А.Востриков
ОТКРЫТИЕ СЕБЯ журнал "Природа и человек" 1990 г. СОДЕРЖАНИЕ
Суггестивная реакция – это мысль, реализованная в психических или телесных процессах. Под ее влиянием легко формируются неосознаваемые психические установки, которые регулируют наше повседневное поведение и даже наши оценки действительности. Например, какое-то случайное действие вашего товарища вызвало чувство отвращения. Это чувство зафиксировалось в вашем подсознании как связанное с этим человеком. Когда вы видите его, чувство отвращения припоминается. Человек, а не явление начинает вызывать у нас это чувство. Так неосознаваемая установка накладывает отпечаток на оценку действительности. Суггестивные реакции – распространенное явление. Они могут быть управляемыми
– и тогда мы говорим о внушении или самовнушении. Эти реакции могут быть
неуправляемыми – и тогда мы говорим о … мнительности!
Например, у ребят есть необходимость совершенствовать свои волевые качества. Они приходят на спецкурс, который проводится, скажем, в клубе. Программа из 15–20 занятий по два часа. С чего начинается такой курс? С ознакомления с психологическими особенностями проявления волевых качеств. Волевые качества и их свойства изучаются в различных жизненных ситуациях. Люди учатся выявлять эти свойства у окружающих, правильно оценивать степень их развития и наконец проводят психодиагностику своих волевых качеств. Тут картина становится для них настолько ясной, что каждый сам может точно сказать, какие качества развиты хорошо, какие – плохо, а также с какими качествами следует бороться. Так формируется карта самовоспитания. Следующим этапом становится овладение приемами самовоспитания. Особое место здесь занимают различные учебные ситуации, которые позволяют прочувствовать особенности активизации тех или иных волевых качеств и формируют опыт применения этих качеств в жизни. К концу курса желающие добиваются практических успехов, так как целенаправленное воздействие приводит к образованию новых привычек, облегчающих преодоление внешних и внутренних препятствий. Предложим вниманию читателя практические формы организации умственного самовоспитания. Первая форма – это сеанс самовоспитания в виде организованного занятия с собой, в котором вы, используя методику самовнушении, формируете у себя нужные качества, свойства, отношения, активность умственных процессов. В ходе таких специализированных сеансов вы непосредственно работаете над теми психическими процессами, которые стремитесь улучшить, и добиваетесь их улучшения с помощью неосознаваемых психических установок. Вторая форма – это оперативный исследовательско-побудительный цикл. Он заключается в том, что вы время от времени исследуете у себя состояние тех процессов, которые вы воспитываете {например, процесс запоминания), и стимулируете этот процесс. Здесь вы используете самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценку, самоубеждение, саморазъяснение, самоприказ, самоуговаривание, самокритику и т. д. В ходе таких циклов самовоспитания вы постоянно совершенствуете себя, поддерживаете нужный уровень активности развиваемого процесса. Из этих двух форм ведущей методикой является сеанс самовоспитания. Вторая выступает как поддерживающая, усиливающая первую. В ходе сеанса самовоспитания главным приемом становится самовнушение. Но не следует путать его с самоубеждением, которое построено на обращении к себе с помощью слов. Внушать себе с помощью слов необычайно трудно потому, что словесному обращению к себе часто мешает психический барьер, заключающийся в неверии в результат, которого вы хотели бы достичь. Убеждая себя, вы внутренне испытываете неверие в свои собственные слова, сами себе сопротивляетесь. Самовнушение лучше осуществлять с помощью представлений, превращаемых в зрительные образы и телесные ощущения. Вам надо улучшить настроение? Ваше настроение вряд ли улучшится, если вы просто говорите: «У меня хорошее настроение». Но если вы сосредоточитесь на лице и примете веселое выражение и, главное, вообразите себе что-либо приятное, то через небольшое время ваше настроение действительно изменится. Но учтите, ваш мыслеобраз должен вызвать телесное ощущение того, что
вы внушаете.
