В. В. Клименко

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫМ ДЕЙСТВИЙ

УДК 159.9: 796
Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины, №1 2011 год.

Фактором, влияющим на успех обучения и усовершенствования, является правильное соотношение целостного и распределенного локального воздействия на систему движений. Как первый, так и второй способы обучения, если они предпочитают, влияют на тип кривой развития навыка. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Изучение их и других способов обучения психомоторным действиям является важной научной и практической задачей психологии.

Решение этой проблемы начато трудами И. М. Сеченова [8], М. О. Бернштейна [1; 2], Л. В. Чхаидзе [9], П. А. Рудик [7]. В современных исследованиях [3; 6] рассмотрены концептуальные особенности взаимосвязи между моторикой и психикой. В то же время, остаются нерешенными вопросы психологических механизмов применения различных способов обучения психомоторным действиям.

Цель статьи – осуществить теоретический анализ, сравнение и обобщение психологических механизмов, действующих в условиях применения различных путей воздействия на систему движений в процессе обучения.

Изложение основного материала начнем с рассмотрения такого способа обучения как целостное обучение навыкам. Этот способ позволяет выявить активность, связанную с восприятием целостности. Человек должен направлять свою познавательную активность на “прощупывание”, обследование и распознавание телесных свойств движений в таком виде, как они есть в действительности, в классическом действии. Отраженные в содержании ощущения свойства движений определяют ориентиры, уточняют мотивационный и побудительный аспекты содержания движений, чтобы влиять на содержание их образа.

Формирование образа движений - их слепка, метрического эталона, образца, применяемых в целостном способе обучения, имеет преимущества: человек с первых шагов знакомится с ритмами целостного действия, и эти ритмы относят именно к его целостности. Прежде запоминается временной ритм движений, за ним - силовой и пространственный. Если это касается бега на средние и длинные дистанции, то человек учится одновременно и распределению сил в пространстве своего действия.

При целостном способе обучения навыку во время действия каждая ее структура воспринимается в существующем окружении в целостности. Восприятие движений и их образ зависят от этого окружения. Сама же структура целостности обусловлена ​​основными ее элементами, определяемыми в решении конкретной задачи действия. Правильно осмыслить восприятие означает уяснить систему движений, которую оно отражает; через образ движений делать вывод о ее целостности.

Если же восприятие фрагментарно, то фрагментарным будет и образ движений. Из этого следует, что человек сначала воспринимает целостность, независимо от его полноты, а затем – и составляющие его элементы, то есть то, из чего состоит, как устроена, как ритмизирована эта целостность. Если же к этому добавить индивидуальные разногласия в способностях восприятия (одни люди лучше воспринимают и мыслят целостными образованиями, а другие легче и проще мыслят деталями), то станет понятно значение ощущения целого в успехе обучения и совершенствования системы движений и действий.

Сравнение, сопоставление образов закономерно возникают в деянии и становятся основными звеньями восприятия и осмысления целостности. Если эти процессы сверки многих образов и действий связаны с целостностями, то в результате их активности создается и целостная система представлений, описывающих отраженные содержания движений и действий. Если учесть то, что наше восприятие всегда является историческим, то каждый целостный образ будет просвечиваться сквозь призму прошлого опыта, интересов, потребностей, опыта успехов и неудач. Это и способствует поиску оптимального способа решения психомоторной задачи.

Важное значение целостного обучения навыкам имеет и избирательность восприятия. Содержание восприятия и чувственное отношение к нему регулируют и придают ценность одним свойствам движений, а другие остаются "в тени". Выборочное отношение придает чувственный окрас действию, телесным свойствам движений, делает их яркими, привлекательными, что особенно нравится человеку, а другие – делает менее заметными. В результате этого человек направляет интерес на чувственно окрашенные элементы, удерживает на них внимание, поэтому регуляция движений происходит "стихийно", "самовлияние". Часто выборочное впечатление, зафиксированное как доминирующее содержание образа системы движений, надолго дезорганизует регуляцию. Сила первого впечатления состоит именно в том, что человек воспринимает и мыслит только тем, что знает согласно первому впечатлению. При этом нужно созидать ограничения, внесенные цельным методом в обучение.

Распределенное обучение. Оно лишает человека возможности воспринимать цель действия, чувственно улавливать его целостные ритмы и основную информацию для мотивации действия. Обучение и усовершенствование элементов системы движений в отдельности тоже имеют свои недостатки и преимущества. Если способность воспринимать действие в целом является преимуществом первого способа обучения, то в отношении второго – это самый большой недостаток. Каждый, даже минимальный элемент действия, выделенный из целостности для детального шлифования, осуществляется вопреки всему, что замыкается в самостоятельную целостность. Даже минимальная целостность автоматически подчинена всем естественным закономерностям.

