Боль в желудке

Скорая помощь своими руками.
ведет Мак-Иов Риго
Студенческий меридиан №1-2 1998 год.

Точка ЧЖУН-ВАНЬ(12-Х1У-приблизитель-но на 1/3 расстояния от пупка до линии между сосками) поможет вам продержаться до встречи с врачом, угомонив сколь угодно острую боль в области желудка. Эта точка универсальна. Что бы ни происходило с желудком: раздражение, воспаление, спазм, расширение, - она поможет вам не сплоховать перед ситуацией. И даже если болезнь поселилась совсем в ином месте (например, в печени), если желудок был выбран ею как самый подходящий рупор (хотя обычно тело выбирает для этого голову или сердце), - лечоба посредством чжун-вань позволит замедлить развитие болезнетворного процесса - позволит выиграть время.

Комментарий

1

Чувствую, этот комментарий необходимо начать с напоминания, что сейчас мы изучаем скорую помощь, а не лечебный процесс. У этих действий только одно сходство: в обоих случаях мы применяем лечобу - действие, имеющее целью нормализацию энергетических процессов в человеке (значит - в душе и теле). Дальше начинаются различия. Скорая помощь претендует лишь на две вещи:

1) снять болевой синдром и

2) восстановить душевное равновесие больного.

Если удалось первое - можно не сомневаться, что одновременно было остановлено развитие болезнетворного процесса.

Если удалось второе - мы погасили пламя, выжигающее жизненную силу больного. Разумеется, можно назвать и третью цель: повернуть болезнетворный процесс вспять. Но если первые два аспекта - норма, без реализации которой нет и самой скорой помощи, то третий - это уже идеал, к которому, конечно же, следует стремиться, но требовать которого ни от доктора, ни тем более от самодеятельного врачевателя мы не имеем права. Получилось отодвинуть болезнь - считайте, что вам здорово повезло; не получилось - не стоит огорчаться. Сняли болевой синдром? Избавили от страха? (1) - это уже огромная победа. Вы совершили главное: выиграли время и возвратили больному надежду на исцеление. Лишь после этого - начиная уже со следующего дня - можно без суеты заняться собственно лечебным процессом:

1) снимать воспаление,

2) приводить к норме энергетические потоки,

3) искать корень болезни, потому что - если вы корень не найдете и не вырвете - через какое-то время болезнь непременно возвратится, причем (как я неоднократно указывал) - в более мощной и стремительной форме.

Причина такого качественного преображения болезни: теперь она движется по накатанной дорожке. Ей нет необходимости пробивать себе путь, искать в системах тела слабые места. Теперь вся ее энергия направлена лишь на то, что и есть ее сутью: на разрушение гармонии (2).

2

Неприятные ощущения, исходящие от желудка, знакомы каждому человеку. Это не только боль, но и изжога, и тошнота, и рвота; и уж, конечно, запор и понос. Но сейчас прежде всего нас интересует именно боль. Потому что в других случаях (например, при изжоге, или поносе, или рвоте без боли) только очень малодушный человек может впасть в панику и решить, что ему необходима скорая помощь.

Впрочем, эта реплика вовсе не означает, что к названным симптомам можно отнестись пренебрежительно. Любой, даже вроде бы самый безобидный дискомфорт - предостережение. Тело говорит вам, что ему нужна ваша помощь; по меньшей мере - внимание. Как бы подсказывает: во мне развивается болезнетворный процесс; он уже зашел во вторую стадию; мне недостает энергии, чтобы справиться с ним самостоятельно, и если ты всерьез не займешься этим сейчас, то потом будешь тащить на себе этот камень всю жизнь.

Повторяю: не бывает дискомфорта случайного, не бывает дискомфорта "разового", не бывает дискомфорта малозначащего. Если энергетика тела в норме, если энергетические процессы в нем протекают свободно - оно самостоятельно, не побеспокоив вас, справится с любой проблемой. Если же вы "почувствовали" тело - это предостережение: вы живете неправильно, ваша энергетика нарушена, и грядущие неприятности уже на пороге, уже стучатся в вашу дверь.

3

Но сейчас нас интересует боль.

Боль именно в желудке.

Место этой боли - вверху живота, слева, под ложечкой.

Любая боль в животе (5) - знак, что болезнь уже прошла вторую стадию и готова перебраться в третью. То есть боль во внутренних органах живота

(подчеркнем: речь идет именно о животе; значит, помимо желудка, это замечание относится и к селезенке, и к поджелудочной железе, и к кишечнику по всей его длине, и к печени с желчным пузырем, и к почкам с мочевым пузырем, и к половой системе)

- это знак пограничной ситуации. Звучит предостережение: еще один шаг - и болезнь станет хронической. Как мы узнаем об этом? Очень просто: если боль внутри живота стала привычной, регулярно посещающей в определенных обстоятельствах, - можете не сомневаться: ваша болезнь вошла в третью стадию. Вы - хроник. (6)

4

Боль в желудке - очень широкая тема, поэтому я не претендую на полный анализ. Ограничимся острой болью; конкретно - острым гастритом и обострением язвенной болезни.

Обычно человек знает, что у него гастрит (имеется в виду хроническая форма) или язва желудка. Чтобы знать это, большого ума не надо.

Если с утра вы ощущаете душевный и физический дискомфорт, иногда - легкую тошноту, тяжесть в лице (отек), а после еды - длительную тяжесть в желудке (через которую иногда проступает ноющая боль) и желание лечь и закрыть глаза; а едва отступает эта тяжесть - возникает неприятный, ничем не победимый запах изо рта (часто - тухлым яйцом); ну и, конечно, нарушения дефекации, - тут не о чем гадать: у вас хронический гастрит.

Если вас постоянно мучает изжога и кислая отрыжка, во рту неприятный (у многих - "металлический") вкус, а плата за еду - почти обязательная боль под ложечкой, иногда отдающая в сердце

(она возникает не сразу: у некоторых - уже через полчаса, но чаще - через час и даже через два;

впрочем, боли могут возникать и сами по себе, независимо от еды, и самые типичные - это ночные, так называемые "голодные", боли) (7)

- у вас язвенная болезнь.

5

Небольшая тонкость: если острая боль при язвенной болезни - ее обычный атрибут, то острый гастрит вовсе не означает, что человек болен гастритом хроническим. Если еще вчера у него был нормальный желудок (но уровень энергетики понижен; следовательно - и защита недостаточная), а он отравился пищей или алкоголем, пережил тяжелый стресс, перегрелся, надышался какой-нибудь гадостью, в нем вдруг обострилась хроническая инфекция или именно в желудке кумулировался удар (волна) вредной энергии от какого-либо иного - хронически больного - внутреннего органа,

- да мало ли еще причин, на которые желудок может отозваться острой реакцией, известив при этом острой болью! - это зависит от наследственной предрасположенности, от состояния других внутренних органов и связей между ними, -

так вот, в случае такого острого - спровоцированного - гастрита достаточно поголодать денек-другой, расслабиться, по вечерам (чем позже, тем лучше) лечобой поукреплять селезенку и порасслаблять печень (точки я укажу позже),

- и через несколько дней вы забудете о неприятных минутах, доставленных вам желудком. Потому что он будет столь же здоров, как и прежде.

Но если вы человек разумный, то учтете полученный урок и непременно проделаете две вещи:

1) займетесь укреплением (нормализацией) своей энергетики и

2) посетите хорошего врача, чтобы быть уверенным, что острый гастрит не оставил глубоких следов на слизистой вашего желудка, и уж тем более - помилуй Бог! - не оставил после себя долгую память хроническим гастритом.

6

Почему при острой боли в желудке я рекомендую применять лечобу именно на точке чжун-вань?

