Что такое экстернат, формы обучения, качественный подход к реальному образованию, технарь или художник, идеал.
Что такое экстернат
Это официальная возможность получения стандартного
образования своим способом.
Вы учитесь дома - а в школе сдаете экзамены.
Плюсы:
+ возможность качественного изучения предметов
+ возможность личной расстановки приоритетов среди предметов
+ возможность экономии времени
+ практика самообразования
+ возможность углубления и расширения предметной базы
В аттестате при этом предметы сданные экстерном отмечаются пометкой "экстерн". В ВУЗах различения между экстерн-экзаменами и обычными считаются несущественными (по опросам).
В 2003 году в Москве экстерном воспользовались 12% школьников (18 тысяч). При этом экстерн-выпуск 2003 года по всей России составил 14,5 тысяч человек. То есть популярность экстерн-образования растет. Наример, Москва... Еще одна цифра: в 2000 году в США школьные экстерн-аттестаты получило около 1 миллиона выпускников.
Бесплатная форма
По закону каждый школьник имеет право на экстерн-обучение в своей школе или в базовой экстерн-школе по месту жительства. При этом экстерн-обучение может быть полным или частичным - касаться избранного ряда предметов.
По закону школьник имеет право на бесплатное предоставление следующего:
• получение учебников (под залог)
• участие в централизованном тестировании
• обзорная лекция по предмету
• консультация перед экзаменом (2 часа)
• право посещения лабораторных занятий
• экзамен
Заявление о желании сдать экзамен-экзамены экстерном должно подаваться не менее чем за 3 месяца до сдачи. При этом обычно в школах прием экстерн-экзаменов осуществляют один или два раза в год: в июне + в январе. Подробности необходимо узнать в своей школе и в райнном управлении средним образованием.
Платная форма
Это могут быть дополнительные занятия к бесплатному экстерну. Обычно это 3-4 занятия в неделю по 3 часа после обеда. Стоимость 30-100% от стандартной стоимости репетиторских услуг. При обучении в группах стоимость меньше.
И это могут быть школы, специализирующиеся на экстерн-обучении. Они
предоставляют школьникам дополнительные удобства:
Любые
экзамены можно сдавать каждый месяц.
Можно сдать всю школьную химию, затем биологию...
При экстерне
действуют интенсив-курсы: развитие навыков самообразования, ускоренное
прохождение предметов по отдельности и в целом.
В общем годовая стоимость экстерн-обучения варьируется от 3 до 12 тысяч
рублей в зависимости от города.
В элитных школах она может превышать 100-200 евро в месяц.
Качественный подход к реальному образованию
Обычная практика: нужные предметы получше (например, исходя из соображений поступления в конкретный институт, выбора конкретной профессии), остальное имитируем до нужной оценки (легче, быстрее).
Качественный подход к образованию:
• лучший путь непредсказуем, обычно требует нескольких проб
• поэтому делаем ставку на развитие личных ресурсов + уменьшение предметных
барьеров
• то есть необходимо реально-практическое=предметное образование
• в этом смысле есть более сообразные школьные предметы и есть менее сообразные
(излишества и недостатки, отсутствие прямых ресурсов самообразования)
То есть не следует торопиться со специализацией.
И вот тогда мы - вдруг - обнаруживаем, что школьные предметы представлены по
разному.
Следуя этой логике можно выбрать предметы 1 блока: Химия +
Биология + Физика + Техника + Английский язык. Мотивы:
• Химия в силу внутренних неопределенностей плохо поддается фомализации, в том
числе благодаря непрерывному развитию химической технологии. Поэтому химический
школьный предмет подвергся наименьшим искажениям. Это хорошо заметно когда
листаешь школьные энциклопедии от Аванты: язык Химии свеж и материал
разнообразен.
• Биология по той же логике примыкает к Химии + пересекается с ней предметно во
множестве мест.
• + Физика.
• Техника (технология) выходит за рамки обязательных школьных предметов, но
именно на этой территории вышеназванные предметы объединяются в целое!!!
