Тема 1

 

РАЗВИВАЕМ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

И ВООБРАЖАЕМЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 

Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их!

Выполни практические рекомендации.

 

Одной из важнейших способностей к обучению является хорошая память.

Можно говорить о нескольких видах памяти и, прежде всего, о зрительной памяти. В основе зрительной памяти лежит способность к ярким зрительным представлениям.

Представления – это процесс припоминания в образно-чувственной сфере ранее воспринимаемых образов  или ощущений. Можно представить зрительные образы, телесные ощущения, звуки, эмоциональные переживания.

Зрительные представления основаны на припоминании на внутреннем экране различных зрительных образов.

Внутренний экран – это особый механизм, позволяющий ярко представлять с закрытыми глазами различные ранее увиденные образы. Мы говорим: закройте глаза и представьте, и люди, закрыв глаза, представляют себе и видят то, что вы предлагаете им увидеть.

Яркие зрительные представления получили название эйдетических представлений.

Для тренировки зрительных представлений очень важно развить внутренний экран до уровня эйдетических представлений.

Вы можете легко проверить уровень развития у себя эйдетических представлений.

Возьмите любую красочную открытку с цветами, например, с розой (см. цветную вставку).

Посмотрите на неё и закройте глаза. Представьте себе этот цветок как бы на экране внутреннего видения.

Эти представления могут быть разного характера по цветности, четкости и устойчивости. Оцените  качество Ваших эйдетических образов в баллах:

Тип эйдетики:

• Черно-белые образы – 1 балл.

• Цветные образы – 2 балла.

Четкость и детализация:

• «Картинка» размытая – 1 балл.

• «Картинка» чёткая – 2 балла.

Устойчивость:

• «Картинка» неустойчивая – 1 балл

• «Картинка» устойчивая – 2 балла

Диапазон оценки качества представлений  от 0 до 3-6 баллов.

Повторите диагностику эйдетических представлений с образом яблока (см. цветную вставку).

Характер эйдетических представлений можно оценить с помощью специальной диагностики фотографической памяти на объём и распределение.

Объём  фотографической памяти – это показатель возможности человека запомнить какое-то количество деталей сложного рисунка или отдельных простых образов за один сеанс запечатления и устойчиво представить их на внутреннем экране.

Например, предлагается за короткое время (10-15 сек.) запомнить максимальное количество различных предметов, лежащих на этажерке (см. цветную вставку), представить их на внутреннем экране и перечислить.

Распределение фотографической памяти – это показатель того, как человек может распределять поле фотографического запоминания (сконцентрировать в точке или распределять по площади).

 

 

 

 

Примером может стать припоминание того, как и где расположена посуда, и в какой последовательности (см. цветную вставку).

 

Творческие задания!

Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их!

 

Проверь качество своих эйдетических образов

 

1. В течении 15 сек. запоминай предметы на этажерке.

Представь на внутреннем экране образ этажерки и рассмотри особенности:

Сколько предметов на верхней полке? Назови их.

Сколько предметов на средней полке. Назови их.

Сколько предметов на нижней полке. Назови их.

Где находятся ключи?

Где лежит веер?

Где находятся ножницы?

 

2. В течении 15 сек. запоминай образы посуды.

Представь на внутреннем экране образы посуды.

Назови все объекты.

Какого цвета кастрюля и кофейник?

Что у них общего и чем они отличаются?

Какого цвета тарелка и чайная чашка?

Что у них общего и чем они отличаются?

Какого цвета чайничек и сахарница?

 

Для повышения качества своих эйдетических образов проведите тренировочный цикл: «посмотрел и запомнил – закрыл глаза и припомнил, представляя на внутреннем экране так же ярко и точно, как будто смотришь на объект запоминания с открытыми глазами».

Подберите ряд разных открыток и проведите 5 тренировочных циклов, В конце оцените свои результаты в баллах.

Как понятно из проделанного вами опыта, для развития у подростков хорошей памяти следует сначала тренировать эйдетические представления.

 

Для начального, стартового этапа развития памяти достаточно достигнуть уровня эйдетических представлений в виде чётких и неустойчивых чёрно-белых образов, т.е. 4 баллов.

Для тренировки в домашних условиях зрительных представлений у подростка предлагается группа развивающих игр.

 

Для развития памяти очень важно тренировать телесную память рук на уровне внутреннего экрана телесных ощущений.

1. Возьми один из предметов в руки, например, шарик, и прочувствуйте его на ощупь. Вообрази, что он тебе напоминает?

• Закрой глаза и представь эту картинку и воображаемое ощущение. Например, я держу в руках желудь,  вижу и ощущаю желудь.

• Положи предмет на место, и продолжай представлять себе эту картинку.

• Вообрази, что ты до сих пор держишь в руках этот предмет и ощущай его.

 

Оцени качество телесного экрана ощущений

В моем воображении и представлении ощущений я:

- ничего не чувствую пальцах и руках  ‒ 1 балл

- что-то чувствую, но не так, как если бы держал настоящие предметы  ‒ 2 балла

- одни воображаемые предметы чувствую хорошо, а некоторые не очень  ‒ 3 балла

- хорошо чувствую, что держу предметы  ‒ 4 балла

 

2. Возьми в руки следующий предмет, например, резинки для волос, и прочувствуй их на ощупь. Вообрази, что они тебе напоминают?

• Закрой глаза, представь и ощути эту картинку.

• Положи резинки на место, и продолжай представлять себе эту картинку.

• Вообрази, что ты до сих пор держите в руках воображаемый предмет и ощущаешь его.

Оцени качество телесного экрана ощущений.

 

Выполни с учителем ряд предлагаемых им тренировочных упражнений.

 

ИГРЫ,

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Игра 1. Смотрю, запоминаю, припоминаю

 

Цель этой игры – тренировать качество внутреннего экрана.

Участники игры делятся на пары и играют друг для друга роли партнёров. Один партнёр предлагает другому открытку с картинкой. Другой выполняет цикл действий: «посмотри на картинку, закрой глаза и представь её так, как будто видишь её с открытыми глазами».

Этот цикл действий следует повторять до тех пор, пока образ на внутреннем экране не станет чётким, цветным и устойчивым.

Сначала следует выбирать открытки с простыми образами, например, образ яблока.

 

После того, как внутренний экран станет хорошо работать, преподаватель предлагает участникам запоминать более сложные образы, с разными смысловыми значениями. Например, открытки со словами.

 

Игра 2. Представляю и описываю, что вижу

 

Цель этой игры – тренировать зрительное представление у участников игры и навык описания представленных образов.

Партнеры предлагают друг другу следующую инструкцию.

 

Сядь удобно. Закрой глаза. Сосредоточься на внутреннем экране. Я буду называть слова, а ты их должен иллюстрировать зрительными образами и описывать всё, что ты представил на внутреннем экране. Начали:

• котенок;

• лошадь;

• камень и т.д.

Партнёр должен описывать всё, что ему удалось представить. Например:

- Я вижу котенка. Он серый. У него голубые глазки, и т.д.

 

Игра 3. Играю в воображаемый мультфильм

 

Цель игры – тренировка воображения.

Партнёр предлагает вспомнить любой хорошо знакомый мультфильм. Для этого может использоваться следующая инструкция.

Ты хорошо помнишь мультфильм про Буратино? Давай поиграем в воображаемый  мультфильм и сами придумаем разные эпизоды фильма.

Закрой глаза. Сосредоточься на внутреннем экране и представь себе Буратино? Какой он? Как он выглядит? Во что одет? А что он сейчас делает?

Вот Буратино идёт… Куда? Зачем?

 

Можно вместе с партнёром развивать любой сюжет с героем мультфильма и описывать воображаемые события и действия героя.

 

Игра 4. Играю в просмотр видеофильма

с закрытыми глазами.

 

Цель игры – последующая тренировка воображения.

Для этой игры нужен видеомагнитофон и кассеты (или DVD-диски) с мультфильмами.

Учитель предлагает участника игры посмотреть хорошо известный им мультфильм, но «картинку» не смотреть  по телевизору, а воображать на внутреннем экране с закрытыми глазами.

В процессе игры участники должны контролировать по экрану телевизора, насколько точно они представляют себе происходящее на экране. Для этого они время от времени открывает глаза и смотрит на экран, затем снова закрывает и продолжает представлять все события мультфильма на внутреннем экране.

Время от времени учитель опрашивает участников, как они представляют себе образы на внутреннем экране чтобы оценить яркость и чёткость картинки, и с тем, насколько точно внутренний экран повторяет события на экране телевизора.

 

Обратите внимание! В ряде случаев кто-то из участников может очень чётко видеть происходящее на экране один к одному. Если это случится, мы сталкиваемся с феноменом внутреннего видения.

 

Игра 5. Играю в просмотр телевизора

с закрытыми глазами.

 

Цель игры – последующая тренировка воображения.

Эта игра является естественным продолжением предыдущей игры, и она чередуется с ней.

