Капитализм

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли[1][2][3][4].

Пояснения Артура Васильева (АВ)

Капитализм в широком смысле - это просто товарно-денежные отношения, основа любой государственной экономики (как система рыночной саморегуляции и системы налогов) начиная с Древнего Египта.

Капитализм в политическом смысле - это доминирование в государстве рациональных экономических отношений, акцентирование критерия роста экономики (национального продукта и общей капиталоемкости). Для чего необходимы отмена сословного/политического неравенства и государственная программа управления экономикой в пользу народа.

Развитые капиталистические страны сформировали свой экономический потенциал в 50-70-е годы 20 века, когда налоги на сверхдоходы составляли 50-85% (максимумы в Британии и США) и доля государства в ВВП (прямо и в гос.подрядах) составляла 65-75%. Так что критерий доминирования частной собственности является больше желанием, чем фактом. То же касается критерия увеличения капитали и прибыли с точки зрения капиталистов. Капитализм - это не строй капиталистов, это демократический строй и равенство прав всех граждан. А рост общего блага, выраженного в денежной мере, автоматически дает увеличение общего капитала и является вполне естественной разумной целью демократического государства и любой семьи.

Опять же прогрессивный налог на сверхдоходы, борьба с монополизмом, трудовые стандарты, стандарты безопасности, общие налоги. Все это является более важной целью для государства, чем желания капиталистов полной свободы в личном обогащении. Плюс 20% норма рентабельности, достаточная с точки зрения общества как для личного обогащения, так и для нормальной деятельности предприятия, так и для его естественного развития (и дополнительного личного обогащения).

Честная рыночная конкуренция, равенство прав, свобода новаций, норма рентабельности в демократическом государстве = капитализм.

Феодализм Капитализм Коммунизм
? Экономическая система ? что такое советский строй, что такое советский социализм, что такое европейский социализм
юридическое неравенство между монархом, феодалами,  дворянством, церковью, гражданами, рабами юридическое равенство юридическое равенство
  свобода предпринимательства свобода новаторства
экономический критерий - рост капитала, получение прибыли экономический критерий - рост капитала, получение прибыли экономический критерий - рост общего капитала, получение общей прибыли
гос.собственность гос.собственность народная собственность
внеэкономические гос.ограничения внеэкономические гос.ограничения общественные ограничения
    АВ.

Понятие «капитализм» — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития и при этом отброшены менее значимые[5][6][7][8]. Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты — сословные привилегии; государственная собственность; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствием развития самого капитализма.

Содержание

Происхождение понятия и развитие теорий капитализма

Основная статья: История теорий капитализма[en]

Происхождение понятия «капитализм»

Термин «капитализм» появился в трёх языках — немецком, английском и французском — во второй половине XIX века, когда слова «капитал» и «капиталист» уже долгое время широко использовались[9]. Так, слово «капиталист» — «осколок жаргона спекулянтов на первых европейских биржах»[10]. Оксфордский словарь английского языка отмечает, что слово «капиталист» появилось в 1792 году.

Капитал от латинского capital буквально главный (caput голова), но также в значении основная сумма в итальянском и европейских. Так что наше копить вполне тут приемлемо.

Слово «капитализм» появилось вначале во Франции, затем, с 1860-х годов, — в Германии, позднее — в Англии[11]. Первоначально слово имело оттенок критики классового общества. «Капитализм» впервые встречается в 1842 году во французском словаре Ришара в качестве новой языковой конструкции. Первое использование термина «капитализм» в его современном смысле связывают с французским социалистом Луи Бланом и датируют 1850 годом[12]. В 1851 году Прудон осуждал «крепость капитализма»; в 1867 году французский словарь, ссылаясь на Прудона, включил слово как неологизм, обозначающий «власть капитала или капиталистов»[11]. Оксфордский словарь фиксирует появление слова «капитализм» в английском языке в 1854 году у писателя Уильяма Теккерея в романе «The Newcomes». В Германии в 1869 году Карл Родбертус констатировал в своей книге, что «капитализм стал социальной системой»[13][14].

Изначально понятие «капитализм» использовалось как антоним по отношению к понятию «социализм» и подразумевало негативный подтекст[15]. Луи Блан в 1850 году писал[11][12]:

… я называю капитализмом присвоение капитала одними при исключении других.

Оригинальный текст (фр.)
… ce que j`appellerai le capitalisme, c`est-à-dire l`appropriation du capital par les uns, à l`exlusion des autres.

Первый шаг в направлении отхода от негативного противопоставления и более нейтрального использования понятие «капитализм» сделал Альберт Шеффле в своём сборнике лекций «Капитализм и социализм» (1870). Шеффле считал индустриальный прогресс естественной, справедливой природой капитализма. Он выдвинул тезис о том, что либеральный капитализм является лучшей формой социализма. Через теорию коллективного капитала Шеффле предложил понимать капитализм не в качестве антонима социализма, а в качестве синонима социализма на базе свободного обмена[15].

Первая словарная статья о капитализме появилась в 1900 году в Российской империи в «Словаре иностранных слов»[15][16].

Использование термина в легальной печати России началось с опубликованной в № 1 и 2 «Русского богатства» в 1880 году статьи народовольца Н. С. Русанова «Проявления капитализма в России», в ответ на которую в девятом номере «Отечественных записок» в 1880 году была опубликована статья В. П. Воронцова «Развитие капитализма в России». После этого понятие «капитализм» в русской народнической среде приобрело широкое употребление и являлось объектом политических дебатов[15]. Например, в работе Плеханова «Наши разногласия»[17] (1885) видно, что он и его оппоненты использовали термин как распространённый.

Анализ капиталистического способа производства у Маркса и марксистов

Три классических подхода к капитализму представляли Карл Маркс, Макс Вебер и Йозеф Шумпетер, взгляды которых послужили основой для последующих дебатов в XX веке[18].

Cчитается, что Карл Маркс существительное «капитализм» в своих работах не использовал[15][19]. В книге «Капитал» (1867) широко использованы лишь слова «капиталист» и прилагательное «капиталистический» — «капиталистический способ производства», «капиталистическое общество».комментарий Фридрих Энгельс лишь изредка использовал термин: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888), предисловие к итальянскому изданию «Манифеста коммунистической партии» (1893).

