О развитии благопроизводительности школьников

Существо предложения

Представляется инфра-проект развития учебной производительности школьников Санкт-Петербурга. Проект нацелен на достижение в течение 2 лет следующих результатов:

1. увеличение средней производительности школьников в 1,5 раза
2. улучшение средней успеваемости в старших классах на 1 балл
3. формирование у большинства старшеклассников развитой способности к самообразованию
4. создание полной информационной поддержки для предметного освоения школьниками избранных дисциплин - школьных и популярных

Реализация проекта во многом разрешит учебные проблемы школьников и сформирует хорошую основу для разрешения других проблем школьников.
 

Общие основания

Сегодня появилась возможность быстрого развития общинной благопроизводительности в отдельном городе. Это возможность запуска в городе информационного инфра-механизма постиндустриального типа, который позволит уменьшить типовые общинные неопределенности практически до нуля.

Именно типовые общинные неопределенности препятствуют саморазвитию рыночных механизмов, восприятию достижений развитых стран и развитию собственных хороших инфра-проектов для повышения уровня общинной благопроизводительности.

Новый информационный инфра-механизм формируется четырьмя стартовыми сетевыми проектами: Банк-3000, Школа, Покупательские карты, Тиражирование гармоний. Подробнее эти проекты представлены здесь: Инфра-проекты.

Запуск нового инфра-механизма возможно произвести за 2-3 года, стоимость запуска можно уложить в полмиллиона евро, причем возможно снижение формальной стоимости запуска практически до нуля - за счет механизмов местного самофинансирования.

Вместе с тем новая возможность слишком неожиданна как для власти, так и для экспертов, так и для жителей (потребителей новых отношений и услуг). И поэтому приходится искать решение проблемы создания первичной основы для запуска нового инфра-механизма и одновременного подтверждения его чудесной эффективности. Для решения этой проблемы необходимо выявить критичный сетевой инфра-подпроект.

Такой инфра-подпроект должен на основе существующей инфра-системы и при ее благорасположенности создать новый доверительный рынок.

Доверительные рынки - это кооперация мелких местечковых рынков в сетевой городской рынок. Это рынок постиндустриального типа, особенности такого рынка одним из первых проявлены Питером Друкером. Отличительная особенность: точное удовлетворение типовых запросов местного потребителя на основе сетевой кооперации заказов.

Даже поверхностный анализ основных инфрафакторов - информация, труд, технология, организация - показывает, что сегодня есть только одна сетевая местечковая потребительская инфра-организация: это наши школы.

Школьный проект

Содержание

Качественный анализ учебных проблем школьников показывает, что решительного прогресса здесь можно добиться за счет введения в школы факультативного Курса развития общей исполнительской культуры.

Исполнительская культура - система качеств и умений, позволяющая человеку эффективно действовать на основании рациональных инструкций. Основа самостоятельности, ответственности и способности к самообразованию.

Минимальный курс, позволяющий сформировать-развить ядро исполнительской культуры, имеет 50-часовой объем и включает в себя 3 основных раздела:
• Управление тонусом
• Управление временем
• Умение читать

Курс факультативный: занятия проходят 2 раза в неделю в течение 3 месяцев (25 уроков по 2 часа).

Первое представление о содержании курса дает общая программа, представленная в приложении. Минимальный курс отличается от этой программы ее критичным упрощением.

Разделы курса примечательны тем, что в этих областях накоплен достаточно большой рациональный опыт. Курс - для избежания споров и кривотолков - будет ориентироваться именно на рациональный известный опыт. Вместе с тем курс включит критические качественные уточнения известных методов для устранения тоже известных неопределенностей. Оставаясь при этом в рамках рациональной и ясной мотивации.
 

Управление тонусом
Здесь будет сделан акцент на восстановление природного энергообмена с помощью самоопорной гимнастики Владимира Фохтина. Гимнастика Фохтина является развитием популярной Волевой гимнастики русского врача А.Анохина, она была одобрена Спорткомитетом СССР, Федерацией атлетизма СССР, Центром подготовки космонавтов. Гимнастика Фохтина издана двумя большими тиражами в 1990-1991 годах. Все разумно, классически и рационально.

