Предметное умение читать

Пример идеального подхода к решению базовых противоречий человеческой жизнедеятельности. В данном случае к решению основной школьной проблемы: развитому предметному самообучению.

Целью традиционной школы является сообщение-передача знаний. Школьный успех здесь процентов на 90 определяется способностью ученика точно воспринимать и предъявлять базовые объемы информации: сообщение, урок, тема-раздел, курс (40 часов), углубленный курс (100 часов), профессиональный курс (200 часов).

Базовая практика

50 часов целевой работы со сборником хороших статей позволят развить среднешкольный навык до разумного уровня.

Схема почасовой работы:
• 1 минута - установка: от кого кому, цель
• 25 минут - реалистичное прочтение 5-8 страниц
• 5 минут - структурная схема текста по форме 321
• 20 минут - волновая сокращенная запись содержания

Читаем => картируем => представляем.
Лучше в меняющихся парах-тройках с сопоставлением способов-результатов.

Статьи, установки и частичные схемы лучше подготовить заранее. Но можно попробовать и самому:
• выбор книги-автора: вполне подойдет любая хорошая книга, например, Питер Друкер "Рынок: как выйти в лидеры"
• установки: передача фактов/логики/стиля от автора к ученику/товарищу/обществу
• реалистичность прочтения: читаем один раз, живо представляя автора-таланта
• структурная схема - по шаблону, смотрите пример в следующей главке.
• волновая запись: словно рассказываем, пишем письмо - непрерывным чувственным потоком, рисуя смысл плавно и красиво

Базовая практика формирует навык целевого восприятия, структурирования и сокращения информации. Час за часом проявляются существенные характеристики данной задачи и собственные недостатки в ее разрешении. Час за часом увеличиваются точность целевой передачи информации, формируется и улучшается собственный слог (словарь, реорганизации, представления). При групповом сообучении естественно проявляются и корректируются почерк-орфография-стилистика.

В общем: ученик учится хорошо воспринимать-преобразовывать-передавать хорошую информацию. То есть получает личный опыт, вне которого все объяснения - "как конспектировать", "как учить", "зачем учить", "как преобразовывать", "как представлять" - являются обременительными и малопродуктивными. Чтобы понять нужно сравнить: альтернатива - студенческое конспектирование в течение одного-двух учебных годов, здесь обычно развивается прямое упрощенное копирование с пустой целевой установкой: слушай да пиши. Заметим: 50 часов укладываются в 2 недели прямой доводки базового учебного навыка.
 

Базовая практика дает основу, которая последовательно обогащается предметными и процессными ресурсами. В качестве примера возьмем школьный курс Органической химии.

1. Изначальный барьер восприятия

Перво-наперво мы должны решить вопросы, связанные со стартовой понятийной базой. Она включает опорные и ориентировочные понятия. К опорным знаниям в нашем случае относятся математические знания (арифметика, дроби, проценты, системы из 2-3 линейных уравнений), физические знания (примерно 30 определений: физические свойства, газовые законы, строение атома и молекул, тепловые законы), основные понятия химии (примерно 50 определений: химия, атом, химический элемент, обозначения различных элементов, вещество, реакция, процесс, обозначения молекул и реакций, стехиометрия, электронные конфигурации, валентности, ковалентности, периодические свойства и закон...) и - наконец - термины предстоящего курса, которые можно выписать из оглавления и билетов (35-50 терминов).

В общем: листаем учебник и выписываем непонятные слова, подчеркивая те что повторяются. Часа два-три-четыре тратим на список из 125 стартовых определений. При этом объем ориентировочных понятий составит 48 слов. Лучше если под рукой имеется соответствующий словарь.

* Указанный объем стартовой базы соответствует 40-50 часовому стандартному курсу. То есть примерно измеряется по одному слову на один час занятий. По мере вашего саморазвития объем общих понятий уменьшается до нуля и остается стартовый барьер в чистом виде: 48 понятий на простой курс.

