Логос музыки

Музыка является языком прямого взаимодействия чувств и разумения. И поэтому язык музыки понятен всем человекам. Музыка - это универсальный язык человечества, корнеслогами которого являются пропорции музыкальной гармонии.

Здесь представлены основные результаты идеального исследования музыкального строя: качественное уточнение природного строя, уточнение Пифагорова строя и советы любителям музыки. Полный текст исследования находится здесь: История музыкального строя и начала музыкальной грамоты.
 

Природный строй музыки

Природный строй был открыт Хором.

Хор открыл первый способ качественного познания мира: диалектику круговорота 4-х стихий. И с его помощью исследовал звучание своего голоса и тела.

Тело человека подобно струне, воспринимающей гармонию (жар манящий) Земли и Небес. Природа стихий требовала разрешения гармонии в 8-звучие: 4 первостихийных тона и 4 связующих-переходных тона. Первое деление было самоочевидным: тело-струна делится пополам - согласно равновесию земной и небесной стихий; а каждая половина тела делится на восьмушки.

Строй маковка рот бронхи сердце солнечное сплетение поясница крестец мочевик копчик
стихийный 1 1,125 1,25 1,375 1,5 1,625 1,75 1,875 2
        длина 1 8/9 8/10 8/11 8/12 8/13 8/14 8/15 8/16
натуральный 1 1,125 1,25 1,333 1,5 1,6 1,8 1,9 2
современный 1 1,122 1,26 1,335 1,498 1,587 1,782 1,888 2

Здесь частота звука открытой струны равна 1.

Мудрость Хора проявилась здесь в том, что он делил не пространство - а именно звучание=тонкость звуков, проявив заодно и точную связь пространственного и тонкостного деления.

Так появился первый музыкальный строй из 8 тонов и согласно ему творилась и исполнялась первая музыка. Затем Хор обнаружил возможности созвучий и изобрел многоголосное пение = хор.

И до наших времен хором называется созвучие 8 или более голосов. И в латинском обозначении нот тоже сохраняется восьмиричность.

Хоров хор начинался с земной топотной ноты и соответствующего низкого голоса и поднимался к небесам, где опорой-первонотой становился хлопок ладоней. 
 

Но через некоторое время в душе Хора созрело чувство некоторой несоразмерности хоровой музыки и гармонии тела. Решая эту задачу он натягивает на ровную палку струну, чтобы уточнить пропорции. Попутно - по аналогии с хоровым пением - изобретает 4-х струнную кифару и многострунную арфу.

Довольно быстро Хор нашел природные созвучия и сердечный сдвиг в гармонию.

Сдвиг этот требовал качественного объяснения и Хор вновь и вновь играл со струной, пока не обнаружил простую суть.

Первостихиям соответствовали точки струны, в которых прямое и обратное звучание совпадали качественно. То есть: прижимая струну в этих точках, мы получаем с обеих сторон от точки одинаковое качество звучания. Такие точки получались делением звукового диапазона пополам:

точка опоры 0 1/2 - 1/2 2/3 - 1/3 4/5 - 1/5 8/9 - 1/9 16/17 - 1/17
прямое звучание 1 2 1,5 1,25 1,125 1,0625
обратное звучание 1 2 3=1,5×2 5=1,25×4 9=1,125×8 17=1,0625×16

Получив точные звуки первостихий Хор принялся за поиски звукопереходов. И здесь решение было простым: обратное звучание переходного звука должно попадать в звук первостихии. И Хор обнаружил, что эти звуки являются обратными к удвоению тонкости первостихийного звука.

Здесь тонкость слуха можно дополнить точным рассчетом f2=f/(f-1) для переходных звуков и f2=2nf/(2nf-1) для интонационных, где n - числа 1,2,3...

Так получается природный звукоряд, в котором явь звука совпадает с навью или дополняется-строится навью. В нем 8 звуков.

1   1,125 1,2 1,25 1,333 1,5   1,667   1,8   2
1 1,0625 1,125   1,25   1,5           2
  1,89 1,8 1,2 1,667 1,333 1,2   1,667   1,8 1,89 1,333
      1,7143   1,6   1,6   1,7143      
                1,4286   1,3846 1,36  
+ 1,0625     1,36 - 1,3846 - 1,4286   1,6   1,7143   1,89  

Если продолжить Хоров подход (смотрите нижнюю табличку), добавив 1/16 и замыкая переходные звуки, то мы получим более полные природные звукоряды из 12 и 15 звуков. Симметрия звуков здесь неформальна - их симметрия существенна. Первостихии создают устойчивые звуки, переходные звуки разрешаются в первостихии и в глубине зреют интонационные звуки.

В полном строе можно слышать звуковые стихии и дышать их потенцию.

Это идеальный строй = В нем волшеба и благоть.

Хоров лад был предназначен в первую очередь для сообщного хорового пения. И его 8-ричная основа используется до сей поры в церковных хорах - в обиходном строе (с некоторыми отличиями).
 