Учитель предлагает участникам в качестве домашнего задания время от времени смотреть телевизор с закрытыми глазами и, проверяя себя,  открывать глаза и снова их закрывать, переходя на восприятие картинки телевизора  внутренним видением.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Я ФОРМИРУЮ ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН

Информация к размышлению!

Послушай и запомни.

 

Индивидуальное творческое достижение (ИТД) – это новое для тебя творческое действие, которое необходимо для успешного выполнения учебных заданий и которое ты умеешь делать хорошо, легко и свободно.

 

Осваивается ИТД на трех уровнях:

 

© Стандарт – обязательный для всех уровень проявления качества. ИТД на этом уровне не самое высокое, но проявляется легко и свободно и по качеству достаточно для практического применения в творческой учебной деятельности. Обозначается значком

 

 Элита 1 – первый повышенный уровень проявления качества.  ИТД этого уровня, проявляясь легко и свободно, имеет  более высокое качество и позволяет выполнять творческую учебную деятельность с лучшим результатом. Обозначается значком

 

 Элита 2 – второй повышенный уровень.  ИТД этого уровня проявляясь легко и свободно, имеет безупречное качество и позволяет выполнять творческую учебную деятельность на уровне одарённости. Обозначается значком

 

Каждое тренировочное упражнение этой темы выполняется и оценивается по трём уровням проявления ИТД.

Для большей успешности освоения ИТД участнику учебной группы необходимо его осмыслить и постоянно исследовать на возможность совершенствования качества.

 

Участник!

ИТД этой темыосвоение внутреннего экрана.

 

Внутренний экран как твоё индивидуальное творческое достижение проявляется в том, что ты, закрыв глаза, легко представляешь себе всё, что пожелаешь и видишь это.

Качество проявления внутреннего экрана на трёх уровнях:

© Стандарт:

• Черно-белые образы – 1 балл.

• «Картинка» чёткая – 2 балла.

• «Картинка» устойчивая – 2 балла

Элита 1:

• Цветные образы – 2 балла.

• «Картинка» чёткая – 2 балла.

• «Картинка» устойчивая – 2 балла

 Элита 2:

• Цветные образы – 2 балла.

• «Картинка» чёткая – 2 балла.

• «Картинка» устойчивая – 2 балла

• Возможность трансформировать любые образы по цвету и форме, рассматривать в деталях – 4 балла

 

Для освоения внутреннего экрана используются представленные в теме упражнения и творческие задания (игры). Оценивается проявление ИТД по каждому развивающему эйдетизм упражнению и игре.

 

Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД) после презентации.

Ответь самому себе на вопросы:

• Назови это ИТД (освоение внутреннего экрана).

• Почему тебе важно его освоить?

• Зачем тебе оно необходимо?

• Чем ты от этого будешь лучше прежнего?

 

 

Исследование моего индивидуального творческого достижения (ИТД) на развивающих тренировках!

Ответь самому себе на вопросы:

• Какое ИТД я исследую? (освоение внутреннего экрана)

• Как его надо тренировать?

• Что нужно для того, чтобы зрительные и телесные представления у меня проявлялись легко и свободно?

• Разбившись по парам, проводят развивающую тренировку.

• Проводят групповой анализ:

� Что мне мешает выйти на качество ИТД «стандарт», «элиту 1»? (черно-белые и цветные образы чёткие и устойчивые).

� Что мне может помочь выйти на более высокое качество? (Я могу трансформировать любые образы по цвету и форме, рассматривать их в деталях).

 

Сеанс коллективного анализа формирующей тренировки ИТД.

1. Сядьте в круг по творческим парам. Каждая пара по очереди рассказывает о своём ИТД на сеансе формирующей тренировки, как делали, что получилось.

2. Отметь наиболее интересные приёмы формирования зрительного и телесного эйдетизма.

3. Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

 

 

 

 

 

Техника мысленного самомассажа лица

 

  Для ослабления плохих переживаний часто применяют мысленный массаж лица. Для использования этого приёма надо научиться делать этот массаж.

 

Сядь удобно. Посмотри на рисунок. Поставь руку ладонью к себе.

Указательным и средним пальцами второй руки несколько раз слегка коснись кожи ладони таким образом, чтобы ощутить нежное касание.

Сосредоточься на этом ощущении и выдели приятные переживания.

Потренируйся. Прикасайся к различным участкам кожи таким образом, чтобы испытывать только приятные ощущения. Запомни эти ощущения.

Посмотри на рисунок. На ней представлено направление массажа кожи лица.

Пользуясь полученными навыками нежного самомассажа, помассируй кожу лица в соответствии с представленной схемой линий массажа.

Запоминай ощущения, которые возникают в процессе самомассажа.

 

Итак, помассируй лоб от центра к вискам, и запомни эти приятные ощущения.

Помассируй кожу под глазами от носа к вискам и запомни приятные ощущения.

Помассируй кожу от губ к вискам и запомни эти ощущения.

Помассируй кожу от подбородка к вискам и запомни эти ощущения.

Теперь, когда ты научился основным элементам  самомассажа лица, можно научиться делать его мысленно.

Сядь удобно. Расслабься. Закрой глаза.

Сосредоточься на внутренних ощущениях.

Успокойся.

Прочувствуй свое лицо. Мысленно представь себе его в зеркале.

Расслабь лоб и почувствуй, как кожа лба распрямляется.

Расслабь веки, расслабь скулы.

Расслабь губы, жевательные мышцы. Расслабь подбородок.

Прочувствуй, как лицо успокаивается и расслабляется.

 

Мысленно глядя в зеркало, вообрази, как ты массируешь кожу лба, и прочувствуй это.

Точно также углуби расслабление скул, губ, подбородка.

Почувствуй: мышцы лица глубоко расслабились.  Лицо приняло выражение неподвижной маски.

Это маска расслабления лица.  Почувствуй неподвижность своего лица.

 

Обрати внимание: твоё эмоциональное состояние изменяется, возникает ощущение глубокой успокоенности и умиротворенности. Это связано с особой реакцией эмоций на маску расслабления лица.

Умение успокаиваться с помощью маски расслабления – важное индивидуальное творческое достижение.

 

Линейка настроения

1 2 3 4 5 6 7 8
Это следующие переживания.
1. Огорчение
2. Радость
3. Брезгливость
4. Веселье
5. Грусть
6. Удивление
7. Напряженность
8.Спокойствие

Расшифровать эти переживания можно с помощью следующих их составляющих.
Огорчение – это грусть, досада, тревожность, негодование, успокоение себя тем, что еще получится.
Радость – это смех, открытость, доброжелательность, чувство тепла ко всем окружающим.
Брезгливость – это грязь, нечистоплотность, измена, неприятное, отвратительное, низменное, циничное.
Веселье – это радость, смех, довольство, желание всех любить, заражать своим весельем, делать людям приятное, потребность шутить и разыгрывать приятелей.
Грусть – это печаль, ощущение утраты, воспоминание о приятном, желание повторить его вновь.
Удивление – внимание, любопытство, неожиданное открытие для себя чего-то нового, приятное чувство первооткрывателя, радость от познания.
Напряженность – это переживание неизвестности, ожидание неприятностей, скованность в теле, тревога, неприятные предчувствия, сосание под ложечкой, ожидание чувства облегчения, когда все разрешится.
Спокойствие – уверенность, надежность, дружелюбие, здоровье.

 

 

 

Упражнение 1. «Мизинец»

Это упражнение представляет собой своеобразный тест на способность человека к суггестивному самопобуждению.

Если у читателя такая способность есть, вы легко выполните это упражнение и сумеете прочувствовать все нюансы суггестивного воздействия. Если у вас способность к суггестивному самопобуждению понижена, могут возникнуть трудности при выполнении этого упражнения. Будем надеяться, что все, кто читает эту книгу, обладают хорошими способностями к суггестивному самопобуждению.

Сначала прочтите инструкцию, затем попробуйте её выполнить.

Инструкция

Поставьте ладонь руки к себе так, как показано на рисунке.

Рис.2. Исходное положение ладони при выполнении упражнения «Мизинец».

Пальцы должны быть прижаты друг к другу, но рука должна быть расслаблена.

Прочувствуйте мизинец и безымянный палец. Максимально активизируйте свое воображение.

Вообразите, что между мизинцем и безымянным пальцем вы вставляете невидимый плотный клин. От такого действия ваш мизинец начинает непроизвольно напрягаться, и в нем возникает непроизвольное движение в сторону от безымянного пальца.

Между мизинцем и безымянным пальцем образуется щель. Мизинец подрагивает и все больше и больше отходит в сторону. Силой воображения вы побудили непроизвольное движение вашего пальца.

Обратите внимание: он ведёт себя совершенно самостоятельно. Он непроизвольно подрагивает, напрягается и сам по себе отходит в сторону под влиянием вашего воображаемого клина.

Внимание! Постарайтесь как можно ярче вообразить, что клин плотно стал между мизинцем и безымянным пальцем. Он настолько плотен, что не дает возможности вернуть мизинец обычным волевым усилием.

Когда вы это прочувствуете, проверьте, так ли это на самом деле.

