Ричард Бэндлер |
NLP & DHE |
подготовил Михаил Пелехатый |
Используйте свой мозг для изменений
Часть первая. Введение.
Здравствуйте, меня зовут Коннира Андреас. Добро пожаловать в программу "Используйте свой мозг для изменений". Это программа по нейро-лингвистическому программированию, одним из ее создателей является Ричард Бэндлер. Когда я и мой коллега Стив Андреас впервые ознакомились с программой НЛП (нейро-лингвистическое программирование) в 1977 году, мы отложили многое из того, чем мы занимались раньше, с тем чтобы заняться изучением увлекательных и быстрых методов изменения чувств, мыслей и поведения.
НЛП - совершенно новая, многообещающая область. Теперь, 12 лет спустя, все эти обещания исполнились. А вместе с ними и многие других, о которых мы даже не мечтали. Сейчас НЛП используется для ослабления фобий, эмоциональных травм, избавления от тех или иных привычек, трансформирования таких нежелательных эмоций, как горе, стыд, вина, в позитивные и стимулирующие; повышения своей самооценки, улучшения отношений с окружающими и освобождения своей личности от вредных привычек и злоупотреблений. Это далеко не полный список. Одним из основных принципов НЛП является то, что мы реагируем скорее на внутренний опыт постижения мира, чем на сам мир. Это великолепный принцип, потому что, изменяя то, как мы видим, слышим или чувствуем события, мы можем превратить ограничения в возможности, и НЛП - это то, как именно мы можем этого добиться.
Вот например. Прямо сейчас подумайте о приятном опыте, который у вас был. Возможно, это будет какой-то приятный момент вашего отпуска (вечеринка или встреча с каким-нибудь вашим другом - любой приятный случай). Мысленно переживите этот случай еще раз и обратите внимание на то, что у вас получится, когда вы переживете этот момент. Чтобы вы ни увидели, постепенно делайте это больше, ближе и ярче. Обратите внимание на то, как ваши чувства меняют реакцию. А затем сделайте этот образ меньше, тусклее и дальше до тех пор, пока вы едва будете видеть его. Как это меняет ваши чувства? А теперь сделайте это большим и близким, как это было в самом начале. Если вы любите большинство этих людей, то, когда вы делали образ более большим и близким, ваши чувства усиливались. Это обычно повышает интенсивность чувств. Если же вы делаете образ более далеким, более маленьким, интенсивность ваших чувств уменьшается.
Ну а теперь вот о чем. Вы когда-нибудь думали о том, что изменение яркости и расстояния своих воспоминаний может изменять ваши чувства? Вероятно, нет. Большинство людей, вспоминая о чем-то, чувствуют себя плохо или хорошо в зависимости от того, как мы думаем об этом. С помощью НЛП возможности выбора расширяются. Что если ты вспомнил какую-нибудь неприятность, случай, вспоминая который, ты чувствуешь себя плохо? Сделай этот образ меньше и отдали его. Если ты его оставишь глубоко в памяти, информация останется, но она больше не будет тебя мучить. Нечто подобное происходит и с нашими внутренними голосами и звуками. Если ты слышишь какой-нибудь тихий голос "издалека" - "ты можешь это сделать", - вряд ли ты поддашься его воздействию. Если ты слышишь много голосов насыщенных тонов вокруг себя, которые говорят: "ты можешь это сделать", - не поддаться будет намного сложнее.
На этой кассете вы услышите, что Ричард Бэндлер использует слово "представление". Под представлением он имеет в виду то, что мы видим, слышим и чувствуем внутри себя. Системы представления (репрезентативные системы) - это наши сенсорные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая, осязательная и обонятельная. Ричард Бэндлер использует слово "субмодальность". Субмодальности - это характеристики того, что мы видим, слышим и чувствуем. Насколько большой, яркой или близкой является картина. Или насколько громок звук. Существует также много других примеров того, как мы можем видеть, слышать и чувствовать наш жизненный опыт изнутри себя. То, как мы видим и слышим события внутри, выражается и в том, как мы говорим. Иногда мы говорим: "Мое будущее кажется ярким" - или же: "Я оставил этот жизненный опыт позади". Это не просто речевые обороты (фигуры речи), но еще и точные, буквальные описания внутреннего опыта говорящего. Ответственность за этот увлекательнейший и могущественный корпус знаний несет гений Ричарда Бэндлера. Будучи одним из первых, кто развивал идею НЛП, он постоянно предлагал новые принципы и модели человеческого разума. Мы рады предоставить вам эту подборку с продвинутых семинаров НЛП, которые Ричард вел между 1987-м и 1989-м. Подборка сделана из основных его работ в этот период и аккуратно и тщательно подобрана для новичков. Основная цель этих семинаров - подготовить НЛП-практика. Эта как если бы вы впервые пробовали какое-нибудь блюдо. Возможно, это покажется вам достаточным, а возможно, лишь усилит чувство голода. И тогда вы захотите приобрести другие пособия по НЛП (полное собрание семинаров на видеокассетах). А теперь Ричард Бэндлер собственной персоной.
Ричард Бэндлер
Вот что я заметил. Внутренняя организация людей не слишком активно использует субмодальности и репрезентативные системы. Люди с крошечными
невыразительными картинками, пискливым голосом во внутреннем диалоге. Даже когда люди говорят мне, что у них в голове происходит очень много
всего, я выясняю, что же происходит, и обнаруживается, что на самом деле ничего не происходит. Только наперебой звучат пять крохотных
писклявеньких голосов. И все это происходит потому, что они никогда не развивали свое внутреннее Я. Когда я лежал в кровати вчера, по-моему,
я смотрел фильм и заснул. А телевизор работал всю ночь. И вдруг утром раздался сигнал начала передачи, и первое, что я увидел, был этот
гигант Квайер. Я не сразу понял, что это телевизор, я подумал, что это происходит на самом деле. И так говорил мой внутренний голос.
Кто-то говорил мне, что когда он собирается что-нибудь сделать, например, пойти на свидание, он сильно волнуется и маленький голос внутри него говорит ему то-то, то-то. А когда я собираюсь сделать что-то, у меня в голове играет целая опера Вагнера. И я обнаружил, что так у всех людей с хорошо развитым внутренним слуховым нервом. Итак, я подумал, что первое, что мы сделаем, - это возьмем вещи, которые вы обычно делаете, и начнем расширять их. Например, когда вы думаете стать учителем или собираетесь устроиться на работу ну, допустим, Стив говорил мне, что у него есть …что, что у тебя есть? [Играет торжественная музыка.] Что бы он ни делал, для него это настоящее испытание. Это происходило у него в голове. Но в его голове не было слабого голоса, который мямлил. Наоборот, был голос, который был подобен тысяче труб. Мне это очень даже знакомо, я это очень хорошо понимаю. Ну, вы понимаете, если все, что вы слышите, это как мямлит ваш внутренний голос, и видите при этом крошечные картинки, может быть, маленькие системы ценностей - примерно такого размера. И всякий раз, когда вы пытаетесь получить какую-нибудь панорамную картину, она тускнеет, на ней почти ничего не происходит.
Я знаю людей с неподвижной панорамной картиной. Это их убеждения. Я совершенно не понимаю, почему им никогда не хочется что-то сделать,
что-то выразить - стать экспрессивными. Ведь у них внутри разворачивается драма. Во мне, например, всегда поет сладчайшее вдохновение. Я,
например, никогда не говорю себе: "О Господи, я должен пойти на свидание с девушкой". Ну-ка давайте-ка посмотрим на крохотный слайдик этого
свидания. При таком раскладе я бы никогда даже из дома не вышел. Никогда в жизни! У меня все совсем по-другому. Вначале у меня в голове
слышен бой литавр: "ду-ду-ду-ду-ду-ду". А потом я вдруг слышу бой сразу двадцати литавр. Все это происходит постепенно. А потом вступают
струнные. И единственное, что нужно сделать, это остановиться, перестать думать об этом, особенно тем, у кого хорошо развит внутренний
слуховой нерв. Я имею в виду, что если вы прекратите думать так, если вы перестанете намереваться делать так. Если вы закроете глаза на
минуту и начнете со звука одной литавры, убедитесь, что он достаточно глубок и похож на громыхание, громыхание, которое вы чувствуете аж в
животе. Затем вы немного увеличиваете громкость. И когда вы смотрите вверх на все это, картина начнет отдаляться от вас и становиться
больше. И по мере того, как она будет отдаляться от вас и разрастаться, будут вступать все новые и новые литавры, которые усилят общее
громыхание до такой степени, что это будет походить на землетрясение, которое будет отдаваться во всем вашем теле. И вы услышите богатые
звуки, идущие отовсюду из вашего тела, а не из какой-нибудь одной крохотной точечки. Из какой бы точки вы ни начали, постарайтесь расширить
местоположение звука, пока оно не заполнит всю комнату, все помещение, и громыхание не разольется повсюду. И это всего лишь скромное,
маленькое начало. Затем вот что вам понадобится. Ну, понимаете, внутренний диалог, который вещает: "А-а, пора к девушке, на свидание", - так
говорит один из сильных внутренних голосов, словно евангельское пение - пора погулять с девушкой. И тут вступают задние голоса, 400 голосов.