** Нет в продаже обзорных лекций по химии от лучших учителей города-страны-мира. Или еще лучше: обзорных лекций за год-два по всем предметам. Эта очевидная потребность показывает немощь всей системы образования. Ее хватает только на школьные справочники. Иначе придется обосновывать: зачем то и это школьное знание для реальной жизнедеятельности.

*** Так же нет и подходящего словаря для бестолкового 10-классника, решившего познать Органическую химию. Кстати здесь школьный справочник поможет. Но могло быть и лучше. Словарь должен быть мал и более здрав, чем научно строг. Например, в трактовке "химии" он склоняется к выделению "ХМ" как схемы круговорота стихий; а понятие валентности словарь раскрывает всесторонне: основания алхимиков, элетрохимическая сила Берцелиуса (практически это ионная связь), решающий вклад Кекуле, дробные-текучие-виртуальные валентности... Обзорные лекции + словари = первый шаг навстречу учебной гармонии.

Тем не менее: список можно составить самому, а для выяснения сути наименований и понятий можно воспользоваться учебником и словарем. Здесь что важно: список конечный и составляется за день, еще несколько дней и понятийная база сформирована (прояснена и запомнена). Ориентируйтесь на список в 125 терминов и примерно на 25-30 страниц соответствующего текста в словаре. Это следует твердо знать. Если вы полный балбес в химии, то  вам потребуется спокойно и доброжелательно прочесть эти 25-30 страниц от 5 до 10 раз - в зависимости от способностей. Не учить буквально наизусть, а полностью прояснить смысл. С каждым разом все быстрее: все больше припоминая самому и подглядывая в "темных" местах.

Это следует сделать один раз за весь школьный курс химии. Вы полностью осознаете решение проблемы восприятия новья. И сможете спокойно читать не только учебник, но и популярные статьи: о новых материалах-технологиях, о перспективах химической промышленности, о экологии. И это останется на всю жизнь. В том числе для прояснения следующего предмета: ведь стартовая схема универсальна.

Повторяю: от вас не требуется много ума-понимания-переосмыслений –
от вас требуется прояснение и четкое запечатление 125 базовых понятий.
Задача имеет объем, но это задача для 3-4 класса.

  Словарный барьер
 
 
Барьер         
1. опорные знания - 50
2. понятия курса - 50
Хорошо бы             
1. опорный барьер с опытом уменьшается
2. книга: словарь курса + обзорная лекция
Что делать          
1. барьер 125 = несколько дней
2. 5-10 раз если балбес
что делать а) что делать б) что делать в)
=> список + словарь => качественные линии курса => прояснение и четкое запечатление 125


 

2. Учимся читать.

Упражнение первое: всплывание.
Прочитали предложение-абзац и закрыв глаза слушаем текст.
Всплыло несколько слов - хорошо. Читаем еще раз.

Два-три прочтения абзаца будут достаточным действием:
• успокоится и углубится внимание
• текст проявится полнее
• вы почувствуете энергосхему чтения

Это чрезвычайно важные результаты: сами по себе.
Повторение - мать учения.

Упражнение второе: волна.
Развиваем энергочувство текста:
• устроились поудобнее и опираем чувство довольного тела на текст
• настраиваемся на объем абзаца-двух пока не появится ощущение "пора"
• читаем половину как бы погружаясь своим разумением в смысл (работа) и вторую половину как бы всплывая (восстановление)
• делаем паузу: безмолвно слушаем как душа ассимилирует смысл и самовосстанавливается

Упражнение освоено когда вы способны читать любой сложный текст без устали: медленно, но без устали.

Совет: если вы будете просто складировать информацию, то быстро перегрузитесь. Даже если все это сплошь гармония. Дело в том что внешняя часть памяти весьма ограничена, а внутренняя часть доступна лишь при живом силовом воздействии: чудо, личная гармония учителя, грамотная прессура. Выход прост: помогайте душе разумением: делите информацию на разумные частички, трактуйте их на свой лад и принимайте решение "полезно - не очень - вредно".

