Феодализм - статья из Википедии

Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — система правоотношений в обществе, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.

Комментарий Артура Васильева (АВ)
Феодализм - это нечто государственное, где-то, до капитализма.
Аморфное определение ни о чем. Тем не менее: система правоотношений = система управления.

В таком[каком?] значении термин употреблялся в XVIII—XIX ст. Попытка Карла Маркса ввести данное понятие в категориальный аппарат исторического материализма, по мнению некоторых учёных, не принесла должного результата: если исходить из того, что способы производства с одной стороны отличаются по соответствующему историческому типу производственной техники, с другой — по соответствующему типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства, то нет никаких оснований для выделения феодального способа производства, а значит и феодальной формации. Философ А. Д. Майданский указывает, что формации не выводились Марксом в согласии с принятым им методом, а лишь констатировались как эмпирически данные[1], а само «понятие экономической формации остается у Маркса наполовину эмпирическим (об этом свидетельствует хотя бы то, что в разных работах он упоминает разное число формаций)»[2]. Сам Маркс не постулировал вопрос общественно-экономических формаций как окончательно решенный, выделяя в разных трудах разные формации.

АВ.
Ясного диалектического определения Маркса у нас нет. То что есть - это его вольное обобщение с рядом исторических примеров. Энгельс выделил 5 формаций (это рациональное - не диалектическое обобщение исторического развития): Первобытно-общинный строй, Рабовладельческий, Феодальный, Капиталистический, Коммунистический.
• Первый строй предшествует государственности. Строй коммунистический состоит из двух фаз: первая фаза - снятие отчуждений накопленных исторически (социализм), вторая фаза - безгосударственная. Если предмет диалектической модели - это государство, то в ее рамках остается четыре формации. При этом для Маркса социализм был синонимом коммунизма, но это было не так для его друзей социал-демократов.
Ряд исследователей не видит качественной разницы между рабовладельческим строем и феодальным. И там и там есть лидерная пирамида неравенства, и там и там есть внеэкономическое принуждение. Поэтому и в древности мы видим империи, и в 19-20 веке тоже видим империи во главе с одним лицом или одной партией.

Содержание

Характеристика

Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.

По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 18291833). В дальнейшем Н. П. Павловым-Сильванским была предпринята попытка обосновать концепцию «русского феодализма».

В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.

В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и зависимых крестьян у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Явная лидерная пирамида прав во главе с монархом/императором. Сословно-классовая/кастовая организация - это лидерная пирамида социального неравенства. Суть феодализма именно в этом. АВ.

Производителем материальных благ при феодализме был зависимый крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Блага производили и рабы и наемные рабочие, которые есть и в древнем Риме и в 19 веке. В общем, говорится что крестьянин был частично порабощен. Грань между рабовладельческим и феодальным строем зыбкая. И там и там есть выраженная лидерная пирамида социального неравенства,  там и там есть внеэкономическая эксплуатация. АВ.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Децентрализация, двойная лидерная пирамида - государство и церковь. Публичное частное право было и в древнем мире. АВ.

В экономической области при феодализме землевладельцы и землепользователи резко различаются между собой и противопоставляются друг другу: собственность и пользование дробятся, и не только последнее, но и первая приобретают условный (ограниченный) характер.

Собственность и пользование уточняются юридически и экономически. Не только дробятся по новому, но и объединяются по новому. АВ.

В области политического строя при феодализме замечается упадок государственного единства и ослабление централизующей верховной власти: территория государства дробится на части и государственные прерогативы распадаются, переходя в руки владельцев этих частей (феодальная раздробленность); землевладельцы становятся «государями». При господстве феодальных начал борьба сильнее союза, сила — важнее права: жизнь гораздо больше подчиняется нравам, чем учреждениям, личной или групповой инициативе — чем общему закону, который заменяется устными, местными, очень шаткими обычаями. В такую эпоху война является не только единственной действительной формой охраны договоров и прав, но и могучим средством закрепления привилегий, достигнутых их нарушением, препятствием для выработки её твердых, постоянных юридических и государственных норм. Верховная политическая власть стала во время феодализма предметом частной собственности; «частные войны» между сеньорами заняли место вооруженных столкновений между нациями. Каждый благородный сеньор обладал «правом войны» и мог вести войну с любым другим, кроме своего ближайшего сеньора.

Та же коллизия. Чтобы лучше объединиться - надо точнее разделиться. Объединение первично. Но есть конфликт силы объединения локальной и общегосударственной. Собственно все войны начинаются с этого. АВ.

Наконец, в области отношений личности к государству и личностей между собой также устанавливается преобладание частноправовых (вместо публично-правовых) принципов и начала индивидуального договора — вместо общего закона[3].

Происхождение феодализма

Происхождение феодализма связано с распадом родо-племенного строя, последней стадией которого была так называемая военная демократия. Воины дружин вождей получали во владение земли с крестьянами (особенно при завоеваниях) и становились, таким образом, феодалами. Феодалами становилась и племенная знать.

