История музыкального строя
и начала музыкальной грамоты
 

Универсальный язык                        Содержание

Музыка является продуктом и языком прямого взаимодействия души и духа, чувств и разумения, правого и левого полушарий мозга. И поэтому язык музыки понятен всем человекам. Музыка - это универсальный язык человечества, корнеслогами которого являются пропорции музыкальной гармонии.

Цель текста: сократить дистанцию между человеками и музыкальной гармонией до простой и общедоступной последовательности ключевых положений. Чтобы желающие могли легче освоить универсальный язык внутреннего и мирового сообщения: язык гармонии. Плюс попутные знакомства.
 

Сколько звуков в музыкальной грамоте?

На школьном уровне нам сообщают, что звуков семь. Инструменты и профессионалы подсказывают: звуков двенадцать. Новаторы то и дело заявляют, что звуков меньше или больше: греческие пятизвучия, практические восьми-десяти-одинадцати звучия, 17-19-22-звучия арабской и индийской грамоты, экспериментальные 13-29-31-53-89-звучия. А мастера уверены, что звуков сотни или миллионы: не бесконечность - нет: сотни или миллионы - плюс-минус...

Запутанный вопрос. Например мастер колокольного звона 30-х годов Котик Сараджев различал в гамме 1701 звук. Кажется непостижимым... а Сараджев чудесно играл колоколами и называл номера предъявляемых ему звуков. С другой стороны: есть авторская логика: 1701=7*243. То есть Сараджев различал для каждой ноты 121+1+121 ступени. То есть между до-ре (два полутона) и ми-фа (полутон) у Сараджева было одинаковое количество ступеней. Это нелогично, хотя бы потому что при переходе от мажора к минору третий звук тональности понижается на полтона и шкала Сараджева должна при этом удваиваться. Как говориться: нет пределов совершенствованию.

Внесем ясность: в музыкальной грамоте 15! звуков.

Откуда же возникает путаница? - От упрощений в арифметике, от упрощений в традиции, от упрощений в истине. Я постараюсь представить здесь логику гармонии, а логику истории - при желании - вы можете разобраться самостоятельно.
 

История логоса

Логос=Слог - это способ складывания частей в целое. Логос музыки - это строй первозвуков = звукоряд, задающий мелодию и гармонию музыки. Назовем историческую последовательность известных музыкальных логосов:
• натуральный строй
• Пифагоров строй
• равномерный строй

  - Никак не пойму как устроен ваш аппарат для стрижки: ведь головы у всех разные?
- Ну это только в первый раз!

Равномерный строй

Сегодня в музыке используется равномерный строй. Его история начинается в 1636 году, когда французский ученый монах-францискианец Марен Мерсенне издал книгу "Гармония Единоверная" ("Harmonie Universelle"). Здесь предлагалось решение проблемы сонастройки струнных, клавишных и духовых инструментов с помощью выравнивания натурального звукоряда. Дело в том, что натуральный строй четко привязан к первичному звуку установленной высоты-частоты. Поэтому при сдвиге первичного тона менее чем на октаву - например при подыгрыше певцам с рекордно низким-высоким голосом - и инструменты и их ансамбли начинали фальшивить. Мерсенне предложил тщательное усреднение натурального звукоряда, обеспечивающее хорошее звучание уже начиная мелодию с любой из 5 нот октавы.

Математическое решение проблемы равномерного строя было открыто немцем Андреасом Веркмейстером через 55 лет (1691). Решение такое: все соседние звуки должны соотноситься по частоте как 21/12 = 1,0594631 (то есть любой переход на полутон означает повышение-понижение частоты на корень двенадцатой степени из 2). Тогда автоматически становится равным соотношение частот-высот всех звуков, отстоящий на равное число нот. А 12 минимальных звуковых переходов будет равно удвоению частоты, то есть равно октаве.

♫ На первом этаже различения мы находим от 3 до 7 звуков, на втором этаже находим от 8 до 15 звуков. Большее число звуков возможно, так как глубины природы неисчерпаемы. Но это не принципиально, так как параметры человеческого мыследействия дискретны (пульсация, иннервация, биотоки, клеточные и молекулярные резонансы).

Вариантов равномерной темперации предложено было много. Расчетные способы учитывали различные тонкости, включая и пошаговую оптимизацию и сложность степенных вычислений вручную и сведение к практическим алгоритмам и - естественно - попадание в натуральные соотношения. Здесь приведен итоговый вариант равномерной организации лада 21/12.

Завоевание равномерным строем европейского музыкального мира началось в 1722 г., когда Иоганн Себастьян Бах написал "Хорошо темперированный клавир" ("Das Wohl-temperierte Klavier"), где были представлены прелюдии и фуги для всех 24 тональностей (12 мажорных и 12 минорных). С этого момента равномерный строй можно называть равномерно-темперированным строем.

Правда трубы так устроены, что звуки в них могут быть только кратными целым числам. Поэтому духовые оркестры продолжают играть в натуральном строе. А вот безладовые альты-скрипки-виолончели могут настраиваться и играть в любом музыкальном строе (включая весьма необычные строи).

Культ равномерной темперации объективен: возможности музыкального творчества существенно расширились. Но не обошлось и без издержек:
• На слух самыми приятными созвучиями являются квинты и кварты, поэтому на них строится и мелодия и гармония музыки. Так вот теперь - совсем понемножку - в этом смысле фальшивят все созвучия и все звукопереходы.
• При настройке гитары человек нацеливается именно на строй: поэтому - к примеру - при любительской настройке гитары масенькие погрешности пострунной настройки умножаются масенькими отклонениями от природной гармонии созвучий: и поэтому настройка все время кажется неудовлетворительной и плохо держится (неустойчива). Поэтому все новички-любители переживают за свой слух, за исключением разве что очень самоуверенных или плохослышащих-плохочувствующих человеков.
• Комплексы слуха стимулируют поиски уникальных инструментов и компенсируются старательным почитанием уникальных исполнителей-дирижеров. Все для того чтобы заглушить диссонансы строя мощным авторитетом.

Ревнители новой традиции часто ссылаются на нормальную тугоухость. Дескать человек воспринимает звук как один и тот же в пределах 1/8 полутона. Полутон = 1,0595 для равномерного строя и варьируется от 1,0417 до 1,0667 для натурального: то есть 1/8 полутона составляет 0,005-0,008. Возьмем для надежности поменьше. Тогда стандартный звук "ля" частотой в 440 гц может плавать в диапазоне 438-442,5 гц. А квинта =1,5 - стало быть - может плавать в диапазоне 1,5075-1,4925. Равномерная же квинта равна 1,4983: то есть нормальным ухом неотличима.

Что тут скажешь. Послушайте наилучшие миди для начала. Затем подумайте: вследствие волновой интерференции цельночисленные-натуральные созвучия резонируют точно, а вот искусственные резонируют с биением-плаванием звука. Так равномерная квинта дает одно биение в секунду и это вполне ощутимо. Впрочем есть и иные факторы. Например высота звучания зависит от натяжения струны. Поэтому если дернуть струну сильнее, то она зазвучит чуточку выше: усиливая тугоухость громкостью-неожиданностью и - при удаче - сглаживая тугоухость качеством (для управления удачей можно дергать либо первую, либо вторую ноту неудобного перехода).

Конечно же талантливые музыканты приспособились к равномерному строю. Развита практика интонирования, позволяющая технически или композиционно сдвигать созвучия и переходы в гармонию. Кому мало: ведут изыскания в множении звукоряда или в культивировании какофоний. Развита практика умелой настройки инструментов, которая по сути придерживается принципов Мерсенне: сначала камертон, затем квинты-терции-трезвучия-флажеолеты в разных тональностях и тем добиваются гармонического усреднения равномерного строя, наконец поверяют итог большими аккордами. Поэтому в строе Веркмейстера по сути играют только электронные клавиры и компьютерные синтезаторы.

А исходная проблема проста: музыка звучит для человеков, души и восприятия которых довольно неравномерны.

  Перед боем противник насмешливо поддел Пифагора:
- Ну и как же ты будешь бить меня - ты же аскет... и философ и математик?..
Пифагор улыбнулся:
- Я буду бить тебя размеренно, любя и с математической точностью.

Пифагор

Каждый рассказ о равномерном строе непременно содержит упоминание о Пифагоре: вот был натуральный ряд - но там не строились тональности; вот появился Пифагор и выстроил звуки - здесь образовалась комма; вот за дело взялись Веркмейстер и Бах - и все наладилось... хотя...

Если любопытствующий исследователь погружается в предмет, то вскоре обнаруживает, что кажется: можно таки наладить строй до природного. Начинает рассчеты и открывает различные варианты прошлых нормализаций. Погружается еще глубже и видит - проблема полностью не решается. Затем обнаруживает подсказки логоса-природы и двигается трудными-мелкими шажками к... равномерной темперации Веркмейстера. По мере того как потрясение достигнутой целью сходит, любитель соглашается: да в этом действительно что-то есть, да это действительно удобно, да это единственный реальный способ. Впрочем первое очарование природным строем остается: теперь уже в форме светлой неизбывной печали.

А я хочу обратить ваше внимание на некую логическую нестыковку: при Пифагоре строй был как бы восьмиричным, сам Пифагор поклонялся 10-ке, а разговор-то идет о 12-ричном строе? Получается, что Пифагор решил проблему за 1,5 тысячи лет до ее предметного возникновения и формулировки. Оставим в стороне историю западно-европейского музыкального искусства и разрешим нестыковку:

Пифагор открыл двенадцатиричный строй.

Пифагор сделал столь много, а в словаре об этом столь мало - что я предлагаю вам остановиться и спокойно освежить и осмыслить его открытия. Так будет легче восприять истинное открытие Пифагора.