Если у вас хорошая способность к суггестивному самопобуждению, вы почувствуете, что действительно не можете обычным волевым усилием поставить мизинец назад. Воображаемый клин мешает сделать это. Эффект невозможности вернуть мизинец назад с помощью обычного волевого усилия лучше всего иллюстрирует особенности суггестивного самопобуждения.

Итак, прочитайте еще раз инструкцию. Мысленно представьте себе, как вы выполняете это упражнение, а затем постарайтесь его выполнить. Если вы достигли эффекта автоматического отхода мизинца в сторону и его «блокировки», то есть невозможности вернуть мизинец назад обычным волевым усилием, вы добились желаемого.

Убрать «блокаду» пальца очень легко. Для этого достаточно опустить руку вниз.

Если вы успешно выполнили предлагаемое упражнение и достигли соответствующих эффектов, вам будет легко понять и осмыслить природу суггестивного самопобуждения.

Суггестивное самопобуждение реализуется в области бессознательного в виде фиксированных неосознаваемых установок, которые начинают активно влиять на протекание обычных психических или функциональных процессов. Примером неосознаваемой фиксированной установки является такая болезнь, как заикание. Заикающийся осознает, что он заикается, но противопоставить волевое усилие заиканию он не может. Как бы он ни пытался говорить правильно, он все равно продолжает заикаться.

Примером «блокады» с помощью фиксированной неосознаваемой установки обычных волевых проявлений в нашем упражнении выступает «блок» мизинца, с которым вы только что познакомились.

Ваше представление о невидимом плотном клине сформировало у вас фиксированную установку на невозможность (ведь клин плотный) поставить мизинец на место. Поэтому обычные волевые усилия блокировались этой установкой. Вы действительно испытали физическую невозможность вернуть палец назад. Таким образом, «блокада» пальца в нашем упражнении и заикание имеют один и тот же механизм – фиксированную неосознаваемую психическую установку. Именно поэтому заикание лучше всего лечится с помощью суггестивного побуждения врача. Извращенная, болезненная фиксированная неосознаваемая установка разрушается с помощью лечебных установок.

 

Упражнение 1. «Пальцы»

Начинаем знакомство с приёмами суггестивного самопобуждения.

Предлагаемое вам упражнение основано на суггестивном самопобуждении, которое тренер активизирует у курсантов и которым он управляет.

Преподаватель, демонстрируя на себе приём, выступая в роли тренера, описывает, что он чувствует при выполнении упражнения.

Текст суггестивной инструкции:

Внимание!

    Смотрите на то, как я буду выполнять упражнение.

(Тренер ставит перед собой руку ладонью к себе и, демонстрируя упражнение, комментирует его).

Смотрите внимательно.

Я поставил руку ладонью к себе.

Пальцы сжаты, но не напряжены.

Я сосредотачиваюсь на ощущениях в пальцах и мысленно представляю себе, как мои пальцы непроизвольно оживают.

Возникает ощущение невольного напряжения и подрагивания в пальцах.

Это ощущение нарастает по мере того, как я сосредотачиваюсь на нём.

Теперь я мысленно концентрирую внимание на мизинце и безымянном пальце.

     Между этими пальцами я мысленно стараюсь вставить невидимый плотный клин.

Воображаю, как клин входит в промежуток между пальцами и начинает отодвигать мизинец в сторону.

Все внимательно смотрим!

Мой мизинец подёргивается и начинает отходить в сторону.

Невидимый плотный клин входит всё глубже и глубже между мизинцем и безымянным пальцем и отодвигает мизинец в сторону.

Замечательно!

Обратите внимание!

Мизинец отошёл уже достаточно далеко и теперь начинает затвердевать.

Невидимый клин не даёт мне поставить мизинец на место.

Я пытаюсь это сделать, напрягаю мышцы, но мизинец не возвращается.

Возник так называемый блок.

Теперь я мысленно убираю препятствие, и мизинец оживает.

Он начинает медленно, постепенно возвращаться назад, к безымянному пальцу.

     Обратите внимание!

Указательный палец начинает одновременно отходить в сторону.

Мизинец возвращается назад, а указательный палец отходит в сторону.

Возникают очень интересные ощущения.

Это скрип, подёргивания, о которых мы говорили в предыдущей лекции.

Указательный палец отошёл в сторону, и между ним и большим пальцем возникло препятствие.

Оно подобно плотному клину.

Почувствуйте, как блокируется указательный палец.

  Его также очень трудно вернуть на место.

  Очень хорошо.

      Закончим упражнение, опустив руку вниз.

Итак, дорогие друзья, давайте попробуем сделать это упражнение вместе.

Я вновь буду показывать это упражнение на себе, а вы повторяйте его вместе со мной.

(Тренер ещё раз показывает упражнение и руководит процессом его осуществления, комментируя то, что чувствует он и, тем самым, как бы подсказывает, что должны чувствовать при этом курсанты).

В процессе наблюдения за тем, как курсанты выполняют упражнение, выделяются три группы учащихся:

Первая группа – это те, у кого упражнение получается сразу. У них одинаково хорошо осуществляются как внушенные движения, так и блоки.

Вторая группа – это те, у кого осуществляются только внушенные движения и практически не осуществляются блоки.

Третья группа – это те, у кого упражнение не получилось.

Задача тренера заключается в том, чтобы оценить полученные результаты, применяя приём суггестивного резонанса (подробно смотрите в 1-й книге).

В ходе анализа причин положительного или отрицательного результата в качестве критериев выступают:

а) Причины положительного результата:

• хорошая готовность к суггестивной саморегуляции и высокая психосоматическая связь;

• хорошо развитое воображение и образно-чувственное мышление;

• высокая способность к концентрации на ощущениях.

б) Причины отрицательного результата:

• страх, который может иметь безотчетный характер;

• неверие в свои силы;

• недоверие к тренеру;

• слабо развитое образно-чувственное мышление;

• неспособность к концентрации внимания с наличием «мозговой болтовни».

Все эти параметры тренер обсуждает с курсантами.

Особое внимание следует уделить таким параметрам, как физические ощущения.

В материале первой лекции сообщалось о суггестивном реагировании и о специфических для него физиологических и психофизиологических реакциях, и выделялся  ряд объективных признаков.

Среди этих признаков описывались и характерные мышечные реакции. К ним относились:

• скрип мышц;

• автоматические подёргивания;

• каталепсия, то есть мышечное застревание, неподвижность.

Все эти признаки характерны для положительного результата, полученного в первом упражнении.

  Для того чтобы усилить результат и углубить представление об объективных признаках, тренер предлагает второе упражнение.

 

Упражнение 2. «Кулак»

Это упражнение тренер демонстрирует также, как и первое, сначала показывая его и комментируя, затем, предлагая выполнить его вместе.

   Текст суггестивной инструкции:

Дорогие друзья!

Начинаем выполнять упражнение вместе со мной.

Поставьте руки перед собой ладонями вверх.

Сосредоточьтесь на правой или на левой руке.

  Прочувствуйте пальцы – мизинец, безымянный, средний, указательный и большой.

     Очень хорошо.

Вообразите и прочувствуйте, как пальцы оживают.

Каждый палец начинает вести свою самостоятельную жизнь помимо вашего сознания.

Почувствуйте, как в каждом пальце возникает лёгкое напряжение, которое переходит в подрагивания, в движение.

Пальцы начинают расходиться в стороны и постепенно один за другим сгибаются в кулак.

Обратите внимание!

Каждый палец ведёт себя совершенно самостоятельно.

    Все прежние ощущения, которые вы испытывали – скрип, подёргивание, автоматическое движение – всё это сейчас более ярко и чётко ощущается.

Пальцы рывками движутся внутрь, всё больше и больше сгибаясь в кулак.

    Очень хорошо.

  Мысленно поставьте границу, до которой пальцы могут сгибаться внутрь.

Поставьте невидимый барьер, до которого пальцы доходят и упираются.

Почувствуйте, что пальцы, дойдя до границы, останавливаются и застывают.

Почувствуйте, как все пальцы постепенно застывают, застывает кисть, предплечье и даже плечо.

     Почувствуйте, что сдвинуть пальцы с места невозможно или, по крайней мере, очень трудно.

  Это эффект каталепсии или мысленной суггестивной блокады мышц.

Прекрасно.

Опустите руку вниз, упражнение закончено.

  Обсудим наши результаты.

Обсуждение результатов данного упражнения осуществляется точно так же, как и в первом упражнении. Результатом обсуждения является мысль о том, что результаты выполнения упражнения являются свидетельством того, обладает ли курсант готовностью к освоению психотехники суггестивной саморегуляции или плохо подготовлен к этому.

В качестве домашнего задания предлагается освоить эти упражнения самостоятельно и на следующем занятии оценить результаты.

Выполнение таких упражнений позволило выявить три группы курсантов, которые по-разному осваивают предлагаемую технику суггестивной саморегуляции.

Дальнейшую демонстрацию преподаватель проводит в основном на тех курсантах, которые наилучшим образом усваивают технику упражнений. Это не значит, что все остальные не должны пробовать выполнять эту технику.