Маркс, во-первых, считал рынок ключевым аспектом капиталистической системы, подчеркивая безличный и принудительный характер его законов, не зависящий от индивидуальных мотивов. Участники рынка (капиталисты и рабочие, производители и потребители, покупатели и продавцы) противостоят друг другу в условиях конкуренции. Во-вторых, Маркс рассматривал бесконечное накопление капитала, начиная с «первоначального накопления», как присвоение чужого труда — капитал рассматривался как овеществлённый труд. В-третьих, согласно Марксу, в основе капиталистического способа производства лежал конфликт между капиталистами, как собственниками средств производства, и рабочими, как собственниками рабочей силы (между буржуазией и пролетариатом). В-четвертых, для Маркса капиталистическая система обладала огромной динамикой, способной разрушать традицию и расширяться в мировом масштабе, распространять свою логику на неэкономические области и формировать общество, политику и культуру. Маркс анализировал индустриальный капитализм XIX века. Несмотря на многочисленную критику, его подход остаётся точкой отсчёта для анализа капитализма вплоть до настоящего времени[20].

Есть право закона и есть право силы. Деньги (собственность, капитал) относятся к праву силы, так же как сила речевого убеждения или сила репутации или сила личного умения и творчества. То есть разрешены, если они не нарушают закон. Таким образом речь идет о соотношении в жизни государства права закона и права силы (права жизни во всех ее разрешенных законом проявлениях). При этом право закона - это в первую очередь право управления государством (кто, как, почему, в каких рамках) и во вторую очередь права граждан (в том числе права различных групп граждан). При этом даже у рабов были свои права, например, в рамках общей морали - нельзя убивать рабов, издеваться над ними, насиловать их. А преступников, к примеру, можно - в дозволенных законом границах.

Таким образом, марксову модель можно трактовать так:
• Способ производства (строй государства)  - это закон управления им.
• Производственные отношения - это экономическая система: государственная + негосударственная (частная, партнеркая, кооперативно-акционерная, общинная).
• Производительные силы - земля, природа, природные ресурсы + люди и их талант умейный, творческий, кооперативный + орудия труда (знания, образцы,  инструменты, техника, технологии производства товаров и услуг, деньги как мера и инструмент обмена и средство накопления благ).

Прогресс цивилизации в основном диктуется созданием новых ценностей - новых знаний, новых товаров, новых способов кооперации-организации, новых технологий. И проявляется в развитии производительных сил, затем в развитии производственных отношений (в первую очередь в негосударственной экономике), затем в развитии способа производства. При этом возникает конфликт между развитием производительных сил и системой права. Конфликт капиталистов с работниками - это по существу конфликт лидерной иерархии управления с правами работников. Первым принципильным решением этого конфликта стало образование Лиги наций и создание при ней Международной организации труда в 1919 году, после распада 4 континентальных монархических империй в первой мировой войне. Война эта велась этими империями за установление нового лидерного порядка в Евразии, на волне расцвета имперского монархического феодализма. В результате победил капитализм как демократический строй. АВ.

Другие авторы того же периода использовали слово более активно. Так у Г. В. Плеханова (в то время ещё народника) в статье «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» (опубликована в нелегальном издании «Земля и воля» в начале 1879 года) слово «капитализм» встречается 7 раз[21]. Часто использовал его Плеханов и во многих последующих своих работах.

В. И. Ленин активно использовал термин «капитализм» уже в первой своей крупной публикации Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (1894). В его монографии «Развитие капитализма в России» (1899) рассматривался вопрос о том, является ли аграрная Россия капиталистической страной?

Теории В. Зомбарта и М. Вебера

См. также: Протестантская трудовая этика и Протестантская этика и дух капитализма

В 1901 году была опубликована книга Альфреда Доренса «Флорентийская шерстеобрабатывающая промышленность с 14 по 16 век» с подзаголовком «Об истории современного капитализма». Настоящий терминологический прорыв совершил Вернер Зомбарт, опубликовавший в 1902 году книгу «Современный капитализм»[15][22]. Зомбарт определял капитализм как способ хозяйства, при котором деятельность предприятия направлена на получение прибыли под воздействием особой силы — «капиталистического духа». Дух капитализма, по Зомбарту, включает психические черты предпринимателя — стремление к прибыли, счётную способность и экономическую рациональность[15].

Многие западные историки и экономисты, — Макс Вебер и др. — полагают, что большую роль в становлении капитализма сыграла реформация, возникновение протестантизма и особенно развитие протестантской трудовой этики.

Более обще: Капитализм как плод промышленной революции входит в более общее русло прогресса цивилизации: Эпоха Возрождения, Реформация, Научная революция 17 века, Эпоха Просвещения, Промышленная революция, Демократизация прав граждан во второй половине 19 века, первая победа международного Капитализма по итогам первой мировой войны, феодальная имперская реакция (сталинизм, фашизм), вторая победа международного Капитализма по итогам второй мировой войны. АВ.

В отличие от Маркса, Макс Вебер акцентировал внимание на процессах организации и бюрократизации, рассматривал капитализм в широком историческом контексте западной модернизации. Вебер определял капиталистическую экономическую деятельность через соревнование, обмен, направленность на рыночные цены, развертывание капитала, стремление к прибыли. Расчёт рисков, потерь и прибыли были, по Веберу, важными аспектами капитализма[23]. Рациональность в деятельности экономических агентов включала организацию, разделение и координацию труда, трудовую дисциплину. Эти черты Вебер выводил из протестантской этики, считая капитализм специфически западным явлением. В понимании Вебера, капитализм предполагал особую автономную субсистему — экономику, противоположную политике, хотя, с его точки зрения, формирование капитализма определялось неэкономическими факторами — политикой и правом[24].

Суть феодализма в лидерной пирамиде прав и религиозном характере обоснования такой власти. Суть капитализма в экономическом механизме роста благосостояния государства с опорой на рационально-вероятностный подход (путь практического разума и его науки). АВ.