В основе образно-чувственного мышления лежит чудесный психический процесс – эйдетизм, или способность наших чувственных органов запоминать и мгновенно припоминать, а также по-разному трансформировать когда-либо нами пережитые образы и ощущения. Художник видит свою еще не нарисованную картину, музыкант слышит еще не записанное в нотах произведение, инженер видит и работает с еще не вычерченной в чертежах и не изготовленной в металле машиной... Таким образом, образно-чувственное мышление – это мышление с помощью слов и одновременное отражение в чувственных органах содержания этих слов в виде соответствующих образов и ощущений. Трудность освоения этого умственного навыка заключается в том, что здесь приходится включать в интеллектуальную деятельность сразу оба полушария. Как известно, существует определенная асимметрия функций полушарий головного
мозга. Одно полушарие ответственно за понятийное, абстрактное мышление,
второе – за образно-чувственное. Если человек больше склонен к логическим
операциям или к предметно-чувственным операциям, он использует для работы
только соответствующее полушарие. Одновременно работать целостным мозгом
могут только очень гармонично развитые люди, способные и к аналитическому
и к творческому мышлению. У таких людей, как правило, прекрасно развито
эйдетическое воображение и аналитическое осмысление воображаемого. Задачей
первого занятия является формирование навыка образно-чувственного мышления.
Наша методика предусматривает специальный курс самовоспитания из 12 занятий.
Тем не менее можно добиться удовлетворительных результатов, и на основе
рекомендаций, которые приводятся ниже.
1. Проверьте степень развития вашего зрительного эйдетизма. Закройте глаза и вообразите яркую, живую РОЗУ. Вы ее держите в руке и подносите к лицу Зрительные образы отсутствуют
– 0
Для воспитания хорошего навыка самовнушения часто вполне достаточен уровень развития зрительного эйдетизма, равный 3–4 ед. 2. Приступайте к совершенствованию своего зрительного эйдетизма. Поскольку в его основе лежит образно-чувственная память, начинайте ее развивать. Для этого предложим следующие упражнения: а) Сядьте удобно, положите руки на бедра и расслабьтесь. Посмотрите на свою правую руку и постарайтесь запомнить ее образ. Закройте глаза и постарайтесь припомнить образ вашей руки. Вам в этом припоминании активно помогают ваши телесные ощущения в руке. Закрывая и открывая глаза, вы постепенно совершенствуете свое зрительное представление руки до уровня четкости, которое пожелаете, но не ниже четырех единиц. б) Постарайтесь так же хорошо отработать образы других участков тела: второй руки, затем правой и левой ноги – и завершаете представлением своего лица с помощью наблюдения за ним в зеркале. Четкость эйдетических образов должна быть не ниже четырех единиц. в) Возьмите любой рисунок, открытку, предмет, сосредоточьтесь на его
образе, постарайтесь запомнить его и воспроизвести в памяти как минимум
на уровне устойчивого черно-белого образа. Внимание! Переход к следующему этапу умственного самовоспитания возможен только тогда, когда вы достигли вышеозначенных результатов. 3. Проверьте степень развития у вас телесного эйдетизма. Для этого закройте глаза и представьте себе, что на вашу обнаженную руку садится симпатичная «божья коровка», которая, перебирая лапками, бежит по коже предплечья от локтя к основанию большого пальца. Телесные ощущения отсутствуют
– 0
Для воспитания хорошего навыка самовнушения вам необходимо развить телесный эйдетизм до уровня три-четыре единицы. 4. Приступайте к совершенствованию телесного эйдетизма. Для этого вам
следует развить память на телесные ощущения с помощью следующих упражнения:
Внимание! Приступать к следующей ступени саморазвития вы имеете право только тогда, когда все наши рекомендации полностью выполнены. Вторая ступень формирования навыка образно-чувственного мышления.
1. Проверьте степень развития у вас непроизвольных, автоматизированных связей между понятийным мышлением и образно-чувственным представлением, Вам следует прочесть приведенные ниже слова в обычном для вас темпе и не применять специальных умственных усилий для оживления образов и ощущений. В ходе чтения вы исследуете, в какой форме в вашем сознании будут возникать соответствующие содержанию каждого слова образы и ощущения. Помните, эйдетические представления должны возникать автоматически, непроизвольно. спокойствие
Оцените полученный результат с помощью следующей шкалы: В процессе чтения слов зрительных
– 0
2. Методика совершенствования навыка образно-чувственного мышления с
помощью самостоятельной тренировки состоит из двух упражнений:
Для завершения занятий по материалу этого урока достаточно добиться
уровня развития навыка до двух-трех единиц. Однако, продолжая репетиции,
получите удивительный эффект. Вы перестанете замечать, как читаете, как
переворачиваете страницы, да и сама обстановка, в которой находитесь, выпадет
из круга внимания. Внутри вас оживут образы, ощущения, соответствующие
содержанию книги. Это будет подобно реальной жизни. Но это требует около
200 часов занятий.