В первый месяц гимнастика настроена на восстановление фосфогенного АТФ-энергообмена. Во второй месяц - чувственного гликогенного энергообмена. В дальнейшем налаживаются механизмы белкового и жирового энергообмена. Для большей пользы в гимнастику добавлены потягивания и изометрические напряжения.

В качестве разумных дополнений будут предложены типовые формы настройки на сложные занятия, трудных людей и предложены формы быстрого восстановления сил. Сюда же примыкают основы разумной организации питания и сна.
 

В развитии новых качеств критически важным является решение вопросов оперативной мотивации обучения. Мотивация целей и процесса развития школьников будет поддерживаться по 4 направлениям:
а) общая и личная целесообразность моделей и упражнений
б) хорошие формы коллективной взаимо-мотивации
в) сетевая поддержка типовых и особых вопросов
г) межшкольные встречи и обмены
 

Управление временем
И здесь на первом плане находится коллектив. Потому что хорошее развитие личной дисциплины всегда основывается на коллективных стимулах, среди которых самым мощным является совместная целевая деятельность.

Секреты управления временем можно найти в советских НОТ-методах и в новомодном Тайм-менеджменте. В нашем курсе используется выборка популярных приемов организации личной деятельности, обогащенная критичными дополнениями:
• целевые образы-карты: сутки=>неделя=>месяц
• внутренний маятник вероятностей
• оперативная 321-фиксация неопределенностей

Все это типовые формы управления неопределенностью, начиная с построения цельного и живого образа суток. Спокойное приятие неожиданностей и разумное дозированное приятие сложного - самая суть хорошего управления временем.

Увы, знатоки соглашаются - но делают нечто иное. Взять, к примеру, расхожее деление дел согласно принципу Парето (20/80) на срочные-важные, эффективные-неэффективные... Здесь упускается-упрощается масса нюансов и поэтому рецепты тайм-менеджмента ох как непросто использовать конкретному работнику или начальнику. Здесь необходимы или сообразительность или помощь консультанта... плюс труд-время-терпение... Но ведь главное: принцип Парето гласит, что угадать верное разделение дел заранее или здесь-и-сейчас попросту невозможно. То есть: никто не планирует неважные или неэффективные дела, просто так получается. И если вы запланируете резервы + деление дел, то в результате получите те же 20/80. Альтернатива: можно проявить набор возможных ситуаций, оценить вероятности их возникновения и тренировать свою и командную готовность к их разрешению. Это несколько иной подход и АБВ-методы здесь - это только приглашение к задаче. А решение задачи начинается с выявления проблемного бизнес-процесса и уточнения его карты .

Школьные "бизнес"-процессы отличаются известной понятностью и относительной простотой.
 

Умение читать
Чтобы научиться читать - следует учиться писать.
Это суть, а дорогу к этой сути мостят следующие навыки:
• прочитал - пересказал: спокойно, не теряя сил
• конспектирование и целевое переакцентирование информации
• рациональная переработка информации: сбор, дерево тезисов, концептуальная блок-схема, писание-оформление текста, представление

Мотивационный фундамент формируется здесь за счет взаимопересказов. Готовятся хорошие тексты, раздаются, 10 минут на чтение - 10 минут на взаимопересказ, затем пары меняются и взаимопересказ повторяется + еще одна-две смены. В этом процессе автоматически формируется навык сжатия текста, повторы позволяют улучшить качество пересказа, слушания позволяют увидеть иные формы самовыражения и переключиться на иное (проба своего текста поверяется подсознанием; внешний текст-образ-стиль обогащает восприятие).

Содержательный фундамент задается задачами восприятия текста без потери сил (очень сложные тексты можно рассматривать слово за словом). Оперативная цель - восприятие энергии, вложенной в текст автором. Стратегическая цель - проявление процесса набора критической массы восприятия. Ее можно представить как объем понятийного ядра. Например стандартный учебный курс (40-50 часов) взаимосвязано представляет около 20 новых понятий. Нежелание или неготовность воспринимать взаимосвязи основных понятий есть главная причина нелюбви к конкретным предметам. Отсюда общий метод: взять полезный, но нелюбимый предмет и накопить критическую массу его восприятия. Один опыт - чтобы осознать, а далее по потребности. Плюс несколько приемов обучения, чтобы не растягивать процесс на годы, а сократить его до месяца.
 

