Превосходная энциклопедия для всех любителей химии.
Применение
Очень хороша для самостоятельного изучения химии. Школьная схема такова:
• выписываем экзаменационные вопросы согласно последовательности глав школьного
учебника
• читаем Аванту - не спеша
• читаем учебник, решаем задачи - абзац за абзацем
• пишем конспект почитывая Аванту - хорошо и просто
• перед экзаменами повторяем вопросы по конспекту: опять-таки заглядывая в Аванту
Схема весьма действенна благодаря содержимому энциклопедии.
Рекомендую.
Спасибо!
Заглядываю в Химию уже в сотый раз и через раз отмечаю: хорошая книжка!
Это редкое явление: слог, уровень подачи материала, иллюстрации, полнота, общая
гармония...
Спасибо Аванте и личное спасибо Илье Леенсону, Дмитрию Трифонову, Андрею Дроздову, Оксане Рыжовой, Андрею Брееву, Денису Жилину, Александру Серову, Наталье Морозовой, Антону Максимову, С.Мартыновой, М.Ефременко и их соратникам: организаторам, авторам, фотографам, художникам, редакторам... Замечательный талантливый продукт.
Жизнь с Авантой
При применении возникают естественные проблемы. Об этом дальше.
Объем и отсутствие указателей
Если вы ученик 10 класса и изучаете Органическую химию, то соответствующий материал энциклопедии занимает около 300 страниц + экскурсы в первую часть (история, связи, понятия...) страниц на 50-70. То есть: учитывая что страницы в книжке большие и 7-часовой учебный режим - вам понадобится для неспешного прочтения 350/10 = 35 часов при скорости в 10 страниц за час или 5-7 учебных дней.
Замечания:
1. Читать следует неспешно, от живота, чувствуя как материал
переваривается-усваивается именно телом.
2. Если только читать, то вам не хватит никаких сил. Поэтому время от времени
потягивайтесь, зевается - прозевывайтесь поосновательнее. А в перерывах
обязательно разминайте тело и душу: смесь зарядки с танцем и уханьем.
3. Отмечайте интересные места как с точки зрения экзаменационных вопросов, так и
от чистого удивления. Отмечайте письменно и разборчиво на отдельных листах.
Если изначально у вас с химией нелады, то следует добавить к этой программе 2-3 дня: полистать книжку, порассматривать картинки, почитать кой-какие истории-комментарии... Зернышки накопятся и придет прояснение предмета и его языка. Думать тут бесполезно - пробуйте.
Заметки к содержанию выдерживайте в стиле указателя. Свой указатель в Аванте неконструктивен, а объем тем, их названия и их последовательность не совпадают с школьными. Свой указатель необходим.
Хорошо бы его сделать и опубликовать в интернет.
Существенные вопросы органической химии
Логика вопросов очевидна: от точек-линий неопределенности, от противоречий.
1. История органической химии. Место Бутлерова в ней.
А то создается впечатление, что до Бутлерова и не было органической химии.
2. История понимания химических связей.
Связь химии и физики. Что имел в виду Менделеев (необходимо понять сущность
массы).
3. История разработки разделов органической химии.
Циклопарафины открывались 60 лет, а сейчас их изучают в 3 главе, походя.
4. Связь химии и биологии.
Практическая мотивация + взгляд снаружи. Полный энергообмен + гипотеза
Петраковича.
5. История химии как история технологий.
Практическая мотивация + взгляд снаружи.
6. Химия и умейство.
Кустари, художники, изобретатели.
6. Конспект необходимых знаний из младших классов.
Все знать дано не каждому. А что-то знать необходимо здесь-и-сейчас.
7. И конечно же надо помочь ребятам в расчете коэффициентов химических
уравнений.
Это отдельные главы обобщающие предмет и раскрывающие его по новому.
Их пока приходится составлять в голове.
Это задание знатокам химии.
И я попробую чем-нибудь помочь.
Начну с начала.
Что такое Химия?
Первая статья энциклопедии посвящена происхождению слова "Химия".
Есть разные мнения на этот счет.
