Управление рынком

Проектов восстановления и модернизации экономики – множество. Здесь широкое поле для новационных экспериментов –  технологии управления, межобластная кооперация, кооперация города и села, управление рыночной стихией. Последнее считается критичным в сравнении государственного и частного подхода. Удивительно только то, что конкретные корпорации почему-то успешно справляются с этой "принципиально неуправляемой извне" саморегулирующейся стихией, а государству это запрещено. Основа этой иллюзии – закон спроса и предложения, первый закон западной экономикс, представленный в графическом виде знаменитым Маршаллом.

В реальном производстве с увеличением тиража себестоимость уменьшается, на графике - растет. Отсюда в несколько шагов получается макроэкономический бред про то, что если валюта рухнула - то это замечательно для производства. Как для экспортеров, так и для местных производств. Посмотрите на левую часть графика и попробуйте вспомнить или нафантазировать товар, который производитель готов производить малым тиражом по низкой цене. Затем сдвиньтесь в правую часть и представьте производителя, который готов выдавать большие тиражи товара только по очень высокой цене. Очевидно, кривая предложения на этом графике не более, чем мыльный пузырь.

И вот эта фиктивная схема используется в государственном управлении экономикой.
На радость крупных производителей.

К реальным продажам на графике относится узкая область встречи спроса и предложения. Остальная часть графика (слева и справа, 90% длины кривых) – это зона предполагаемая, вероятная, потенциальная.

Что такое кривая предложения? – Производители планируют выпуск товара загодя, составляют бизнес-планы (планы продаж) опирающиеся именно на кривые спроса. Совокупность бизнес-планов всех предприятий в данной товарной области – это и есть кривая предложения. Полностью согласная с кривой спроса!!!

На типовых рынках только производитель может менять цену - увеличивать ее или уменьшать. Продавцы следуют этим изменениям. Покупатель же может либо купить товар, либо не купить. Речь о реальном рынке и конечном покупателе (то есть о населении). Смотрите также страницу "Вопросы и Ответы". В итоге все мы имеем более-менее постоянную инфляцию, цены растут. В первую очередь, благодаря крупным корпорацим.

Реальный график определяется Себестоимостью (производственным реалом).
Спрос более-менее тяготеет к реалу. Оранжевым пунктиром обозначен чистый свободный спрос.
Предложение также определяется Себестоимостью + к ней добавляется ощутимое вознаграждение за талант/предприимчивость/удачу/положение на рынке.

Важно. Спрос и Себестоимость уже включают в себя разумную прибыль производителя. Торговые издержки распределены примерно поровну между спросом и себестоимостью.

Дистанция между Предложением и Себестоимостью - это сверхприбыль производителей (и торговли).

 

Предложение (желание производителей и прежде всего мировых корпораций) вытягивает Спрос к себе, за счет
а) монополии
б) манипуляций ценами и качеством/ассортиментом
в) рекламы

Чистый Спрос соответствует пунктирной оранжевой линии.
Себестоимость - это чистое Предложение.
Пересечение Спроса и Себестоимости - точка открытия нового рынка.

В зоне стыковки Спроса и Предложения несколько логистических ступеней соотношения "качество/цена" товара, соответствующих экономичным, классическим, стильным и этичным (корпоративным) товарам. Ступени эти соорганизованы таким образом, чтобы образовать внутренний круговорот продаж/покупок.

Фактор монополии - это не только доля рынка, это прежде всего сговор корпораций между собой и с государством и принятие системы законов, стандартов и условностей в пользу корпораций (за счет, естественно, населения). Две базовые условности - доля зарплаты в товаре и степень рыночного риска – фиксируемые в минимальных уровнях оплаты труда и условиях кредитования. Плюс стартовый барьер входа в рынок с нуля для новичков, фиксируемый в сложности законов ведения бизнеса и величине+структуре средней налоговой нагрузки.