Организация

Нынешняя политическая ситуация диктует первое организационное условие: формальная поддержка сетевого школьного проекта со стороны Градоначальника и со стороны Торгово-Промышленной Палаты. Одобрение проекта Градоначальником обеспечивает конструктивный вход в школы, поддержка ТПП обеспечивает организационный статус преподавателей на местах.
 

Система образования

Следующий уровень - приятие проекта на уровне управлений образованием.

Во-первых, необходимо уважение к действующим программам обучения. Так как учебная карьера школьников прямо связана с овладением этих программ. Во-вторых, проект претендует только на свободное факультативное время. В-третьих, проект никоим образом не залазает в школьные бюджеты.

Общие цели тоже согласны: Развитие учебной благопроизводительности школьников прямо связано с улучшением решения общеобразовательных задач школы.

Что же касается качественных особенностей, то здесь следует обратить внимание на общую ситуацию в мировом образовании. Национальные системы образования - в России-СССР, Китае, Японии, США, Франции, Германии, Швеции... - существенно различны в формах. Но в целом качество образования здесь сопоставимо, что подтверждает международная конкуренция в области производства товаров, в области развития технологий и организаций, в области общей культуры. Если и есть какие-то разрывы в уровне образования, то они жестко привязаны либо к полным затратам на образование, либо к политическим пристрастиям.

Вместе с тем существует феномен таланта, который проявляется в любых местечках и в любых условиях земного шара, проявляется всю известную историю человечества. Среди талантов особых и сложных встречаются таланты хорошо организованные и многопрофильные. Долгое время не удавалось формализовать их опыт и умения. И только в последние 20 лет благодаря прогрессу в методах обучения и прогрессу в методах управления появилась возможность опредметить механизм талантливой деятельности.

Предлагаемая программа обучения построена на сочетании талантливых способов мыследействия в решении типовых учебных задач: управление временем + тонус и работоспособность + предметное погружение. В этом нет никаких фокусов, все объясняется достаточно разумно и просто. Ведь учебный талант часто проявляется в возрасте 10-12 лет и - значит - алгоритмы действия и управляющие объяснения должны быть доступны для 10-12 летних школьников.

Я обозначил концептуальную основу представления программы управлениям образования. Основа дополняется методическими разработками, оперативной открытостью проекта и хорошим организационным статусом (Губернатор-ТПП). Представление должно быть плановым (первый этап, первый год...) и ненавязчиво-приятным.
 

Включение школ в сеть

Школы являются первичными опорными центрами сетевого обучения. И здесь самым естественным выбором организатора=преподавателя является выбор его из учительского состава школы.

Последовательность шагов внедрения в школы Курса развития исполнительской культуры школьников такова:

1. Одобрение программы Губернатором и получение статуса проекта, курируемого Торгово-Промышленной Палатой.
2. Подготовительный этап (1-2 месяца):
• Обеспечение минимальной ресурсной поддержки для подготовки преподавателей: учебное помещение в опорной школе, размножение методических материалов.
• Подготовка организационного пакета для преподавателей (см. ниже).
• Представление программы директорам школ.
• Организация выбора преподавателей: мотивация, условия, процесс.
3. Поддержка первого этапа (1+3 месяца):
• Методическая поддержка пробного курса.
• Формирование интернет-базы "Типовые вопросы и их Решения"
• Организационная поддержка (см.ниже).

Школы будут включаться в проект группами - помесячно. В первые 3 месяца по 5-10 школ ежемесячно, затем по 20-30 школ ежемесячно. Критическая масса - 100 школ. При таком объеме сети существенно снижаются кооперативные издержки и появляются новые орг.ресурсы, что обеспечивает переход ко второму этапу, к самофинансированию сети за счет продвижения и ведения курсов для населения.

До лета предполагается апробация проекта в первых школах. И в течение следующего учебного года в проект включаются все школы города.
 

Преподаватели - условие выбора

Профессиональный педагог способен без особого напряжения сил освоить методику преподавания Исполнительского курса за месяц. Но есть условие качественной передачи курса от первых учеников к следующим, которое накладывает некоторые ограничения на выбор преподавателей. По существу это выбор исходя из уровня самооценки личности. Проекту необходимы преподаватели с точной и гармоничной самооценкой. Число таких людей в стандартной выборке составляет примерно 10-15%.