Схожим образом Макс Вебер понимал капиталистический дух как «систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии», выбор которой определялся воспитанием — протестантской этикой[15]. Книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905) оказала большое влияние на отношение к капитализму и к его истории и вызывает дискуссии даже спустя 100 лет после издания. Работа поспобствовала укоренению термина в науке и его широкому использованию. К исследованиям Зомбарта и Вебера восходят представления о связи капитализма и рациональности, которую оба немецких учёных считали главным в капитализме. Согласно специалисту по интеллектуальной истории Мари-Элизабет Хилгер (нем. Marie-Elisabeth Hilger), понятие «духа капитализма» сыграло особую роль во вхождении термина «капитализм» в научный оборот, поскольку оно вводило субъективный момент в восприятие капитализма[15].

Мари-Элизабет Хилгер заключала, что понятие «капитализм», возникшее на стыке политических и научных дебатов как антоним социализму, не получило чёткого значения и отнесения к конкретному историческому периоду. В 1918 году немецкий экономист Р. Пассов в специальном труде насчитал 111 вариантов значений и словосочетаний термина, которые чаще использовались среди юристов и историков, чем у экономистов. С точки зрения методологии истории понятий Райнхарта Козеллека, понятие «капитализм» первоначально возникло как протестная интеллектуальная конструкция, отражавшая социальные изменения. Введение в научный оборот идеологизировало термин, который, получив универсальный смысл (рациональность как «дух капитализма» у Вебера и Зомбарта), начал легитимировать и навязывать новую реальность[15].

Социализм - это просто рациональный социальный идеал, сформировавшийся в 19 веке. Это просто хорошая цель для государства. Может быть феодальный социализм как при Сталине и Брежневе. И может быть капиталистический рыночный социализм как в Европах. Нечто промежуточное мы видим в современном Китае, с доминированием роли государства и коммунистической партии. Здесь произошел переход от феодального планового социализма к феодальному рыночному социализму. АВ.

Теория Й. Шумпетера

Для Йозефа Шумпетера капитализм означал частную собственность, рыночный механизм и экономику предпринимательства. Его интересовала экономическая динамика капитализма, объяснение которой учёный находил в инновациях. Согласно Шумпетеру, инновации в различные элементы, ресурсы и возможности производят нечто экономически новое: новые способы производства и распределения, новые организационные формы и т. д. Ядро капиталистического развития — так называемое «созидательное разрушение», носителями инноваций являются предприниматели, которым помогает кредитование[25]. Шумпетер считал, что капитализм принёс беспрецедентный в человеческой истории уровень благосостояния и личной свободы, однако учёный пессимистически оценивал будущее капитализма. Успех капитализма и его распространение в другие социальные области, по Шумпетеру, приведёт к краху капитализма, поскольку исчезнут условия, делавшие возможным его существование[26].

Создателями инноваций и прогресса являются таланты - они создают новые модели, новые товары, новые организации, новые технологии, новые предприятия, новые механизма управления. Таланты-ученые, таланты-изобретатели, таланты-инженеры, таланты-организаторы, таланты-бизнесмены, таланты-инвесторы. АВ.

Другие определения

Оригинальный текст (англ.)
(also called free market economy, or free enterprise economy)
economic system, dominant in the Western world since the breakup of feudalism, in which most of the means of production are privately owned and production is guided and income distributed largely through the operation of markets.
  • Капитализм чистый, капитализм свободной конкуренции (англ. pure capitalism, фр. Laissez faire capitalism) — экономическая система, в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, «Экономикс»)[28]
  • Капитализм — экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением. Экономисты часто говорят о капитализме как системе свободного рынка, управляемого конкуренцией. Но капитализм в таком идеальном смысле нельзя найти нигде в мире. Экономические системы, действующие сейчас в западных странах, являются смесью свободной конкуренции и правительственного контроля. Современный капитализм можно рассматривать как комбинацию частного предпринимательства и государственного контроля. (Американская энциклопедия)
Оригинальный текст (англ.)
Capitalism is an economic system in which the means of production are owned privately. Business organizations produce goods for a market dominated by the forces of SUPPLY AND DEMAND. Economists often speak of capitalism as a free-market system ruled by competition. But capitalism in this ideal sense cannot be found anywhere in the world. The economic systems operating in Western countries today are mixtures of free competition and governmental control. Modern capitalism may be thought of as a hybrid, combining private enterprise and state control
  • Капитализм — тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. (Универсальная энциклопедия от «Кирилл и Мефодий»)[29]

История капитализма

Основная статья: История капитализма[en]

Марк Блок в работе «Апология истории» отмечает трудность в указании конкретного времени появления капитализма:[10]

К какой дате следует отнести появление капитализма — не капитализма определённой эпохи, а капитализма как такового, Капитализма с большой буквы? Италия XII в.? Фландрия XIII в.? Времена Фуггеров и антверпенской биржи? XVIII в. или даже XIX? Сколько историков — столько записей о рождении.

Нобелевский лауреат по экономике Ф. А. Хайек указывал на объективно-эволюционный характер возникновения рыночной экономики[30]:

Рыночная координация индивидуальной деятельности, подобно другим моральным традициям и институтам, сложилась в результате естественных, спонтанных и самоупорядочивающихся процессов приспособления к большему количеству конкретных фактов, чем могло бы воспринять, и тем более постичь любое отдельное сознание.

Рыночная экономика существовала всю историю цивилизации.

Многие историки (Э. Мейер, М. И. Ростовцев, Ф. Хайхельхайм, У. Тарн) писали о наличии капиталистических отношений в Древней Греции, эллинистическом мире и Древнем Риме. Греческое и римское рабовладение рассматривалось ими как дополнение буржуазного общественного строя аналогично рабовладению в южных штатах США до второй половины XIX века[31]. «Кембриджская история капитализма» (The Cambridge history of capitalism) рассматривает капитализм начиная с Вавилона, затем исследует черты капитализма в экономике античного мира, Китае, Индии, на Ближнем Востоке до 1800 года[32].