Естественное превышение цены спроса над себестоимостью в правой части – фактор финансирования модернизации (дальнейшего улучшения товара/технологии) и финансирования занижения цены спроса в левой (инновационной) части для приближения точки открытия нового рынка.

При этом надо понимать, что любой товар должен пройти полную эволюцию до конечного гражданина-покупателя. Например, самолеты и запчасти для них, как товар, проходят полный экономический цикл, когда население покупает авиабилеты в течение срока амортизации. Если билет покупает предприятие, то цикл продлевается на цикл этого предприятия. То есть, все в конечном итоге сводится к базовым потребностям живого человека и к его живому труду. С другой стороны, все эти товарные цепочки полного товарного воспроизводства складываются в соответствующий цикл воспроизводства капитала. С этими цепочками капитал растягивается на весь доступный торговцам рынок и на весь цикл обновления инфраструктуры (15-20 лет).

Уровень современного управления экономикой/спросом ограничен масштабом крупной области (типового европейского государства типа Швеции-Италии-Австрии...). Этим пользуются корпорации крупных государств и транснациональные корпорации, которые расширяют полосу "Продажи/Покупки" вправо за счет расширения рынка вовне областного масштаба, получая тем соответствующий сверхнавар. Этот сверхнавар по существу принадлежит населению (как и весь рынок) и может возвращаться населению за счет прогрессивного налога на большие доходы, за счет государственных производств уже освоенных технологически товаров в больших государствах и за счет пограничных пошлин (50/50 сверхнавара) для внешних транснациональных компаний.

Три закона экономики

Согласно общей модели сформулированы три основных закона экономики.

1. Закон довольного соотношения "качество/цена" товаров.

Этот закон ставит на первое место покупателя.

Уровни спроса: экономично, рационально, стильно, этично. Эти уровни выделяются согласно S-образной кривой довольного соотношения "качество/цена" товаров, как единства потребительской, меновой и денежной стоимости товаров.

2. Закон себестоимости, спроса и предложения.

Жизненный цикл товаров. В экономикс кривая предложения перевернута, то есть фальшивая. Отсюда проблемы в государственном управлении, где она используется. До стыковки спроса и предложения имеем инновационно-инвестиционный этап прогресса.

3. Закон насыщения рынка и переноса живого труда и капитала в инфра-структуру.

• Первый закон уточняет закон стоимости Маркса, делает его практическим.
• Во втором законе кривая предложения обретает свой естественный вид и проявляет механизм эксплуатации производителями покупателей. Это манипуляции крупными корпорациями соотношением "качество/цена" товаров: так в сфере экономичных товаров системная недостача качества составляет ~10%, в сфере рациональных товаров (классические массовые брэнды) системная переплата составляет ~20% и т.д.
• Третий закон - это расширение и уточнение Тенденции нормы прибыли к понижению, следствием является опережающий рост капиталоемкости инфраструктуры по мере качественной прогрессивной дифференциации общественного труда. Расстыковка спроса и предложения происходит за счет прогресса и организационно-технологической замены товара, удовлетворяющего соответствующую потребность. Это второй (системный) механизм эксплуатации покупателей крупными корпорациями – они формируют финансовую инфрасистему, скидывая риски и расходы по созданию организационно-технологической инфраструктуры на государство, добавляя сюда инновационно-инвестиционные риски обновления товаров и присваивая большую часть прибыли, полученной за счет общего прогресса (с помощью присвоения прав на технологии и удлинения финансовых рычагов, при этом государственные финансовые рычаги искусственно ограничиваются, а риски фундаментальных исследований и удлинения рычагов скидываются опять-таки на государство, в том числе за счет волн инфляции).

Все законы составляют единое целое. Первый закон соответствует категории Управления. Второй - Организации. Третий - растущей Силе.