О, да, это будет такое свидание. И когда вы слышите такое, эдакое громыхание, дрожь по всему телу, ого, ну, чувак, ты даешь…! А затем
вступают духовые "па-па-бам-бам", потом мощный бас. И наконец у вас появится мотивация. Правильно? Так-то лучше, чем сидеть перед зеркалом,
давить прыщи и думать: "Куда ж мне идти в таком виде?". Я вообще не понимаю, как с таким настроем можно куда-либо ходить. Я, например, весь
пронизываюсь громыханием, мне нужны фейерверки в душе, вспышки молний, что-то в этом роде… меня это приводит в радостное возбуждение. Я
такой весь ого-го, а другой, он, ну вы понимаете. И вот он идет вместе со мной: "Что мы делаем сегодня вечером? Ой, который час?" Мы стоим
перед дверью его дома и он говорит: "А где же мой ключ? А есть ли у меня деньги? Может быть, попозже? А куда же нам пойти?"
- А я хочу побывать везде [переходя на рев].
- Ладно-ладно, не нервничай.
Я вообще не понимаю, как люди живут так. Для меня гулять по улице - это когда музыка звучит отовсюду. Но ладно уж - они по крайней мере хоть
пытаются что-то сделать. Дело в том, что если ваш внутренний голос не имеет достаточной глубины и насыщенности тона, так, чтобы внутри все
громыхало во время внутреннего диалога... Это с вами мы говорили про Стивена Кинга и голос, который он слышал у себя за головой? Если вам
нужно начать работать и вы слышите голос, который доносится, словно эхо, из тоннеля метро, подкрадывается к вам сзади и вдруг как закричит:
"Иди работай!!!" - вы вскочите и побежите работать. А если вы услышите тоненький голосочек: "Ой! Сколько мне всего надо сделать..." - а
потом тишина. И у вас возникает картина величиной с парту. И вы пытаетесь придвинуть ее поближе, чтобы иметь большую мотивацию. А потом вы
удивляетесь, почему лекции Ричарда гораздо более интересные и захватывающие, чем чьи-либо еще. А у остальных в голове черная доска вот такой
величины. И они говорят вам: "Первым шагом будет следующее... Вы должны суметь извлечь реакцию, ну там, энтузиазм". А для меня реакция -
это такой гигантский взрыв эмоций, как будто мощные колонки магнитофона с долби-звуком упали с грохотом на землю. Они разрываются от идущей
из них музыки!
Я бы хотел в этот раз, чтоб вы вот что сделали. У вас ведь есть небольшой список субмодальностей? Особенно меня интересуют те, которые относятся к звуковой сфере. Многие из вас еще не научились брать тон и делать его таким богатым и таким глубоким, чтобы вы чувствовали его всем своим телом. Т.е. по-моему, если вы что-то говорите себе, как бы проговариваете в своей голове что-то, у вас должен быть хор голосов на заднем плане, который бы вас поддерживал: "О, да! О, да!" Я имею в виду, что если я собираюсь заговорить с девушкой, эти голоса подпевают мне: "О, да, да-да…". И вообще не должно быть места голосам типа: "Может быть, лучше не надо?" Они должны быть забиты пятьюдесятью голосами заднего ряда, поддерживающими вас: "Да-да!" И как только я остановлюсь, все должно замолчать. А затем барабаны и литавры: "па-ба, ба-ба, бам!!" Так, чтоб я поднялся и почувствовал себя, словно на небесах. И первый, и каждый шаг должны быть шагами, которые крушили бы все сомнения. Большой, как этот. И зажигаются на заднем плане фонари, и в небе грохочет. И начинает грохотать внутри меня, так что я могу чувствовать это, когда я двигаюсь, и я знаю, что я жив. Но если вы встаете и слышите "тик-тик-тик" [колотится сердце] и тихий, маленький голосок откуда-то издалека, с заднего плана вашего сознания : "Все будет хорошо. Не беспокойся", и ты почувствуешь напряжение в желудке и т.п. Т.е. я имею в виду, если ты собираешься что-либо делать, делай это. Я хочу, чтобы воздух вокруг меня был словно наэлектризован. Для этого нужно, чтобы и внутри была такая же "наэлектризованность". [Пискляво:] Я подумал, что это, в общем, неплохая идея. Чтобы овладеть этими репрезентациями, начинайте делать это намеренно и обдуманно. Если вы думаете о чем-то, для чего вы должны найти мотивацию, погрузитесь в себя и найдите такие мотивации, которые сейчас разговаривают с вашими мотивациями. [Пискляво:] Ну что, нашли хоть какие-нибудь различия? Дело в том, что, если нет никакой жизненной драмы внутри вас, то, конечно же, вы не должны ожидать какой-либо драмы вне вас. Если я хочу, чтобы люди были более живыми и энергичными, дело не в том, что я заставляю их верить в то, что они есть. Потому что тогда они поверят в то, что жизнь по-настоящему увлекательная штука. Все это, конечно, здорово - до тех пор, пока не приходится с ними разговаривать. Но если мне придется говорить с вами, я хочу, чтобы вы были полны жизненной энергии. В этом списке субмодальностей... Если вы начнете мыслить в глобальном масштабе, вы начнете думать о тех вещах, для которых вам нужна мотивация, а не о том, что вас раздражает. Вы хотите иметь внутри себя все представления, которые говорят вам об этом, вы хотите слышать голоса. Первый шаг - это научиться работать с внутренним голосом. Я заметил, что у американцев хорошо обстоит дело с картинами, и это большой плюс. Но со звуком у наших соотечественников гораздо хуже. Были ли вы на концерте классической музыки? Думаю, что были. Сравните это с запись. С плейером. Так? У большинства из вас плейеры без эквалайзера. И вот вы слушаете оперу Вагнера, вы слушаете "Дон-Жуана". [Ричард поет по-итальянски, изображая оперного певца, затем гнусавым голосом]: "Мы были бы вам очень признательны, если бы вы попытались раскаяться". И вместо того, чтобы петь, как дон-Жуан [Ричард поет громко, растягивая гласные: "Нии-кааа-гдаа"], оттуда идет: "ну, чувак, я не знаю, лучше не надо..." Ну, вы понимаете, что при переводе что-то неизбежно теряется. Все, что я бы хотел, чтобы вы начали делать, - это взять внутренние представления о том, на что вы хотите себя мотивировать, о том, что вы бы хотели сделать. И, что бы вы ни делали, делайте это максимально энергично и активно. Потому что мы с вами собираемся привести все в движение - завести мотор. Но важнее всего сделать так, чтобы тон вашего внутреннего голоса был богатым и глубоким. Таким образом, дело в том, что мы должны довести голос до той точки, чтобы его можно было не просто услышать, а чтобы он отдавался во всем теле. Тогда вы начинаете действовать. Как вы думаете, сколько голосов поддерживают внутренний диалог на заднем плане? Обратите на это внимание. Я имею в виду, что подумайте о том, что вы ведь часто смотрите телевизор, и даже по воскресеньям там есть программы, где поют и где голоса поднимаются, выделяясь их общего хора (если вы обратите внимание, вы услышите это). Обычно нужно 4 или 5 негритянских певцов на подпевках. Даже Элвис этим занимался. Ну, вы понимаете, все это создаст гармонию, слушать становится все приятнее. И вы понимаете, да? Это сделано специально, это мотивировано, используется в кино, мюзиклах и т.д., и вы можете подпевать им. Уж наверняка вы слушаете. И если другие используют это, то почему бы вам самим не использовать это в своей жизни? Она стала бы веселей, наверняка. Итак, в первую очередь возьмите одну вещь. Вы должны мотивировать себя, чтобы стать лучше. Я хочу, чтобы вы взяли свой внутренний диалог и услышали оперу Вагнера. Я хочу, чтобы вы услышали духовные песнопения, я хочу, чтобы вы услышали симфонию. Я хочу, чтобы вы услышали лучшую рок-н-рольную музыке, которую вы когда-либо слышали. А затем мы приведем сюда Стивена Спилберга - для создания спецэффектов.
Коннира Андреас
Теперь, когда вы прослушали объяснения Ричарда, как выработать мотивацию, было бы неплохо отложить кассету в сторону и попробовать самому.
Подумайте о тех вещах, для которых вы хотели бы создать большую мотивацию. И выясни, что ты думаешь об этом теперь. Насколько подробная,
крупная картина получилась? Это кино или слайды? Что происходит, когда ты делаешь ее больше, ярче и ближе? Что происходит, когда ты слышишь
голоса и музыку, которые становятся все громче и громче? Когда ты научишься варьировать эти и другие субмодальности, ты сможешь усиливать и
ослаблять свою реакцию на твои собственные мысли. Это также хорошая практика, чтобы легче осуществлять те процессы, которым Ричард Бэндлер
обучает в отрывках, приводящихся далее на этой кассете. Переживание любви - одна из самых больших человеческих тайн и радостей. Иногда это
может стать источником большого беспокойства для нас. В том случае, когда мы влюбляемся в кого-нибудь, кто нам не подходит или пагубно на
нас влияет. А когда мы находим свою любовь, мы очень этим дорожим и боимся, что ничего из этого не выйдет. Ричард подробно описывает образ
(строй) мыслей, поддерживающий состояние влюбленности или, если это в данном случае более уместно, помогающий разлюбить. Он много говорит о
диссоциации и ассоциации. Ассоциация - это когда вы думаете о своем воспоминании и при этом видите и слышите все своими собственными глазами
и ушами так, как будто вы это переживаете вновь. Напротив, диссоциация - это когда вы смотрите на себя как будто со стороны, вы как бы
видите себя на живом экране или по телевизору. Как вы скоро узнаете, это ключевые субмодальные элементы для того, чтобы влюбиться или
разлюбить.
