Подборка видео - Стояние столбом (Большое дерево), Тайцзи-цигун, Волновая гимнастика

Введение в Цигун

Большое дерево (настройка на энергии Земли и Космоса-Неба) - это базовое и первое упражнение Цигун.

1. Настроится на упражнение помогут медитации Покой и Большое дерево.

2. Упражнение выполняется стоя, в течение от получаса, тренирует общую стать и ортостатическую устойчивость артериально-венозной системы, повышая тем самым общую энергетику и мощь нашего тела. При этом сочетаются "замирания" в позах (1-5 минут для проявления естественной каталепсии и настройки на базовые внешние источники - энергии Земли-Солнца-Звезд, атмосферного давления, гравитации, деревьев и растений, территориального императива) и плавно-замедленные изменения поз (высокая, средняя, нижняя стойка, наклоны, подъемы рук, целевые напряжения). Здесь прекрасным дополнением являются упражнения И цзинь цзин.

При этом полезно помнить, что дерево растет лучше на воле - принимая солнечные свет и тепло и ночную прохладу и дожди, прогибаясь ветвями-стволом и трепеща листьями под порывами ветра, возрождаясь-цветя-сбрасывая листву-замирая каждый год. Опираясь на общую силу и стать, отпускайте дерево своего тела - давайте ему волю: закрыв глаза, прислушайтесь к музыке своего тела и музыке мира и их соединению и взаимодействию, небольшие произвольные ритмичные покачивания и скруты и вытягивания-прогибы-дрожь в поисках свободы, сброса внутренних зажимов и усталостей, движениях новой силы.

3. Целью энергетической является самоактивация (включение) энергетических центров и контуров. Мы выделяем центры и контуры (малый круг - два нижних центра, средний - три центра, большой - плюс ноги и руки) и как бы делегируем телу/подсознанию активировать их самому, а сами продолжаем упражнение.

 

Практика Цигун. Большое дерево

Сюи Минтан, Тамара Мартынова. «Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. I ступень»
http://qiclub.ru/qigong-zhong-yuan-big-tree-pole.html

Дословно «Большое дерево» звучит в китайском «Да Шу Гун», а переводится на наш язык как «столб, высокий пень».

 

Очень сильное упражнение. Практикуется на начальной стадии для очищения и набора энергии.
Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу. Однако в них название переводится как столб (иногда - высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно подобно столбу.
 
В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, различные формы его практикуют на первых трех ступенях. Однако здесь это означает большое дерево. И если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой форме, поясняя смысл упражнения, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: высокий пень или столб подразумевает нечто неподвижное и неживое, а большое дерево - могучее, живое, дышащее.
 
Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы. Совсем иное дело - растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств, желаний, эмоций.

Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется от ветра, купается в солнечных лучах днем и принимает свет звезд и луны ночью.

И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они проходят по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.
 
А если человек уподобится дереву ? Не продлит ли это его жизнь ? Долгие годы подбирались и отрабатывались формы такой практики, пока было установлено, что регулярное выполнение упражнения такого рода действительно позволяет накапливать энергию Земли Инь и Космоса Ян, удлинять жизнь и избавляться от многих болезней.
 
Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая - таз для этого слегка подать вперед. (Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры - хвост, как у кенгуру). Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку (как у елочной игрушки). Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему небу, глаза прикрыты, но не закрыты совсем.

Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева и подобно корням дерева впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию Инь.

Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, к солнечному свету и к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса Ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.


 
Приподнимите руки так, чтобы ладони находились напротив пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся теннисные мячи, хрупкие, как яйца. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и центром пупка упругий шар.
 
Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

Модификация. Представьте и почувствуйте, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, выходит за пределы вашего тела, и вы оказываетесь внутри него. Почувствуйте себя внутри этого шара, почувствуйте ощущения от звуков музыки, когда вы и шар огромны, как Космос. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы — внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз. Минимальная длительность выполнения Большого дерева — 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.
Минимальная длительность выполнения упражнения Большое Дерево - 30 мин. Это вызвано тем, что кровь омывает все участки нашего тела за 30 мин. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой форме, длительность выполнения упражнения следует довести до двух часов.
 
Выход: сконцентрируйте ци в нижнем даньтянь. Медленно откройте глаза и сложите руки на этом участке (женщины - правую руку на пупок, левую - сверху; мужчины - наоборот). При этом центр ладони (точка Лаогун) руки, находящейся на пупке снизу, должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтянь в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр вашего Ся даньтянь.
 
ВНИМАНИЕ: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла - Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь. Позже такая слюна не проглатывается, а преобразуется в пену, фактически трансформируется в гун.

 

Заключительные упражнения

1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) — легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) — с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.
3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок — до появления ощущения «горения ушей».

6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к Ся даньтянь).

8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо.

9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночника.

10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

 

Пояснения к заключительным упражнениям

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная - равновесия нет.
 
2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщи ны на лбу и вокруг глаз. При регулярном выполнении этого упражне ния кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.
 
В древности это было одним из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов... При этом не возникают никакие побочные эффекты. Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов.

Но при использовании косметических средств иногда наблюдается побочный эффект так как у разных людей различная чувствительность кожи. Кроме того, возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при дли тельном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность стареет, выглядит несвежей и требует постоянного ее применения. Это связано с тем, что регулярное привнесение в кожу различных материалов извне снижает или вовсе прекращает функцию выработки необходимых веществ самой кожей.
 
Можно обойтись без каких бы то ни было косметических средств, если в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.
 
3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают). Кроме того, улучшается питание мозга.
 
4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.
 
5. На ушных раковинах расположено множество БАТ, связанных со всеми внутренними органами тела/ Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.
 
6. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.
 
ЗАПОМНИТЕ: Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания ОБЯЗАТЕЛЬНО проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме. В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущение жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.
 
 

 

Сопутствующие феномены:

На первых этапах выполнения упражнений различают 8 ощущений, которые относятся к разряду нормальных (перечислены ниже).
 
Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального. 
 

Нормальные феномены

1. ХОЛОД или ТЕПЛО практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.
Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного ЖАРА что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потовыделение.
 
Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме. 
 
2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу МУРАШЕК или ЗУДА. Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым. Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.
 
3. ЛЕГКОСТЬ, НЕВЕСОМОСТЬ тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» - вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия СОСТОЯНИЯ ЦИГУН. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.
 
4. Ощущение ТЯЖЕСТИ возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци. Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги... Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.
 
5. Ощущение ВИБРАЦИИ часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».
 
6. ЗАКЛАДЫВАНИЕ УШЕЙ, ГУЛ, как в самолете при измене нии высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.
 
7. ВСПЫШКИ СВЕТА перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает Достаточное количество ци.
 
8. ВИДЕНИЯ: образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины миров, голоса, советы и т. д.
 
На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были. Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания. Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели.
 
9. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:
 
а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;
б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны. Остановимся на этом подробнее.
 

Феномен, связанные с болезнями практикующего

- Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови. Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль. В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».
Бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока... не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.
 
ПОМНИТЕ: Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт.Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов - некоторое время назад, или в раннем детстве. А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима - продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь, а если боль очень сильная - обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма.

 

 

Мэнь Хуэйфэн
«О стоянии столбом».

Перевод Н.В. Селезневой

Говоря об упражнении чжачжуан (стояние столбом), то это уникальное упражнение в ушу. Существует такое выражение: «тренируя кулак, тренируй стояние столбом, накапливай силу». Поэтому перед тем как начинать тренировать кулак, стояние столбом должно быть самым главным упражнением.

Для чего мы тренируем стояние столбом? Стояние столбом направлено на формирование прямого корпуса. Прямой корпус – это основное требование тайцзи. Во-вторых, мы занимаемся чжанчжуан для того, чтобы центр тяжести тела был стабильным (устойчивым). Это связано с таким положением тайцзи как устойчивость. Что есть устойчивость? Это когда толкаешь, не прилагая усилия, а также чередующиеся формы (симметричные), а также проблемы изменений и переходов. Кроме того, это связано со спокойствием сердца и гармонией ци, т.е., занимаясь тайцзи, несмотря на то, что сильно потеешь, внутри должно быть ощущение тишины и спокойствия, сердце не должно скакать, дыхание должно быть равномерным. Говоря иными словами, нужно при помощи различных техник, двигательных и недвигательных закончит это. Если начать с кулака, минуя эту первую ступень, то гарантирую, что делать хорошо не получится.

Как же научиться делать тайцзи хорошо? Я расскажу вам о трех основных моментах, которые проверены на моем опыте.

Первое – это прямой корпус. Требования к прямоте корпуса в тайцзи такие же, как и при выполнении стояния столбом.

Второе. На базе прямого корпуса, выученного путем тренировок в стоянии столбом, необходимо, чтобы тело было расслабленным. Тело должно быть прямым и расслабленным – это требования тайцзи. Движения должны исполняться легко, без напряжения.

Третье. Сердце (душа) должно быть спокойным. Что это значит? Это значит, что перед тем, как начать тренироваться, нужно отбросить все посторонние мысли, забыть об окружающей действительности и только после этого начинать тренироваться. Это основное самое значимое значение стояния столбом.

Продолжая говорить о прямом корпусе в тайцзи, скажу, что голова должна быть прямой, т.е. подбородок должен быть приподнят, убран шейный изгиб (шея вертикальна), взгляд направлен вперед. Далее, позвоночный стол должен быть прямым, чтобы шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника находились как будто на одной линии. Тогда цель прямого корпуса будет достигнута.

Что касается расслабленности тела. Делая какую-то форму или движение, не надо прилагать силу там, где не надо и не надо делать с большим усилием в тех местах, которые этого не требуют. Надо прилагать нужное количество силы, если требуется немного усилия – делать немного, если нужно много, то прилагать все силы. Нужно добиться такого состояния, чтобы применять силу только там, где требуется.

Упражнение стояние столом имеет много разных названий. Кто-то называет его круглое стояние, кто-то стояние обнимающего шар. Названия разные, но суть одна. Только если говорить о тайцзи, то главная цель этого упражнения тренировка внутреннего, тренировка трех основных требований. Что касается других школ, применяющих это упражнение, то там оно может использоваться для тренировки внешнего.

Самое главное для тренировки стояния столбом – это туйшоу. Когда натренируется стояние столом, то будет возможным, сохраняя в покое свой центр тяжести, смещать центр тяжести противника и выводить его из состояния равновесия. Именно находясь в правильном стоянии, когда дыхание через дяньтянь, в ногах есть укоренение, когда сила соберется в руках, обнимающих шар, и при условии полного расслабления можно ощутить особую силу в руках, т.е. когда разводишь руки и не можешь развести, когда хочешь их сжать и не можешь – это и называется сила тайцзи!

В ушу также говорят о гармонии внешнего и внутреннего, в особенности о роли сознания и о его связи с движениями, когда мы движемся, не важно какие это движения внешние или внутренние, все идет через головной мозг, который посылает импульсы. В тайцзи также все движения контролируются мозгом. Но иногда бывают самопроизвольные движения, что-то вроде покачиваний и шатаний. Необходимо контролировать движение от начала и до самого конца. Как говорили предшественники, в каждом движении руки есть определенный маршрут, на котором есть некоторые контрольные точки, так вот, мозг должен контролировать прохождение руки через эти точки, и только когда рука пройдет последний пункт должно происходить изменение.