Теперь вам предстоит освоить механизмы осознанного управления психическими процессами. Читайте содержание инструкции, мысленно проигрывая весь процесс, только после этого приступайте к ее выполнению. «БЛОК»
Ну как. получилось? Оцените свои успехи следующим образом:
Если вы получили «плохо», не расстраивайтесь, причины могут быть следующие:
Постарайтесь устранить помеху и добиться положительного результата. Только после этого вы можете выполнять другие упражнения. Внимание! Дальнейшие занятия адресованы только тем, кто получил оценку по суггестивной саморегуляции «четыре» и «пять». «ПАЛЬЦЫ»
«РУКИ»
«ВЕКИ»
Дорогие друзья! Вы успешно выполнили все упражнения и кое-что открыли для себя. Неправда ли, это новое во многом для вас неожиданно? Вам было странно открыть в себе что-то совершенно неизвестное? Поздравляем вас с этим открытием. Завершая этот урок, подведем некоторые итоги.
Теперь, когда вы всего этого добились, вы можете без затруднений заниматься
суггестивной саморегуляцией и легко освоите материал наших последующих
занятий.
Дорогой друг, сегодня мы займемся приемами формирования состояния, в котором наиболее ярко проявляется эффект сверхзапоминания. Какова природа этого эффекта? Мы активно запоминаем лишь то, что для нас эмоционально или интеллектуально значимо, или то, что мы мысленно определяем как важное и нужное, ставя перед собой соответствующую установку – запомнить. Но при эмоциональном и интеллектуальном напряжении возрастает энергетическая активность психических процессов, значит, для активного запоминания необходимо возбуждение тех участков мозга, которые отвечают за эти процессы. Известно, что человек не может длительное время находиться в возбужденном состоянии, позже его обязательно настигнет спад нервной активности. Поэтому возбуждение не может быть основой в вашей работе. Противоположностью возбуждения является релаксация, расслабление, этот процесс, оказывается, содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности активизации нервных процессов. Мышечная релаксация выключает скелет и мускулатуру. В результате высвобождается энергия, которая при определенных условиях может быть направлена на интеллектуальные процессы. Возникает возбуждение. Другими словами, тело «спит», а интеллект необычайно активизируется. Правда, есть тут одно «но»... Расслабление связано с ощущением безопасности, с моментом, когда можно выспаться, восстановить силы. Этот рефлекс жив в человеке. Мышечное расслабление у нас сопровождается сонливостью. Наша нервная система пытается экономить силы и вместо перераспределения энергии откладывает ее про запас... Итак, нам предстоит преодолеть сонливость при мышечном расслаблении. Вторым условием формирования эффекта сверхзапоминания является интеллектуальная релаксация. То есть надо суметь освободить мышление от всего, что не связано с процессом запоминания учебного материала. А это не так-то просто. Мысли текут постоянно, непроизвольно, и в нашем сознании время от времени отражаются их элементы. Зачем нам нужна эта абсолютная чистота сознания? Когда мы будем воспринимать огромные объемы материалов, ничто не должно мешать. Сознание должно быть «белым листом», на котором активно записывается воспринимаемая информация без клякс и разрывов. Возникновение же «мозговой болтовни» определяется порогом чувствительности нашего сознания по отношению к непроизвольно протекающим мыслям. Если эта чувствительность высока, то в нашем сознании постоянно отражаются непроизвольные мысли. Они составляют фон нашего произвольного или сознательного мышления. И чем выше этот фон, тем более он нам мешает. Но при хорошо поставленных интеллектуальных процессах «мозговая болтовня» легко подавляется. Упражнение 1.
Упражнение 2.
