Цель: познакомить вас с возможностью быстрого и качественного решения большинства школьных проблем.
1. Объявление
"Лучшая в мире школа - теперь и в вашем микрорайоне.
Гарантированное решение всех школьных проблем."
Такое объявление может появится в любом городе через год.
2. Целевая доминанта хорошей Школы
Цель школы вполне очевидна - это подготовка нового поколения к благополучной взрослой жизни. Цель подчинена смысловому идеалу человеческой жизни = накоплению благоти внутрь себя и вокруг.
Другими словами: школа должна сформировать ресурсы благопроизводительности в каждом ученике и совершить их первичную сборку в выбранное товарное умейство.
Для этого необходимо прямо развивать критические ресурсы благопроизводительности:
• устойчивый природный энергообмен (здоровье + тонус)
• предметная самооценка достаточной глубины (управление временем × целостный предмет реальной деятельности)
• развитие чувств=души и запуск правополушарной доминанты (фундамент любви и прямой доступ к новейшим технологиям саморазвития-научения)
• формирование гармоничной матрицы общинного жизнедействия (техники управления × естественную общинную самоорганизацию)
Звучит необычно, тем не менее это точные смыслы.
Перводейный курс длится месяц, базовый школьный курс длится 6 месяцев.
3. Школьный предмет
3.1 Перводейный предмет
Навык эффективного усвоения произвольной информации формируется в первый месяц обучения. Он строится режимом занятий, общим и частным энергообменом, шаблонами переработки информации. Все это объединяется перводейным предметом в месячный цикл.
Этот навык вполне достаточен для решения 90% образовательных задач: школьных, студенческих, профессиональных. Но в настоящий момент методическое обеспечение школьных (и иных) предметов существенно различается по качеству. Поэтому важен верный выбор перводейного предмета.
Таким предметом для старшей школы является Химия. В силу своей общей неопределенности и в силу быстрого развития химической технологии в 20 веке школьная Химия методически обеспечена получше и относительно свободна от тотальной академической вивисекции (впрочем: проблемы находятся и здесь).
Особенности восприятия Химии технарями-художниками-замороженными учтены.
3.2 Предмет в целом
Восстановление целостности учебных предметов ведет к выделению 3
содержательных ядер школьного образования:
• Технологическое ядро: Химия + Биология + Физика +
Техника + Английский + Письмо-Машинопись + Информатика.
• Организационное ядро: Управление + География + Политическая экономия + Алгебра.
• Предпринимательское ядро:
Предпринимательство + Русский язык + Литература + История.
На формирование каждого ядра тратится примерно полгода. Вышеназванный базовый курс развития ресурсов личности осваивается в первые полгода. Он сменяется курсом организационной культуры и - далее - наступает черёд проектной предпринимательской практики. Стимулируются факультативные занятия художественным творчеством (рисование, музицирование, танцы) и развитием умейных навыков (кулинария, ремонт, самозащита).
Школьные предметы выделены здесь в группы в соответствии с уровнем их дисгармонии. Подробнее о делении предметов и стратегиях их освоения читайте в приложении "Методическое обеспечение предметов Технологического блока". А здесь отметим, что после освоения программы первого этапа средняя учебная самопроизводительность вырастет в 2 раза. При этом качество владения предметом будет высоким.
3.3 Экстерн-форма
Предлагаемый качественный подход к школьному образованию пока плохо совместим с нынешней практикой. Тем не менее удовлетворительная форма находится: это экстернат.
Разделение
предметов и программы их освоения согласованы как с школьной программой, так и с
порядком приема экстерн-экзаменов в базовых общеобразовательных школах.
При 2-х годичном
обучении фиксируется запас в 3 месяца для дополнительной подготовки к выпускным
школьным экзаменам и экзаменам для поступления в ВУЗы.
Ограничение
качественной программы технологическим ядром позволяет "выиграть" еще 3-6
месяцев.
Групповой характер
обучения позволяет получить в базовой школе аудиторию, организовать более
удобный порядок сдачи 5 (12) промежуточных экзаменов, снизить соответствующие издержки
до 300 рублей на экзамен.
В
обычной школе придется досогласовывать
промежуточные экзамены между учениками-учителями-директором школы-РОНО. Есть закон, есть практика частных и государственных школ и есть
инерция: формальные и неформальные препятствия.
Основной мотив довольно прост: развитие личной компетенции и производительности до уровня устойчиво превышающего типовой профессиональный стресс: неопределенность информации, коллектива, бизнес-процесса, ресурсов, лидерства. Для этого следует изучать-строить реальный предмет. Собственно это и есть путь к свободе.
