Музыка является языком прямого взаимодействия чувств и разумения. И поэтому язык музыки понятен всем человекам. Музыка - это универсальный язык человечества, корнеслогами которого являются пропорции музыкальной гармонии.
Здесь представлены основные результаты идеального исследования музыкального строя: качественное уточнение
природного строя, уточнение Пифагорова строя и советы любителям музыки. Полный текст исследования находится здесь:
История музыкального строя
и начала музыкальной грамоты.
Природный строй был открыт Хором.
Хор открыл первый способ качественного познания мира: диалектику круговорота 4-х стихий. И с его помощью исследовал звучание своего голоса и тела.
Тело человека подобно струне, воспринимающей гармонию (жар манящий) Земли и Небес. Природа стихий требовала разрешения гармонии в 8-звучие: 4 первостихийных тона и 4 связующих-переходных тона. Первое деление было самоочевидным: тело-струна делится пополам - согласно равновесию земной и небесной стихий; а каждая половина тела делится на восьмушки.
Строй | маковка | рот | бронхи | сердце | солнечное сплетение | поясница | крестец | мочевик | копчик |
стихийный | 1 | 1,125 | 1,25 | 1,375 | 1,5 | 1,625 | 1,75 | 1,875 | 2 |
длина | 1 | 8/9 | 8/10 | 8/11 | 8/12 | 8/13 | 8/14 | 8/15 | 8/16 |
натуральный | 1 | 1,125 | 1,25 | 1,333 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2 |
современный | 1 | 1,122 | 1,26 | 1,335 | 1,498 | 1,587 | 1,782 | 1,888 | 2 |
Здесь частота звука открытой струны равна 1.
Мудрость Хора проявилась здесь в том, что он делил не пространство - а именно звучание=тонкость звуков, проявив заодно и точную связь пространственного и тонкостного деления.
Так появился первый музыкальный строй из 8 тонов и согласно ему творилась и исполнялась первая музыка. Затем Хор обнаружил возможности созвучий и изобрел многоголосное пение = хор.
И до наших времен хором называется созвучие 8 или более голосов. И в латинском обозначении нот тоже сохраняется восьмиричность.
Хоров хор начинался с земной топотной ноты и соответствующего низкого голоса и поднимался к небесам, где опорой-первонотой становился
хлопок ладоней.
Но через некоторое время в душе Хора созрело чувство некоторой несоразмерности хоровой музыки и гармонии тела. Решая эту задачу он натягивает на ровную палку струну, чтобы уточнить пропорции. Попутно - по аналогии с хоровым пением - изобретает 4-х струнную кифару и многострунную арфу.
Довольно быстро Хор нашел природные созвучия и сердечный сдвиг в гармонию.
Сдвиг этот требовал качественного объяснения и Хор вновь и вновь играл со струной, пока не обнаружил простую суть.
Первостихиям соответствовали точки струны, в которых прямое и обратное звучание совпадали качественно. То есть: прижимая струну в этих точках, мы получаем с обеих сторон от точки одинаковое качество звучания. Такие точки получались делением звукового диапазона пополам:
точка опоры | 0 | 1/2 - 1/2 | 2/3 - 1/3 | 4/5 - 1/5 | 8/9 - 1/9 | 16/17 - 1/17 |
прямое звучание | 1 | 2 | 1,5 | 1,25 | 1,125 | 1,0625 |
обратное звучание | 1 | 2 | 3=1,5×2 | 5=1,25×4 | 9=1,125×8 | 17=1,0625×16 |
Получив точные звуки первостихий Хор принялся за поиски звукопереходов. И здесь решение было простым: обратное звучание переходного звука должно попадать в звук первостихии. И Хор обнаружил, что эти звуки являются обратными к удвоению тонкости первостихийного звука.
Здесь тонкость слуха можно дополнить точным рассчетом f2=f/(f-1) для переходных звуков и f2=2nf/(2nf-1) для интонационных, где n - числа 1,2,3...
Так получается природный звукоряд, в котором явь звука совпадает с навью или дополняется-строится навью. В нем 8 звуков.
1 | 1,125 | 1,2 | 1,25 | 1,333 | 1,5 | 1,667 | 1,8 | 2 | ||||
1 | 1,0625 | 1,125 | 1,25 | 1,5 | 2 | |||||||
1,89 | 1,8 | 1,2 | 1,667 | 1,333 | 1,2 | 1,667 | 1,8 | 1,89 | 1,333 | |||
1,7143 | 1,6 | 1,6 | 1,7143 | |||||||||
1,4286 | 1,3846 | 1,36 | ||||||||||
+ | 1,0625 | 1,36 - 1,3846 - 1,4286 | 1,6 | 1,7143 | 1,89 |
Если продолжить Хоров подход (смотрите нижнюю табличку), добавив 1/16 и замыкая переходные звуки, то мы получим более полные природные звукоряды из 12 и 15 звуков. Симметрия звуков здесь неформальна - их симметрия существенна. Первостихии создают устойчивые звуки, переходные звуки разрешаются в первостихии и в глубине зреют интонационные звуки.