Пифагор (ΠΥΘАΓΟΡΑ) был дальше-больше Гения. Пифагор был Мастером и весьма разносторонним. Сам Пифагор называл себя аскетом и философом: Я не софий, я философий. Ученики часто называли Пифагора Аполлоном Гиперборейским.

Родился на острове Самос примерно в 580 году до рождества Хрестова. Изучал науки у лучших софиев-мудрецов Греции (Фалес, Анаксимандр), Вавилона, Египта, Индии. Был красив и гармоничен во всем. До 50 лет путешествовал и часто попадал в трудные ситуации: изгнания, плены, рабство...

Открыл наклон линии движения звезд и планет к экватору (причина смены времен года). Открыл шарообразность Земли и ее висение+вращение в пустоте и ее совместное вращение с Солнцем-Луной-светилами вокруг Огненного центра космоса. Считал Землю двойной: Земля и АнтиЗемля снизу: y.

Создал Вселенскую теорию чисел: учение о числах четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметическом среднем и геометрическом среднем, о предельном числе и беспредельном числе.

Пифагоровы числа были реальными: единица=монада выступала как точка Космоса, двойка - как линия, тройка - как плоскость, четверка - как тело (самое первое тело, тело первой стихии - это пирамида). При этом все числа были цельными=неделимыми, хотя и могли рассматриваться как сочетание из других чисел создающее в целом синтез их качеств. В этом диалектика Пифагора: монада целого, диада познания целого, триада проявления, тетрада жизни целого.

А в основе своей и мир и вещи состоят из чисел-монад и разделяющей их пустоты. Пифагор следовал четверке первостихий и утверждал их сумму: божественную десятку 1+2+3+4=10. В этой сумме проявлялась ПЯТАЯ сущность, которую он называл Эфиром. Пятиконечная звезда становится у Пифагора символом живого движения и живой устойчивости стихий, а две скрещенные звезды выражали мировую гармонию. Пифагор видел-чувствовал качества и связь чисел с сущностью вещей, называл числа счастливые и несчастные, открывал соответствие чисел движению светил и звукам гармонии небесных сфер.

Ввел доказательную форму в геометрию, создал учение о подобии фигур, планиметрию, развил построение правильных многогранников и многоугольников, открыл известную теорему квадратов. Собственно он и ввел квадраты и кубы чисел (а также числа продолговатые, треугольные, пирамидальные, ..., круглые).

Утверждал божественную природу души, ее бессмертие и перевоплощение душ и помнил свои последние 4 воплощения. Чистые души в  форме монад обретали Рай, больные души - диады - вследствие раздвоенности возвращались на Землю, заблудшие души - демоны - витали между Раем и Землей.

Основал теорию музыки: связь музыки со Вселенной и с Человеком, роль пропорций, нахождение и обоснование гармонического звукоряда, зарядка и лечение хоровым пением.

Был строгим вегетарианцем и противником убийства всего живого. Считал себя аскетом = а-скотом, первоскотом, лучшим из скотов в цепи перевоплощений. Проповедовал скотине числа и гармонию для просветления их душ.

В зрелом возрасте - примерно в 50-55 лет - осел в Кротоне и создал школу для улучшения мира здесь-и-сейчас. Школа включала арифметику, геометрию, космологию, акустику (практику и теорию музыки) и было эзотерическим = из тела, внутренним: и поэтому оберегаемым от непосвященных со спящей внутренностью - душой и духом; для них было предназначено знание экзотерическое - эхо тела, внешнее.

Известно, что записаны проповеди Пифагора:  "О природе", "О воспитании", "О государстве", "О мире", "О душе". До нас дошли только отрывки в пересказе его последователей.

Пифагорейцы жили общинным товариществом-союзом - и мужчины и женщины, следуя правилам и целям своей веры: целомудрие, воздержание, очищение, благотворение. Почитались семейные узы.

Пифагор объединил своих сторонников в свете в Совет Трехсот, который властвовал в Кротоне и в Греции три десятилетия. После смерти Пифагора пифагорейцы подверглись гонениям со стороны аристократии и покинули Кротон.

Звезда Пифагора

Пифагор участвовал в Пифийский играх и стал героем кулачного боя (ПYГ МАХIA). Это был самый простой способ рекламы учения и получения всех личных привилегий. Пифагору было уже за 50.

Пифийские игры в Дельфах проходили у подножия горы Парнас, на склоне которой размещался Пифо: храм и оракул Аполлона, убившего здесь по преданию огромного Змея (ПYΘONINAГЕ - Пифонского нага, Питона). Аполлон является главным оракулом=Пифием, ему служат другие прорицательницы - Пифии, которые определяли-разрешали время проведения игр у Парнаса и у Олимпа. Очевидность: имя ПифаГор получено в кулачной победе, отсюда же качества божественности и титул сына Аполлона, которому посвящались все первые Игры. Вероятно Пифагор выиграл не только ПугоМахию.

Очевидность + Логос:
Пифо=ΠΥΘА означало ПЯТА Аполлона, вероятно по форме места и некого события (падения метеорита, земли-трясения). На месте события обнаружили пещеру с пропастью, над которой построили храм и в которую задавали вопросы-поили-кормили. Игры в честь пяты Аполлона проходили раз в 5 лет и главным их событием было 5-борье. А имя Пифагор следовательно означает ПятиГора по числу достижений: арифметика, геометрия, космология, музыка, пуга-махание - и было отмечено 5-конечной звездой.

В 60 лет Пифагор женился на своей любимой ученице, которая родила ему 2 сыновей и дочь. Умер Пифагор примерно в 495 году до рождества Христова в возрасте около 85 лет.

Ученики почитали Пифагора как сына Божьего, а позже и как Бога.
Обратим разум и душу к его советам.

Начало есть половина всего.
Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен СДЕЛАТЬ?"
Вечером, прежде чем заснуть: "Что я СДЕЛАЛ?"
Прежде всего научайся каждую вещь называть собственным ее именем.
Привычка и с рабством примиряет. И в словах своих, и в делах - избегай всего привычного.
Прежде, чем станешь говорить, дай время твоей мысли созреть под твоим языком.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
He почитай себя свободным до тех пор, пока пропитание твое не будет зависеть от самого тебя.
Научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
Гражданин без собственности не имеет отечества.
Счастье есть дело двоих.
Будь обязан только своему другу и никому кроме.
Между друзьями все вещи общие.

Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб они тебе делали.
Омывай обиду не в крови, а в реке забвения.
Береги слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на твоей могиле.
В общине старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы.
Позволяйте носить корону только богам, женщинам и детям.

Солнце есть жизнь. Наслаждайся созерцанием солнца каждый день.
Не ищи на небе других богов, кроме звезд.
Мир вдыхает пустоту и благодаря этому образуется множество вещей.
Математика очищает душу и помыслы.
Все есть число. Бог есть число чисел.

  Россия это вам не родина слонов:
Россия - родина больших волосатых мамонтов.

Почему по русски?

Необходимо прояснение: почему древне-греческие слова я читаю по русски.

Это сложный вопрос, требующий серъезного вашего погружения в историю алфавита, в историю древнего мира, в историю нахождения и трактовки древних летописей, в историю археологии... Для прояснения этого вопроса советую вам познакомиться с Новой хронологией Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. Они приводят тысячи фактов, которые противоречат традиционному взгляду на историю древнего и средневекового миров. Можно спорить о выводах, можно противопоставлять отдельные факты - но что делать с тысячами контрфактов школьно-научной истории? - В общем: знакомьтесь. В плане языковом попробуйте познакомиться с Русско-европейским словарем Ярослава Кеслера. Здесь выявлен корневой фундамент европейских языков в 1,5 тысячи слов. Вроде все мы наслышаны о влиянии прошлых империй - арийской, египетской, греческой, латинской. Теперь можете сопоставить куда склоняется языковой фундамент. Правильно - к русскому языку. Ведь арийский, древнеегипетский, древнегреческий, латынь - все это умершие языки. Кто их живой наследник? В каком живом языке древние корнеслоги представлены точнее и обильнее? Учитывая, что итальянский и новогреческий были искусственно восстановлены после веков забвения: так как древняя античность была полностью забыта до конца 15 века. Только тогда - после взятия турками Византа и исхода византийцев на Запад - только тогда Европа открывает для себя античность. Причем - так принято - до сих пор высказывает благодарность за это арабским ученым.

Поэтому я вновь советую желающим: русским человекам очень полезно для души знакомство с Новой хронологией древнего и средневекового мира. А здесь для некоторого прояснения приведу логическую схему изменений алфавита которым писалась история:
• русско-греческая буквица является исторически первым развитым алфавитом - АΘВГ, восходящим к этрусским письменам (найдите изображения этрусских надписей, чтобы избавиться от заблуждения о их связи с латынской азбукой - АВС)
• поначалу это были согласные буквы и поэтому самые древние надписи можно трактовать весьма разнообразно
• появление гласных букв связано с древнегреческим расцветом 5-4 веков до Рождества Хрестова: буквы были большими, писали сначала справа-налево, затем змейкой (одна строка так, другая наоборот)
• затем власть в Средиземноморье переходит к TYRANам-латинянам и появляется латинская азбука - тоже из заглавных букв
• затем Европа на тысячу лет забывает о греках и римлянах и их алфавитах-азбуках: то есть буквы как бы остались... но без связи с антиками
• в Византии и Европе (и Арабии) письменность развивается - появляются маленькие-строчные буквы, скоропись, каллиграфия, вязь, украшательства - все как бы в рамках хрестьянства (в Арабии тот же процесс течет в рамках мусульманства)
• после исхода грекоязычных византов в Европу открываются достижения античности: сначала в общих рассказах, затем в переводе цитат и существа с арабского, затем обнаруживают в запасниках и в италийских деревнях пергаменты, затем много пергаментов, еще больше  - словом: начинается эпоха Возрождения
• параллельно определяют исторические и культурные взаимосвязи и нормы написания и произношения

В этом процессе, ведомом европейцами, постарались заглушить прорусское звучание древних языков. Примеры с греческим АθВГ:
• ввели норму переписывать все тексты маленькими буквами, которые не совпадают с большими: Γγ Δδ Ηη Κx Νν Υυ Ωω Σσ
• исказили звучание некоторых букв: Β бэта, Η ита, Z дз, Ξ кси, Ψ пси, Χ ч, Υ ипси, Ω омега
• убрали лишние буквы: ς /Ѕ   F  С/G

Все это велось с активным использованием готического шрифта для правильного смыслового и звукового прочтения. Вначале с арабского переводили на готику. Затем сверяли греческие находки с традиционным прочтением. А в готике довольно много возможностей: и чтобы читать разнообразно, и чтобы ошибиться ненароком, и чтобы поправить ошибку куда следует.