Может показаться, что движение облачные руки – это просто движение руками, на самом деле совсем не так. Самое первое и основное требование к выполнению движения надо четко знать его технические требования. Надо очень четко понимать технику исполнения каждого движения, а также моменты переходов, т.е. как одно движение соединено со следующим. Ведь тайцзицюань – это, во-первых, техническое упражнение, если же не понимать технику, то получатся просто движения или гимнастика, пустые, бессмысленные движения. Еще раз повторюсь, при занятиях тайцзи каждое движение с начала и до конца должно контролироваться мозгом.

Во-вторых, необходимо следить за начальной и конечной фазой каждого движения. Конец одного движения – это начало следующего, движения должны быть слитными, а не прерванными. Это тоже самое, что в ян есть инь, в инь есть ян. Комплексы 48 форм и 24 формы очень цельные, в них нет ни одного места, которое бы разрывало цельность всего комплекса, нет пауз. После исполнения этих комплексов можно получить наслаждение.

Что касается, начинающих, не следует думать о координации дыхания и движений, дыхание должно быть естественным. Не надо думать об этом, даже не думая, дыхание само начнет сочетаться с движениями. На начальном этапе самое важное – это движения. Пока еще ученики не в состоянии понять гармонию внешнего и внутреннего. О дыхание можно говорить, когда движения уже знакомы, когда в исполнении комплекса достигается автоматизм. Что такое автоматизм? Обучение делится на несколько этапов.

Первый – это подражание, когда ты еще толком не понимаешь, что это за движение и как его делать, говорить о дыхании бесполезно, т.к. возникает много вопросов о самом движении.
Следующий этап – это расчленение, т.е. этап, на котором изучается образцовое исполнение движений, где начинается, как идет и на чем должно заканчиваться движение. Весь этот процесс контролируется мозгом. И на этом этапе не стоит говорить о дыхании.

Когда же уже перестаешь думать до какого места надо доводить движение – это и есть уровень автоматизма. Это вырабатывается в ходе продолжительных тренировок.

После того, как движения соответствуют основным требованиям тайцзицюань, техника стала правильной, только тогда можно начинать говорить о дыхании. То есть, сперва мы тренируем внешнее, потом внутреннее. Дыхание будет следующим: на раскрытии – вдох, на закрытии – выдох, толчок – выдох, подъем руки – вдох, выброс силы – выдох. Все это стандартные требования к дыханию.

Предшественники очень много говорили об энергии (силе). Однако мнения на этот счет очень сильно расходятся. Все-таки стоит начать говорить с 13-й формы, т.к. очень многое было выработано предшественниками и проявляется в этой форме. Я считаю, что самое важное это энергия (сила), заключенная в движении пэн. Неважно, какие техники тренируешь, но без отработки пэн любые другие техники будут пустыми, т.к. пэн входит во все 8 основных техник. Что такое энегрия-цзинь в тайци? Это когда конечности округлые. У этого движения нет конкретного направления. Почему надо тренировать стояние столбом? И в тайцзицюань и в туйшоу везде тренируют стояние столбом. Не все знают, что в этом положении рук (обнимающих шар) заключена энергия (сила) восьми сторон, даже не восьми сторон, а энергия (сила) сферы, всесторонняя энергия.

Иероглиф пэн изменили предшественники, объяснить его значение очень трудно. Он пишется – ключ рука + ключ друг. Вы не найдете его в словаре. Просто не было выбора, предшественникам пришлось изменить иероглиф, так и пользуемся им. Если попробуете заменить иероглиф, то все равно он не сможет объяснить движение. Так, есть иероглиф пэн в значении держать двумя руками, но он не передает нужного значения, т.к. цель обозначаемого им движения – это поднимать нечто материальное, а движение пэн в тайцзи не имеет такой цели.

Кроме того, цзинь (энергию, силу) нельзя называть ли (силой), потому как сила-ли – это некий предмет имеющий силу, направление, применение. Что касается энергии-цзинь, то она очень нестабильная, у нее не постоянного места, она меняется от вращения. При малейшем круговом вращении руки она появляется и так же легко пропадает от вращения. Это очень важная техника. Как ее тренировать? Стоять столбом.

 

Упражнение «Волшебное дерево»

Вы видите перед собой дерево, большое раскидистое дерево. У него густая листва, она как защищающая крыша. Оно стоит очень прочно, его корни крепко и глубоко вросли в землю. У него коричневая морщинистая кора. Листья слегка качаются от ветра, как будто они танцуют под его песню. Ветер поет песню, дерево слышит ее, и вы тоже можете ее услышать. Крона дерева - как свод, и через его ветви проглядывает небо. Вы видите над головой серебристо-голубое небо. Птицы, чьи перья отливают всеми цветами радуги, порхают между ветвей, вокруг летают пчелы и бабочки, дерево окружают мысли и желания - это ваши мысли и желания. Они порхают, как мотыльки вокруг дерева. Из дерева раздается голос: «У меня так много сил, возьми себе немного, просто отломи маленький сучок, это будет твоя волшебная палочка. Она даст тебе мою силу». Вы удивлены, что дерево говорит. Но его голос такой успокаивающий и утешающий, что вам становится очень хорошо. Вы тянетесь к ветвям и отламываете маленький сучок. Теперь у вас есть волшебная палочка. Вы ее крепко держите в руках. Вы ощущаете ее силу и чувствуете себя сильным. Вы крепко держите палочку в руках и чувствуете, как она придает вам уверенности и сил. Вы чувствуете себя в безопасности. Вы знаете, что теперь вы полны сил. Вы знаете, что вы все сможете.