В полном строе можно слышать звуковые стихии и дышать их потенцию.
Это идеальный строй = В нем волшеба и благоть.
Хоров лад был предназначен в первую очередь для сообщного хорового пения. И его 8-ричная основа используется до сей поры в церковных
хорах - в обиходном строе (с некоторыми отличиями).
Хоровое пение продолжалось и всегда было открыто природной гармонии.
И вы можете петь и познавать гармонию, следуя природному ладу.
А инструментальщики получили сегодня принципиальную возможность гармонизации своей музыки: компьютер позволяет
строить природный лад с любой ноты и позволяет строить полный природный лад. Да помогут вам программисты.
Историю современной равномерной темперации звукоряда любят начинать с воспоминания о Пифагоре. Если последовательно брать квинты и
обращать их назад на октавы (×1,5 / 2), то мы постепенно получим все 12
звуков. Но здесь мы сталкиваемся с ладовой несоизмеримостью чисел 1,5 и 2, что порождает Пифагорову комму - разницу между восходящим и
нисходящим вычислениями. Другими словами: в квинте 7 звуков, а в октаве 12 звуков; но 12 квинт не равны 7 октавам: 1,512=129,75
≠ 128=27.
Поэтому гениальный Веркмейстер...
С другой стороны: распространено мнение, что Пифагор использовал либо 8-ричный строй, либо 10-ричный строй - так как обожал десятку. При чем тут строй из 12 звуков? В чем тут дело? - Ну да ладно.
Попробуем воспользоваться перводеей Пифагора
прямо.
С
учетом новых знаний.
Итак перед нами задача равномерного гармоничного распределения звуков.
Суть современной темперации - это извлечение корня 12-степени. При этом в основе лежит октавная двойка и ее полутоновая производная 1,0595. Отсюда и начнем.
Основа Пифагора - Пемптон, или 8 звук. Поэтому полутоновый интервал будет равен корню 7-й степени из 1,5 = 1,0596. Получаем следующую таблицу:
Пифагоров равномерный строй | ||||||||||||
1 | 1,0596 | 1,123 | 1,19 | 1,261 | 1,336 | 1,416 | 1,5 | 1,589 | 1,684 | 1,785 | 1,891 | 2,0039 |
Современный равномерный строй | ||||||||||||
1 | 1,0595 | 1,122 | 1,189 | 1,26 | 1,335 | 1,414 | 1,498 | 1,587 | 1,682 | 1,782 | 1,888 | 2 |
Вот и все:
• в основании ряда лежит чистая квинта
• "ошибки" ряда заметно меньше чем обычно представляется: когда считается погрешность на 7 октав
• можно настраивать обычный рояль и "почти" настраивать обычную гитару
Критичный читатель может:
• вспомнить, что натуральный звукоряд отличается от современного поболе - и ведь ничего, приспособились
• вспомнить о зональном слухе
• вспомнить, что интервал в 2-3 октавы звучит не вполне гармонично
• подумать о физичности сдвига: если зажать струну пополам, то она будет звучать чуточку выше чем вдвое: за счет дополнительного натяжения,
за счет уменьшения относительной площади опоры
• подумать о законах восприятия: каждый звук чуть напрягает звуковую матрицу восприятия и она слегка округло прогибается, создавая тягу к
чуточку более высоким переходам
А любителей можно просто поздравить. Во-первых: такая настройка проще и устойчивей (настраивайте по квинтам и аккордам - доверяясь своему чувству гармонии и новому знанию). Кстати: греки считали, что лира Орфея была настроена по Пифагору. И здесь сила: теперь инструмент отпускает вас на волю. Теперь можно перестать искать-терзать в нем скрытую гармонию-дисгармонию и - наконец-таки - сосредоточиться на душевном приятии мировой гармонии.
Потому что в гитаре-фортепиано-трубе нет гармонии - здесь есть только строй; гармония живет наружи и приять ее можно только человечьей душою.
Учтите силу привычки: музыка льется отовсюду и в нас накопилось гигантское количество образцов равномерной темперации. И учтите силу мысли. Сегодняшний строй замкнут дважды: на резонанс двойки и на равномерную двоичную темперацию. Отсюда мыслетяга попасть в перекрестие мишени и отсюда ощущение завершенности правильной настройки. Новая настройка чуть открыта, чуть необычна... но назад пути нет: ведь сколько не ищи гармонию в двойке - здесь ее нет: это то же самое что строить квадратуру круга.
Поиграйте в чистых квинтах и пообвыкнув вы почувствуете, что душа потихонечку раскрепощается... и тело и чувство и голос и душа... добреют-хорошеют.
Пифагоров строй возвращает ВЕРУ:
веру в гармонический закон.
