Способен ли человек мыслить?

Продвигая плоды своего осознания я каждый раз сталкиваюсь с проблемой восприятия новья человеками. Проблема усиливается четкой самодеятельностной направленностью моих плодов: все мои смыслы ориентированы на возможности совершенствования здесь-и-сейчас: ситуаций, человеков, процессов, предметов, коллективов.

1. Редкая ситуация. Человек принимает новье, что-то уточняет и мы молча расстаемся. Через некоторое время встречаемся и обнаруживается, что он действительно воспринял смысловой заряд, преобразовал его в собственное действие-апробацию, получил обещанный результат + оригинальный "навар" собственного мыследействия. Но при всем этом человек уверен, что получил плоды за счет чего-то другого. Пробует объяснить, представляя заметно более сложную модель аналогичного действия.

2. Частая ситуация. Новье воспринимается "в штыки". После 3-4 цикла пояснений человек признает мое право на подобные измышления, но остается на своих позициях: это меня не касается. Еще 2-3 цикла и он откровенничает: да это сила, мы-то с вами это понимаем, но как это объяснить обывателю? - ума не приложу, истина сложна. Мои аргументы: это намного проще чем общепринятая точка зрения, это очень эффективно и легко проверяемо, встречаются школьники и умейцы принимающие смыслы с ходу... - все напрасно. Этот человек действовать (=изменяться или изменять свой мир) не хочет, боится, твердо останавливает дальнейшие пояснения.

Проблема понимания человека человеком стара как мир. Учитывая особенности восприятия новья гармониками, можно уточнить вопрос в названии:
Способен ли человек понимать новье адекватно?
 

Наука и практика

Начался  последний курс мехмата университета и я решил, что моя деятельность будет связана с активным развитием человеков и поэтому мне не помешает - поможет степень по психологии. Решено: иду на кафедру психологии. Объясняю профессору А.: так-то и так-то, талантлив, хочу написать кандидатскую. Профессора столь смелые представления о доступности научных знаний-умений вначале обескуражили. Затем он взял себя в руки и стал объяснять, что есть объективные условия-процесс и скорее всего мне это не по силам. Я выслушал и предложил: давайте проверим, дайте мне что-нибудь основополагающее, я посмотрю и принесу план диссертации. Профессор вновь удивился, но будучи психологом промолчал и достал с полки синюю книжицу. В общем как я теперь понимаю: он решил этого надоедливого комара прихлопнуть разом и навсегда.

Профессор дал мне монографию своего "богу подобного" Учителя, подлинного Академика. Я прочитал название синей книжицы: Василий Васильевич Давыдов "Теоретическое мышление".

Надо сказать: книжица оказалась ох как непростой и потребовалось пару раз посидеть в библиотеке, чтобы ухватить суть. Вот с этой сутью я и заявился к профессору через полтора месяца.

1. Жан Пиаже показал, что теоретическое мышление формируется у человека эволюционно к отрочеству. Можно обогащать этот процесс воспитанием-обучением, но изменить его качественно не получается: сроки и амплитуда процесса не зависят от образования.

2. Василий Давыдов показал (а затем вместе с Д.Элькониным доказал), что можно-таки сжать сроки и несколько разухабить амплитуду процесса формирования теоретического мышления. Тем не менее: вопрос развития творческой мощи остается неясным и открытым.

3. Пиаже и Давыдов - мировые авторитеты и вероятно открыли все, что здесь можно было открыть. Поэтому следует идти дальше и заняться творческим вопросом, присоединив к научным моделям лучший труд о природе таланта Игоря Акимова и Виктора Клименко.

4. План исследования: выбор эталонной модели (например, метод Лагранжа в оптимизации), адаптация модели к 10-летним школьникам в соответствии с алгоритмом Пиаже-Давыдова, набор репрезентативной группы с разными показателями творческой активности по тестам Клименко, эксперимент, внесение в модель-процесс приемов развития творческой потенции (доминанта, структура, управление набором критической массы понимания, обобщение), новый эксперимент, уточнение модели, контрольный эксперимент, перенос полученного содержания в алгоритм Пиаже-Давыдова, адаптация описания исследования к научному языку. Если не спешить - исследование продлится 2 года.

По реакции профессора я понял, что совершил нечто непоправимое.
Он обещал подумать. А я через пару месяцев понял, что можно заниматься изменением человеков без всякой научной степени. Как педагог и математик, я могу назвать свой курс "Логотерапией, или математическим моделированием процессов мыследеятельности человека" и заниматься чем угодно.

Через три года после нашей первой встречи профессору А. поручили рецензировать мои предложения о создании Технологической школы творчества. Он отказался в моем присутствии, пояснив примерно так: я не являюсь специалистом в рассматриваемой области и поэтому не могу дать экспертную оценку предлагаемых методов обучения - ни отрицательную, ни положительную. Что ж: спасибо за честность.