Развитию феодализма на территориях бывшей Западной Римской империи способствовало также наличие там латифундий, работавшие в которых рабы наделялись земельными участками и превращались в колонов[3].

Какой родо-племенной строй? Была империя, одна-вторая-третья. В данном случае Римская империя, с усилением роли Великой Литвы и Польши в 15-16 веках после распада Византии. Тогда и начался разделенный феодализм. Но он был и прежде: восточная и западная части Римской империи, сила консулов в разных частях империи. Греки, персы, египтяне.... АВ.

Феодализм вне Западной Европы

Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) вне Западной Европы. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий и выделял следующие черты европейского феодализма[4]: зависимость крестьян; наличие института феода, то есть вознаграждение за службу землей; вассальные отношения в воинском сословии и превосходство сословия воинов-рыцарей; отсутствие централизованной власти; одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений.

Пошла плясать феноменология... Империя распалась - снова сложилась - так, шаг за шагом, развивалось локальная государственность. Общая религия, общая империя, королевские семьи.... АВ.

Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим:

Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношений, характерных для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.

Советский историк Арон Гуревич также считал феодализм характерным только для Западной Европы[5]. По его мнению, причиной возникновения феодализма стало столкновение позднеантичной цивилизации с варварским элементом, проникшим на её территорию в ходе Великого переселения народов, и последующего взаимодействия этих начал в специфических географических, климатических и демографических обстоятельствах Западной Европы.

Какая позднеантичная цивилизация в лесах Венгрии или Швеции или Германии или Франции??? Аттила - это варвар или все же новый король??? Военные походы римских консулов - это распространение света цивилизации или ресурсная колониализация??? Как можно экономику отрывать от политики??? - Обратите внимание. Везде здесь особый европейский взгляд на историю. АВ.

По мнению П. Н. Милюкова, родовые черты феодального строя повсеместно одни и те же: смешение политического и частного господства сильного, политического и частного подчинения слабого. Но рядом с этими общими чертами существуют частные, дающие «индивидуальную физиономию» феодальному строю данной местности. В видовом смысле феодализмом называется именно «индивидуальная физиономия» данного строя в Западной Европе — и в этом смысле русский вариант того же строя не должен быть называем этим термином, если мы хотим избежать путаницы понятий.

Опять чувственная феноменология. Индивидуальная физиономия есть у любого государства в любой временной момент. Давайте прекратим все эти обобщения. Есть Петя, есть Андрей, есть Марина... каждый человек уникален и поэтому слово "человек" унизительно. АВ.

Коренная черта западного феодализма — зависимость «по земле». Однако как землевладелец древнерусский боярин не подчинялся государю той территории, где находится его свободный земельный участок. Он входил в зависимость как слуга и сам выбирал государя, которому хотел служить; переходя к другому князю, он не терял земельной собственности и не получал новой.

Опять феноменология. Можно управлять территорией-народом непосредственно, можно с помощью налога/дани. Территория - это не только земля, это еще и отрасли и сферы деятельности. Но нет... зачем нам разум, рациональная классификация, когда у нас такой уникальный народ и такая уникальная история. АВ.

Служебные отношения «по земле» впервые установились в древней Руси в сфере земель, раздаваемых государем под специальным условием службы, так называемых «служних земель». Служилое землевладение Московской Руси XVI—XVII веков является очень близким подобием византийской пронии и мусульманского иктаха[3].

Особенно схожим с европейским феодализмом был социальный строй Японии. Нитобэ Инадзо писал[6]:

Каждого при знакомстве с западной историей поражает повсеместное распространение феодальной системы на все государства Западной Европы. Это бросается в глаза только благодаря тому, что западная история известна лучше, хотя феодализм ни в коей мере не ограничивается только Западной Европой. Он существовал в Скандинавии, в странах Центральной Европы и в России. Та же система была в древнем Египте, Абиссинии, на Мадагаскаре и в Мексике... Феодальный строй Франции, Испании, Англии и Германии был поразительно похож на японский... Даже время становления феодализма совпадает. Принято считать, что европейский феодализм возник в IX в., после крушения Каролингской империи. В XI в. норманны принесли его в Англию. Через три века он достиг скандинавских стран. Удивительно, насколько эти даты совпадают с нашими.

Все это временные локальные ослабления Римской империи, с 4 века базирующейся на единой христианской церкви. Локальный рост самостоятельности ее провинций постепенно привел к распаду общей империи на несколько империй. Но идея объединения была жива - Наполеон, Маркс-Ленин, Лига наций, Гитлер, ООН, ЕС.

Так как основным фактором новейшей истории является прогресс, а он привязан к европейской истории, то можно ею (христианским пространством) и ограничить выделение понятия Феодализм в рамках марксизма. Таким же образом рассматривает мусульманское пространство (империя). Далее рассматривается взаимодействие христианского и мусульманского пространств. АВ.

Падение феодализма

История постепенного падения феодализма охватывает собой конец Средних веков и все Новое время до середины XIX века, когда под влиянием революций 1848 г. окончательно пало на западе Европы крепостное состояние крестьян.