Ричард Бэндлер
Влюбление и разлюбление тесно связаны с ассоциациями и диссоциациями. Когда вы хотите разлюбить кого-то, вы диссоциируете, отделяете себя
от приятных воспоминаний и ассоциируете, объединяете себя с неприятными воспоминаниями. Если же вы хотите продолжать любить, то должны
сделать наоборот. Главное - не ошибиться в выборе. Если вы, допустим, собираетесь жениться или выйти замуж, то одним из правил, которое
позволяет сохранить любовь "живой", является умение взять все плохое и неприятное, что происходит между вами, оглянуться на это и
диссоциироваться от этого. А всякий раз, когда вы думаете о чем-то хорошем, что вы делаете вместе, ассоциируйтесь с этими воспоминаниями.
Ну, например. Вот вы двое женитесь, так?
- Да.
- Как ее зовут, вы знаете?
- Дженни.
- "Дженни", - неуверенно сказал он. Если вы сейчас остановитесь, я хочу, чтобы вы вспомнили 5 самых острых моментов своей жизни с Дженни. И
когда вы думаете об этих воспоминаниях, вы видите то, что вы тогда видели, вы слышите то, что слышали, составляете целиком панораму того
события, включая звуки, запахи и - если такое было - вкус. Итак, сядьте там и сделайте пять ассоциаций. Так, а вы вот сделайте наоборот.
Наверняка, у вас есть такой человек, которого вы хотели бы забыть и по которому вы хотели бы перестать страдать. Вот что вам нужно сделать:
вы выбираете 5 самых плохих моментов, связанных с этим человеком. Или лучше 8 - самое подходящее для этого число. И вы должны ассоциировать
себя с неприятными воспоминаниями. Штука в том, что вы должны прокрутить их быстро. Вы наверняка слышали о "последней капле, переполняющей
чашу". Речь идет об определенных моментах или событиях, которые повторяются через короткие сроки. Вам нужно придвинуть, приблизить к себе
это. Если вы хотите, чтобы то или иное событие казалось недавним, свежим, придвиньте его образ к себе поближе. Итак, вы удерживаете
представление вблизи и рассматриваете его, как бы проходите сквозь него 5-6 раз. Но ваш случай существует как бы в другом измерении. Если вы
по-прежнему питаете какие-то чувства к другой женщине и вы решаете: "Если я женюсь на этой женщине, то, может быть, я избавлюсь от своих
чувств к той, другой?"... и вот что вы делаете: вы, чтобы разлюбить ту, другую, которую вы хотите разлюбить, ассоциируетесь с неприятными
воспоминаниями, а чтобы полюбить эту, ассоциируетесь с приятными воспоминаниями. И вот, когда вы тщательно разбираете пункт за пунктом и
потом диссоциируете и создаете большую дистанцию в отношениях с чем и кем угодно. Всякое может происходить с кем угодно: бывает и хорошее и
плохое. Штука в том, что, когда вы думаете об этом, на вас может нахлынуть много неприятных моментов одновременно. Они приближаются к вам
все вместе. Существует такое явление, как "порог". Если вы переступили через порог, вернуться обратно очень трудно. Это похоже на то, как
если бы взяли кусок алюминиевой проволоки, наматывали, наматывали ее, и в определенный момент она бы оборвалась. Она никогда больше не будет
прямой. Дело в том, чтобы вы включаете программу "сохранения отношений" - вы продолжаете ассоциироваться с приятными воспоминаниями. Если
речь идет о том, кого вы хотите продолжать любить, вы должны диссоциироваться от неприятных воспоминаний и оттолкнуть их далеко в
пространство, т.е. вы создаете между собой и ими приличное расстояние. Буквально 25 - 30 футов.
Итак, если использовать это в качестве формулы? Вы ассоциируетесь с приятными воспоминаниями и диссоциируетесь от неприятных... Да, что?
Голос из зала:
- Люди обычно стараются помнить о других хорошее.
- Ну да, верно. Но ведь те, другие, - в прошлом. Вы хотите диссоциироваться от своих воспоминаний. Другими словами, вы хотите видеть самих
себя в хороших воспоминаниях об этих людях... и оттолкнуть эти воспоминания. Хорошо? Вы хотите ассоциироваться только с неприятными
воспоминаниями об этих людях. Если вы, например, по-прежнему влюблены в кого-то и не можете избавиться от этого чувства, вам нужно
"переступить через порог". В противном случае вам не избежать неприятностей. Ну, в общем, вы диссоциируетесь от своего последнего
переживания (опыта) и отбрасываете его. И все, что в этом человеке вас раздражает или не нравится, вы приближаете к себе, выводите на
передний план для себя, ассоциируете с воспоминаниями и быстро-быстро пропускаете это через себя раза 4-5. А теперь вперед. Это поможет вам.
Коннира Андреас
Многие люди очень удивляются, насколько простым становится процесс изменения вместе с НЛП. Некоторые из них даже говорят: "Невозможно, чтобы
это было так просто". И никогда не пытаются опробовать этот процесс на себе, потому что такая простая вещь якобы не может быть эффективной.
На самом же деле всякий раз, когда пытаетесь постичь, как что-то работает, выясняется, что очень просто. Никто не считает, что электрическую
зажигалку так просто использовать. Вместе с тем всего лишь около ста лет назад Эдисон и другие начали проводить эксперименты, чтобы
получить электрическую лампочку, а сегодня мы уже используем CD-плейеры, радио-телефоны, компьютеры и совершенно не удивляемся, когда
появляется что-то новое. Теория электричества позволяет нам все это делать. Самые простые и элегантные теории обычно лучше всего работают и
оказываются самыми эффективными. И НЛП в этом смысле не является исключением. Теперь мы предлагаем вам "попробовать" программу Ричарда
Бэндлера по "сохранению отношений" с тем, кого вы любите и кого хотите продолжать любить. Подумайте о пяти самых необычных моментах,
проведенных с этим человеком. А теперь прокрутите этот кинофильм, ассоциируйтесь с этими моментами и проживите их так, как вы это себе
представляете, с тем чтобы вы могли полностью насладиться хорошими чувствами по отношению к этому человеку. Затем подумайте о нескольких
неприятных моментах, связанных с этим человеком, и убедитесь в том, что вы смотрите на каждый из них отрешенно, диссоциировавшись от них,
как будто издалека. Прогоните через себя эти 5 моментов очень быстро, чтобы ваш мозг уловил суть. Это даст вам возможность сделать из этого
определенные выводы и в то же время чувствовать внутренний комфорт, когда вы будете вспоминать эти моменты в дальнейшем. Если же вы хотите
разлюбить кого-либо, сделайте наоборот. Ассоциируйтесь с неприятными воспоминаниями об этом человеке и диссоциируйтесь от приятных. Теперь
ваши представления о субмодальностях расширяется и вы понимаете всю их важность. Ричард Бэндлер научит вас технической стороне того, как
решать различные проблемы.
Ричард Бэндлер
Первым делом я пытаюсь внушить моим клиентам, что они должны делать всё в свою пользу. И вот вы подумайте: это должно быть вашей основной
директивой. Но все же дело не только в этом. Давайте немножко обратимся к вашей "истории". Подумайте о том, сколько вы сделали такого, что -
и вы это понимали - было глупо. И тем не менее что-то толкало вас на это. Что-то, что казалось вам важным. Ну, например, когда вас бросал
ваш парень, вы напились и собрались разогнаться на машине, чтобы сорваться со скалы: "Ну, я ему покажу". Или вы общались с людьми, которые
вам не нравились и т.д. и т.п. Ну, я вам вот что скажу. Я заметил, что такое встречается среди людей часто. И намного реже у людей
встречаются способность оставлять это в прошлом и не беспокоиться об этом. Человеческие существа замыкаются на чем-то привычном, чтобы
беспокоиться об этом. Им сложно перестать об этом беспокоиться. Это одна из многих причин, почему у людей возникают проблемы с прекращением
взаимоотношений. Например, кто-то говорит: "Я больше тебя не люблю. Ты мне не нравишься. На самом деле я даже не могу с тобой рядом
находиться. Хватит, пожалуй". Внутренний голос сказал бы: "Хорошо". Но вместо этого он говорит: "Солги, что любишь меня". Как будто он
хочет, чтобы кто-то, кто ненавидит самую вашу суть, притворялся, что он вас любит. Но что-то в его сознании, где-то в его "глупом" центре,
переключается и говорит: "Я собираюсь вести себя, как идиот, по крайней мере 3 месяца". Это так, поверьте мне. Я не раз такое наблюдал. "Ты
думаешь, ты был тупым раньше". Смотри-ка сюда. Клик, и переключатель срабатывает. Ваша глупая энергия выходит наружу, и вы начинаете
безумствовать и делать то, до чего вам в действительности нет дела. Начинаете делать то, чего вы даже не хотите делать. И вы начинаете
общаться с теми людьми, которые вам не нравятся. Потому что, в конечном счете, если вы хотите общаться с теми, кто вам не нравится, в таком
случае вы должны общаться с теми, кто не нравится вам. В этом ведь есть смысл, не так ли? В этом есть некая извращенная логика.