Точнее: 5% актив + близкий потенциал. Этот процент устойчиво воспроизводится в разных сферах, на разных уровнях, в разных странах. В развитых странах актив побольше - до 7%, в слабых странах поменьше - от 3%.

Есть прямые моторные тесты определения уровня самооценки. Но, пожалуй, их применение в нашем случае будет неэтичным. А корпоративные методы или методы кадровых агентств не подходят нам из-за их сложности=дороговизны. Поэтому и были упомянуты слова "мотивация", "условия" и "процесс". Ключевым здесь является одно условие:

Организация финансовой поддержки проекта со стороны местных предприятий/предпринимателей в первый год - включая открытые планы, плановые отчеты перед спонсорами, сопоставление их с результатами других школ.

И вся мотивация и весь процесс по существу будут сходится к принятию этого условия и этой ответственности. Простота простотой и интерес интересом, но следует помнить о будущем: устойчивость и саморазвитие доверительного рынка определяются зримостью и надежностью первичных опорных точек-центров.

Вместе с тем выполнение этого условия не представит каверзных сложностей. Сложность здесь единственная: личный страх качественной новизны. Уровень новизны данного проекта соответствует уровню точной самооценки.
 

Организация местной финансовой поддержки

Правило первое: все местные средства расходуются на местах.

Расходуются на оплату преподавательского труда, учебные материалы, отдельно обоснованную аренду, отдельно обоснованные сопутствующие затраты.

Качественное развитие информационно-методической базы и оплата труда преподавателей для преподавателей относятся к деятельности и затратам общегородского центра, у которого будут свои специфические источники финансирования.

Цели благие, проект качественный, затраты небольшие, установлен годовой срок поддержки, открытый план деятельности и ее полный контроль...

Схема организации местной финансовой поддержки:
1. Общегородской статус проекта.
2. Представление проекта и учебной программы местным предприятиям.
3. Соорганизация ежемесячных благотворительных взносов в плановый бюджет (это и есть основной переговорный процесс, который продлится около месяца).
4. Регистрация преподавателя как индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (репетиторство, развитие навыков самообразования) для снижения налогового бремени и для обеспечения финансовой самостоятельности.
5. Перечисление средств от предприятий в форме оплаты учебного курса (до регистрации деятельности преподавателя возможно использование промежуточной формы оплаты)

Это стандартная схема, развертывание которой составит содержание Организационного пакета: что делать, в какой последовательности, как делать, возможные ресурсы, возможные сложности - приемы/способы их разрешения.

Местная финансовая поддержка на 2/3 будет состоять из оплаты преподавательского труда, которая формируется исходя из следующих ориентиров:
• первичный-пробный этап: 10 учебно-рабочих часов в неделю - 2-3 тысячи рублей чистого приработка
• в дальнейшем (после аттестации): 10 часов в неделю - 4-6 тысяч рублей чистого приработка

Таким образом преподаватель должен привлечь в проект 7-12 тысяч рублей ежемесячно, или 7-12 предприятий со средним ежемесячным вкладом в одну тысячу рублей.

Как показывает опыт - это вполне достижимая задача. В спальном районе, в рамках только школьного статуса удавалось привлекать под школьный спец.проект в 2 раза большие средства. Есть и дополнительные ресурсы, требующие некоторых дополнительных мер.

Различие в оплате складывается из разных местных условий, различной презентабельности и продуктивности преподавателей.

Поддержка местных предприятий необходима только в первый год. Целевой результат - развитие исполнительской культуры всех школьников в нашей местной школе. Что есть благо для учебы и что весьма полезно для взрослой жизни.

Поддержка местных предприятий действительно необходима: школьные бюджеты ограничены на всех уровнях, платные факультативы смогут охватить только десятую часть школьников, проектный бюджет для 600 школ города слишком велик для благотворительных объединений (этот ресурс может использоваться нами для поддержки отдельных школ).

На первом плане в организации местной благотворительной поддержки находятся доверительные отношения. Преподаватель проводит регулярные лекции для представителей предприятий на популярные темы: собственно курс и его расширения; а с 4 месяца добавляются лекции о качественном решении различных интересных проблем (это представление разнообразных мастерских методик) - лекции готовятся и предоставляются сетевым центром.