Упражнение третье: любование.
Если что-то идет не так, появилась усталость-зевота, хочется побыстрее закончить или отвлечься в сторону.
Все! - говорим себе: Стоп! - пора полюбоваться предметом.
Первая часть предмета - это вы сами и ваше самочувствие. Послушаем себя, подышим чувственно, пораззевываем скуку-усталость, посмеемся. Можно слегка размяться физически.
Вторая часть - это книга и ее предмет и вот именно эта глава-страница-абзац. Потеребили книгу,  полистали любовно, полюбовались картинками-шрифтом-формулками-схемками, погладили их любовно-уважительно... Затем вспомнили нечто замечательное: прыжок в воду, игровой запал, вкуснотища, природная благоть... Минуту любуемся книгой, минуту любуемся воспоминаниями-гармониями. Повторить 2-3 раза.

Проще если книга хорошая в разных смыслах. Плохие-неудобные-переабстратные книжки рекомендую оставлять в магазинах и в библиотеках.

С этого упражнения рекомендуется начинать чтение и им же заканчивать. Плюс по потребности.
 

3. Алгоритм чтения

Алгоритм чтения хороших популярных книг и дополнительной литературы.
Допустим что перед нами книжка в 200 страниц.

а) просмотр - 15 минут
выделяем опоры: главы-интересности, названия-характер-сложность
б) план чтения - 5 минут
общее время и средняя скорость, список тем, +/- распределение скорости по темам
в) чтение: от живота, волна внимания, стопы-любования-повторения
г) попутные выписки на вкладыш: знак, существо, страница-координата
д) повтор по заметкам, примечания-добавки

Пояснения - видимо - требуют попутные выписки:
• вкладыш - лучший вариант: почему? - потренируйте сообразительность сами
• писать следует разборчиво и с любовью
• знаки: ! - хорошо; + - полезно;
ü - изречение; ? - подумать, спросить
• координата - это сантиметры отмечаемого текста сверху

! Упр. Волна: погружаемся - восстанавливаемся с. 2 - 10-17

И сразу видно где искать и каков объем фрагмента. Если книга хорошая, то мы возвращаемся к ней снова и снова. И тогда польза вкладыша становится все более очевидной.

!!! Правильно читать и штудировать необходимо в первую очередь хорошие-интересные книжки.
 

4. Зачем

Стандартный курс велик. А большой объем требует большой мотивации. Поэтому необходимо ставить задачи. Ведь именно от задачи зависит что вы выделите уже при начальном просмотре книги.

Формальные задачи
• знакомство => заметки
• поиск => картотека
• пересказ => план
• изучение: лексика, модели, стиль => план-конспект
• формирование самостоятельных позиции и стиля => план-конспект
• управление регламентами: 5 минут, 25 минут, 100 минут, курс

Конкретные задачи:
• подготовиться к экзамену
• научиться эффективно воспринимать и представлять объемную информацию: решение учебных проблем, развитие общего профессионального навыка
• сформировать хорошую химическую основу в своем образовании: для ВУЗа, для будущей профессии
• подготовиться к более глубокому изучению энергообмена своего организма: здоровье, спорт, развитие
• подготовиться к более глубокому исследованию новых материалов, новых товаров, новых технологий: в парикмахерском деле, в торговом, в строительном, в промышленном...
 

5. Основной барьер восприятия

Современное знание создавалось столетиями и в нем аккумулирован опыт-жизни миллионов талантов. К тому же знание непрерывно все это время опредмечивалось в пользу, в материальные гармонии, в технологии и организации: информация+труд+технология+организация.

В курсе Органической химии основной барьер оформлен двояко: это широкая номенклатура соединений и реакций и это физико-технологические углубления в рамках каждой темы. Полезность первого связана с востребованием химического опыта. Он всесторонен и весьма обширен. Без твердого знания номенклатуры здесь не обойтись. Второе необходимо для прогнозирования развития химической технологии и промышленности, видения перспектив получения новых материалов и новых процессов.

Содержательные барьеры соединены в предметное целое. И иначе чем через целое ими не овладеть.