 

Соотношение "качество/цена" товаров

Альтернатива рыночной стихии открывается в исследовании зоны реальных "продаж/покупок". Основой здесь является рационально-точное измерение качества товаров. Измерение проводится в полной товарной группе (товары-конкуренты) в фокус-группах лиц с точной/адекватной самооценкой (по минимуму это те, кто хорошо проходит моторный тест на связь умственного планирования с телесным действием). Участники измерения исследуют товары на основе карты их технических характеристик, уточняя вес этих характеристик в целом с интуитивным учетом цены. В результате получается весовая функция качества товаров данной товарной группы, позволяющая получить соотношение "качество/цена" в виде цифры.

Речь идет о качестве, которое подчиняется законам целого.
1. Доминанта.
2. Полнота.
3. Динамическое единство.
4. Системный макро-микро баланс.

Например, голодный думает: что-нибудь съесть, неважно что, годится почти любой продукт. Уровень главной функции, характер экономичных товаров. Годится любой утюг, лишь бы нормально гладил.

Затем самочувствие и организм дают обратную связь и доминанта уступает верховенство полноте. Питание должно быть сбалансированным – хотя бы первое, второе, десерт. Уровень классических товаров, утюг снабжается регулятором температуры, водяным паром, неприлипчивой подошвой.

Но вот голод позади, сбалансированность продуктов в норме и хочется чего-нибудь такого... вкусненького и необычного одновременно. Уровень стильных товаров, утюг обретает более удобную для глажки-руки форму, добавляется приятный глазу необычный дизайн: раскраска, формы, фактура материала, симпатичность деталей. Здесь легко ошибиться с непривычки, съесть что-то вкусное и потом дождаться коликов или аллергии. Или купиться на внешнюю красоту и моду и обнаружить, что новый красавец утюг весьма капризен в работе или часто ломается. Суррогаты товаров имеются в любой товарной нише. Настоящий стильный товар – это всегда избыточное качество, вырастающее из функциональной полноты. Стильное качество всегда многогранно, конечно есть главная уникальная особенность, но и в остальных гранях общего качества (других функциях) он и хорош и слегка уникален.

Мир стильной еды открывается постепенно, вытягивая на свою высоту и базовую доминанту (кишечник в полном порядке) и органическую и культурную полноту качеств питания. И открывается новая дверь – во внешний мир и на уровень клеточных микромиров. Бокал вина, небольшая сырная нарезка и кусочек хлеба. Вот и весь обед – вкусный и вполне питательный. Но все компоненты стильной еды уникальны, требуют избытка усилий или денег (в том числе расходов на атмосферу). Проявляются проблемы внешние – в обычном кафе вас так не накормят, в гостях тоже через раз, когда вы сами кормите гостей проявляются противоречия - например давай вина и сыра побольше, а они дорогие. Проявляются проблемы внутренние - все-таки природа готовила нас к любой пище, а не только вкусной. Дисбаланс грубого разнообразия вкупе с обострением чувственности ведет к занятным уникальным "заболеваниям". В этом новом мире приходится взять себя в руки и опереться поначалу на безопасность, компромисс между надежностью и вкусностью. Это проверенные временем вина, продукты и рецепты. В случае утюгов – это выбор парогенератора (стиль) и ставка на известный брэнд (причем модель не из дешевых).

Законы целого.
1. Доминанта.
2. Полнота.
3. Динамическое единство.
4. Системный макро-микро баланс.

Зайдите в дешевый магазин и зайдите в приличный (не элитный, а приличный). Ценовая стратегия конкретного магазина может быть разнообразной донельзя. Но в среднем дешевые магазины делают ставку на низкой цене и большом обороте. При этом товары данной группы характеризуются тем, что здесь покупатель системно недополучает примерно 10% ожидаемого качества. В приличном магазине он получает желаемое качество, но системно переплачивает примерно 20%.

Все естественно познается в сравнении: минимальный диполь "экономичные-классические товары", границы соотношения "качество/цена" задаются экономичными ценами и классическим качеством. Довольное соотношение "качество/цена" опирается на этот идеал с некоторой субъективной поправкой на справедливость (хороший выбор).