Такая лекционная практика оптимизирует все взаимоотношения с благотворителями в течение первого проектного года и эта практика обеспечивает целевое развитие самого преподавателя в направлении задач второго этапа проекта.

Благотворители смогут также пользоваться сравнительным контролем, который обеспечивается на центральном сайте сети, где каждая школа имеет собственную отчетно-представительскую страницу и где сопоставляются достижения разных школ, стимулируя преподавателей и стимулируя местных благотворителей.

Если благотворителям нравятся результаты и процесс проектного года, то они могут продолжить свою поддержку новых общешкольных проектов. А настоящий проект необходимо перейдет на самофинансирование.
 

Развитие проекта

Распространение курса в школе

На пробном этапе преподаватели осваивают курс с опережением учеников на  один месяц. Недельное распределение занятий такое: 2 занятия в центре, 2 занятия в школе, плюс 2 часа на организацию местных ресурсов.

Следующая группа будет больше: благодаря опыту, результатам, дополнительной мотивации, помощи первокурсников и вовлечению в курс родителей младшеклассников (бесплатно). Вовлечение родителей - это и налаживание контактов и решение существенной методической проблемы: младшеклассникам для освоения курса требуется больше времени и в первые 2-3 месяца необходимо постоянное сопровождение занятий (вместе планируем, вместе читаем, вместе упражняемся).

На этом этапе (с 4-го месяца) занятия в центре сокращаются до одного занятия в неделю и добавляется занятие для представителей предприятий. Школьные занятия тоже реорганизуются:
• общее установочное занятие раз в неделю проводит преподаватель,
• практические занятия ведут первокурсники - для закрепления результатов и для организационного развития,
• для них преподаватель проводит раз в неделю методический семинар,
• плюс ресурс в 2 часа.

Напоминаю, что формально обучение является для школьников бесплатным, но содержательно они связываются условием уделить столько же часов (50) развитию общешкольного проекта. Это моральное обязательство, которое при отсутствии желания можно не выполнять.

Цель первого проектного года - создание в школе самоорганизации школьников, позволяющей воспроизводить и развивать достигнутый уровень исполнительской культуры. В течение 2 года курс распространяется на всех школьников: представление методики, организация разновозрастных групп, дополнительная задачная мотивация.

Замечание: и организация местной поддержки и создание самоорганизации школьников не потребуют каких-то особых или героических усилий; все будет складываться шаг за шагом, спокойно, при поддержке центра и с помощью конструктивного обмена опытом между школами.
 

Предметное информационное обеспечение

Если школьник решит самостоятельно и получше освоить какой-то предмет, то он столкнется с рядом сложностей. И скорее всего он вряд ли достигнет желаемого и даже не осознает почему. А дело в том, что учебники и вся система образования оптимизированы не на предметные задачи, а на экзаменационные задачи. Причин такого положения дел можно назвать много: предметов много, предметная практика ограничена школьным бюджетом, сами предметы могут существенно отличаться от их научно-педагогического представления...

Общий результат таков: для качественного предметного освоения любой дисциплины необходим либо хороший репетитор, либо специальная школа, либо недюжинный талант, либо семейная традиция. То есть 95% школьников вынуждены довольствоваться малым.

Изменить ситуацию возможно. Задача эта разделяется на информационно-методическую часть и организационно-технологическую часть. Во второй части мы сильно поотстали от мировых лидеров и здесь не обойтись без множественного изобретательства. А вот в разрешении первой части задачи мы можем существенно продвинуться за год-два.

Для этого будет использован новый алгоритм качественного отбора и переработки информации.

Задача очень сложная - представьте сколько учителей и академиков, в скольких странах, столько поколений не смогли ее решить.

Процесс ее решения будет примерно таков:

В рамках сети формируется команда школьников (25-40 человек), желающая качественно освоить выбранный ими предмет. А так как подходящего информационного обеспечения еще нет, то им необходимо организовать создание такого обеспечения. "Создать" им конечно не по силам, а вот запустить организационный процесс ведущий к этой цели вполне возможно. При этом задача создает мотивационные заряды, которые весьма положительно скажутся на глубине погружения в предмет.

