющего большинства испытуемых мы наблюдали изменение предпочитаемого цвета на тесте Люшера и ведущей фигуры - на психогеометрическом тесте. Через некоторое время восприятие возвращается обратно, однако изменения, созданные в таком состоянии, остаются надолго.


Исследование

Нас заинтересовали предположения Гриндера и нам захотелось проверить, что же в действительности происходит с мозгом, чем отличается это состояние от обычного напряжения, усиленного внимания, чтения вслух и т.д. Исходя из гипотезы, что психическое и физиологическое в человеке неразрывно, хотя  и  неоднозначно  связано,  хотелось  найти  какие-то  объективные  маркеры  этого  состояния. 

Мы использовали несколько физиологических и психологических методов: анализ энергообмена мозга путем регистрации уровня постоянного потенциала (УПП),  анализ  биоэлектрической  активности  мозга  или электроэнцефалограмму (ЭЭГ).  (Другие методы описаны в оригинальной статье.)

УПП (описание метода)

Наиболее интересные результаты были получены при изучении энергообмена мозга (УПП). Что это за метод, что он отражает? Наш мозг состоит из нервных клеток и клеток глии (вспомогательные клетки, которые  сами  нервных  импульсов  не  передают,  но  обеспечивают  нормальную  жизнедеятельность нервных клеток). Для нормальной жизни нервных клеток и глии необходимо питание. В основном это глюкоза мозговой крови. Чем активней работает мозг, тем активней его метаболизм, тем больше он потребляет глюкозы. Именно уровень метаболизма мозга и отражает уровень постоянного потенциала (УПП), который мы измеряем.


Результаты исследования

Результаты исследований показали, что игры Нового Кода НЛП существенно повышают энергообмен мозга и вызывают  перераспределение  активности  его  областей  в  сторону  повышения  энергообмена  правого полушария. Это наблюдается как у "мастеров", так и у "новичков", однако у "мастеров" это состояние сохраняется дольше.

На рисунке 2 представлена динамика энергообмена мозга у одного из опытных игроков, 29 лет.

 

2.1. Фон до начала работы

           

2.2. Возрастная норма для 29 лет 

 

 

 

   

 

2.3. Фон после окончания 1 игры

 

2.4. Фон перед началом 2 игры

 

 

 

   

 

2.5. В процессе "алфавита" (2 игра)

 

2.6. "Пик" состояния

 

 

 

   

 

2.7. Последействие

 

Калибровка

 

УПП регистрировали в фоне (рис. 2.1.), затем проводилась первая игра "Алфавит" около 10 минут в положении  стоя,  после  чего  регистрировали  УПП  повторно (рис. 2.3).  После  перерыва 3-5  минут проводилась еще одна регистрация фона УПП (рис. 2.4) и затем в процессе второй игры "алфавит" в положении сидя. Рисунок 2.5 соответствует  примерно середине  игры, рисунок 2.6 - пику  состояния высокой эффективности по субъективному отчету испытуемого. Рисунок 2.7 соответствует состоянию спустя 6-7 минут после прекращения игры.

Изначально предполагалось, что игры Нового Кода НЛП равномерно "загружают" оба полушария. Данные исследования  показывают,  что  это  не  совсем  так.  Вначале  активируются  височные  области  обоих полушарий.  При  этом  в  затылочных  областях,  где  локализуются  первичные  зрительные  области, наблюдается даже некоторое снижение (несмотря на то, что зрительный анализатор загружен очень сильно). При более длительном воздействии - вторая игра - наблюдается более выраженная активация правого  полушария. 

В  психофизиологической  литературе  упрощенно  принято  считать,  что  левое полушарие (доминантное)  у  правшей  в  большей  степени  ответственно  за  анализ  и  осознанную логическую обработку поступающей информации. В левом полушарии у правшей находятся и центры речи, взаимодействие с которыми необходимо для осознания информации. Правое полушарие отвечает за синтез, целостное восприятие. Многие исследователи называют его "эмоциональным" в отличие от "рационального" левого, часто связывают с деятельностью бессознательного в человеческой психике.

На основании полученных данных можно констатировать, что игры Нового Кода НЛП не просто повышают энергообмен, активность мозга, но и меняют вклад полушарий, усиливая в большей степени и более длительно активность правого полушария.

Таким  образом,  на  основании  проведенного  исследования  можно  заключить,  что  игры  Нового  Кода умеренно, в пределах возрастной нормы (т.е. это совершенно безопасно) повышают энергообмен мозга, на  время  приводя  мозг,  образно  выражаясь,  в  состояние  боевой  готовности (состояние  высокой продуктивности),  изменяя  при  этом  привычное  распределение  активности  двух  полушарий  мозга. Причем, у людей, регулярно практикующих игры Нового Кода НЛП это состояние может сохраняться довольно длительно - до часа и дольше, у новичков - короткое время, 10-15 минут. Именно в это время, если обратиться к актуальной задаче или проблеме,  возможны эффективные решения. Если же это состояние не использовать - ничего не происходит и через некоторое время энергообмен мозга возвращается к исходному состоянию.


Электроэнцефалограмма (описание метода)

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - графическая запись биоэлектрических процессов мозга, отводимых с помощью электродов, расположенных на поверхности головы. ЭЭГ отражает структуру активности коры головного мозга, которая у здорового человека отличается определенной картиной, соответствующей гармонической сочетаемости протекания основных нервных процессов в мозге.