Химия есть корень слова Алхимия (alchemia, alchimia, alchymia), который как считается восходит к греческому chemeia/cheo = лью. Ал- здесь означает перво-, или высшая. Сравните Альфавита (=альбавига).
А вот древний алхимик Зосима считал, что алхимия происходит от сокращенного имени Гермеса Трисмегиста = ХМес Триждымогучий, являющегося создателем алхимии, астрологии и других древних знаний. Впрочем и Зосима химейей называл процессы смешивания, наливания, настаивания.
Устойчиво упоминается еще одна версия: хёми-хюми означало в древности Египет и нильский чернозем. По нашему "гумус".
Отмечается также созвучие хим-хем греческому chymos-химус = сок.
Есть разные мнения. Но нет логики. А так как логика в химии вещь необходимая, позволю высказать свою версию.
Мы к сожалению плохо осознаем, что в русский язык содержит большое количество греко-арийско-латинских корней. Вот к примеру в библии говорится "Петр который камень или Семен". Поди разбери. А с другой стороны смотрим в словаре Цемент < нем. zement < лат. cæmentum = битый камень. Ну узнаете? - Вот вам и камень и Сэмен. Стандартное латинское окончание "tum" можно опустить. О добавке "битый" пока лишь вздохнем.
Не стоит искать прямых аналогий древнегреческого с русским. Но смысл единый искать необходимо, так как греческие язычники очень трепетно относились к языку и корнеслогам: считали их освященными Богом.
1. Химия ведет свою историю от греческого "Химо" = сок. Полное имя Алхимия означало первичный сок в круговороте стихий и их взаимопревращениях в форме изменения и трансмутации веществ-жидкостей-газов.
Алхимия - это искомая квинтэссенция круговорота 4-х стихий. Например Гиппократ в своем учении говорит о 4-х жидкостях организма, которые находятся и в некотором балансе и в постоянном взаимопревращении, порождая своим движением сок жизни = химус.
Идем дальше.
2. Монашеская "схима" по гречески пишется так же как и "схема". И означает одну суть: высшую, строгую форму. Схоласты и Школьные работники тоже едины и по сути и по происхождению корней. Греческая schole по русски означает "скол" или "с кола", с оси, от сути сутей.
Поэтому вероятно и схема может означать "с хема". Только вот надо догадаться что это за "хема". История письменности дает подсказку: в древности корнеслоги записывали согласными. И раз уже Зосима "расшифровывает" название алхимии, то видимо он как раз пробует верно прочитать согласные. А их здесь две: ХМ.
Вот вам и Гермес, он же Хор/Гор-Месяц с короной двух светил: Солнца и
Луны-Месяца.
Х=Солнце. М=Месяц.
И Солнце здесь представляет Х-круговорот света в движении Земли вокруг своей
оси:
ПифаГор учил, что
Земля есть шар свободно висящий в мировом космосе.
ЭратоСфен подсчитал
диаметр этого шара с почти сегодняшней точностью.
АриСтарх Самосский
считал что Земля вертится вокруг Солнца и пытался определить расстояние между
ними.
Я предпринял этот экскурс в языки и историю чтобы показать, что древние таланты и гении ничем не уступают нынешним. В том числе и алхимики, среди которых мы обнаруживаем Авиценну, Парацелься, Р.Бэкона, Луллия, Ньютона. И чем их труд "трансмутации соков" отличается от ведения реакций в растворах, составляющих 99% труда свовременных химиков как говорится в энциклопедии?
До 18 века профессия алхимиков была общепризнанной и поэтому грех ругать их почем зря: это совершенно необходимый период развития человечества и технологии. К чему приводит научная критика мы посмотрим в следующей главке.
Подбор коэффициентов в химических уравнениях - тезисы
Проблема известная, решения мало доступны для уразумения.
Верное решение - составление линейных уравнений от водорода, кислорода и их
оснований (последовательный анализ от твердого).
Примеры из Аванты, из Федора Глинки решаются в лоб, без затей.
