Возрождение астрономии

15-16 век астрономии 
Коперник !
Длинный ряд непонятностей 
Церковь и Галилей

Новый уровень развития астрономии связан с именем Улугбека.
Мухаммед Тарагай Улугбек - внук грозного Тимура - стал правителем Самарканда и Мавераннахра. Улугбек построил великолепную обсерваторию и на основе более точных измерений (40-метровый квадрант и др.) подготовил к 1437 году новый каталог 1018 звезд "Новые астрономические таблицы". Каталог звезд включал основы астрономии, летоисчисления и астрологии.

Античные и арабские достижения открылись Европе после падения Византии и исхода из ЦарьГрада ученой и мастеровитой элиты. Это 1453 год. К этому периоду относятся рукописные переводы Альмагеста с арабского на латынь. При переводе в каталог вносились более точные данные Улугбека и общие поправки для приведения каталога к современным координатам.

Первое печатное издание Альмагеста относится к 1537 году и оно отмечено тем, что узаконило ошибки в переводе каталога. На арабских рукописях фигуры исполнены в арабском стиле и арабской одежде, поэтому при переводе желали их трансформировать на европейский лад. А вот для печатного издания предпочли отметить античный стиль и - поддавшись соблазну - воспользовались оттисками звездных карт Альбрехта Дюрера, внеся необходимые изменения в текст комментариев. Поэтому Персей смотрит в другую сторону, а Пегас и Геркулес бродят по небу кверх ногами. Дюрер изобразил их полагаясь на свой художественный вкус и книжную ориентацию, а не глядя на небо. Так оно и осталось до сих пор. (Существенных подмен-замен в древней карте звездного неба значительно больше).

В Европе возродителями астрономии стали Георг Пурбах и Региомонтан (Иоганн Мюллер). Австриец Пурбах написал в трактат "Новая теория планет" о теориях Аристотеля и Птолемея. Региомонтан продолжает труд своего учителя: дополняет и публикует его труд в 1472 году, основывывает Нюрнбергскую обсерваторию, публикует в 1474 году астрономические таблицы - ими пользовались Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели.
 

Прометей новой эпохи

В 1543 году в 70 лет на смертном одре видный польский католический чиновник, медик по образованию, Николай Коперник подписывает свою революционную книгу "Об обращениях небесных кругов".

"De revolutionibns orbium coelestium".
Для переволия орбит целостных.

Здесь Коперник объясняет видимые движения небесных светил самовращением Земли и обращением всех планет вокруг Солнца.

Книга готовилась в глубокой тайне, Коперник ни с кем не делился своими планами научной революции, из инструментов использовался только еловый трикветрум - Птолемеевы палочки для определения суточного углового смещения планет. Не сохранилось никаких писем к ученым о новой модели, нет дневниковых записей, нет прижизненных портретов, не сохранилась вроде бы написанная со слов Коперника его биография. И это понятно: Коперник осознанно следовал духу Пифагора (не делиться истиной с обывателями) и в общем-то даже не собирался публиковать свой труд.

Коперник взял за основу модель Птолемея и ее числовые данные, но рассмотрев иные античные взгляды (Пифагор, Гераклид, Платон...) ядром модели сделал положение Аристарха Самосского о центральном положении Солнца. И изменив ядро постепенно получил несколько более простую модель рассчета движения планет.

Впрочем "Песчинки" Архимеда, в которых представлены взгляды Аристарха, были переведены с арабского на латынь только в 1543 году. Поэтому - более вероятно - что Коперник оперся на Пифагорово учение о вращении небесных сфер и планет вокруг центрального Огня. При этом отождествил этот Огонь с Солнцем.

В следствие разных положений и разных скоростей планет, а также исходя из Земной точки наблюдения движение планет выглядит с Земли замысловатым: планеты ускоряются-замедляются-останавливаются, меняют направление движения, описывают в небе петли разной величины. Это и было отражено в модели эпициклов (орбит), дополняемой эксцентриками-деферентами (разностными кружениями) и эквантами (выравниваниями).

Коперник сохранил в своей модели ключевые эпициклы Птолемея и деференты Гиппарха, так как реальное движение планет отлично от равномерно-кругового движения. Но зато избавился от эквантов. Вселенная Коперника стала шарообразной, планеты движутся вокруг Солнца равномерно по своим кругам. Солнце - прекрасный светоч, оплодотворяющий Землю - восседает на царском престоле, управляя вращением других светил. Вот она совершенная гармония.

