Опыт о насморке

Студенческий меридиан №3-4 1999 год.

Владимир Шин сейчас находится в командировке, которая, к сожалению, затянулась. Мы сообщаем вам об этом потому, что хотя с переводом очередной главы из книги профессора Риго "Скорая помощь своими руками " (глава называется "Боль в почках") Владимир Шин справился (мы употребляем слово "справился " потому, что перевод многоязычных, многомерных текстов Риго, превращение их в простой и ясный русский текст - сохраняющий при этом энергетику и стиль Риго - труд невероятно тяжкий), однако комментирование ее он не успел закончить. И чтобы не разлучать надолго нашего читателя с полюбившимся ему автором, мы предлагаем часть этого комментария. Как вы сами убедитесь, она совершенно самостоятельна и невероятно интересна тем, что на обыденном примере показывает механизмы, приводящие в движение любую болезнь.
Надеемся, что и наши комментарии к тексту Владимира Шина вам не покажутся скучными.


Вот комментируемый текст профессора Риго
"Далеко не каждая болезнь сопровождается страхом. Например, насморк или мигрень, или грипп, или ишиас, или боль в спине хотя и неприятны - но не могут напугать никого. Даже как предостережение они работают слабо. Кроме тех случаев, когда человеку известен их истинный смысл. Потому что смысл любой болезни - повторю: любой! - далеко не безобиден.
(Здесь я хотел усилить впечатление и написал: "даже смысл насморка", - но тут же понял, что не прав, что этой репликой насморк будет не поднят, не обласкан вниманием - как мне бы того хотелось, - а, напротив, утвержден в позиции всеобщего пренебрежения. Ведь как обычно думают о насморке? Так себе, нечто промежуточное: уже не здоровье, но еще не болезнь. А ведь на деле насморк - это знак, что болезнь уже прошла вторую стадию, хотя еще не сформировалась в третьей.(1) Это еще не крик тела, но предостережение, что крик где-то рядом. Еще шаг или два - и он оглушит вас (пусть не болью - мало ли устрашающих симптомов есть в запасе у тела), станет самым значительным, основным в вашей жизни. Надеюсь, этот пример убедил вас, что нет маленьких болезней. Есть неведение. И маленькие врачи, которые это неведение поддерживают.)"


Комментарии Владимира Шина

I

Насморк - один из любимых примеров Риго (в этой же демократической компании - ишиас, ангина, головная боль), которыми профессор пользуется, чтобы показать, как часто мы заблуждаемся по поводу своего здоровья, как часто не осознаем истинных размеров грозящей нам опасности только потому, что она воплощена в форму, вроде бы ничем не угрожающую нашей жизни.
(Следовательно, этот разрыв между формой и содержанием - разрыв всегда опасный - происходит в нашем сознании. Разум, владея ограниченной, практически только эмоциональной информацией, дает ей неверную оценку (2) - и тем провоцирует бессмысленные, порою - катастрофические для здоровья энергетические затраты.)

Не могу забыть (как давно это было! - я тогда учился в мединституте), с каким самодовольством - предвкушая успех - наш профессор на первой лекции по лор-болезням произнес известную сентенцию: "Насморк - это болезнь, которая при правильном лечении побеждается за 14 дней; если же ее не лечить - она сама проходит за две недели".

Естественно, он не осознавал, как он пошл; тем более он не осознавал, что его пошлость активна; что он сеет не только пошлость, но и цинизм - смертоносные для медицины. Пройдет совсем не много лет - и сидящие перед ним молодые люди заслонятся этим цинизмом от боли своих пациентов.

Разумеется, я не имею в виду, что врач должен ощущать то же, что и его больной. Будь так - ни одного врача не хватило бы надолго.(3) Но ведь врач - это не обычная специальность, врачевание - не обычная работа. Это - служение. Служение тому человеку, который обратился к нему за помощью.

