Лучшая в мире

Рассказ-представление Домашней школы (лето 2003). Дополняет главу 2.2 "Школьный проект" моей библы (2001). Сегодняшний взгляд представлен в разделе "Экстернат".

Вводная главка

Мотив
Сын закончил 9 класс. Обычное дело. Аттестат пляшет вокруг четверки с минусом. В голове нигило-рок вперемешку с компьютерными сражалками. Плюс букет обычных-таки юношеских проблем. Будущее туманно - то юридический исполнитель, то холодильный инженер - в зависимости от дружеских побуждений и примеров "по знакомству".

Мы - родители - всматриваемся от этих перспектив в здесь-и-сейчас и никак не можем взять в толк "как это конкретное настоящее может перетечь в то или иное удовлетворительное будущее". Проще говоря, из этого настоящего более-менее хорошее будущее выстраиваться не хочет. Тоже обычное дело: личный потенциал, учителя, друзья, цели... все время направлены-складываются в никуда.

Задача
До взрослой жизни вашему чаду осталось совсем немного лет и вам-родителям хотелось бы ясной благоприятной перспективы на этот решительный период.

Цели образования
По минимуму это самодисциплина + коммуникативность + наличие достойной цели - разумной, конкретной, желанной.

Предмет
Между пожеланиями и поведением всегда есть зазор, порой пропасть. Единственный способ рационального соединения желаний и поведения состоит в опоре на конкретный предмет деятельности. Собственно, это и есть содержание образования и основа точной/гармоничной самооценки, определяющей кпд личности.

Искомый предмет проявился сам собой, в образе Натальи Мальцевой и ее передачи "Квартирный вопрос". Талантливые люди, весьма привлекательное занятие, примеры создания гармоний.

Дом внутри и дом снаружи - идеально-универсальный предмет.

Этот предмет присутствует всегда, а навыки дизайна помещений и частных домов полезны и желанны в течение всей жизни.

Ограничения
1. В дизайн-колледже преподают только рисование да начертательную геометрию - за счет физкультуры. Практики нет. Негусто для 90 у.е. ежемесячно.

2. Других школ домашнего дизайна нет. Есть 2-3 факультета дизайна интерьеров в ВУЗах. Можно готовиться самостоятельно, но предметно-профессиональной занимательности хотелось бы уже сейчас. Если присмотреться к нашему домашнему предмету, то можно обнаружить, что технически дизайн дома на 30% состоит из столярно-мебельных умений (есть еще малярно-отделочные, стено-фундаментные, кровельные, плюс всяческая полезная инфра-начинка - трубы, провода, туалеты, отопление, вентиляция...).

Отсюда вариант - профессиональное столярно-мебельное училище. Плюсов хватает. Минусы - 4 года учебы и, в общем-то, это не вполне то.

3. Значит нужную дизайн-школу требуется еще создать. Хорошо - для этого необходимо решить основные ресурсные задачи: время, учителя, практика.

Целевой образ
Старшая школа домашнего дизайна
• 2-3 года обучения
• качественное изучение общих дисциплин - самостоятельность, полнота и глубина, системность, скорость
• развитие исполнительской, организационной и предпринимательской культуры - 1 урок ежедневно
• творческая предметная специализация - 1 урок ежедневно
  1 год - дизайн помещений
  2 год - дизайн частных домов
• факультативная практика дизайна - 2 вечера еженедельно

Стоимость обучения - 100 у.е. ежемесячно.
Лучший выбор.

Действительно, было бы здорово. Отдал бы дитяте хоть сейчас. Типичный идеал.

Раз это идеал, то можно и усилить установку: доступность такого курса для всех - в смысле бесплатности, в смысле независимости от системы образования и в смысле независимости от места жительства. Чтобы курс можно было пройти самодеятельно или факультативно, в том числе в дистантной форме - по интернет, заочно, в видеокассетной форме. Это предполагает более полное вовлечение резервов личной самостоятельности и общинной самокооперации. На это и будем ориентироваться. А вот о соотношении платного и бесплатного обучения мы поговорим в заключительной главке.

Возможно ли все это? - Время? Учебники и учителя? Практика? - Начнем от времени.

Учимся учиться

Сформулируем желаемое: ускорение школьного процесса в 1,5-2 раза, достигаемое за 3-4 месяца, "на ходу" и без привлечения каких-то особых ресурсов.

Сделаем ставку на 4 элемента: тонус, планирование, чтение, мышление. Здесь и в следующих главках я буду опираться на свои идеальные разработки, которые представлены в приложениях. Мы будем говорить в основном о качественных ресурсах развития, эдаких золотых шарах природы.

Тонус
Качественно тонус характеризуется способностью самовосстановления в условиях нестандартных нагрузок.

Можно выделить 3 уровня качества тонуса, которые опираются соответственно на фосфатное, углеводное и жировое горючее. Большинство школьников живут сладкой жизнью, на фосфорах. Поэтому быстро утомляются при предъявлении им новья и беззащитны перед эмоциональными стрессами.

Изменить ситуацию можно воспользовавшись тоническим и силовым эффектом, описанными в уроке "Сила приятия". Стабилизировать тонус на новом уровне позволит эмоциональная гимнастика. Объективная оценка тонуса проводится посредством тонического теста, разработанного Виктором Клименко.

Форма занятий может быть любая - йога, тайцзи-цюань, бег, атлетизм, аэробика, изометрия, точечный массаж ... - важно лишь соблюдать условия сосудистой, опорной и эмоциональной саморегуляции. Впрочем точечный массаж можно выделить особо: известны рецепты "быстрой" самолечобы основных систем - пищеварительной, сосудистой, позвоночной.

Что дает качественный тонус?
• устойчиво хорошее самочувствие
• высокую работоспособность
• интерес к новью
• автоматическое улучшение оперативной памяти

Последнее критично для обучения: это и большая скорость восприятия, и большая глубина схватывания  материала, и большая гибкость в формировании автоматизмов-умений.

Планирование
Дисциплина и самодисциплина - любимая тема всех учителей.

Соответствие дел планам - основа точной самооценки. Урок планирования приведен в материале "Управление временем". Его отличает опора на суточный цикл души. Напомню: ежесуточно мы погружаемся в сон - самый обыденный и, одновременно, самый глубокий из психических трансов. Для полноты добавлю: окружающая нас природно-социальная среда обновляется в годовом цикле.