В модели Птолемея движение светил описывается 40 кругами с рядом эквантов каждый. В модели Коперника остается 34 круга (эпициклов и деферентов): Меркурий движется при помощи 7 кругов, Венера - 5, Земля - 3, Луна - 4, Марс-Юпитер-Сатурн - при помощи 5 кругов каждый. Модель Коперника заметно проще, но выигрыш в точности небольшой (более того: теория Птолемея описывает движение планет точнее чем теория Коперника - на что указал еще Тихо Браге).

Книга Коперника написана подобно Альмагесту: теория, каталог звезд (это по сути Птолемеев каталог с формальным координатным сдвигом). По сути книга Коперника является сильным творческим переводом рукописи Альмагеста.

В предисловии Коперник указывает, что это всего лишь модель для упрощения расчетов. Позднее, со слов Кеплера, решили считать, что предисловие отредактировано-написано перед печатью некиим неподписавшимся лютеранином Осиандром.
 

Непонятности

В истории Коперника много неясностей. Внимательное исследование этой истории позволило Анатолию Фоменко и Глебу Носовскому выдвинуть обильно обоснованную гипотезу о том, что труд Коперника принадлежит перу Тихо Браге.

Поэтому мой рассказ можно считать своеобразным развитием этой гипотезы.
Начнем с непонятностей. Уже сказано о тайном исполнении книги и отсутствии документальных смежных подтверждений этого труда. Сказано и о том, что формально учение Коперника схоже с моделью Птолемея и что сам Коперник предлагает использовать свое учение только для упрощения расчетов. Продолжим ряд непонятностей после небольшого предисловия.

Сложность аргументации

Хронологическое обоснование учения Коперника продолжалось 400 лет. Достаточно вспомнить, что оценка этого учения Лютером появилась в 20 веке после обнаружения "Застольных бесед..." Лютера. Или то, что с 1616 по 1835 годы учение Коперника находилось в списке еретичных книг и нигде ни разу не было переиздано.

Поэтому полное восстановление реальной истории событий представляется весьма сложным делом, в котором должны потрудиться десятки исследователей. Это общая проблема и ее общее решение будет получено после создания Единого информационного банка - смотрите мой проект "Банк-3000". Поэтому здесь я остановлюсь только на ключевых лицах этой истории. Задача оказалась чрезвычайно трудная, но благодаря исследованиям Калашникова-Фоменко-Носовского моих сил-решимости оказалось достаточно для полного проявления логического русла всей этой истории. Надеюсь что и у вас хватит решимости познакомиться с фактами.

Критичный читатель может к тому же обратиться к следующим ссылкам:
В.В.Калашников, Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко "Астрономический анализ хронологии. Альмагест. Зодиаки" 1995 - ПРОТИВ Коперника, начните с глав 1, 11.
В.А.Бронштэн От эпициклов Птолемея к законам Кеплера - ЗА Коперника
Утверждение новой картины мира - ЗА
Преобразование астрономии - ЗА
 

Непонятности - продолжение

1. Великий труд выполнен из любви к истине и не предполагался для публикации. Но полнота структуры, объем и подробности книги Коперника явно предполагают ее назначение для публикации.

2. Обычно повторяется, что Коперник боялся публиковать свой труд из-за страха перед церковью. Но ведь формальный церковный запрет появился только в 1616 году и в общем-то несколько по иной причине. И процесс над Галилеем 1632 года был: а) продолжением первого процесса и б) продолжением в условиях 30-летней войны католиков с протестантами. Подробности смотрите ниже.

И Джордано Бруно тут тоже не пример - его осудили и казнили за другое. Об этом тоже чуть позже.

То есть с 1543 года по 1618 год можно было не бояться. А позже можно было вести публичные диспуты. И почему то другим ученым Европы этот запрет не мешал разрабатывать именно Солнце-центрическую модель.