Вглядитесь и сопоставьте. Подумайте о правовых спорах на основе таких записей. 

А на средневековых картах Греции сплошь славянские названия (Волгаста, Глоховы, Кривицы, Подагоры...) и население очевидно соответствующее, что привело к появлению гипотез: дескать древних греков вырезали скифо-славяне. И пока православные греки-славяне-скифы были в османской империи - с 1453 по 1821 годы - в это время исследование древней Греции ведется и познается теоретически. А в 1821 году в Москве Русским Синодом производится ПЕРВОЕ в мире Печатное издание Библии на греческом языке. С этого издания затем была напечатана первая официальная греческая Библия.

 А сейчас несколько примеров из вроде как далекой нам Вульгаты=Латыни.

КВНщики продемонстрировали как можно читать по русски японскую песню и как можно по английски представить русскую песню. Вопрос в том: какое прочтение содержит в себе существенно более талантливый смысл.

О древних русских известно мало, зато много известно о Великой Болгарии-Булгаре. Которая восходит к берегам Волги и в числе их потомков числят казанских татар. Сравните "bulgaricus" = "b oulgarwn" и прочитайте по русски: Волгари. Считается, что русский алфавит восходит к болгарскому. А сами болгары восходят к берегам Волги. Но отсюда же берет свое название Вульгата: язык первой латинской Библии и - одновременно - общий простонародный язык средневековой Европы. Перемена очевидна и очевиден разворот: греческий восходит к этрусскому, а латинский к вольготе. Очень даже не случайно в Казани любят латиницу. А корень "гот" означает введенный волгарями солнечный календарь с привычным нам годом. Что отмечено в God, Got, Бог которые являются вариантами прочтения символа . Сам символ начертан звездами: в центре его сияет Полярная звезда - Ось мира и Ось солнечного года.

Теперь пара любимых примеров из вольготы.

Dura lex sed lex = Дурость уложения сидит в уложении.

Здесь lex=legs=уложение=закон. Сравните с официальным переводом:
Закон суров, но это закон.
Как свежо и точно читается латынь по русски!

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста (Трижды могучего Хора-Месяца) переписана древней латынью и буквально - безо всякого перевода - первая строка читается так
Веру месит сын меняя души, сердцем эту веру сжимая...
Verum est sine mendacio, certum et verissimmum...

А вот на западной латыни она понимается как-то с трудом:
Истинно - без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно...

Так как искать смысл?
Правильно - по русски.

  Предстоящая главка больше подходит для тренировки сосредоточения. Поэтому не читайте ее - а просто и неторопливо разглядывайте ее. И если надоело - тут же прекращайте это непонятное занятие.

Две похожих истории

Я бы только хотел заметить: Праславяне осели в Греции (погреться) и смешали свой язык с местным и, создав империю, развили свой язык - свои имена. Уровень различий между древне-греческим и русским примерно такой же как между русским и украинским. Название впрочем взяли родное: Афинский язык - это русская торговая Афеня. Подросшие дети русичей дали новую волну прогресса: так оформился 75-летний период расцвета 460-385 годов до Рождества Хрестова. Внуки дали слабину - волны хватило на 105 лет.

Вот полный список лучших умов Древней Греции.
Все даты соответствуют 40 летнему возрасту умов.

Гомер ~750 

590-510 Фалес-590 Анаксимандр-570 Пифагор-540 Ксенофан-530

510-460 Гераклит-510 Парменид-510 Эсхил-485

460-380 Анаксагор-460 Софокл-456  Фидий-455 Перикл-450 Зенон-апорий-450 Эмпедокл-450 Протагор-440 Еврипид-440  Филолай-430 Сократ-430 Демокрит-425 Метон-420 Гиппократ-420 Фукидид-415 Аристипп-410 Аристофан-405

380-315 Платон-382 Архит-382 Евдокс-368 Диоген-360 Пракситель-350 Гераклид-348 Аристотель-344 Пифей-340 Теофраст-332 Александр Македонский - 33 в 323

315-247 Тимохарис-Аристилл ~315 Евклид ~310  Эпикур-300 Зенон-стоик-295 Аристарх-270

247-260 Архимед-247 Эратосфен-236

Гиппарх-145

 

История повторилась в 15 веке, после исхода Византов из Царьграда в 1453 году (Османы взяли город в свои руки). Волны хватило на 100 лет. Кстати византы говорили и писали на греческом и носили греческие имена: но быстро приспособились (Любопытна история Коломба-Голубя, который выполнил свою миссию из Португалии для Испании будучи как бы итальянцем. Сделайте еще один шаг в его родословной и еще один и получите Колобок Земли.).

01-прото Альберт Великий-1233 Бэкон-1254 семья Пизано*4-1260-1360 Ди Камбио-1285 Каваллини-1285 Данте-1305 Джотто-1306

02-квази Петрарка-1344 Боккаччо-1353 Плифон-1395

1-Возрождение Ван Эйк-1430 Гутенберг-1440 Анджелико-1440 Дюфаи-1440 Николай Кузанский-1441 Мазаччо-1441 Альберти-1444 Фуке-1460

2-Возрождение Браманте-1484 Пачоли-1485 Босх-1490 Обрехт-1490 Жоскан Депре-1490 Колумб-1491 Леонардо-1492 Савонарола-1492 Америго-1494 Боттичелли-1495 Мирандола-1503 Васка да Гама-1509 Эразм-1507 Макиавелли-1509 Дюрер-1511 Кранах-1512 Коперник-1513 Микеланджело-1515 Нитхардт-1515 Мор-1518 Магеллан-1520 Рафаэль-1523

21-Реформация Лютер-1523 Цвингли-1524 Мюнцер-1525 Тициан-1530 Лойола-1531 Парацельс-1533 Агрикола-1534 Рабле-1534 Хольбейн-1538 Тарталья-1539 Клуэ-1547 Кальвин-1549 Гужон-1550 Вазари-1551 Везалий-1554 Брейгель-1565 Лассо-1572

22-Контрреформация от Тридентского собора 1545-1563 года.

* Славянофилы могут отметить: нам нечего противопоставить этим спискам великих имен. С 1500 по 1840 годы прогрессивная мыследея России почти полностью задавлена.

Две похожих истории: обе культуры были оторваны от своих корней, обе культуры сменились римской культурой. Но суть не в этом: прогрессорские волны в какой-то момент лишились своего стержня. Стержень Возрождения - это Хрестос и отражение его истории в Евангелиях и картинах Джотто-Giotto. Хрестос перед казнью отмечает: я исполнил долг - открыл имя Отца моего. Имя названо в начале Евангелия от Иоанна: В начале был Логос. Имя названо в Апокалипсисе Иоанна (Iωanna=Ивана): Имя его Логос Божий. Тому же Богу служил и Пифагор - стержень эллинской культуры. Отметьте явное сходство учений Пифагора и Хреста (в Апокалипсисе кстати упомянут Аполлион как Царь саранчи и ангел бездны, исполняющий волю Божью).

Кроме Будды есть еще два явных последователя Пифагора: Кеплер и Веркмейстер.

Кеплер следуя странному методу Пифагора открыл фундаментальные законы движения планет в 1608-1619 годах.

В 1666 году Гук формулирует гипотезу о тяготении, еще через 14 лет после ряда экспериментов предлагает формулу тяготения с обратной квадратичной зависимостью и рассматривает ее следствия. В официальной переписке 1679-1680 года Гук представляет ее Ньютону. Тот отвечает, что не знаком с темой. Затем Гук просит Ньютона обосновать формулу математически. Ответ Ньютона неизвестен. В 1686 году Ньютон публикует свой труд: "Философия Природы - Принципы математики". О Гуке ни слова. Да и теоретическое подтверждение удалось не вполне: на что справедливо указывали еще Гюйгенс и Лейбниц: эллиптичность движения планет с Солнцем в фокусе точно не доказана до сих пор. Так может вернуться к странным идеям Кеплера о гармонии солнечной системы.

Именно Кеплер упорядочил, развил и ввел в научную практику солнце-центрическую теорию: открыв 4 закона движения светил, обобщив достижения Тихо Браге (подробные таблицы движения планет) и Коперника ("Сокращение Коперниковой астрономии" - 1622). Только через 10 лет Галилей публикует весьма умозрительный и упрощенный рассказ о системе Коперника (а ведь Галилей знал все работы Кеплера). Именно Кеплер первым связал приливы с действием Солнца и Луны. И школьный телескоп устроен по Кеплеру. Тем не менее главный закон Кеплера - О гармонии Солнечной системы - до сей поры предан умолчанию.

Существенно точнее и подробнее история солнце-центризма представлена в разделе О Мироздании.