Пожалуй, я поставлю вопрос иначе: почему - сначала чжун-вань и уже затем остальные точки?

Вопрос правомерен, поскольку любой специалист может с ходу назвать еще по меньшей мере пять точек, воздействие через которые на острую ситуацию в желудке будет столь же эффективным.

Объясняю, почему я остановил свой выбор все-таки на чжун-вань.

Во-первых, при правильной работе на ней боль в желудке утратит свою остроту очень быстро. При удаче - уже через минуту. Если же вас хватит на пять минут качественной лечобы - этого достаточно, чтобы притупить самую жестокую остроту. После чего - уже в мало-мальски спокойной обстановке - прикинуть, воздействием на какие точки можно закончить работу, начатую на чжун-вань (10).

(Еще раз подчеркну: речь идет пока только о снижении уровня боли, об утрате ею остроты, о выводе ситуации на уровень сносной. Конечно, если боль была рождена спазмом, она не может исчезнуть вдруг. Но язва имеет глубочайшие корни, и любой из них может подпитывать боль. И острый гастрит - далеко не безобидная штука;

он хотя и не пашет слизистую - обжигает ее крепко; желудок кричит неспроста. Вот почему даже снижение уровня боли считайте успехом: вы на правильном пути.)

Во-вторых, работать на чжун-вань очень удобно. Эффективные точки на ноге требуют позы и поиска, а чжун-вань всегда под рукой. Найти ее не представляет труда. Ведь именно она сигналит о неполадках в желудке, и хотя по соседству с нею - вокруг - находится еще несколько точек, напрямую связанных с желудком, чхун-вань при гастрите и язве ощущается острей остальных.

При самолечении она тоже естественна. Как известно, при болях в желудке у человека возникает инстинктивное желание гладить себе живот. Лечоба превращает это действие в осознанное и точное.

В-третьих, чжун-вань - точка слияния нескольких каналов, влияющих на ситуацию в желудке. Например,

при воспалительных процессах в тонкой кишке избыточная энергия перетекает в канал желудка, усугубляя остроту, а лечобой на чжун-вань можно затормозить этот процесс;

обострения в желудке сопровождаются и усугубляются функциональным ослаблением селезенки, а лечоба на чжун-вань позволяет подтянуть эти функции к норме, отводя (рассеивая) опасный избыток;

при обострении в желудке становится избыточной и печень, которая вследствие этого уже не контролирует, а подавляет селезенку, ограничивая ее возможность влиять на ситуацию в желудке, - а работа на чжун-вань позволяет отвести избыточную энергию печени в чудесные каналы.

Короче говоря, лечоба на чжун-вань способствует нормализации всех (без исключения) систем, которые утрачивают равновесие при острых ощущениях в желудке, - то есть по диапазону воздействия в этой области она не уступает даже таким популярнейшим универсалам, как точка цзу-сань-ли.

В-четвертых, работа на чжун-вань усмиряет боли в сердце, которые, как правило, автоматически возникают при остроте в желудке.

В-пятых, работа на чжун-вань нормализует артериальное давление, что должно особенно заинтересовать гипертоников, у которых обострение в желудке часто сопровождается скачкообразными кризами.

В-шестых, работа на чжун-вань предохраняет бронхи и легкие от прямого воздействия болезнетворной энергии; значит, способствует успокоению типичного сухого кашля, а астматикам дает шанс уберечься от приступа.

В-седьмых, работа на чжун-вань успокаивает психику, самое главное - избавляет от страха; но

и то, что она снижает уровень гневливости (от печени) и рассеивает меланхолию (от селезенки), - помогает пережить нелегкие минуты (а ведь психозы могли тянуться и часами, и сутками) остроты в желудке.

В-восьмых, чжун-вань - центр "среднего обогревателя" (см. комментарий к разделу "Боль в груди - 2" в "Ст.М." №7, 1997г.), который контролирует внутренние органы тела, находящиеся в пространстве между диафрагмой и пупком; иначе говоря, контролирует преобразование веществ и образование крови.

В-девятых, работая на чжун-вань, вы напрямую воздействуете на чакру манипуру (см. комментарий там же). Я считаю, что именно через манипуру происходит контакт с животной душой человека. Животные чувства, которые зреют внутри нас, получают через манипуру основную энергетическую подпитку. Без них наша жизнь была бы пресной (14).

7

На минуту сделаем шаг в сторону от основной линии лечобы.

Пока боль в желудке остра, человек ни о чем другом не думает, ничего иного не замечает. Но вот боль ослабла - и он обращает внимание на тошноту. Да, его поташнивало и до этого, но тошнота была всего лишь аккомпанементом острой боли. Страх подавлял, смазывал остальные чувства. А теперь, когда страх отступил (боль еще сидит в желудке, но это уже не та боль: она отпустила душу; "пожалуй, на этот раз не умру..."), больной переключает свое внимание на тошноту. Для врачевателя это верный знак: самое опасное - позади.

Что нужно делать, когда больной жалуется:

"Меня тошнит"? Пусть вырвет. Два пальца в рот (поглубже) - чем меньше дряни останется в желудке, тем ближе выздоровление.

Но вот он вырвал (или не удалось - нечем) - а тошнота не уходит. Тогда помогите ему лечобой.

Работая на чжун-вань, вы действовали и против тошноты

(поводов для нее - множество: от отравления, и переполнения желудка до страха, и спазма пищевода),

но это было непрямое действие. Вы корректировали реакцию организма на энергетический избыток, а не на физиологическую ситуацию в желудке. Весь организм должен справляться с нею самостоятельно - по мере того, как вы освобождаете желудок от пресса болезнетворной энергии. Естественно - организм немного запаздывает. Вот отчего возникает это (подчеркну - ложное) впечатление: что по мере работы на чжун-вань тошнота увеличивается.

Тем не менее, тошнота есть, она хоть и не страшна, но мучительна (портит красивую картину вашей работы!); так почему бы на этом пустячке не набрать несколько очков, подняв свой престиж в глазах больного, а заодно и в себе укрепив уверенность в успехе?

Делается это просто. Вы пальпируете середину грудины больного (от точки тань-чжун - на линии между сосками - вверх до горловой впадины), и на тех точках, где будет остренькая боль, - работаете. Чтобы наступило облегчение, обычно достаточно одной-двух точек и минуты - полторы работы. Если вы не хотите отрываться от работы на чжун-вань - предложите (предварительно найдя острое место) справиться с тошнотой самому больному; это его отвлечет. Если не хотите терять времени на поиск точек - найдите ниже горловой впадины небольшой хрящевой валик;

на верхнем его скате находится точка хуа-гай (20-ХIV), на нижнем - цзы-гун (19-ХIV); при тошноте любой этиологии лучшего места для лечобы не найти.

Должен предупредить вас (а вы предупредите больного), что если причина тошноты - отравление, то облегчение наступит ненадолго. Потому что яд уже в крови, и остается ждать, пока печень и почки справятся с ним. Но это вовсе не означает, что больной должен смириться со столь неприятным ощущением. Пусть помаленьку работает на скатах валика, и к тому времени, когда вы окончательно победите боль, от тошноты почти наверняка не останется и следа.

8

Возвратимся к борьбе с острой болью.

Скорая помощь обычно складывается из трех этапов.

1. Работа на ключевой точке.

2. Работа на точках, непосредственно воздействующих на пораженный орган (и канал).

3. Работа на точках других органов, непосредственно влияющих на кризисную ситуацию.