3. Назовем всех лиц, являющихся ключевыми переходными фигурами между Коперником и Галилеем:
• австро-немец Ретик - Георг Иоахим фон Лаухен (1514-1576) - профессор Виттенбергского университета (1537-1542), публикатор "Революции..."
• Эразм Рейнгольд - друг и соратник Ретика, автор Прусских таблиц
• Тихо Браге
• Джордано Бруно
• Иоганн Кеплер

Отметим здесь странности распространения учения о Копернике в астрономических кругах Европы: 1543 год - издание Коперника, начало 80-х - комментарии Браге и проповедь Бруно, 1596, 1610 годы - книги Кеплера, 1616 год - запрет пифагорейской ереси Коперника, 1618-1621 годы - Кеплеровское "Сокращение Коперниковой астрономии", 1632 год - издание бесед Галилея.

Здесь присутствуют два логических разрыва: 1543-1583 годы общей неопределенности и 1600-1630 годы Галилеевской неопределенности.

4. Начнем с Ретика:
• Профессор из центра протестантской науки бросает работу и на 2 года тайно поселяется рядом с видным католиком Коперником. Они тайно и вдохновенно беседуют о тайнах мироздания.
• Затем профессор издает брошюру, где формулирует базовые принципы учения Коперника. При этом стиль изложения и лексика явно пифагорейского характера. Скажем больше - явно и сильно схожие с первой книгой Кеплера: и про Солнце и про гармонию сфер и ее музыку для Солнца.
• Ретика - после 2-х годичного отсутствия - избирают деканом, а потом увольняют за книгу и затем... в течение двух десятилетий преподают учение Коперника в университете.
• Далее с 1542 года Ретик работает в Лейпциге, но успевает помочь своим гонителям, впервые издавая в 1543 году книгу Коперника тиражом в 1000 экземпляров - кажется на деньги католического епископа Гизе, в протестантском городе Нюрнберге.
Ретик составил со слов Коперника первую его биографию, но она была утеряна. Зато сохранились письма от Гизе с обсуждением подлого поступка Осиандра - о письмах написал Кеплер в издании 1617 года.
• В Лейпциге Ретик о Копернике помалкивает, но его все равно изгоняют в 1550 году на 101 год за гомосексуальную связь со студентом.
• Немного поскитавшись в 1554 году Ретик обосновывается в Кракове и живет здесь до самой смерти в 1574 году: продолжая помалкивать о учении Коперника.
 

5. Эразм Рейнгольд:
• Великий астроном, о биографии которого почему-то молчат энциклопедии. На основании модели Коперника рассчитал эфемериды и опубликовал Прусские таблицы в 1551 году. Плюс: именно Эразм издал в Виттенберге Альмагест и сделал это в 1549 году.
• Прусские таблицы были переизданы в Лондоне в 1556 году без упоминания модели Коперника.
• Прусские таблицы стали новым достижением и их новые издания 1571 и 1584 годов послужили опорой для введения Григорианского календаря в 1582 году. Опять-таки без указания на модель Коперника.
• Но ученый народ упорно продолжал пользоваться Альфонсовыми таблицами вплоть до издания Рудольфовых таблиц Кеплера в 1627 году.
• Потому что мнимый авторитет Прусских таблиц был развенчан Тихо Браге, указавшим серьезные ошибки в них.
• Еще Кеплер показал, что лунная модель Коперника равноценна Птолемеевой и поэтому для опорных рассчетов выбрал... именно Птолемееву модель. В наше время компьютерные расчеты О.Гингерича показали, что в движении планет модель Коперника дает ошибку вдвое большую чем в модели Птолемея.
• Перед нами загадка: как могло одно из изданий Прусских таблиц оказаться точнее Альфонсовых? - Есть два разумных объяснения этому:
а) данные таблиц были получены с помощью более точных наблюдений
б) данные таблиц были получены с помощью более точной модели
 

6. Гелиоцентрическая модель до 1600 года

Часто цитаты о критике Коперниковской модели до 1600 года имеют косвенный характер: дескать гелиоцентрическая модель неверна. Но ведь при этом следует уточнять: а не имеется ли тут в виду взгляд Аристарха Самосского, приведенный Архимедом? - И кто-то, опережая вопрос, заявляет что Коперник следовал Аристарху.

Но как?! если идеи Аристарха стали известны только в том же 1543 году, после перевода с арабского на латынь "Песчинок" Архимеда. Поэтому более глубокие исследователи считают, что Коперник опирался на взгляды пифагорейцев и в особенности Филолая о том, что Земля и планеты вертятся вокруг первоОгня. Филолай - вертится: любопытная ассоциация.