В сфере стильных товаров (модных, особых, элитных, инновационных) системная переплата составляет 30-100%. При этом зачастую покупатель получает избыточное качество, которым не воспользуется никогда, но которое как бы оправдывает цену.

В сфере корпоративных/этичных товаров переплата за надежность и качество составляет в среднем около 50%, но может достигать и 200-300%. Это даже выгодно для корпораций, так как эти затраты системно включаются в рост их капиталоемкости. Но, естественно, и они в конечном счете оплачиваются по большей части обычными покупателями-населением.

Здесь мировой всеобъемлющий характер капитала необходимо дополнить всеобъемлющим мировым характером современных товаров. Если вы войдете в образ Шерлока Холмса, то легко обнаружите в обыкновенной банке шпрот и бумажно-полиграфическую индустрию и судостроительно-рыболовную индустрию и всю историю и современную технологию промышленной кулинарии и все технологии управления и продаж и все базовые сырьевые отрасли. Совокупность всех технологий и вся история их развития вместе с мировым растяжением капитала в пространстве и во времени образуют +Абсолют мировых реальных процессов расширенного воспроизводства человеческой цивилизации. "Плюс" здесь обозначает творческий характер организационно-технического прогресса, львиную долю плодов которого присваивают себе транснациональные корпорации.

При этом системные неопределенности в соотношении "качество/цена" товаров не просто вызывают устойчивую хроническую неудовлетворенность каждого покупателя. Они благодаря рекламным, ценовым и ассортиментным манипуляциям корпораций направлены на рост жаждущего потребления их же товаров. Тут стоит вспомнить исследования старения человека. 100 лет назад Иван Павлов исследовал возможности адаптации и старения человека на уровне органов и сделал вывод, что ничего не мешает человеку жить до 150 лет. Этот вывод по сей день никто не смог опровергнуть. Но на практике все усилия ученых и энтузиастов здорового образа жизни натолкнулись на непреодолимую преграду, которую ученые опредмечивают в форме роста свободных радикалов в клетках, сопутствующей системной расбалансировке подсистем организма, укорочении теломер и т.д. Но соответсвующие этим опредмечиваниям меры ничего существенного не принесли, а мнимый ген старости и смерти или большие биологические часы так и не обнаружены. Всеобъемлющий мировой характер капитала и содержания товаров позволяет негативным неопределенностям в соотношении "качество/цена" товаров дотянуться до любых уголков сознания и подсознания любого человека и похоже такое системное воздействие на человека объясняет, почему прогноз Ивана Павлова остается благим пожеланием. Так реальная экономика определяет сознание и подсознание человека, его степень удовлетворенности жизнью и трудом, а также уровень его здоровья и продолжительность жизни.

Качество товаров – это базовая неопределенность экономических отношений. Точное измерение качества товаров затрагивает все сферы человеческой деятельности, например, позволяет точно измерить вклад каждого человека в новое качество ("каждому по труду"), резко снижает покупательские риски и роль рекламы, существенно снижает цены и уменьшает сроки вывода новых достойных товаров на массовый рынок, стабилизирует всю систему "производство/потребление" на основе прямого покупательского заказа на улучшение товаров. Точное измерение качества товаров как система – вполне надежное средство для минимизации рыночных рисков и достойная рациональная замена механизма стихийного рыночного обмена. При этом рыночная стихия сохранится в инновационно-предпринимательской сфере – это примерно 10% объема товаров и 20% объема капиталовложений.

Почему не измеряют? – Причина банальная. Измерение качества товаров прямой путь к измерению качества человеков. А здесь у нас полный бардак, так как наверху лидерных пирамидок и пирамид оказываются далеко не лучшие.

Рассмотрение графика Спроса и Предложения и роли соотношения "Качество/Цена" показывает возможности организационных новаций в развитии экономики – государственной и региональных. Второе приобретает особую важность при глобализации товарных рынков и сопутствующем доении локальных экономик в пользу сильных регионов, развитых стран и транснациональных компаний и капиталов.