На всю работу (при качественной лечобе) потребуется не более получаса. После нее боли не остается; слабый, тающий отзвук ее исчезнет вскоре. Обнадеживаю: именно благодаря тому, что вы проводили лечобу в острой ситуации (имеется в виду кризис из-за избытка) и истечение болезнетворной энергии было бурным, вы можете быть уверены, что в ближайшее время

(дни, недели, месяцы - в зависимости от болезни) - при правильном образе жизни - кризис не повторится.

9

Вы отработали чжун-вань - первый этап позади.

Второй этап желательно начать с точки вэй-шу (21-VII) - она находится на спине, вверху поясницы (точнее - между 12-м грудным и 1-м поясничным позвонками), рядом с позвоночником. Не беспокойтесь: вам не придется долго ее искать: при острой боли в желудке она и сама побаливает, просит лечобы. Если же вы сняли остроту работой на чжун-вань, она все равно отчетливо отзовется, едва вы слегка прижмете ее пальцем.

"Шу" - второй слог ее наименования - означает дренаж ("вэй" - желудок); то есть это специфическая точка для отвода энергии от желудка. Прошу обратить на это особое внимание. Только для отвода. Только при избытке. Потому что если вы возьмете ее в работу при вялом желудке, при недостатке энергии в нем, тем более при атрофи-ческих процессах - вас ждут большие неприятности. Я не собираюсь вас пугать; просто будьте осмотрительны. Было бы обидно, перестраховываясь, мне - не называть ее совсем, вам - не воспользоваться ею. Ведь при острых болях для скорой помощи - ей нет цены: болезнетворная энергия вытекает из нее, как из крана. Но если вы занимаетесь рутинной лечобой (например, врачуя хронический гастрит) - не берите ее в работу без консультации с хорошим специалистом.

Начав знакомить вас с вэй-шу, я написал "желательно", поскольку для скорой помощи она отлично сочетается с чжун-вань и обычно применяется в предложенном мною порядке. Одна беда: при самолечении на ней непросто работать. Все же попробуйте (левой рукой, заведя ее за спину - правую точку, правой рукой - левую: так меньше напрягаются - а потому не мешают - мышцы спины).

Нащупать вэй-шу нетрудно: от того места, где заканчиваются короткие отростки поясничного отдела позвоночника, поднимаетесь выше на пару сантиметров - и вы ощутите под пальцем болевой отзвук. Она. Болит - работайте; не болит - не насилуйте. Мало ли что! У вас в запасе еще достаточно сильнодействующих точек. Беритесь за следующую.

10

Продолжаем отрабатывать второй этап.

Это две пары точек. Первая (ли-дуй и чун-ян) способствует нормализации в канале желудка;

вторая (фэн-лун и тай-бай) открывает соединительный канал для отвода избытка в канал селезенки. Если вы ограничитесь скорой помощью и решите в последующие дни подправить ситуацию в желудке лечобой - именно эти точки будут вашей главной опорой. Но это не значит, что при скорой помощи они второстепенны. Запомните:

с помощью любой из них можно снизить (и даже убрать совсем) болевой синдром в желудке, но все вместе (аккомпанируя работе на чжун-вань) они 1) гарантируют ваш успех и - что не менее приятно - 2) его устойчивость, его длительность. Еще одно замечание.

Хотя на этих двух парах точек (так же, как и на чжун-вань, и на вэй-шу) можно с одинаковым успехом работать в любое время суток

(все они одинаково восприимчивы к лечобе круглосуточно, что необычайно важно именно при скорой помощи: вам не приходится выбирать, не нужно вспоминать, какая из них активна в данный момент, какая - нет),

- сам желудок не всегда одинаково восприимчив к лечобе. И если скорую помощь вы оказываете не когда вам удобно, а когда болит, то рутинную лечобу

(это обычная реакция разумных людей: после успешного сеанса скорой помощи у них появляется такое понятное желание - уже в удовлетворительной ситуации - подлечить себя)

лучше проводить утром. Припоминаете? - в то время, когда суточная энергетическая волна прокатывает через желудок. Она оказывается в канале желудка через час-полтора после восхода солнца (летом - после 6 утра, зимой - после 9). В вашем распоряжении - около двух часов. Не ешьте перед лечобой; отвлеките желудок каким-нибудь пустячком - так будет лучше всего. Расслабьтесь - и помаленьку, не спеша - вперед. Неужели вас не хватит на несколько минут качественной лечобы? А благодарность тела - душевный и физический подъем - вы ощутите сразу.

11

Найти ли-дуй (45-III) несложно: она на втором пальце стопы, возле нижнего угла ногтя (3 мм отступив), со стороны среднего пальца. Работать на ней нужно ноготком. Покалывая, нашли точку, которая отзывается остренькой болью? - теперь не спеша, сосредоточившись, произведите еще с сотню уколов. Не зверствуйте! - но укольчики должны быть отчетливыми. Если вы работаете утром - она поможет убрать отек с лица, если работаете ночью - поможет справиться с бессонницей. Острая ситуация в желудке почти всегда сопровождается разнообразными и неожиданными (для вас, а не для медицины: она их знает) симптомами. Например, ноющей или ломящей болью в зубах, либо болью в горле, либо в паху (на краю лобковой кости), либо в колене. Вы уже догадались? - это боли по ходу канала желудка. Все они - несерьезны, все - исчезнут, когда ситуация в канале желудка нормализуется, но я очень надеюсь, что вы отнесетесь к ним без пренебрежения. Если надумаете в спокойной обстановке заняться лечобой по каналу желудка - обязательно найдите точки, которые о себе напоминали, - и поработайте на них. Зачем? Там у вас слабина, которая, если вовремя не укрепить это место, впустит в тело (в коленный сустав, в зубы, в горло) настоящую болезнь.

Чун-ян (42-III) найти сложнее: она на своде стопы, на самом высоком месте. Проследите вдоль линии между 2 и 3 пальцами стопы, и наверху, на своде, обнаружите искомую точку. Проще говоря - тщательно пропальпируйте - миллиметр за миллиметром - среднюю часть свода - и вы не пропустите чун-ян. При острой боли в желудке она отзовется отчетливо.

Здесь хорошо бы поработать не меньше 3, а то и все 5 минут. Больше - не стоит: за 3-5 минут лечобы на чун-ян вы сделаете устойчивым процесс оттока болезнетворной энергии от желудка, а ведь вас еще ждут и другие точки, и к ним нужно прийти достаточно свежим, по меньшей мере - не утомленным.

Если после работы на ли-дуй вы еще чувствуете зубы и тяжесть в лице, то чун-ян поможет подчистить эти места. Исчезнут и рвотные позывы (если они еще оставались).

Найти фэн-лун (40-III) - вот это действительно непросто. Но нужно постараться: ведь если это вам удастся, если вы попадете точно - откроется шлюз, по которому избыточная энергия из канала желудка перетекает в канал селезенки. Вы создадите предпосылки для равновесия энергии в этих каналах. Ведь болезнетворный процесс не закончился в тот момент, когда вы приступили к лечобе; он и сейчас продолжается, поскольку корни болезни пока целы и подпитывают пламя в очаге. Так вот - удачная работа на фэн-лун надолго откроет переходный канал, по которому

не только сейчас, но и сегодня, и завтра, и в последующие дни (тем более - если вы будете поддерживать рабочее состояние фэн-лун регулярной лечобой) избыточная энергия будет постоянно течь в канал селезенки, а потому и не подниматься в канале желудка выше определенного - уже не допускающего опасного обострения - уровня.

Фэн-лун находится на наружной поверхности голени, приблизительно посреди расстояния между головкой малоберцовой кости (ниже колена) и верхним краем наружной лодыжки.