Коммерческая революция

Основная статья: Коммерческая революция

Эпохой первоначального накопления капитала в Европе считается время с середины XV века до середины XVIII века. В это время происходил рост торговли, а также изобретение и развитие обслуживающих её институтов (векселя, банки, страхование, акционерные общества). Правители Западной Европы начали проводить политику меркантилизма, которая была основана на теории о том, что нужно продавать за границу больше, чем закупать там, а разницу получать золотом. Для получения наибольшего дохода от экспорта меркантилистская теория рекомендовала использовать монополии, предоставление которых превращало правителей и их приближенных в союзников торговцев.[33] С XV века в Англии начинается процесс обезземеливания крестьян (огораживания), несколько позднее подобные процессы произошли в Германии и других странах Западной Европы, вследствие чего множество сельских жителей переселялись в города, увеличивая там предложение труда.

Забыли о разграблении колоний и отсталых стран. Как и о работорговле, основе бизнеса нидерландских морских торговцев.

Промышленная революция

Основная статья: Промышленная революция
 

Уже в XIV веке в городах Италии возникли первые мануфактуры. К XVIII веку они стали распространённым явлением во всей Западной Европе. Но возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, «мельница создала феодализм, а паровая машина — капитализм» («Misere de la philosophie» (Нищета философии, 1847)). Использование паровых машин привело к тому, что мастерские и мануфактуры превращались в огромные фабрики. Ремесленники, первоначально владевшие собственными средствами производства, постепенно превращались в класс наемных рабочих, лишённых собственности на средства производства — пролетариат. Владельцы мануфактур и банкиры становились капиталистами, которые формировали новый правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать. Промышленная революция сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

Промышленный и торговый прогресс привел к частичному обновлению элиты феодальной лидерной организации государств. Еще до этого Реформация и Эпоха Просвещения привела к росту влияния городских общин и их лидеров. Это тоже дало частничное обновление политической элиты. Но сам феодальный лидерный строй социального неравенства сохранялся до 1919 года. До распада базовых конктинеттальных империй-монархий и образования демократической Лиги наций и Международной организации труда.

Быстрая урбанизация и рост числа наёмных рабочих обострили социальные проблемы. На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большого числа городского населения не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Внедрение машин позволяло использовать малоквалифицированных работников с небольшим сроком обучения и не обладающих большой физической силой. В промышленности начал массово использоваться женский и детский труд.

 

Во Франции, Великобритании и других странах уже в конце XVIII века появилось стремление рабочих к образованию профсоюзов. Однако этим объединениям противодействовало законодательство, запрещавшее всякого рода соединения и сходки рабочих для преследования общих интересов под страхом уголовного наказания. Союзы рабочих стали организоваться тайно. В конце XVIII и первой половине XIX века недовольство рабочих своим положением приводило к многочисленным стачкам и беспорядкам, сопровождавшимся грабежами и разрушением. Рабочие в то время считали причиной своего обеднения машины и фабрики и обращали против них свою ненависть. К таким волнениям относится, например, движение луддитов в Великобритании, беспорядки во Франции в 30-х и 40-х годах, беспорядки в Силезии в 1844 г. и др.

То есть обычный феодализм, но в новым условиях.

Первым организованным рабочим движением можно считать чартизм в Великобритании 1837—1848 гг. Чартисты требовали предоставления рабочим избирательного права. В классовой борьбе рабочих появляются два течения — экономическое и политическое. С одной стороны рабочие объединялись в профсоюзы и устраивали стачки для повышения заработной платы и улучшения условий труда, а с другой стороны, сознавая себя особым социальным классом, они стремились влиять на ход политической жизни своих стран для принятия законодательства, защищающего их права, и проведения социальных реформ. При этом среди рабочих стали распространяться социалистические и коммунистические, а также анархистские идеи. Наиболее радикальные сторонники этих идей призывали к социальной революции. Первым крупным революционным выступлением рабочего класса стало восстание 23-26 июня 1848 года в Париже. Во второй половине XIX начали возникать социал-демократические партии, отстаивающие интересы рабочих.

Новая капиталистическая эра началась в 1919 году. Прогрессивный налог на сверхдоходы подняли с 10% до 40-80%. Доля государства в ВВП (прямо и в гос.заказах) выросла с 20% до 65-75%. Капитализм - это демократия, равенство прав, рациональный подход во всем.

Социальные протесты и стремление уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ, государственного регулирования отношений между наёмными работниками и их нанимателями. Постепенно законодательные запреты рабочих организаций были отменены. В конце XIX-начале XX века в странах Западной Европы вводится государственное социальное страхование на случай нетрудоспособности, медицинское страхование, пособия безработным, пенсии по старости. Так возникают основы социального государства.

Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм (империализм). В XVIII—XIX веках Великобритания создала колониальную империю, которая стала рынком сбыта для её промышленности. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли между европейскими державами, их колониями и США. В этот период торговля с развивающимися странами часто носила неэквивалентный характер.

Первая мировая война привела к обострению социальных противоречий в капиталистических странах и к Октябрьской революции 1917 г. в России, в результате которой средства производства были безвозмездно национализированы.

В развитых капиталистических странах рабочий класс добился после Первой мировой войны введения всеобщего избирательного права, 8-часового рабочего дня, признания практики коллективных договоров, принятия более прогрессивного социального законодательства.[34]

Серьёзным ударом по мировой капиталистической системе стал мировой экономический кризис конца 1920-х-начала 1930-х годов. Срочно потребовались меры государственного регулирования и социальной защиты, введённые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса». В Англии значительным событием политико-правовой жизни стал отчёт Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» У. Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наёмных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

Все смешали в одно. В каждом конкретном случае причины кризиса и пути выхода из него были конкретными. Общее здесь - усиление роли демократического государства и ограничение власти богатеев (феодального элитарного реликта).

Вторая мировая война привела к вхождению в социалистический лагерь ещё ряда стран. В мировой экономике глобализация ускорила свой темп. Это создало условия для вовлечения в мировое хозяйство менее развитых стран, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс, но при этом имеет и негативные последствия.

В 40-50-е годы в наиболее развитых странах наступила эпоха научно-технической революции, в результате которой происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Доля сферы услуг в ВВП начинает преобладать над промышленностью.

 

Конец 1970-х — начало 1980-х годов ознаменовался кризисом идей социального государства в Великобритании и США, где возобладали тэтчеризм и рейганомика.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов перестройка в СССР и революции 1989 года в Центральной Европе привели к приватизации средств производства в соответствующих странах и возврату их к капиталистической системе. Монголия, Китай, Вьетнам и Лаос в 1980-е годы также стали развиваться по капиталистическому пути.