Начальный этап техники большое дерево цигун выполняется так:

Расставляем ноги на уровне плеч, слегка согнув колени. Выпрямить спину, представив, что вы касаетесь ею стенки дома, расслабьтесь и опустите подбородок совсем чуть – чуть. Я зык прижмите к верхнему нёбу и прикройте глаза до туманного взора.

Далее необходимо мысленно представить, что ноги – корни огромного дерева. Эти толстые корни, впитывают мощно все живительные соки земли. Вы представляете как через эти корни, к вам поступает энергия Инь.

Вы представляете дальше, что ваше туловище, подобно стволу могучего дерева, растет высоко в небо, к солнечному свету. Оно продолжает расти и тянуться к Луне и к другим звездам, питаясь светом, излучающим от них.

Вы чувствуете как энергия Космоса, через ветви дерева, начинает поступать к вам, вы питаетесь от нее. Сливаясь с этой энергией дерево цигун , вы подобны всему Космосу.
Теперь медленно приподнимайте обе руки, ладони расположите на уровне пупка. Локти не касаются туловища.

Мысленно представляем, как обхватываем и держим резиновый надутый шар. Теперь ощущаем, что этот шар становится упругим.

Опять необходимо вернуться к сосредоточению энергии, поступающей из космоса и земли. И вот эта энергия (Ци) напоминает уже шар между руками и пупком. Это мощная энергия называется Ци.

Расслабьтесь и отвлеките внимание от этих мыслей.

Опять вы мысленно видите шар. Он начинает очень медленно увеличиваться, заполняя пространство вокруг тела. Начинайте, представлять себя уже внутри этого шара, и вас проникает прекрасная музыка, которая слышится из глубины Вселенной. Вы достигаете полного единства с Космосом.

Шар становится меньше, и его энергия уплотняется, и вот он уже подобен первоначальному надутому резиновому шару. Он опять находится между ладонями и туловищем на уровне пупка.

Но вот он опять медленно увеличивается, достигнув величины Вселенной, опять уменьшается.

Повторяйте все около тридцати минут, Тридцать минут требуется для слияния энергии Ци, со всеми клетками вашего организма.

Выполняйте упражнение каждый день и тогда можете постепенно увеличивать время. Достигайте времени для выполнения этой практики не менее двух часов.

Выход из Чжан Чжуа

Когда полностью закончите технику выполнения упражнения, открыв глаза сложите руки на участке (даньтянь). Мужчинам расположить левую руку в области пупка, центром ладони на центре пупка, а другую руку положить на нижнюю руку, женщинам наоборот. Мысленно сжав шар, почувствоваете теплоту и пульсацию энергии на руках, в области ладоней. Это место называется центром Ся.

За время выполнения техники, во рту образуется множество слюны. Она на разных этапах имеет разные вкусовые ощущения. Этой слюне дали название «золотой слюны». Ценность ее во многих микроэлементах, которые непосредственно влияют благотворно на кишечник. Слюна так же оказывает много положительных действие на слизистую желудка.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о большой пользе методики «Большое дерево». При занятиях этим упражнением обязательно должна присутствовать цигун большое дерево музыка . Это упражнение необходимо выполнять каждый день. При постоянном выполнении, в течение 100 дней изменяется в организме структура мышц и сухожилий. А после трехсот дней, происходит преобразование структуры мозга. Эта техника принесет вам молодость и здоровье.

Долголетие, вечная молодость, высокий жизненный тонус даже в преклонном возрасте – все это только мечты или реальная возможность? Современная медицина и наука, бесспорно, увеличили продолжительность жизни человека, но это не предел и всегда будет хотеться большего. Все чаще мы ищем ответы не в научных изысканиях, а в опыте предков. Именно поэтому все более интересен Цигун, обладающий высоким потенциалом для продления века человека.

Упражнение для долголетия

Если перечислять самых известных земных долгожителей, то первыми на ум придут недавно обнаруженные, фактически бессмертные медузы и галапагосские черепахи. Но, вряд ли, кто сразу отнесет к вековым обитателям Земли деревья. А ведь именно они являются старейшими жителями нашей планеты. Возраст некоторых исполинов достигает невероятных цифр: осинообразный тополь в Северной Америке растет уже порядка 10 000(!) лет, ель в Швеции – 9550 лет, баобаб – более 5000 лет. Древнейшее дерево Китая Гинкго на фоне этих цифр кажется совсем юнцом, хотя известны экземпляры с более чем двухтысячной историей.

Древние мастера Цигун были ближе к природе, чем мы – дети урбанизации, поэтому могли в полную меру оценить жизненный потенциал флоры и фауны. Вглядываясь в законы окружающего мира, черпая вдохновение в творениях природы, старейшие последователи Цигун создавали практики, повторяющие естественные формы.

Следя за ростом дерева, его величием и могуществом, умением противостоять любым погодным нападкам, древние китайцы разработали одно из самых эффективных и чудодейственных упражнений – позу Большого дерева. В эту практику был заложен глубинный смысл. Так же, как дерево крепко держась корнями за почву, питается энергией Земли, а кроной впитывает солнечный свет и энергию Вселенной, человек в позиции Дерева подпитывает свои внутренние энергетические запасы силами природы.

Продолжительный рост деревьев обеспечивается и их уникальными самовосстанавливающими способностями. Аккумулируя в себе энергию Земли и Космоса, они противостоят любым агрессивным воздействиям снега, дождя, ветра и в быстрые сроки залечивают раны, справляются с большинством повреждений, продолжая медленно, но верно расти ввысь. Регулярное практикование позы Дерева, наделяет человека силой и здоровьем, помогает бороться с хроническими недугами и острыми заболеваниями.