А пока дело делается (смотрите предложения полного текста) можно посоветовать любителям следующее:
• выбор гитары: обратите внимание на львовскую Renome (90-100$) и канадскую Art&Lutery
(230-280$)
• настраивайте гитару по квинтам и аккордам
• для развития тонального чувства ежедневно в течение получаса подбирайте - голосом и струнами - одну мелодию (не ищите гармонию в гитаре -
ищите гармонию в своем голосе и теле)
• для развития гармонического чувства подбираем аккорды и их звучание, опираясь на свой голос и тело
• купите хороший самоучитель - например Владимира Манилова - и планомерно, четко придерживаясь рекомендаций, освойте его уроки (это самый
здравый путь сегодня) - это займет 3-4 месяца
• занимайтесь только в хорошем настроении: делайте перед занятием 10 минутную общую зарядку и легкую силовую разминку пальцев-кистей до и после уроков
• дополнительные уроки вы найдете на сайтах www.7not.ru и
http://host.km.ru
Новое чувство должно созреть. Ориентируйтесь на 25-40 занятий для проявления нового чувства: Пифагоров строй (настройка гитары), Чувство мелодии, Чувство гармонии. Объем занятия задается ситуативным объемом от 10 до 25 минут: больше = лучше.
Критерий верности: улучшение самочувствия: если кпд мыследействия выше 100%, то и новое чувство зреет и самочувствие улучшается в каждом занятии.
Назову секрет еще раз: не в гитаре счастье - опирайтесь на тело и голос.
Для развития мелодического чувства лучше использовать безусловные гармонии: смотрите мой список песенных гармоний. Одно занятие - одна мелодия. Сначала голосом подбираем тональность: выстраиваем самые высокие ноты, затем самые низкие, затем срединные. Сформировав таким образом собственное чувство мелодии-песни подбираем затем мелодию на гитаре. Ориентир простой: логос мелодии устойчив при растяжении: то есть ищите ускользающие переходы медленно. Одно занятие - одна мелодия. Важен не результат - важен объем хорошей душевной энергии. Поэтому на следующем занятии подбираем следующую мелодию-песню.
Начинающим советую все мелодии подбирать на 5 струне, при целесообразности залезая порой на 4 и 6 струны. Ваша основная октава: от открытой струны до 13 лада. Когда чувство накопится - оно само выйдет наружу и постепенно охватит всю гитару. Тот же подход - от простого - советую применить и к аккордам: начните с простых аккордов первых ладов (минор, мажор, септа).
Ваша цель: формирование чувственной матрицы мелодии. А чувство как известно не терпит насилия. Поэтому не спешите, дайте чувству созреть самому, в течение 25-40 занятий. Уже через несколько занятий вы обнаружите, что мелодии подбираются легче и естественнее. Поэтому не беспокойтесь о результатах первых занятий - они автоматически улучшаются по мере проявления и развития общего чувства. Формируйте матрицу полным списком мелодий.
Первое чувство - это чувство Пифагорова строя. Поэтому разумейте спокойное доброе накопление настроек гитары и чувство проявится само.
Квинта - это звуковой диапазон между открытой струной и 7 ладом и наоборот; между 1 и 8 ладом и наоборот. Вы должны запомнить квинту чувственно и использовать ее в пострунной настройке вверх и вниз. После настройки квинт возьмите несколько любимых аккордов и - если где-то обнаружится звуковой нелад - поправьте настройку.
Следующий этап - мелодическое чувство. Когда оно сформируется вы автоматически научитесь быстро и точно подбирать мелодии (основа импровизации), проявите линии всех этих мажоров и миноров (мелодические законы) и проявите чувственную мелодическую ткань между различными мелодическими логосами (основа творения мелодий).
Следующий этап - гармоническое чувство: пение + аккомпанемент. Подход тот же: опираемся на душу и голос, добавляем аккорды, добавляем краски-нюансы-ладности ритма-перебора. Доверяйте своим чувствам и своему телу.
Но помните и о целях: ведь вы поете не только для себя. Ваше пение должно быть гармоническим антиэнтропийным процессом, воспринимая и настраиваясь на который человекам будет становиться лучше.
Поэтому принимайте вниманием всю окружающую ситуацию вместе с живыми
слушателями и стройте гармонию стихий: Небес, Земли, всех Человеков и всех Звезд и всей Природы. Все это - естественно - должно соединяться
вашей живой и довольной и цельной личностью.
И еще раз о роли дисциплины.
Фундамент ваших успехов = хороший тонус + доверие чувствам + недельное планирование.
Полгода дисциплины и вы будете весьма довольны результатом - довольны на всю жизнь.
Утро туманное, Амурские волны, Любовь нечаянно нагрянет, Журчат ручьи, Налей дружок по чарочке, Когда простым и теплым взором, Хочется-хочется синих-синих волн, Белой акации гроздья душистые, Песенка о медведях, Чунга-Чанга, Никого не будет в доме, Журавль по небу летит, На Тихорецкую, Вальс-Бостон, Есть город золотой, Последняя осень, Далеко (Сюткин), Через годы (Витас); Гарик Сукачев - Осень она не спросит, Дроля мой, Ночь светла, Знаю я есть края, Месяц май.
Используйте лучшие гармонии при развитии музыкального чувства - их мягкий заряд и качественная глубина являются
вашим наипервейшим внешним ресурсом.
Полный текст находится здесь:
История музыкального строя
и начала музыкальной грамоты.
Да прибудет нами волшеба во благоть.
Артур Васильев.