Для меня умение управлять своим мозгом заключается в первую очередь в умении оставлять что-то позади себя. В том, чтобы научиться не беспокоиться о том, о чем вы на самом деле не беспокоитесь. Было такое время, когда вам казалось, что важнее всего на свете обзавестись велосипедом. И некоторые из нас, быть может, не все, сейчас, возможно, беспокоятся об этом меньше. Я бы хотел, чтобы вы нашли нечто подобное. Т.е. когда вы думаете об этом, вы говорите: "Ну и что?". Я бы хотел, чтобы вы вспомнили что-нибудь из вашего прошлого, что кажется вам делом огромной важности и мешает вам в настоящем. Например, такое ее воспоминание: она хотела подойти и заговорить с людьми, которых она знает в лицо с самого детства. В общем, это не смешно. Хотя свидание, в общем-то, забавное. Ты приглашаешь куда-нибудь эту девушку, она сидит, и между вами какие-то картинки. И что происходит? Ты сидишь и думаешь, что ты заставляешь ее нервничать. Я погружусь в себя и начну говорить себе: "Что же я делаю? Она же из-за этого напряжена и нервничает". И в скором времени она перестанет обращать внимание на меня, а я на нее. В конце концов каждый заплатит за себя и мы разойдемся.
Я хочу, чтобы вы "прошли" через себя и составили описание... Я хочу, чтобы вы сделали это хорошо вам известным. Я знаю, что некоторые из
вас уже знакомы с субмодальностями и работали с ними, а некоторые - нет. Я хочу, чтобы вы определили разницу, конечно же, субъективно, как
это представляется вашему разуму, между тем, что кажется вам "крупной сделкой", может руководить вашей жизнью и, как вы полагаете, мешает
вам радоваться и веселиться. Что бы то ни было, оно портит вам весь праздник. Я не думаю, что большинство человеческих проблем на самом деле
являются проблемами. Настоящая проблема - в том, что они недостаточно радуются и веселятся. Потому что когда они радуются и веселятся
столько, сколько нужно, они просто забывают "завести" проблемы. Мы призываем вас найти что-то, что больше не имеет никакого значения.
Другими словами, вам это не подходит, вы покончили с этим. Что бы это ни было. Теперь, с другой стороны, вы должны узнать, чем именно ваше
прошлое портит вам праздник. Для начала вы хотите "пройти" сквозь себя и выяснить, в чем заключается различие. Я бы хотел начать с
расположения. Это моя любимая характеристика. Я хочу знать, находится ли картинка в другом месте. Потому что если они находятся в другом
месте, то хорошенькое дельце. А если они в не другом месте, они могут иметь другой размер, находиться на другом расстоянии. Вам также нужно
узнать и остальные параметры картинок. Не нужно себя изнурять - возьмите только основные параметры. Кинофильм ли это или слайд. Видят ли они
себя со стороны? Панорамна ли она? Например. Давайте немного повеселимся. Сделайте большую панорамную картину. Хорошо. Вы знаете, что такое
"панорамная"? Это когда нет границ. Постарайтесь увидеть то, что вы видели, чтобы это было как живое. А потом просто наклоните ее вот так.
Наклоните ее вверх, переверните ее вот так. Особенность панорамных картин заключается в том, что они оказывают сильное влияние на вашу
кинестетику. И может, у кого-то получится панорама, у кого-то нет, у кого-то она будет больше, у кого-то меньше, у кого-то она будет далеко,
у кого-то она будет черно-белой. У кого-то будет кино, у кого-то слайды. Теперь, было бы неплохо, если бы вы нашли себе партнера и
посмотрели бы на это как на нечто возможное. Соприкоснуться с чем-то из чужого сознания. Вам не надо ничего менять, вам нужно только найти
разницу. Вам нужно обращать внимание только на те параметры из вашего списка, которые различны. Если параметры совпадают, не обращайте на
них внимания. Например, если что-то находится на одинаковом расстоянии, это будет неважно. И когда вы пройдетесь по всему списку - по
большинству его элементов, - я хочу, чтоб вы взяли что-то одно, что портит вам весь праздник, и я хочу, чтобы вы изменили это до такой
степени, чтобы это перестало для вас что-либо значить. Просто измените все его субмодальные характеристики. Ну, а те из вас, кто упражнялся
в якорении, когда вы будете работать с кинестетическими характеристиками, заякорьте их - это вам в дальнейшем пригодится. Если вы об этом не
знаете, не волнуйтесь. Это не самое главное. Просто пройдите через все это и буквально возьмите то, что портит вам весь праздник, и сделайте
так, чтобы это стало вам безразлично. Хорошо? Когда они прокрутят все это, это их слегка достанет. Я не хочу, чтобы вы проделывали это много
раз. Люди обычно говорят обо всем, вдаваясь в мельчайшие подробности. Я хочу, чтобы вы просто-напросто прошлись по вашему списку и
говорили: "да" - "нет", "правый"-"левый, "большой"-"маленький". И никаких "Почему это?", "Что это?". Мне от вас не нужно, чтобы вы знали,
что все это такое. Вас должно интересовать только "где это". Все это совершенно безотносительно к своему содержательному наполнению. Хорошо?
Если вы начнете рассказывать другому человеку, что все это собой представляет, у вас уйдет на это целый день. Никакого содержания. Только
когда вы все выполните, вы можете рассказать друг другу о том, что за всем этим стоит. Хорошо? Вы поняли? Голос из зала: "Нет, я не понял."
- Хорошо, что вы не поняли?
- Я не понял, в чем состоит задание.
- Задание? Задание вот в чем. Вы должны подумать о двух вещах. Первая из них - это то, что портит вам весь праздник. Иными словами, это то,
что мешает вам проявлять активность в тех или иных ситуациях. Когда вы оказываетесь в таких ситуациях, вы начинаете думать об этих
посторонних вещах. Это что-то из вашего прошлого, какие-то воспоминания, которые препятствуют тому, чтобы вы могли действовать так, как вы
этого хотите. Я также хочу, чтобы вы подумали еще об одной вещи. Это воспоминание совсем иного рода. Это что-то, что когда-то было для вас
очень важно, а теперь совсем вам безразлично. Вас это больше совершенно не волнует. Ну, это может быть что угодно. Допустим, раньше самым
главным для вас было поиграть в баскетбол. А когда вы думаете об этом теперь, у вас даже нет на это времени. Ну, все что угодно, в общем.
Что-то, чья важность и значимость для вас претерпели изменения и дошли до той точки, в которой это уже не важно и никак не влияет на ваше
поведение. Теперь. Я хочу, чтобы вы остановились и подумали о том, что портит вам праздник, а потом остановились и подумали о том, что для
вас не важно. И вы обнаруживаете, что соответствующие картинки находятся в разных местах. Или имеют разный размер. Или имеют разное
расположение. Одна трехмерна, другая двухмерна. Одна цветная, другая черно-белая. Идя по вашему списку, вы отмечаете различия между ними.
Затем возьмите то, что портит вам праздник, и сделайте это точно таким, как то, что вас не волнует. Хорошо? Вперед!
Коннира Андреас
Итак, мы прерываемся здесь и даем вам и вашему партнеру (или только вам, если вы работаете в одиночку) 10 минут на то, чтобы попробовать
сделать это самим.
Многие процессы в НЛП рассчитаны на выполнение в паре с другим человеком. Но, конечно, возможно и индивидуальное выполнение. Но поскольку
другой человек гораздо меньше знаком с вашим внутренним опытом, это часто позволяет ему получить представление о субмодальных
характеристиках вашего опыта. Вспомните, что Ричард особенно настаивал на том, чтобы вы бы избегали рассуждений о содержании вашего опыта.
Это часто потрясает людей в НЛП. Они задают один и тот же вопрос: "Как вы можете что-то изменить во мне, ничего не зная об этом?" Всё дело в
том, что то, КАК вы думаете о своих трудностях и успехах, на самом деле гораздо важнее, чем то, ЧТО это за трудности и успехи. Это основа
НЛП. Это обеспечивает эффективность и быстроту действия методов НЛП. Ричард однажды сказал: "Пусть самым главным для вас будет вызывать
улыбку на чьем-нибудь лице каждый день, даже если вам придется самому за себя платить".
В следующей подборке Ричард научит вас, как использовать субмодальные техники, которые вы уже освоили из предыдущих отрывков, в отношениях с
другими людьми. Чтобы каждый был победителем и всегда улыбался.