Принимая позу дерева, отождествляя себя с растительными великанами, человек открывает каналы для пополнения внутренних резервуаров энергии из недр Земли и космических просторов.

Техника выполнения упражнения

Практики Цигун, особенного начального уровня обладают кажущейся простотой. Новичкам, только приступающим к обучению, не сразу открывается глубинный смысл каждой позиции. Но эффект от практик начинается только при полноценном осмыслении выполняемых упражнений. Только пропустив все физические действия через духовный и мысленный уровень можно прочувствовать важность каждого самого тонкого нюанса.

Упражнение Цигун Большое дерево. Порядок выполнения

Сейчас начинается мысленный этап. Важно полностью отрешиться от житейских невзгод, от тяжелых мыслей. Необходимо мысленно раствориться из своей телесной оболочки и принять новое обличие – стать Большим деревом. Можно выбрать конкретное растение и сопоставить себя с ним. Это может быть древнейшая сосна, или величественный баобаб, или гинкго-исполин. Следом налаживается связь с Землей: ноги – это уже не просто конечности, а могучие корни, уходящие к самому центру планеты, питающиеся ее влагой, ее силой. Так в тело начнет поступать иньская энергия.

Далее следует начать мысленный рост к небу, все выше и выше, достигая самих облаков. Туловище становится крепким стволом, а голова роскошной изумрудной кроной. Каждым листком ее начинает впитываться солнечный свет, энергия Вселенной. Так тело человека насыщается янской энергией. Сейчас самое время полноценно ощутить себя Большим деревом.
Пожалуй, самое важное в правильном выполнении данной практики – это первоначальная поза. Чтобы легче ее принять, можно мысленно добавить себе хвост, который может выполнять роль дополнительной опоры, как, например, у кенгуру. Тогда будет легче поймать равновесие и не отклониться излишне назад. Итак, ступни должны располагаться параллельно друг другу, расставленными по уровню плеч. Ноги необходимо слегка согнуть в коленном суставе, чуть выдвинув вперед таз, так чтобы придать спине максимально ровное положение. Для того чтобы выпрямить шею, подбородок следует приопустить. Важно поймать ощущение расслабленности и легкости, при том, что голова должна быть словно подтянута к небу. Проверить правильность принимаемой позы, можно повторив ее у стены. Если пятки плотно прижаты к вертикальной поверхности, спина должна быть от нее отклонена. Еще одна возможная проверка – это удержание на голове, например, книги. Завершают исходную позицию неполное опускание век, мягкая улыбка и поднятие языка к бугоркам за зубами («наведение моста» между Думай и Жэнмай).

Следом необходимо приподнять руки до линии пупка, обратив ладони к животу. Локти должны быть отведены от корпуса так, чтобы подмышки стали свободными. Затем руки отводятся вперед. Можно представить, что между телом и ладонями есть некий энергетический сгусток, который надо оберегать. Но руки должны быть расслаблены, мысленный шар энергии невесом и нет необходимости держать его с усилием.

Для следующего этапа важно снова откинуть все мысли и перестать думать о принятой позе. Сейчас необходимо сконцентрироваться на внутренних энергетических потоках, каждой частичкой тела ощущая подъем энергии Ци от Земли и опускание Ци с неба. Два потока сливаются в один центр силы – в сгусток энергии, оберегаемый руками с самого начала упражнения. Прочувствовав это, снова полностью освободите мысли.

Сейчас можно усложнить предыдущее состояние. Для этого надо снова вернуться к энергетическому шару и усилием мысли заставить его расширяться. Он должен растянуться до размера, превосходящего рост человека, поглотив его внутрь себя. Следует задержать это ощущение, насладиться окружающими мелодичными звуками и энергетическими полями. Шар огромен, как сама вселенная и человек в нем велик и могуч. Постепенно шар будет сжиматься, уплотняя энергию, достигая первоначальных размеров, удерживаемых в руках. Такой процесс растяжения и сжатия шара необходимо повторить несколько раз.

Завершает цикл Большого дерева, мысленное возвращение к своей телесной оболочке. Активированный шар энергии, удерживаемый в руках, следует аккуратно сжать до малых размеров и представить, как он входит в тело через пупок, продвигаясь в нижнее хранилище энергии. Помочь этому процессу может прижимание ладоней к животу. Женщинам полагается закрыть пупок правой ладонью, а сверху положить левую. Для мужчин последовательность рук противоположна. Ладони должны своим центром – аккупунктурной точкой Лаогун – совпадать с пупком, а большой палец руки, лежащей сверху, должен быть заведен за нижнюю ладонь, чтобы создавался определенный «замок». Последним ощущением должен стать жар внизу живота, там, где сконцентрирована собранная энергия. После этого можно открывать глаза.

Минимальная продолжительность практики – полчаса. Это время необходимо для полного круга кровообращения в теле, чтобы Ци поступила к каждой клеточки организма. При регулярном выполнении вскоре время может быть увеличено. Опытные мастера Цигун могут выполнять Большое дерево пару раз в неделю, но по несколько часов подряд.

Выход из позы Большого дерева

Для правильного возвращения к реальности и минимизации возможных рисков от ошибок во время выполнения упражнения, необходимо заканчивать практику следующим образом:

интенсивно потереть ладони;
разогретыми руками провести по лицу и ушам;
без особых усилий похлопать по волосам от затылка к макушке;
кончиками пальцев провести по волосам сверху вниз, прочесывая их;
тщательно потереть уши, чтобы они «горели»;
простукать ладонями по противоположной руке сверху вниз;
постучать по корпусу сверху вниз одновременно двумя ладонями;
спуститься постукивающими движениями по ногам;
постучать вверх по спине по линии позвоночника;
опять интенсивно потереть ладони и приложить их к телу в области почек, отдавая тепло надпочечникам.