В многократном выполнении отдельных элементов действия по отношению к ним происходят оценка и сопоставление микрообразов движений с их оригиналами – элементами действия. Положительным в таком способе обучения является то, что человек имеет возможность подробно ознакомиться с микроструктурой пространства движений, формой усилий и их содержанием.

Однако увлечение обучением элементов системы движений в розницу ставит перед человеком трудно решаемые задачи. Ей нужно время от времени, переходя от элементарных упражнений к классическим действиям, решать проблему "стыкания" отдельных, хотя и хорошо усвоенных элементов (одного или нескольких) с целостностью. Здесь учащийся сталкивается и с проблемой перестройки самой целостности действия, поскольку в ней доминируют более усвоенные элементы и образуются из-за несовместимости интерференции.

Распределенное обучение психомоторных действий у человека влечет за собой ощущение неумолимого влияния функций законов целостности: каждый элемент действия приобретает свойства целостности, поэтому почти невозможно из таких элементов “собрать” гармоничную систему движений.

Законы целостности обуславливают характер восприятия и осмысления элементов, и, наоборот, восприятие элементов определяет восприятие целостного действия (аналогично тому, например, как одна и та же нота в разных мелодиях приобретает разные оттенки, а замена какой-то ноты на другую или ввод в мелодию новой ноты добавляет новый оттенок, меняет мелодию).

Обучение целостному действию и распределенное обучение элементам системы движений – крайние варианты усвоения психомоторного задания. Поскольку каждый из элементов имеет свои преимущества, то их совместное применение и правильное распределение в упражнениях ускоряет обучение, обуславливает постоянный успех.

Доказано, что ни один элемент действия практически невозможно выделить из состава целостности как самостоятельное образование, чтобы его не разрушить. В то же время, каждое классическое действие разлагается на многочисленные элементы, которые почему-то называют специальными упражнениями. Они занимают львиную долю по сравнению с нагрузкой в ​​тренировке классическим действием. Ошибка состоит в том, что часто основным считают лишь сходство внешней формы движений без учета сходства способов сенсорной и перцептивной регуляции отдельных элементов и действия.

Творческое мнение ученых и тренеров решило эту проблему нетрадиционным путем. Для этого создано множество специальных тренажеров, построенных на сходстве способов регуляции движений, а не на сходстве их форм. Тренировки на тренажерах положительно влияют на скорость обучения и способствуют успешному формированию психомоторных навыков.

Однако в рационализации обучения существуют еще непреодолимые трудности: недостаточно разработаны модельные характеристики биомеханически рациональных способов решения психомоторных задач для большинства движений и действий; недостаточно изучены механизмы регуляции движений, на основе функционирования которых должна строиться методика обучения и т.д. Такие ограничения тормозят создание продуктивных тренажеров в спорте.

Метод обучения аналоговым упражнениям. Сущность этого учения состоит в том, что человек выполняет целостное действие. Этим достигается стабильное подчинение действию законов целостности. Но задача действия во время целостного психомоторного акта требует от человека выделения определенных свойств элементов, усиления или замедления, изменения ритма и т.д. В обучении с применением аналоговых упражнений усваиваемое действие выполняется как решение различных смысловых задач, что и обуславливает его надежность из-за одержимой вариативности системы движений. Система задач действия позволяет избирательно влиять на организацию движений через перестройку их образа для непосредственного действия.

Психомоторное действие упрощается при сохранении смысловой структуры. А человек учится, получая возможность более подробно ознакомиться со способом регуляции действия. Изменение задачи (смыслового или психомоторного), решаемого движениями и в соответствии с мотивацией действия активизирует мышление, перестраивая его содержание, создает новые и совершенствует усвоенные психофизиологические механизмы для регуляции того же действия. Овладев несколькими способами регуляции движений, спортсмен способен выбрать среди многих однотипных оптимальный способ решения психомоторной задачи.

Применение метода аналоговых упражнений психологически оправдано тем, что он позволяет организовать обучение и тренировку с учетом законов целостности движений и приобретения ими свойств гармонии.

Способы активизации творческого воображения. Как приведено выше, ни одно психомоторное действие не повторяется с полным тождеством всех его элементов, поскольку они в большей или меньшей степени, но неизбежно видоизменяют состояние (умственное и психомоторное) исполнителя и внешние условия. Совершенно иная неповторимость механического движения, поскольку она обусловлена ​​преимущественно внешними факторами и тем больше, чем ниже активность организма, ограничен набор жестко запрограммированных инстинктивных реакций.