Не менее высок потенциал организационных новаций в области образования и профессионального развития, здравоохранения и улучшения социальной атмосферы, обеспечения населения довольным жильем, сетевого развития малого бизнеса, развития сельских территорий и гармоничной разгрузки/расселения городов.

 

Действие закона спроса и предложения обычно иллюстрируют колебаниями цен.

здесь в основном логика магазина
логика производства - цена начинается от себестоимости и закачивается на +20%: потому что конкуренты, потому что нужен определенный объем продаж окупающий технологию/капиталовложения, потому что платежеспособный спрос ограничен
то есть мы сразу попадаем минимум в годовой цикл
а в капиталовложениях-мотивации в 5-10 летний цикл

в этом цикле себестоимость снижается по мере увеличения производства и продаж, второе (продажи) срабатывает только на рынках нового товара - то есть получаем себестоимость как фазы жизненного цикла товаров - это уже 10-20-летний цикл

при этом кривая предложения привязана к кривой себестоимость + норма прибыли (разные на разных фазах жизненного цикла товара как технологии)

та кривая предложения что обычно (снизу вверх) носит абсурдный характер
предприятию невыгодно производить малые партии по малой цене ни при каких условиях
а при достижении 20% прибыли выгодно производить любое количество товара
иначе сразу получаем резкий рост конкуренции

то есть на обычных рынках, которые обычно контролируются корпорациями и где монопольные преимущества (доли рынка) достигаются за счет высокой входной цены (больших капиталовложений), обычно действует именно жизненный цикл товаров и там на третьей-четвертой фазе корпорации получают сверхприбыли от 100% до 50% (при росте капитализации в среднем в 9% за последние 40 лет) - то есть эти сверхприбыли по одним товарам распределяются на обновление и запуск других товаров, прячутся в будущее, в новые контракты и в финансовые рычаги

по совокупности всех названных причин получалось так, что в СССР рентабельность (рост капиталоемкости) крупных предприятий была такой же как и в США-Европе

и по тем же причинам все стратегии ценообразования прямо привязаны к фазам жизненного цикла товаров
с одной добавкой - ставка на оптимум произведения "норма прибыли*скорость оборота", что в основном относится к торговле

 

общее
уровень цен зависит не от рентабельности, а от уровня технологии и организации (их производительности)
в СССР производительность была в несколько раз меньшей чем в развитых странах (при сопоставимом качестве)
все эти законы оторванные от конкретных товаров носят воображаемый характер
то есть надо выбрать конкретные товары - яблоки, пылесосы, цемент, бензин... - и смотреть соответствующие графики
при этом в яблоках спрятана стоимость земли, в цементе и бензине - плюс стоимость электроэнергии

в основе цены производства современных предприятий лежит амортизация и рекапитализация
другими словами, себестоимость средств производства + норма прибыли в 5-20 летних циклах развития

не надо путать производительность конкурентную между предприятиями, которая суть соотношение "качество/цена" товаров
и производительность общеэкономическую, суть национальный доход на душу населения
 

 

Экономика в целом

Вкратце рассмотрев закон Спроса и Предложения на предметном уровне, экономисты делают скачок познания (все индукции-дедукции-аналогии всегда скачки) и рассматривают ситуацию в целом - на уровне Совокупного Спроса и Предложения. Раз на местах все нормально, то и в целом должно все работать.

На местах, как мы уже знаем, все ненормально.
Посмотрим как ученые жульничают в целом.

1. Дедукция как обобщение это скачок в систему, где - как водится - должно присутствовать системное качество.

2. Цена заменяется уровнем цен, объем товаров заменяется объемом предложения = количество товаров × уровень цен. Естественно, это принципиально другой график, который необходимо рассматривать конкретно, как вещь в себе. Хотя понятно, что этот график внутренне содержит частные-местные закономерности.