Социальные классы при капитализме

Карикатура «Классы капиталистического общества», сверху — вниз:
Дворянство(в том числе и король) — «Мы правим вами»
Духовенство — «Мы дурачим вас»
Армия — «Мы стреляем в вас»
Буржуазия — «Мы едим за вас»
Рабочие и Крестьяне — «Мы работаем за всех», «Мы кормим всех»

Это феодальные классы социального неравенства.

Понятие социальный класс стали разрабатывать в XVII—XVIII вв. ученые Англии и Франции, в частности, Ф.Гизо и О.Тьери, обосновавшие противоположность классовых интересов, а также А.Смит и Д.Рикардо, выделившие три основных борющихся между собой социальных класса: владельцы земли, владельцы капитала и рабочие, трудом которых земля обрабатывается, а также три вида доходов: рента, прибыль, заработная плата[35].

Заслугой марксистской теории в анализе классовой структуры общества по оценке К.Маркса явилось следующее: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов» (Письмо К.Маркса к И.Вейдемейеру от 5 марта 1852г, Соч., Т.28, с.426-427)[36]. В начальной фазе развития капитализма имел место многочисленный рабочий класс (т. н. пролетариат, в том числе люмпен-пролетариат), не имевший в своём распоряжении средств производства и живший свободной продажей своей рабочей силы.

Развитие капитализма в России

Элементы, присущие капитализму, появлялись в России начиная с XVI века. На предприятиях купцов Строгановых помимо 5000 собственных крепостных по найму работали бродяги и бездомники — до 10000 людей вольных. Н. М. Карамзин в книге История государства Российского пишет:[37]

В числе тамошних российских всельников были и купцы Строгановы, Яков и Григорий Иоанникиевы, или Аникины, коих отец обогатился заведением соляных варниц на Вычегде и (если верить сказанию иностранцев) первый открыл путь для нашей торговли за хребет гор Уральских. (…) Желая взять деятельные меры для обуздания Сибири, Иоанн призвал упомянутых двух братьев, Якова и Григория, людей умных и знающих все обстоятельства северо- восточного края России; беседовал с ними, одобрил их мысли и дал им жалованные грамоты на пустые места, лежащие вниз по Каме от земли Пермской до реки Сылвы, и берега Чусовой до её вершины; позволил им ставить там крепости в защиту от сибирских и ногайских хищников, иметь снаряд огнестрельный, пушкарей и войнов на собственном иждивении, принимать к себе всяких людей вольных, не тяглых и не беглых, — ведать и судить их независимо от пермских наместников и тиунов, не возить и не кормить послов, ездящих в Москву из Сибири или в Сибирь из Москвы, — заводить селения, пашни, соляные варницы, — в течение двадцати лет торговать без пошлины и солью и рыбою… (…) Довольные царской мылостию, деятельные и богатые Строгоновы основали в 1558 году близ устья Чусовой городок Кангор (…), в 1564 году крепость Кергодан на Орловском Волоке, в 1568 и 1570 г. несколько острогов на берегах Чусовой и Сылвы; принимали к себе многих людей, бродяг и бездомников, обещая богатые плоды трудолюбию и добычу смелости, имели своё войско, свою управу…

Но вольный наём был исключением, а не правилом. Историк Ключевский отмечает, что промышленное развитие при Петре I базировалось на крепостных отношениях: «18 января 1721 г. фабрикантам и заводчикам из купцов дано было дворянское право приобретать к их фабрикам и заводам „деревни“, то есть земли, населенные крепостными крестьянами, только с оговоркой „токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно“. Так фабрикант-купец получал возможность иметь обязательные рабочие руки. … Целым рядом указов Петр предписывал „виновных баб и девок“ отсылать на фабрики и заводы для исправления».[38]

В 1811 году эстляндское дворянство обращается к Александру I c просьбой освободить своих крестьян от крепостной зависимости. С большими ограничениями освобождение остзейских крестьян производится в 1816 году, что вызывает к жизни обсуждение крестьянского вопроса и проекты адмирала Мордвинова, графа Аракчеева и генерала Канкрина.[39] К этому времени растёт сословие мещан, вольных крестьян, малороссийских казаков, однодворцев (хуторян), колонистов, арендаторов, работающих на казённых землях, рабочих на мануфактурах. В южных губерниях Империи свободные крестьяне составляют большой процент к остальному населению. Массовое внедрение машин в промышленности и массовое вытеснение крепостного труда свободным наёмным трудом в 1830-е − 1840-е годы подготовили реформы 1861 года.

Дополнительный импульс эти процессы получили после отмены крепостного права в 1861 году. Происходило резкое увеличение промышленного производства (см. Индустриализация в Российской империи). Развитие капиталистических отношений происходило быстрыми темпами, перемежавшимися периодами кризисов и депрессий (1860-е — 1870-е гг., начало 1900-х гг.).

В результате Октябрьской революции 1917 года капиталистические отношения были разрушены, средства производства перешли в собственность государства.

В 1987 году, в рамках провозглашенной политики «перестройки», в советской административно-командной хозяйственной модели были разрешены элементы рыночных отношений: разрешено частное предпринимательство в виде кооперативов, создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, при этом вводимые изменения не меняли сути существовавшей системы. Однако после распада СССР в 1991 году в России начались радикальные экономические реформы, включавшие приватизацию, что означало отход от социализма и реставрацию капитализма.

Про НЭП и Китай запамятовали. И про программы Явлинского и Рыжкова.

Историческая роль капиталистов

Относительно исторической роли капиталистов ведутся дискуссии. Марксисты подчеркивают их противоречивость, считая их, с одной стороны, эксплуататорами, присваивающими прибавочную стоимость, созданную трудом наемных работников. С другой стороны — указывают на прогрессивную роль в развитии средств производства[40] и подготовки предпосылок для следующей общественной формации.

Марксисты считают, что капитализм развивается под действием неотъемлемо присущего данному обществу противоречия между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства.

Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением выступает наружу как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем обществе.