Хоровое пение продолжалось и всегда было открыто природной гармонии.
И вы можете петь и познавать гармонию, следуя природному ладу.

А инструментальщики получили сегодня принципиальную возможность гармонизации своей музыки: компьютер позволяет строить природный лад с любой ноты и позволяет строить полный природный лад. Да помогут вам программисты.
 

Пифагоров строй

Историю современной равномерной темперации звукоряда любят начинать с воспоминания о Пифагоре. Если последовательно брать квинты и обращать их назад на октавы (×1,5 / 2), то мы постепенно получим все 12 звуков. Но здесь мы сталкиваемся с ладовой несоизмеримостью чисел 1,5 и 2, что порождает Пифагорову комму - разницу между восходящим и нисходящим вычислениями. Другими словами: в квинте 7 звуков, а в октаве 12 звуков; но 12 квинт не равны 7 октавам: 1,512=129,75 ≠ 128=27.
Поэтому гениальный Веркмейстер...

С другой стороны: распространено мнение, что Пифагор использовал либо 8-ричный строй, либо 10-ричный строй - так как обожал десятку. При чем тут строй из 12 звуков? В чем тут дело? - Ну да ладно.

Попробуем воспользоваться перводеей Пифагора прямо.
С учетом новых знаний.

Итак перед нами задача равномерного гармоничного распределения звуков.

Суть современной темперации - это извлечение корня 12-степени. При этом в основе лежит октавная двойка и ее полутоновая производная 1,0595. Отсюда и начнем.

Основа Пифагора - Пемптон, или 8 звук. Поэтому полутоновый интервал будет равен корню 7-й степени из 1,5 = 1,0596. Получаем следующую таблицу:

Пифагоров равномерный строй
1 1,0596 1,123 1,19 1,261 1,336 1,416 1,5 1,589 1,684 1,785 1,891 2,0039
Современный равномерный строй
1 1,0595 1,122 1,189 1,26 1,335 1,414 1,498 1,587 1,682 1,782 1,888 2

Вот и все:
• в основании ряда лежит чистая квинта
• "ошибки" ряда заметно меньше чем обычно представляется: когда считается погрешность на 7 октав
• можно настраивать обычный рояль и "почти" настраивать обычную гитару

Критичный читатель может:
• вспомнить, что натуральный звукоряд отличается от современного поболе - и ведь ничего, приспособились
• вспомнить о зональном слухе
• вспомнить, что интервал в 2-3 октавы звучит не вполне гармонично
• подумать о физичности сдвига: если зажать струну пополам, то она будет звучать чуточку выше чем вдвое: за счет дополнительного натяжения, за счет уменьшения относительной площади опоры
• подумать о законах восприятия: каждый звук чуть напрягает звуковую матрицу восприятия и она слегка округло прогибается, создавая тягу к чуточку более высоким переходам
 

А любителей можно просто поздравить. Во-первых: такая настройка проще и устойчивей (настраивайте по квинтам и аккордам - доверяясь своему чувству гармонии и новому знанию). Кстати: греки считали, что лира Орфея была настроена по Пифагору. И здесь сила: теперь инструмент отпускает вас на волю. Теперь можно перестать искать-терзать в нем скрытую гармонию-дисгармонию и - наконец-таки - сосредоточиться на душевном приятии мировой гармонии.

Потому что в гитаре-фортепиано-трубе нет гармонии - здесь есть только строй; гармония живет наружи и приять ее можно только человечьей душою.

Учтите силу привычки: музыка льется отовсюду и в нас накопилось гигантское количество образцов равномерной темперации. И учтите силу мысли. Сегодняшний строй замкнут дважды: на резонанс двойки и на равномерную двоичную темперацию. Отсюда мыслетяга попасть в перекрестие мишени и отсюда ощущение завершенности правильной настройки. Новая настройка чуть открыта, чуть необычна... но назад пути нет: ведь сколько не ищи гармонию в двойке - здесь ее нет: это то же самое что строить квадратуру круга.

Поиграйте в чистых квинтах и пообвыкнув вы почувствуете, что душа потихонечку раскрепощается... и тело и чувство и голос и душа... добреют-хорошеют.

Пифагоров строй возвращает ВЕРУ:
веру в гармонический закон.
 

Музыкальная перводея

А пока дело делается (смотрите предложения полного текста) можно посоветовать любителям следующее:
• выбор гитары: обратите внимание на львовскую Renome (90-100$) и канадскую Art&Lutery (230-280$)
• настраивайте гитару по квинтам и аккордам
• для развития тонального чувства ежедневно в течение получаса подбирайте - голосом и струнами - одну мелодию (не ищите гармонию в гитаре - ищите гармонию в своем голосе и теле)
• для развития гармонического чувства подбираем аккорды и их звучание, опираясь на свой голос и тело
• купите хороший самоучитель - например Владимира Манилова - и планомерно, четко придерживаясь рекомендаций, освойте его уроки (это самый здравый путь сегодня) - это займет 3-4 месяца
• занимайтесь только в хорошем настроении: делайте перед занятием 10 минутную общую зарядку и легкую силовую разминку пальцев-кистей до и после уроков
• дополнительные уроки вы найдете на сайтах www.7not.ru  и http://host.km.ru

Новое чувство должно созреть. Ориентируйтесь на 25-40 занятий для проявления нового чувства: Пифагоров строй (настройка гитары), Чувство мелодии, Чувство гармонии. Объем занятия задается ситуативным объемом от 10 до 25 минут: больше = лучше.