В неизбежной неповторимости несовершенного движения человека кроется его "обреченность" на творчество, которое видоизменяется в осознанную необходимость и реализуется в психомоторном мастерстве.

Между прочим, неизменное совершенство, например животного движения, является обусловленной жесткой запрограммированностью инстинкта, в определенной степени похожей на совершенное механическое движение машины, тоже запрограммированной жестко. Этим и разъясняется правомерность и перспективность бионики - науки, использующей в технике закономерности строения и функций живых организмов.

Человек же даже при полном однообразии внешних предметных условий структурно повторяющегося механического психомоторного действия благодаря изменчивой природе последнего становится субъектом творчества. Поэтому, например, рабочий часто совершенствует, казалось бы, оптимальные однообразные движения. Понятно, что без изменений внешних условий прекращается совершенствование человеческого движения. Но как только такое изменение произошло (а произошло оно по воле людей, в том числе и того, кто проявил психомоторное творчество в неизменных условиях), усовершенствование психомоторного мастерства продолжается.

Человеческая обреченность на психомоторное творчество, даже не став осознанной необходимостью, не только не отменяется, но и не прекращает действия: изменчивая природа движений не может не реализовываться в поисках выхода. Но из-за неизменности внешних условий или психологической инертности исполнителя, не имея возможности реализоваться в творчестве, целенаправленной перестройке психомоторного действия как предмета сознания, она направляется на внутреннюю структуру организма как предмет воздействия бессознательного - глубинных психических механизмов.

Не став осознанной, целостная гармоническая структура потенциально творческого процесса распадается, делится на продуцирование механических движений и на разрушение организма. Это тем более соответствует истине, что отрицательные явления имеют целостную структуру определенных закономерностей, например болезнь. А к ней пролегают пути распада потенциально гармоничной целостности творческого процесса - от хронического психического переутомления, обусловленного однообразием движений и физической перегрузки организма.

Следовательно, если естественная потенция человека к психомоторному творчеству не реализуется, он как структурная целостность не перерастает в нейтральное бездействие или растворяется в механических движениях, а относительно сохраняет эту целостность, но уже не как гармоническую, а как деструктивную, разрушительную.

Важностью изложенного выше предопределена, по нашему мнению, методическая необходимость ознакомления с ним в приемлемой форме учащихся.

Ведь благодаря этому они смогут постепенно выработать в своем сознании общую понятийную систему, освещающую детерминированность потенциально творческого характера психомоторного действия, которое в любом случае, даже если оно стало рутинным, является уже само по себе результатом творческого развития человека. Все это побуждает к углубленному изучению действия, к переносу на него умственной и чувственной активности в целях действия, сосредоточению внимания на процессе действия. Такая перестановка создает возможности более эффективного использования чувств, их синтеза со знаниями.

В таком методическом контексте эстетическое чувство будет обусловлено не просто внешней недейственностью движений, а проникновением в них во всю глубину. Став особенно проницательным средством понимания действия, осознаваемой частью его структуры, эстетическое превращается также в инструмент его построения, дальнейшего совершенствования.

Итак, органическая взаимная обусловленность, взаимосвязанность эстетического и психомоторного станет для человека не просто теоретически усвоенной истиной, остающейся гипотетической, пока не проверится на практике, а фактом личного опыта. Этот опыт будет обогащаться, результативнее станет активизация творческого процесса усвоения психомоторного действия. Среди них выделяют следующие приемы:

осознание возможности творить потенциальные возможности психомоторики воспитывать способность регулировать действия независимо от возраста и приобретенного мастерства человека;

формирование активной психологической установки – готовности к творчеству, основывающейся на высокой точности отражения;

организации предметного действия так, чтобы она способствовала сознательному обогащению образа воображения дополнительной информацией и активизировала умственную активность исполнителя.

В формировании сознательного отношения человека к творчеству в обучении психомоторному действию и его совершенствованию важную роль играет характер инициативности. Выделяют: а) инициативность, внутренне обусловленная целью деяния; б) инициативность, формируемая по первопричинам внешних воздействий; в) инертность, безынициативность.

Инициативность, внутренне обусловленная целью труда, рождается непосредственно в субъекте действия и направлена ​​на формирование процесса творчества в психомоторном действии.

Инициативность, обусловленная внешними воздействиями, является вторичной. Первому типу инициативных людей свойственна склонность ставить задачи и находить способы их решения, второму – выявлять средства реализации известных и четко сформулированных задач.