Если и есть какие-то проблемы в освоении этого урока, то все они находятся в области коллективной мотивации - семейной, школьной, уличной. Другими словами, при освоении важен объем суточного времени подчиненный новому формату планирования. Если школа и семья пойдут навстречу школьнику, если ему известны хорошие приемы выхода из типичных уличных ситуаций подавления самостоятельности, если планирование осваивается коллективно - то переход к точной самооценке произойдет спокойно и без затей.

Точная самооценка - достояние 5% населения. Эти люди продуктивны и удовлетворены жизнью. Что ценно само по себе, впрочем как и хороший тонус.

Чтение
Урок "Умение читать" содержит все необходимое для формирования навыков и мотивов устойчивого и эффективного самообучения. Первый уровень - рациональное чтение, второй уровень - качественное чтение и третий уровень (самостоятельно или факультативно) - развитие собственного слога.

Здесь же ограничимся двумя замечаниями.
От главок школьных учебников до идеалов, представленных в первоисточниках от мастеров, гениев и талантов, дистанция велика. Между ними 3-5 социальных циклов упрощения-деления-уточнения-сборки. В результате вместо исходных золотых шаров природы в школьных учебниках  предъявляют эскизы чугунных кирпичей устаревшей практики. Мне не хочется здесь обсуждать причины и особенности такого положения дел. В общем-то все всё понимают. Поговорим о решениях.

Школьным учебникам не достает реальной задачности-сложности, а собственного мышления - опирающегося на какой-нибудь практически полноценный предмет - у школьников еще нет. Вот и мучаются бедные дети, и страдают бедные учителя. Подходящих учебников мало - я, например, не знаю ни одного - но можно воспользоваться старым рецептом от самородков.

Например, курсу биологии можно предварить чтение научно-популярной книги Д.Длигача и Б.Кулаева "Жизнь и сосуды". Авторы и сами таланты, и к тому же ученики выдающегося современного физиолога В.Черниговского. Они страстно рассказывают о своем предмете исследований, не скрывая сложностей и противоречий прошлой и современной науки, рассказывают о том, как готовятся и как делаются научные открытия, рассказывают о человеческом и животном организмах - о качественных их свойствах, необычных особенностях и схожестях.

Одним махом всех зайцев убивахом. И взаимосвязанное введение в сложный-интересный-обязательный предмет, и знакомство с золотыми шарами природы, и гордость за отечественную науку.

После такого введения школьник совсем иначе будет относится к школьным премудростям. Конечно, логос различных предметов своеобразен, поэтому по минимуму вводный курс должен включать в себя еще тройку стилей мышления: формульный, модельный и диалектический.

Второе замечание.
Уроки качественного чтения прекрасно дополняются формами коллективного самообучения по методу Ривина-Дьяченко. Точнее, в духе этого метода. Суть проста: книга делится на фрагменты, фрагменты распределяются среди учеников, тексты читаются и затем пересказываются в парах-тройках. Небольшой концепт лекторского мастерства и мы получаем ряд возможностей:
• активизация хорошего первослога через самовыражение
• коллективная мотивация и саморегуляция - рассказ (слушание) разным членам группы с четким душевным контактом; сравнение разных форм, приемов, стилей рассказа-слушания
• обогащение собственного слога посредством изменения внутренних/внешних установок

К великому сожалению, коллективное самообучение на первом этапе требует значительных затрат времени - около 100 часов практики. С другой стороны, этот курс дает всем участникам группы прекрасные корпоративные навыки.

Мышление
Хорошее качественное мышление складывается их двух умений:
а) комплексное владение десятком-другим сильных принципов типа "сделать наоборот" или "запараллелить"
б) планомерный набор критической массы информации по предмету

Схемы такого мышления представлены в материале "Шаблон информационной технологии". Для освоения этих схем необходимо применить их 20-50 раз в решении различных по характеру учебных задач. В результате  принципы и общий шаблон переформатируют матрицу мышления учащегося в хорошую и открытую для развития систему.

Принципиально важно то, что новая схема мышления снимает "непонятки" внутри учебной группы и явно усиливает внутригрупповое взаимопонимание-взаимодействие.


Четыре ключевых ресурса обучения - тонус, планирование, качественное чтение и рациональное мышление - привлекательны для каждого человека сами по себе. Предполагается, что вовлечение этих ресурсов будет происходить факультативно в первые 3-4 месяца. Объем занятий составит от 6 до 10 часов еженедельно. Увеличение объема до 10 часов будет обосновано в следующей главке.

 

Развитие чувств

Мы назвали разумно-сознательные ресурсы обучения. А сейчас поговорим о ресурсах подсознания. Школьное обучение традиционно делает ставку на левополушарные навыки. Правое полушарие мозга при этом простаивает, попадает в зону вечной полярной ночи. С другой стороны, разумный чертог не так уж безнадежен. Если посмотреть на корни леворукости и праворукости, то мы увидим, что стену между полушариями можно устранить за счет выправления всего лишь нескольких базовых навыков:
• левое письмо
• левое владение зубной щеткой и ложкой-вилкой
• развитие левой силы - пиление, бросание мяча, удар молотком, левый прыжок...

Есть и специальная гимнастика - брэйн-джим, разработанная Джоанной Сполдинг, - которая позволяет настроить двуполушарную деятельность с учетом ее характера - для письма, для математики, для танцев
и т.д.

Базовые левые навыки и приемы настройки всего мозга устраняют плотину между полушариями и включают в развитие школьников резервы подсознания.

Тем не менее в результате подобного левого дообучения корень проблемы остается нетронутым. Резервы подсознания включаются, но левополушарная доминанта сохраняется. Поэтому принцип набора критической массы для качественных изменений продолжает действовать, хотя и более гибко.

Для качественного решения этой проблемы необходимо учиться включать и использовать правополушарную доминанту напрямую. В этом нам поможет методика Александра Вострикова, конспект которой приведен в приложении. Она состоит из четырех уроков-блоков:

1. Активизация произвольных образов - зрительных и тактильных.

2. Формирование суггестивных моторных блоков, материализующих правополушарную доминанту.

3. Развитие этой доминанты в особое состояние психики и организма, характеризующееся такими эффектами, как сверхзапоминание и генерация реалистических идеомоторных образов.