Цитирую Риго:
"Почему говорят, что медицина - искусство? Потому что каждый раз (каждый! - даже если это ангина, радикулит или насморк) врач имеет дело с неизвестным. Он 1) вступает в неизвестное, 2) ищет причины, разрушившие гармонию человека и 3) восстанавливает ее. Это путь искусства. Вот почему не вся медицина - искусство, а только та, которая идет этим путем. Пошлость высмеивает его, потому что живет обьедками с этого стола и смертельно завидует ему. У циника примитивная, неразвитая душа, поэтому всей его энергией распоряжается разум. Своею меркой (всегда жалкой по сравнению с явлениями, на которые он ставит свою печать) разум меряет все вокруг - вот отчего мир в его представлении столь кургуз и схематичен; вот отчего любое чувство становится нелепым пятым колесом, от которого толку никакого, одни заботы".

Говорят, что именно привычка к чужим страданиям, которые видишь изо дня в день, делает врача пошлым циником; что обособление, дистанцирование от страданий пациента - это своеобразная защита, без которой каждодневное общение с больными просто невозможно. Как это квалифицировать? Можно сказать - ложь; можно - самообман; а чаше всего - обыкновенная глупость, отвычка не только мало-мальски тонко чувствовать, но и думать хоть чуть-чуть свободно, непредвзято. Пошлым человека делает не жизнь, а его выбор; циником - тоже выбор: в пользу разума за счет души. В медицину следует идти - как в монашество: по зову сердца. Врач выполняет миссию, и за счастье быть рукою Господа платит своей жизнью. Это тоже его собственный выбор, счастливый выбор, потому что такая жизнь наполнена смыслом. Который - как золотая рыбка: вот она, рядом, а схватить ее невозможно, пока она сама не придет в твои сети.

II

Возвратимся к насморку.
В любом руководстве по рефлексотерапии дается ясная программа, как с ним бороться: несколько точек на лице (возле носа), одна-две на руке (хэ-гу и ле-цюе), и как максимум - цзу-сань-ли (под коленом). Все. Мол, по болезни и программа. Само собой - никакого насморка этим не вылечишь. Разве что на короткое время больной получит облегчение.

Тем более не вылечишь насморк ингаляциями и притираниями. Куда интересней естественный вариант: "Само пройдет".

Ведь бывает, что и проходит! - у одних на короткое время, у других - надолго. Но для нас важно, что это - как сказано в предыдущем абзаце - естественный процесс. Что-то нарушилось в организме - насморк пришел; выправилось - его не стало.

Если мы поймем причину приходов-уходов - у нас появится возможность этим процессом руководить.


III

Первое, что вы должны вспомнить - поскольку это вам известно уже давно, - что болезнь получает возможность войти в человека лишь после того, как он остался без своего энергетического панциря; иначе говоря - когда уровень его энергии опустился ниже нормы. Что было причиной спада: нервное перенапряжение, физическое переутомление, неправильное питание, авитаминоз и т.д. - не имеет значения. По какой-то причине гомеостаз нарушился - уровень энергии упал - во внешней защите появились прорехи - и болезнь вошла туда, где у этого человека самое слабое место.(4)

Насморк - не исключение. Он возникает только на фоне энергодефицита. Поэтому в принципе врачеванием насморка можно не заниматься специально. Достаточно повысить энергетику больного. Для этого - снять нервное напряжение, нормализовать питание и сочетание труда и отдыха, ликвидировать авитаминоз; если есть возможность -проработать лечобой спину (главным образом - позвоночник) (5) больного - и насморк уйдет сам по себе.

Собственно говоря, именно это и происходит, когда - как говорят врачи - насморк за две недели проходит сам. Больной начинает жить аккуратней: правильно питаться; отдыхать - когда требует тело и душа; да и психическая травма (если она была) к этому времени затянется. Все это дает телу передышку. Оно получает возможность восстановить внутреннее равновесие, блокировать болезнетворные процессы, залатать энергетические дыры - и насморк прекращается. В противном случае - если нормализации жизненных процессов не произошло - самовыздоровление не случится никогда.


Примечания

1. Напоминаю: этот крик, эта боль внутри тела - не начало болезни, а уже третья ее стадия.

Первая стадия - когда точки сами по себе не болят, но на контакт отвечают болью. Это означает, что болезнь уже вошла в тело. Следовательно, не только энергетический кокон разрушен, но и линия обороны, проходящая по коже, начинает давать трещины. И в тех местах, где болезнь уже просочилась в тело и образовала плацдарм, точки отвечают на контакт болью.

