Химия от издательства Аванта

Превосходная энциклопедия для всех любителей химии.

Применение

Очень хороша для самостоятельного изучения химии. Школьная схема такова:
• выписываем экзаменационные вопросы согласно последовательности глав школьного учебника
• читаем Аванту - не спеша
• читаем учебник, решаем задачи - абзац за абзацем
• пишем конспект почитывая Аванту - хорошо и просто
• перед экзаменами повторяем вопросы по конспекту: опять-таки заглядывая в Аванту

Схема весьма действенна благодаря содержимому энциклопедии.
Рекомендую.

Спасибо!

Заглядываю в Химию уже в сотый раз и через раз отмечаю: хорошая книжка!
Это редкое явление: слог, уровень подачи материала, иллюстрации, полнота, общая гармония...

Спасибо Аванте и личное спасибо Илье Леенсону, Дмитрию Трифонову, Андрею Дроздову, Оксане Рыжовой, Андрею Брееву, Денису Жилину, Александру Серову, Наталье Морозовой, Антону Максимову, С.Мартыновой, М.Ефременко и их соратникам: организаторам, авторам, фотографам, художникам, редакторам... Замечательный талантливый продукт.

Жизнь с Авантой

При применении возникают естественные проблемы. Об этом дальше.

Объем и отсутствие указателей

Если вы ученик 10 класса и изучаете Органическую химию, то соответствующий материал энциклопедии занимает около 300 страниц + экскурсы в первую часть (история, связи, понятия...) страниц на 50-70. То есть: учитывая что страницы в книжке большие и 7-часовой учебный режим - вам понадобится для неспешного прочтения 350/10 = 35 часов при скорости в 10 страниц за час или 5-7 учебных дней.

Замечания:
1. Читать следует неспешно, от живота, чувствуя как материал переваривается-усваивается именно телом.
2. Если только читать, то вам не хватит никаких сил. Поэтому время от времени потягивайтесь, зевается - прозевывайтесь поосновательнее. А в перерывах обязательно разминайте тело и душу: смесь зарядки с танцем и уханьем.
3. Отмечайте интересные места как с точки зрения экзаменационных вопросов, так и от чистого удивления. Отмечайте письменно и разборчиво на отдельных листах.

Если изначально у вас с химией нелады, то следует добавить к этой программе 2-3 дня: полистать книжку, порассматривать картинки, почитать кой-какие истории-комментарии... Зернышки накопятся и придет прояснение предмета и его языка. Думать тут бесполезно - пробуйте.

Заметки к содержанию выдерживайте в стиле указателя. Свой указатель в Аванте неконструктивен, а объем тем, их названия и их последовательность не совпадают с школьными. Свой указатель необходим.

Хорошо бы его сделать и опубликовать в интернет.

Существенные вопросы органической химии

Логика вопросов очевидна: от точек-линий неопределенности, от противоречий.

1. История органической химии. Место Бутлерова в ней.
А то создается впечатление, что до Бутлерова и не было органической химии.

2. История понимания химических связей.
Связь химии и физики. Что имел в виду Менделеев (необходимо понять сущность массы).

3. История разработки разделов органической химии.
Циклопарафины открывались 60 лет, а сейчас их изучают в 3 главе, походя.

4. Связь химии и биологии.
Практическая мотивация + взгляд снаружи. Полный энергообмен + гипотеза Петраковича.

5. История химии как история технологий.
Практическая мотивация + взгляд снаружи.

6. Химия и умейство.
Кустари, художники, изобретатели.

6. Конспект необходимых знаний из младших классов.
Все знать дано не каждому. А что-то знать необходимо здесь-и-сейчас.

7. И конечно же надо помочь ребятам в расчете коэффициентов химических уравнений.
 

Это отдельные главы обобщающие предмет и раскрывающие его по новому.
Их пока приходится составлять в голове.
Это задание знатокам химии.
И я попробую чем-нибудь помочь.
Начну с начала.

Что такое Химия?

Первая статья энциклопедии посвящена происхождению слова "Химия".
Есть разные мнения на этот счет.