4. Проблемы и решения
4.1 Разные способности, разные мотивы
Эта задача решается первой, в ходе освоения Химии и соответствующей учебной технологии. Суть технологии можно выразить формулой: Сила × Время => дать созреть => Критическая масса осознания предмета.
Технология научения:
• поддержка хорошего телесного самочувствия
• режим вытеснения старой самооценки: 8-10 рабочих часов ежедневно (7-8 учебных)
• волновая техника восприятия, опирающаяся на ресинтез гликогена
Необходимые шаблоны, мотивы встроены. Для лиц с маленьким IQ предусмотрены дополнительное время и дополнительная критичная информация. Так формируется точная самооценка взрослого самонаучения. На уровне точной самооценки все вопросы плохой разности снимаются.
Кстати: целью технологического блока является включение механизма таланта и
развитие гармоничной=благодатной самооценки.
4.2 Где все это уже апробировано?
В целом предлагаемая программа находится за пределами мировых достижений, то есть такого опыта еще нет. Потому и представляется.
С другой стороны каждый элемент программы либо прямо обосновывается-мотивируется (модель => проба), либо уже широко апробирован (авторитет, опыт). Например включение правополушарной доминанты ведется по методу Андрея Вострикова, адаптированному к самостоятельной практике. Метод известен более 10 лет и освоен тысячами школьников.
То есть на уровне элементов произведен отбор наиболее эффективных/талантливых приемов-методов из известной мировой и отечественной практики. Прямо используются достижения двух десятков гениев-талантов: Альтшуллера, Бэндлера, Вострикова, Дьяченко, Зволева, Акимова-Клименко, Петраковича, Риго... используется весь доступный эффект-опыт: йога, эйдетика, рациональное чтение, презентации, логистика, тайм-менеджмент, бизнес-реинжиниринг... используются мои авторские модели и опыт: развитие таланта, бизнес-инкубаторы, постиндустриальные инфра-механизмы...
А на уровне целого произведен качественный синтез этих элементов. Критерий -
простота. При этом - естественно - уточнены формы и взаимосвязь элементов и -
естественно - появляется новое качество.
4.3 Проблемы методического обеспечения
Это самые существенные проблемы.
Рассмотрим их решение в Химии.
На первом этапе акцент делается на раскрытие ключевых мест неопределенности. Для Химии это стартовый словарь, подбор коэффициентов уравнений, раскрытие реальной истории, акцентирование физических и технологических обогащений. Например когда мы смотрим курс Органической химии для 10 класса, то обнаруживаем что она начинается с Бутлерова. Когда же мы подробнее знакомимся с предшественниками: Гиппократом, Парацельсом, Шееле, Берцелиусом, Либихом... то обнаруживаем, что первое впечатление было неверным. Несколько более глубокий анализ предыстории показывает, что в Химии упускаются три корня: алхимия человеческого тела, оплодотворения физическими достижениями, реальная история и особости химических технологий.
На втором этапе ученцы получают содержательные частные задания (синтетические конспекты глав по 3-5 учебникам, справочные таблицы, дополняющие выписки-рефераты из популярной литературы, обзор-исследование конкретной химической технологии...) и в несколько потоков формируют методическое обеспечение предмета. В базу включаются полезности из 5-7 лучших учебников, 50 лучших популярных книг. Предполагается что в первые 6-9 месяцев через курс пройдут 3 потока: 10 + 25 + 40 ученцов и соответствующая информационная задача будет решена в 3 шага.
Подготовленное методическое обеспечение представляется бесплатно в интернет для всей страны.
Появляется возможность привлечения к постановке новых содержательных задач
творческих учителей и талантов-химиков. Методическое обеспечение развивается в
сторону базы данных о новых материалах, новых технологиях, новых достижениях.
Начиная с базы данных кустарных рецептов.
4.4 Проблемы лучшего будущего
При всем том необходимо учесть перспективу: хорошая школа должна опережать жизнь на 15-20 лет.
Общедоступное рациональное и качественное методическое обеспечение школьных предметов есть достойная самоцель. Тем не менее идеал требует большего: создание условий для расцвета русской науки и технологии. Бутлеров и Менделеев учились у лучших европейских ученых. Сегодня лучшие химические технологии и таланты жизнедействуют в корпоративном мире. Поэтому "Да! - необходимо учиться у лидеров" (в том числе у своих гениев), но при этом необходимы и новые рецепты саморазвития.