Если в процессе интеллектуального отдыха возникают отдельные мысли, фиксируйте их на слове, превращайте слово в образ, сосредоточьтесь на образе и растворяйте его в пространстве вновь, возвращаясь к ощущению удовольствия от состояния умственного отдыха и овладения собственным интеллектом. Ведущим принципом при формировании этого состояния является мышечная
релаксация. Она осуществляется с помощью приема мысленного самомассажа
участков тела. Для овладения этим приемом необходимо сочетать реальный
самомассаж с мысленным самомассажем, активизировать все имеющиеся у вас
навыки зрительных и телесных представлений. Мысленный самомассаж постепенно
будет вызывать те же ощущения, что и реальный. Только в этом случае можно
добиться ощущения сначала «невесомости», потом полного «исчезновения» расслабляемого
участка тела. Этот эффект связан с тем, что по мере снижения тонуса мышц
одновременно понижается и их чувствительность, появляется эффект анестезии,
который приводит к субъективным ощущениям.
Возьмите зеркало, сядьте удобно, расслабьтесь. Изучите свое лицо. Расслабьте лицо, лоб, нос, веки, жевательные мышцы, губы, подбородок. Посмотрите, ваше лицо стали другим, оно приобрело спокойное выражение. Прочувствуйте: вы успокоились и полностью сосредоточились на занятиях. Мысленно помассируйте кожу лба от середины к вискам. Мысленно помассируйте веки. Глаза закрыты. Но внутренним взором вы видите лицо как в зеркале. Мысленно помассируйте нос, щеки, жевательные мышцы, затем губы, подбородок. Ваше лицо стало еще спокойнее и бесстрастнее. Волна покоя, удовольствия и расслабленности охватила тело. Сосредоточьтесь на языке, гортани, связках. Мысленно успокойте и расслабьте язык, затем небо, гортань, голосовые связки. Речевой аппарат расслабился, успокоился и непроизвольно возникает состояние безмыслия. Прочувствуйте радость эмоционального и интеллектуального отдыха. «РУКИ»
Сосредоточьтесь на правой руке. Прочувствуйте ее от кончиков пальцев до плеча. Образно представьте себе свою руку. Мысленно промассируйте один за другим большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец, ладонную поверхность кисти, тыл кисти, внутреннюю поверхность предплечья, наружную поверхность плеча, заднюю поверхность плеча, плечевой сустав. По мере мысленного массажа рука становится теплой, расслабленной, легкой. Возникает ощущение, что рука практически ничего не весит, она воздушна, ее как будто нет. Поскольку руки нет, двигать ею невозможно. Прочувствуйте: ощущение душевного комфорта усиливается! Проделайте ту же операцию с левой рукой. Руки расслабились, стали воздушными, невесомыми. Лицо и руки расслаблены. Вы испытываете чувство физического и психического комфорта. Однако никаких признаков сонливости нет. Сознание по-прежнему ясное и активное. «НОГИ»
Обратите внимание! Возникает ощущение, что ясность сознания как бы усиливается. Каждая ваша мысль легко превращается в соответствующее ощущение. Мысленный самомассаж быстро и активно углубляет мышечное расслабление и полностью убирает признаки сонливости. Разовьем это состояние за счет релаксации мышц ног. Сосредоточимся на правой ноге. Прочувствуем ее. Образно представьте свою ногу. Мысленно промассируйте подошву, пальцы и пятку. Мысленно промассируйте стопу, голеностопный сустав, заднюю поверхность голени, переднюю поверхность голени, коленный сустав, переднюю часть бедра, заднюю часть бедра, седалищные мышцы. Прочувствуйте, что по мере мысленного самомассажа нога становится теплой, расслабленной, легкой. Возникает ощущение, что она практически не весит, она воздушна. Ощущение душевного физического комфорта усиливается! Проделайте ту же операцию с левой ногой. И запомните пережитое состояние. «КОРПУС»