Критерий верности: улучшение самочувствия: если кпд мыследействия выше 100%, то и новое чувство зреет и самочувствие улучшается в каждом занятии.

Назову секрет еще раз: не в гитаре счастье - опирайтесь на тело и голос.
 

Для развития мелодического чувства лучше использовать безусловные гармонии: смотрите мой список песенных гармоний. Одно занятие - одна мелодия. Сначала голосом подбираем тональность: выстраиваем самые высокие ноты, затем самые низкие, затем срединные. Сформировав таким образом собственное чувство мелодии-песни подбираем затем мелодию на гитаре. Ориентир простой: логос мелодии устойчив при растяжении: то есть ищите ускользающие переходы медленно. Одно занятие - одна мелодия. Важен не результат - важен объем хорошей душевной энергии. Поэтому на следующем занятии подбираем следующую мелодию-песню.

Начинающим советую все мелодии подбирать на 5 струне, при целесообразности залезая порой на 4 и 6 струны. Ваша основная октава: от открытой струны до 13 лада. Когда чувство накопится - оно само выйдет наружу и постепенно охватит всю гитару. Тот же подход - от простого - советую применить и к аккордам: начните с простых аккордов первых ладов (минор, мажор, септа).

Ваша цель: формирование чувственной матрицы мелодии. А чувство как известно не терпит насилия. Поэтому не спешите, дайте чувству созреть самому, в течение 25-40 занятий. Уже через несколько занятий вы обнаружите, что мелодии подбираются легче и естественнее. Поэтому не беспокойтесь о результатах первых занятий - они автоматически улучшаются по мере проявления и развития общего чувства. Формируйте матрицу полным списком мелодий.

Первое чувство - это чувство Пифагорова строя. Поэтому разумейте спокойное доброе накопление настроек гитары и чувство проявится само.

Квинта - это звуковой диапазон между открытой струной и 7 ладом и наоборот; между 1 и 8 ладом и наоборот. Вы должны запомнить квинту чувственно и использовать ее в пострунной настройке вверх и вниз. После настройки квинт возьмите несколько любимых аккордов и - если где-то обнаружится звуковой нелад - поправьте настройку.

Следующий этап - мелодическое чувство. Когда оно сформируется вы автоматически научитесь быстро и точно подбирать мелодии (основа импровизации), проявите линии всех этих мажоров и миноров (мелодические законы) и проявите чувственную мелодическую ткань между различными мелодическими логосами (основа творения мелодий).

Следующий этап - гармоническое чувство: пение + аккомпанемент. Подход тот же: опираемся на душу и голос, добавляем аккорды, добавляем краски-нюансы-ладности ритма-перебора. Доверяйте своим чувствам и своему телу.

Но помните и о целях: ведь вы поете не только для себя. Ваше пение должно быть гармоническим антиэнтропийным процессом, воспринимая и настраиваясь на который человекам будет становиться лучше.

Поэтому принимайте вниманием всю окружающую ситуацию вместе с живыми слушателями и стройте гармонию стихий: Небес, Земли, всех Человеков и всех Звезд и всей Природы. Все это - естественно - должно соединяться вашей живой и довольной и цельной личностью.
 

И еще раз о роли дисциплины.
Фундамент ваших успехов = хороший тонус + доверие чувствам + недельное планирование.
Полгода дисциплины и вы будете весьма довольны результатом - довольны на всю жизнь.
 

Безусловные песенные гармонии

Утро туманное, Амурские волны, Любовь нечаянно нагрянет, Журчат ручьи, Налей дружок по чарочке, Когда простым и теплым взором, Хочется-хочется синих-синих волн, Белой акации гроздья душистые, Песенка о медведях, Чунга-Чанга, Никого не будет в доме, Журавль по небу летит, На Тихорецкую, Вальс-Бостон, Есть город золотой, Последняя осень, Далеко (Сюткин), Через годы (Витас); Гарик Сукачев - Осень она не спросит, Дроля мой, Ночь светла, Знаю я есть края, Месяц май.

Используйте лучшие гармонии при развитии музыкального чувства - их мягкий заряд и качественная глубина являются вашим наипервейшим внешним ресурсом.

 

Полный текст находится здесь:
История музыкального строя и начала музыкальной грамоты.
 

Да прибудет нами волшеба во благоть.
Артур Васильев.

Hosted by uCoz