Регулярное правильное и полноценное выполнение Большого дерева наделяет человека природной силой. Делает тело могучим и стойким, дух уверенным и крепким. Больные органы оздоравливаются, возвращается ясность мысли и желание жизни.


 

Стояние столбом

https://osteopsy.ru/2017/03/09/стояние-столбом/

мастер Чень Сяован

Стояние столбом (чжан чжуань) — важнейшая практика тайцзицюань и цигун. Выглядит просто, но на самом деле обычно уходит несколько лет на её освоение, даже при регулярных тренировках. Прикладной смысл в тайцзицюань можно проще всего объяснить так: формы становятся понятнее и получаются лучше. В оздоровительном аспекте тоже масса применений: декомпрессия позвонков и межпозвоночных дисков, тренировка корректной постуры, разгрузка поясницы и улучшение иннервации тазовых органов и проч. Самое быстрое и заметное — некоторая душевная гармонизация, умиротворение. Правильное стояние столбом прекрасно восстанавливает силы, помогает избавиться от тревоги, беспокойства и перенапряжения.

Проблемы верхнешейнего отдела отражаются на кровотоке головы, в результате могут возникать утомляемость, головные боли, вегетативные нарушения и панические атаки. Стояние столбом — один из простых способов снять напряжение с верхнешейного отдела. Для устойчивого эффекта нужны продолжительные и регулярные тренировки. Если проблема заметно сказывается на вашей жизни, то лучше всё же не пытаться разобраться с ней исключительно своими силами, а обратиться за помощью к неврологу, а затем — к остеопату.
Многие остеопаты используют эту и подобные ей техники для достижения так называемого «состояния нейтральности». Остеопат работает на пределе перцепторных возможностей человека. Очень важно, чтобы истинные ощущения не маскировались иллюзиями, ожиданиями остеопата («должна быть проблема вот здесь, я в книжке при такое читал»), его переживаниями и проч.Стояние столбом позволяет отключить «шум в голове» и воспринимать тело пациента таким, какое оно есть.

Для того, чтобы правильно выполнять стояние столбом, необходимо соблюдать одновременно много аспектов. Настолько много, что поначалу их нелегко запомнить, а отслеживать и перепроверять приходится всегда. Тем не менее, если хоть ненадолго подобрать положение тела идеально, то получится очень целостное и комфортное ощущение.

Итак, вот что нужно делать. По-простому, без названий каналов и точек. Версию с точками, потоками ци и объяснениями из китайских традиционных подходов можно найти можно найти в блоге учеников Мастера Шень Чжи.

  • Стоим прямо, стопы рядом, параллельно друг другу. Голова тянется к небу, выпрямленные пальцы рук тянутся вниз.

  • Сгибаем левую ногу и плавно отставляем её в сторону так, чтобы стопы оказались на ширине плеч. Опуская ногу, сначала ставим на землю большой палец, затем последовательно остальные до мизинца.

  • Присаживаемся ниже, сохраняя вертикальность корпуса. Одновременно плавно поднимаем расслабленные руки. Они не должны оказаться выше плеч.

  • Подтягиваем копчик к носу. То есть разворачиваем немного весь таз, приподнимая его передний край. Это создаёт натяжение позвоночника снизу и расслабляет тазобедренные суставы.

  • «Подвешивание головы». Представляем, что наша голова за макушку подвешена к потолку или к небу на веревочке. Мы можем висеть на этой верёвочке как цепочка грузиков на рыболовной леске. Такой образ помогает растянуть позвоночник ещё лучше и расслабить шею.

  • Чувствуем, что наши локти наливаются тяжестью и опускаются вниз. Руками как будто бы обнимаем ствол дерева, или большой упругий шар. Должно появиться ощущение упругой дуги, соединяющей наши руки через переднюю сторону тела.

  • Большие пальцы рук поднимаются вверх, мизинцы опускаются вниз, средние и безымянные пальцы «приклеиваются» друг к другу. После продолжительного стояние столбом их даже может быть нелегко «отклеить».

  • Расслабляем плечи. Это трудно. Да, всё предыдущее тоже не легко.

  • Грудину немножко углубляем внутрь, выгибая назад спину. Немного. Ровно настолько, чтобы почувствовать упругость дуги из двух рук и передней поверхности грудной клетки.

  • Строим аналогичную дугу из ног. Представляем, что колени сжимают упругий шар. В результате колени стремятся друг к другу, и одновременно бёдра немного направляются в наружную ротацию.

  • Расслабляем поясницу, «проваливая» её назад. Если это не получается, нужно посильнее подкрутить копчик в направлении носа и почётче «подвесить» голову, то есть растянуть позвоночник с двух сторон. Стоит проверить успешность своих действий, проведя рукой по области поясницы. Прогиба быть не должно.

  • Зубы сомкнуты, язык касается верхней челюсти за зубами.

  • Взгляд чуть выше уровня горизонта, стараемся воспринимать одновременно всё пространство на 180 градусов перед нами, не фокусируясь на отдельных объектах.
    180 градусов позади себя тоже добавляем во внимание, стараясь слушать, что там происходит.

  • Основная часть внимания при этом находится в области нижнего даньтяня. Это область внутри тела, которая проецируется на переднюю сторону в зоне примерно на два пальца ниже пупка.

  • Расслабляем мимические мышцы. Можно прикрыть глаза, но полностью лучше не закрывать.