Критическая масса осознания предмета органической химии велика, а учебники сухи и их строки требуют наполнения вашей живой силой. К тому же это ваш первый опыт целостного восприятия - будут мешать старые стеореотипы. Отсюда следуют установки научения:
• поддержка хорошего телесного самочувствия: оптимизм, неспешность, подзарядки
• режим погружения для вытеснения старой самооценки: 8-10 рабочих часов ежедневно в течение 1-2 недель или же 2-3 часа в день в течение месяца для "вечерников"
• волновая техника восприятия, опирающаяся на ресинтез гликогена: для прямого роста отражения предмета в вашей душе
• выбор более гармоничного текста: здесь нас ждет сюрприз: том 17 ХИМИЯ энциклопедии издательства Аванта вполне соответствует нашей задаче (к другим томам данное заверение не относится)

Итак: ШКОЛЬНАЯ СХЕМА такова:

1. Выписываем экзаменационные вопросы согласно последовательности глав школьного учебника. Далее выписываем стартовые понятия-термины и проясняем и четко запечатлеваем с помощью словаря их смысл. Возьмите на этот этап 3 дня.

2. Читаем Аванту - не спеша: это около 50 страниц общих знаний (с.37-85) и вторая - органическая - половина тома. Итого 50+300=350 страниц, при скорости чтения 5-12 страниц в час - все-таки это детская энциклопедия - получаем трудовой объем в 35-70 часов.

Аванта × Хорошее самочувствие ×  Достаточное время = Критическая масса осознания химического предмета (номенклатура+феноменология).

Если химия вас пугает и ее тексты бесконечно далеки от вашего разумения и еще дальше от ваших жизненных нужд-мотивов, то вам подойдет следующий совет: а) Добавьте неделю-две. б) И просто разглядывайте картинки по 5-7/2-3 часов, время от времени почитывая комментарии к интересностям. в) Стимулируйте себя чистой задачей = овладение информационной технологией. Что-то начинает открываться в первый же день, а полностью предбазовый барьер исчезает за 3-5/10-14 дней.

3. Далее читаем школьный учебник - абзац за абзацем, главку за главкой. Плюс решаем задачи и пишем конспекты, подчитывая Аванту - хорошо и просто.

4. И в завершение повторяем вопросы по конспекту, реалистично представляя свой ответ в большой аудитории и опять-таки заглядывая в Аванту.

5. День перед экзаменом освобождаем от чтения-повторения и посвящаем его настройке своего тела-души-оптимизма на природу-землю-звезды-вселенную.

Схема весьма действенна благодаря содержимому энциклопедии: слог, уровень подачи материала, иллюстрации, полнота, общая гармония...

Второй пункт снимает основной барьер восприятия предметных знаний. Способ универсален. Например для бухгалтерского учета внутреннее содержание основного барьера составляют а) система счетов с учетом их круговорота и б) выход счетов на договорные узлы хозяственного права.
 

6. Материализация в конспект (содержание)

1. Упражнения: заголовки, сокращение, перепись 51,  линия, контрольные вопросы, план-список, развернутый план, сдвиг доминант, 321 шаблон, оживляж-польза-метафоры-изречения.

2. Формы: схемы, структура, рисунки, карта, модель, пример, аналогия, гипотеза.

3. Шаблоны форм (Первая глава, Управление временем, Петракович, Приемы НЛП, Первая глава органической химии, Фотосинтез, Урок физики, Урок математики - форм-шаблоны распределены по всему пособию).

4. Смысловые опоры для пересказа, шаблоны связок, опорный план.
 

Вопросы

Урок чтения представляет качественную технологию книжного освоения произвольного предмета. Тем не менее вопросы остаются. Большей частью это внутренние вопросы предмета как системы знаний. Назову критические точки неопределенностей химического предмета, разрешение которых предоставит всем школьникам явные ресурсы практической мотивации и развития творческого потенциала. Точнее скажу что следует-можно сделать в первую очередь, здесь-и-сейчас:
 
• обзорные лекции неорганической, органической и общей химии
• соответствующие стартовые словари
• расширенные план-конспекты школьных тем: 5-7 лучших учебников + 20 лучших популярных книжек
• качественный краткий обзор истории химии от древности до сегодняшнего дня + подборка биографий
• качественный краткий обзор истории представлений о строении вещества и химических связях
• краткий обзор неопределенностей-чудес в классической и современной химии и химической технологии + подборка статей
• краткий обзор перспектив + подборка статей

Качественный = существенно меняющий характер воспрития химического предмета.
Остальные материалы предполагают хорошую рациональную сборку.