Вторая стадия - когда точки болят сами по себе. Этими сигналами тело извещает, что болезнь добралась уже до внутренних органов. Они пока справляются со своими обязанностями, но уже не в полную меру: во-первых, для этого недостает энергии , а во-вторых, некоторые функции нарушаются защитными o реакциями тела, например, воспалительным процессом. Повторяю: на этой стадии точки болят сами по себе, рождая инстинктивное желание потереть их (поработать с ними) - и, уже этим хотя бы чуть-чуть улучшить энергетическую ситуацию.

Третья стадия - когда боли уже сам пораженный орган. Если прежде - болью в точках - он предостерегал (грядет опасность) и рекомендовал (поменять образ жизни), то теперь настаивает на помощи. Тело самостоятельно не справилось с ситуацией, болезнь стала хронической и вцепилась в тело навсегда. И теперь, если даже удастся болезнь излечить (восстановив энергетику, а следом и все физиологические процессы), память о ней - голограмма болезни - останется в нем. Чем это грозит? А вот чем: когда случится очередной энергетический спад (пусть это будет сколько угодно лет спустя), голограмма былой хронической болезни наполнится жизнью, и болезнь возникнет как феникс из пепла - столь же яркая, как и прежде.

Естественно, когда болезнь входит в четвертую стадию, самым актуальным становится вопрос: а сколько этому человеку осталось жить? - (В.Шин)


2. Профессор Риго в одном из своих лекций по этому поводу высказался так:
"Разуму мало информации всегда. Сколько информации не добавляй - между разумом и задачей всегда будет разрыв, а решение всегда будет ограниченным (как геометрия Эвклида для всемирного пространства).
Интуиции, чтобы назвать истину, достаточно одного факта. Единственное условие: интуиция должна быть обеспечена необходимым количеством энергии, чтобы ее механизм работал без проблем.
Отчего так?
Для разума все ответы - вовне, для интуиции - внутри, в душе". - (Редактор)


3. Существует известный феномен: некоторые люди, пытаясь врачевать, ощущают, что в процессе лечобы болезнь переходит на них. Понятно, что это самовнушение - результат 1) большого энергодефицита, 2) посттравматических слабин в душе врачующего и 3) предубежденности его разума. Обычно дальше мозга, воссоздающего чувственный образ болезни, дело не идет; тем не менее, если воспринятый сигнал - голограмма болезни - устойчив, болезнь может и материализоваться в душе и теле врачующего; причем не только в виде функциональных нарушений, но и травмируя ткани тела.

Я слышал мнение (сами понимаете - не от психиатров: все они - от начинающих и до всемирных светил - убеждены, что любые душевные аномалии и травмы неисцелимы), что от этой напасти любой достаточно сильный человек вполне может избавиться. Даже самостоятельно. И впоследствии сможет заниматься медициной без ущерба для себя. Но я полагаю, что здесь не одна проблема, а две: 1) склонность к самовнушению и 2) возможность в таких обстоятельствах заниматься медициной полноценно.

Первое преодолеть необходимо. Необходимо в любом случае -независимо от того, будете ли вы и дальше заниматься лечобой или нет.
(Обратите внимание: я пишу "преодолеть", а не "выкорчевать" или "переломить". Значит, здесь должна решать не сила воли, не характер - разрушительные инструменты разума. Исправить ситуацию может только сама ваша природа. Здоровье - на энергетическом подъеме - должно распространиться изнутри, заполнив вашу душу и тело; при этом болезни, как старая змеиная кожа, отпадут сами по себе. О том, как направлять этот процесс, вы читаете на каждой странице Риго, да и на моих, кстати, тоже.)
О втором - врачевании других людей лечобой - нужно забыть. Конечно, вы можете остаться при собственном мнении. Если вы с юности мечтали только о медицине либо уже в зрелом возрасте открыли ее для себя и поняли: "Это - мое", то вам трудно отказаться от ее волшебства, освободиться от ее магнетической силы. Но если вы хотите жить без страха и самообмана, вам придется примириться (а еще лучше - полюбить ее) с ролью зрителя. - (В.Шин)

4. Здесь автор только называет явление, возможно, намеренно не входя в подробности. Суть которых в том, что к "слабому месту" болезнетворный процесс попадает не непосредственно, не сразу, а в надлежащий срок и по определенным путям. Подробней вы прочтете об этом в главках 7 и 8 и в примечаниях к ним.