Работа на ней способствует устранению побочных симптомов, всевозможных мелких нарушений по ходу канала желудка. Из них я бы выделил две группы нарушений, при которых обходиться без работы на фэн-лун просто грешно. Первая:

всевозможные невриты и невралгии лицевых нервов (как видите, они не возникают сами по себе, а лишь как следствие ситуации в желудке; их корень - в желудке). Вторая - всевозможные психозы, выражающиеся в нарушениях восприятия мира, в том числе и себя (например - раздвоение личности).

Через точку тай-бай (3-IV) избыточная энергия желудка попадает в канал селезенки. Она на стопе, сразу за (снизу) головкой первой плюсневой кости. У многих людей, в особенности у женщин, эта головка раздута и представляет собой болезненную "шишку". Работая на тай-бай, вы не только усиливаете селезенку (способствуя улучшению крови), но и проводите профилактику своей подагры: уменьшаете болезненность "шишки" и отодвигаете очередной приступ мучительных болей в ней. Кстати, при любых болях (от головы до стопы), если работа на других точках помогает слабо, попробуйте использовать тай-бай. Облегчение (в особенности это касается тех, у кого есть "шишки" на головке первой плюсневой кости) гарантировано.

12

Третий этап.

Он может быть развернут сколь угодно широко, но мы договорились ограничиться двумя действиями: укреплением селезенки и отводом избытка от печени.

Первое уже было начато активизацией канала фэн-лун - тай-бай. Теперь продолжим эту работу воздействием на точки инь-бай, да-ду и гунь-сунь. Если вы дошли до этих точек в сеансе скорой помощи - о выборе наилучшего времени говорить не приходится: болезнь выбирает удобнейшее для себя время. Но если приступ уже в прошлом, а вы столь благоразумны, что хотите провести профилактическую работу с селезенкой, - освободите для нее вечернее время, через час-полтора после заката.

Вторым - печенью - мы пока не занимались. Ну что ж, будут желание и силы - поработайте на точках син-цзянь, тай-чун и гань-шу. Идеально - во время бессонницы; но в общем-то для этого сойдет любое удобное для вас время.

13

Точка инь-бай (1-IV) находится у основания ногтя большого пальца стопы - на 3 мм от его внутреннего угла (угол со стороны второго пальца стопы в медицине считается наружным). Вы уже знаете, как работать на таких точках. Напоминаю: находите ее, покалывая это место ногтем, и затем, когда она отзовется, тем же ногтем - неторопливо и сосредоточенно, не теряя место боли - произведите не менее 50 уколов.

Не забывайте инь-бай во время бессонницы (она не только избавляет от боли, но и снимает возбуждение, и расслабляет, без чего невозможен нормальный сон), при геморрое и обморочных состояниях (при нарушениях в сердце и легких), нередко возникающих при острых ситуациях в желудке.

Да-ду (2-IV) - рядом, у основания большого пальца стопы, перед суставом (перед "шишкой"). Всегда, когда тело тяжелое, ноги не хотят идти, а руки не хотят работать; когда непонятно откуда навалившаяся слабость укладывает на постель, а вслед за этим вашей душой овладевает неодолимая тоска и даже меланхолия, - работайте на да-ду. Она вас не подведет.

(Работайте - на сколько вас хватит: пусть для первого раза будет минута, через полчаса - еще пара минут, еще через час-другой - уже целых пять!.. не насилуя себя, думая только о качестве лечобы, а в промежутках - отгоняя от себя даже малейшее самокопание, и уж если вы не можете расслабиться совершенно и ни о чем не думать -так заставьте себя вспомнить что-нибудь очень хорошее - и думайте только о нем.)

Гунь-сунь (4-IV) мы уже изучали в разделе "Боль в животе". Напомню ее расположение:

перед задней головкой первой плюсневой кости. Она так хороша и многофункциональна, что выделять какие-то особенности воздействия через нее - не хочу. Но совет дам: если у вас утром, днем или вечером есть свободная минутка, которую вам хочется использовать с толком, и есть немного энергии, чтобы реализовать это желание - найдите гунь-сунь и поработайте на ней. Это равнозначно, как если б вы сделали следующий час, день, неделю светлее и проще. Лучшего вклада энергии и времени трудно придумать. Ведь это будут минуты, которые останутся навсегда с вами, а энергия возвратится к вам с колоссальными процентами.

14

Когда нужно справиться с острой болью в желудке, ни больной, ни его врачеватель могут не принять работу на печени. И в самом деле - чего мудрить? - есть точки, непосредственно воздействующие на желудок; судя по всему, воздействие через них весьма радикально; так почему бы не ограничиться ими - и работать, работать, работать - пока есть силы или пока болит? Что ж до печени - то заняться ею потом, когда нет необходимости спасаться, а можно заниматься врачеванием в спокойной обстановке...

Логика проста и понятна, и все же я попытаюсь обосновать, почему именно здесь - в программе для скорой помощи при острой боли в желудке - появились точки для воздействия на печень.

Во-первых, я поставил их в финал работы, когда, надеюсь, вы уже справились с остротой, а может быть, и вовсе избавились от боли. Я рекомендую поработать на этих точках, я очень надеюсь, что вы все же последуете моему совету, но при этом я понимаю, что шансов на это очень мало. Ведь к этому времени не только 1) острота уже снята, но 2) вы - устали; наконец, 3) от добра - добра не ищут. Только что ситуация представлялась вам критической, сейчас - чудо! - все спокойно, но вы еще не верите себе, это спокойствие кажется вам таким хрупким, таким ненадежным;

вы боитесь, что неловким вмешательством нарушите его - и не продолжаете лечобу. А жаль...

Во-вторых, проблема ведь не только в том, чтобы снять сиюминутную остроту. Хочется, чтобы достигнутый покой был надежным и как можно более длительным. А без воздействия на печень, без снятия ее избыточности вы не получите этого никогда. Оставленная без внимания, она может спровоцировать острую вспышку в желудке в любой момент.

В-третьих, все три предлагаемые для этой работы точки не только помогают выпустить избыточный "пар" печени; лечоба на них нормализующе воздействует и на желудок. Можете произвести такой эксперимент: при не очень острой, пока еще вполне терпимой боли в желудке (при настоящей остроте эксперимент тоже получится, но тогда все же лучше действовать по программе) поработайте только на точках син-цзянь и тай-чун (гань-шу без нужды не трогайте никогда). И вы убедитесь, что боль уйдет. Может быть, не так быстро, но результат вас удовлетворит.

Кстати, и на этих - всех трех - точках можно работать с одинаковым успехом в любое время суток. Но - как я уже указывал - идеальное время -глубокая ночь.

15

Син-цзянь (2-ХII найдете на стопе, в промежутке между 1-ми 2-м пальцами (точнее - между головками 1-й и 2-й плюсневых костей). Бессонница, крайняя слабость, пугающий прилив крови к голове, не поддающаяся лекарствам тахикардия ("сердце телепается, как овечий хвост"), боли в печени, рвота желчью, нарушения мочеиспускания - все это достаточные причины, чтобы вы все-таки поработали на син-цзянь.

Тай-чун (3-ХII) - на той же линии между 1-м и 2-м пальцами, немного выше (на 2 цуня), где плюсневые кости почти соединяются. Об этой точке обычно вспоминают, когда у больного сохнут губы и рот (вплоть до трещин языка), когда во время лечобы (и помимо нее) ноги сводит судорога, когда больной страдает кровотечениями из носа (женщины - постоянными маточными кровотечениями) либо от зуда половых органов. Воздействием через нее - в нашем случае - мы добиваемся избавления от 1) боли в желудке и печени, 2) бессонницы, 3) страха, 4) головной боли в темени. Очень бы хотелось, чтобы тай-чун взяли на заметку гипертоники. Если регулярно работать на ней перед сном (по 3 - 5 минут на каждой ноге), то вам гарантирована спокойная ночь (я имею в виду не только давление, но и мигрени, и бессонницу), а потом и в дневное время гипертония станет беспокоить вас все реже.