4. Адаптация эффектов в направлении обычного бодрствующего состояния.
 

Методика ориентирована на самообучение. Но все же она использует необычные психологические эффекты, поэтому для того, чтобы избежать кривотолков и родительских сомнений, целесообразно пригласить на закрепление суггестивных блоков профессионального психолога (1-3 коллективных сеанса с небольшой донастройкой отдельных учащихся).

Включение и развитие правополушарной доминанты и соответствующих состояний тела и психики позволяет наполнить обычное и продвинутое обучение новым качеством. Вот несколько примеров:

Качественное чтение за 15-25 занятий становится одноразовым, когда ученик за одно прочтение запоминает 90-100% материала - точно и надолго.

Английский язык. Благодаря суггестивному состоянию возможно запоминать от 100 слов за урок, быстро формируя лексическую базу. В приложении приводится анализ методов изучения иностранных языков и дается практическая схема качественного и непротиворечивого освоения чужого языка. Единственный барьер, связанный с использованием этой схемы заключен в скорости формирования лексической базы.

Рисование. Моделирование проекций "объем-плоскость" в суггестивном состоянии позволяет за 1-3 недели сформировать собственный стиль рисунка. Ученики научаются формировать и трансформировать устойчивые живые и проективные образы, обогащать их настроением или рациональными установками. Например, ученик способен "войти" в картины Святослава Рериха и "пожить" там, осваивая столь необычный способ восприятия. Затем, немного потренировавшись в проектировании, ученик может увидеть таким способом окружающий его мир и создать в воображении проекцию в черно-белом или живописном варианте.

Музыка. От зрительных образов и их проекций можно перейти к экспериментам с музыкой. С помощью правополушарной доминанты можно слышать и видеть собственную музыку. Сразу заметим, что по характеру такая живопись и такая музыка будет скорей всего комбинаторно-подражательной. Развитие логоса и таланта требует несколько иного подхода.

Идеомоторика. Суггестивные состояния позволяют очень быстро осваивать сложные моторные навыки - танцы, машинопись, игра на музыкальных инструментах, приемы самозащиты и т.д.

В заключение отметим возможности психической саморегуляции. Правополушарная доминанта позволяет прямо и быстро использовать приемы психотехнологий. Например, в нейролингвистическом программировании сформулированы уроки гармонизации психики, избавления от фобий и вредных привычек, формирования новых полезных навыков и привычек. Учащиеся будут способны самостоятельно овладевать содержанием этих уроков за 1-3 занятия.

Развитие чувств не только дополняет и усиливает разумные методы (тонус, планирование, чтение, мышление), чувства сами по себе содержат новое качество восприятия и жизнедеятельности. Чувства обслуживают механизм творчества, поэтому развитие-раскрытие чувств часто связывают с развитием творческих способностей. Союз разума и чувств и желаем и плодотворен. Но следует помнить, что творческий механизм всегда опирается на конкретную предметную деятельность.

Организационная культура

Технологии управления

Развитие левой и правой стороны человека формирует хорошую исполнительскую культуру. Что замечательно само по себе и снимает 80% обычных жизненных проблем. Необходимые для этого упражнения представлены и доступны для самостоятельного или факультативного обучения.

Еще 20% проблем связаны с организационной культурой. Ее развитие требует коллективной практики.

Если посмотреть на орг.развитие со школьной точки зрения, то можно сформулировать задачу так:
а) профессиональная предметная ориентация неизбежна - ведь живем уже в 21 веке
б) тем не менее межпредметная свобода тоже необходима - для понимания коллег, для освоения смежных и новых предметов, для поиска и продвижения к своему идеалу.

Русло организационной культуры - технологии управления. Этому и надо учить школьников в первую очередь.

Но тут есть незадача: гарантированное обучение хорошему управлению требует и хорошего высшего образования и хорошей последующей практики. По 5 лет на каждую фазу и, что интересно, все мы понимаем, что это еще не гарантирует качество такого образования. С другой стороны, если все-таки выделить базовые навыки управления и упростить курс до школьного + начать обучение с 5-6 класса, то тогда вопрос качества упрется в отсутствие учителей-мастеров: и весьма дорого и, опять-таки, неясности с качеством уже учителей.

Разумное хорошее решение существует. Во-первых, это опора на кпд самооценки в отношении учителей и в отношении учеников. Это снимает вопросы качества. Во-вторых, опора на авторские талантливые технологии. Рыночные реформы в России потребовали множественной перестройки действующих орг.структур и предприятий. Ну а раз проявляется такая ясная и насущная задача, то за талантами дело не станет - они найдутся и оригинально решат задачу. Причем решат учитывая как закостеневший менталитет заказчика = команд управления, так и совершенно "дикие" требования к срокам и затратам.

Мой вкусовой обзор авторских технологий управления с начальными методическими установками представлен в приложении. Лучше всего сделать ставку на технологию Павла Зволева. Здесь и рациональное быстрое согласование членов управляющей команды, и создание полноценного пакета форм регулярного управления, и подготовка команды к организационному развитию. Методически технология Зволева сводится к освоению 4 элементов управления в течение 30-50 часов:
• договаривание о словах-понятиях
• договаривание о предмете взаимодействия
• опредмечивание бизнес-процессов в типовые формы
• опредмечивание задач-ограничений в ресурсные проекты

Таким образом интуитивная компонента управления целенаправленно уменьшается и появляется возможность рационализации управления.

Суть примерно такова. Сложность управления = разнообразие человеческих характеров и стилей жизни * особенности иерархических связей-действий-сил * ответственность/риски. Предметную специфику деятельности мы пока проигнорируем, так как  для хороших управляющих она есть фактор временный.

Иерархические особенности более-менее опредмечены. Курс от 10 часов. Сложность в том, что  эти особенности меняются и приходится каждый раз передоговариваться и переналаживать договорную базу (соглашения + документооборот). Технология Зволева прямо воздействует именно на эту составляющую, вводя новый стандарт договорного процесса. Например, деловые совещания укорачиваются до 5-15 минут.

Ответственность прямо пропорциональна кпд групповой самооценки. Обычный подход видит в хорошем управляющем гения скрытых ресурсов и гения общения, эдакого суперчеловека. На практике хорошие управляющие действуют мягче и проще - переформатируют своих подчиненных в направленных умельцев. При этом ответственность плавно "сажается" на предмет деятельности, за части которого ответственны подчиненные. Технология Зволева выводит команду на пакет деловых форм, которые достаточно точно и плодотворно отражают реальные процессы бизнеса.