• Замыкает технологический=прагматический блок Английский язык: опирающийся на развитие
русского, но об этом позже.
Благодаря такому выбору ученик (следуя качественной стратегии
и качественной тактике самообразования) через полгода достигает следующих
результатов:
1. Глубоко и без вредностей осваивает технологическое ядро школьного
образования.
2. Порождает хорошую предметную самомотивацию самооразвития: ядро становится
предметным эталоном.
3. Целесообразно и прочно осваивает сопутствующую исполнительскую культуру
(планирование, тонус, чтение-представление, чувства).
4. Готовится к качественному решению более сложных задач: + собственное
мышление, + собственный стиль речевого и письменного самовыражения.
5. Открывает умельческие потребности: плюс компьютеры, оргтехника, инструмент,
автомобиль, кухня и дизайн.
Следующий блок соответствует развитию организационной
культуры.
Следующий блок соответствует развитию предпринимательской культуры.
Таким вот образом ученцы 2-х последних классов получают всестороннее предметное образование + 2-3 месяца на подготовку к экзаменам в ВУЗ.
Технарь или художник
Обычно приводят два варианта ЗА особость=скособоченность
школьного образования:
а) он артист-художник-гуманитарий - так зачем ему эта химия-физика-математика?
б) он логик-конструктор-реалист - так зачем ему эта
история-философия-литература?
Проблема в том, что школьная математика так же вредна и бесплодна как и школьная литература.
А вот Химия сохраняет живость и здесь сохранилась возможность качественного предметного самообразования. Альтеранатива - очень хорошая школа, очень хорошие преподаватели - стоит недешево и в общем-то эта альтернатива эфемерна. Потому что лучшие учителя - это таланты + практика. Они порождают соответствующую информационную (книжки, статьи) и предметную (товары, технологии) базу. Только вот открывается эта база всегда одним и тем же ключом: ровным сильным желанием самого ученика.
Овладев технологическим ядром 1 блока ученик формирует ясный образ предмета внутри себя и тем получает твердую внутреннюю опору для качественного овладения омертвелыми предметами 2 блока. Подобно талантам всех времен, у которых казалось бы вовсе не было шансов сохранить любопытство-мотив и продраться к мастерству сквозь все эти пустотности-чрезмерности-путанки школьных курсов. Разрешив 2 блок ученцы приступят и решат самые сложные задачи - задачи 3 блока: история, русский язык, литература.
Что же касаемо сложностей художника в понимании Химии:
• Во-первых, химию творили живые человеки: так и следует ее изучать, со
страстями.
• Во-вторых, барьер приятия не так уж и высок: возьмите Химию от Аванты и
разглядывайте картинки 3-5 дней по 6 часов. Время от времени почитывая
комментарии к интересностям. Что-то начинает открываться в первый же день, а
полностью барьер исчезает за 3-5 дней. Проверено.
• В-третьих: с самого начала и стратегия и тактика настроены на реальные
товары-технологии-предмет. Любопытные свойства давно известных веществ, особости
и сложности в истории химической технологии, замыкание химических знаний в
биологии-биохимии человека, физические пополнения реакций процессами,
замыкания-единения предметов в технике, технологические опоры курсов истории и
обществоведения...
Например в математике вам не хватит никаких сил-разумения, чтобы прямо замкнуть все эти окостеневшие абстрации в нечто живодействующее. А опираясь на технологическое ядро вы сохраните свою цельность и спокойно присоедините вовнутрь все полезное: просто и с удовольствием.
Но до этого будут биологические откровения химических знаний. Когда особым образом дыша и двигаясь вы почувствуете как глюкоза неторопливо разжигает в клетках цикл трикарбоновых кислот, который через несколько минут охватывает все тело и печень включается в круговорот энергии, восстанавливая и подавая свежий гликоген: вы почувствуете это разумением, разогревом всего тела, нарастающим довольным покоем вашего самочувствия и вглядитесь вглубь - в ваши триллионы клеток, в которых мельчайшие органеллы-митохондрии творят термоядерное волшебство, здесь-и-сейчас.