Еще одно "возможно" (из-за отсутствия Владимира Шина мы вынуждены предлагать вам собственные трактовки).
Итак, возможно, под "слабым местом" В.Шин подразумевает голограмму нажитой прежде и "излеченной" (а по сути - удалось привести энергетику тела и души к норме) какой-то хронической болезни. - (Редактор)


5. Очевидно, здесь Владимир Шин имеет в виду ситуацию, когда врачующий не знает специальных, энергонасыщающих программ лечобы.
Напомним, что наиболее короткий путь:
1) найти энергетическую прореху (пораженный орган),
2) заделать ее, и только затем - соблюдая законы энергетического взаимодействия органов, -
3) включать в работу остальные системы.

Пусть вас не смущает количество этапов: весь этот путь специалист проходит за один сеанс, а в последующих сеансах он работает по программе (которая может уточняться по подсказкам тела), сложившейся на первом сеансе. Так что - если наша цель:

полное выздоровление, - этот путь в самом деле самый короткий.

Но вернемся к нашей теме - к работе по позвоночнику.
Разумеется - это универсальный прием. Где бы - в душе и теле - ни случился прокол, по какой бы причине ни произошел энергетический спад, - пока энергетика человека находится на уровне ниже нормы - позвоночник будет болезненным, и лечоба по нему будет способствовать подъему энергетики, а значит - и выздоровлению.

Это путь самый простой - но далеко не самый короткий. Потому что в такой лечобе нет непосредственного воздействия на пораженный орган. Нет информационного прокола, не пробиваются (оживляются) запасные либо закупоренные пробками энергетические коллатерали, - всю эту работу телу приходится выполнять самостоятельно. Но тело достаточно понятливо: где бы ни началась лечоба - оно старается связать это место с тем, где укоренилась болезнь. Другое дело, что кпд такой лечобы может оказаться очень низким (происходит много информационных и энергетических потерь по ходу связи), но - повторимся - важен принцип: где бы ни применили лечобу - если она правильная - она всегда найдет болезнь.

Однако Владимир Шин в своем тексте называет прежде всего спину, а лечобу по позвоночнику - только как частное уточнение. Почему так? Дело в том, что на спине - по обе стороны позвоночника, рядом с ним - расположены точки "ю", которые у нас принято называть чувственными. Они напрямую связаны со всеми важнейшими органами и системами тела. Каждая точка имеет конкретный адрес. Если в системе неладно - точка становится болезненной настолько, что пропустить ее - прорабатывая линию вдоль позвоночника сплошь - невозможно. Воздействие через точки "ю" всегда весьма действенно, даже - радикально. Но при этом следует быть осмотрительным. Если в системе избыток - вы ничем не рискуете и наверняка быстро добьетесь успеха; иногда - в считанные минуты. Если же вы имеете дело с дефицитом - нужно работать исключительно точно. Потому что неправильная лечоба именно в этих точках может усугубить ситуацию вплоть до смертельного исхода. - (Редактор)

(Примечание составлено по текстам М.-И. Риго и В.Шина)

IV

Второго обстоятельства вы можете и не знать, а между тем оно очень важно. Истинную роль носа. Ну какой же насморк без носа? Именно он забивается слизью, из-за него становится затрудненным дыхание и возникает тупость в голове; именно он - будучи воспаленным - отзывается на малейшее дуновение. Чему же удивляться, что именно его "лечат" - пытаясь избавить вас от насморка - специалисты по лор-болезням.
Как представляет обыватель (да и любой участковый врач) возникновение насморка?

Переохладился (продрог), продуло - и потекло.
А почему холод и ветер подействовали именно так? Почему - на нос? И что это за слизь из него вытекает? Откуда она взялась? Ведь до этого не было даже намека, что она где-то накапливается в теле...