В отличие от УПП, который отражает энергетику мозга, активность метаболизма, ЭЭГ больше привязана именно  к  функциональной  активности  мозга  здесь  и  сейчас,  в  момент  регистрации.  Это  более оперативная система слежения за функциональным состоянием мозга. У здорового человека на ЭЭГ можно регистрировать смесь различных ритмов частотой от 0,5 до 60 гц, которые разделены на определенные функциональные диапазоны.

Спонтанные колебания биопотенциалов различаются по частоте:

 

дельта-волны
  0.5-3,5 колебания/с

тета-волны
4-7,5 колебания/с

альфа-волны
8-13 колебаний/с

бета-волны
13-30 колебаний/с

У взрослого человека в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами обычно доминирует альфа-ритм  частотой 8-12  Гц.  Но  стоит  только  сильнее  расслабиться  и  погрузиться  в  дремоту  или наоборот понервничать, вспомнить что-то неприятное и альфа ритм исчезнет или сильно уменьшится.


Результаты исследования

После игры наблюдается повышение мощности альфа ритма по-прежнему преимущественно в правом полушарии, показатели асимметрии меняются незначительно, хотя наибольшая представленность альфа ритма становится "более  размазанной",  появляется  красное  пятно  в  спектре  альфа  ритма  и  в затылочных областях левого полушария. Но при этом сильно возрастает представленность корковых ритмов (альфа и бэта) по сравнению с подкорковыми (тета и дельта).

То есть, можно сказать, что кора головного мозга находится в состоянии более выраженного расслабления, чем в начале, снята ненужная активность, но при этом в состоянии более высокой готовности, чем до игры. Об этом свидетельствует и повышение когерентности как внутри полушарий, так и между полушариями в области корковых ритмов и снижение когерентности в области подкорковых ритмов. Здесь, как нам кажется, получен замечательный результат: спокойствие и готовность!

Фон

 

После игры Нового Кода НЛП

Получается, что это состояние явно отличается от классических трансов (гипнотических, например), где идет  значительное  повышение  медленных  подкорковых  ритмов.  На  рис. 5.2  показаны  карты спектрального анализа ЭЭГ до и после игры. До игры максимальный показатель 4.3, после игры - 9.8. Повышение соотношения корковых ритмов более чем в 2 раза!

Сопоставляя эти данные с результатом исследования УПП можно сказать, что повышается не столько активность  самого  правого  полушария,  сколько  его  готовность  к  переработке  информации  и соответствующей работе. Но эта потенциальная возможность может быть использована человеком, если чем-то заняться в период достижения такого состояния, но может и не реализоваться, если конкретных актуальных задач в данный момент нет.

Кроме  того,  следует  отметить,  что  при  изучении  ЭЭГ  в  процессе  игр  Нового  кода  ни  в  одном исследовании  не  отмечалось  патологических  знаков  и  феноменов,  что  еще  раз  подтверждает безопасность работы с этими техниками.


Практическое использование состояния высокой продуктивности

Само по себе состояние хоть и уникально, однако не имеет такой ценности, как результаты, которые могут быть получены с его помощью. Для того чтобы создать эти изменения - в Новом Коде НЛП существуют специальные техники (4-х шаговая модель, Сталкинг, Изменение личной истории, Мета-системные уровни и др.).

Не стоит думать, конечно, что Новый Код НЛП исчерпывается только этим "инструментарием", однако именно эти возможности Нового Кода НЛП являются базовыми навыками, доступными большинству людей без специальной подготовки.

Материал создан на основе статьи Алексея Каптерева и Марины Королевой "Игры Нового кода НЛП: Физиологическое и психологическое исследование".

 

 

 

 

 

 

 

Мета-системные уровни для реализации целей

1. Ответьте письменно на три вопроса:

a) Чего вы хотите (как вы поймете, что получили это)?
b) Зачем вам это нужно?
c) Почему вы до сих пор этого не получили?

2. Определите 4 системных уровня, на которых реализуется ваша цель. При этом системой 1-го уровня всегда являетесь вы (ваше бессознательное), а системой 4-го уровня - максимальная воспринимаемая вами система (все человечество, вселенная, мир, Бог и т.п.)
Если вы не уверенны в точности определенных систем, можете определить больше 4-х, оставив им возможность свестись к 4-м в ходе техники. Размаркируйте пространство для каждой системы.

3. Пройдитесь по уровням, визуализируя каждую систему и адресуя ей свою просьбу реализовать вашу цель. Если получите какой-либо сигнал, указывающий на необходимость трансформировать цель - трансформируйте ее. Добейтесь принятия вашей просьбы каждой системой и поблагодарите ее за участие.

4. Получите высокопродуктивное состояние (High Performance State) любым удобным вам способом. (Желательно, но не необходимо.)

5. Начиная с 1-го уровня, ассоциируйтесь с каждой системой и воспримите просьбу о реализации цели для этого милого человека.

a) Двигаясь от 1-го к 4-му уровню, символически запустите реализацию этой цели внутри себя.

b) Двигаясь обратно, от 4-го к 1-му уровню, посмотрите, что внутри вас происходит. Возможно, вы увидите какую-либо визуальную метафору или получите какую-либо информацию любым другим способом. На основе этой информации дайте рекомендации этому милому человеку, что ему нужно делать, чтобы его цель реализовалась.

6. Запишите или зарисуйте полученную информацию.

Для получения системного видения какой либо ситуации эта техника выполняется точно так же, только на 3-м шаге вы просите каждую систему показать вам ситуацию с ее позиции, а на 5-м шаге пропускаете пункт а), но проходите все равно сначала "вверх" с 1-го по 4-й уровень, а затем - "вниз" с 4-го по 1-й.

Егор Булыгин,
29.09.06