Ну конечно же - естественно - 1543 год является случайным совпадением. Коперник начал свой труд за 30 лет до этого. Ведь он еще в 1510 году распространил "Малый комментарий..." - обзор ключевых положений новой теории. Только вот обнаружили этот конспект на 12 страницах только в 1877 году.

А в целом: получается, что славный город Виттенберг в течении 40 лет был единственным оплотом мировой научной революции. Потому что иные упоминания Солнцецентризма проще и логичнее связать с идеями Пифагора или Аристарха. Тем более что так чаще всего и говорилось: "...пифагорейство и гелиоцентризм... вращение Земли и остановка Солнца..."...

Но ведь был же еще неистовый ноландец!
 

7. Джордано Бруно

До 1883 года Бруно не распространялся о учении Коперника. Да и тот знаменитый диспут в Лондоне в общем-то сводится к утверждению идей Демокрита и Филолая. В основном Бруно читал лекции и писал сочинения о Аристотеле и Раймонде Луллии. В 1577 году проехался по Европе: от Женевы до Парижа. В 1586-1588 годах читал лекции в знакомом нам Виттенберге!! Сюда же восходит - очевидно - его речь о учении Коперника - мне не удалось установить дату лекции (В "Брокгаузе.." - например - приведены даты всех других сочинений, кроме этого).

История Бруно и его учение до начала 19 века были мало кому известны, пока о них не написали Якоби и Шеллинг.

Бруно был неистово непримирим к любым оппонентам. Например, выступая в Оксфорде, он представился так: "Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые".

Бруно в некоторых лекциях утверждал - согласно Демокриту - бесконечность Вселенной и множественность обитаемых миров, был сторонником натуральной магии (конкретной алхимии). Несогласных с ним высмеивал вместе с их верованиями.

Бруно терпели недолго и таки запрещали ему чтение его лекций и он переселялся дальше. В 1592 году - через 16 лет путешествий - он вернулся в Италию, но за несколько месяцев сильно досадил венецианским католикам и был отправлен в Римскую тюрьму. Естественно это сделала инквизиция, которая курировала правильное соблюдение веры. 7 лет его содержали в тюрьме, но за нарушение монашеской присяги и за упорство в ереси в 1600 году Бруно был казнен. (Монашеский обет-присягу Бруно принял в 1563 году, вступив в Доминиканский орден. Ересь в основном заключалась в критике Аристотеля - основателя церковной метафизики.) По общему закону его казнили как еретика, то есть сожгли на костре.

Учение Бруно - напоминаю - было малоизвестным до Шелли.

Остаются Браге-Кеплер-Галилей. Браге-Кеплеру выделены отдельные главы, а сейчас освежим историю церковного запрета учения Коперника.
 

Галилей

Обстоятельства изобретения Галилиеем телескопа, открытия спутников Юпитера, фаз Венеры и Солнечных пятен представлены в Истории телескопа.

Научная недобросовестность Галилея привела к созданию антигалилеевской лиги в среде иезуитов. Накалили отношения обсуждения природы Солнечных пятен и природы фаз Венеры в 1613-1615 годах. Получалось, что Венера вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца - это было приемлемо и согласовалось с моделью Тихо Браге. А пятна на Солнце воспринимались подобными облакам - что тоже было терпимым.

Но при этом мысль была вынуждена ходить впритирку с мыслью о подобии движения Венеры и Земли... и следующей мыслью - о вращении Земли вокруг Солнца подобно Венере. Что отмечалось неоднократно в переписке в форме замечаний: дескать только не надо допускать ложных мнений о самовращении Земли или о остановке Солнца. При этом Коперник в явном виде не упоминался, хотя сочинения Браге и Кеплера с обзором модели Коперника были уже опубликованы. Зато упоминались пифагорейцы.

Решающим моментом стало обнаружение связного вращения Солнечных пятен, согласно шаровой сетке на поверхности Солнца. Это открыл в 1611 году Йоханес Фабрициус.

Солнце завращалось!!
 

Церковь

Вращение Солнца подрывало основы мироздания. Вело к признанию идей Демокрита о множественности миров и признанию звезд Солнцами. Земля становилась лишь частицей космоса, звездная сфера развергалась вширь самым материальным способом.