Химия есть корень слова Алхимия (alchemia, alchimia, alchymia), который как считается восходит к греческому chemeia/cheo = лью. Ал- здесь означает перво-, или высшая. Сравните Альфавита (=альбавига).

А вот древний алхимик Зосима считал, что алхимия происходит от сокращенного имени Гермеса Трисмегиста = ХМес Триждымогучий, являющегося создателем алхимии, астрологии и других древних знаний. Впрочем и Зосима химейей называл процессы смешивания, наливания, настаивания.

Устойчиво упоминается еще одна версия: хёми-хюми означало в древности Египет и нильский чернозем. По нашему "гумус".

Отмечается также созвучие хим-хем греческому chymos-химус = сок.

Есть разные мнения. Но нет логики. А так как логика в химии вещь необходимая, позволю высказать свою версию.

Мы к сожалению плохо осознаем, что в русский язык содержит большое количество греко-арийско-латинских корней. Вот к примеру в библии говорится "Петр который камень или Семен". Поди разбери. А с другой стороны смотрим в словаре Цемент < нем. zement < лат. cæmentum = битый камень. Ну узнаете? - Вот вам и камень и Сэмен. Стандартное латинское окончание "tum" можно опустить. О добавке "битый" пока лишь вздохнем.

Не стоит искать прямых аналогий древнегреческого с русским. Но смысл единый искать необходимо, так как греческие язычники очень трепетно относились к языку и корнеслогам: считали их освященными Богом.

1. Химия ведет свою историю от греческого "Химо" = сок. Полное имя Алхимия означало первичный сок в круговороте стихий и их взаимопревращениях в форме изменения и трансмутации веществ-жидкостей-газов.

Алхимия - это искомая квинтэссенция круговорота 4-х стихий. Например Гиппократ в своем учении говорит о 4-х жидкостях организма, которые находятся и в некотором балансе и в постоянном взаимопревращении, порождая своим движением сок жизни = химус.

Идем дальше.

2. Монашеская "схима" по гречески пишется так же как и "схема". И означает одну суть: высшую, строгую форму. Схоласты и Школьные работники тоже едины и по сути и по происхождению корней. Греческая schole по русски означает "скол" или "с кола", с оси, от сути сутей.

Поэтому вероятно и схема может означать "с хема". Только вот надо догадаться что это за "хема". История письменности дает подсказку: в древности корнеслоги записывали согласными. И раз уже Зосима "расшифровывает" название алхимии, то видимо он как раз пробует верно прочитать согласные. А их здесь две: ХМ.

Вот вам и Гермес, он же Хор/Гор-Месяц с короной двух светил: Солнца и Луны-Месяца.
Х=Солнце. М=Месяц.

И Солнце здесь представляет Х-круговорот света в движении Земли вокруг своей оси:
ПифаГор учил, что Земля есть шар свободно висящий в мировом космосе.
ЭратоСфен подсчитал диаметр этого шара с почти сегодняшней точностью.
АриСтарх Самосский считал что Земля вертится вокруг Солнца и пытался определить расстояние между ними.
 

Я предпринял этот экскурс в языки и историю чтобы показать, что древние таланты и гении ничем не уступают нынешним. В том числе и алхимики, среди которых мы обнаруживаем Авиценну, Парацелься, Р.Бэкона, Луллия, Ньютона. И чем их труд "трансмутации соков" отличается от ведения реакций в растворах, составляющих 99% труда свовременных химиков как говорится в энциклопедии?

До 18 века профессия алхимиков была общепризнанной и поэтому грех ругать их почем зря: это совершенно необходимый период развития человечества и технологии. К чему приводит научная критика мы посмотрим в следующей главке.

Подбор коэффициентов в химических уравнениях - тезисы

Проблема известная, решения мало доступны для уразумения.
Верное решение - составление линейных уравнений от водорода, кислорода и их оснований (последовательный анализ от твердого).
Примеры из Аванты, из Федора Глинки решаются в лоб, без затей.