Все это должно быть представлено в интернет. И в каждом крупном городе должна быть соорганизована возможность дешевой (по себестоимости) лазерной распечатки этих материалов на базе спонсора и/или школы.

Главным ориентиром в сборке методического ресурса является установка: процесс освоения химического предмета должен одновременно быть процессом прямого развития культуры мышления учащегося и быть ориентирован на практические пользы: готовность к углубленному пониманию биологических процессов в человеке и в природе, развитие общепрофессиональной материало-технико-технологической культуры, более адекватная оценка новых материалов-товаров-технологий, прогноз их развития на 15-20 лет.


ПОПОЛНЕНИЯ

Читаем с удовольствием - 30 страниц
• рациональное чтение
• восприятие, волна внимания, 1 минута до, Стоп, Всплывание
• качественное чтение, 321
• просмотр, план, структура, пересказ, конспектирование
• смысловые опоры для пересказа, шаблоны связок
• афористичность
• задача: для друзей, для марсиан, для шоу-герлз
• вопросы на улучшение текста
• полезные советы
• стартовый алгоритм

Конспектирование - 7 страниц
план - тезисы - дерево - план
• рисунки и формы
• зачем, 321 шаблон
• структура (слева-справа...)
• контрольные вопросы
• шаблоны форм (Первая глава, Управление временем, Петракович, Приемы НЛП, Первая глава органической химии, Фотосинтез, Урок физики, Урок математики - форм-шаблоны распределены по всему пособию)
• общий алгоритм

Хорошее представление - 10 страниц
• НЛП-приемы
• энергия ситуации, волна, животами
• иллюстрирование
• связь, подтверждения, якоря
полезные советы

Правописание - 15 страниц
• улучшаем почерк
• зарисовки-иллюстрации
• слушаем грамоту
• быстрая запись
• фоностенография
• урок машинописи

Слог - 10 страниц
• о гармонии
• способы самовыражения
• волна
• магический подход
• творческие задачи
• приемы журналистики

Принципы работы
• конкретно-просто-регламентированно
• аккуратно-по порядку-вовремя
• хорошо и просто
• средствами самой задачи
• образ-сила-поток-доминанта
• свечение-естественность-разнообразие-творчество
• все во всем: чувства, задачи, целостность
• доверие, опора, волна

Упражнения
• всплывание
• слоговая волна
• стоп
• опорное свечение
• предвосхищения, манки
• представление представления
• изменение ритма, масштаба, задачи
• динамизация, барьер
• заполнение формы конспекта
• освежение точки зрения: для марсиан, секрет чуда, телепередача, параллельная задача
• освежение себя: ребенок, накатывающееся время, цветок, секс, президент
• логотерапия: наоборот, заменить-пополнить, РВС, надсистема

Отдых
• скольжение
• ролевой веер: птица, тигр, змея, дельфин; ручей, океан, облако, дождь
• брэйн-джим: перекрещивания, ленивые восьмерки, планер...
• энергоподкачка, разминка, тонический эффект, гликоген
• пульсация образы-логика
• речевое разнообразие
• жужжание, пение, рыдания, смех

Журналистика и формирование позиции

Лексические и стилистические фигуры

Тренировка разумения-рациональности

Опорные точки: буквы, рисунки, процессы
Выделение свойств, классификаторы
Существенные и дополнительные признаки
Сравнение: общие и  отличительные признаки
Качественное (образец) и количественное сравнение (мера)
Связь с понятием, выбор системы признаков, выведение следствий, поиск признаков

Опоры, структура, сравнения,


Хорошо и просто