Мерсенне явно следовал странным идеям Кеплера и Пифагора о мировой гармонии. И их продолжатель Веркмейстер тоже по существу испытывал странную идею Пифагора о власти чисел и так обнаружил равномерную темперацию, которая вошла в повседневную практику цивилизации и управляет человечьим миром.

Уже в наше время - 30 лет назад - Касаткин разработал кубовые числа в духе Пифагора и построил приборы точной координации движения самолетов и ракет. Думаю, что лет через 30 вся компьютерная информатика перестроится на Пифагоров лад. Этот Логос весьма продуктивен, потому что это Логос Вселенной.

Все это печальные истории, потому что Благо-Логос действует несмотря на обстоятельства, наперекор традиции. Точнее наоборот: человечество действует вопреки собственному благу, границы которого издревле установлены в Божиих запретах: не безобразничай, не обманывай, не насильничай, не развратничай.
 

Гармония созвучий

Гармоничность созвучий обычно объясняется множественным согласованием гармоник звука. Вибрирующее тело вызывает колебания своих частей: так порождаются частные колебания, или гармоники основной частоты = частóты кратные основной частоте. При этом вибрирующее тело само является частью мира и предметного окружения. Таким образом звучание тела создает волновой канал, который принимает как ультратоновые, так и инфратоновые вибрации внешних тел, структуры и частоты которых подобны основной частоте. Частные ультравибрации называют обертонами, низкие инфравибрации называют унтертонами.

На рисунке показана интенсивность восприятия частных гармоник человеком, которые определяют тембр звучания. Надо только помнить, что звучание в целом непрерывно по частоте: оно подчиняется синусоидальному закону, где частные гармоники являются пиками, а инфрасозвучия резонируют в нижних точках синусоиды. Если звуки хорошо согласованы по гармоникам, то они создают более объемный резонанс и это воспринимается человеком как сильное созвучие.

Ультратоны мы воспринимаем головой, инфратоны - телом. Точкой перехода является вилочковая железа - камертон нашей иммунной системы: находится немного ниже основания шеи.

 

4 закон Кеплера:
Закон гармонии Солнечной системы
Гармония заключена в отношениях наименьшей и наибольшей скоростей каждой планеты и в отношениях этих же скоростей двух различных планет... Таким образом: небесные движения суть ни что иное, как ни на миг непрекращающаяся многоголосая музыка, воспринимаемая не слухом, а разумом.

Пифагоров строй

Пифагор согласно своей теории опробовал звучание целой струны, ее половины, двух третей ее и трех четвертей. И так получил приму 1/1, октаву 2/1, квинту 3/2 и кварту 4/3. Это самые гармоничные созвучия и переходы.

Разница между квартой и квинтой дает тон. Две квинты минус октава или квинта минус кварта дают нам вторую от примы ноту 9/8. И т.д. Получается натуральный квинтовый ряд:

Пифагоров натуральный ряд
1/1   9/8 6/5 5/4 4/3   3/2 8/5 27/16 9/5 15/8 2/1
1   1,125 1,2 1,25 1,333   1,5 1,6 1,6875 1,8 1,875 2
×1,125   ×1,067 ×1,042 ×1,067 ×1,125   ×1,067 ×1,055 ×1,067 ×1,042 ×1,067  
Современный равномерный ряд
1 1,06 1,122 1,189 1,26 1,335 1,414 1,498 1,587 1,682 1,782 1,888 2

Советую остановиться здесь на 5-10 минут и разглядеть таблицу звукоряда.

Звуков десять согласно философии Пифагора. Переход может идти через 1,2 или 1,25 давая нам минор или мажор и пятый звук ΣYM-ПЕМПТОН. Так Пифагор называл квинту - полуторный переход в частоте.

* Кеплер на основании движения планет предпочитал значению 1,6875 дробь 5/3=1,667. Существуют и более сложные пропорции в строительстве натурального звукоряда, например, с участием числа 17. А самым популярным объяснением является такое: хорошо то созвучие, в котором частоты звуков соответствуют  пропорции  4-5-6: это мажорная терция, минорная и квинта.

Базовые тональности сегодня - это
• 1 3 5 6 8 10 12  мажор
• 1 3 4 6 8   9 11  минор
• 1 3 4 6 8   9 12  минор гармонический
• 1 3 4 6 8 10 12  минор мелодический

Как видите 2 и 5 звуки нигде не используются. То есть по сути нынешний звукоряд состоит из 10 звуков. Учтем, что Пифагор изучал звук ради хорового пения в две-три квинты-пемптона от одного базового звука. Так что его решение было полным.

А наличие в традиционном объяснении слов "кварта" и "квинта" подсказывает, что такое объяснение сложилось в латинскую эпоху - вернее всего - в средневековье.

С другой стороны: о Пифагоре вспоминают как раз в связи с пояснением идеи равномерной темперации. Ведь если последовательно брать квинты и обращать их назад на октавы (×1,5 / 2), то мы постепенно получим все 12 звуков. Этот подход больше похож на Пифагоров: открыть закон и материализовать его.

Только вот новодеи используют Пифагорову идею в качестве опоры для утверждения азбучной новоистины.

Попробуем воспользоваться перводеей Пифагора прямо.
С учетом новых знаний.

Итак перед нами задача равномерного гармоничного распределения звуков.

Суть современной темперации - это извлечение корня 12-степени. При этом в основе лежит октавная двойка и ее полутоновая производная. Отсюда и начнем.

Основа Пифагора - Пемптон, или 8 звук. Поэтому полутоновый интервал будет равен корню 7-й степени из 1,5 = 1,0596. Получаем следующую таблицу:

Пифагоров равномерный строй
1 1,0596 1,123 1,19 1,261 1,336 1,416 1,5 1,589 1,684 1,785 1,891 2,0039
Современный равномерный строй
1 1,06 1,122 1,189 1,26 1,335 1,414 1,498 1,587 1,682 1,782 1,888 2

Вот и все:
• в основании ряда лежит чистая квинта
• "ошибки" ряда заметно меньше чем обычно представляется: когда считается погрешность на 7 октав
• можно настраивать обычный рояль и "почти" настраивать обычную гитару

Критичный читатель может:
• вспомнить о зональном слухе
• вспомнить, что интервал в 2-3 октавы звучит не вполне гармонично
• подумать о физичности сдвига: если зажать струну пополам, то она будет звучать чуточку выше чем вдвое: за счет дополнительного натяжения, за счет уменьшения относительной площади опоры
• подумать о законах восприятия: каждый звук чуть напрягает звуковую матрицу восприятия и она слегка округло прогибается, создавая тягу к чуточку более высоким переходам

А любителей можно просто поздравить. Во-первых: такая настройка проще и устойчивей (настраивайте по квинтам и аккордам - доверяясь своему чувству гармонии и новому знанию). Пифагор был уверен, что точно так же была настроена лира Орфея. И здесь сила: теперь инструмент отпускает вас на волю. Теперь можно перестать искать-терзать в нем скрытую гармонию-дисгармонию и - наконец-таки - сосредоточиться на душевном приятии мировой гармонии.

Потому что в гитаре-фортепиано-трубе нет гармонии - здесь есть только строй; гармония живет наружи и приять ее можно только человечьей душою.

Учтите силу привычки: музыка льется отовсюду и в нас накопилось гигантское количество образцов равномерной темперации. И учтите силу мысли. Сегодняшний строй замкнут дважды: на резонанс двойки и на равномерную двоичную темперацию. Отсюда мыслетяга попасть в перекрестие мишени и отсюда ощущение завершенности хорошей правильной настройки. Новая настройка чуть открыта, чуть необычна... но назад пути нет: ведь сколько не ищи гармонию в двойке - здесь ее нет: это то же самое что строить квадратуру круга.

Поиграйте в чистых квинтах и пообвыкнув вы почувствуете, что душа потихонечку раскрепощается... и тело и чувство и голос и душа... добреют-хорошеют.

Пифагоров строй возвращает ВЕРУ:
веру в гармонический закон, веру во Вселенную.

Арифметика

Подобным образом можно взять за основу любую ноту-интервал. Другие ноты дают большую погрешность в октаве: в 1,5 раза для кварты (4/3) и в 4-7-15 раз для остальных натуральных значений. Оправдана ли такая погрешность? Ведь мы уже оперлись на гармонический Пемптон. Тем не менее: наметим от него другие перворифы-арифметы.

Греческое А и арабское Аль перед корнеслогом означает "лучшее, первичное". Например А-Симметрия = Лучшая Симметрия. То есть в определенном смысле это может считаться приданием корнеслогу качества противоположности. А вот приставка "Ан" действительно означает "Не".

При построении любого звукоряда мы опираемся на квинту. При этом выполняется равенство:

1,512 = 27

Прологарифмуем его:

7/12 = lg1,5/lg2 = 0,5849625

То есть отношение номера пемптона к числу звуков в октаве должно приближаться к этому числу. Для современной гаммы получаем:

7/12 = 0,583333   - хорошо.

Самоскладывая lg1,5/lg2 мы получаем все довольные приближения к цельным отношениям и соответствующие длины звукорядов:

3/5=0,6 4/7=0,571 5/9=0,555 7/12 = 0,583333 10/17=0,5882 11/19=0,5789 13/22=0,5901 18/31=0,5806 31/53=0,5849056 117/200=0,585
Δ=0,015 0,0135 0,029 0,00163 0,00327 0,006 0,006 0,0043 0,000057 0,0000037

Как мы видим: в диапазоне до 53 нот самый точный равномерный строй дают нам 12 звуков. Это еще один ответ на вопрос: почему нот именно 12.

Поэтому если мы желаем ввести в музыку более тонкие звуки, то следует обратить внимание на числа 48 и 53.