 

Упражнение 2. Расходящиеся вытянутые руки

 

Этот опыт связывается с именем известного врача- психотерапевта  Х.М. Алиева, широкого популяризатора использования  метода идеомоторных реакций (таких  как расходящиеся, сходящиеся, всплывающие руки;  покачивание, вращение тела  или  его отдельных частей) для снятия стресса и посттравматических реакций.

В этом упражнении вы встаёте прямо, вытягиваете руки перед собой на уровне груди, при  этом держите их расслабленными в локтях. Затем, глядя впереди себя, мысленно представляете, что ваши руки плавно, сами по себе, без обычных мышечных усилий, начинают расходиться в разные стороны друг от друга.

При этом, желательно, представить себе, что руки – это  два однополюсных отталкивающихся магнита.

Не спешите, идеомоторное проявление может проявиться не сразу, а как это бывает обычно – через 5-30 секунд. Медленно расходящиеся руки будут свидетельствовать о том, что начальная степень состояния ОССП достигнута.

Поменяв задание можно представлять руки сближающимися или всплывающими.

При небольшой тренировке эти упражнения получаются легко и быстро.

 

Упражнение 3. Тренинг концентрации внимания на зрительных ощущениях

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Вспомните упражнение тренинга ОССП, с которым вы познакомились на предыдущем занятии.

Это упражнение основано на концентрации внимания на зрительных впечатлениях.

В этом упражнении вы сосредоточивали внимание на ладони, мысленно очертив круг. В центре круга вы стремились четко и ясно различать детали, а по краям возникало ощущение расплывчатости.

Целью всех упражнений на развитие навыка концентрации является достижение особого эффекта. Он заключается в том, возникает даже сверхчёткое различение подробностей, находящихся в центре очерченного круга, и размывание всего, что выходит за пределы очерченной зоны зрительного восприятия.

Тренировать концентрацию зрительного восприятия можно на любых объектах. Сосредоточение на коже ладони является наиболее простым и всегда доступным способом тренировки зрительной концентрации.

В этом упражнении включаются некоторые механизмы, которые способствуют усилению формирования ОССП. Имеется в виду включение мышечного тонуса – непроизвольный подъем руки, который усиливает формирование НПсР.

Итак, рассмотрим уже известную вам тренировку состояния ОССП как способа развития концентрации зрительного восприятия.

Мысленно или карандашом очертите на ладони зону концентрированного восприятия диаметром 5-6 см.

  Положите кисть руки на бедро и расслабленно, ненапряженно (это очень важно) посмотрите на ладонь и сосредоточьтесь на очерченном круге.

Прочувствуйте, как в области очерченного круга вы можете рассмотреть все мельчайшие черточки, а то, что выходит за границу этого круга, становится мутным, неясным.

Вообразите и прочувствуйте, как ваша ладонь под влиянием такого занятия становится легкой, воздушной, невесомой.

В ней возникают легкие подрагивания мышц.

Рука непроизвольно начинает подниматься к лицу.

Ощущение концентрации зрительного восприятия нарастает.

  Все, что находится за пределами очерченного круга, расплывается и темнеет.

Рука останавливается на расстоянии 25-30 см от лица.

  В этом положении зрительная концентрация особенно усиливается.

  Вы четко и ясно различаете на ладони светящийся центр, а периферия этого круга становится мутной и неразличимой.

  Если вы добились этого эффекта, то вы достигли высшего состояния зрительной концентрации.

Одновременно вы достигли высокой активизации НПсР, которая фактически вызвала начальную стадию ОССП.

Запомните это состояние.

Закройте глаза.

Снимите это состояние и почувствуйте, что вы возвращаетесь к обычному, привычному для вас уровню концентрации умственных процессов.

 

Упражнение 4. Тренинг концентрации восприятия на телесных ощущениях

Дорогие друзья!

Концентрация восприятия на телесных ощущениях представляет собой одну из важнейших и сложнейших техник культуры психической деятельности. На этой психотехнике основывается суггестивная саморегуляция внутренних органов и систем. Овладев техникой концентрации телесного восприятия, вы в дальнейшем сможете развить этот навык на более глубоком уровне, соединив его посредством НПсР с функциями различных внутренних органов и систем.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями концентрации на телесных ощущениях и овладеем этим навыком.

Следует помнить, что концентрация на телесных ощущениях никогда не делается ради самой концентрации. Она всегда сопровождается определенными регуляционными задачами, поэтому учиться телесной концентрации мы будем в процессе решения некоторых суггестивно-регуляционных задач.

Одной их таких задач является усиление кровоснабжения в том или ином участке тела и связанное с этим повышение температуры в этом участке. Такое повышение температуры субъективно воспринимается как потепление, появление жара в данном месте.

  Итак, сядьте удобно, расслабьтесь.

  Закройте глаза.

  Сосредоточьтесь на ладони.

  Прочувствуйте поверхность ладони.

  Сосредоточьте свои ощущения в области, которую вы очертили в упражнении на зрительную концентрацию

Четко прочувствуйте поверхность этого круга.

  Вообразите и представьте себе, как в это пространство приливает кровь.

  Кровь активная, пульсирующая.

Вы начинаете испытывать ощущение распирания и пульсации в этой области.

Пульсация усиливается, вы хорошо чувствуете её.

По мере усиления пульсации вы начинаете испытывать разогревание тканей в этой области.

На ладони возникает сначала теплое, затем горячее пятно.

Мысленно представьте себе, что эта область разогрелась настолько, что начинает излучать в пространство тепло и свет.

Вообразите, как луч, подобно фонарику, истекает из вашей ладони.

Если вам удалось вызвать это состояние и переживания, значит, вам удалось достичь достаточно высокой степени концентрации на телесных ощущениях и развить состояние НПсР, которое тут же позволило вам войти в начальную стадию ОССП.  

Для завершения упражнения закройте глаза, расслабьтесь и опустите руки.

 

Упражнение 1. Движущиеся руки

Уважаемые коллеги!

Это упражнение основано на механизмах уже известных вам феноменов, с которыми вы встречались в упражнениях «Пальцы» и «Кулак». Здесь вам предстоит вообразить, что руки, которые находятся на груди, непроизвольно отходят от неё на определенное расстояние, застывают и становятся неподвижными. Блокада движения такова, что невозможно сдвинуть пальцы, кисти, предплечья в сторону. Пробуждение НПсР вызывает как непроизвольное движение, так и блокаду рук. Блокада снимается мысленным самоприказом: «Расслабиться!»

На занятии преподаватель демонстрирует упражнение на себе, показывая положение рук и технику выполнения.

Примерный текст:

  Сядьте удобно.

  Поставьте ноги на ширину плеч.

  Расслабьтесь, закройте глаза.

  Сосредоточьтесь на дыхании.

  Почувствуйте, как грудь легко и свободно вздымается и опускается.

  Слегка растопырьте пальцы и положите руки себе на грудь таким образом, чтобы средние пальцы обеих рук едва касались друг друга.

Прочувствуйте руки.

Начинайте сосредоточение на пространстве, которое находится между ладонями и кожей груди.

Прочувствуйте это пространство.

Мысленно представьте себе, что в этом пространстве с каждым вдохом возникает и увеличивается некое вещество, сначала разреженное, затем все более и более плотное.

Оно напоминает воздушный мячик, который располагается между ладонями и кожей груди.

Этот мячик – назовем его энергетической каплей – все более и более увеличивается, становится все более упругим и постепенно начинает отодвигать ладони от грудной поверхности.

Руки начинают постепенно отходить от груди.

Это движение немного тянет тело вперед.

В мышцах рук возникает своеобразное поскрипывание, подрагивание.

То одна, то другая рука рывком отходят вперед.

Руки уже достаточно отошли вперед – на 10-15 см.

Возникает ощущение онемения рук, они будто застывают в какой-то массе.

Постепенно нарастает ощущение нечувствительности рук.

Они начинают исчезать из ощущений, и так как вы с закрытыми глазами, то вам трудно представить себе, на каком расстоянии от груди находятся руки.

Вы уже вообще не знаете, где находятся руки.

Может быть, они свободно висят, а может где-то находятся впереди вас.

  Вам это трудно представить себе.

Поэтому вы открываете глаза и смотрите на положение рук.

Возникла глубокая блокада мышц рук.

Она настолько сильна, что сдвинуть руки вниз или вверх очень трудно, практически невозможно.

Если вам удалось достичь такого уровня блокады, вы развили очень глубокую степень ОССП и у вас возник достаточно прочный уровень НПсР.

Выходите из состояния, мысленно активизируя мышцы, пробуждая руки с обратным счетом от 5 до 0.

5, 4, 3, 2, 1, 0.

По мере отсчета мысленно представляйте себе, как руки оживают, активизируются.

Опустите руки вниз, встряхните их и, если это необходимо, помассируйте кисти и предплечья.

Проверим ваши результаты и обсудим все, чего вам удалось достичь.

Упражнение 2. Маятник

Дорогие друзья!

В этом упражнении вы познакомитесь с новым для вас явлением. Это суггестивное самопобуждение непроизвольного, автоматического движения.