Разовьем его, расслабив корпус. Прочувствуйте поясницу. Мысленно представьте себе свой крестец и поясницу. Ощутите приятное тепло в этой области. Прочувствуйте спину от поясницы до шеи. Представьте спину и прочувствуйте всю ее площадь, все ее участки. Мысленно промассируйте спину от поясницы к шее вдоль позвоночника. Пусть приятная теплая волна поднимается по позвоночнику вверх к шейным позвонкам. Прочувствуйте живот, расслабьте его. Сконцентрируйтесь на точке в глубине живота ниже пупка. Эта точка начинает приятно нагреваться. По внутренней области живота поднимается тепло. Это тепло сливается с теплом в области поясницы и крестца. Возникает чувство комфорта. Прочувствуйте грудные мышцы, расслабьте их. Мысленно помассируйте грудную клетку и прочувствуйте, как область сердца приятно нагревается. Тепло охватывает всю грудь. Дышать становится необычайно легко и свободно. Тепло груди соединяется с теплом в спине, и весь корпус погружается в приятный теплый покой. Обратите внимание! Физическое тепло постепенно исчезает из поля ощущений. Вспоминаете: «тело спит и исчезло из ощущений, а сознание активное и бодрое»? Теперь вы полностью готовы к запоминанию учебного материала. Пробуждение из состояния «сна» должно проводиться по всем правилам. Внимание! Активизация проводится не менее 5 минут. Прочувствуйте руки! Оживите пальцы, предплечья, плечи. Сожмите несколько раз кулаки. Поднимите руки вверх, потянитесь. Ритмично похлопывая в ладоши, начинайте пробуждать ноги. Активизируйте пальцы стопы, голени, бедра, ягодицы. Напрягите ноги и вытяните их вперед. Походите. Активизируйте корпус, потанцуйте на месте. Когда вы почувствуете, что тонус восстановлен, можете продолжать свою обычную жизнь. Хочется дать несколько советов. Выполнять перечисленные упражнения лучше
с помощью магнитофона. Надиктуйте текст с учетом пауз на выполнение действий.
Отрабатывать следует по одному упражнению. Начитывать упражнение надо вместе
с «выходом из состояния». Тем, кому пока не удается преодолеть реакцию
сонливости, занятия лучше проводить утром.
Итак, дорогие друзья, у вас уже есть основа для развития эффекта сверхзапоминания. Но если вы хотите научиться усваивать за одно прочтение с листа до 90 процентов текста, необходимо еще немало поработать. Предлагаемый сеанс запоминания состоит из трех этапов
Методика «входа» вам уже известна. Поэтому мы вам рекомендуем новый,
краткий вариант самовнушения. Сядь удобно, расслабься.
Следует помнить, что на первых порах текст для запоминания не должен превышать объема одной страницы, если он на родном языке, и 50 слов или 10 фраз, если он на иностранном. После проведения 10–15 сеансов запоминания вы уверенно можете увеличить объем текста. Следует помнить, что память явление индивидуальное, поэтому не будем брать на вооружение жестких рекомендаций. Можно лишь рекомендовать придерживаться следующих условий: I–III сеансы: объем – 1 страница (50 слов, 10 фраз), прослушивать по 3 раза. IV–V сеансы: объем – 2 страницы (70 слов. 15 фраз), прослушивать 3 раза. VI сеанс: объем 4 страницы (90 слов, 20 фраз), прослушивать 3 раза. VII, VIII сеансы: объем 6 страниц (130 слов, 30 фраз), прослушивать 3 раза. IX сеанс: объем – 8 страниц (170 слов, 40 фраз), прослушивать 2 раза. И так далее... Текст следует читать с такой скоростью, чтобы вам было легко представлять и ощущать содержание каждой фразы. Это очень важно. Чтобы облегчить процесс образотворчества в ходе переживания самой информации, читать следует с выражением и паузами. Текст записывают на пленку. Чтобы голос не мешал состоянию релаксации, следует потренироваться. Кстати, вместо использования звукозаписи можно попросить прочитать текст ваших друзей. При запоминании внимательно вслушивайтесь в слова, в соответствующие им образы, ощущения и переживания. Обратите внимание: при этом возникает ощущение глубокого запечатлевания в памяти всего, что вы переживаете. Спустя 20–25 сеансов вы можете перейти на «обычное» чтение. Для этого вы после погружения в особое суггестивное состояние приоткрываете глаза и сосредоточиваете свое внимание на тексте, который лежит на расстоянии, удобном для чтения... Завершается сеанс запоминания выходом из состояния мышечной релаксации, с помощью пробуждения мышц и органов. Осуществляется активизация по уже знакомой вам