Гань-шу (18-VII) - на спине, рядом с позвоночником, между 9-м и 10-м грудными позвонками (приблизительно посреди между нижним концом лопаток и верхом поясничного отдела позвоночника).

Вот еще одна дренажная точка (с вэй-шу вы познакомились раньше). Значит, лучше не беспокоить ее без нужды. Но если вы уверены, что в печени избыток, и если сама гань-шу отзывается остро на обычное воздействие, - работайте на ней без страха и сомнений, потому что более радикального средства для освобождения печени от избытка природа не придумала. Кстати, если вы лечите человека с легочными и бронхиальными проблемами (для вас, астматики!) - не пренебрегайте этой точкой.

16

Полагаю, меня не поймут, если я не упомяну здесь точку цзу-сань-ли (36-III). Она находится ниже коленной чашечки, на наружной поверхности голени. Ориентир - головка малоберцовой кости. Если взять ниже ее на ширину большого пальца и на такое же расстояние отодвинуться от большеберцовой кости - здесь и будет цзу-сань-ли. Во многих руководствах ее рекомендуют буквально "от всего", и начинающие врачеватели, люди увлекающиеся и даже восторженные, принимают эти заверения на веру и всякий раз, приступая к работе на цзу-сань-ли, ждут чуда. И как раз чуда почти никогда не получают. Потому что чудо - не в точке. Чудо - в самом врачевателе и его точной, качественной работе.

Цзу-сань-ли не только из-за мифов, бытующих вокруг нее, но и из-за действительно широчайшего диапазона воздействия требует не упоминания в ряду других, а отдельного подробнейшего разговора. Такой разговор я вам обещаю. Но не сейчас. Потому что всему свое место и время. А цзу-сань-ли (это мое мнение) уместна не столько для скорой помощи, сколько для планомерной лечебной работы.

Но если вы хотите производить скорую помощь именно через нее - пожалуйста; это не будет ошибкой. Любые проблемы с желудком с помощью цзу-сань-ли подтягиваются к норме. Но не рассчитывайте с помощью одной только цзу-сань-ли решить вашу проблему. Она (как и всякая иная точка) лучше всего работает в группе. Работая на ней одной, вы можете улучшить состояние больного действительно во множестве случаев, но вылечить - ни одного.

Примечания

1. Даже от нервотрепки. Она - тот же процесс бессмысленного выжигания энергии, только не такой интенсивный, как при страхе. - (В.Шин)

2. Когда в перечне лечебных действий Риго ставит поиск корня болезни на третье место (после снятия воспаления и нормализации энергетического цикла), надеюсь, вы не принимаете это буквально. Для Риго - как и для всякого мастера - именно выяснение причин, истинного корня болезни, ее истока - самое важное в лечобе. Но Риго - как и всякий мастер - этот корень находит сразу. И основной удар наносит именно по корню. Потому что знает: вырвав корень - сделаешь самую важную работу. Если у болезни вырван корень, организм - раньше или позже - справится с болезнью сам. Темпы выздоровления будут зависеть от количества (и качества) энергии, сохранившейся у больного. Если с энергией мало-мальски неплохо - выздоровление будет быстрым, может быть даже - стремительным. Если же энергии мало - выздоровление будет вялым, сколь угодно растянутым во времени; и тут необычайно важна помощь врачевателя, который не только нормализует энергетические процессы в теле больного, но и "подкачивает" его энергией.

Но обнаружить корень болезни не так-то просто. Знаний для этого далеко не достаточно. Опыт хорош, когда вы изо дня в день делаете одну и ту же или сходную работу. Но ведь нет двух одинаковых больных, и если болезнь кажется сходной, так только из-за внешних, общих для многих болезней проявлений. Выручает интуиция. Впрочем, "выручает" - слово, не совсем точно определяющее происходящее. Мы говорим "выручает", когда все остальные средства не дали необходимого результата; то есть выручает резерв, неприкосновенный запас, крайнее средство. Что же до интуиции, то у нее совершенно иная роль. Она - лидер, пробойник, наконечник копья. Она не вершит, а начинает. Она перебрасывает через пропасть неведомого призрачный голографический мост, который затем знания и опыт материализуют в доступную для всех надежную конструкцию.

Интуиция - не такая уж редкая птица. Она связывает нас со всеобщим информационным полем, открывая доступ к любой информации. В общем-то, в моменты принятия важных решений ее слышит каждый из нас. Почему же мы так редко пользуемся ее подсказками? Все портит наш энергетический дефицит. Представьте, что у вас есть замечательный радиоприемник, способный поймать сигнал любой, самой далекой, радиостанции. Да вот беда: батарейки в этом приемнике сели, выдохлись. Что же он будет ловить? Конечно же, не то, что бы вы хотели, а только самые ближние, мощные станции; да и те - кое-как, с пятого на десятое. То же и с нашей интуицией. Она никогда не молчит. Она постоянно (представьте, что вы никогда не снимаете наушников, связанных с работающим приемником) шепчет на ухо, в чем суть интересующей вас ситуации, как в ней действовать - куда поставить ногу. Но! -

(опять и опять это "но" - вечное напоминание, что у любой вещи, у любого действия есть цена, у любой медали - оборотная сторона)

приходится расплачиваться за безграмотный, безответственный, бездумный образ жизни, который мы ведем. Во-первых, у нас нет энергии, чтобы слышать голос интуиции. Во-вторых, если мы и слышим ее едва различимый шепот, мы не понимаем - чей он: у нас нет опыта и навыка общения с нею. В-третьих - если даже мы знаем, чей это шепот - мы боимся действовать по ее подсказке, боимся потому (круг замкнулся), что не имеем энергии для смелых решений и действий.

Вот почему куда более убедительными представляются знания и опыт, хотя их диапазон по сравнению с интуицией ничтожен.

Интуиция - главный инструмент мастера (не путайте с ремесленником, который интуицией в своем деле не пользуется вообще). Именно интуиция ведет его во время работы с первой и до последней минуты. Вначале - помогая обнаружить корень болезни, затем - корректируя его действия по ходу лечобы. Ведь лечоба - это всегда сотрудничество врачевателя и больного (с его душой и телом); она никогда не идет ровно; в процессе ее то и дело обнаруживаются колючки, которыми болезнь впилась с тело больного (3) - и это именно интуиция помогает такие колючки обнаруживать (4).

Что же до заурядного доктора, который в своей работе рассчитывает только на знания (а со временем - на знания и опыт), то с интуицией он практически незнаком (хотя ошибочно полагает, что она время от времени навещает его). Как же ему быть, если он не знает, что у каждой болезни есть истинный (практически всегда далекий от очевидного) корень и если он хочет этот корень обнаружить и вырвать?