Для инертных нет ни проблем, ни желания принять участие даже на конечных этапах реализации ведущей задачи. Все представляется само собой разумеющимся, поскольку творчество разума еще не проявлялось или уже "спит". Инициатива извне отвергается, чужая воля не выполняется, а своя сосредоточена на узком кругу неглубоких интересов.

Формирование активной психологической установки готовности к творчеству в психомоторной активности происходит эффективнее при выполнении системы языково-литературных задач, которые направлены на формирование способностей владеть словом: описывать, сочинять произведения на материале психомоторного действия или психических состояний, событий в тренировках и соревнованиях, что позволяет для самопознания в различных проявлениях жизнедеятельности:

изобразительных, способствующих формированию способностей в рисовании отдельных движений, психомоторных действий (по типу мультипликации), групповых действий и т.п.;

научно-литературных – изучение текстов, которые также являются отражением определенных аспектов психомоторной активности человека, прокладывающего путь к его совершенствованию в психомоторной активности.

Языково-литературное отображение движений. Овладение языково-литературного отображения движений и проявлений психики происходит в три этапа.

Первый этап – наименование основных свойств психомоторных действий, элементов, фаз и отдельных движений. Дать имена эмоциям, знаниям и чувствам в их зарождении на основе чувственного материала означает понять "язык мышц" и использовать его для оптимального формирования образов действия регуляторов.

Второй этап – описание соотношений, взаимных зависимостей названного. Информация уже систематизируется к уровню формулировки определенных закономерностей движений (на первом этапе она не обеспечивала объяснения энергоструктур движений и управления ими).

Третий этап – овладение словесным изображением движений. Оно охватывает всю информацию о движениях, указывает магистральный путь к вершине совершенства, поэтому становится непосредственным регулятором цельного действия. Уступая в конкретности наименованию, в абстрактности описания, словесное изображение движений выигрывает в символическом обобщении информации, позволяющем выделить основные свойства движений и определить их в форме умственной модели, обеспечивающей овладение новым качественным уровнем их энергоструктуры и производительности.

Текст является языковой моделью, способной через субъект ее восприятия и реализации порождать действие со всеми возможными свойствами и проявлениями. В нем учитывается все, что есть в ней. Вы скажете, что ни для одного действия такого идеального текста еще нет. Правильно, но диалектически бесконечный путь к идеалу – путь любой науки, в частности науки о движениях.

Кое-что подобное по существу, но несравненно ограниченнее по объему и степени обобщения происходит тогда, когда человек добывает квадратный корень из чисел "2" или "3". Ведь результат выражается числом, в котором после запятой идет ряд цифр, которые можно продолжать бесконечно. Но мы ограничиваем эту бесконечность в той мере точности, которая нам нужна согласно конкретной цели. Так учитель, знающий содержание отображения действия в тексте, имеет одновременно и безграничное количество различных выражений движений, но помогает учащемуся выполнить действие с заданной степенью точности.

Текст – это система знаний, начатых в понятиях, концепциях и теориях. Его можно сравнить с чудодейственным пирогом: сколько бы к нему не подсаживалось едоков (учеников, учителей и родителей) – всем будет место, и каждый съест столько, сколько способен. Все насытятся. А пирог останется таким, каким был до этого. Однако он обладает еще одним не менее чудодейственным свойством - способностью к увеличению: чем больше людей его будут потреблять, тем быстрее он будет увеличиваться - будет пополняться его энергия, будет упорядочиваться информация.

Рисунок движений – тоже эффективное их отражение. Если четкость, глубина и конкретность речевого образа - это прежде всего умственная ясность, глубина чувств и конкретность мысли, то в рисунке есть больше внешней конкретности состояний фигуры субъекта действия, но детали процесса не изображены. Фигура человека представляет собой сложный комплекс различных взаимосвязанных и взаимообусловленных форм. Изменение положения одной группы мышц приводит к изменению других, определяет моменты движения всего тела. Вот почему нужно хорошо знать анатомию человека, уметь ориентироваться в лабиринтах сложных форм и правильно воспроизводить в рисунке все, что есть в реальном движении. Большое значение для рисунка имеет знание пропорций тела.

Практическое использование зодчими, художниками, композиторами пропорций "золотого сечения" не случайно. Ведь композиция и содержание их произведений связаны с закономерностями человеческого восприятия, которому свойственно стремление к эстетическому, гармоничному, цельному. И когда самая совершенная в природе духовная и телесная гармония человека совпадает с гармонией созданных ею предметов, она переживает особое состояние – чувство гармонии.