  • Когда всё выше перечисленное выверено, остаётся последнее. Расслабиться, почувствовать что мы сидим на собственных ногах как на стуле, верх тела лёгкий, а низ наполенный, и его наполненность продолжается в землю, в которую мы как будто бы врастаем корнями как дерево. Сознание нужно освободить от мыслей.

Запомнить это всё с первого раза, а потом сделать — задача весьма трудная. Поэтому для упрощения можно поначалу делать это под диктовку, вот здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=d8Xu-ww4o0c

Рассмотрим чуть подробнее один аспект: ощущение подвешенности головы вместе с поджатием копчика к носу. Многих пугает последняя формулировка: как это сделать вообще? Вы представьте просто. Учитель Шень Чжи говорит так: художнику чтобы нарисовать цветок нужно сначала хорошо его представить. Чем лучше представит — тем лучше нарисует. Так вот, если представили хорошо — позвоночник растянется. Это же не физиологично, скажете вы. Лордозы и кифозы, амортизация… Само собой! Смысл не в том, чтобы избавиться от физиологических изгибов. Растягивая позвоночник вы вводите в напряжение мышцы и фасции, удерживающие его. Декомпрессируете позвоночник и одновременно даёте возможность окружающему его миофасцию реорганизоваться. Для мышц это означает нормализацию тонуса, избавление от фибротизации. Для фасций — реаорганизацию их коллагеновой структуры. В результате, грубо говоря, задеревеневшие структуры вокруг вашего позвоночника становятся мягче.

Под руками остеопата в вашем теле происходит то же самое, причём зачастую быстрее, ведь не нужно долго учиться правильно стоять, регулярно выделять время на тренировки… Тем не менее, опыт контроля над собственным телом нельзя заменить ничем. Мозг интегрирован в наше тело, он учится на обратной связи от него. Сложная физическая активность, такая как ушу, йога, и подобные им, изменяют сознание и образ мысли. Это категорически увлекательно, и стоит затрачиваемого времени, я думаю.

Если всё-таки нужно и что-то попроще, но тоже с приятной декомпрессией позвоночника, то просто изо всех сил потяните макушку головы вверх, стараясь ощутить как у вас отдаляются друг от друга шейные позвонки, потом грудные… и дальше, если получится. Можно для этого даже не вставать. Если вы долго работаете сидя — лучше почаще вспоминать об этом простом упражнении. Плечи станут помягче, кровоснабжение головы — получше. А значит, и работоспособность, и настроение.

 

 

 

 

ИЛЬЯ АРТЕМЬЕВ
УДДИЯНА или ПУТЬ ИСКУССТВА

..........

- Теперь дыши животом, понемногу все больше и больше расслабляя ноги. Следи за солнечным сплетением. Через некоторое время ты почувствуешь, как ноги наполняются теплом. Просто разреши энергии опуститься вниз. Представь, что в животе у тебя резервуар, и ты открываешь нижнее отверстие. Дай теплу уходить в землю через ноги, прорастай. Это будут твои корни. Пробуй!

Я тужился, но, даже добившись смутных ощущений в солнечном сплетении, дальше продвинуться не сумел. Ноги начали затекать, в животе возникла тяжесть.

- Ладно, - бросил Халид, вдоволь насмотревшись на мои мучения. - У тебя хорошее тело, но сейчас оно тупое, как деревяшка, и очень неподатливое. Много шума в голове. Она у тебя похожа на трансформаторную будку. Расслабься. Встань ровненько и перенеси вес тела на переднюю часть ступней. Чуть-чуть согни колени.

Опусти руки - пусть висят свободно. Подвигай плечами - они у тебя будут как бы подвешены. Расслабь шею. Дай энергии свободно течь от линии волос вниз по позвоночнику. Теперь поищи центр тяжести. Попробуй поиграть с ним - медленно переноси его в разные стороны: вперед-назад, влево-вправо. Давай!

В какой-то момент я действительно поймал очень воздушное ощущение. Тело стало легким, ноги не затекали, руки и плечи напоминали члены куклы-марионетки. По спине струилось приятное покалывание и медленно уходило в ноги. Я наслаждался совершенно новым для меня состоянием. В голове наступило нечто, похожее на прояснение: мысли угомонились, появились ясность и умиротворение. Наблюдая за мной, Халид одобряюще улыбался.

- Вот видишь, все получается. Главное - не спешить, делать все понемножку, постоянно возвращаясь к пройденному. Запомни это состояние, вернее, попроси свое тело запомнить его. Информация отложится в клетках. Вспоминай эти ощущения перед сном, в полудреме, и благодари свое тело за то, что оно подарило тебе такую удивительную возможность.

........

Вскоре мы достигли ближайших деревьев.

- Разувайся, - скомандовал он. - Постой немного на траве, пусть ноги подышат.

Влажная трава неприятно холодила ступни. Перед глазами встал призрак скорой простуды.

- Ну что ты за курица! - неприязненно бросил Халид, словно читая мои мысли. - Откуда столько страхов? Учись доверять телу. Оно гораздо здоровее, чем ты думаешь. Твой страх препятствует нормальному течению энергии - отсюда и болячки. Вот сейчас ты наглухо запер энергию в животе - она вся сбилась в плотный комок. Ну-ка, подыши!

Я принялся медленно и глубоко вдыхать-выдыхать. Постепенно ноги стали теплыми, мокрая трава больше не доставляла дискомфорта, приятно лаская подошвы.

- Вот так бы и всегда, - Халид был удовлетворен. - Сейчас ты будешь учиться первому упражнению. Оно называется "врастание". Стань, как я тебе показывал.