♫ Это прямой вывод. Но есть еще и таланты с оригинальной логикой. Поэтому весьма полезно и любопытно изучить 31-звучный ряд Христиана Гюйгенса. Но сначала надо найти авторское представление и перевести его на русский язык. 
 

Геометрия   

Познакомимся с Пифагоровой моделью Космоса-Вселенной.

Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер. В центре вселенной расположен невидимый напрямую Огонь, согревающий изнутра Землю и распаляющий Солнце. Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю и Солнце. Каждая сфера определена своим числом и поэтому светило издает при вращении свойственный только ему звук-вибрацию. В целом космос звучит гармоничным мировым хором: музыкой небесных сфер. Человек привык к звучанию мира с рождения и привычка затирает светильную музыку и человек привычно ее не замечает.

Здесь небесные светила - это первозвуки, а расстояния между ними образуют музыкальные интервалы:

Огонь   Земля Луна Венера Меркурий   Солнце Марс Юпитер Сатурн Звезды
1   2 3 4 5   6 7 8 9 10

Один переход здесь равен одному тону или расстоянию примерно в двадцать тысяч километров. Солнце является Пемптой...

Пора перевести на русский лад: греческое ПЕМПТН где последняя буква "ета". ПЕМ в греческом значит печенье, в том числе как жертвенный дар Аполлону. То есть русская буква Ч была здесь переиначена в среднегреческую μ. Напомню: во времена Пифагора писали "зеркально" справа налево. Получаем ПЕЧ. Рядом вибрирует корень ПЕШ (греки использовали и перевернутые буквы), так как шествие к Аполлону было пешим. А здесь до Солнца - совершенной шестерки - как раз пять шагов.

Выбираю: ПЕЧь-ПЯТА на уровне Солнца и уровне Печени (1/1,5=0,67 длины тела). То есть ладонная печать, или лад.

Впрочем: в ладе первый звук задается ладонями - хлопком ладош - ладушками. А здесь - очевидно - первозвук исходит от топа: и отражается в пении - пэмммм... Топнули - подхватили, топнули другой ногой...

Далее будем пемптон-квинту называть Пемпятой.

... Мощь небесной музыки порождается размерами, массой и скоростью вращения светил. И настолько же совершеннее земной искусной музыки.

Сделаем паузу и опробуем топотно-печенную приму.

 

 

  История золотого сечения
Ф= 1,618034... = (51/2+1)/2 = 2cos π/5             1/Ф+1=Ф=Ф2­1

1. Пифагор: в 5-конечной звезде отрезки между вершинами делятся в золотой пропорции. Платон приводит еще одно пифагорейское определение золотой пропорции: деление отрезка так, чтобы большая часть относилась к меньшей, как весь отрезок относится к большей.
2. ФЕIДIА (Фидий-Федя) - главный скульптор Акрополя и Парфенона, осознанно использовал золотую пропорцию и ее порой называют числом Фидия. Отсюда же происходит частое обозначение золотой пропорции буквой Ф.
3. Леонардо Фибоначчи - в задаче о размножении кроликов получил самоскладывающийся ряд: 1-1-2-3-5-8-13-21-34-55-89... Через 400 лет Иоганн Кеплер доказал, что отношение соседних членов - 89/55... - сходится к золотой пропорции.
4. Лука Пачоли и Леонардо да Винчи в 1509 году написали книгу "О Божественной пропорции" (sectio autea - сечение самотейное), где привели 13 чудесных свойств пропорции Спасителя.

Логос+

Движение светил объемно. Пропорции гармонии (жара манящего) создают между сфер соответствующие правильные многогранные тела гармонии: пульсирующие тетра-тетраэдр, кубо-октаэдр, додекаэдро-икосаэдр. Последний соответствует 12-ряду и содержит в себе и пятерку и - в ее глубине - золотое сечение: 1,6180034.

Золотое сечение в звуке-частоте напрямую создает малое золотое сечение - 0,618 - в длине струны. Это 8 звук 12-ряда, задающий свое равномерное деление.

1,618034=(51/2+1)/2
Полутон равен: 1,6181/8=1,0619974

Золотой звукоряд
1 1,062 1,128 1,198 1,272 1,351 1,435 1,5236 1,618 1,718 1,825 1,938 2,058

Странный результат. С другой стороны: эстетики то и дело повторяют, что простые пропорции суть ключ к музыкальной гармонии. А ведь мастера давно уже определили самую гармоничную пропорцию как золотое сечение. Поэтому вам так просто не отвертеться от золотого звукоряда.

Да - он необычен. Да он нарушает привычное чувство музыки, впитываемой нами отовсюду с рождения. Да он создает сложные объемные резонансы и струнные инструменты здесь являются лишь первичным подспорьем. Вспомните как звучат бокалы и колокола. Тело звучит мягче, богаче, необычнее.

Вселенная сложна и необычна, и человеческое тело тоже сложно и необычно: или - так будет точнее - их звучание живо и чудесно.
 

Когда Пифагор открыл теорему квадратов, он автоматически открыл несоизмеримость полного звукоряда в цельных числах: то есть нельзя полностью совместить четыре и пять переходов (то есть пемпята и октава несоизмеримы целыми числами). Будущие критики открыто подозревали, что это разрушило его теорию цельных чисел и поэтому он скрыл этот вывод от учеников: тем более, что видел в мире и менее полезные иллюзии.

Действительно: Пифагор закрыл эту брешь от учеников: он закрыл несоизмеримость своим телом: учение стало эзотерическим - из тела: если разум не может найти верный ключ - пусть тело вслушается в музыку сфер и само примет решение: если не можешь ты - на помощь придут друзья. А в свою теорию Пифагор ввел предельное число и беспредельное число, направляющие человека к истине в подобных ситуациях. Пифагор не был софием-соитым с сутью, он был любителем сути. Квадраты-кубы чисел - это цельные сущности, не равные их точным-точечным значениям-проекциям. Несоизмеримость в теории Пифагора естественна: нельзя выразить живое тело через объем, объем через площадь, площадь через линию, линию через абстрактную точку. Живая монада (манящая желание) соизмерима только с живым телом.

Но можно пробовать.

Вот и здесь: Золотой ряд открывает новый живой опыт и ждет своих талантов-гениев-мастеров.

  Практика - критерий истины.

Техника

1. Можно строить инструменты на Пифагоров лад.

2. Можно создать банк звуков и соответствующую миди-программу вроде Guitar Pro с дополнительными полезностями. Например: записал позвучно мелодию, посадил ее на клавишу и набил живой ритм, затем мышкой проинтонировал - словно дирижер - общий строй музыки. И можно будет жить без миди-клавиатуры. И можно петь караоке с мышкой: вправо-влево - меняя темп, вверх-вниз - меняя тональность.

Очень полезная и замечательная полезность.

3. Можно создать мягкую клавиатуру с 48-53 контактными точками на октаву и различными разрешающими режимами (различными звукорядами). Еще лучше: контактная точка на каждый миллиметр (с динамическим переключателем зоны контактов внутри клавиатуры). Вывод USB, сменяемые режимы и карты раскладки (а-ля револьверо-барабан), программно-визуальное сопровождение игры метками-образцами...

4. Можно педалировать звучание электроинструмента: чуточку выше-ниже...

И - лучше и проще всего - настроить собственное тело и свой голос на новый лад и просто петь. Для начала рас-пемпятывая мелодию и подхватывая голосом отзвуки примы в печени.

  Миллионотоннам детского труда посвящается.

Музыкальная грамота

Сложно сказать какой звук лучше считать первым:
• обычно это ДО
• в латинском нотном ряду АВСD - это ЛЯ
• на нотном стане отсчет ведут от СОЛЬ или от ФА
• от СОЛЬ начинается и церковное пение

Такие же сложности ждут нас при знакомстве с нотной записью и знакомстве с тональностями музыки. На нотном стане мало сделать переход вверх-вниз, следует еще припомнить 7 нот и длину этого перехода: то ли тон (до-ре), то ли полутон (ми-фа), то ли что-то еще (учитывая знаки в начале стана).

Непонятно сколько звуков в гамме: то ли 7, то ли 8, то ли 12, то ли 5, то ли 10?

Тональности тоже вам просто так не дадутся. Их много: 4×12 + масса специфических. Поэтому уже веками ученцов подолгу пытают гаммами, чтобы впечатать хотя бы классическую матрицу в душу и чувство.

Но вот начинаешь подбирать знакомую мелодию на одной струне и обнаруживаешь, что все не так просто. Например в Чаплиновской "Крокодиле" используются подряд 4 звука, а в "Песне строящей" Дунаевского цельных 6. И в общем: можно сыграть несколько иначе и еще иначе и все равно обнаружить, что звуков не хватает: вот здесь бы чуточку ниже, здесь чуточку выше. И еще не факт, что центр мелодии дает исходную приму - которая задает верное название тональности.

А ведь мы еще ничего не сказали о созвучиях и аккордах...

Пробуем упростить ситуацию.
 

Первая нота

Ut-re-mi-fa-sol-la-sa знаменует начальные строки гимна святому Иоанну "Ut queant laxis".

Ut queant laxis От квинты ласковой
Resonare fibris Перезвон вибраций:
Mira gestorum Мира гостящий
Famuli tuorum Славу творящий
Solve poluti Солнце получая
Labii reatum АльБии речет
Sancte Ioannes! Святой Иоанн!

Уф: как осмысленно читается древняя латынь по русски!

Говорят, что так и возник знаменитый ряд нот. Выпишем его вместе с другими вариантами.

ut/до   re   mi fa   sol   la   sa/си ut
C   D   E F   G   A B H C
Г   Д   Е S   ζ   А Θ В Г
3   4   5 6   7   1 8 2 3

И посмотрим на Обиходный звукоряд православного церковного хора.
Повнимайте, попробуйте сопоставить.