А вот разнообразие человеков зачастую есть фикция, проявляющаяся и пугающая в ситуациях неопределенности. Хороший управляющий немедленно уточняет неожиданности и опасности и опредмечивает их в  принципиальные позиции и/или в новые проекты. Другими словами в хорошей команде люди по-разному хороши и управляющий готов к любым поворотам жизни. Но пока такая команда строится есть, конечно, и вредные привычки и есть склонность людей к различным фазам неопределенности. Практически для компенсации вредностей и ограниченностей достаточно учитывать уровни самооценки и стили мышления, их связь с фазами неопределенности в реальном технологическом процессе. Методически задача сводится к навыку различения уровней самооценки конкретных людей (модель самооценок) и освоению психогеометрического шаблона (квадра стилей мышления). Смотрите материал "Общение".

В нашем случае, проблема унификации человеков на 80% решается за счет курса исполнительской культуры и на 20% за счет разделения предмета по мини-группам и выделения здесь естественных лидеров.

Таким образом, переформируя людей и процессы в новый лад мы значительно уменьшаем сложность управления и увеличиваем его прогнозируемость.

Для ведения курса организационной культуры необходим учитель и это учитель особого толка. Учитель из консалтинговой фирмы стоит дорого. Поэтому лучше пойти другим путем. Технология Зволева достаточно подробно для наших целей описана в журнале "Консультант директора". Толкового человека можно подыскать на старших курсах экономических факультетов. Хорошо если это молодой талант. Идеально если это команда молодых талантов. Опорой для реализации идеала является сеть базовых школ, окруженная факультативами в других школах.

Остаются множественные вопросики расхождения теории и практики. Здесь есть смысл положиться на родителей, формулировать вопросы и просить коллектив родителей искать более-менее удовлетворительные ответы.
 

Джентльменский набор

Развитие организационной культуры немыслимо вне коллективной предметной практики. Предмет нами уже выбран - это домашний дизайн. Согласование учебной группы с предметом будет вестись постепенно в рамках подкурса "Управление". Но есть и прямые орг.возможности, связанные с проявлением эффектов хорошей исполнительской культуры. Грех не воспользоваться; так сказать, снять пенки с созданного нами ресурса.

Здесь делается ставка на инновационный подход. Если вам покажется все это сложным, то можете пропустить эту часть программы обучения. Во-первых, можно традиционно игнорировать гармоничное развитие личности. Во-вторых, можно выбрать что попроще и через год-два что-то добавить.

Мы назовем здесь умения, которые привлекательны для каждого человека и сильно облегчают его жизнь в человеческом мире.

Установки
1. Время. Мы ориентируемся на 2 урока ежедневно. На все, про все. И на дизайн, и на общее развитие.

2. Гибкость сроков. После первого этапа обучения, формирующего сильную исполнительскую культуру, наши ученики способны учиться в 2 раза быстрее и способны большую часть курсов осваивать самостоятельно. Но главное здесь, пожалуй, то, что ученики вошли в состояние, когда у них все получается. Учтем это. Минимальный подкурс традиционно занимает около 40 часов (введение в специальность). Нормальный подкурс варьируется от 120 до 240 часов (уровень начинающего специалиста).
Справочный курс можно ужать до 10 часов (качественные шаблоны + установки к пользованию справочником). Часть подкурсов можно вынести за пределы двух лет общего обучения.

3. Полнота. Хотелось бы чтобы базовый набор умений был полным. Попробуем перечислить их:
• техника, технологии, изобретательство
• лечоба типовых болезней
• ведение лекций и презентаций
• пение с аккомпанементом на гитаре или пианоле
• развитие силы и пластики тела
• танцы
• домашний ремонт и инструменты
• машинопись и компьютерная грамотность
• кулинария
• кройка и шитье
• основы самозащиты и безопасности
• украшательства и подарки
• семейные занятия и организация отдыха (рыбалка, поход, пикник...)

Вот, пожалуй, и все.

4. Идеальность, или акцент на талантливые решения в каждом предмете. Это решает вопросы мотивации, позволяет сократить время (как? - покажем ниже) и стимулирует творческий потенциал. Качественные талантливые решения обладают свойством аналоговости, то есть позволяют переносить/распространять качество на другие виды деятельности, обогащая личный потенциал человека.

5. Коллективный справочный подход. Всем хорош справочный подход, вот только хороших справочников мало. Ситуацию можно подправить, если совместно создавать собственные справочные базы данных. В рамках подкурса "Управление" группа научается рационально осваивать новый предмет: выделять точки неопределенности, формулировать и ранжировать типовые задачи, коллективно решать их и опредмечивать в текст.

6. Творческое решение проблемы "где взять достойного учителя".
 

Теперь посмотрим как можно применять эти установки к конкретным предметам. Одновременно прикинем критический объем обучения, помня, что один урок в неделю дает нам 40 часов в год.

1. Техника, технологии, изобретательство (как развитие блока "Мышление" и как формирование технической культуры). За основу берем теорию решения изобретательских задач. Есть хорошие учебники. Это и прекрасный пример системного подхода, и развитый инструментарий решения сложных рациональных задач (приемы, аналоги, общий алгоритм, оригинальная версия функционально-стоимостного анализа), и методы коллективного творчества, и приобщение к реальному техническому прогрессу. Возможная программа курса представлена в приложении (смотрите программу "ТРИЗ и Техника" в материале "Школьный проект"). Объем - 40 часов.

2. Лечоба типовых болезней - зубная и головная боль, простуды, радикулит и остеохондроз, расстройства сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. В основе уроки точечного массажа/самомассажа Игоря Акимова, опубликованные в 90-х годах в журнале "Студенческий меридиан". Плюс качественные советы отовсюду. И себе хорошо и для родных/знакомых пригодится. Например, можно за полчаса снять болезненный симптом у партнера по бизнесу, попутно объяснить "что и почему" и затем скинуть по e-mail соответствующий урок самомассажа, не забыв дать адрес хорошего недорого массажиста.  40 часов.

3. Ведение лекций и презентаций. Это умение встроено в уроки качественного чтения и в общую программу обучения. Учащиеся будут ориентированы в том числе и на готовность ведения факультатива по развитию исполнительской культуры в других школах.