Сразу почувствовать - где именно находится корень болезни - ему не дано. Возможно, это ему не удастся и впоследствии - в процессе лечобы. Но сама лечоба из-за этого не должна страдать. Для помощи больному, тем более - для спасения больного доктор должен делать все, что в его силах. Ликвидировать воспалительный процесс он может всегда, нормализовать энергетические потоки - тоже. Вот почему именно эти действия Риго постоянно называет основными задачами лечобы (и упоминает их первыми). А обнаружение истинного корня болезни... Ну что ж - об этой задаче нужно помнить, к решению ее нужно стремиться, но - не в ущерб основной, безусловно доступной каждому из вас задаче: сегодня, сейчас - спасению жизни больного; сегодня, сейчас - избавлению его от боли. - (В.Шин)

3. Это напоминает метастазы, только метастазы рака материализованы в тканях тела, а "метастазы" обычной болезни материализованы патологией энергетических процессов. - (В.Шин)

4. Обычный доктор, найдя благотворно действующую на больного программу (точки в лечобе, диету, медикаментозные средства, режим, специальные упражнения), придерживается ее до тех пор, пока либо он, либо больной решат, что наступило выздоровление. При таком подходе (от добра добра не ищут) подсказки тела мало кто принимает во внимание. В результате чего 1) излечение происходит не так быстро, как было бы возможно, и 2) в теле остаются "колючки" - периферические "корни" болезни, любой из которых при благоприятных для него обстоятельствах (наиважнейшее - энергетический спад вследствие переутомления, нервного потрясения и проч.) может стать основным корнем новой болезни. - (В.Шин)

5. Не помню, предупреждал ли вас, но смысл боли в голове и конечностях несколько иной, чем смысл боли на (в) туловище. Вдруг возникшая боль в голове или конечностях - это сигнал о неполадках в одном из внутренних органов. Сигнал - и не более того. Там болит - здесь сигналит. И лишь когда боль в голове или конечностях становится постоянной или хронической - это знак, что период, когда данная точка 1) была только рупором, сигнальным приспособлением - позади; период, когда 2) в ней образовался застой янской энергии - позади; и теперь 3) возле нее сформировалось местное воспаление. Ситуация, конечно же, не опасная для жизни (как и всякое проявление янских нарушений на голове и конечностях), но неприятная. Неприятная не только потому, что

1) отравляет жизнь, и что

2) теперь для снятия проблемы придется помимо корня болезни работать еще и непосредственно здесь, на местном воспалении; обидней всего, что

3) память об этом воспалении останется на этом месте на всю последующую жизнь, а это значит, что при всяком значительном энергетическом спаде "старая рана" даст о себе знак. Причина? О ней мы говорили неоднократно: где тонко - там и рвется. - (Риго)

6. Информация о любой, даже самой незначительной, болезни или травме навсегда фиксируется в памяти тела. Вам ни к чему тонкости этой проблемы, но знать основные типы этой информации не помешает.

1) Информация пассивная - о легких порезах и ушибах, о незначительных болезнях, например, о легкой простуде, однодневном запоре или легком отравлении, - короче говоря, о неполадках, которые не опасны сами по себе, но дают вам понять, что уровень вашей энергии (скажем, из-за хронического утомления, излишнего напряжения или неприятностей, которые вы приняли близко к сердцу) понизился по сравнению с нормой. Понижение незначительно - и болезнь ему соответствует. Если вы тут же приняли меры (отдохнули, расслабились, подкачали энергетику, исправили едва наметившиеся нарушения в энергетических ходах) - информация о болезни остается мелкой, ее энергетическая емкость -ничтожной. Этой энергетики достаточно, чтобы удерживать память, но слишком мало, чтобы она когда-нибудь смогла работать.

2) Информация активная - главным образом, о пережитых инфекционных заболеваниях, например, гриппе, свинке, ветрянке, скарлатине, желтухе. Справившись с ними, тело запоминает программу противодействия болезни. Эта информация имеет большой объем и соответствующее насыщение энергетикой. Именно энергия делает ее активной, обеспечивает ее готовность включиться в работу в любой момент. Как вы уже поняли, речь шла об иммунитете.

3) Информация негативная - о серьезных травмах и хронических болезнях. Эта информация не менее объемна, чем информация активная, но, к счастью, в обычное время при обычной энергетике она пуста. Пуста энергетически. Во время излечения тело больного (или врач осознанными, целенаправленными усилиями) выдавило из себя - изгнало, выбросило - зловредную энергию, которой была наполнена эта информация, после чего эта информация утратила готовность к действию. Изгнание зловредной энергии происходит одновременно с подъемом жизненных сил, и, когда они поднимаются на достаточно высокий уровень (в идеальном случае - до уровня нормы), негативная информация остается в глубине как бы в виде пустот, пузырей в массе энергетического тела. И пока уровень энергетики человека достаточно высок, пока пузыри находятся под поверхностью, ниже уровня жизненной силы, - они практически не оказывают влияния на здоровье. Но стоит уровню энергии понизиться настолько

(нервы, все нервы! точнее, наш нелепый разум, который пропускает к сердцу негативную информацию, хотя при достаточно высоком уровне культуры вполне мог бы любую негативную информацию утилизировать самостоятельно),

что этот пузырь, полость, пустота хотя бы чуть-чуть откроются вовне, - как она тут же становится объектом для внедрения зловредной энергии. И давняя травма вдруг дает о себе знать, а хроническая болезнь вспыхивает с новым пылом. - (Риго)

7. По неизвестной мне причине Риго здесь не пишет, отчего возникают эти боли. Возможно, он полагает, что вы уже поняли их механизм. Все же я его покажу.

Это - энергетический преизбыток

(язва - ситуация избыточности, и приставкой пре- я хочу показать, что происходит увеличение уже на фоне избыточности),

спровоцированный очередным этапом движения суточной энергетической волны.

Посмотрим, как вообще реагирует язва желудка на движение суточной энергетической волны.

Через час-другой после восхода солнца энергетическая волна вкатывает в канал желудка; имеющийся избыток усиливается волной; тут ешь, не ешь - а язва даст о себе знать.

Преизбыток не удержишь - и он с болью льет через край (как вы помните, боль - это и есть знак, что избыток полил через край). Куда? В канал толстой кишки, которая сообщает о получении "дара" запором, болями в кишечнике, в голове, в плечах, ознобом и прочее.

Следующий визит энергетической волны - в канал селезенки. Он - парный каналу желудка

(канал-дополнение, канал-ограничение, канал инь - при янской сущности желудка; наконец - канал-антипод: когда в желудке избыток - в селезенке недостаток).

Эту взаимосвязь можно представить в виде доски, превращенной осью - вокруг которой доска может колебаться - в качели. Качели особенные: сумма грузов на концах доски всегда приблизительно одна и та же. В норме доска колеблется в небольших пределах возле горизонтали. Но чем больше перевешивает (избыток) груз на одном краю доски, тем выше поднимается (соответственно облегчаясь) другой край.

Волна на время своего визита (около 2 часов) в какой-то степени выравнивает ситуацию в селезенке; она лучше справляется со своими функциями и хоть немного - но облегчает ситуацию в желудке. Следовательно, если язва не будет спровоцирована (нервами, усталостью, едой) - скорее всего, в это время она будет вести себя спокойно.

Из канала селезенки энергетическая суточная волна переходит (ближе к полудню) в канал сердца. Как на это отреагирует язва? Прикинем. Опорой в нашем расчете будет состояние селезенки, которое нам известно. Итак, селезенка контролирует почки, но так как энергетическое состояние селезенки жалкое, то и контролировать почки ей нечем. Без контроля почки идут вразнос (из всех симптомов избытка почек запомним бессонницу - он нам скоро пригодится). Почки контролируют сердце, но, будучи в избытке, они не столько контролируют, сколько задавливают сердце. Оно отвечает на это невротическими болями, психозами, страхами. Энергетическая волна (на короткий срок - время своего прохождения) ситуацию чуть-чуть подправит. Как при этом будет вести себя язва? Энергетически ее никто не провоцирует; значит, если разум сможет отвлечь потерявшую управление душу и заставит тело расслабиться - то и язву не будет теребить; не сможет отвлечь...

Из канала сердца энергетическая волна попадает (для нас это время обеда) в канал тонкой кишки. Как парный сердцу, этот орган будет в избытке. А поскольку его отношения с желудком - это отношения "матери" и "сына" ("мать" всегда стремится отдать свой избыток "сыну"), то язва к своему избытку получит новую порцию - и ответит болью. И так далее. А что же "типичные ночные боли", из-за которых мы и начали разговор?