Как видите, стоит чуть копнуть и задуматься над явлениями, к которым мы настолько привыкли, что перестали их замечать, - и появляется клубок проблем, с которыми мы всегда жили, и ни одной из которых, оказывается, толком не понимаем.


V

Нос. Мы привыкли воспринимать его, как самостоятельный орган. Но если врачевать его обособлено, сосредоточившись только на нем, - толку не будет. Не получится. Потому что нос - часть системы. Приведите в порядок систему - наладится и нос.

Так невозможно избавиться от токсичных выбросов автомобиля, если заниматься только выхлопной трубой. Другое дело, если вы наладите карбюратор (желательно - весь движок) и будете пользоваться качественным горючим.

"Понимаем, - скажете вы, - в человеке все увязано, и если навести порядок во всем теле (а в идеале - и в душе) - то и нос заработает исправно. Чуть раньше об этом уже говорилось: достаточно поднять общий уровень энергетики - и любые неполадки в носу исчезнут".

Если вы об этом вспомнили самостоятельно - поздравляю. Философия здоровья становится частью вашего миропонимания. До ее плодов пока далеко, но ее семена - теперь это несомненно - упали в благодатную почву. Пусть ее слабые ростки пока не вдохновляют вас на действия, но они уже контролируют ваше сознание. Первый шаг сделан. Немного воли (прежде, чем действия станут свободными - для того, чтобы действия стали свободными, то есть естественными, - нужно одолеть в себе инерцию прежней жизни) - а там "само пойдет".

Тем не менее - я имел в виду не это.
Не всего человека (бывает -нужны годы, чтобы поднять его до нормы), а ту локальную систему, частью которой является нос.

Насморк не просто неприятен - он еще и опасен, запуская в тело новые цепочки болезней, о которых вы обязательно узнаете в соответствующей главе у Риго. (6) Значит, чтобы не началась эта цепная реакция (каждый последующий этап которой оставляет после себя уже хроническую хворь), насморк следует остановить как можно быстрее. А для этого - прежде всего - нужно найти его исток. Иначе говоря - выявить систему, которая порождает насморк.

Так вот, корень любых неполадок в носу - всех! - известных вам и не известных - находится в легких.

Следовательно, нос - часть системы легких.

Хорошо бы, чтоб вы это запомнили навсегда.

Как глаза - зеркало печени, как сердце открывается через язык, рот проявляет состояние селезенки, уши озвучивают ситуацию в почках, - так нос является воротами легких.

В древнекитайских трактатах утверждается: правильное дыхание производится только через нос. Только. Легкие-нос - неразрывная система.
Ухудшилось обоняние, потекли сопли, воспалились пазухи, носовые ходы забило пробками, выросли полипы
(и во всех этих случаях голова стала тяжелой, и самые пустяковые проблемы даются с трудом, а уж о серьезном выборе и говорить не приходится - он просто невозможен), -
грамотный доктор прежде всего смотрит: что с легкими?


VI

Собственно говоря, на этом я мог бы и остановиться. Ведь убеждать кого-либо в серьезности проблемы, корень которой - легкие, - не приходится. Одним только этим фактом опрокидывается и наше снисходительное отношение к насморку, и та поверхностная, ограниченная наука, которая трактует насморк, как легкое недомогание. Пока мы считали, что насморк - это небольшая поломка в навигационной системе корабля, наше пренебрежение так-сяк можно понять; но теперь выяснилось, что он свидетельствует и о течи в днище. Что там: ерундовая щель, которая не помешает доплыть до ближайшего дока, или пробоина, которую необходимо заделать немедленно, иначе корабль утонет?

Представляю недоверие читателя: смерть из-за насморка? Что-то ты заврался, доктор. Пугать - пугай, да меру знай.

Ну конечно же - насморк не может привести к смерти. Но та болезнь, которая проникла в легкие и все уверенней ломает их работу (а насморк выдает не только присутствие, но и причины), - вот она-то вполне может утопить вашу жизнь. Обычно - не сразу; сперва поломает еще несколько игрушек (связанных с легкими систем). Но если легочная хворь раскручивается на фоне стремительного развития энергодефицита, то не понадобится ждать, пока развалятся все системы. Смерть может наступить стремительно от поражение одних только легких. (7) Например, от их отека; чуть дольше - от двустороннего крупозного воспаления. Та же картина и при скоротечной чахотке, с которой медицина вроде бы научилась справляться несколько десятков лет назад, а теперь опять не знает, что с нею делать.