Перводейная школа создает два ресурса: молодые таланты + потребность в знаниях-технологиях.
Логично если удовлетворять потребности растущих талантов будут таланты
создающие науку и технологию здесь-и-сейчас. В нашем школьном случае подходящей
формой является Народная энциклопедия:
20 томов: Словарь,
Человек, Техника, Движение, Предприятие, Увлечения, Химия, Биология, Физика,
Вещи, Дом, Земля, Жизнь, Политическая экономия, Математика, История, Искусство,
Языки, Магия, Логос.
Энциклопедия = общий круг знаний -
представляет идеал здесь-и-сейчас, территорию производства общинных благ,
содержание среднего образования.
Критерии: простота,
действенность, гармонический заряд.
Простота и действенность: сын попросил и мне понадобилось 40 минут, чтобы полностью осознать текст о фотосинтезе, представленный в школьном учебнике. Затем я объяснил суть фотосинтеза сыну и жене за 5 минут. Оставались нюансы и я залез в 3-х томник биологии, где обнаружил, что школьное объяснение было существенно неполным: нет мотивации, неполно представлены пигменты и процесс в целом, упрощения получились и неточными и чересчурными, нет выходов на пользу (круговороты веществ, факторы и способы управления, опыт садоводов-агрономов).
Если познавательные модели тверды-просты-открыты, то из них можно сложить хорошее-большое здание. Если они путаны, содержат неопределенности, замкнуты на себя, тогда строение получится кривым и непрочным. Отсюда установка: не доверять академикам, доверять талантам. Потому что академик может оказаться всего-навсего мощной энерго-информационной машиной. А машина хорошо предсказывает наиболее вероятное будущее, но в упор не замечает будущего наилучшего. Что же до талантов: здесь можно быть спокойным - их всегда достаточно.
Гармонический заряд: знание должно быть довольным и сообщать ученику силу. Знание => Сила. Для этого совершенно необходимо, чтобы и автор и его аудитория! были талантливы и органичны. Тогда появляется слоговый заряд требуемого качества и силы.
Перводейная школа уточняет познавательную потребность и становится надежной опорой для авторов-талантов. А государство-деньги-производства подтянутся. Ведь благополучность общества прямо определяется средней благопроизводительностью его человеков. А она вырастает из школьных знаний.
При наличии капитала первый выпуск Народной энциклопедии можно подготовить за год. Еще год потребуется на налаживание взаимосвязей и содержимого томов. Затем доминантой становится гармонический заряд.
Подробнее идея Народной энциклопедии представлена в Приложении "Методическое обеспечение
предметов Технологического блока".
4.5 Практика
Перводейная школа строит себя сама с самого начала. Ей трудно опереться на обычную школу - из-за ориентации на предметное качество, ее вряд ли поддержат частные школы - из-за ориентации на самостоятельность ученцов.
На первом этапе обучения решаются информационные задачи. На втором этапе ученцы вовлекаются в развитие экстерн-сети в других районах города. На третьем этапе экстерн-сеть становится основой для запуска сетевых проектов, создающих доверительные рынки в микрорайонах.
Перводейная общинная школа является одним из 4-х базовых элементов городской
постиндустриальной инфраструктуры: Банк 3000, Школа, Покупательский заказ,
Тиражирование гармоний. Универсальным ключом к решению общинных проблем здесь
является точное измерение качества товаров: информации, человеков, предметов,
организаций. Все ресурсы для этого уже есть. Они относительно свободны только на
уровне микрорайонов. Это ресурсы общинной самоорганизации. Целевая школьная практика - это
сборка ресурсов в сетевые доверительные рынки.
5. Организационно-финансовые вопросы
Начальная стоимость обучения составит 1000 рублей в месяц: занятия, пособия, аренда. При выходе на поток в 100 человек стоимость обучения уменьшится до 500 рублей. Поэтому будут предусмотрены поэтапные компенсации, чтобы сравнять затраты первых учеников со среднегодовыми. При этом явно талантливые школьники могут платить сколько получается, вплоть до бесплатного обучения (это императив).
Стоимость проведения экзаменов оплачивается отдельно. Простое решение: 1000 рублей за экзамен, в любой месяц любой экзамен. Но так как программа соорганизована для всех учеников, то можно скооперировать издержки-плату и уменьшить экзаменационные расходы до 300-500 рублей.