G   A   H C   D   E F   G   A B   C   D
7   1   2 3   4   5 6   7   1 8   3   4
ζ   А Θ В Г   Д   Е S   ζ   А Θ В Г   Д
1   3   5 6   8   10 11   1   3 4   6   8

Результаты:
• В русской S без труда узнаётся ключ Фа и ключ Соль в русской ζ. Видимо поначалу их путали, что отражено в изысканной форме ключа Соль.
• Восьмая нота Θ-8 снимает путаницу В-Н.
Уточним: известные Алеф и Алфавит показывают изначальный порядок букв в русской-греческой Аль-Θа-Ви-Га. Здесь Θ задает восьмиричную систему древнерусской грамоты: говорим АльΘа и автоматически начинаем отсчет (цифр еще не было). В средние века Θ стали строчно писать как б (с загибанием кончика вниз) и затем большое Θ сдвинули в конец АльБаВиГи. То есть Θ может произносится и как Батя, и как оТче, и как Фита - в зависимости от значения слова и его истории.
• Соль - очевидно - это Солнце (и русское, и латинское Sol), начало начал, прима, первостихийный звук.
• Латинское С - видимо - это измененное Г-G.
• Ре - это Р, пемпята, середина строя от Аль-Ля. В русской АльБаВиГа "Р" также является сущной серединой, центром симметрии всех букв.
• Си/Sa - еще одно отражение Θиты при смене октавы.
 

Названия и количество звуков

Изначально буквы означали номера звуков. Следует вернуть им эти значения.

Но перед тем необходимо понять: что означают цифры 7 и 12. По существу.

Это структурные единицы оперативной памяти.
Тело-Душа-Разумение воспринимают мир 3-х мерными образами.
Число комбинаций 3-х единиц осознания равно 7: 1 2 3 12 23 13 123.
С учетом доминантности: + 21 32 31 231 312: получаем 12 единиц.
С учетом структуры: + 132 213 321: получаем 15 - полное число комбинаций.

Матрица мышления использует четыре варианта распределения информации:
а) простой - 1-2-3-4-5
б) формальный 1-2-4-8-16
в) содержательный 1-3-7-12-15
г) прогрессный 1-2-3-5-8

Варианты комбинируются: 1-3-4-7-11. При этом вход и выход оперативной памяти должны быть открыты. Если управлять ими (воля, осторожность, контроль), то мы занимаем сюда дополнительные части и теряем во внутренней глубине разумения.

Плюс числовой закон. Например: пробуем обобщить формулу 27=1,512. Перепишем так: 27/12=1,5. Обобщим: f(2)0,618=1,618   =>
f(2)=1,6181,618=2,17846. Темперируем на 13 ноту и получаем.

Золотой звукоряд-2
1 1,062 1,127 1,197 1,271 1,35 1,432 1,521 1,615 1,714 1,82 1,933 2,052

Получилось почти то же самое. Разница в более глубоком смысле, подтверждающим правомерность золотого ряда.

Обратите внимание, что золотая нота получается здесь как 2,0528/12=2,0522/3. То есть золотой ряд как матрешка включает в себя 4 ряда и может быть естественно продолжен на одну часть - до 15-16 ноты. Плюс протяжение октавы до 13 ноты.

Не забывайте о привычке: золотой звукоряд открывает весьма непривычную-стихийную музыку. И это только ключ - пусть и золотой. Бах ведь тоже не сразу проникся равномерностью.
 

Подытожим.

Восстановление здравого смысла в музыкальной грамоте

1. Мелодия задается двумя пемпятами-квинтами вниз-вверх от середины. То есть звуков должно быть 15.

2. Звуки обозначаются цифрами:
...10-11-12-1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1+ 2+ 3+...
Можно использовать при этом обычный нотный стан. У каждой ноты будет свое лицо и их можно будет поджать внутрь стана. В целом: любителям и гитаристам хорошо - клавишникам придется чуть переучиться (вот где пригодятся их трудовые знания тональностей).

3. Тональности выглядят при этом так:

Тональность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3
мажор-мажор            
мажор-минор            
минор-минор            
минор-мажор            

Здесь мажор-мажор - это привычный мажор: 1-3-5-6-8-10-12.
Мажор-минор - это сдвинутый на пемпяту-квинту гармонический минор:
1-2-5-6-8-10-11.
Минор-минор - это сдвинутый на пемпяту-квинту минор:
1-2-4-6-8-10-11.
Минор-мажор - это мелодический минор: 1-3-4-6-8-10-12.

Минор суть зеркальное отражение мажора во времени.

7 и 9 звуки могут быть вовлечены в мелодические переходы вокруг пемпяты, которая становится опорным звуком мелодии и приобретает свое лицо: это центр двойной квинты = лада.

4. Разнообразие тональностей следует изучать: голосом и струной: на примере лучших песен и мелодий: тональность "Капитан-капитан", тональность "Налей дружок по чарочке", тональность "Амурские волны"...

Сначала голосом, затем струной, снова голосом...
Сначала уточняется верхняя граница тональности (по довольству-точности голоса), затем уточняется нижняя граница (+ тело + сила + органичность)...

Освоите 20-30 хороших мелодий и накопите живое чувство тональностей и чувство собственного голоса.

5. Аккорды запишутся так:
Е     1-5-8         E7  1-5-8-11     E9  1-3-5-8-11   Emaj  1-5-8-12
Еm  1-4-8       Em7 1-4-8-11   Em9  1-3-4-8-11   Edim  1-4-7-12
E+  1-5-9          E-  1-5-7

6. Дополнительные осмысления:
• Муза=мужа, принадлежащая мужу: сравните жена-гений/жених. Аполлон=Музагет - покровитель всех муз. Музыкальный=мужицкий. Пели и музыцировали в храмах, вдохновляемые музами.
• Прима - при Ма. Ма-Мо-Ме - благоть божественная, внутренняя, внешняя.
• Секунда - секущая. Тон - тонкость.
• Терция - тельце-тельная, формующая тело лада.
• Кварта - сердцевина лада (квадратная; кардио, хабар, харчи, хвора) = октава минус квинта.
• Квинта - квинььь, закон лада (пемпята), центр 4-х стихий.
          Закон и сердце лада задают гармонию в любом предмете.
• Октава - восьмая нота хоровой гаммы, знак 8-ричного круговорота.

  Вторая половина Начала.

Распространение музыкальной грамоты

1. Союз мастеров для создания народного гитарного самоучителя: Гарик Сукачев, Олег Митяев, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Валерий Сюткин, Витас...

Акцент делается на вкусовое решение критических проблем: выбор гитары, настройка, начальная техника, стартовый наилучший мелодический и песенный репертуар, постановка и развитие голоса, принципы аккомпанемента, базовый набор украшательств, сочинение мелодий, сочинение стихов, представление, переход на клавир, электрогитара.

Центральным вопросом является песенный репертуар. Вот пробный список безупречных русских песен: Утро туманное, Амурские волны, Журчат ручьи, Налей дружок по чарочке, Дорогой широкой, Когда простым и теплым взором, Хочется-хочется синих-синих волн, Белой акации гроздья душистые, Песенка о медведях, Чунга-Чанга, Журавль по небу летит, Есть город золотой, Последняя осень, Далеко (Сюткин), Осень она не спросит, Дроля мой, Ночь светла, Знаю я есть края, Через годы (Витас).
 

2. Увы: безупречных песен для всех мало. Впрочем можно попробовать подлечить пограничные песни: Широка страна моя родная, В лунном сияньи...

Например: Широка страна моя родная - это и есть наш национальный гимн. Только вот слова корябаются, звучат фальшиво - вот и не поют ее. А ведь какая мощь здесь проаккумулирована!! Не случайно и Дунаевский и Лебедев-Кумач исподволь возвращались к этой теме, подыскивая отдельные образы-слова и словно подсказывая нам: ну посмотрите же. Пробую, всматриваюсь: можно петь так:

От Москвы до самых до окраин
С южных гор до северных морей
Прирастает благодать земная
Необъятной Родины моей.

     Широка страна моя родная.
     Много в ней лесов, полей и рек,
     Я другой такой страны не знаю,
     Где так вольно дышит человек.

Дальше: нужен конкурс народных поэтов и конкурс народных песен. Такой конкурс сам по себе замечательное действо.
 

3. Вспомним и компьютерах. Все-таки будущее за ними.

Начать можно с миди-караоке-оформления лучших песен-мелодий Мастерами. Это прямое учебное пособие по гармонии и средство развития певческого умения. Опять-таки для народа хорошо: собрать и представить лучшие песни, чтобы песня вернулась в дома и застолья.

Здесь же попробовать сконструировать компьютерную программу вроде Guitar Pro: бесплатно, проще, с поддержкой караоке, с подборкой учебного материала и образцов, с поддержкой звуковых банков и тонкого сдвига частот.

Плюс виртуальная клавиатура и дешевая USB-приставка вроде китайской пианины. О детях надо заботиться, да и взрослым будет любопытно.

Все это естественно активируется и разрешается в рамках мастерской организации. Не в деньгах счастье и не в их количестве. Деньги тут вообще ни при чем. Смысл жизни в росте благопроизводительности и накоплении благоти внутрь себя и наружи. А расходы на создание самоучителя-программ полностью компенсируются их изданием. Вопрос в наполнении. Других проблем нет.

Вспомним и о том, что первым инструментом является наш голос. Караоке-проигрыватель с определением частоты голоса и автоподстройкой тональности-ритмики (плюс колесико мышки для графического интонирования) будет идеальным решением для дома. Развивая обратную связь: голос-частотомер: получаем простой миди-инструмент для записи партий чего угодно и дальнейшего развития душевного и гласного умейства.
 

4. Плюс грамотная организация. И реклама и конкурсы и смежные рынки...