VII

Давайте выявим явление, в результате которого возникает насморк.
Будем глядеть в корень; значит, ответ будем искать не в носу, а в легких.
Откуда возникает интересующая нас болезнь?

Ответ выбираем из двух вариантов:
1) она зарождается в самих легких;
2) она приходит со стороны - как очередной этап развивающейся болезни.

Первое исключаем сразу. Наша энергетика организована так, что легкие (их система) - необычайно важные для энергораспределения и жизнеобеспечения - прикрыты достаточно надежно. Чтобы поразить легкие непосредственно - болезнь должна преодолеть - покоряя - три больших энергетических системы: тай-ян, ян-мин и шао-ян.(8) Только после этого удар может достичь легких. Это четвертый этап покорения тела болезнью.(9) Следовательно, ни о каком непосредственном акте ("простыл - и потекло") речь не идет.

Правда, специалист заметит на это, что легкие могут пострадать значительно раньше: в то время, когда болезнь будет терзать вторую по порядку систему (ян-мин). Причина: в эту систему входит канал толстой кишки, который одновременно входит и в систему легких ("все связано со всем", но связь толстая кишка - легкие - непосредственная, теснейшая). Не удивительно поэтому, что удар по толстой кишке рикошетом достигает легких. Однако - при таком развитии событий - дальше функциональных нарушений дело не пойдет, ткань легких не пострадает. Все-таки в этом случае не их бьют -их только притесняют. Вывод:

даже в этой - ускоренной раскрутке - болезнь зарождается не в самих легких.

Значит, всегда - в какой бы форме ни страдали легкие - мы можем не сомневаться: это - не начало болезни, не первые ее шаги. Болезнь уже была здесь, она уже делала свое черное дело. Просто начался очередной ее этап - и пришел черед легких. И только теперь доктор, которому и в голову не приходит задуматься о предыстории заболевания, озабочено произносит: "У вас в легких воспалительный процесс".

VIII

Это уже что-то: мы выяснили что простуда невозможна сама по себе; что она проявляется, только на фоне уже развивающегося в теле болезнетворного процесса.

Болезнь продвигается в теле не как случится. Тело живет по определенным законам; его органы и системы сочетаются и контролируют друг друга в соответствии с единым всемирным порядком; и как бы не тщилась, болезнь, мать хаоса, разрушительница нормы, порвать установленные связи и взамен навязать свои - это ей не дано. Она живет и развивается по тем же законам, по которым живет и развивается здоровье. А коли так - у нас есть реальная возможность выяснить, из каких систем болезнь перебралась в легкие. Для этого достаточно проследить их основные энергетические связи.

Напомню: легкие 1) принимают энергию от селезенки и 2) передают (исполнив свою функцию - как на конвейере) почкам;
в то же время - легкие 3) контролируют печень и сами находятся 4) под контролем сердца.

Пока что перед нами уравнение с четырьмя неизвестными:
селезенка, почки, печень и сердце.

Если вы не знаете, при какой ситуации в легких страдает нос - поищем подсказку. Опору. Какой-нибудь факт или явление имеющие ясный, однозначный смысл. Мы должны быть совершенно уверены в этом факте иначе ошибка в его трактовке (при решении - развертывании - распечатывании уравнения) даст цепь ложных суждений, и в конце - ответ, не имеющий ничего общего с истиной.

Такой факт у нас есть; это выделения из носа. Слизь. B просторечии - сопли.
Откуда они берутся?
Выше мы уже задавали этот вопрос - и вот опять к нему возвратились. Очевидно - неспроста. Что-то возвращает нас к нему, подсказывая, что здесь если не ответ, то по меньшей мере - ход к ответу. Поэтому повторим вопрос в полном объеме: если появились выделения, значит, они где-то накапливались, либо - отчего-то возникли и почему-то именно теперь их стало выжимать наружу и именно носом. Так вот:
отчего?

IX

Хотите знать, чем принципиально - по сути - отличается древняя китайская медицина от современной официальной?
Философией.
Точнее: отношением к философии.