 

Что же касается вопроса о возможности адекватного понимания новья, то сегодня я могу сформулировать простые рецепты восприятия и понимания новья для всех:
• Необходимо различать качество новья. Новье от завышенных человеков понять адекватно невозможно, из-за наличия здесь неразрешенных неопределенностей (в большей части психологического характера). Поэтому вопрос сводится к пониманию новья от гармоников: умейцев, талантов, гениев, мастеров. Например, к пониманию моих текстов.
• Первое правило - приятие представляемой определенности. Для этого достаточно выделять ключевые фрагменты и перечитывать их 3-7 раз для полного осознания текста. Гармоники стараются давать целостные описания на уровне 1-3 абзацев, но все же это СЛАГАЕМАЯ суть. Поэтому на уровне слов, предложений, собственных ассоциаций целостность часто остается неосознанной. Если текст принадлежит гармонику, то смысл обязательно сложится после нескольких прочтений. Помогает и гениям. Если текст дисгармоничен, то несколько прочтений выявят это в полной мере.
• Второе правило - ассимиляция и эксперимент. Раз вы читаете этот текст, значит он уже как-то относится к вашей жизнедеятельности. Новье отличается от привычного и от традиции, поэтому вам необходимо выделить это отличие и наложить его на свою практическую деятельность. Думать здесь бесполезно: вы просто соединяете отличие с соответствующим опытом-умением и даете созреть наложению. Время от времени слушаете результат и повторяете настройку - до самопоявления сравнительного действия. Затем действуете и получаете собственный опыт нового знания.

Вот пожалуй и все:
а) оценка качества новья
б) перечитывание 3-7 раз для адекватного целостного восприятия
в) сравнительное действие.

Такая вот - двухстраничная - диссертация.

Алгоритм прямо помогает школьникам, студентам, профессионалам, талантам-гениям в планомерном осознании нового качественного материала.

Перечитывание проявляет-формирует дверь ТОЧНОСТИ, проба - открывает ее.
 

Пояснения

1. Если вы гармоничны, то кпд восприятия и, значит, объем навара от новья возрастают.
Средства налаживания личной гармоничности представлены в моей библе: это уроки управления временем, развития тонуса и чувств.

2. Большинство текстов и авторов в нашем мире негармоничны. Но это неразумный повод объявлять фигней все, что не совпадает с вашим опытом. Этим вы закрываете все двери, через которые положительные изменения могут войти в вашу жизнь. Довольствуясь привычным, вы лишаетесь качественных ресурсов развития. И как бы вас не раздуло, вы по сути остаетесь неизменным. То есть попросту доживаете своё, как бы встав в живую очередь к окончательной смерти.

Тем не менее: вопрос гармоничного отбора текстов-авторов пока не решен. Сегодня вы можете воспользоваться моими страничками: Банк гармоний, Волшебные книги, Умение читать. Что-то уже названо, что-то научитесь распознавать сами. В общем: вам этого хватит на 5 лет, а там и сами научитесь. И надеюсь что к этому сроку подоспеет и Банк 3000, полностью решающий эту проблему.

3. Приятие гармоний приносит всем человекам исключительно благо. Даже если вы ограничитесь оценкой "гармонично/другое". Если же вы попробуете перечитывать гармонии, то тем самым будете приближать возможности благоприятных перемен к себе. И одновременно уточните свою самооценку, что рано или позже отзовется довольством в ваших делах. А если решитесь и на самостоятельное действие, то тем самым распахнете двери и откроете наружи-внутри новые волшебные ресурсы улучшения своей жизни. Приятие гармоний приносит всем человекам исключительно благо.

4. Для примера обратимся к моим текстам. Человеков часто смущает идеальность подхода. Они говорят: ну не все так однозначно, мир многомерен, истина многогранна и к ней ведут неисповедимые пути...

Пробую ответить.

IДеальный подход по моему авторскому определению однозначен на уровне противоречий, точен здесь-и-сейчас и перводеен.

ПервоДейный подход позволяет в привычных решениях вскрыть и разрешить основное противоречие и выйти за пределы возможностей старого опыта. Это системный подход, поэтому новые решения носят комплексный характер.

Пример. Почему так трудно начать новую жизнь - заняться оздоровлением, выучить английский, проштудировать хорошую книгу о управлении-маркетинге, научиться музыцировать...? Почему через пару месяцев после прохождения активных курсов обучения практические навыки сохраняются только у трети учащихся, а совершенствуются - только у 5%? Почему у первоучителей эта статистика в два-три раза лучше?

Ответ: дело в умении включать правую доминанту мозга. Ключи ее зажигания: дисциплина + тонус + полнота мыследействия. Препятствие одно: уровень самооценки учащихся. Первоучителя хорошо владеют ключами и игнорируют уровень самооценки. Поэтому кстати учение обычно размножается как-то не так, поэтому у великих учителей как правило нет великих учеников... Что в общем-то хорошо, учитывая игнорирование уровня самооценки. Так как большинство человеков сегодня имеют завышенную самооценку, то в результате деятельности первоучителей эта самооценка завышается дальше: рабы становятся тормозами, тормоза - гоблинами.