Ричард Бэндлер
Я хочу, чтобы вы провели такой эксперимент. Я хочу, чтобы вы поработали со скрытым извлечением. Я хочу, чтобы вы нашли кого-нибудь, кто не
занимается в нашем семинаре. И не упоминая слова "НЛП", не используя слов типа "субмодальность" и прочей "поросячьей латыни", необходимой,
когда ты обучаешь людей... Я хочу, чтобы вы выяснили, можете ли вы извлечь что-то из кого-то в простом разговоре. (Смех в зале). Ну, вы
знаете, на самом деле это нормально, люди разговаривают между собой, садятся где-нибудь и болтают. Выберите какое-нибудь определенное
состояние, которое вы бы хотели усилить в другом человеке. И в первую очередь вы начинаете говорить ему о себе:
- В субботу вечером мне хочется веселиться. А вот в воскресенье... в моем сознании очень много такой вот субботней энергии. У тебя бывает
что-нибудь подобное? И ваш собеседник говорит: "Да". А ты говоришь: "Как ты думаешь, с чем это связано? Что такого особенного в субботнем
или пятничном вечере? Может быть, в субботу картинка больше?" И тебе отвечают: "Да". А ты их спрашиваешь: "А во сколько раз больше?" А
теперь посмотрите, можете ли вы превратить воскресный вечер в субботний для данного конкретного человека. Это понятно? Я предлагаю вам
сделать это, начав с самих себя.
Переверните кассету на другую сторону...
Сторона Б
Коннира Андреас
Как перестать просто пассивно реагировать на происходящее?
Ричард Бэндлер
НЛП - это не просто методология, но еще и определенное отношение, позиция. Самым важным здесь является то, что... У каждого из вас есть
определенная система представлений и убеждений, но вы можете сделать все, что в принципе может быть сделано. Если же вы не можете чего-то
сделать, вам не нужно об этом и беспокоиться. Потому что вы просто не сможете это сделать. Если же ваша позиция такова - "Я смогу сделать
все что угодно", тогда это всего лишь вопрос времени. Главное - определить временные рамки. Если вы работаете с частными клиентами, то чаще
всего, когда вы предлагаете им что-нибудь сделать, вы слышите в ответ какие-нибудь оправдания их собственных ограничений. Ну, например: "Я
бросаю курить, а через три недели снова начинаю". Они обычно представляют это как описание процесса, который они используют и который не
работает. Но им и в голову не приходит, что они не продолжают применение этого процесса.
Когда люди описывают вам, что они слышат какие-то голоса, например, если вы поработали с ними над изменением их убеждений, когда вы
просите их передвинуть картинку, они отвечают вам, что не могут. Они говорят вам: "Она не сдвинется с места". Это абсолютно не то же самое,
что сказать: "Я не способен передвинуть ее". Это два совершенно разных высказывания. Это вам подсказывает, что именно вам надо сделать до
конца, завершить. Потому что когда люди умственно пассивны, пассивны по отношению к своему же собственному сознанию, тогда в первую очередь
вы должны пробудить в них активность. Те из вас, кто смотрел видеозапись моей работы с Энди, страдающего перманентной шизофренией... Так
вот, что касается Энди, то он прокручивает в своем сознании такие изображения, которые мучают и терзают его. Это картинки, которые он увидел
по телевизору и которые имеют негативный заряд. Он описывал их мне. Например, слово "бедра", безотносительно к их обладательнице. Когда люди
описывают свои ментальные процессы в диссоциативной форме, они начинают описывать - происходит ли это в бизнес-консалтинге или где-либо еще,
- что они не могут контролировать какую-то часть себя. Вы улавливаете различие сразу же, в процессе самого описания. Потому что они всегда
кричат, что вот это их проблема. Они приходят и говорят: "У меня есть одна ужасная проблема". "В чем дело?" - спрашиваете вы. "Понимаете, я
начинаю пить". И потом они говорят: "Я не могу остановиться". Они могут и диссоциироваться от своей проблемы. Они говорят, что не могут
остановиться. Но потом, когда вы начинаете задавать им вопросы о том, что происходит у них внутри, они отвечают: "Ну, вы понимаете… Я говорю
себе, что я не должен этого делать, но я не прекращаю этого делать". Когда люди говорят о тех ограничениях, которые у них есть, они
произносят фразы типа: "Я не могу"; "Я знаю, что мне следует..., но...". Если вы слышите такие фразы, это для вас сигнал - вот то, что мне
нужно.
"Я не могу прекратить это". Это как раз та точка, где должен подключиться ваш слух, чтобы вы определили, что находится под контролем, а что
- вне контроля. То, что я тут написал, взято из так называемой теории принятия решений. Эта область была разработана НЛП и разбита на
отдельные составляющие. В каждой среде существуют какие-то константы и какие-то переменные. Есть определенный набор переменных - социальных
переменных. Например, большинство здесь присутствующих англоязычны, и ваша "англоязычность" находит отражение в ваших мыслительных
процессах. В немецком языке, например, возможность выражается совсем иначе. Они не могут сказать: "Эй! Чем бы ты хотел сегодня заняться?"
Они спросят: "Что ты должен сегодня сделать?" Я столкнулся с этим, когда мою книгу переводили на немецкий. Ко мне все время обращались за
советом, потому что одна мысль о том, как в английском языке выражается возможность, сводила немецких переводчиков с ума. Они просто не
понимали, как переводить такие вещи. Это было им совершенно недоступно.
Помимо этого существует еще и набор индивидуальных переменных - переменных, присущих отдельно взятому человеку. Индивидуальные переменные - это то, что усвоили конкретно вы как носитель английского языка. Кто-то вырос в Нью-Джерси, кто-то в Лонг-Айленде, а кто-то на самом юге страны. Кроме того, важно, в какой семье вы выросли. Вы усвоили такие вещи, как ценности, убеждения и умения. Всё это ограничения, накладываемые средой. Для Энди частью этой среды был его внутренний диалог и его внутренние образы. Они отнюдь не были чем-то индивидуальным, присущим лично ему. Они были частью среды. Его внутренний голос или его внутренние картинки не были чем-то принадлежавшим персонально ему. Они были частью среды. Очень часто люди делают свои убеждения частью среды. Вот почему, когда я начинаю работать с людьми над изменением их убеждений, они все время спрашивают меня о чем-то, а я им отвечаю: "Это не так уж и сложно". В конце концов я что-то вкладываю в ваш мозг, чтобы изменить вас. Если вы хотите изменить свои убеждения, вы выясняете, что они собой представляют, а чего они собой не представляют, и в конце концов вы их меняете. Когда я делаю это на семинарах, люди говорят: "Вы что, можете изменить убеждения, вот прямо вот так?!" Это так сильно потрясает людей потому, что их убеждения являются частью среды. Они верят во что-то, и это процесс непрерывный, который вы должны постоянно поддерживать. И, поскольку этот процесс не воспринимается как активный, люди говорят: "Это не то". А если вы спросите их о том, что случится, если они изменят свои убеждения, то они ответят: "Если мы изменим убеждения, мы не будем знать, во что нам верить. Так и с ума можно сойти". Это одно из самых неудачных логических заключений, которые я когда-либо слышал. Я хочу сказать, что это одно из худших оправданий, которые я когда-либо слышал. Оправданий того, что ты не изменяешь свои убеждения. Зато некоторые терапевты отлично этим пользуются: "Да! Ты узнаешь, во что верить. Ты прав!" Это обоснованная, но в корне неверная логика, которая, по сути, представляет собой логическую ошибку. Это необоснованный и неверный аргумент. Но если у вас правильная интонация, то такая логика может пройти. Так вот в чем тут дело. Если вы остановитесь и подумаете о том, можете ли вы изменить свои убеждения, то вы сможете выбрать такие убеждения, которых у вас раньше не было, и оставить их себе, присвоить их.
Коннира Андреас
За пятнадцать лет своего существования НЛП стало широкой и обширной областью знаний. Субмодальности, являющиеся важным и мощным средством
изменения, - это лишь один из тех новых путей, которые открыло НЛП. Помимо этого существует также якорение, позволяющее нам испытывать,
когда мы этого хотим, те чувства, которые активизируют наши творческие ресурсы и изобретательность; рефрейминг, открывающий новые
возможности в сфере поведения и чувств, стратегии, языковые паттерны и многое другое. В следующем отрывке одна женщина обращается к Ричарду
за помощью в разрешении ее проблем с чтением. Ричард говорит ей, что ее проблема заключается в том, что она ограничивает пределы своего
понимания, и дает ей и нам ответ, представляющий собой метафорическое решение проблемы.
Женщина: У меня проблемы с чтением и...
Р. Бэндлер: Какие проблемы?
Женщина: Я могу читать какой-нибудь фантастический роман, потому что при этом у меня в голове возникают картины происходящего.
Р. Бэндлер: И?
Женщина: Дело в том, что я хочу получить степень, но при этом совершенно не могу воспринимать никакие отвлеченные, теоретические вещи,
потому что, когда я читаю научную литературу, я просто-напросто засыпаю, ну, или что-нибудь еще в этом роде.
Р. Бэндлер: Когда вы читаете научную или документальную литературу, у вас в голове не возникает никаких картинок? Например, когда вы читаете
химию, вы не представляете себе молекулы? Эйнштейн, к примеру, всегда представлял себе, как он катается верхом на световых лучах. Что с вами
при этом происходит?