Главное ни с кем не бороться, стараться со всеми дружить... помнить - если все сделать верно - вокруг будут те же человеки, что и сейчас...

Огромен рынок хорошей фоновой музыки, развивающей бульварные мотивы Гарика Сукачева и живое исполнение классики - без показных бурных переживаний непонятно чего, а наполняемой спокойным природным довольством хороших человеков-музыкантов.

Или к примеру сеть магазинчиков для вкусовой продажи очень типового ассортимента: гитары, синтезаторы, колонки.... Лучшая гитара за 3 тысячи рублей, лучшая гитара за 200 евро, миди-клавиатура за 7 евро... Почему бы и нет: модернизировать обычную клавиатуру и играй на здоровье. Нужна именно игрушка для всех.

Организация здесь нужна постольку поскольку. Главное цель держать: рост благопроизводительности своего народа: с помощью развития и широкого распространения универсального языка - языка музыкальной гармонии.
 

5. Уставная цель: уроки музыки в школе, наполненные новаторской силой и природной гармонией. Переходная форма: школьные факультативы - недорогие за счет сетевой организации и с поддержкой местных предпринимателей до бесплатных. Так, шаг за шагом, будет возвращаться праздничный русский дух в молодежь, в дома и в дружеские собрания.

  Базовая практика.

Музыкальная перводея

А пока дело делается можно посоветовать любителям следующее:
• выбор гитары: обратите внимание на львовскую Renome (90-100$) и канадскую Art&Lutery (230-280$)
• настраивайте гитару по квинтам и аккордам
• для развития тонального чувства ежедневно в течение получаса подбирайте - голосом и струнами - одну мелодию (не ищите гармонию в гитаре - ищите гармонию в своем голосе и теле)
• для развития гармонического чувства подбираем аккорды и их звучание, опираясь на свой голос и тело
• купите хороший самоучитель - например Владимира Манилова - и планомерно, четко придерживаясь рекомендаций, освойте его уроки (это самый здравый путь сегодня)
• занимайтесь только в хорошем настроении: делайте перед занятием общую зарядку и легкую силовую разминку пальцев-кистей до и после уроков
• дополнительные уроки вы найдете на сайтах www.7not.ru  и http://host.km.ru

Новое чувство должно созреть. Ориентируйтесь на 25-40 занятий для проявления нового чувства: Пифагоров строй, Чувство мелодии, Чувство гармонии. Объем занятия задается ситуативным объемом от 10 до 25 минут: больше = лучше.

Критерий верности: улучшение самочувствия: если кпд мыследействия выше 100%, то и новое чувство зреет и самочувствие улучшается в каждом занятии.

Выдам секрет еще раз: не в гитаре счастье - опирайтесь на тело и голос.

Для развития мелодического чувства лучше использовать безусловные гармонии: смотрите мой список песенных гармоний. Одно занятие - одна мелодия. Сначала голосом подбираем тональность: выстраиваем самые высокие ноты, затем самые низкие, затем срединные. Сформировав таким образом собственное чувство мелодии-песни подбираем затем мелодию на гитаре. Ориентир простой: логос мелодии устойчив при растяжении: то есть ищите ускользающие переходы медленно. Одно занятие - одна мелодия. Важен не результат - важен объем хорошей душевной энергии. Поэтому на следующем занятии подбираем следующую мелодию-песню.

Ваша цель: формирование чувственной матрицы мелодии. А чувство как известно не терпит насилия. Поэтому не спешите, дайте чувству созреть самому, в течение 25-40 занятий. Уже через несколько занятий вы обнаружите, что мелодии подбираются легче и естественнее. Поэтому не беспокойтесь о результатах первых занятий - они автоматически улучшаются по мере проявления и развития общего чувства. Формируйте матрицу полным списком.

Первое чувство - это чувство Пифагорова строя. Поэтому разумейте спокойное доброе накопление настроек гитары и чувство проявится само.

Следующий этап - мелодическое чувство. Когда оно сформируется вы автоматически научитесь быстро и точно подбирать мелодии (основа импровизации), проявите линии всех этих мажоров и миноров (мелодические законы) и проявите чувственную мелодическую ткань между различными мелодическими логосами (основа творения мелодий).

Следующий этап - гармоническое чувство: пение + аккомпанемент. Подход тот же: опираемся на душу и голос, добавляем аккорды, добавляем краски-нюансы-ладности. Доверяйте своим чувствам и своему телу.

Но помните и о целях: ведь вы поете не только для себя. Ваше пение должно быть гармоническим антиэнтропийным процессом, воспринимая и настраиваясь на который человекам будет становиться лучше.

...И они пронесут это чувство и этот заряд до следующего человека и передадут ему впечатление и слава о вас будет разносится сама...

Поэтому принимайте вниманием всю окружающую ситуацию вместе с живыми слушателями и стройте гармонию стихий: Небес, Земли, всех Человеков и всех Звезд и всей Природы.
 

И еще раз о роли дисциплины.
Фундамент ваших успехов = хороший тонус + недельное планирование.
Полгода дисциплины и вы будете весьма довольны результатом.
 

Теперь - думаю - вы-мы готовы к знакомству с природным звукорядом.
 

В начале был Логос

Музыку открыл Хор-Гор-Кор - родитель нашей цивилизации.

Его Логос - это круговорот мировых стихий, отраженный в 8-значной звезде (символ Неопалимой купины). Хор воплотил свой Логос в открытия письменности, счета, календаря, музыки и других искусств. 

Вот он - Логос нашей цивилизации, Логос Земли

                              

Хор получил его вживаясь в круговорот звезд вокруг Полярной звезды:
это круговорот 4-х стихий - суть времени
это карта мира - Земли и небесной сферы
это семя письменности и счета

 

Логос Хора объёмен: это координатный шар, где буква Ж являет оси земной и небесной сфер. Хор путешествовал и демонстрировал возможности Логоса Вселенной. Будучи творцом он делал это каждый раз как первый раз (по новому) и все лучше и лучше.

Осев в Египте Хор открыл новую страницу письменности: смысловое письмо картинками как универсальный буквальный язык (иероглифы). Мы не понимаем этот язык, так как нам мешают родные слова: смотрим на глаз и думаем - это глаз...

Хор открыл эпоху городов и хоромов, улучшил основы ремесел, создал науки и сформулировал заповеди-недеи для умножения хорошей жизни.

Благотная сила Вселенной восходит из недр Земли.

Чтобы приять ее легко и естественно соблюдай 8 недей-антей:

Так начиналась наша цивилизация: незатейливо, сразу с золотого века.
 

Латинская экспансия модифицировала-квадрировала Логос, с существенной потерей качества: Логос изъяли из Вселенной. Так общинная саморганизация сменилась лидерной.

Ну да ладно.
 

Хороводная музыка

Хор познавал звучание человеческого голоса и человеческого тела. Ощущая свое  тело струной Вселенной, музыка=лад которой порождались Землей, Солнцем, Луной, Звездами и всей Вселенной.

Телесные пропорции - схема В.Клименко

Музыка Небес порождала звук в подошвах, музыка Земли порождала музыку в макушке. Соединение Небес и Земли делило телесную струну почти пополам, на уровне копчика - нижнего соединения тазовых костей. Срединная точка образовала цельность между первозвуком и центром тела-струны.

Цельность требовала разрешения в восьмизвучие, отражающее природу стихий.

Изначально в музыкальной грамоте было 8 опорных звуков: 4 стихийных + 4 переходных.

* Можете понимать 8-ричность как множество всех особых точек синусоиды, свернутой в круг.
* В эпоху Возрождения первозвуки отождествили с интервалами и тем уменьшили число первозвуков до семи.

Первое деление было самочевидным - на равные промежутки по восьмушке. Мудрость Хора выразилась в том, что он делил именно звучание = тонкость звука: делил простым прибавлением вселенских восьмушек. Так получались тóны. А пространственное деление струны было следствием и использовало открытую Хором же обратную зависимость - тоже довольно прямую.

Например для музыки Земли получалось так.

центр маковка рот бронхи сердце солнечное сплетение поясница крестец мочевик копчик
тонкость-тон 1 1,125 1,25 1,375 1,5 1,625 1,75 1,875 2
  8/8 9/8 10/8 11/8 12/8 13/8 14/8 15/8 16/8
  1 9/8 5/4 11/8 3/2 13/8 7/4 15/8 2
длина 1 0,889 0,8 0,727 0,667 0,615 0,571 0,533 0,5
  1 8/9 8/10 8/11 8/12 8/13 8/14 8/15 8/16
природный звукоряд 1 1,125 1,25 1,333 1,5 1,6 1,8 1,9 2
современный звукоряд 1 1,122 1,26 1,335 1,498 1,587 1,782 1,888 2
отличия       0,04   0,025 0,032 0,013  

Существенное отличие от мелодичного звукоряда только одно: это сердечная нота: 1,375 - низ сердца и 1,333=4/3 - центр сердца. Если послушать ладонью грудной звук, то можно согласиться с выбором прямого Логоса. Но гармония тела подсказывала: здесь несоразмерность.

  Вот мы и добрались до сути всех основ.

Природный строй

И Хор смастерил струну, чтобы материализовать задачу.

Довольно быстро он нашел природные созвучия и затем обнаружил простую суть.

Первостихиям соответствовали точки струны, в которых прямое и обратное звучание совпадали качественно. Такие точки получались делением звукового диапазона пополам:

точка опоры 0 1/2 - 1/2 2/3 - 1/3 4/5 - 1/5 8/9 - 1/9 16/17 - 1/17
прямое звучание 1 2 1,5 1,25 1,125 1,0625
обратное звучание 1 2 3=1,5×2 5=1,25×4 9=1,125×8 17=1,0625×16

Получив точные звуки первостихий Хор принялся за поиски звукопереходов. Решение было простым: обратное звучание переходного звука должно попадать в звук первостихии. И Хор обнаружил, что эти звуки являются обратными к удвоению тонкости первостихийного звука.