Рисование движений человеческого тела требует глубоких знаний не только по анатомии, но и по физике. Необходимо определить также направление движений, их ускорение, последовательность взаимодействия разных состояний системы движений и т.д. Предлагаем некоторые рекомендации по рисунку движений. Он, как понятно, начинается с изображения соотношения главных композиционных частей. В то же время передаются общий характер и форма движений. Возникают две задачи: правильно разместить компоненты тела и соблюдать пропорции их размеров.

Сначала желательно делать рисунок в форме линейно-конструктивной схемы. Впоследствии приобретенное умение позволит расположить на скелете основные рабочие мышцы. Еще через определенное время попробуйте воспроизводить более тонкие оттенки психомоторной активности, то есть от схемы переходить к выражению экспрессии, обогащать изображение мыслью, вызвавшей его к жизни.

Следовательно, целостное и распределенное обучение психомоторным действиям, метод обучения аналоговым упражнениям, языково-литературное отображение движений, рисование движений человеческого тела имеют свои преимущества и недостатки. Применение каждого способа обучения должно осуществляться с учетом его психологических механизмов воздействия на систему движений и задач педагогического процесса.

Список использованной литературы

  • 1. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. - 255 с.
  • 2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.
  • 3. Давыдов, В. В. Принцип развития в психологии / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 1980. - №12. - С. 47-60.
  • 4. Клименко, В. В. Механизмы психомоторики человека / В. В. Клименко. – М.: 1997. – 192 с.
  • 5. Клименко, В. В. Психология спорта: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. / В. В. Клименко. – М.: МАУП, 2007. – 432 с.
  • 6. Озеров, В. П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров. -Кишенев : Штиинца, 1983. - 140 с.
  • 7. Рудык, П. А. Психология / П. А. Рудык. - М. : ФИС, 1974. - 496 с.
  • 8. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1947. - 647 с.
  • 9. Чхаидзе, Л. В. Об управлении движениями человека / Л. В. Чхаидзе. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.

© 2011 Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины

 

 

Психомоторные способности в педагогике.

1. Выбирается метод - обычно некий полугодовой факультативный курс: физкультура, живопись, ТРИЗ...
2. Формируется набор параметров - скорость реакции, повтор ритма, повтор сложного движения, повтор текста, повтор сценки........
3. Смотрим что изменилось у выбранной группы.

Обычно физкультура (хорошо организованная) дает прибавку общих способностей (тонус, координация, адаптивность). Пишем научную статью.

Понятие Психомоторика в науке
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-issledovanie-definitsiy-ponyatiy-psihomotorika-i-psihomotornye-sposobnosti/viewer
Автореферат диссертации Клименко В.В. Механизмы психомоторики человека, 1998.
https://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-mehanizmy-psihomotoriki-cheloveka
Озеров В.П. Способы формирования психомоторных способностей
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-psihomotornyh-sposobnostey-molodezhi/viewer

Выделим основные способы формирования психомоторного образа движения и его
самоконтроля:
1. Теоретическое формирование цели, программы и смысла двигательной задачи.
2. Акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих
элементов движения и контрольных точек самоконтроля.
3. Широкое использование средств моделирования и технических средств
обучения (рисунки, схемы, модели, кинокольцовки, контрольные отметки,
темполидер, магнитофонные записи программы, тренажеры и т.д.).
4. Активизация зрительных, слуховых и кинестетических восприятий, организация
активного наблюдения и критического обсуждения способов выполнения
двигательного действия другими лицами.
5. Выработка прочных ассоциаций между ведущими элементами, контрольными
точками и кинестетическими образами движения и их речевыми
наименованиями.
6. Воспроизведение двигательного действия в упрощенных условиях (на месте, по
разделению, в медленном темпе и т.д.).
7. Выполнение двигательных действий с проговариванием выполняемых ведущих
элементов и контрольных точек (элементов) самоконтроля за движением.
8. Поэтапное выполнение двигательных действий с проговариванием элементов в
беззвучной форме.
9. Овладение методикой и техникой идеомоторной и психомышечной тренировки.
10. Управление двигательными действиями в усложненных лабораторных условиях
(высокий темп и скорость движений, затрудненный самоконтроль и т.д.).
11. Совершенствование двигательных действий и психомоторного самоконтроля
под действием экстремальных условий (высокие психофизиологические
нагрузки, соревновательные условия).
12. Дальнейшее совершенствование таких особенностей образа движения, как
дифференцированность, обобщенность, целостность, осознаваемость и
абстрагируемость.