Это так естественно. Например вы будущий артист и поэтому вам придется заняться совершенствованием своего голоса и, значит, дыхания. Нравится вам или нет, но достоверный выбор личной методики и неизбежного ее развития под ваши задачи невозможен без знания биологии и химии: хорошего знания.
Что касаемо технаря: полный курс включает развитие чувств, музыцирование, рисунок... Цель та же: снять предметные ограничения в развитии человека и его жизнедеятельности.
Идеал
Что-то уже предусмотрено в стратегии. Пример: двум группам прочитали лекцию; при этом первую группу предупредили: "зачет завтра", второй сказали: "зачет через месяц". А провели зачет через неделю. И обнаружили: длинная установка намного эффективнее.
Ориентируясь на технологическое ядро ученик осваивает школьные предметы ДЛЯ
СЕБЯ и сдает их связными сериями. При этом все обычные школьные проблемы
разрешаются на первом этапе: тонус, память, речь, мышление, чувства, целевая
мотивация. Экономить время на это - грех.
Идеал начинается сегодня. Уроки саморазвития и решения исполнительских=личных проблем подготовлены. Коллективное творчество предусмотрено уже в первом блоке экстерната. И веселей, и легче, и производительней.
Например, в экстернат вошли 10 человек. Они берутся за химию: читают базовые пособия, выборочно-перекрестно пересказывают темы друг другу, учатся пониманиям и представлениям. Плюс готовят информационную базу для следующей волны: выписывают из дополнительных книжек-статей полезные фрагменты: по 2-3 книжки на человека = 20-30 книжек. Постепенно выстраивают хороший процесс и приглашают-втягивают следующую волну, адаптируют ее, курируют последователей, снижают частные расходы вдвое. Следующая волна готовит химию и параллельно переносит фрагменты в компьютер + еще по книжке на человека... Плюс поиск талантливых химиков (учителей, изобретателей, исследователей в городе и через интернет) и критические консультации по технологическому блоку в целом.
На 3-4 волне накопится консуьтационный бюджет и статус,
сформируется хорошая полновесная информационная база для школьников всей страны.
Мощная здоровая цель, новый национальный ресурс. Шаг за шагом, волна за волной,
предмет за предметом...
Время от времени мы узнаем о созвездиях человеков созревших в одном фильме, в одном классе, в одном времени-месте-деле. Например таков был тбилисский класс Евгения Примакова. - В чем тут фокус? - Да нет здесь никакого фокуса: просто ребята коллективно проявили и разрешили сущную задачу. И все перешли на этаж выше: этаж веры в себя и в справедливость, ответственности за дело, доверия соратникам-спутникам-партнерам. Задач хватает. Одну мы уже проявили. Что дальше?
А почему дальше? - Почему не с начала. Были бы
благотворители.
Та же химия как национальная технология явно требует импульса.
Впрочем если экстернат развернуть хотя бы на один крупный город, то можно
обойтись и самим:
1. Лидеры=Первооткрыватели. Начиная с Бориса Болотова. Возможно есть и другие
гении.
2. Плюс таланты: химики, технологи, управленцы, продавцы, изобретатели,
пользователи.
3. Методически необходимы 3 пособия со сдвинутой логикой: хороший учебник,
хороший обобщающий курс, энциклопедия вроде Аванты. Необходимы свободно
доступные! в интернет пособия + открытая информационная база (для печати, для
чтнеия с компьютера).
4. Лидеры, таланты командуют - ставят задачи: аспиранты-студенты решают задачи,
пишут учебники и пополняют информационную базу (любительский и профессиональный
уровни); школьники помогают чем могут.
5. Начинают школьники. Подключают постепенно
консультантов, далее - более. Тройка перволидеров на предмет + десяток-другой
талантов: открытый суперучебник + информационная база кустарных промыслов +
информационная база по новым материалам-технологиям. Все это финансовые позиции.
Собственно сама система постепенно вовлекает институциональные и государственные
образовательные фонды.
Что здесь имеет решающее значение?