В этих двух формах проявления того противоречия, которое имманентно ему в силу его происхождения, безвыходно движется капиталистическое производство…

— Ф. Энгельс. Анти-Дюринг

Другие исследователи видят в капиталистах только предпринимателей-промышленников, внедряющих в жизнь новые технологии (Форд, Белл, Джобс) и осваивающих новые территории (Родс, Юз).

Характер и перспективы современного капитализма

Отличительные черты

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

  • Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок, а не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах.
  • Средства производства находятся в частной собственности (См. капитал). Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства так и для личного потребления[41]. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.
  • Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по внеэкономическому принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы. Маркс определяет возникновение капиталистических отношений с момента, когда капитал может найти на рынке свободного рабочего.[42] Но прежде чем такой специфический товар появится на рынке, общество должно пройти несколько этапов своего развития. Товар и деньги, как определённые формы отношений, являются продуктом длительного исторического развития. Но капиталу недостаточно только торговли товарами. Для полноценного функционирования капиталу нужен специфический товар — «рабочая сила».[43]
  • Капиталистическое общество возникает спонтанно и не воплощает никакого предварительного замысла, не имеет глобальной, обязательной для всех его членов цели, не контролирует из единого центра все стороны своей жизни; индивиды автономны и располагают защищаемой законом сферой частной жизни, в пределах которой они могут принимать любые решения на собственный страх и риск[44].
  • Некоторые исследователи (Вернер Зомбарт, Йозеф Шумпетер) полагают, что одной из основных отличительных характеристик капитализма служит креативное разрушение: процесс дискретной эволюции, взрывного развития, трансформации, который сопровождает радикальные инновации (подрывные инновации), позволяющие компании повышать производительность, оставаться конкурентоспособной, но в то же время разрушающий старые организационные формы.[45]

• Производство должно быть свободным и нормированно рентабельным.
• Частная собственность - это также партнерская собственность, мультиакционерная собственность, собственность местных жителей...
• Труд должен быть довольным по процессу и по оплате. Довольность тут не личная, а общинно справедливая.
• Общий замысел государства - это рост общего и среднего благосостояния. Если предприятия работают в этом русле - это правильный капитализм. Если они противоречат этому руслу (как сетевые магазины, выводящие прибыль вообще за пределы страны) - это неправильный паразитический капитализм. Есть риски общие и есть риски личные. Общие риски страхуются государством.
• Инновации вовсе не обязательно должны взрывать существующее производство. Но в каждом конкретном случае - это будет конкретная программа инноваций. Просто организационные новации должны предшествовать технологическим. Включая в том числе воспитание покупателя. Не рекламным взрывом мозга, а вполне разумным коллективным саморазвитием на основе точного измерения качества товаров и услуг.

Капитализм наиболее полно рассмотрен в работах (хронологически): Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, Макса Вебера, Людвига фон Мизеса, Ойгена фон Бём-Баверка, Фридриха фон Визера, Ф. А. фон Хайека (Нобелевский лауреат по экономике), Джона Гэлбрейта, Джона Кейнса и других.

Благодаря техническому прогрессу, общественному развитию, глобализации и другим факторам произошел переход к постиндустриальному обществу, в котором культурно-социальные различия смягчаются, улучшается положение рабочих, при одновременном снижении их доли в структуре рабочей силы, увеличивается значение и численность среднего класса, к которому причисляют квалифицированных рабочих, служащих, преуспевающих представителей мелкого и среднего бизнеса и других лиц, имеющих определённый для данного общества уровень устойчивого легального дохода[46][К 1] Данные процессы послужили основой для радикальных выводов некоторых исследователей о разрушении классовой идентичности современного западного общества и постепенном уничтожении классов вообще[47][48].

Существуют также исследования[49][50],утверждающие, что постиндустриальное общество и государство всеобщего благосостояния с высокими социальными стандартами и развитым средним классом представляют собой случайное отклонение от доминирующего пути развития капитализма, происшедшее в результате влияния мировых войн, революций, распада финансовых империй и перераспределения собственности в мировом масштабе (Капитал в XXI веке)[51].

Современный капитализм с его неолиберализмом, меркантилизмом и снижением уровня социальной защищенности в результате глобализации увеличивает социальное неравенство (Коэффициент Джини) и возвращается на путь классовой поляризации — концентрации капитала в руках нескольких процентов населения, получившего его по наследству[52] и всего остального населения, чей реальный располагаемый доход постоянно снижается, что рождает новый массовый класс «униженных и оскорбленных», не имеющих почти никаких социальных прав и гарантий, — прекариат[53][54]. Капиталистическое разделение труда не имеет никакого отношения к взаимодополнительности задач, индивидов и социальных групп: прежде всего оно приводит к поляризации общественных формаций, к их разделению на антагонистические классы, интересы которых становятся все менее и менее общими.[55] Процессы нарастания имущественного неравенства, концентрации капитала в руках узкой группы лиц и усиление влияния корпоративного сектора на институты демократии[56], прекаризации значительных групп западного общества, по мнению исследователей и части западной политической элиты, создает угрозу стабильности и самому существованию западной демократии[57][58].

Перспективы развития капитализма

Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время происходит не в виде плавного и равномерного продвижения вперёд, а через кризисы и военные катастрофы.

Исследователи капитализма (Й. Шумпетер, И. Кристол, С. Липсет) полагают, что демократический капитализм, в отличие от социализма и коммунизма, не претендует на способность определённо решить главнейшие общечеловеческие проблемы. Капитализм не обещает осуществить глубинные духовные чаяния или покончить с неравенством, бедностью, расизмом, сексуальной распущенностью, загрязнением окружающей среды и войной. Свободный рынок не обещает счастливое будущее для всего человечества. В лучшем случае, он держит обещание о неподтасованной лотерее, но, как и во всех подобных соревнованиях, самый крупный выигрыш достанется незначительному меньшинству игроков.[60]

Демократия вполне способна решать все названные проблемы прямым участием государства. Но для этого народ должен привести к власти народное правительство с народной программой. Как это было в 50-70-е годы в странах развитого капитализма. Крупные выигрыши облагаются прогрессивным налогом, сексуальной распущенности противопоставляется общественное мнение большиснтва и государственные программы развития дружеских ассоциаций и здоровых семей. И т.д. Демократия - это власть большинства, а не личной свободы богоизбранных сверхчеловеков.