Женщина: Я очень устаю, и слова начинают спрыгивать со страницы, вместо того чтобы оставаться на своих местах.
Р. Бэндлер: Ага. Что вы имеете в виду - "слова начинают спрыгивать со страницы"?
Женщина: Они не остаются на своей строке.
Р. Бэндлер: Вам удается прочитать больше одной страницы?
Женщина: Иногда, если особенно повезет, мне удается прочесть страницы полторы. Недавно я читала несколько книг, полутеоретических,
полуописательных, и мне удавалось прочесть за один присест где-то полглавы.
Р. Бэндлер: Это очень даже хорошо.
Женщина: Но это только такие книги, которые вызывают в голове какие-то картинки.
Р. Бэндлер: А какие книги не вызывают в голове никаких картинок?
Женщина: Я даже не знаю. Наверное, те, которые являются плодом чьей-нибудь фантазии.
Р. Бэндлер: Вообще-то, всё, чему учат в школе, является плодом чьей-нибудь фантазии. А какая часть школьной программы не связана с чьими-то
фантазиями, как по-вашему? Вот что мне хотелось бы знать. Я, например, учился в колледже...
Женщина: В этом-то и заключается моя проблема. Если бы я знала, что всё это не является чьими-то фантазиями, я бы воспринимала это всерьез.
Р. Бэндлер: Читаешь, например, в колледже какую-нибудь книжку, а там написано: "Представьте себе молекулу ДНК". А потом что они говорят? Они
говорят: "Чтобы понять бесконечные сложности, связанные с молекулами ДНК..."
Женщина: И у вас при этом возникают какие-нибудь картинки?
Р. Бэндлер: Я жду, пока авторы книги скажут мне что-то, вызывающее в моем сознании картинки.
Женщина: А моя проблема как раз в том и состоит, что мне всё это ни о чем не говорит.
Р. Бэндлер: Да нет же, говорит. Вы просто смотрите в зеркало и представляете спираль - молекулу ДНК. Для начала нужно посмотреть на
картинку, которая дается в самой книге, - на иллюстрацию, чтобы узнать, как она выглядит. К примеру, у многих людей есть проблемы с
математикой. Сначала вас пичкают всякой бессмыслицей, а потом дают вам уравнения, где обе части равны друг другу. Люди смотрят на эти
уравнения и чувствуют, что это им просто не под силу. Они просто не могут понять, что эти две части равны. А когда люди смотрят на формулы,
им становится плохо. Они их не понимают потому, что, когда им рассказывали про это в школе, им делалось не по себе. Это обычное якорение.
Поэтому задача состоит в том, чтобы создать себе противоположный якорь. Если вы, к примеру, будете смотреть на каждую книгу... Я хочу, чтобы
вы перестали... Выберите какую-нибудь книгу, которую вы считаете научной или документальной и которую вы уже однажды пытались прочитать.
Женщина: У меня тут их целая полка. Я даже не знаю, какую взять.
Р. Бэндлер: Нужна только одна.
Женщина: Хорошо.
Р. Бэндлер: Выберите всего одну, которую вы уже один раз открывали. Как она называется?
Женщина: Это "Анатомия и физиология" Торторера [?].
Р. Бэндлер: Да тут одни сплошные картинки. О чем вы говорите?
Женщина: Да нет же, всего одна крохотная картинка на каждой странице.
Р. Бэндлер: Но тут же сплошные описания картинок.
Женщина: Да, но эти описания абсолютно бессмысленны.
Р. Бэндлер: А на эти картинки в книге вы обратили внимание? На иллюстрации?
Женщина: Я не люблю иллюстраций. Они мне тоже ни о чем не говорят.
Р. Бэндлер: Почему? Вы просто читаете слова, а потом действуете?
Женщина: Нет. Как я уже сказала, я чувствую утомление. Мне кажется, что все написанное совершенно между собой не связано. Я препарировала
трупы и примерно представляю, как там все устроено, но с анатомией у меня до сих пор нелады.
Р. Бэндлер: Ясно. Но если вы будете воспринимать книгу по анатомии как своего рода путешествие по чьему-то сознанию... Вы представляете себе
анатомию определенным образом. Но подумайте: перед вами конкретный человек. Его уже даже нет в живых. И вот он сидит...
Женщина : Я себе живо представила, как он изучает внутренности трупа.
Р. Бэндлер: Да, вы правы. Но представьте себе, как этот человек осматривает трупы в каком-нибудь лондонском подвале. Он рассматривает
внутренности трупа и пытается идентифицировать каждую мелкую деталь, которую он видит. Таким образом его разум постигает тело. Всякий раз,
когда вы читаете что-либо о строении человеческого тела или об определенного рода работе над этим телом, вы должны прежде всего понять, что
полетом вашей фантазии может стать путешествие по сознанию другого человека. Вам нужно понять всё не по-своему, а так, как это понимал он. И
это может оказаться гораздо сложнее. Когда вы читаете слова, вы буквально оказываетесь в парке с аттракционами: вы буквально берете слова и,
вместо того чтобы пытаться их понять, буквально льетесь, струитесь вместе с ними. И всякий раз, когда их поток прерывается какой-нибудь
картинкой, вы переходите к этой картинке. Просто отнеситесь к этому как к прогулке. Прогулке по чьему-то миропониманию. Люди, посещающие мои
семинары, задают мне много вопросов. Очень часто я знаю то, чего они не знают. А они всегда говорят, что пытаются что-то понять. Но на
самом деле они делают нечто совсем иное. Они хотят, чтобы я сказал им что-то, что соответствовало бы их пониманию. А если я скажу им что-то
другое и правильное, они ответят: "Да, верно". Но при этом они не поймут того, что я им сказал, потому что они не изменили свои
представления до такой степени, чтобы они соответствовали моим представлениям. Когда я читаю какую-нибудь книгу, например, когда я впервые
читал Эйнштейна... С моей точки зрения, это одна из самых "приключенческих" книг, которую я когда-либо читал. Потому что я проделал все, о
чем он пишет в этой книге. Вот что он предлагает сделать: "Если вы остановитесь и посмотрите на строение, на анатомию данной конкретной
вещи..." Я пока не знаю, что означает имя этой вещи. Поэтому я должен остановиться и выяснить это. А потом я должен представить себе
соответствующую картинку. Этот парень написал книгу о трупах. И вы должны встроить в свое сознание воображаемый труп. Даже если перед вами
книга по анатомии, она все равно вызывает те или иные картинки. Что касается меня, то я беру книгу по анатомии, выставляю свой массажный
стол из комнаты. Потом сажусь, открываю книгу по анатомии. Так же я поступаю и с научной фантастикой. Чтобы не упустить нить того, о чем
пишет автор. Потому что, как это ни странно, то, чем занимался этот парень, для него было увлекательным приключением. Иначе бы он этого
просто не написал. Но если вы попытаетесь вписать это в ваш собственный мир, вы не сможете пережить столь же увлекательного путешествия.
Потому что вы не будете чувствовать себя скучным стариком, сидящим в каком-нибудь лондонском подвале, каким-нибудь оксфордским ученым. Если
же вы попытаетесь прочесть это как научно-фантастический роман, где главный герой будет именно таков, тогда вы сможете проникнуться этим.
Человек, который на какой-нибудь затерянной в космосе планете занимается исследованием того, как можно использовать свой разум и свои
интеллектуальные силы для преодоления тех или иных препятствий - тогда вы этим проникнетесь. Просто вы говорите себе: "Это не вписывается в
мой мир". Но вот что я вам скажу: "Тот мир так же далек от научной фантастики, как попадание на другую планету - от переобувания". Этот
парень сидит в каком-то подвале и кромсает там трупы, или он получает наслаждение при виде того, как шевелятся маленькие мышцы или еще
что-нибудь. Можете читать это таким образом. И воспринимать это таким образом. Если всякий раз вы будете останавливаться и задавать себе
вопрос: "Что за историю я читаю?" - вы будете переживать настоящее приключение и вы сможете читать все что угодно. Потому что каждая книга
написана конкретным человеком, который на какое-то время отправляется в увлекательнейшее путешествие. Даже если этот человек пишет книгу по
анатомии в девятьсот страниц. Как он это делал? Он это делал в состоянии глубочайшего транса в самом что ни на есть фантастическом значении
этого слова. Вы можете смотреть на это... Когда вы читаете научную фантастику, у вас есть персонаж, с которым вы можете себя отождествить.
Когда же вы читаете научную литературу, отождествляйте себя с человеком, который пишет эту книгу. Воспринимайте это не как его слова,
адресованные вам, а как ваши собственные слова.