Общий денежный ориентир на 2 года: прикрепление к школе целыми классами и бесплатная сдача экзаменов; плюс уменьшение стоимости обучения за счет бесплатной аренды до 300 рублей; далее переход к полностью бесплатному обучению на местах.
Можно с самого начала уменьшить плату в 2-3 раза при переходе к упрощенной форме поддержки экстернов. Можно переносить плату: первые ученики учатся в кредит, затем возвращают кредит уча новых учеников. Можно учиться и вовсе бесплатно: если вы достаточно самостоятельны и деятельны. Имеется в виду качественное самообучение.
Названные финансовые установки вполне способны обеспечить качественное развитие учебной базы: учителя и учебники. Дополнительные средства привлекаются за счет вечерних и воскресных еженедельных лекций для всех и специально для студентов, офисных трудящихся, родителей младшеклассников. Лучшие лекции лучших учителей и талантов города: 100 рублей за 3 часа +... Это позволит в течение полугода обеспечить полноценную финансовую самостоятельность Перводейной школы.
Естественно что организационная поддержка со стороны школ, со стороны городской власти и депутатов будет только на пользу. Как на стартовом этапе, так и на этапе сетевой практики. Хотя в принципе достаточно моральной поддержки со стороны лучших человеков города-страны.
"Лучшая в мире школа - теперь и в вашем микрорайоне.
Гарантированное решение всех школьных проблем."
Блаже Вселенная.
Артур Васильев.
Далее советую прочесть материал ПолеТея.
Идеальный подход - пояснения
Проект перводейной школы является частью моего проекта запуска городской информационной инфраструктуры благодатного типа (=постиндустриальной). Благопроизводительность нового инфрамеханизма на порядок выше чем товаропроизводительность инфрамеханизмов высокоразвитых стран. Эффект связан с выстраиванием системы точного измерения качеств продукции: информации, услуг, товаров, организаций.
Неумение и нежелание измерять качества товаров имеет множество причин. Но здесь важны следствия: принципиально непонятно что продавать и что производить, плохо определен и вклад каждого участника в конечном результате. В результате происходит раздувание роли рыночного самоотбора-саморегуляции. И здесь же коренятся все общинные проблемы. И стало быть их верные разрешения ожидают нас здесь же.
Способ точного измерения качества товаров и стартовые инфра-проекты представлены в моей библе "Волшебство целого, или решение всех проблем". Это библа идеального здесь-и-сейчас подхода, который является качественным обобщением известных мне системных методов. Основа: шаблон воспроизводства целостности на 4-х уровнях неопределенности, являющийся современной трактовкой стихийной диалектики.
Идеальный подход позволил мне уточнить основные противоречия и проблемы человеческой жизнедеятельности, найти их качественные разрешения (полные), проявить простые и дешевые формы реализации этих решений. Минимальный масштаб самовоспроизводства благодатного инфра-механизма - это областной центр-город со своей округой.
Достаточно внедрения одного сетевого проекта. Так Перводейная школа перерастает в систему непрерывного развития населения и последовательно формирует все 4 элемента городской инфраструктуры благодатного типа: Банк 3000, Домашняя школа, Прямой покупательский заказ, Тиражирование гармоний. В целом: это сетевая мультиорганизация микрорайонов как базовых объектов общинной самоорганизации. Именно на уровне микрорайонов сегодня привычно рвется управление "сверху донизу": то есть начальников-хозяев хватает и здесь, но ответственных-уполномоченных здесь нет.
Перводейная школа является частью инфра-проекта "Полетея", который позволяет формализовать и разрешить типовые задачи местных жителей и с небольшим временным сдвигом тиражировать решения (информацию, проекты, доверительные рынки, мультикооперацию) в другие микрорайоны и в другие города. Полетея предполагает объединение всех хороших партий и всех хороших политиков для быстрого и плодотворного развития общинной самоорганизации на местах. Вне борьбы, вне конкуренции, в почтении к градоначальнику и президенту, радея о всеобщем благе самым прямым образом.
Полетея и ее проекты представлены на моем сайте.
Поверить сложно. А свободного времени-ресурсов на разбор-проверку обычно нет - своих проблем хватает. Поэтому предлагаю попробовать кусочек пирога: все мы доки в школьных проблемах. А сейчас ограничусь несколькими замечаниями: а) мною движет идеал, б) материалы понятны старшекласнику, в) все проверяется быстро и дешево, г) проблема одна - это общинный проект, требующий хотя бы районного организационного статуса, д) думаю-пробую разрешить и эту проблему.