Где-то ближе к полуночи энергетическая волна попадает в канал желчного пузыря, глубокой ночью - в канал печени. Какова ситуация в них при язве желудка?

Нужно найти самый простой ход от желудка к печени

(еще раз напомню: предположим, что язва - единственный дефект в теле нашего больного;

значит, именно язва определяет отклонения от нормы всех остальных органов)

- и тогда мы будем знать, как (обратная связь) она и желчный пузырь воздействуют на желудок.

Вот эта цепочка: желудок - толстая кишка - легкие - печень.

Каковы механизмы, на которых держится эта цепочка? Между желудком и толстой кишкой - взаимосвязь "мать-сын"; между толстой кишкой и легкими - взаимосвязь парных каналов; а уж легкие - это орган, который контролирует печень. Смотрим, как работает эта цепочка. "Мать" стремится отдать свой избыток "сыну" - избыточность желудка порождает избыточность в толстой кишке, что мы уже обсудили в начале этого примечания.

Чем избыточней ян (в системе толстой кишки), тем слабее инь в парном канале (легких). При язве желудка в легких нарастают собственные проблемы (кашель, боль в груди, укороченное дыхание, упадок сил, повышенная чувствительность к холоду, потливость) - куда им при этом контролировать печень! Поэтому в ней - при отсутствии должного контроля - растет избыток. А в желчном пузыре - парном печени - соответственно - возникает недостаток.

Теперь мы можем сказать, как они воздействуют на язву желудка в период своего максимума.

Итак, ближе к полуночи энергетическая волна входит в канал желчного пузыря - и на некоторое время улучшает ситуацию в нем. Желчный не имеет коротких ходов, чтобы воздействовать на желудок непосредственно, к тому же с его энергодефицитом и воздействовать, по сути, нечем. Из этого делаем вывод, что в первую часть ночи язвенный больной (если он не переел, не переутомлен и не истерзан какими-то проблемами) должен спать нормально.

Но вот энергетическая волна вкатила в канал печени. Печень в избытке, а тут ей еще добавили - это хорошенькая встряска! И теперь уже сама печень - помимо язвы - начинает распирать ребра и болеть. И что при этом делает? - Правильно:

будит больного.

Уточним: будит - если он еще спит.

Помните? - несколько раньше мы себе заметили, что этот больной должен страдать бессонницей.

Теперь мы знаем, когда он просыпается. (8)

Еще одно важное обстоятельство: если днем мы испытываем общий энергетический подъем, то ночью - общий энергетический спад. Вот почему боли, о которых днем мы можем порою даже забыть (зубные, суставные), ночью вылезают наружу и терзают нас. (9)

Следовательно, во-первых, ночью больной чувствует язву уже потому, что его разбудила печень

(можно иначе: пропал сон из-за почек), а общий энергетический спад делает боль более яркой;

во-вторых, усилению язвенной боли способствует и избыток в печени.

Каким образом? - ведь непосредственно на желудок печень не может воздействовать.

А она влияет опосредованно - через селезенку.

Ведь печень контролирует селезенку; будучи в избытке - подавляет; а при прохождении через печень энергетической волны и вовсе не оставляет селезенке шансов. Сажает ее на минимум. При этом в парном селезенке органе - в желудке -избыток вырастает до максимума. Качели стали почти торчмя. Даже если бы печень не разбудила больного - от такой язвенной боли не проснуться невозможно.

И последнее: почему эти боли называют "голодными"?

Ну это уж самое простое. Дело в том, что избыточная ситуация в канале желудка всегда сопровождается чувством голода. Причем это нисколько не зависит от язвы; связь автоматическая; возник избыток - почувствовался голод. Это не значит, что его нужно тут же утолять едой. Кушать после полуночи - занятие не безобидное; за него придется расплачиваться, причем очень скоро. Тем не менее, больные едят и утверждают, что после еды язвенная боль притухает. Это вполне объективное впечатление. Переваривание пищи требует значительных энергозатрат, на это уходит часть избыточной энергии - и больной ощущает временное облегчение. Повторяю: за это облегчение ему еще придется дорого заплатить. Вам - не придется: ведь вместо еды вы примените лечобу (в эту пору - на точках канала печени), - и тем не только снимете боль

(причем не только в желудке, но и с обеих сторон в подреберье, и тошноту - если еще и тошнит, и головную боль - если при этом болит и голова; причем - еще раз подчеркну - все это - работой только на точках канала печени),

но и ослабите болезнь, сдвинете ее в сторону исцеления, почти наверное - обеспечите больному покой на следующую ночь. - (В.Шин)

8. Кстати - прикиньте: нет ли здесь намека (функционального обоснования) на объяснение такого феномена, как разделение людей на "жаворонков" и "сов"?

В главе о бессоннице (к сожалению, она находится в другой книге) Риго высказывается по этому вопросу просто и ясно. У меня нет желания пересказывать профессора; если мне посчастливится перевести и ту книгу - вы познакомитесь с полным текстом. Но направление (азимут) я вам уже указал. Так почему бы не пройти по нему самостоятельно? - (В.Шин)

9. Именно так судит о колебаниях боли народная молва. Истинная картина несколько иная.

Напомню: ян + инь - целостность; когда ян в избытке - инь в недостатке, и наоборот.

Днем преобладает энергия действия - ян; вот почему нам не до внутренних ощущений, которые наполняются, живут энергией инь.

(Это - ситуация нормы или близкая к норме. Если же энергии мало или она растрачена на борьбу с болезнью, скажем, во время высокой температуры, - тогда голос инь даже днем становится громче голоса ян; тогда болезненные синдромы выходят на передний план и колеблются - то усиливаясь, то ослабевая - уже не в зависимости от времени суток, а под диктовку 1) колебаний болезни и 2) постоянного изменения ситуации, вызванного движением суточной энергетической волны).

Ночью верховодит инь. Он все процессы загоняет вглубь, утверждая покой. И на фоне этого покоя, как собаки в ночной тишине, все внутренние неполадки начинают звучать на полный голос.

Вот еще одна замечательная тема для самостоятельного размышления. А чтоб вам было совсем интересно - введем в условие задачи такое уточнение: хотя инь и ян - равноправные составляющие жизненной силы, между ними есть и принципиальное различие: сущность ян - собственно энергия (иначе говоря, ян - чистая энергия), сущность инь - кровь (энергия крови).

Еще раз подчеркну: это - схема; истинные проявления энергий несравнимо сложнее. Но если вы будете держать в памяти (и учитывать в своих действиях) это различие - то и жизнь тела, и его реакции на нарушения энергетики (болезни) станут для вас более прозрачными. - (В.Шин)

10. Напоминаю: при избытке вовсе не обязательно работать долго. Обычно - при точной лечобе - достаточно 30-40 секунд, чтобы начался стремительный процесс истечения избыточной энергии, а значит, и быстрое уменьшение боли. Но не всегда рабочую точку удается полностью открыть сразу, не всегда зажатый окружающими воспаленными тканями канал свободно пропускает истекающую энергию. Пусть это вас не смущает. Помните: лечоба имеет пролонгированное действие. Это значит, что ее воздействие не заканчивается вместе с окончанием вашей работы. Точная лечоба создает процесс. Который складывается из 1) инерции самой лечобы и 2) работы тела в направлении, освобожденном ле-чобой. Вы закончили работать - а процесс продолжается. И состояние больного становится все лучше и лучше. Причем это не самообман, не самовнушение. Это реальное улучшение самочувствия, обеспеченное улучшением энергетической ситуации в больном органе.