Французский экономист Тома Пикетти считает, что перспективы развития капиталистического общества, уровень его адаптационного потенциала по отношению к внешним вызовам, ограничены его внутренними противоречиями. Он полагает, что капиталистическое общество в 21 веке обречено на новые катаклизмы и кризисы, предотвратить которые возможно только посредством усиления роли государства в регулировании экономической сферы, в том числе через политику перераспределения доходов[61].

Другие исследователи (Гидденс Энтони, Ролз Джон) и часть западной политической элиты (Тони Блэр, Герхард Шредер) видят перспективу развития современного капитализма на основе концепции третьего пути как промежуточной социальной формы между демократическим социализмом и неолиберализмом, опираясь на сочетание консервативных, либеральных и социалистических ценностей, а также фундаментальные индивидуалистические принципы в то же время сохраняя формы государственного регулирования и верность редистрибутивной модели социальной справедливости, согласно которой для сохранения общественного порядка улучшение жизни элиты должно сопровождаться улучшением жизни неимущих слоёв населения[62]

Капитализм и демократия

Одним из существующих на данный момент представлений является следующее. Союз демократии и капитализма не может считаться автоматическим: объединяет их понимание того, что индивид должен сам решать свою судьбу, но если демократия основана на принципе равенства, то капитализм держится на неравенстве, особенно в том, что касается доходов; увеличение социального неравенства (Капитал в XXI веке) в современном мире ставит под вопрос само существование демократии и регресс её к различным формам плутократии или автократии.[63]

Та же власть силы денег, которой общество может и должно противопоставить власть кооперации. В данном случае это экономическая кооперация покупателей. Например, жители района и города и области кооперируются в общую сеть и начинают покупать только в сертифицированных ими магазинах по своим кооперативным=акционерным картам. Создают свою общую службу измерения качества товаров, свои магазины и свои полки в других магазинах, свою обшую службу поставок и производств, контроля управления своими магазинами и предприятиями (норма рентабельности, влючая инвестиционный доход выше банковского, уровни зарплат, трудоустройство местных жителей....). И постепенно берут в свою собственность все магазины и все местные производства. Сеть растет, кооперируясь с другими городами-областями-странами... Так власть граждан в политике дополняется властью граждан в экономике.

Исходя из иных соображений, стирание границ в уровне образованности представленных слоев общества, а также научно-технический прогресс неизбежно ведут к тому, что, с одной стороны, теоретически снижается манипулируемость большей части общества, а с другой — создаются и должны укрепляться демократические институты. Ввиду этого, возникновение широкого среднего класса неизбежно приводит к тому, что заложенный де-юре принцип демократического устройства большинства современных государств все более реализуется фактически. Исходя из этих представлений, понятие «капитализма» не противоречит и не противопоставляется понятию «демократии», а существуют параллельно, часто в виде симбиоза. Более того, понятие «капитализм» является в большой степени теоретическим, в то время, как «демократический режим» — четко сформулированное и юридически закрепленное явление.

Виды капитализма

См. также

Примечания

Комментарии

  1. По данным общенационального исследования, проведенного по заказу Би-би-си в 2012 г. британское общество делится на семь основных классов: элита, технический средний класс, обеспеченные наемные работники, традиционный рабочий класс, работники сферы услуг, «прекариат», называемый также нестабильный пролетариат — самый бедный и уязвимый класс среди всех перечисленных, с самыми низкими показателями по социальному и культурному капиталу. По оценкам исследователей, он составляет около 15 % населения Великобритании (Би-Би-Си: «Британское общество разделили на семь классов»).