Для этих движений характерна ритмичность и цикличность.

Ритмичность проявляется в последовательности одних и тех же движений, например, маятникообразное движение с одинаковой амплитудой.

Для непроизвольных, автоматических цикличных движений характерен сложный алгоритм, который обязательно будет повторяться снова. Примером таких сложных движений могут служить движения в Тай Чи – системе китайской гимнастики – которую тело выполняет автоматически.

Такой же тип движений характерен и для боевого искусства Кунг Фу.

В данном упражнении вам предстоит познакомиться с простым видом движения – ритмическим покачиванием. Это движение маятника. Поэтому оно выполняется как продолжение первого упражнения.

Повторите первое упражнение до того момента, как руки ушли вперед от груди на 10-15 см, но блокада еще не возникла.

Сосредоточьтесь на правой руке.

Прочувствуйте, как левая рука блокируется, а правая рука продолжает движение вниз до тех пор, пока предплечье не станет по отношению к плечу под прямым углом и параллельно полу.

  В этом положении рука начинает блокироваться.

  Блокада охватывает всю руку от плечевого (или локтевого) сустава.

  В плечевом или локтевом суставе руку можно раскачать, и вы это делаете, очень медленно, аккуратно, ритмично раскачивая руку вперед и назад или вверх-вниз с амплитудой 5-10 см.

Сделайте несколько медленных ритмичных движений.

Почувствуйте, что с каждым движением колебания руки осуществляются все более и более автоматически, без приложения усилий.

     После пятого-седьмого ритмического колебания с помощью волевого усилия уже нет необходимости их повторять.

Рука усвоила эти колебания как автоматическое движение.

Обратите внимание!

Вы не прилагаете никаких усилий!

Рука сама движется в ритме заданных колебаний.

Возникает очень интересное ощущение.

Привыкнете к нему и постарайтесь запомнить.

Автоматические колебания руки могут продолжаться непроизвольно долго без всяких признаков утомления. Это естественно, так как рука выполняла работу в режиме повышенного тонуса. Поэтому после выполнения руку рекомендуется помассировать.

Чтобы не терять время, мы рекомендуем выполнять автоматические движения не более 2-3 минут. По прошествии этого времени упражнение следует прекратить.

Мысленным приказом остановите руку, сказав себе: «Стоп!»

Начинайте активизировать руки, как вы это делали в первом упражнении.

Руки оживают, становятся все более активными.

  Вы спокойно опускаете руки вниз.

Нужно подвигать пальцами, кистями, предплечьями, при необходимости растереть кожу рук.

Обсудите ваши результаты.

Упражнение 3. «Круг»

Уважаемые коллеги!

Упражнение «Круг» представляет собой сложное маятникообразное движение. Это непроизвольное циклическое движение. Для него характерно самоперепрограммирование движения. Об этом феномене мы будем говорить позже.

Специфической особенностью данного упражнения является то, что, освоив этот тип побуждения у себя непроизвольных движений, вы начинаете входить в довольно сложную форму ОССП, для которой характерна блокада эмоциональных переживаний. 15-20 автоматических движений тела по кругу создают в эмоциональной сфере особую реакцию успокоенности, снятия стресса.

Иными словами, это упражнение действует как транквилизатор типа элениума и т.п. Это связано с тем, что возникающий уровень ОССП автоматически перестраивает возникающие эмоциональные реакции и способствует развитию состояния психического комфорта.

Упражнение «Круг» суггестивно побуждает возникновение непроизвольного сложного движения  тела по кругу с изменяющейся траекторией. Круг получается потому, что тело как бы падает вперед, влево, назад, вправо или наоборот.

Особенностью этого движения является отсутствие строгой траектории.  Если тело вращается вправо, то оно может вдруг изменить это движение и начать вращаться влево. Кроме того, его траектория может меняться, вращение может осуществляться в виде восьмерки и опять по кругу.

Изменения траектории движения происходит автоматически и зависит от внутренних бессознательных проявлений. На начальном этапе усвоения этого сложного упражнения необходимо научиться побуждать у себя непроизвольное падение в разные стороны.

Для этого преподаватель формирует суггестивный контакт с одним курсантом и дает ему почувствовать возможность падать вперед, назад, вправо, влево.

Следующим этапом упражнения является коллективное самовнушенное падение в стороны. Для этого курсантам предлагается стать возле стены с соответствующей стороны:

• при падении назад – спиной к стене;

• при падении в стороны – соответствующим боком;

• при падении вперед – лицом к стене.

Расстояние между телом и стеной должно быть не больше 50 см. Стена служит опорой для того, чтобы при падении не упасть на пол.

Курсантам предлагают встать, расставить ноги на ширину плеч. Затем дается следующая инструкция:

Прочувствуйте свое тело.

Прочувствуйте свои ноги.

Вообразите и прочувствуйте, как ваши подошвы прилипают к полу, и вы уже не можете их оторвать.

Прочувствуйте, как правая и левая нога прилипли к полу.

Попытка оторвать ноги от пола ничего не дает.

Возникло ощущение блокады ног.

Внимание!

Вы твердо и плотно стоите на ногах.

Ноги прилипли к полу, и никакая сила не может оторвать вас от него.

Вы не можете упасть, как бы ваше тело ни колебалось.

Расслабьтесь.

Ноги прилипли к полу.

Мысленно представьте себе траекторию движения тела.

Мысленно начинайте это движение.

Прочувствуйте, как тело непроизвольно, само по себе, следует за вашей мыслью.

Тело начинает сначала медленно, затем все быстрее, непроизвольно вращаться по кругу.

  Траектория движения все больше автоматизируется.

  Почувствуйте, как тело само по себе движется совершенно автоматически.

  Вы не затрачиваете никакой энергии на это движение.

Внимание!

     По мере того, как тело начинает вращаться, вы испытываете очень приятное ощущение успокоенности, комфорта.

Все тревоги, проблемы, которые вас беспокоили, становятся как бы второстепенными и отходят на задний план.

Возникает очень приятное состояние покоя.

Запомните это состояние.

Это упражнение можно использовать как прием самоуспокоения в тех случаях, когда вас кто-то вывел из себя или вы по каким-то причинам испытываете эмоциональные перегрузки.

Для этого вам нужно запереться где-нибудь одному и вызвать у себя эти колебательные движения.

Через минуту, как правило, эмоциональное напряжение снижается или полностью уходит.

Продолжительность этого упражнения может достигать пяти минут.

Как только вы почувствуете, что вам достаточно выполнять это упражнение, можно выходить из состояния ОССП.

Для этого мысленно прикажите телу остановиться, сказав: «Стоп!»

Начинайте постепенно овладевать своим телом.

Включайте мышцы, руки, ноги.

Тело вновь ваше, вы свободно им владеете.

Остановились.

Обязательно нужно встряхнуться, размять руки, ноги.

Давайте выполним это упражнение и обсудим полученные результаты.

Упражнение 4. «Свободный полет»

Дорогие друзья!

В этом упражнении вы познакомились с новым типом непроизвольных движений, возникающих под влиянием суггестивного воображения и развития НПсР.

Хотя по сложности эти мышечные реакции относятся к простейшим движениям – всего лишь поднятие рук и повороты тела – они соединяются в комплекс с вашей суггестивной фантазией, представлениями, которые создают особую реальность всем переживаниям.  Это, с одной стороны, реальность подлинного свободного полета, с другой – перевоплощение в новое тело – тело птицы.

Эффект телесного перевоплощения и переживание свободного полета субъективно создают совершенно реальные переживания того и другого. Возникает одно из проявлений ОССП, для которого характерно такое суггестивное управление своими ощущениями, при котором можно реализовать любую свою фантазию. Здесь активизируются навыки эйдетизма, телесной и чувственной эмпатии, которые в ОССП приобретают особый характер и позволяют достичь особой реальности с необычайно тонкими чувственными переживаниями.

Текст инструкции:

Станьте удобно, поставьте ноги на ширину плеч.

Расслабьтесь, закройте глаза.

Максимально активизируйте свое воображение.

Вспомните, что такое эмпатия.

Вообразите и прочувствуйте, что вы легко можете представить себе любой образ и перевоплотиться в него.

Сейчас вам предстоит перевоплотиться в образ птицы.

Мысленно представьте себе: вы – птица.

Вообразите и прочувствуйте, как ваши ноги становятся мощными, когтистыми лапами птицы.

Вообразите и прочувствуйте, как ваши руки превращаются в крылья.

Вообразите и прочувствуйте, как ваше тело превращается в тело птицы, ваша голова становится головой птицы.

Из носа вырастает клюв.

У вас зоркие глаза.

     Вы необычайно красивая и сильная птица.

Прочувствуйте оперенье на своих крыльях.

Прочувствуйте перья на хвосте.

Внимание!

Вообразите и представьте себе: вы – птица.

Вы стоите на вершине утеса.

Перед вами беспредельное пространство.

Вам хочется свободы и полета.

Почувствуйте, как ваши руки – крылья непроизвольно поднимаются вверх.