схеме, приведенной на прошлом занятии. Успехов вам, дорогие друзья! Надеемся, наши рекомендации позволят самостоятельно достичь того, что мы получаем в условиях специальной психологической подготовки при интенсивном обучении по различным предметам, и прежде всего по иностранному языку. Суггестия – это не гипноз. Гипнолог действует на психику при отключенном сознании. А тут все не только слышат, видят и общаются, они не теряют контроля над собой. Суггестия – это, конечно, внушение, но без гипноза. Наука суггестология пытается согласовать обучение, воспитание, лечение нервных заболеваний с психо-физиологией развития личности. Она предлагает технику тренировки памяти, интеллекта, художественного воображения, мотивации и т.д. Основоположником новой науки считается болгарский ученый Георгий Кириллович Лозанов. Ныне он возглавляет лабораторию суггестологии в Софийском университете. Лоэанов впервые показал, как изменение настроя восприятия может ускорить процесс обучения. Всего за три месяца у него дети усваивали пять-шесть тысяч слов на иностранном языке. Сточасовую программу по физике они проходили за 10 дней... У нас в стране новая наука сделала первые шаги 11 лет назад. Именно тогда в Одессе появилась суггестологическая лаборатория, руководимая кандидатом педагогических наук А. Востриковым. Начали с иностранного языка, а также умственно-нравственного и трудового самовоспитания. По мнению ученых, суггестия – это мощнейший инструмент в руках преподавателей и всех тех, кто стремится к самообразованию и к самосовершенствованию. Школьников обучали английскому. Все казалось предельно простым. Думали, стоит передать им навыки погружения и особое состояние, которое можно назвать «просоночным» или «медитативным», и все пойдет само собой. Останется установить диапроектор, зажечь экран. Замелькают слайды. На каждом – слово по-русски и по-английски. Прочел и представил ассоциативный образ. Не учеба – игра. Я не преувеличиваю, в состоянии сверхвосприимчивости все как бы само собой получается, и подобная работа в счет не идет. Игра игрой, а за урок 300 слов усвоить можно. Но, увы, то, что ясно как божий день для специалиста, то, что довольно быстро доходит до школьника, не всегда с той же легкостью воспринимается преподавателями. Ох и пришлось же ученым попотеть, разжевывая и переписывая свои «мудреные» пособия. В эксперименте было занято 20 школ Одесской области. Правда, за все мытарства воздалось сторицей. На глазах растаяла армия двоечников. Годовая программа но иностранному языку была перевыполнена втрое. Улучшилась успеваемость по всем предметам. Ребята стали внимательнее друг к другу и к учителям. Прослышав о «чуде», в лабораторию начали обращаться руководители крупных предприятий. По их заказам разрабатывается около 50 методик. «Мозговой штурм» затрагивает развитие не только деловых качеств сотрудников, таких, как умение быстро читать, схватывать на лету суть информации и без труда – сходу запоминать ее... – Нельзя забывать,– поясняют психологи, – нуждающиеся в наших советах рабочие, служащие и руководящий состав – прежде всего люди с их слабостями и недостатками. Вспомните, что мы желаем, своим друзьям и знакомым? Здоровья и счастья. Именно эту формулу человеческих взаимоотношений наш коллектив решил провести в жизнь. Согласитесь, чей-то нервный срыв может обернуться стихийным бедствием для всех. Научить кого-то владеть собой – значит позаботиться о многих. Каждый несдержанный человек знает о своей слабости, да не умеет от нее избавиться. А ведь самообладанию тоже можно научиться. Нет, речь идет не о «сдерживании внутренних паров». Если наработать быстрое вхождение в состояние меньшей уязвимости, то ваше раздражение не получит развития. Вы просто рассмеетесь сами над собой. В арсенале одесской лаборатории – методики ускоренного развития памяти
и самообладания, освоения иностранных языков и азов динамического чтения,
а также техника художественного чтения, которая поможет оживить в вашем
воображении книгу.
|
«» ~ ≈ ≠ ± × ÷ ° • ÷ £ –