Источники

  1. Акулов В. Б., Акулова О. В. «Экономическая теория», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 «Теперь мы можем выявить критерии, которыми руководствуется капитал при принятии решения о сфере собственной деятельности. Очевидно, что предприниматель будет ориентироваться на прибыль, которую он может получить, вложив капитал в данный бизнес (ожидаемую прибыль). Учитывая мотивы поведения капиталистов, достаточно просто сделать вывод, что капитал будет интересоваться только теми сферами деятельности, где с достаточно высокой степенью можно получить прибыль не ниже средней.»
  2. Капитализм XXI века Фридрих Август фон Хайек «Критериями капиталистического общественного порядка в экономике должны быть понятия: „норма прибыли“ и „свободная конкуренция“… Критериями капиталистического порядка в общественной сфере должны быть понятия: „частное лицо“, „гражданское общество“ и „индивидуальная свобода“.»
  3. М. Н. Марченко. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование) «С приходом на историческую арену капитализма в странах Западной Европы, Северной Америки и в ряде других стран установилось и законодательно закрепилось формально-юридическое равенство»
  4. Сонин В. В. Всеобщая история права «Не случайно среди принципов буржуазного права важнейшее место было отведено равенству. Одним из основных условий функционирования капиталистической системы хозяйства является юридическое равенство всех участников общественных отношений.»
  5. Маркс К. Капитал, т. I. Госполитиздат, 1995, с. 164. «Рассматривая процесс абстрактно, то есть оставляя в стороне обстоятельства, которые не вытекают из имманентных законов простого товарного обращения»
  6. Философский словарь. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ К. МАРКСА: «Разнообразие материала, долженствующего быть „подведенным“ под Марксовы категории „феодализм“, „капитализм“, потребовало структурной организации… Абстракции „капитализм“, „социализм“ и др. ещё и сейчас используются для введения в политический праксис эффективных ценностных ориентации.».
  7. Милтон Фридман «Капитализм и свобода», гл.1: «Рабочей моделью общества, организованного при посредстве добровольного взаимообмена, является свободная частнопредпринимательская рыночная экономика, то есть то, что мы назвали капитализмом свободной конкуренции.»
  8. Явлинский Г. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? (Экономическая политика и долгосрочная стратегия модернизации страны) // Вопр.экономики. — 2004. — # 4. — С. 4-24. «На самом деле „капитализм“, „рынок“ — это абстрактные понятия, не более чем инструмент теоретического анализа». (недоступная ссылка с 15-05-2018 [140 дней])
  9. Kocka, 2016, p. 2.
  10. 1 2 Марк Блок. Апология истории, IV, 3
  11. 1 2 3 Kocka, 2016, p. 3.
  12. 1 2 Braudel, Fernand. The Wheels of Commerce: Civilization and Capitalism 15th-18th Century, Harper and Row, 1979, p. 237.
  13. Karl Rodbertus Zur Erklärung und Abhülfe der heutigen Creditnoth des Grundbesitzes. 1869.
  14. Kocka, 2016, p. 4.
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Е. И. Наумова История понятия «капитализм»: от политического лозунга к научному термину // Международный журнал исследований культуры. № 1(18), 2015.
  16. Словарь иностранных словъ, составитель Н. Я. Гавкинъ. — Киев-Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф. А. Ioгансона. 1900. — C.239
  17. Г. В. Плеханов Наши разногласия
  18. Kocka, 2016, p. 7.
  19. Kocka, 2016, p. 4, 7.
  20. Kocka, 2016, p. 7—11.
  21. Г. В. Плеханов Закон экономического развития общества и задачи социализма в России
  22. А. М. Руткевич Вернер Зомбарт — историк капитализма // предисловие к изданию Зомбарт В. Собр. соч. В 3-х т. Т. 1./ Пер. с нем. — СПб.: Наука, 2005. — С. 5—22.
  23. Kocka, 2016, p. 11.
  24. Kocka, 2016, p. 12—13.
  25. Kocka, 2016, p. 14—15.
  26. Kocka, 2016, p. 15—16.
  27. Philosophy, Oxford Un-ty Press, 1995, р. 119
  28. Экономикс : Принципы, проблемы и политика : Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [1966 дней] — история), М. Республика 1992, т.1, гл.2
  29. Универсальная энциклопедия от «Кирилла и Мефодия»  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [1966 дней] — история)
  30. Хайек, 1992, Глава 7.
  31. Алексеев В. В., Нефёдов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории мирового социализма // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 66-77.
  32. Володин А. Ю. Глобальная история капитализма: вглубь веков и вширь континентов. // Экономическая история. 2016. № 3 (34). С. 98-102.
  33. Н. Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. «Как Запад стал богатым»
  34. Статья «Рабочий класс» в БСЭ
  35. Экономическое учение Давида Рикардо
  36. К.Маркс. О классовой борьбе и диктатуре пролетариата
  37. Карамзин Н. М. в книге История государства Российского Кн. 4. М.: Феникс, 1995. С. 484—485.
  38. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009. С. 822.
  39. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009. С. 1129—1131
  40. Маркс К. Капитал, т. III. — Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 25. ч. I, с. 284. «Развитие производительных сил общественного труда — это историческая задача и оправдание капитала. Именно этим он бессознательно создает материальные условия более высокой формы производства.»
  41. За вычетом налога на прибыль, который может достигать весьма значительных величин. Например налог на прибыль в России в 2010 составлял 20 %, в среднем по странам ЕС — около 50 % (в странах Северной Европы — до 58 %) (См. Налоги в странах Европы (англ.))
  42. Маркс К. Капитал, т. I. Госполитиздат, 1995, с. 179. «Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдёт на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы.»
  43. Маркс К. Капитал, Т.1. — М.: ИПЛ, 1978. — С. 181. «Иначе обстоит дело с капиталом. — Пишет Маркс, — исторические условия его существования отнюдь не исчерпываются наличием товарного и денежного обращения. Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы, и уже одно это историческое условие заключает в себе целую мировую историю. Поэтому капитал с самого своего возникновения возвещает наступление особой эпохи общественного процесса производства».
  44. Философия: Энциклопедический словарь. Капитализм Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  45. Foster, Richard, and Sarah Kaplan, (2001). Creative Destruction, New York.
  46. Би-Би-Си: «Британское общество разделили на семь классов»
  47. Гибель Класса
  48. Ulrich Beck & Edgar Grande. Varieties of Second Modernity the Cosmopolitan Turn in Social and Political Theory and Research, The British Journal of Sociology, Vol.63, Issue 3, 14 sept, 2010
  49. Капитал в 21 веке
  50. Капитал выше труда
  51. Пиккети, Т., Капитал в 21 веке
  52. 5 фактов об 1 % капиталистов, владеющих львиной долей мирового богатства
  53. Униженные и оскорбленные современного мира
  54. Что такое прекариат
  55. Валлерстайн, И., Балибар, Э. Раса, Нация, Класс: Двусмысленные идентичности, М., 1999, стр.17
  56. 5 фактов об одном проценте капиталистов, владеющих 90 % мирового капитала
  57. Современный капитал
  58. Капитализм в 21 веке
  59. Сталин, И. В. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года // Cочинения. — Т. 16. — М. : Изд-во «Писатель», 1997. С. 5.
  60. С. Липсет. Размышления о капитализме, социализме и демократии, Глава: Новые вызовы капитализму, Антологии. Пределы власти, "Век XX и мир", 1994, √1//Joseph A. Schumpeter, Capitalism, Socialism and Democracy, 3rd ed. (New York: Harper and Row, 1950). При цитировании этой книги в настоящей работе в тексте приведены номера страниц, соответствующие данному изданию
  61. Сергей Мануков Капитал в 21 веке // «Expert Online» 24 апреля 2014
  62. А. А. Громыко. "Третий путь: что дальше? От концепции «соучастия» до нового «прогрессивизма». Институт Европы. РАН.
  63. Вулф М. Кризис в отношениях капитализма и демократии, «Ведомости», 2.09.2016

Литература

На русском языке

На английском языке

  • Giddens, Anthony. Capitalism and Modern Social Theory. An Analyses of the writings of Marx, Durkheim and Max Weber. — Cambridge, 1971.
  • Giddens, Anthony. Runaway World: How Globalization is Reshaping Our Lives. — London, 1999.
  • The Cambridge history of capitalism / Ed. by L. Neal and J. G. Williamson. — Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
    • Vol. 1. The rise of capitalism: from ancient origins to 1848. — 628 p.
    • Vol. 2. The spread of capitalism: from 1848 to the present. — 577 p.
  • Kocka, Jürgen. Capitalism. A Short History. — Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2016. — ISBN 978-0-691-16522-6.

Ссылки