4. Пение с аккомпанементом на гитаре или пианоле. В уроке тонус осваивается эмоционально-дыхательный эффект, который снимает грудные зажимы - появляется возможность "постановки голоса на живот" и восстановления слизистых в бронхах, что обеспечивает сильный-гибкий-свежий голос. Идеомоторные навыки, идущие от правополушарной доминанты позволяют за неделю освоить основные аккорды с некоторыми вариациями. Отсюда же ставится легкая способность сочинения стихов и музыки. То есть учащихся обучают сочинению и исполнению песен. Качество такого творчества определяется гармонией личности, которая зависит от многих факторов, но есть и определяющий - способность накапливать и удерживать критическую массу задачи. Например, при сочинении стихов эта способность определяет объем и разнообразие высвечивающихся чувствами и осознанием ассоциаций. В общем, этому вполне можно учить. Качественные установки займут 10 часов.

5. Развитие силы и пластики тела. Естественно вытекает из практики развития тонуса. Уровень силового эффекта. Опорные упражнения: мячик, бочка, волна, маятник. Лучше осваивать их самостоятельно в качестве домашних заданий. Результат - объемная силовая волна - прекрасный фундамент для качественного обучения танцам и приемам самозащиты. Качественные установки и коррективы - 10 часов.

6. Танцы. 40 часов: настройка силовой волны, вывод ее в свободный танец-балет и далее в традиционные танцы - пара народных, тройка современных и семерка классических. Практикум взаимодействия. Идеомоторный навык позволит ускорить обучение, плюс позволит после разового просмотра мастерского выступления выделить интересные па и тут же прикрепить их к своим умениям.

7. Домашний ремонт и инструменты. Хорошее решение типовых задач. Одновременно, это знакомство с азами дизайна. Одновременно, это практикум создания коллективных баз данных. Отметим последнее. В ремонте можно выделить от 40 до 100 типовых задач: ремонт двери, побелка, покраска, замена прокладки в кране, установка дверного замка, устранение скрипа полов и т.п. Уточняя и записывая эти задачи, отмечая их сложность и критичность, затем мы распределяем задачи в группе. Учащиеся готовят ключевые схемы решения своей задачи - по книжкам-журналам, спрашивая родителей и знакомых, советуясь с учителями и друг с другом. Схемы утверждаются и учащиеся раскрывают их в текст. Цикл длится около месяца. Один цикл и мы получаем 20-25 критичных решений. Общая задача на 3-4 месяца (полугодие): на основе десятка книг и советов отовсюду подготовить вкусное и рационально-полное пособие для домашнего ремонта. Задача логично вытекает из практикума качественного чтения, логично сопровождает организационный практикум и логично предваряет дизайн-практикум. Плюс развитие собственного слога. Объем - 40 часов + 3-4 домашних задания.

8. Машинопись и компьютерная грамотность. Урок машинописи представлен в приложении. Основы компьютерной грамотности включают в себя: сборку-модернизацию компьютера, настройку системы, упаковку типовыми программами и програмками-полезняшками, первое знакомство с этими программами. Все по минимуму, ориентируясь на здравый смысл. Например, изучение офисных приложений займет 10 часов, концентрируясь на навыках самостоятельности и выделении ряда скрытых эффектов, необходимых для хорошего решения значимых задач (подготовка рекламки, брошюры, составление практических электронных таблиц - сметы, рассчеты, учет продаж...) Обзор полезных программ представлен в приложении (смотрите материал "Букет полезняшек"). Хорошо бы совместить все это со школьным курсом информатики. Наш курс рассчитан на 40 часов.

9. Кулинария. Хорошая и вкусная еда на несколько часов определяет наше самочувствие, способна украсить холостяцкий/дружеский/семейный стол. Акцент делается на совместимость продуктов между собой и с процессами нашего организма, плюс качественные рецепты простых блюд, плюс учет реалий. Любимый тезис специалистов: здоровье на 90% определяется питанием. Предлагаю здесь остановиться и подумать о важности питания самостоятельно. Курс - 40 часов.

10. Кройка и шитье. Первое. Самочувствие и стиль поведения оформляются одеждой. Цвета, фактура, кожные и тепловые ощущения, формы, комбинации... Второе. Человеческое тело сложно, поэтому изучение методов кроя и согласование их с конкретным телом довольно любопытная задача. Навыки полученные здесь можно применять при исследовании любых сложных проекций. Третье. Своя одёжка ближе к телу - в смысле умения прилаживать одежду к своим вкусам. 40 часов.

11. Основы самозащиты и безопасности. Качественный обзор задач такого курса представлен в приложении - материал "О самозащите". Ставка делается на отечественные авторские методики, среди которых выделяются славяно-горицкая борьба Александра Белова, стиль Алексея Кадочникова, вибрационный бой Николая Кудряшова. В отличие от остальных курсов здесь нам не удастся обойтись без хорошего учителя. Решение - приглашение талантливого ученика одного из мастеров. Талантливого не в смысле соревнований, а в смысле нашей педагогической задачи. Удовлетворительный объем такого курса - не менее 120 часов с учетом всех достижений наших учеников.

12. Украшательства и подарки. Освоение типовых форм прикладного художественного творчества. Коллажи, маски, скульптуры, роспись, абстрактные композиции, домашняя гальванопластика и т.д. Ставка делается на подражание талантливым образцам. 40 часов.

13. Семейные занятия и организация отдыха. Ответ на вопрос "как сделать семейную жизнь и совместный отдых интересными?". 40 часов.


Пора посчитать временные ресурсы в целом.
2 урока ежедневно дают нам 10 часов в неделю.
В учебном году 9 месяцев минус месяц на каникулы и праздники.
Итого 34 недели, или 340 часов в учебном году.

Каникулы можно рассматривать как ресурс для предметных погружений. Летние каникулы целесообразно задействовать для дизайн-практики. Был бы интерес.

Первые полгода займет курс исполнительской культуры. Одновременно решается задача высвобождения 2 часов ежедневно на последующее обучение. Еще один урок высвобождается в следующие полгода - за счет английского языка, одного-двух предметов, плюс некоторой кооперации с другими учителями. Таким образом получаем 170 часов во втором полугодии и около 500 часов в 3-4 полугодиях.