Крылья раскрываются все выше и выше.

Вам хочется полета, и вы чувствуете, как взлетаете.

Вы взлетаете и летите.

Прочувствуйте, как ваше тело стало совершенно невесомым.

Вы летите в свободном полете.

Под вами внизу горы, леса, поля, реки.

Вы гордо созерцаете все это сверху.

Прочувствуйте удовольствие от свободного полета.

Продолжительность такого полета может быть 2-5 минут.

Во время полета можно представлять себе разные картины:

можно опускаться на землю;

можно лететь на бреющем полете;

можно взлетать вверх, в глубину неба;

можно кружиться, рассматривать различные предметы.

Внимание!

Ваш полет заканчивается.

Посмотрите на место, куда вы приземлитесь.

Вот это место перед вами.

Вы медленно и уверенно опускаетесь на землю и складываете крылья.

Полет закончен.

Возвращаемся в исходное состояние.

Прочувствуйте, как ваше тело вновь приобретает привычные ощущения.

Тело стало вашим телом, крылья стали руками, голова стала вашей с вашим естественным лицом.

Разомнитесь немного.

     Обсудите полученные результаты.

Упражнение 5. «Тоннель»

     Дорогие друзья!

Это упражнение является естественным продолжением предыдущего, но обладает особыми свойствами. Оно формирует ОССП особого типа, в котором весь комплекс переживаний, в том числе и активные движения, реализуются при относительно неподвижном теле.

Если все предыдущие упражнения строились на активном непроизвольном движении, вызванном суггестивным побуждающим воображением, то в этом упражнении человек реально переживает активные движения при неподвижном теле.

Бег, прыжки в самых различных формах, перевоплощение в орла, дельфина, пантеру – все это проходит при абсолютно спокойном теле, сокращаются и подрагивают только отдельные мышцы, руки и ноги не совершают каких-либо активных движений.

Вы переживаете активное движение, а ваше тело при этом остается практически неподвижным. В этом проявляется первая характерная особенность ОССП данного типа.

Другая характерная особенность – комплексное переживание заданной программы как реальности.

Эти особенности открывают неограниченные возможности для внутреннего психотренинга и психотехники и в то же время дают возможность заниматься творчеством любого типа.

Для профессиональной тренировки этот тип упражнений используется в виде проигрывания сложных рабочих ситуаций, где вы отрабатываете необходимые вам психические состояния, настрой и т.д.

Текст инструкции:

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Мысленно активизируйте свое воображение.

Прочувствуйте, что ваши представления стали яркими, насыщенными.

Вы способны вызвать любые ощущения в своем теле.

Вы легко перевоплощаетесь в любой образ.

Вы готовы к выполнению данного упражнения.

Внимание!

Вообразите себе следующую картину.

Зима. Снежная зимняя ночь.

Вы тепло одеты и находитесь на горке, сидя на санках.

Вам предстоит спуститься вниз с горки.

Внимание!

Посмотрите вокруг.

Вокруг вас падают большие белые хлопья снега.

Очень красиво.

Рядом включились цветные прожекторы.

Они окрашивают падающий снег в разные цвета.

Вот включился красный прожектор, и вокруг вас закружились снежинки красивого красного оттенка.

Вот они стали зелеными.

Фиолетовыми.

Желтыми.

Включились сразу несколько прожекторов, и вокруг вас закружились снежинки самых невообразимых цветов.

Присмотритесь.

Порадуйтесь красоте.

У вас зарождаются необыкновенные ощущения и чувства.

Вам удивительно приятно и свободно.

Вы переживаете особое, удивительное приключение, подъем сил, интереса, жажду приключений.

Прочувствуйте это.

Вас ждет такое приключение.

Сейчас вы начнете скользить на санках вниз под гору.

В конце находится воронка.

Вы скатитесь в нее и попадете в тоннель.

Там возникнут особые ощущения.

А теперь покрепче сядьте в санки и приготовьтесь к скольжению.

Оттолкнулись ногами и покатились.

Вы необычайно быстро скользите в тоннель.

Санки скользят быстро и легко.

Вы можете управлять ими, натягивая вожжи вправо и влево.

Впереди большой валун.

Его нужно объехать.

Внимание!

Будьте осторожны!

Следите внимательно за дорогой, объезжая всякие препятствия.

Впереди возникает воронка.

Вы влетаете в нее и, вращаясь по кругу, спускаетесь в устье.

Вы попадаете в устье и чувствуете, что летите.

Вы в тоннеле.

Возникает ощущение свободы и невесомости.

Остается только свободное сознание.

Это свободное бестелесное сознание летит вдоль тоннеля все быстрее и быстрее.

Прочувствуйте это ощущение.

Где-то впереди показалось белое пятно.

Это выход из тоннеля.

Когда вы вылетаете из тоннеля, вы приобретаете совершенно новое тело.

Это тело дельфина.

Вы окажетесь в воде в теле дельфина и будете соответствующим образом переживать данную ситуацию.

Белое пятно увеличивается.

Все ближе выход из тоннеля.

Внимание!

Вы вылетаете из тоннеля, плюхаетесь в воду и чувствуете, что вы дельфин.

Итак, вы – дельфин.

Прочувствуйте свое тело.

Прочувствуйте свой хвост и плавники.

Прочувствуйте свою физиономию с вытянутым носом.

У вас прекрасные крепкие зубы.

У вас великолепное скользящее тело.

У вас изумительное, игривое настроение.

     Вы чувствуете себя как рыба в воде.

Прочувствуйте, как вы свободно плаваете, как вам приятно играть.

Вот появилась стайка рыбок, и вы погнались за ними.

А теперь вам предстоит свободное самовыражение в виде дельфина.

Подумайте и постарайтесь представить себе, чего бы вам хотелось.

Внимание!

Мысленно представьте себе, что вам хочется сделать в виде дельфина.

А теперь 5 минут свободного самовыражения.

(музыкальная пауза)

Дорогие друзья!

Ваше пребывание в форме дельфина завершается.

Вам предстоит перевоплотиться в другой образ.

Это орел.

Процесс перевоплощения будет происходить автоматически, непроизвольно.

Вы сами не заметите, как это произойдет.

Внимание!

Вы увидели стаю летучих рыбок.

Вам хочется с ними поиграть.

Вы гонитесь за ними, но рыбки выпрыгнули из воды и летят.

Но что это?

Вы чувствуете, что поднимаетесь все выше и выше, что у вас выросли крылья, появилось оперенье.

У вас возникло новое тело.

Вы – орел.

Прочувствуйте себя в теле орла.

Прочувствуйте свои крепкие лапы, когти.

Прочувствуйте свои могучие крылья.

Прочувствуйте свое тело.

Прочувствуйте свою орлиную голову.

Вы летите над морем в сторону берега.

Вы уже над землей.

Под вами деревья, трава, цветы.

Активизируйте свое воображение.

Представьте себе, что бы вам хотелось сделать, будучи орлом?

Придумали?

Тогда 5 минут свободной фантазии в теле орла.

(музыкальная пауза)

Мы завершаем своё пребывание в образе орла.

Сейчас вам предстоит третье перевоплощение.

Это будет пантера.

Вы спускаетесь на землю, садитесь.

Вы видите грациозную крупную кошку.

Это пантера.

Вам хочется стать этим животным.

Вы чувствуете, как ваше тело непроизвольно превращается в тело пантеры.

Вы – пантера.

Прочувствуйте свои мягкие, но крепкие лапы.

Прочувствуйте свой длинный гибкий хвост.

     Помахайте им.

Прочувствуйте свою мягкую шелковистую шерсть.

     Прочувствуйте свою голову с крепкими клыками.

     Покажите окружающим свои зубы.

У вас зоркие зеленые глаза.

Вы полны сил и игривы.

Ударьте от удовольствия лапой и подпрыгните вверх.

Прочувствуйте свое сильное, могучее тело.

Вам хочется играть.

Вы тихо мурлыкаете песенку и думаете, что бы такое сделать, чтобы было приятно.

Итак, подумайте, чего вам хочется.

Подумали?

Тогда 5 минут свободной фантазии в теле пантеры.

(музыкальная пауза)

Дорогие друзья!

     Мы завершаем наше упражнение.

Пора возвращаться в исходное положение.

Нас ждет долгий путь возвращения.

Итак, вы – пантера.

Вы прыгаете по джунглям и видите вход в пещеру.

Вас очень заинтересовала эта пещера.

Вы прыгаете в нее и чувствуете, что снова проваливаетесь в тоннель.

Снова свободный полет, и ваше тело исчезло.

В тоннеле только ваше освобожденное сознание.

Далеко впереди – выход из тоннеля.

Это возвращение в ваше обычное состояние.

Прочувствуйте всё эти переживания.

Внимание!

Выход из тоннеля.

Вы снова ощущаете свое тело.

Прочувствуйте свое тело.

Прочувствуйте свои руки, ноги, туловище, голову.

Вы прекрасно отдохнули.

У вас великолепное настроение.

Упражнение закончено.

Откройте глаза.