Плюс замечания:
• чистых уравнений нет, то дробные валентности, то дробные коэффициенты
• на практике составлению уравнения обычно предшествует эксперимент
• плюс изомеры, плюс нелинейные возмущения, плюс примеси-наводки-отклонения
История органической химии - тезисы
Для начала поступим просто: посмотрим соответствующие статьи в Аванте, в
Кирилле и Мефодии, в Брокгаузе и Ефроне (надеюсь у вас есть компьютер и эти
тексты):
• химия, алхимия, металлы, кислоты, органическая химия, химическая технология,
изомерия
• Гиппократ, Авиценна, Парацельс
• витализм, Шееле, Велер, Клапрот, Лавуазье
• Бойль, Кавендиш, Авагадро, Дальтон, Пристли, Дэви
• Берцелиус, Либих, Бунзен, Бертло, Кекуле, Вант-Гофф
• Ломоносов, Зинин, Менделеев, Бутлеров, Марковников, Зелинский
Далее не обойтись без анализа:
• квадра стихий Гиппократа, триада алхимиков, звезда чжэнь цзю
терапии (качества, структурные связи, опыт)
• краткая хронология предшественников классической химии: год, имя, достижения
• родословная русских химиков 19 века: учителя, друзья, ученики
• распространенность веществ и соединений на Земле
• краткие характеристики самых популярных веществ-соединений, включая историю
открытия и широкого распространения
• история открытия химических элементов: год, элемент, открыватель, страна
Заметки на полях
Здесь 624
страницы, в Технике - 680. Так что есть запас в 50 страниц.
Биографии как-то
нелогично приведены: Шееле представлен аж на 266 странице.
В содержании
фамилии авторов мешают просматривать дополнительные статьи.
Предметно-именной
указатель получился скромным и неработающим.
Нет проблем, нет
эвристик. Для бензола можно было бы представить логичные варианты решения, а так
непонятно чего они думали 100 лет. Опять-таки что скрывается под понятием
"энергия стабилизации бензола"? - Ведь сказано, что энергобаланс не сходится -
так поясни. Та же картина с катализом: вот дескать есть чудеса первой фазе
действия катализатора - так поясни. Здесь необходима дополнительная статья о
химических реакторах.
Где химия Бориса
Болотова?
Где обзор
перспектив? - Опираясь на волну прогресса, опираясь на проблемы ограниченных
ресурсов...
Где эвристики? -
Додекаэдры, солитоны, резонансы, биохимическая саморегуляция, микрополостные
структуры...
Витамины не
подходят каждому. Каков спектр инфра-теплодействия пенобетона на алюминевой
пудре и на бычьей крови? - То есть проблемы экологии, или возврат к витализму.
Кислород - это 50%
массы земной коры и человеческого мира. Ни слова о магнитных свойствах, о
влиянии на реакции водяных паров, примесей... - то есть о "стерильных" реакциях.
Для первой двадцатки веществ-соединений можно было и постараться (включая
водород). Плюс полезные ископаемые представить пошире.
Раздел о химических
элементах получился чересчур сжатым. Есть смысл добавить свойств, есть смысл
добавить самые популярные соединения-материалы. В том числе и в форме указателя.
Кристаллов
маловато. Физики маловато (физической сути процессов и их зависимости от
различных изменений). Это кропотливая работа, но в ней фокус мотивации.
С алхимией
выбросили и ремесленную-кустарную химию. А там хватает полезных домашних
советов.
Биотехнологии,
удобрения, чудо-добавки...
Таблицу от Нильса
Бора следует расшифровать.
Литература
Учебная
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Учебное пособие по химии (школьный
курс) - М. Оникс 21 век, 2004. (к сожалению здесь нет задач и лабораторных).
Ахметов Н.С. Химия 10-11 классы - М. Просвещение, 2002.
Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для ВУЗов - 20 изд. - Л. Химия, 1979.
Популярная
Фримантл М. Химия в действии, Мир 1998.
Саламатов Ю. Изобретательная химия с.95-164 в сборнике Нить в лабиринте -
Петрозаводск, 1988.
Бродерсен Г. Справочник кустаря (рецепты), М. Глагол, 1992.