Программа 1 полугодия - 100 часов
• курс исполнительской культуры - 80 часов
+ ведение лекций и презентаций
• лечоба типовых заболеваний - 10 часов справочного курса
• развитие силы и пластики тела - 10 часов консультаций

Программа 2 полугодия - 170 часов
• развитие организационной культуры - 40 часов
• техника, технологии, изобретательство - 20 часов
• дизайн помещений - 40 часов
• домашний ремонт и инструменты - 40 часов
+ факультативная (или домашняя) практика - 2 вечера в неделю
• танцы - 20 часов
• пение с аккомпанементом на гитаре или пианоле - 10 часов

Программа 3-4 полугодий - 500 часов
• развитие организационной культуры - 60 часов
• техника, технологии, изобретательство - 20 часов
• дизайн помещений - 40 часов
• дизайн домов - 60 часов
• украшательства и подарки - 40 часов
+ факультативная практика - 2 вечера в неделю
• основы самозащиты и безопасности - 120 часов
• подготовка к экзаменам в ВУЗ (рисунок, живопись, композиция, русский язык) - 40 часов
• машинопись и компьютерная грамотность - 40 часов
• танцы - 20 часов

Остается 60 часов. Можно оставить их в резерв или можно распределить их в справочные курсы по базовым умениям:
• лечоба типовых болезней - 15 часов
• кулинария - 15 часов
• кройка и шитье - 15 часов
• семейные занятия - 15 часов

Джентльменский набор общих умений проявляет полный срок обучения в базовой школе домашнего дизайна - 3 года. Можно сократить программу до 2 лет, помня о возможности дальнейшего совершенствования учеников после завершения базового курса - в наших факультативах и по нашим пособиям.

Мой опыт организации коллективного обучения показал, что через 3 месяца ребята готовы=хотят учиться и практиковаться с утра до вечера. Первый фактор успеха здесь - коллективная целевая взаимомотивация. Второй фактор - значимость информации и самооценка учителей. Третий фактор - рациональное сочетание теории и практики.
 

Домашний дизайн

Предпринимательский подход

В овладении предметом естественной доминантой является предпринимательский подход. Развитие предпринимательской культуры включает в себя развитие творческой и созидательной способностей. Первая способность формируется и развивается в рамках базового курса. Вторая - созидательная - способность требует коллективных усилий в овладении практическим предметом.

Появляется вопрос: а нужно ли всем погружаться в домашний дизайн? - или - сколько наших учеников может принять рынок?

С одной стороны, базовый курс полезен при любом выборе профессии. С другой стороны...

1. Дома живут долго. Строители, конечно, ориентируются на моду и на циклы реинвестиций. Но все-таки действуют исходя из установки, что жизнь дома длится не менее среднего срока человеческой жизни. И если посмотреть на рынок 100 лет назад и попробовать заглянуть на 100 лет вперед, то с этих точек зрения конкуренция на рынке дизайна не кажется столь уж плотной.

2. Листая журналы о загородной недвижимости, в первую очередь обращаешь внимание на матерость ведущих игроков рынка. Все у них схвачено и обкатано, накопились опыт-кадры-связи-репутация-капитал, предлагают товар высокого качества и на любой вкус. Плюс на рынок выходят европейские строители с еще более продвинутыми решениями как в плане материалов, так и в плане технологии и дизайна. Пробиться сквозь этот строй к покупателям, кажется, будет очень и очень сложно.

Но когда начинаешь рассматривать показательный дизайн этих фирм, то обнаруживаешь, что в общем-то предложение на рынке новых домов схоже с рынком готовых домов. Есть дома-скворешники, есть просто дома, есть дома-крепости, есть дома-комбинации, есть дома-существа. Последних не много, но они собственно и представляют человечью сторону дизайн-предмета. Здесь встречаются крылоподобные дома, дома-грибы, дома-витрины, дома-домовые, техно-дома... встречаются и уродцы и, порою, встречаются гармоничные дома, которые радуют глаз и душу с любой стороны. В этом смысле рынок отечественного дизайна свободен на 70-80%.

Есть здесь и очень простой ресурс - начать собирать фотографии красивых домов отовсюду. Вспомните как ругали японцев и китайцев за "копирование" дизайна бытовой техники. А ведь это первейший ресурс приобщения к мировому уровню технологии. Уровень гармонии такой подборки легко выдержать выше среднего уровня рекламных предложений отечественных стройфирм.

3. Есть хорошая передача на НТВ "Квартирный вопрос". Лучшие решения от лучших дизайнеров. Все хорошо, но у этого "хорошо" есть ряд неопределенных моментов:
• игнорируется цена решений - денег в передаче никто не считает
• игнорируется процесс решений - зрителю остается только доверять молодцеватым строителям, делающим все "за раз"
• игнорируется качество решений - их влияние на жизнедеятельность (впрочем, пару раз хорошие результаты все-таки показали; но что стало с остальными решениями?)
• игнорируется общинный характер строений

Рассмотрим имеющиеся здесь ресурсы конкуренции с лучшими дизайнерами страны - по пунктам.

Соотношение "Качество-Цена" определяет успех типовых товаров. Дизайн-товар менее типичен, требует большего согласования с ценовыми и качественными предпочтениями заказчика. Если рассмотреть только ценовый знаменатель, то благодаря классическому стоимостному анализу от Майлза можно обнаружить довольно простые ресурсы: материалы от первопоставщиков, разрешения непосредственно от ПИБа и ГБР, строители-частники из Белоруссии, техника от местных водителей... Все это, естественно, следует соорганизовывать руководителю проекта. Но получаемый ресурс составляет от 20 до 50% экономии от цен предложений известных фирм.

Неопределенность строительного процесса - это гидра о тысячи головах и предмет гордости матерых строителей. Цены растягиваются на 30-100%, сроки легко удваиваются, а порой удлиняются в 5-10 раз. Здесь цветет подворовывание, подмена материалов и документов, косвенный и прямой обман заказчиков. Но сейчас хочется обратить внимание на другую сторону этой неопределенности. Именно она является основной причиной традиционного дисгармоничного дизайна. Модули стандартного процесса жестки и поэтому заметно ограничивают возможности дизайна. Предполагать можно все что душе угодно, но получается как правило нечто традиционное. То есть на уровне экономичного спроса проблема никак не хочет решаться. На уровне классического спроса приходится доплачивать 30-50% от первоначального (разумного!) плана. На уровне стильного спроса деньги считают по осени. Выход существует - это оперативное изобретательство для переналаживания и стыковки типовых подпроцессов. Есть и авторские методы подобного изобретательства. Ресурс.