 

 

Упражнение 4. Тренинг интонации

Преподаватель предлагает курсантам отработать команду «Иди сюда» с наиболее большим количеством оттенков. Для этого он даёт им следующий список переживаний:
 

- жестко; 

- мягко;

- нежно;  

- тревожно;

- весело; 

- задорно;

- брезгливо;

- печально

- торжественно;

- таинственно;

- высокомерно;

- неуверенно;

- раздраженно;

- мрачно;

- рассеянно;

- лениво;

- твердо.

- спокойно; 

- призывно;

- грустно;   

- радостно; 

- скорбно;   

- победно;   

- счастливо;

- уверенно; 


 

 

Тест 2. Углубление диагностики суггестивной

регуляции функции движения

Этот тест проводится без подключения самовнушения. Учитель предлагает учащимся сцепить пальцы как можно глубже и прижать ладони. Затем он произносит следующую инструкцию:

Внимание!

Ваши пальцы крепко сцеплены.

Почувствуйте, как пальцы прижимаются друг к другу.

Сжатие пальцев усиливается.

Пальцы начинают сами по себе непроизвольно напрягаться и сжимать друг друга.

Руки крепко сцепились.

Руки слились в одно целое.

Пальцы слиплись, и их невозможно разорвать.

Почувствуйте это.

Проверьте, насколько прочно руки соединились друг с другом.

Разорвать сцепление рук невозможно.

Заканчиваем упражнение.

Почувствуйте, как руки освобождаются.

По счету от 5 до 0 сцепление исчезает.

5, 4, 3, 2, 1, 0.

Руки свободны!

В процессе выполнения данного теста хорошо видны учащиеся с высокой, удовлетворительной и слабой внушаемостью.

    Оценки эффективности данного теста следующие:

0 – суггестивная реакция не произошла, испытуемый не ощущает сжатие пальцев и легко разрывает их;

2 – испытуемый ощущает сжатие пальцев и говорит об этом, но способен с трудом разорвать их;

5 – испытуемый ощущает сжатие пальцев и их блокаду и по команде легко разрывает их;

10 – испытуемый ощущает сильное сжатие, блокаду и после отсчета с огромным трудом через время разжимает сцепление.

Тест 3. Вершина диагностики суггестивной

чувствительности  и суггестивной регуляции

мышечного аппарата

Упражнение 3. Сцепление век

Сцепление век проявляется в блефароспазме, то есть невозможности открыть глаза.

Учитель дает учащимся инструкцию:

Сядьте удобно, закройте глаза.

Сосредоточьтесь на веках.

Прочувствуйте, что веки плотно закрыты.

Представьте, что какая-то сила сжимает веки, склеивает их, соединяет в одно целое.

Веки слипаются.

Веки невозможно открыть.

При попытке открыть глаза поднимаются вверх только брови, а веки, наоборот, еще больше сжимаются.

Попытка открыть глаза вызывает обратное действие – сжатие век.

Попробуйте.

Отлично!

Упражнение заканчивается.

Потрите глаза руками, и они свободно раскроются.

Следует отметить, что это упражнение, как правило, удается у людей с высокой и хорошей суггестивной чувствительностью.

Лица с удовлетворительной суггестивной чувствительностью  могут повысить её, и тогда это упражнение у них тоже получится.

Оценивается эффективность данного тестового упражнения следующим образом:

0 – эффекта слипания век не получилось, глаза открываются сразу;

2 – эффект слипания век есть, но не стойкий, может легко открыться один глаз, а через некоторое время – другой;

10 – веки плотно сцепились, испытуемый делает попытки открыть их, поднимает брови – эффекта нет.

Тест 4. Диагностика особенностей функциональной

суггестивной регуляции психических процессов

Этот тест позволяет выяснить активность НПсР, ориентированной на суггестивное управление эйдетическими представлениями и эмпатическими переживаниями в комплексе с суггестивно побужденными движениями.

Упражнение 4. «Роза»

Учитель предлагает следующую инструкцию:

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза.

Вообразите, что у вас в руках роза, которую вы подносите к лицу.

Прочувствуйте, как вы держите розу.

Зрительно представьте себе розу: ее стебель, шипы, лепестки.

Внимание!

     Стебель колючий!

Вы укололись!

Оценим ваши результаты.

При команде «укололись» учитель наблюдает за испытуемыми. Те, кто «укололся», обязательно дернут рукой. Те, кто почувствовал запах, двигают ноздрями, как бы вдыхая его. Результат оценивается по трем показателям:

• тактильные ощущения;

• зрительные образы;

• обонятельные ощущения.

Предлагаем для записи исследования такой протокол:

ФИО

№ упражн.

Измерит. параметры

Примечания

а в с
1. Иванов 4 2 2 1
2. Петрова 4 0 1 2
3. …….

Примерный протокол фиксации результатов диагностики суггестивной регуляции эйдетизма

Шкала оценки следующая:

0 – ничего не ощущал, не видел, не обонял;

1 – едва заметно, больше кажется, чем на самом деле, возможно, только представлял себе;

2 – есть ощущение или образ, но очень слабо, едва ощутимо;

3 – чувствовал или видел образ, но неустойчив, то появляется, то исчезает;

4 – образ или ощущение было, четкое, но слабое, хотелось бы, чтобы было сильнее;

5 – ощущение, образ четкий, как в реальности.

Тест 5. Диагностика суггестивной

чувствительности на уровне суггестивной

регуляции функции обоняния

Упражнение 5. Запахи

Примерная система формул суггестивного побуждения:

Здесь в пробирках имеется 3 пахучих вещества.

Я буду проверять вашу чувствительность к запахам.

В первой пробирке – бензин.

Во второй – нашатырный спирт.

В третьей – одеколон.

  (На самом деле в пробирках простая вода).

Я беру первую пробирку.

В ней бензин.

Сейчас я открою пробирку и включу секундомер.

Как только кто-то из вас почувствует запах, поднимите руку.

Внимание!

Начали!

Открыв пробирку, учитель включает секундомер и начинает следить за испытуемыми. Тому, кто поднял руку, он ставит соответствующую цифру в секундах в протокол.  Тем, кто ничего не почувствовал, он ставит 0.

По завершении упражнения учитель рекомендует учащимся потереть нос, чтобы снять ощущения запаха. После этого он предлагает им принюхаться к запаху нашатырного спирта. Записав данные по нашатырю, он предлагает в той же последовательности принюхаться к запаху одеколона и, может быть, узнать его. В протоколе фиксируются как скорость обоняния, так и вид одеколона или духов, потому что учащиеся будут называть и то, и другое.

Шкала оценки результатов:

0 – нет;

1 – слабо чувствует;

2 – хорошо чувствует;

3 – сильно чувствует.

ФИО

№ упражнения

Пробирки

Общий результат

Примечан.

1 2 3
1. Иванов 6 3 4 4 11
2. Петрова 6 0 2 3 5
3. ………..

Примерный протокол фиксации результатов диагностики силы побуждения запаха

Шкала оценки общего результата:

0 – во всех упражнениях ничего не получилось;

2 – из 3 упражнений удалось одно;

5 – из 3 упражнений удалось 2;

10 – все три упражнения получились успешно, наблюдается тенденция к ускорению суггестивной реакции.

Тест 6. Комплексная диагностика суггестивного

самопобуждения движения и эйдетических

представлений

Упражнение 6. «Яблоко»

Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и положить правую руку ладонью вверх на бедро. Затем советует мысленно представить себе, что перед лицом находится ветка яблони с яблоком; рука непроизвольно становится очень легкой и поднимается вверх, к яблоку.

Рука подошла к яблоку и непроизвольно схватывает его.

Яблоко падает с ветки прямо в руку.

(Испытуемый чувствует объем яблока, структуру его кожицы, плотность и т.д.)

Рука движется к лицу.

Ясно виден цвет яблока, его сорт.

Появляется запах яблока.

Возникает ощущение вкуса яблока.

    Диагностируется:

а) эйдетизм:

• зрительный;

• телесный;

• вкусовой.

0 – не получилось;

1 – слабо ощущалось;

2 – хорошо ощущалось;

3 – сильно ощущалось.

б) суггестивное самопобуждение движение:

0 – нет;

1 – слегка;

2 – хорошо;

3 – быстро, свободно.

ФИО

№ упр.

Эйдетизм

Побуждение движения

Общая оценка

Примечания

а в с
1. Иванов 2 3 0 2 5
2. ………

Шкала оценки общего результата:

0 – упражнение не получилось;

2 – рука непроизвольно не поднималась, но зрительные образы, но зрительные образы, обонятельные и вкусовые ощущения получились;

3 – рука непроизвольно поднялась, но ощущения яблока были вялые, зрительные образы удовлетворительные;

5 – рука непроизвольно поднялась, телесные ощущения яблока хорошие, зрительные образы хорошие, но обонятельных и вкусовых ощущений не получилось;

8 – все удалось, кроме вкусовых ощущений;

10 – упражнение полностью получилось.

0 – суггестивная реакция не возникает;

2 – суггестивная реакция возникает, но медленно, через определенное время.