От правой доминанты мы перешли к характеру самооценки. Модель самооценки позволяет понять также проблемы НЛП-технологий. Здесь основным ключом является сотрудничество со своим подсознанием. Подчиняясь подсознанию, мы вновь получаем ту же ситуацию: рабы становятся тормозами, тормоза - гоблинами. И значит получают новые ресурсы за счет других человеков.

Полное решение противоречия включает в себя: аналоговую модель уровней неопределенности, механизм общего энергообмена, модель самооценки, механизм правой доминанты. Это решение универсально.

Вот вам прекрасный пример перводейности: сначала разберись с характером самооценки, а затем - пожалуйста! - используй все свои родимые-богатые-оригинальные наработки.

Плюс пример на разнообразие: Квадра решения задач представляет собой матрицу, содержащую около 20 частных изобретательских приемов. Причем приемы организованы и действуют во взаимосвязи-циклично.

Изобретатели-ТРИЗовцы предлагают любителям оригинального мышления решить простую на вид задачку: На заводе пробита полуметровая стальная труба с горячей водой, дыра в 20 сантиметров диаметром, хлещет на 7 метров; замотать не выходит, заварить не получается. Что делать?

Мне предложили эту задачу (и другие) для проверки первой версии квадры качественного мышления. Пояснили: задача используется давно на семинарах ТРИЗ для проверки творческой потенции; талантливые человеки независимо от специализации выдают за 3 дня от 1 до 3 решений; после хорошего усвоения 120-часового курса ТРИЗ человек находит 3-4 решения.

Я уже знал образцовое решение: приварить кусок трубы с окрытым краном, затем закрыть кран. И покрутив задачу по квадре в течение 2-х дней нашел еще 6 решений. Предлагаю и вам проверить себя.

Отмечу: квадра решения задач строилась с активным использованием опыта-методов ТРИЗ: законов и линий развития технических систем, приемов и стандартов решения технических задач, единого алгоритма решения сложных задач и россыпи сильных решений конкретных задач-примеров. Поэтому я нисколько не противопоставляю ТРИЗ свои модели. Сам считаю, что мои модели пополняют ТРИЗ, решают то, что пока упускается.

Образцовое решение получается на первом этапе квадры с помощью репера "увеличить - сделать наоборот - уменьшить". Предлагаю вам и прямую задачу: уменьшить-упростить образцовое решение до минимума.

Пояснение о перводейности и разнообразии действительно для всех гармоничных описаний от умейцев-талантов-гениев-мастеров. Прошу вас помнить: Приятие гармоний приносит всем человекам исключительно благо. Поэтому не торопитесь закрывать двери.
 

Решимость

Типовые отвороты: а из какой вы организации? а кто вы по специальности? есть ли научная степень? ну что же - вы один такой умный; раз не используется - значит пока и не надо; это все теория; это все устарело - сейчас такие теории; а вот вы читали? сколько людей - столько мнений; ну и что я с этого буду иметь? у нас своих дел хватает и вам бы не помешало; работать надо...

Интересно то, что неважно что вы ответите. Назовете организацию - вам скажут: вот там и занимайтесь. Если есть научная степень, скажут: это все теория. И т.д.

И все только потому, что не хватает решимости: чтобы переступить порог и войти в новый мир.
Даже когда очень хочется.
 

Я переложил аналоговую модель мыследействия на задачи восприятия качественно новых текстов. Но вопрос первый: открытие книги - и вопрос последний: полное действие - эти вопросы остались открытыми.

Если вы желаете лучше учиться, лучше работать, развивать свою карьеру и личное мастерство - вам не обойтись без отбора и восприятия качественного новья.

Если не желаете: значит вы уже "умерли" и тогда качественное новье всерьез угрожает вашему "вечному" миру: вот вы и боретесь с новьем/талантами и при возможности разрушаете их как сможете. Иначе новье материализуется и в этом живом зеркале отразиться вся ваша благонелепость.
 

И самая распространенная ситуация: вы желаете - но сил/умения/решимости все время не хватает.

Для вас друже хочу дополнить алгоритм воспрития нового качества последним советом.

Ваша решимость-дисциплинированность-результативность прямо определяются налаженностью фосфатного-гликогенного-жирового механизмов общего энергообмена. Загляните на странички тонус, диета, энергообмен. Здесь вы найдете рецепты восстановления природного энергообмена в вашем теле и по аналогии сможете распространить благие эффекты на всю свою жизнедеятельность.
 

Алгоритм приятия нового качества:
1. Восстановление природного энергоомена
2. Выбор именно гармоний
3. Неспешное вживание в 3-7 циклов
4. Сравнительные апробации
5. Целостное самостоятельное действие

 

Да прибудет нами волшеба во благоть.

Hosted by uCoz