Модный французский архитектор предложил в одну из московских площадей вписать большую розовую каплю. Вот уж где не обойтись без новых технологий. Но и в обычных вкусовых проектах, например, в применении вышеназванной подборки гармоничных образцов дизайна не обойтись без оперативного изобретательства.

Качество решений достигается просто. Необходима опора на модель самооценок. Тогда становится очевидным, что функциональность и гармония помещения должны проектироваться с участием людей-гармоников. Суть в том, что жизнедействуя в таких помещениях покупатель незаметно гармонизирует свою самооценку, что положительно влияет на качество и результаты этой жизнедеятельности. Естественно, и сам дизайнер должен обладать гармоничной самооценкой. Увы, сегодня далеко не каждый дизайнер таков, а гармоников действия в проектирование никто приглашать и не собирается.

Внешний вид дома тоже должен соответствовать задаче гармонизации самооценки жильцов. Здесь ситуация просто плачевная. Повторяюсь - рынок гармоничного дизайна свободен. Довольно значимый ресурс.

Общинность. Понятно, что свой отдельный дом лучше. В развитых странах те - кто может выбирать - выбирают отдельный загородный дом. У нас вроде тоже все идет к этому. Но что получается сегодня? - Покупая дом, мы загоняем всю семью в схему "дом свой - дом казенный". Ведь инфраструктура - это не только канализация и магазины, это еще и человеческое общинное окружение. Приятные соседи, совместные игры и взрослых и детей, чувства благонадежности и безопасности, совместные проекты по улучшению жизни. Вот это в России сегодня стоит дороже всего. Но и завоевав подобную нишу, люди чаще всего довольствуются чувствами благонадежности и безопасности. Порушенная кап.расслоением общинность возрождаться не спешит.

Общинность потихоньку будет восстанавливаться и рано или поздно государство вернется к задаче "каждой семье свой дом". Можно пойти навстречу этой заблокированной потребности:
• обучать самострою и дизайну взрослых
• кооперировать их для строительства цельных поселков
• заблаговременно решать все вопросы общежития, самоуправления и улучшения общей жизни

Это ресурс общинной самокооперации связанный с рядом ограничений, но содержащий большое число внутренних ресурсов.

4. Общинность в полную силу проявляет себя на 4 уровне неопределенности. Уравнение с 3-мя неизвестными. Это уровень этичного спроса, на который приходится максимум повторных заказов. Общинность - одно из неизвестных, восходящее к Богу и Вселенной. Второе неизвестное - это жизнь, которая базируется на уровне клеток и ниже - на уровне органических молекул. Третье неизвестное связано временем и прогрессом.

С прогрессом дело обстоит лучше всего. Новые материалы, новые решения в конструкции и обеспечивающей инфраструктуре... Новые эффекты хорошо дополняются оперативной изобретательской практикой, которая опирается в первую очередь на талантливые решения в настоящем и прошлом - свои, чужие, в предмете и в смежных областях. Хороший поставщик таких решений - всяческие научно-популярные журналы: о дизайне, о строительстве, о дачной и сельской жизни, о изобретательстве и т.д.

Прогресс примыкает к жизни и поэтому одной из ведущих закономерностей развития строительства и дизайна является учет человеческой микроорганизации до уровня генотипа включительно.

В этом смысле, представляют интерес биоэнергетические воздействия. Строители стараются игнорировать эти факторы, дизайнеры время от времени используют. Принципы фэн-шу любопытны, но доходят до нас в сильно упрощенной форме. Нам больше подходят материальные обоснования.

Например, учет ежесуточных световой, приливной и магнитной волн, накатывающихся с эвкатора - с юга. И того, что эти волны принимают и переносят особенности почвы и рельефа, что может влиять на человека (растения) как положительно, так и отрицательно. Интересны исследования геоструктур - динамических и статичных. Различные биозоны, подсказываемые нам сродственными растениями и животными. Икосаэдро-додекаэдровая структура гравитационного поля и ее узлы. Опять-таки почва и рельеф, подземные слои и воды, болотистость и лесистость, речки и озера.

Можно обратить внимание на спектр в инфракрасном и звуковом отражении различными материалами. Так ли экологичен газобетон, если пузырится алюминиевой пудрой? Или пенобетон, использующий ПАВ? Задавая подобные вопросы и получая ответы, мы получим, видимо, несколько иной взгляд на привычные стройматериалы. Измерить биологическую активность фундамента и стен можно проращивая зерна или помещая на различные материалы пробирки с клетками. Гармоники воздействия можно оценить исходя из замеров электросопротивления систем биологически активных точек человеческого тела. Можно для получения ориентировочных данных (увы, не более того) привлечь экстрасенсов, которые оценят тепловое и более "тонкое" отражение от типовых материалов. И, конечно, же полезно использовать опыт разнообразных исследований и необычные эффекты (влияние узоров, полостные структуры, биоминералы, спиральные конусы, центробежный шаровой разогрев и т.д.).

5. Базовый курс подготавливает наших учеников к комплексному использованию "скрытых" факторов. Качественное мышление и приемы изобретательства помогут рационально и оперативно вовлекать новационные ресурсы. Развитие воображения позволит представлять проекты внутри и снаружи разом и в деталях - как зрительно, так и телесно. Организационная культура будет стимулировать учащихся к коллективному творчеству и реалистичному учету внешних ограничений.

Обучение

В первые полгода школа или факультатив делает ставку на развитие исполнительской культуры. Предметная цель - высвобождение времени для продолжения базового курса. Впрочем, уже на этом этапе возможно естественное погружение в "домашний" предмет за счет решения задачи по подбору загородного жилья с фиксированным бюджетом. В рамках этой задачи выделяются типовые стройпроцессы и типовые неопределенности, проявляется полная информационная структура задачи и подыскиваются первые - простые и более-менее удовлетворительные - решения. На этой почве хорошо строится последующее предметное обучение.