Эти революции проиграли или завершились частичной уступкой народу со стороны монархической элиты. Реальная отмена правового социального неравенства произошла после краха 4-х империй в ходе первой мировой войны. Вот тогда реальный мировой капитализм и победил, что было зафиксировано в 1919 году созданием Лиги наций и Международной организации труда. Окончательная победа мирового капитализма произошла в ходе второй мировой войны. И была зафиксирована созданием ООН, Совета Европы, Декларацией прав человека и Резолюцией о правах народов на самоопределение. От сословного неравенства (феодализм) к общему равенству (капитализм). АВ.

Из двух сторон феодализма — политической и социальной — большую живучесть проявила вторая: после того как новое государство сокрушило политическую мощь феодальных сеньоров, общественное устройство долго продолжало оставаться феодальным и даже в эпоху полного развития абсолютной монархии (XVI—XVIII века) социальный феодализм сохранял всю свою силу.

Именно объединение и соответствующая роль государства двигают историю и социальный прогресс. АВ.

Процесс падения политического феодализма заключался в постепенном объединении страны под властью одного государя, в отделении суверенитета от землевладения и в замене вассальной связи отношениями подданства. Благодаря этому процессу король переставал быть «первым между равными», превращаясь в единого носителя верховной власти в стране, а сеньоры вместе со всеми остальными жителями страны становились подданными государя, хотя и привилегированными.

Погуляли и хватит. АВ.

Эта привилегированность высшего сословия (дворянства), была одним из остатков того социального могущества, которое принадлежало этому элементу средневекового общества. Утратив суверенные права в своих землях, потеряв даже значение самостоятельной политической силы, дворянство удержало за собой целый ряд прав по отношению к крестьянской массе и к государству. Землевладение очень долго сохраняло феодальный характер: земли делились на дворянские и крестьянские; и те, и другие представляли собой условную собственность, сразу зависевшую от двух лиц — dominus directus и dominus utilis; крестьянские участки были обложены в пользу сеньоров разными оброками и повинностями. Долго сохранялась и юридическая зависимость крестьян от дворян — собственников земли, так как последним принадлежала вотчинная полиция и юстиция, а во многих странах крестьяне находились в крепостном состоянии.

С освобождением городов, превращавшихся иногда в самостоятельные общины с республиканским строем, рядом с прежними феодальными сеньориями явились новые, так сказать, коллективные сеньории, оказавшие громадное разлагающее влияние на феодализм. В городах ранее всего исчезли все формы прежнего феодального быта. Там, где феодальные дворяне входили в состав городских общин, они должны были подчиняться новым порядкам, устанавливавшимся в городах, и делались простыми (хотя и привилегированными) гражданами, а переселение в город крестьянина сопровождалось для него освобождением от крепостной зависимости («городской воздух делает свободным»). Таким образом, в городе не было ни вассалитета, ни крепостничества. В городе же ранее всего произошло отделение верховной власти от обладания землей. Впервые в городах же был нанесен удар и принципу феодального землевладения, так как каждый домовладелец был полным собственником того участка земли, на котором был построен его дом. Наконец, в основе экономического развития городов лежали торговля и промышленность; рядом с землевладением как основой самостоятельного и даже властного положения в обществе заняло место обладание движимым имуществом. Феодальное хозяйство было натуральным; в городах стало развиваться денежное хозяйство, которое мало-помалу стало проникать и в села и подтачивать там сами основы феодального быта. Город, делаясь экономическим центром целого округа, постепенно разрушал хозяйственную обособленность феодальных сеньорий и тем самым подрывал один из устоев феодализма. Словом, все то новое в политической и экономической жизни, что по существу противоречило всему феодальному строю и быту, шло из городов. Здесь же сформировался тот общественный класс, буржуазия, который главным образом и вел вполне сознательную и всегда почти более или менее успешную борьбу с феодализмом. Борьба буржуазии с дворянством — одна из важнейших сторон социальной истории Запада со второй половины Средних веков до XIX века[3].

Борьба буржуазии с дворянством - это идеологическое клише. Типа: еще в древнем Риме должности и привилегии покупались за деньги, таким образом римская буржуазия боролась за свои права с аристократами и рабовладельческим строем. Рациональная нищета феноменологии. АВ.

См. также

Примечания

  1. Майданский А. Д. Логика исторической теории Маркса: реформация формаций // Журнал "Логос", 2 (2011), с. 112-149.
  2. Майданский А. Д. Логика и феноменология всемирной истории // Журнал ΣΝ ΑΡΧΗ, 5 (2008), с. 146-169.
  3. 1 2 3 4 Гревс И. М, Кареев Н. И., Милюков П. Н., Любавский М. К., Новодворский В. В., Петрушевский Д. М., Ясинский А. Н. Феодализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Блок М. Феодальное общество. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 2003. — с.434. ISBN 5-8242-0086-6
  5. История истории: Сага о средневековом человеке. nplus1.ru. Проверено 2 марта 2016.
  6. Кирквуд К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. — М.: Наука, 1988. — 303 с.

Литература