Современная официальная медицина не знает философии, но поскольку совсем без философии нельзя
(ведь кто-то же должен говорить "нет"! ведь кто-то же должен оттенять "свет" науки; наконец - очеловечивать ее)
- она заполняет пустоту чем ни попадя. Например, этикой (сводя ее к примитивной градации "хорошо-плохо").

Прежде я полагал, что эта путаница нечаянная, объясняемая ограниченностью и бескультурьем, обычными для медиков. Теперь же я убежден, что это - намеренная подмена. Если вместо пути к истине (задача философии) вы ищите путь к добру (задача этики) - значит, вас интересует не природа - единственный предмет любого исследователя, - а успех. Первая дорога - бесконечна; бесконечно трудна, но и радостна. Вторая - путь в тупик. В конце его путника ждет зеркало; а потому последним впечатлением будет разочарование.(10)

К счастью, древнекитайская медицина лишена этого органического порока. Она начиналась с философии - и осталась ей преданною по сегодняшний день. Эта медицина без философии немыслима, как дитя без матери. Каждый шаг в ней философски обоснован. Каждый шаг, прежде всего, философское действие, и только потом - собственно медицинское. Специалист по этой медицине воспринимает мир (пациента) иначе, чем остальные, думает иначе, и пусть его действия покажутся вам неотличимыми от действий обычного специалиста по рефлексотерапии - не обольщайтесь. Потому что - занятые вроде бы одним и тем же - они делают разное дело.

Вот трое врачей. Все трое врачуют через точки. Чем они орудуют: иголками, лазерами, руками, - не имеет значения, зато важно - куда они идут. Так вот:
если заурядный врач убирает симптомы, хороший - побеждает в теле болезнь, то специалист по древнекитайской медицине приводит человека к норме.


Примечания

6. Здесь Владимир Шин не совсем точен. Имеется в виду глава не из этого тома ("Скорая помощь"), а из следующего - "Неотложная помощь". - (Редактор)

7. Уточним: поскольку так не бывает, чтобы один орган болел (тем более - погибал), а на остальных бы это не отражалось - и сам Шин об этом твердил многократно, - очевидно, за словами "смерть... от поражения одних только легких" подразумевается огромная разница в скорости процессов. То есть нарастающее поражение легких настолько обгоняет нарушения в остальных органах, что можно их не принимать во внимание - на это уже не остается времени. - (Редактор)

8. Тай-ян - это связанные между собой каналы тонкой кишки и мочевого пузыря; ян-мин - это система из каналов толстой кишки и желудка; шао-ян - из каналов желчного пузыря и трех обогревателей. Как видите из названий и содержания - все три системы - янские. Невольно вспоминается убеждение китайских лекарей:
все янские болезни - легкие (разумеется, сравнительно с болезнями систем инь). Возможно, "легкие" - это неточный перевод; возможно, смысл тут иной: они "более ранние". Если так - то все становится на места. -(Редактор)

9. Уточняем: имеются в виду не стадии развития болезни, о которых В. Шин напомнил вам в начальном примечании к этому тексту, а системы тела, которыми последовательно овладевает болезнь, если она развивается "правильно", "по закону".

(Не нужно ловить нас на слове. Любая болезнь - всегда - развивается по закону. Но при энергетических срывах происходят прорывы, проколы - внезапное появление метастазов болезни там, где им пока не положено быть. И эти проколы не хаотичны; они тоже совершаются в определенных местах - тоже по правилам".) - (Редактор)


10. Не правда ли - в этой эпатирующей, скандальной категоричности чувствуется дыхание Риго? Мы попытались снять этот абзац, хотя бы смягчить его (что не означает, будто мы думаем иначе; мы вообще об этом не думаем; мы слишком далеки от кухни современной медицины, чтобы как-то о ней судить), но Шин настоял, чтобы осталось, как есть. "Я так думаю; это - мой текст; я за него отвечаю", - сказал он. Что нам оставалось? И мы последовали примеру Понтия Пилата и умыли руки холодной водой, что, как известно, не только отпускает сердце, но и прочищает мозги. - (Редактор)

 

Добава из какой-то статьи