Команда делает следующее:
• разбивает предмет на главы и назначает ответственных за них
• собирает библиотеку хороших учебников, продвинутых пособий, популярных книжек и журналов
• каждый человек штудирует свои главы в 5-7 хороших учебниках и компонует из них полновесную главу
плюс компьютер домашний или школьный; 2-3 человека из команды обучаются машинописи и оперативно набивают материал; в сетевом центре выделяется ресурс распечатки материалов; плюс целевой сайт в интернет
• параллельно команда организует методическую поддержку своего проекта со стороны школьных учителей, преподавателей ВУЗов, профессионалов - с миру по нитке + интернет
• во всем этом им помогает сетевой центр: уточняет концептуальные схемы и оплачивает чтение-написание обзорных лекций по важнейшим темам и линиям предмета
• по мере создания целостного образа предмета школьники пополняют курс статьями, которые являются переложением тем лучших популярных книг и переложением лучших-значимых журнальных публикаций

В результате примерно за полгода можно получить полновесный учебник с приложением из 50 статей. При этом, учитывая кооперацию, объем личного труда останется в пределах нормы углубленного изучения предмета. За полгода каждому предстоит скомпоновать 1 главу и переложить 2 статьи. Откровенного плагиата не будет благодаря курсу Умение читать => Умение писать. Плюс критичные консультации в сетевом центре.

Учебник будет доступен в интернет и будет возможность распечатать его не выходя за уровень книжных цен (хорошая бумага, лазерное качество, удобные обложка и переплет).

Следующая команда решает следующие задачи: пополнение учебника, распространение его в интернет, поиск талантов для качественного улучшения глав и учебника в целом (начиная с критики и советов), собственное иллюстрирование учебника, подготовка его к изданию.

Полное информационное обеспечение школьников включает школьные учебники, ремесленные учебники, базовые вузовские учебники, популярные учебники (управление, оздоровление, дизайн…) и популярную библиотеку гармоний и первоисточников. Электронный вариант (гипертекст) распространяется на CD и для школьников будет организована возможность распечатки учебников по себестоимости.
 

Обучение населения

Во второй год преподаватели сети сосредотачиваются на обучении населения. Сетевой центр начнет помогать им в этом за полгода. Структура будет та же: Тонус+Дисциплина+Предмет. Предмет будет определяться спросом.

Новый проект и новая главная цель: формирование системы местного обучения населения, вовлечение в нее школьных учителей и повышение их доходов в 2-3 раза.

Система непрерывного образования населения - наяву.

Основа - доверие.
Целевое направление - помощь людям в формировании точной => гармоничной самооценки личности, используя различные предметные мотивы (курсы).

1. Человек с точной самооценкой продуктивен и доволен жизнью.

2. К тому же система курсов будет организована так, чтобы люди могли здесь сблизиться по интересам и сдружиться. А дружить с точными и гармоничными человеками замечательно.

Поэтому доверие и спрос будут расти.
 

Завершающие пояснения

Существующие инфра-механизмы весьма консервативны. Поэтому следует развивать их деликатно и стараясь обходить конкурентные сценарии. Например, местный школьный рынок - для школьников и для взрослых - будет ориентирован на качественно новые недорогие курсы. И поэтому его вес и направленность будут вне конкурентной борьбы на рынке хорошего и элитного образования. Лидеры потому и лидеры, что способны адаптироваться к рыночным изменением быстрее других.

Качественный подход различает производительность труда и благопроизводительность. Повышая производительность труда, мы скоро оказываемся в ситуации: чем дальше - тем труднее. Повышая благопроизводительность, мы создаем новые личные и организационные ресурсы и благодаря этому качество продуктов растет соразмерно увеличению количества продукции и организация развивается устойчиво. В масштабах инфраструктуры это означает, что рынок расширяется соразмерно увеличению его глубины.

Хорошо любить Родину в Германии, в Швеции, в Австрии... Развитые страны демонстрируют нам ориентировочные формы общинной организации, повсеместного предметного порядка, обогащения и углубления организационно-технологических процессов. Но эти страны устремлены в будущее и их общая деятельность подчинена 20-летним и более крупным планам. Это будущее концептуально определяется ими как постиндустриальное общество. И если мы желаем действенного сближения с Европой и развитыми странами, то можно не только догонять их прошлый опыт - можно воплощать их идеал. Если мы собираемся быть в этом будущем вместе, то это есть и наш идеал.

 

Да прибудет нами волшеба во благоть.
Артур Васильев.

Hosted by uCoz