Коннира Андреас
Очень часто люди не получают того, что они хотят в жизни, просто потому, что они не решаются что-то сделать из-за своих колебаний. Ричард
обучает своей трехступенчатой ментальной программе перехода от колебаний к этапу "считай, что это сделано". Это несколько более сложный и
длительный процесс, чем будет представлено далее. Мы приводим следующий отрывок для того, чтобы вы могли почувствовать глубину и системность
обучения, предлагаемого Ричардом, а также получить некоторое представление о специфике речи Ричарда, - для тех, кто действительно хочет
использовать свой мозг для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Ричард Бэндлер
Я обнаружил, что нетерпение может идти людям на пользу. В людях слишком много ожидания. Само по себе ожидание... Мне лично совершенно
непонятно, зачем они все ждут. Но я думаю, что это естественная реакция и что мы учимся ждать еще в детстве: ждать завтрака, обеда, ужина,
ждать каких-то людей, ждать в очереди. А еще, в детстве особенно, очень долго ждешь взрослых. Они говорят тебе, чтобы ты собрался, потому
что сейчас вы куда-то пойдете. Ты надеваешь пальто, ты уже совершенно готов, но тут они садятся и начинают с кем-нибудь разговаривать. А
ведь дети прожили совсем еще немного. Вспомните себя детьми: месяц казался тогда вечностью. А сейчас один месяц пролетает за другим. Когда
тебе пять лет и тебе приходится ждать десять минут, пока мама ловким движением руки завершит свой макияж, это кажется вечностью. Вас
приучили к тому, что вы должны ждать. И ждать, и ждать. А когда вы вырастаете, эти заложенные в вас программы ожидания действуют уже
автоматически. Остановитесь на минуту и подумайте о том, что вы уже сделали и что вы можете сделать. А теперь подумайте о том, что вам бы
действительно хотелось сделать, и, когда вы думаете об этом, ваше сердце начинает бешено колотиться. Я много раз слышал от разных людей об
их "главных" проблемах. Но, на мой взгляд, главная проблема людей заключается в том, что они колеблются. Мое отношение к этому таково: тот,
кто колеблется, ждет. Одно дело - прыгнуть с закрытыми глазами и упасть в ров. И совсем другое дело - подойти поближе и посмотреть, а есть
ли там вообще этот ров. Люди даже не подозревают о том, что они всегда всё повторяют, то есть они делают всё по второму разу. Что-нибудь
типа: "Если бы я знал, что это человек чувствовал это, я бы поступил так..." - вместо того, чтобы... Дело в том, что многие люди всегда
пытаются получить "внешнюю" информацию о том, как им взаимодействовать с остальными. Но саму эту информацию о внешних вещих они пытаются
извлечь изнутри - из самих себя. [Смех в аудитории.] Я серьезно. Именно так они и поступают.
Чтобы понять, что думает кто-то другой, они отправляются внутрь себя самих. Но у меня есть для вас сюрприз: там нет того, что вы ищете. А ведь можно сделать элементарную вещь - просто спросить. Но люди думают: "А что если меня пошлют?" Вы можете просто выработать такую стратегию - воспринимать жизнь как "шведский стол", причем не простой "шведский стол", а "шведский стол" для гурманов: если вы что-то пробуете и вам это не нравится, вы просто пробуете что-нибудь другое. Если ваша стратегия состоит в том, чтобы понять, как построить энтузиазм и подлинное желание и готовность что-то сделать, имейте в виду, что многим людям помогает что-то сделать то, что они делают это не впервые. Потому что когда вам нужно просто пересечь комнату и пригласить на танец человека, которого вы абсолютно не знаете, - некоторых это ужасно пугает. Поэтому обычно люди долго колеблются и борются с самими собой. Потому что для них это равносильно тому, чтобы встать на край пропасти. Но ведь есть еще и такой вариант: остановиться и подумать о чем-то в прошедшем времени. Это значит взять какой-то новый для вас поступок, который вы хотите совершить, и сказать себе, что вы делаете это во второй раз. Но здесь есть еще кое-что. Вам когда-либо приходилось сталкиваться с тем, что должно произойти неизбежно? ["Да".] Разве не было бы здорово, если бы вы оказывались в таком состоянии всякий раз, когда чего-нибудь хотели? Но многие думают, что если что-то неизбежно, то это обязательно должно быть что-нибудь неприятное. Когда ты останавливаешься и думаешь о чем-то... Если я, например, останавливаюсь, погружаюсь в себя и нахожу там что-то в прошедшем времени, это значит, что я неизбежно смогу сделать что-то новое. Может быть, для вас это звучит немного странно. Но на самом деле сейчас мы с вами будем говорить о явлении, которое называется "сцепление". Если вам нужно, чтобы что-то стало для вас легко, чтобы вы хорошо что-то сделали, вы берете это "что-то", для начала ставите его в прошедшее время, а затем делаете его неизбежным. Таким образом вы переносите его из прошлого в будущее, и при этом оно кажется вам чем-то уже старым. Не в том смысле, что это вас утомляет, а в смысле, что все неизбежно будет так, как вы этого хотите. И если вы еще добавите к этому элемент ожидания, смешанного с подлинным желанием и готовностью, то вы сможете развить в своем отношении к этому нечто, позволяющее вам внутренне похрапывать.
Дело в том, что многие люди нередко оказываются в состоянии фрустрации. И когда я прошу их что-нибудь сделать, они выдают примерно следующее: "Я не могу сдвинуть картинку с места". Кто-то мне сегодня сказал: "Я не могу передвинуть картину, потому что она панорамна". Что? Ты не можешь передвинуть панорамную картину? Извини, но в таком случае тебе придется остаться там, где ты сейчас есть. Когда я слышу от кого-нибудь "не могу", я воспринимаю это так, как будто у этого человека что-то уже есть. С этого я и начинаю. Другими словами, я знаю, что это нечто уже сделано. Вы наверняка не раз говорили кому-нибудь: "Мне нужно что-то, от чего я мог бы оттолкнуться", - а они вам на это отвечали: "Считай, что это уже сделано". Я убедился, что из людей, которые так говорят, получаются хорошие подчиненные. Они делают всё в своем сознании - и вот, всё уже сделано. Но было бы неплохо, если бы они делали это не только в своем сознании. [Смех в аудитории.] У меня самого было много таких подчиненных. И мне они больше не нужны. "Всё сделано, смотри-ка". Нет, нет, нет, нет. Мы вас вовсе не к этому призываем. Что значит "это сделано"? Это значит, что вы ставите в прошедшее время то, что вы собираетесь сделать. Но это не значит, что тем самым вы это и завершаете. Я хочу, чтобы вы могли построить цепочку, используя субмодальности. А это немного другое. Когда вы используете субмодальности для того, чтобы осуществить сцепление, у вас немного больше времени уходит на извлечение. А инсталлирование при этом проходит более ровно и гладко. Когда нечто оказывается в прошедшем времени - упс! это сделано! - это похоже на стратегию постгипнотического внушения, которую использовал Роберт, чтобы вновь найти свою машину. Итак, он прибывает в аэропорт, выходит из своей машины. Он оборачивается и ищет глазами свою машину. А потом он видит то, что он увидел бы в том случае, если бы он отошел от своей машины, а потом снова к ней возвращался. Итак, он говорит: "Отлично, я могу ее найти". Если бы, когда он выходил из аэропорта, к нему подошел бы кто-то проходящий мимо и спросил: "Ты знаешь, где твоя машина?" - он бы ответил: "Да, я знаю, где она. Считай, что это сделано. Я уже там". Кто-нибудь, быть может, скептически посмотрел бы на него и спросил: "Ты там?" Но суть-то в том, что он может проделать путь от того места, где он мысленно находится, до того места, где находится его машина. Это что касается следующего элемента - способности пропустить что-то через себя таким образом, чтобы это "что-то" было уже сделано. Одно дело - видеть самого себя идущим по комнате, с дрожащими коленями, а потом услышать свой собственный дрожащий голос, которым ты обращаешься к своей даме [с ужасом]: "Потанцуем?" Я не считаю, что это можно считать сделанным. Это нужно считать несделанным. Потому что вы сами не видите, чтобы вы были хотели это сделать и были готовы это сделать. Когда вы представляете себе субмодальные параметры какой-либо ситуации, где вы видите, что это можно считать сделанным, для вас это реальная действительность, факт. От этого вы переходите к - что там у нас второе в списке? Неизбежное. Верно. Неизбежно, что, когда вы садитесь в самолет, то вам придется найти свою машину, когда вы выйдете из самолета. В жизни существуют определенные вещи, которые являются неизбежными. Неизбежность в хорошем смысле слова - это когда вы видите кого-то и знаете, что вы неизбежно с ним поговорите и вы неизбежно будете хотеть с ним поговорить. Моя установка такова: "Зачем ждать?" Когда вы чувствуете, что время действовать, - значит, это нужный и верный момент. А ждать не надо. [Пишет на доске:] "Сейчас самое время". Чтобы выстроить цепочку, я всегда исхожу из того, что "неизбежное" - это то же самое, что "желание и готовность". Это значит, что вы этого хотите так сильно, что единственное, что вам нужно, - это действовать. Я хочу, чтобы вы сейчас смогли пройти через себя и извлечь оттуда ответ на вопрос: "Как так получается, что нечто уже сделано?" Считай, что это уже сделано. Ведь в то же время это еще не произошло. Этого пока еще не случилось. Но если кто-то так говорит, это нечто неизбежно произойдет именно так. Если люди делают это на субмодальном уровне, они сдерживают свое слово. Но есть и такие люди, которым названных мной элементов не хватает, правда, не всегда. Например, когда речь идет о том, чтобы просто сходить на кухню и что-то оттуда принести. Найтите сами какой-нибудь необычный, изящный пример. А еще я хочу, чтобы вы выяснили, что объединяет все эти элементы в единое целое, в единую цепочку. Здесь мы не будем искать сходств. На сей раз мы хотим знать, с чего мы должны начать и что мы должны получить. Вот здесь. Начнем мы с колебаний. Затем мы перейдем от колебаний к этапу "считай, что это сделано". И вот здесь вы обнаружите пробел. Обычно, когда вы делаете сцепление, вы ищете более плавные переходы. Но в данном случае мы сделаем так, чтобы люди определили, что им нужно в жизни сделать и что вызывает у них колебания и нерешительность. Например, устройство на работу. Или что-нибудь еще. Это отличное упражнение для ваших родственников, когда они вас спрашивают: "А что такое НЛП?" Когда этих родственников много, все они остались без работы и ошиваются у меня дома. Когда они спрашивают меня: "Зачем ты проводишь тренинги и семинары?" - я им отвечаю: "Садитесь поудобней. Сейчас я вам всё покажу". И тогда уж точно неизбежно, что им самое время исчезнуть.