Как любит говорить мой друг, каноник Раммус, чтобы привести человека к Господу, вовсе не обязательно тянуть его за руку. Достаточно открыть ему глаза, чтобы он увидел истину. Может быть - если у него совсем нет сил - чуть-чуть подтолкнуть, нарушить мнимое равновесие бездуховного существования (сколь угодно долгая работа разума - не в счет; он только обрывает внутренние связи с с миром), - помочь сделать первый шаг. Остальной путь к Господу - весь! до последней минуты жизни - человек проделает сам.

К сожалению, это только пересказ; у преподобного Раммуса слова более емкие, красивые и всякий раз - иные. Но за точность смысла - ручаюсь.

Возвратимся к пролонгированному действию лечобы.

Конечно, самые остроумные из вас уже поняли, что этот разговор был всего лишь комментарием к давней идее: врач не лечит; функция врача - найти ту зазубрину, клин, пробку, которая мешает душе - нормально жить, телу - нормально работать; найти - и убрать ее. Остальное сделает само тело.

Вы сработали точно? Не сомневайтесь: боль уйдет. Пусть не сразу, не через три минуты, а через полчаса - но уйдет обязательно. Тело справится с нею. Ведь ему было нужно от вас совсем немного - и оно это получило. Теперь только не помешайте ему - страхом, неуверенностью, суетой. Откройте в себе веру; наберитесь терпения. Все будет хорошо. Ту малость, на которую вас хватило, вы исполнили качественно. А это - самое главное.

На всякий случай уточняю: я вовсе не собирался внушить вам, что достаточно небольшого усилия - а там "само пойдет". Так не бывает. Лечоба - всегда уникальна. Значит - и усилий для исполнения требует уникальных. Разумеется - душевных. Их не отмеришь ни ложкой, ни на весах: вот столько могу себе позволить, а больше - ни-ни. (11) По ситуации. Либо - сколько сможешь, сколько хватит души. Именно души, а не расчета. И вот оказывается, что этого "сколько могу" как раз и достаточно. Достаточно всегда. Потому что - во-первых - душа врачующего не одна работает: она сотрудничает с душой больного. (12) А во-вторых, она не делает за тело больного всю работу, даже не берется за это. Но она запускает в теле больного (работая как стартер в автомобиле) тонкие механизмы, отключенные телом из-за недостатка энергии. Восстановленная саморегуляция нормализует энергетические процессы. Тогда-то и происходит такое всегда поразительное, а в общем-то, обычное чудо самоисцеления.

Только не поймите меня упрощенно. Я вовсе не настраиваю вас на короткий удар, на короткую энергетическую работу. Даже при избытке. Если вы не ограничитесь секундами-минутой, если сможете работать дольше

(но не просто работать - это не фокус, - а работать качественно, потому что только такая лечоба имеет смысл),

- вы, конечно же, приблизите свой успех. Но еще важнее, что - сосредоточенный на лечобе, погруженный в нее, - вы перестанете тратить энергию своего сердца (13) на ожидание. Тяжкое ожидание результата. И тогда вашему сердцу будет легче противостоять страху, а вашему телу, получившему свободу от контроля разума, легче делать свою работу по избавлению от болезнетворной энергии. - (Риго)

11. Подчеркну еще раз: речь идет об энергии души. С энергией своего тела - как я предостерег еще на первых страницах книги - вы должны быть предельно осмотрительными. Никакой лечобы через силу, через "не могу", со стиснутыми зубами! - это должно быть вашей заповедью, которая не обсуждается. Потому что нарушение ее равносильно нанесению себе травмы (конечно же, я имею в виду ваше энергетическое тело). Если вы вогнали себя лечобой в переутомление - поищите хорошенько - и вы найдете у себя повреждение одного из органов. - (Риго)

12. Здесь Риго упускает (все мы бываем невнимательными) важнейшую ситуацию: а с кем же сотрудничает душа больного при самоврачевании?

Вот он (больной), уточнив на пространстве боли место лечебной точки, сфокусировал на ощущении под пальцем свое внимание, положив на это все свои жалкие силы. Одновременно он предельно расслабляет свою душу. Что при этом происходит с нею? Она сливается со вселенской душой. Сливается - для сотрудничества.

Вот кто партнер его души, вот кто помогает ей свободно исполнить непосильную для одинокой души работу.

Разумеется, называя вселенскую душу, я имею в виду не всеобщее информационное поле, точнее - не только 1) всеобщее информационное поле, но и дающее ему жизнь 2) энергетическое поле (я разорвал понятие об информационно-энергетическом поле для наглядности) и тот 3) уникальный механизм, благодаря которому человеческая душа находит с информационным полем общий язык и свободно считывает необходимую информацию.

Некоторые полагают, что эта связь со вселенской душой у каждого из нас постоянна. Убежден, что не так. Хотя бы потому, что любая связь требует энергозатрат, а без необходимости, просто так, живая энергия не растрачивается (исключая болезнь). Связь со вселенской душой возникает только на запрос (опять же по необходимости), а постоянный запрос может исходить только от людей, для которых духовность - неотъемлемая часть их жизни. Для остальных это только потенция. Которая может так никогда и не реализоваться 1) из-за энергодефицита и 2) из-за тесной клетки, в которую запирает душу разум. - (В.Шин)

13. Сердце поддерживает своей энергией селезенку (если есть - чем поддерживать), а из предыдущих моих примечаний вы знаете, сколь важно при избыточной ситуации в желудке поддержать селезенку. (Риго не уточняет, кого он имеет в виду - врачующего или больного. Я же имею в виду только больного.)

Собственно говоря, если вам предстоит справиться с острой болью в желудке - у вас только два прямых пути: 1) отводить избыточность от желудка вовне и 2) укреплять селезенку, направляя к ней избыточную энергию желудка, открыв соединительный канал между ними. Обе операции можно проделать одновременно (об этом Риго пишет дальше в своем комментарии). Остальные пути воздействия - через вторые и третьи руки. - (В.Шин)

14. Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что такая трактовка манипуры не только не претендует на истинность, но даже не является классической. Это - моя трактовка; это - я так понимаю чакру манипуру; вот откуда в тексте слова "я считаю".

Во-вторых, эта трактовка не претендует на то, чтобы быть полной. Я назвал всего лишь один из аспектов манипуры - информационный. Полагаю, что в данном тексте и в данном месте именно он наиболее уместен - вот почему именно он появился.

В-третьих, я бы не хотел, чтобы слова "животные чувства" родили в вас пренебрежение.

Инстинкт - это не только закодированная в нас программа, но и способность "слышать" и "понимать" окружающий мир (куда входят и глубь земли, и космос). Только самые элементарные, физиологические инстинкты можно назвать, обозначить словами; остальные дают знать о себе в виде "животных чувств", которые возникают вроде бы ниоткуда, невыразимые и необъяснимые - подсказки пути к общему знаменателю с окружающим миром. Так вот, мембрана, которая позволяет слышать мир и озвучивать чувства, находится в манипуре.

Интуиция - способность понять без слов, способность увидеть истину, способность получить ответ без промежуточных логических действий - тоже обходится без помощи головы; по сути это "животное чувство". Иногда вы не можете объяснить (у разума мало информации), но чувствуете, что дело обстоит так, а не иначе, что действовать нужно только так, а не иначе. Это тоже "животное чувство", и материализуется оно в манипуре.

Разумеется, очень многое зависит от состояния нашей энергетики. Если она слаба - то мы плохо слышим себя, свои "животные чувства" - и не верим им; если энергетика в норме - мы смело идем за своими "животными чувствами" (верим себе) - и не упускаем свой шанс. - (Риго)