Индивидуальная диагностика

Индивидуальная диагностика проводится с целью уточнения характера суггестивной чувствительности, её функциональной направленности, а также для того, чтобы создать индивидуальный суггестивный контакт с учеником.

Индивидуальный суггестивный контакт с учащимися необходим для того, чтобы обеспечить эффективность индивидуального воспитывающего воздействия.

Тестовое упражнение 1. «Падение»

Этот тест заключается в суггестивном побуждении падения вперед, назад, в стороны с использованием мануальной техники и техники психополя.

    Оценка характера индивидуальной суггестивной чувствительности

0 – суггестивная реакция не возникает;

2 – суггестивная реакция возникает, но медленно, через определенное время;

3 – неравномерность реакции, лучше удается падение вперед, чем назад;

5 – суггестивное побуждение движения осуществляется сразу, быстро, во все стороны.

Тестовое упражнение 2. Блокада типа

«прилипания»

А. Прилипание к полу

Учитель предлагает испытуемому инструкцию:

Станьте устойчиво, поставив ноги на ширину плеч.

    Проверьте свою устойчивость, покачиваясь из стороны в стороны.

Сосредоточьтесь на подошвах.

Вообразите и прочувствуйте, как ноги врастают в пол.

Подошвы прилипают к полу настолько сильно, что их невозможно оторвать.

Попытка оторвать ногу вызывает непроизвольное сильное противодействие ноги.

Попробуйте оторвать правую ногу.

Почувствуйте противодействие.

Попробуйте оторвать левую ногу.

Почувствуйте противодействие.

Ноги прилипли к полу и сдвинуться с места невозможно.

Попробуйте это сделать.

По счету от 5 до 0 снимите напряжение и почувствуйте свободу в ногах.

Упражнение закончено.

Оценка эффективности результатов:

0 – суггестивная реакция не удалась;

2 – одна нога прилипла, вторая отрывается;

3 – обе ноги прилипли, но после некоторых усилий сойти с места можно;

5 – обе ноги прилипли настолько прочно, что сойти с места невозможно.

Б. Прилипание к стулу

Учитель предлагает ученику сесть на стул и крепко взяться руками за его деревянные части. После этого следует инструкция:

Вы сидите на стуле и крепко держите его.

Обратите внимание!

Руки начинают прилипать к стулу, и их невозможно оторвать.

Ноги прилипают к стулу, и их невозможно оторвать.

Вы прилипли к стулу и уже не можете встать с него.

Все попытки встать вызывают обратное действие.

Проверьте это.

Сосчитайте от 5 до 0, и прилипание исчезнет

5, 4, 3, 2, 1, 0.

Вы свободны!

    Оценка чувствительности внушаемости:

0 – реакция не удалась;

2 – руки прилипли, но после некоторых усилий отрываются, вслед за этим отрываются ноги, и делается попытка встать;

3 – руки отрываются, но встать все-таки невозможно;

5 – руки и ноги плотно прилипли, встать невозможно.

Тестовое упражнение 3.

Эйдетика с открытыми глазами

Учитель предлагает ученику взять лист бумаги и вообразить, что он видит на этом листе розу. По мере того, как образ появляется, ученик должен комментировать, что он видит. В процессе всех этих действий учитель даёт подкрепляющую инструкцию:

Смотри внимательно на лист.

Сейчас на нём появится образ розы.

Как только она появится, скажешь мне.

Ты будешь говорить обо всем, что увидишь.

Внимательно смотри.

Вот она появляется, всё чётче и чётче.

Ты её видишь?

Что ты видишь?

Я помогаю тебе видеть.

Я усиливаю образы.

Рассказывай обо всем, что ты видишь.

    Оценка эффективности упражнения:

0 - реакция не удалась;

1 - есть едва заметные контуры образов;

2 - есть черно-белый образ, то появляется, то исчезает;

3 - есть устойчивый черно-белый образ;

4 - есть устойчивый цветной, но слабый образ;

5 -  есть яркий, насыщенный образ.

Гипнабельность и её диагностика

    Уважаемые коллеги!

Как указывалось выше, признаки гипнабельности вы находите в процессе диагностики суггестивной чувствительности. Каковы признаки гипнабельности? Это:

• непроизвольная блокада пальцев, рук и т.д.;

• сонливость, непроизвольное засыпание в процессе выполнения упражнений;

• частичное забывание того, что было во время сеанса;

впадение в «прострацию» при групповом суггестивном побуждении.

Если есть подозрение на высокую гипнабельность, учащихся нужно обязательно продиагностировать. С этой целью вы проводите диагностический сеанс гипноза.

Диагностический сеанс гипноза

Учитель усаживает испытуемого на стул в позу «кучера».   Используя мануальную технику гипнотизации и психоэнергетическую технику, а также систему пассов над головой, руками, корпусом, учитель вызывает у испытуемого ощущения и переживания в соответствии со следующей инструкцией:

Вам приятно и спокойно.

Вы расслабились.

Вам очень хочется отдохнуть.

Все заботы и тревоги дня уходят.

Вам хочется забыться, отдохнуть, уснуть.

Приятная сонливость охватывает вас.

Голова становится тяжелой, мысли вялыми, неповоротливыми.

Вы засыпаете тихим, приятным лечебным сном.

(С этого момента инструкция сопровождается шепотной командой: «Спать!»)

Окружающие звуки замирают.

Вы слышите только мой голос, который убаюкивает вас.

Тело и сознание засыпают.

Тело переживает какое-то особое состояние.

Мысли путаются.

Мысли исчезают, остается только мой голос.

В теле возникают особые, удивительные процессы.

Сейчас я подниму вашу руку, и она застынет в этом положении.

Какую бы я ни придал позу вашей руке, она будет сохранять эту позу.

Засыпайте глубже, глубже, глубже.

Вы можете спать, разговаривая со мной.

Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы.

Как вас зовут?

  Вы спите глубоко?

  Вас зовут…

(Дается любое имя)

  Сейчас зима.

   Вы выскочили на улицу совершенно раздетым.

   Вам становится холодно.

   Вы дрожите!

(Фиксируется реакция замерзания)

       Но вот появилось солнце.

   Оно ярко светит.

   Оно сильно греет.

   Вам становится тепло.

   Еще теплее.

   Вам жарко!

   Сейчас вам очень жарко.

   Вам очень жарко и хочется раздеться.

   Раздевайтесь!

(Фиксируется реакция раздевания)

   Посмотрите вокруг себя.

   Как много красивых цветов!

   Они растут прямо под ногами.

   Сорвите несколько цветков и дайте мне.

(Фиксируется действие по внушенному приказу)

   Вы можете все это видеть с открытыми глазами.

   Сейчас по счету 3 вы откроете глаза и увидите чудесную поляну, полную цветов.

  Вы соберете букет и дадите его мне.

  Внимание!

  1, 2, 3,!

  Открыли глаза!

  Посмотрите, сколько здесь цветов.

  Пожалуйста, нарвите мне букет.

  Дайте его мне.

(Фиксируется действие в сомнамбулизме)

Сеанс закончен.

Садитесь, пожалуйста.

Закройте глаза.

Расслабьтесь.

Вы опять глубоко засыпаете.

Все, что здесь происходило, уже неважно.

Сейчас по счету 10 вы проснётесь и будете чувствовать себя прекрасно.

Никаких неприятных ощущений, никаких мыслей.

  1, 2, 3 – вы просыпаетесь.

  4, 5 – вы чувствуете себя все более ясно и отчетливо.

  6, 7, 8 – все тело активное, бодрое, свободное.

  9 – голова ясная, четкая.

10 – проснулись!

  Проверим, что вы испытывали.

Этот диагностический сеанс направлен на то, чтобы выявить все стадии гипнотического состояния – от предстадии до стадии сомнамбулизма.

Проведя испытуемого через этот сеанс, можно диагностировать степень гипнабельности. Степень гипнабельности будет зависеть от того, на каком уровне вам удается достигнуть реализации внушения.

Критерии гипнабельности

1. Предстадия. Расслабленность, сонливость, психический и телесный комфорт. Сознание сужено, но контроль сохранен.

Легко, самостоятельно выходит из состояния. _______   0

2. Сознание сохраняется частично, частое «пропадание» сознания. Пальцы, отведенные вверх, вниз, в стороны, застывают в этом положении. Рука, поднятая вверх, застывает в заданном положении (эффект «восковая гибкость») ____ 2

3. Отвечает на вопросы сначала с трудом, но постепенно всё легче и легче (спонтанная блокада речи). Забывает свое имя и присваивает предложенное. Легко реагирует на суггестивное побуждение «холод – жара», раздевается. ___________ 5

4. Под влиянием суггестивной информации легко передвигается, собирает цветы. ______________________________ 7

5. Выполняет все предложенные действия с открытыми глазами. Сомнамбулизм! Биоробот! ____________________  10

Если вам удалось достичь реакции гипнотизации на уровне восковой гибкости, это уже значит, что данного учащегося нужно блокировать от возможного гипнотического воздействия со стороны.