Это предметные критерии для выбора перволидеров и талантов:
• Выявление точек неопределенности и линий развития (разрешения) химической
технологии от школы до производства.
• Простая прагматическая мотивация: идея, товар, технология, организация.
• Акцент на развитие творческой потенции.
Другими словами: творителей химии/технологии будущего должны учить нынешние творители химии/технологии, ориентируясь при этом на житейские нужды.
Начинать следует с простого: доступность лучшего знания,
решение методических проблем (уравнения, обобщения реакций, соединения
химии-физики-математики-техники, практические пользы...), выявление
технологических ограничений (лигнин, пенобетон, биоминералы, витамины...),
выявление ступеней технологического развития (промежуточные товары, элитные
товары, соорганизации, внешние рынки).
Начинать следует с простых, известных всем проблем.
Пример: что лучше галогеновый-люминесцентный-накальный свет? или есть что-то
более современное?
• Современные лампы накаливания с зеркальным равномерным освещением в два раза
экономичнее обычных (20-30 лм/вт), служат в 1,5 раза дольше (1000 часов), стоят
в 3 раза дороже (20 рублей за 60-100 ватт) и легко монтируются своими руками.
• Люминесцентные лампы - только маленькие/нетрескучие: экономичные (65-80 лм/вт),
долговечные (5-10 тысяч часов), дорогие (150-350 рублей за лампу с обычным
патроном в 40-75 ватт + кажется необходим стабилизатор).
• Если верить рекламе, то лучше всех галоген. Если же посчитать энергорасход
(15-25 лм/вт), стоимость лампы (25-35 рублей за 30-100 ватт), стоимость
патрона-футляра (35-150 рублей), стоимость фильтра
(200-350 рублей на 300/500 ватт + плавное включение - без фильтра быстро перегорают, с
фильтром служат в 5-7 раз дольше), стоимость установки
("В
ценах на освещение лучше всего ориентироваться на конечный результат: установка
комплексной системы освещения может стоить от $20 до $200 в расчете на 1 кв. м
освещаемой площади....").
Зато весьма любопытно физико-химическое описание галогенной лампы!
• Есть еще светодиоды: раньше были слабенькие, теперь появляются мощные
комплексы: очень экономично (1000 лм/вт)! очень долговечно (100000 часов)! очень
дорого (!!!)!
То есть в пределах Химии ответа на очевидную потребность нет! Химия - это часть технологического целого. А ведь в России света обычного явно не хватает. Поэтому хорошо бы знать, что нормы освещения таковы: коридор - 100 люкс, ванна/туалет - 200 люкс, кабинет/кухня - 300 люкс, комната - 200-300 люкс (все цифры на 1 кв.м.).
Зато ответ находится в качественном маркетинге: обычные улучшенные лампочки - это экономичный спрос, люминесцентные - это рационально-классический спрос, галоген - это стильный спрос. Для России это означает, что большинству лучше подойдут улучшенные лампочки. Если ваши доходы устойчиво выше средних, вам понравятся дополнения в виде люминесцентных ламп и готовых галогенных светильников. Ну а стильным/крутым человекам никак не обойтись без сплошного галогена, пусть и выполненного своими руками. Про ЛЕД-светодиоды пока умолчим.
Сопоставление выдает также небольшой технологический запрос
от экономичных покупателей: хорошо бы включатель лампы дополнить простеньким
индуктивным или емкостным конденсатором. Тогда срок службы лампы вырастет в
несколько раз.
Технологическое ядро 1 предметного блока предполагает, что подобные вопросы ученцы смогут разрешать самостоятельно: за счет развития разумений и ручного-инструментального умейства.
Идеал предполагает быстрые ясные талантливые ответы на 95% типовых запросов. Это достигается прямой связью талантов-жителей с информационной системой: решил сам - покажи всем; новый запрос - задачка для всех талантов.
Если начать с типовых житейских неопределенностей, то технологическая пирамида вознесется на максимальную высоту: идеал => сознание => бытие => мотивы => действия => идеал+...