При этом рушился церковный догмат и право церкви на единственно возможную истину. И тем признавались иные права, права иных верований и права иных традиций.

Поэтому было решено заткнуть образовавшуюся дыру мироздания. Самым прямым образом: запретом пифагорейского вращения Земли и коперникова центрального Солнцестояния.

В 1615 году иезуиты арестовывают мать Кеплера за занятия астрологией и обвиняют ее в колдовстве. Несмотря на формальное служение Королю Кеплеру понадобилось 6 лет добиваться ее оправдания. И все потому, что Кеплер был единственным известным пропагандистом пифагорейского солнцецентризма.

В марте 1616 года Конгрегация иезуитов-доминиканцев вызвала Галилея и после двухдневного обсуждения приняла декрет:

"До сведения конгрегации дошло, что ложная, противная Божественному Писанию, пифагорейская доктрина о движении Земли и неподвижности Солнца, которую преподавали Николай Коперник в своей книге De revolutionibus orbium coelestium и Didacus Astunica в комментариях на книгу Иова, начинает распространяться и принимается многими, как видно из письма одного кармелита, напечатанного под заглавием "Письмо брата Павла Антония Фоскарини о мнении пифагорейцев и Коперника о вращении Земли и неподвижности Солнца", в котором названный патер старается доказать, что эта доктрина о неподвижности Солнца в центре мира и о вращении Земли согласна с истиной и не противоречит Св. Писанию. Посему, дабы это мнение не распространялось более к великому ущербу католической истины, конгрегация решила, что названные De revolutionibus Николая Коперника и Didacus об Иове должны быть изъяты из обращения, пока не будут исправлены, а книга отца Фоскарини должна быть безусловно запрещена и осуждена, как и все книги, которые проповедуют ту же доктрину и которые конгрегация запрещает, осуждает и не допускает, в удостоверение чего этот декрет подписан рукою и засвидетельствован печатью славнейшего и почтеннейшего кардинала С. Сесиля, епископа Альбы 5 марта 1616".
Подписал Маделэн Железная Голова (Capiferrus), секретарь ордена доминиканских братьев.

В 1617 году в Амстердаме с предисловием Кеплера издается 3 издание книги Коперника. Инквизиция незамедлительно вызывает его в Рим для дачи показаний, но Кеплер отказался ехать.

В 1618 году начинается 30-летняя война в Европе между протестантами и католиками.

В 1618 году Кеплер издает 1 том "Сокращения Коперниковой астрономии." Инквизиция незамедлительно вносит труды Кеплера с упоминанием Солнцецентрической идеи в Индекс запрещенных книг.

В ответ в 1619 году Кеплер издает "Гармонию Мира", где в том числе приводит обширные комментарии согласия сущности его исследований с католическими идеалами.

Не получив ответа Кеплер публикует 2 и 3 тома "Сокращения Коперниковой астрономии" - 1620 год (?). Инквизиция незамедлительно вносит труд Кеплера в Индекс.

В мае 1620 года Конгрегация иезуитов ужесточает запрет:
"Святая конгрегация индекса постановила, что произведение известного астролога Николая Коперника "О вращениях сфер" должно быть полностью осуждено... Печатать книгу Коперника впредь разрешается лишь после внесения указанных ниже исправлений".

Церковь не могла отдельным постановлением осудить протестанта Кеплера. Зато не забывала вносить его труды в Индекс. Но церковь вынуждена была осудить еще раз взгляды видного католического чина Коперника. Понятно что внесение исправлений в книгу Коперника попросту уничтожало смысл книги.

В том же году новый император Священной Римской Империи отказывается как от выплаты жалования, так и от выплаты Кеплеру задолженности за время безвластия (1612-1619). Впрочем разрешает ему попробовать собрать долг с магистратов. Решение Императора сводит на нет кредитоспособность Кеплера и, вкупе с военным временем, не позволяет Кеплеру собрать и десятой части долга.

Кеплер прекращает занятия новой астрономией. Последняя его книга - это более дань памяти Тихо Браге и императору Рудольфу II. И хотя Рудольфовы таблицы 1627 года значительно точнее всех прежних именно благодаря теории Кеплера, но прежний вдохновенный дух Кеплера здесь отсутствует. Умирает Кеплер в 1630 году в состоянии бедности и отторженности от научного мира.
 