На сей раз мне от вас нужно, чтобы вы нашли различия, потому что если раньше мы пытались что-то построить, создать, то сейчас я хочу,
чтобы вы к тому же еще и заякорили каждое состояние. Потому что здесь нам с вами нужно увидеть ряд очень быстрых изменений. Когда вы
выясните, что что-то уже сделано, я хочу, чтобы вы вернулись к этапу колебаний, когда кто-то говорит: "Считай, что это уже сделано". Там вы
можете обнаружить различия. Я хочу, чтобы вы извлекли все эти различия и сделали так, чтобы они утратили свою важность. На сей раз
извлечение будет происходить так. Как только вы обнаруживаете какое-нибудь различие, говорите себе: "Я знаю. Считай, что это уже сделано".
Это здесь, а это здесь. На сей раз вы возьмете то, что уже сделано, передвинете это сюда и выясните, остается ли оно сделанным. Если нет,
передвигаете это назад. Потому что различие может касаться размера образа. Но это может стать неважным. Вы берете то, что уже сделано, и
придаете ему тот же размер, что имели колебания, до тех пор, пока это не будет вот здесь. Это сделано. Таким образом вы ищете и находите
принципиально важные субмодальности. Тогда вместо того, чтобы изменять семь или восемь звеньев цепи, вам нужно будет изменить только одно -
вот это. Всё остальное, как правило, выравнивается автоматически. Это специальный принцип отбора, позволяющий вам начать рационализировать и
упрощать то, что вам нужно изменить. Вместо того, чтобы изменять всё подряд, вам просто нужно найти "большие куски". В данном случае
"большим куском" для вас будет различие между колебаниями и уже сделанным, между уже сделанным и неизбежным. Вы находите примеры чего-нибудь
неизбежного: люди знают, что это произойдет, и они хотят, чтобы это произошло. И пример того, когда люди говорят себе: "Сейчас самое время",
- когда они больше не намерены ждать. В вашей жизни бывали подобные случаи. Что бы это ни было, найдите их. Простое нажатие кнопки,
осуществляющее переход от планирования к совершению действия. К примеру: запираешь дверь в своем офисе, оборачиваешься и смотришь на своих
клиентов. Они начинают жаться по углам. А ты злобно хихикаешь: "Ну что? Идите ко мне, те, кто хочет остаться прежним".
Разобравшись с различиями, вы возвращаетесь к содержанию их колебаний. И, не меняя содержания колебаний, последовательно и быстро пройдите
все остальные этапы. Это поможет вам заякорить каждое из состояний. Выберите себе хорошие якоря. Не забудьте о голосовом якорении. Когда вы
говорите о колебаниях, выражайте свои колебания [произносит это слово "раскачивающимся", неуверенным голосом] голосом. А когда вы говорите,
что что-то уже сделано, произносите это быстро и резко. Так вы сможете извлекать нужное вам состояние. Я хочу, чтобы вы не меняли содержание
колебаний - примите его за константу. Затем вы изменяете только принципиально важную субмодальность. Скажите, чтобы они делали это быстро и
каждый раз делали якорение. Потому что когда вы совершаете то, чего хотели, содержание этого меняется. А потом вернитесь в начало и сделайте
это быстрее, потом снова вернитесь в начало и сделайте это еще быстрее, пока не начнете делать это молниеносно. Таким образом, у нас
получается один, два, три... четыре изменения субмодальностей и четыре якоря. Здесь вам всё ясно и понятно? Да? Тогда давайте делать это.
Считайте, что это уже сделано. Найдите себе нового партнера. "Колебания", "считай, что это уже сделано", "неизбежно", "желание и готовность"
и "сейчас самое время".
Работая с людьми, я понял, что человек должен создать атмосферу доверия, в которой он ведет себя более естественно и в которой ему больше всего удается сделать, в своей же собственной семье. У меня у самого были с этим большие проблемы, потому что мне казалось: "Ты хочешь, чтобы человек мог что-то сделать в своей жизни, а не у тебя в офисе". И, что особенно важно, не с той группой, в которой он оказывается на моих семинарах, потому что ты ведь не хочешь, чтобы у этих людей устанавливались с их одногруппниками, которых они впервые видят, более теплые и близкие отношения, чем с их родными и близкими. Близкие отношения должны быть с женой, а не с психиатром. Вместе с тем долгое время люди привязывались к своему психиатру, потому что психиатры всегда говорили: "Все эти методики просто замечательны, но разве это является подлинной сутью терапии, ее главной жилой, самым важным с в ней?" Отношения, которые устанавливались между терапевтом и его клиентом, были доверительнее, чем какие-либо другие. И тогда я сказал себе: "Ну уж нет". Но долгое время психоаналитики и психиатры вообще считали, что необходимо установить как можно более доверительные отношения с клиентом. Для меня же важно собрать информацию, а не завязать полюбовные отношения. Я хочу, чтобы мои клиенты уходили с мыслью о том, что теперь они стабильны, а не с желанием вернуться. Мне нравится такой вариант. "Позвонить Ричарду? или я сам справлюсь?" Я предпочитаю, чтобы они справлялись сами.
Коннира Андреас
Мы надеемся, что время, проведенное с Ричардом Бэндлером, доставило вам истинное удовольствие. Последние двенадцать лет нашей со Стивеном
профессиональной жизни были посвящены открытию и внедрению способов, как полнее реализовать человеческую природу и сделать так, чтобы этот
мир стал лучше для каждого из нас. Мы пришли в НЛП, уже будучи знакомы с большинством систем и методик, предложенных людьми в качестве
средства самоизменения. Но ни одна из них не сравнится с НЛП. Методы изменения, предлагаемые НЛП, удивительно надежны и действуют невероятно
быстро. Более того, им можно обучить в сравнительно короткие сроки. И, что самое главное, НЛП дает модель или карту того, куда идти и что
попытаться сделать, даже в тех случаях, когда традиционные методы "не работают".
Есть одна старая история про бойлерную систему одного огромного парохода. Эта система была неисправна. Владелец парохода за очень большие деньги нанял серьезных консультантов, которые в течение многих недель изучали чертежи и схемы этой системы, теоретизировали по поводу ее истории и привели владельцу парохода множество причин, почему она не работает. В конце концов он попросил одного изготовителя котлов прийти и осмотреть бойлерную систему. Выслушав инженера, описавшего ему проблему, и задав ему несколько вопросов, изготовитель котлов направился в бойлерную. Несколько минут он смотрел на хитросплетение труб, похожее на лабиринт, прислушивался к глухому шуму котла и шипению выходящего из него пара, а потом потрогал некоторые трубы руками. Он что-то тихо пробормотал себе под нос, достал небольшой молоточек и один раз слегка ударил им по ярко-красному клапану. И в одно мгновение вся эта огромная система начала работать просто безупречно. Изготовитель котлов отправился домой. Когда владелец парохода получил счет на триста долларов, он долго возмущался - ведь изготовитель котлов провел в машинном отделении всего пятнадцать минут - и попросил того составить подробный счет. Вот что прислал ему изготовитель котлов: "За удар молотком - 50 центов. За то, что знал, куда ударить, - 299.50 долларов".
НЛП обладает мягкой и невероятно большой силой, позволяющей ему наносить по человеческой жизни легкие удары [возможно, здесь игра слов: tap - "слегка ударить" и tap (one's creativity etc.) - "извлекать, высвобождать, начинать использовать" (творческие способности и т.д.)] так, чтобы это влекло за собой определенные изменения и расширяло человеческие возможности. Мы надеемся, что, прослушав эту кассету, вы осознали, сколь велики предлагающиеся вам возможности, - чтобы иметь власть над собственными мыслями и чувствами, чтобы самому руководить собственным опытом и, соответственно, ходом собственной жизни. Неоднократное прослушивание этой кассеты и применение каждого процесса к некоторым сферам вашей жизни, которые вы хотите изменить, способствует тому, что вы сможете сложить те новые знания и новые альтернативы, которые у вас есть, в некую общую картину. Счастливого вам пути - бон вояж, - каким бы этот путь ни был.