Плюс замечания:
• чистых уравнений нет, то дробные валентности, то дробные коэффициенты
• на практике составлению уравнения обычно предшествует эксперимент
• плюс изомеры, плюс нелинейные возмущения, плюс примеси-наводки-отклонения

История органической химии - тезисы

Для начала поступим просто: посмотрим соответствующие статьи в Аванте, в Кирилле и Мефодии, в Брокгаузе и Ефроне (надеюсь у вас есть компьютер и эти тексты):
• химия, алхимия, металлы, кислоты, органическая химия, химическая технология, изомерия
• Гиппократ, Авиценна, Парацельс
• витализм, Шееле, Велер, Клапрот, Лавуазье
• Бойль, Кавендиш, Авагадро, Дальтон, Пристли, Дэви
• Берцелиус, Либих, Бунзен, Бертло, Кекуле, Вант-Гофф
• Ломоносов, Зинин, Менделеев, Бутлеров, Марковников, Зелинский

Далее не обойтись без анализа:
• квадра стихий Гиппократа, триада алхимиков, звезда чжэнь цзю терапии (качества, структурные связи, опыт)
• краткая хронология предшественников классической химии: год, имя, достижения
• родословная русских химиков 19 века: учителя, друзья, ученики
• распространенность веществ и соединений на Земле
• краткие характеристики самых популярных веществ-соединений, включая историю открытия и широкого распространения
• история открытия химических элементов: год, элемент, открыватель, страна

Заметки на полях

Здесь 624 страницы, в Технике - 680. Так что есть запас в 50 страниц.
Биографии как-то нелогично приведены: Шееле представлен аж на 266 странице.
В содержании фамилии авторов мешают просматривать дополнительные статьи.
Предметно-именной указатель получился скромным и неработающим.
Нет проблем, нет эвристик. Для бензола можно было бы представить логичные варианты решения, а так непонятно чего они думали 100 лет. Опять-таки что скрывается под понятием "энергия стабилизации бензола"? - Ведь сказано, что энергобаланс не сходится - так поясни. Та же картина с катализом: вот дескать есть чудеса первой фазе действия катализатора - так поясни. Здесь необходима дополнительная статья о химических реакторах.
Где химия Бориса Болотова?
Где обзор перспектив? - Опираясь на волну прогресса, опираясь на проблемы ограниченных ресурсов...
Где эвристики? - Додекаэдры, солитоны, резонансы, биохимическая саморегуляция, микрополостные структуры...
Витамины не подходят каждому. Каков спектр инфра-теплодействия пенобетона на алюминевой пудре и на бычьей крови? - То есть проблемы экологии, или возврат к витализму.
Кислород - это 50% массы земной коры и человеческого мира. Ни слова о магнитных свойствах, о влиянии на реакции водяных паров, примесей... - то есть о "стерильных" реакциях. Для первой двадцатки веществ-соединений можно было и постараться (включая водород). Плюс полезные ископаемые представить пошире.
Раздел о химических элементах получился чересчур сжатым. Есть смысл добавить свойств, есть смысл добавить самые популярные соединения-материалы. В том числе и в форме указателя.
Кристаллов маловато. Физики маловато (физической сути процессов и их зависимости от различных изменений). Это кропотливая работа, но в ней фокус мотивации.
С алхимией выбросили и ремесленную-кустарную химию. А там хватает полезных домашних советов.
Биотехнологии, удобрения, чудо-добавки...
Таблицу от Нильса Бора следует расшифровать.

Литература

Учебная

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Учебное пособие по химии (школьный курс) - М. Оникс 21 век, 2004. (к сожалению здесь нет задач и лабораторных).
Ахметов Н.С. Химия 10-11 классы - М. Просвещение, 2002.
Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для ВУЗов - 20 изд. - Л. Химия, 1979.

Популярная

Фримантл М. Химия в действии, Мир 1998.
Саламатов Ю. Изобретательная химия с.95-164 в сборнике Нить в лабиринте - Петрозаводск, 1988.
Бродерсен Г. Справочник кустаря (рецепты), М. Глагол, 1992.

Hosted by uCoz