А Б=А×2 В=Б/(Б-1) Г=2nВ/(2nВ-1) Д=2Г/(2Г-1)
1,0625 2,125 1,89 1,36  
1,125 2,25 1.8 1,3846  
1,25 2,5 1,667 1,4286  
1,5  3 1,5     => 1,2=4×1,5/(4×1,5-1)   => 1,7143
2  1,333    => 1,6=2×1,333/(2×1,333-1)  


Так получается природный звукоряд, в котором явь звука совпадает с навью или дополняется-строится навью.

1 1,0625 1,125   1,25   1,5           2
  1,89 1,8 1,2 1,667 1,333 1,2   1,667   1,8 1,89 1,333
      1,7143   1,6   1,6   1,7143      
                1,4286   1,3846 1,36  

В полном природном звукоряде 15 звуков, но их симметрия неформальна - их симметрия существенна. Первостихии создают устойчивые звуки, переходные звуки разрешаются в первостихии и в глубине зреют интонационные звуки.

В полном строе можно слышать звуки и дышать их потенцию.

Это идеальный строй = соединение 4 стихий:
Вода+Воздух+Огонь+Земля = Благоть.
В нем волшеба и благоть.

Хоров лад был предназначен в первую очередь для сообщного хорового пения. И его 8-ричная основа используется до сей поры в церковных хорах - в обиходном строе. Здесь пемпята тоже выступает вперед, но на первом уровне лад ограничен 4 стихиями (минус 1,0625 => 1,89) и нет третьего уровня (1,6 и 1,7143) и четвертого (1,36-1,3846-1,4286).

1 - 1,125 - 1,25 = 1,333 - 1,5 - 1,667 = 1,8 - 2 - 2,25 = 2,4 - 2,667 - 3
 

Хоровое пение продолжалось и всегда было открыто природной гармонии.

А инструментальщики получили сегодня принципиальную возможность гармонизации своей музыки: компьютер позволяет строить природный лад с любой ноты.

 

Музыка небесных сфер и т.д.

Начало есть половина всего. Прояснение Логоса есть половина деи. Развитие Логоса происходит размножением: IДея = 10 Дей. Это и понятно - идеал и творчество имеют общинную природу (спросите у Мастеров).

В масштабе города - а все противоречия довольно разрешаются только в этом масштабе - критическим объемом общинной самоорганизации является разумное сетевое содружество 300 человек. То есть для полного проявления природного Логоса необходимо и достаточно содружество 300 человек. Присоединяйтесь.
 

А сейчас я просмотрю свой текст и постараюсь вкратце прояснить "темные" места.
 

Общее

Текст живой, поэтому развивается и если у вас возникает сомнение: в начале так говорил, потом иначе... - то разрешайте его как вам нравится. Вот аналогия: легче всего помочь человеку советом - дать ему зеркало; сложнее помочь ему сделать то, что он хочет; героическим поступком будет приятие его цели и ответственности за ее достижение на себя --- но только так вы можете проявить его цель-желание и его ответственность --- зеркало желаний; и уж вовсе безрассудным представляется спокойное разглядывание в человеке его божественной вселенской сути.

Текст плотный, поэтому в непонятных местах притормозите и спокойно разглядите суть. Иначе потеряете здесь живую силу: вопрос есть - схема решения есть - а вам лень разбираться. Если читать текст с той скоростью с которой он читается сам - довольно неспешной, созерцательной - то вы обнаружите, что начинаете получать его заряд. Хороший заряд.

Обычно просто не хватает энергии, поэтому после завершения этой главки я представлю способ решения этой проблемы.
 

Кеплер+

Желающих прояснить первоисторию науки, прошу на мой сайт: здесь есть незаконченный очерк "История небесной механики в телескопах".

Кеплер был первым, поэтому любопытны его достижения:
• разработка и внедрение Солнце-центрической модели, открытие законов движения небесных тел (1596 - Предтеча исследований космографики, 1609 - Астрономия Новая, 1618-1621 - Сокращение Коперниковой астрономии) - начало астрофизики
• вычисление сложных объемов и введение для этого в геометрии бесконечно малой величины - начало математического анализа
• создал первую теорию оптики (1604 - Дополнение к Вителло [приложения оптики к астрономии], 1611 - Диоптрика) и изобрел первый телескоп (1611)
• теория Гармонии Мира: гармонические сочетания, объемные гармонии правильных многогранников, музыка Солнечной системы
++ уточнение природного звукоряда, уточнение астрологических принципов, уточнение астрономии-астрологии (1627 - Таблица Рудольфа: точность таблиц прямо указывает на верный закон преломления света), указание на поднимающую роль Луны в движении приливов, астровидческий рассказ о полете на Луну

Даже простое перечисление подлинных заслуг Иоганна Кеплера тут же входит в противоречие с традиционной историей. И в ваших головах появляются сомнения. Поэтому вынужден остановиться и представить хотя бы частичное прояснение. Например: кто изобрел телескоп?
 

Harmonices mundi Libri V...

Напоминаю себе и вам: мы ведем наш путь в русло Гармонии небесных сфер. Тот кто слышал эту музыку хотя бы 5-7 секунд, тот действительно счастливый человек. И мы так много уделили внимания Кеплеру, потому что именно он сформулировал основные принципы настройки на музыкальную Гармонию Мира. Тот самый 4 закон Кеплера...


 

 

Здесь я решил уточнить рассказ о Кеплере и его понимании музыкальной гармонии Мира... и полностью отвлекся от темы: пришлось восстанавливать биографии первотворителей, историю открытия законов небесной механики, существо этих законов...

... в результате проявилась задача восстановления Идеала=Мироздания первотворителей науки: Пифагора, Демокрита, Гипарха, Браге, Кеплера, Декарта, Гюйгенса, Гука...

... задача оказалась равной познанию природы гравитации и природы благоти.

В общем: я полностью отвлекся - решал и решал и решал и решил гравитационную задачу.

В этом процессе из музыкальной темы я был вытеснен, поэтому - пока не появилось сильного желания заплыть в нее вновь - пока я ограничусь тезисами двух глав, которыми закругляется музыкальный предмет, проявленный в этом тексте.

1. Гармония сфер Кеплера как гармония Солнечной системы
• видимая и двигательная сила звезд как первичные звуки и струны
• Солнце - игрец, познаватель и дирижер музыки звезд
• Планет: собственный тон планеты, влияние вращения, созвучия и резонансы
• Движение планет относительно Солнца: перебор звездных струн, тоническая структура, зависимость от скорости движения, эллиптическая разность скоростей, скоростные созвучия и резонансы
• Хор Солнечной системы и его проекция на Землю

2. Переход от видимых пропорций к гравитационным пропорциям
• видимые и массовые центры и пропорции человеческого тела
• стопы, бедра, пупок, вилочковая железа, таламус
• человеческое тело как открытая сверху струна - гравитационная гамма Земли + полволны, обратная гамма свето-грави-давления звезд сверху
• известные ритмы и частоты: Солнце, Атмосфера, Земля, Луна, Планеты, Природа
• 4-х слойная массовая структура Земли
• додекаэдро-икосаэдровые тяготения в ядрёных ядрах планет и атомов, золотая пропорция и ее производные
• 3 уровня гравитационного воздействия планеты: линейное перекрытие, центральное перекрытие, центральное гравидавление
• музыкальные аналогии гравитационных сил и эффектов
• Земля-Луна
• Земля-Солнце
• Земля - Ядро Галактики (Х Стрельца)
• Сутки-Месяц-Год
• 4 стихии и восприятие космической музыки
• Ресурсные направления

 


Безусловные песенные гармонии

Утро туманное, Амурские волны, Любовь нечаянно нагрянет, Журчат ручьи, Налей дружок по чарочке, Когда простым и теплым взором, Хочется-хочется синих-синих волн, Белой акации гроздья душистые, Песенка о медведях, Чунга-Чанга, Никого не будет в доме, Журавль по небу летит, На Тихорецкую, Вальс-Бостон, Есть город золотой, Последняя осень, Далеко (Сюткин), Через годы (Витас); Гарик Сукачев - Осень она не спросит, Дроля мой, Ночь светла, Знаю я есть края, Месяц май.
 

Песенные гармонии

Гори-гори моя звезда, Капитан, Нам песня строить и жить помогает, Песня веселого ветра, Эй вратарь, Широка страна моя родная, Дорогой широкой (Дунаевский), В лунном сияньи, Прощайте скалистые горы, Пора в путь-дорогу, Не кочегары мы, Моя Марусечка, Лето это маленькая жизнь, Воскресение (Митяев).....

Эти песни можно использовать для начального развития музыкального чувства, использовать частично: мелодию и часть текста.

 

Да прибудет нами волшеба во благоть.
Артур Васильев.

 

 

Содержание

Универсальный язык
Сколько звуков в музыкальной грамоте?
История логоса
Равномерный строй
Пифагор
Почему по русски?
Две похожих истории - Антеи и Византеи
Гармония созвучий
Пифагоров строй
Арифметика - большерядность
Геометрия - музыка небесных сфер
Логос+    Золотой строй
Техника - практические пользы
Музыкальная грамота
Первая нота
Названия и количество звуков
Золотой строй - 2
Восстановление здравого смысла в музыкальной грамоте
Распространение музыкальной грамоты
Музыкальная перводея - первые уроки музыки
Песенные гармонии

В начале был Логос
Хороводная музыка и пропорции тела
Природный строй
Музыка небесных сфер и т.д. - общие пояснения
Кеплер
Продолжение следует

 

Hosted by uCoz