Галилей - 2

Сразу после смерти Кеплера - в 1630 году - Галилей готовит "Диалог о приливах и отливах" (идея кстати Кеплера). По мере продвижения к публикации название меняется до "Диалога о двух системах мира - Птолемеевой и Коперниковой". Диалог выходит в 1632 году.

Инквизиция вызывает Галилея в Рим - Галилей отвечает: это всего лишь полемика. Тем не менее ему указывают на строгий запрет 1620 года и предлагают отречься от ереси и принести покаяние. Что Галилей и делает. И отрекается и публично кается: естественно на коленях - а как еще каяться. Узник святой инквизиции сначала живет в Герцогском дворце в Риме, затем на своей вилле под Флоренцией. "Диалоги..." Галилея запрещаются, другие труды - нет.

На фоне трудов Кеплера "Диалоги..." - это вроде лекции для первокурсников гуманитарного университета. Но всемирным борцом за Солнце объявили-таки католика Галилея. В первую очередь благодаря Ньютону, при значительной и постоянной моральной поддержке церкви.
 

Католики и Протестанты в развитии науки

Цитата из статьи о Реформации.

"Французский протестантский историк девятнадцатого века Альфонс де Кандоль (Alphonse de Candole) заметил, что из девяносто двух иностранных членов, избранных в Парижскую Академию Наук с ее основания в 1666 году по 1866 год, протестантами были семьдесят один член, католиками - шестнадцать, а остальные пять - иудеями или без определенной религиозной принадлежности. Сравнив эту статистику с количеством европейских католиков (107 миллионов) и протестантов (68 миллионов) за пределами Франции, Кандоль сделал вывод, что достаточно выдающихся для избрания в Академию протестантов было в шесть раз больше, чем католиков. Статистика Лондонского Королевского Общества (основанного в 1662 году) по двум датам в девятнадцатом веке подтверждает его вывод, что протестанты опережают католиков по числу выдающихся европейских ученых. Другие исследования обнаруживают в Англии семнадцатого века взаимосвязь между Пуританством и наукой. Никто не может опровергнуть преобладание протестантов среди ученых после 1640 года. Лютеране, англикане и преимущественно кальвинисты совершили больше научных открытий, чем католики, и оказались более гибкими, применяя эти открытия в жизни. Более того, более суровые кальвинисты внесли пропорционально больший вклад в науку, чем англикане, а после умершего в 1630 году Иоганна Кеплера и вплоть до девятнадцатого века лютеране не дали миру ни одного ученого мирового масштаба, за исключением Лейбница и Линна."
 

Результат

Запрет на труды Коперника, Кеплера и "Диалоги..." Галилея длился до 1835 года. Только тогда началось переиздание рукописей Кеплера. А книгу Коперника издали в Варшаве только в 1854 году. То есть: более чем 200 лет основополагающие труды по астрономии и мироустройству не издавались!!!

В результате нас совершенно запутали в принципиальном вопросе. А ведь наука является ядром технического и материального прогресса. И от достоверного представления о изначальных корнях прогресса прямо зависит развитие благопроизводительности здесь-и-сейчас.

- И даже эта - совершенно очевидная мысль - кажется вам непонятной?

- Дело в том, что мешают стереотипы. Например научным супергероем 20 века является Нильс Бор: его квантовые модели дотянулись до каждого: новые методы и приборы, новые материалы и технологии, элементная база бытовой техники и компьютеры. Но героем назначили Эйнштейна и поэтому мы ничего не понимаем ни в науке, ни в техническом прогрессе, ни в здравой общинной организации === и потому воюем вместо того, чтобы навести порядок в элементарном производстве и элементарной организации. === Но если все же разобраться во вкладе Бора в прогресс и историю 20 века, то результат окажется ужасающим. === Но это единственный способ обнаружить действительных творителей физического прогресса: Максвелл, Томсон, Резерфорд, Ферми...
 

А сейчас предлагаю продолжить наше путешествие, чтобы разрешить все названные выше непонятности зарождения современного научного Логоса, все непонятности в истории о Копернике. Для этого прошу на страницу Тихо Браге.
 

Да прибудет нами волшеба во благоть.
Артур Васильев.

Hosted by uCoz