Темы
1 ступень - дизайн помещений
• чувства - стилевая доминанта дизайна, 15-25 направлений
• умения - бетонирование, кладка, столярка, отделка...
• логос - назначение (прихожая, кухня, туалет, ванная, гостинная, спальня, кабинет, детская, спортивная, балкон, кладовая...)
• бюджет - а) 4 уровня спроса; б) ремонт-модерн-стиль-инфра
• оригинальные решения типовых задач - БД 100=>600

2 ступень - загородный дом
• строительные технологии и навыки
• логос + стиль
• инфраобеспечение
• подсобные помещения
• экстерьер

Программа
Упрощенный вариант (факультативный)
1. Подбор учителя с гармоничной самооценкой.
2. Использование популярных пособий + подборка ресурсных статей.
3. Коллективный подход к формированию собственной информационной базы.
4. Домашняя практика бесплатного труда.

Лучший вариант (базовый)
5-7 старшекурсников - строителей и дизайнеров - ведут занятия, ориентируясь на формат телепередачи. Для начала можно использовать записи "Квартирного вопроса", уточняя неопределенные моменты бюджета, процесса, назначения, тиражируемости.

Студенты-учителя распределяют между собой информационную задачу - по стилям дизайна, по технологиям работ, по материалам. И начинают коллективно создавать базу данных - в первую очередь для себя.

Энтузиазм должен опираться на зарплату хотя бы в 100 у.е. Хорошо если в программе участвуют 5-10 школ - тогда вопрос решается автоматически.
Хорошо если учителя-студенты готовят коммерческий курс для взрослых. Сейчас 2-месячный курс дизайна стоит 100 у.е. Для начала можно снизить стоимость в 2-3 раза. Тогда помощь школы в наборе и проведении такого курса позволит частично или полностью решить вопрос с оплатой.
Дополнительным мотивом является подготовка собственных видеомакетов телепередачи. Например, с установкой готовить за месяц одну телепередачу. Возможные конкурентные особенности уже названы. Тогда можно будет продвигать телепроект на телевидение. Можно параллельно привлекать к работе над ним профессиональных дизайнеров и преподавателей ВУЗов. Вот вам и связи, и таланты, и контакт с профильными ВУЗами.
И, конечно, следует помогать студентам-учителям в подготовке к профессиональной детельности. Это и своя база данных, и коллективное исследование рынка, и, хорошо бы, нормальное целеполагание - создание собственной фирмы.

Ресурсы есть. Главный - сетевое обучение в ряде школ.

Задачи методического обеспечения полностью разрешаются в рамках задачи коллективного создания рациональной информационной базы. То есть учителям-студентам тоже необходимо освоить соответствующую часть базового курса.

Все остальные вопросы решаются исходя из здравого смысла. Домашнюю практику целесообразно вести тройками-пятерками (в зависимости от сложности задачи). Труд бесплатный, материал хозяина, сопровождение учителей. А для летней практики можно взять загородные дачи кого-то из родителей или знакомых. Можно скинуться (опять-таки родителям) и купить такой домик - это куда более интересная задача: выбор, проект, утверждение, выполнение, инфра-гармонизация, продажа.
 

Напоминаю: сегодня сравнивать не с кем - можно спокойно экспериментировать. Тем более когда есть хорошая подготовка - базовый курс - и есть хорошая стратегия - предпринимательский подход.

Организация

1. Школа может выбрать одну из двух форм обучения - постоянная или факультативная. Первый вариант предполагает заинтересованность руководства школы, готовность к некоторой перестройке программы и процесса обучения. Второй вариант строится на упрощенной программе и просто дополняет школьное обучение.

2. Предлагаемая методика формирования исполнительской и организационной культуры необычна. Тем не менее она довольно проста и может быть использована учителями без особой подготовки.

3. Эффективность обучения по данной методике в первую очередь определяется стратегией отбора. 50% школьников не встретят особых трудностей при освоении упражнений. Если делать акцент в группе на успехи этой половины учащихся, то с запаздыванием в 1-2 недели качественные навыки начнут проявляться еще у 30% учащихся. Еще 20% учащихся нуждаются в специальной поддержке - особый коллективный дух, талант учителя, помощь психолога...

4. Дизайн-школа с модернизированной программой обучения будет платной. Стоимость обучения может варьироваться от 50 до 150 у.е. ежемесячно. Это ограничивает количество таких школ. Еще одно ограничение диктуется возможностями организации в городе хорошей практики. В начале это некритично, но по мере совершенствования программы и процесса обучения это ограничение усиливается. Наконец отметим информационный барьер, связанный с реализацией предпринимательского подхода в обучении. Вне этого подхода сложно обеспечить долгосрочную конкурентоспособность школы дизайна.

А в рамках этого подхода обнаруживается барьер в 600 типовых задач. Решение этих задач составляет информационно-методическую базу обучения дизайну. База улучшается за счет упорядочивания информации и включения новых талантливых решений. Ответственность за ведение отдельной задачи, за обновление соответствующей информации, за связи с новаторами и талантами является важнейшим стимулом личностного развития.

С учетом всех этих ограничений можно прогнозировать, что школьный рынок платного обучения дизайну составит 10-15 школ. Это является мотивом объединения школ-пионеров для создания "Банка 600 дизайн-решений" в сеть.

5. Создание и развитие Банка-600 обеспечивает развивающееся превосходство сети базовых платных школ. Одновременно, CD-версия Банка-600 и уроки на видеокассетах позволяют развивать и более широкую факультативную сеть. При этом последняя естественно окружает базовые школы, придавая им дополнительные организационные ресурсы. Например, выявляет природных лидеров-талантов, которые отбираются в базовые школы на бесплатной основе из соотношения "один талант в каждой пятерке-команде". Предполагается, что это происходит на волне роста популярности дизайн-школ одновременно с повышением стоимости обучения. Без природных лидеров-талантов базовым школам не достичь максимальных вершин.

6. Создание сети базовых платных школ с факультативным широким окружением само по себе дает возможность участия в различных фондовых программах - отечественных и международных. Например, взяв за основу весь данный проект и объединив вокруг него пять школ, можно уже зимой претендовать на получение различных грантов. На второй-третий год развития сети подобная фондовая поддержка может стать довольно внушительной. При условии выполнения всех качественных установок.

7. Банк-600 в книжной и CD-версиях включит в себя основные уроки базового курса и сможет служить основой для самостоятельного обучения и для организации факультативного обучения в провинциальных и сельских школах.
 

Июль 2003 года

Hosted by uCoz