Я перенес вес тела на носки, "подвесил" плечи и почувствовал центр тяжести.

- Опускай энергию в ноги. Подожди, пока поток станет явным, осязаемым. Теперь разреши потоку свободно уходить в землю, как бы пуская корни. Наблюдай за этими корнями - сколько их, как они выглядят, их цвет, фактура, длина, быстро или медленно растут, крепкие или слабые. Не торопись, доверяй процессу. Рано или поздно энергия найдет выход, и начнется "врастание".

Я сосредоточился на подошвах. Действительно, сквозь них в землю уходил едва заметный поток, похожий на несколько слабых корешков серого цвета. Они были маленькие и жалкие, но быстро росли. Через некоторое время на них стали появляться какие-то волоски, как на настоящих корнях растения. Корней стало больше, и они изменили цвет на более темный, сделались прочнее, уверенно вгрызались в почву.

- Отлично, - констатировал Халид. - Обрати внимание: расти надо не из ног, а из живота. Представь: центральный корень начинается в солнечном сплетении, а вверх и вширь от него расходятся ветви. Это тысячи твоих нервных окончаний, кровеносных сосудов, мышцы, кости. Попробуй одновременно расти вверх и вниз.

Неожиданно мне стало смешно. Я представил себя настоящим деревом, и подростки вырезали на моей коре ножиком какие-то слова. Халид заметил мою улыбку:

- Продолжай в этом настроении. Вообще, старайся использовать для работы любое состояние сознания. Ты можешь быть грустным деревом, испуганным деревом, задумчивым деревом, злым деревом. Каждое из них по-разному шумит, по-разному растет, по-разному пьет соки из земли. Прислушивайся к изменениям, наблюдай их и запоминай.

Я полностью погрузился в эту своеобразную медитацию. Тело сделалось легким и устойчивым одновременно, исчезла скованность, но в то же время я казался себе могучим и непоколебимым. Где-то внутри присутствовала спокойная сила - похоже, она поступала по моим "корням" из почвы.

- О, да ты уже начал "сосать"! - воскликнул Халид. - Учись пить сок земли.

Это незаменимая вещь - она исцеляет любые болезни и может изменять твое тело на клеточном уровне. Поймай ощущение "сосания", обязательно поймай и запомни! Когда научишься, не нужно разуваться - необязательно даже стоять на земле. Ты можешь лететь в самолете и спокойно пускать корни - при хорошей тренировке они мгновенно достигнут почвы. Кстати, - Халид приблизился ко мне и как в прошлый раз легонько наподдал плечом. Я даже не почувствовал. - Вот тебе и урок устойчивости. Вспомни - в прошлый раз ты был как мешок с дерьмом - но не простой, а ужасно напряженный мешок. Выбить тебя из колеи не составляло никакого труда.

- А сейчас? - поинтересовался я.

- Проверим, - заговорщически шепнул Халид. - Смести-ка центр тяжести.

Я начал клониться вперед, следя, как бы не упасть.

- Неправильно, сын мой, неправильно! Опять тормозишь тело, опять боишься. Дай центру тяжести двигаться так, как он хочет, не дрейфь. Будет очень интересно.

Я поплыл вперед. Тело медленно наклонялось над землей, сохраняя позвоночник выпрямленным. Когда я достиг угла в 45 градусов, прямой как стрелка, с подошвами, упруго стоящими на земле, что-то екнуло в груди, ужаснувшись необычности ощущений, и я моментально упал. Было очень стыдно.

- Брось! - Халид широко улыбался, скаля желтоватые крепкие зубы. - Опять ты думаешь не о том, обсасываешь неудачу. Ты вообще представляешь, что ты сейчас сделал? На минуточку, нарушил законы физики. Вашей, человеческой физики.

............

С некоторых пор я начал регулярные тренировки. Разумеется, ни о каком ноже речи не было; мы отрабатывали правильное передвижение и "врастание". Удивительно, однако я научился ходить очень легко и периодически пренебрегал троллейбусом.

Состояние во время ходьбы было замечательным: я как будто не чувствовал тела, не управлял им - оно двигалось само по себе. Не зря Халид обращал мое внимание на позвоночник - он словно ожил, стал гибким, но самое главное - я заметил движение энергии. Поток волнообразно шел от корней волос к кобчику.

"Врастание" тоже дало свои плоды. Тело чувствовало себя гораздо здоровее, исчезли обычные простуды, прекратилась давно мучившая меня изжога. Я практиковал "врастание" каждый вечер по часу-полтора; на это время я словно выпадал из окружающего мира, погружаясь в чувство "корней". Периодически Халид интересовался моими результатами.

- "Врастание" - это сердце всех практик, - как-то сказал он. - Люди болтаются по миру, как мусор, их носит туда-сюда, они лишены центра, основы.

Отсюда болезни, отсюда душевные драмы, самоубийства. Дело здесь не в упражнении

- просто эта форма подходит тебе. Главное - чувство корней, чувство глубины.

На самом деле, корни идут не в землю - ты умный, наверняка и сам догадался. Они идут вовнутрь, в тебя. Их притягивает твой центр, точка, вокруг которой собирается человеческое существо.

- Точка сборки? - помянул я Кастанеду.

- Называй как хочешь. Главное в том, что центр - это место, недосягаемое ни для ума, ни для чувств. По сути, там вообще ничего нет и делать там нечего.

Однако всякое действие или мысль должны начинаться именно там, а не на периферии. Вне центра - суета, шум, бесполезная трата сил.

- По-твоему, "корни" нужно пускать в центр?

- Что-то вроде. Скажу одно: ум сделать этого не в состоянии. Корни сами найдут дорогу, надо только указать им верное направление. И не торопить.

................