В качестве примера рассмотрим книгу Кааса Эклунда, популярного шведского экономиста-практика. Если вы прочитаете эту книгу, то будете знать то, что знают все просвященные шведы. Это большое достижение, учитывая что шведская экономика достигла социального идеала естественной лидерной пирамиды. С небольшим отклонением в сторону баланса с мировой экономикой развитых стран.

Смотрим графики.

Эклунд поступил как честный практик: не стал вычерчивать симпатичные кривые, просто обозначил принципы. Но вот только реальность отличается от простых графиков.

Рис. 3.5 Производители производят больше, когда открывается новый товарный рынок и растет число желающих покупателей. Количество товаров то превышает число покупателей, то отстает. Но все же количество игроков на стороне предложения на новом рынке всегда больше возможностей покупателей. Выиграть хотят все, но количество денег у покупателей ограничено. Это и есть фактор снижения цен – денег на всех производителей не хватает. Но сводить все к ценам неверно. Рынок новый и товар активно развивается (конкуренция). Рещающим фактором здесь становится соотношение "качество/цена". Если и есть здесь балансирование неких "сообщающихся сосудов", то оно протекает не здесь-и-сейчас – а в рамках процессов "качество/цена" некоторой временной длины.

Рис.3.6 Когда производители не хотят производить товара побольше? – Тогда, когда рынок видимо начинает закрываться. Неудачники уходят с рынка, а оставшиеся могут поднять свои призовые цены. Дальнейшее повышение цен связано с постоянной инфляцией, уровень которой в развитых странах в последние 60 лет варьировался в диапазоне 3-7% в год.

Рис. 3.7 Капитализация инноваций начинается задолго до появления новой техники и цены снижаются только в том случае, когда инновации ведут к переделу рынков. В общем процесс длительный.

Рис. 3.8 Рост доходов потребителей также процесс длительный.

Таким образом, во всех случаях мы имеем некие системные факторы некоторой временной длины, выходящие за пределы любовных отношений между Спросом и Предложением. К главным системным факторам можно отнести Инфляцию и Волны организационно-технического прогресса. Причем волны эти капитализируются корпорациями загодя и с запасом. Еще и деньги с государства/населения вымогаются – прогресс как-никак.

Инфляция

Маркс в главе 24 первого тома обозначил основные способы накопления первоначального капитала, во втором и третьем томах добавилась масса примеров как капиталисты реагируют на рыночную стихию. Суть - они используют любой повод в своих интересах и готовы идти на любые жертвы и преступления ради накопления-увеличения капитала. Полюбопытствуйте, они действительно готовы на все. И первыми в этом им помогает власть.

Особое место занимает в этой системе взаимодействие с государством, использование его ресурсов – обязательств, долгов, монополизма, господрядов, реформ, эмиссии, кризисов, войн – для снижения рисков и покрытия их издержек в мирное время, для получения сверхприбылей на волнах отркытия новых рынков и для откровенного грабежа населения во время серьезных перемен. По этой причине доля бюджета (налогов) во всех развитых странах составляет около 50% ВВП, доля гос.предприятий в ВВП составляет около 25% и еще 25% приходится на господряды. То есть по существу, корпорации процветают, сбрасывая все рыночные риски и издержки на население.

При этом развитым странам выгоден миф о роли предпринимателей и уменьшении доли государства в экономике, так как это уменьшает возможности планомерного развития, увеличивает нестабильность экономики и усиливает инфляцию. В результате включается и постоянно работает насос переоценки активов развитых стран и остальных стран в пользу развитых.

Базовая инфраструктура развитых стран складывалась в 50-80-е годы, когда налоги на сверхдоходы и сверхнаследство составляли в США, Великобритании и Швеции 80-90%. В других европейских странах прогрессивные налоги были поменьше, так как после войны крупные капиталы были национализированы. То есть совокупная доля гос.производства, гос.заказов и гос.зарплат составляла в этот период около 80% экономики.

Инфляция (неуклонное повышение общего уровня цен на товары и услуги) – это особый системный фактор.

Причины инфляции:

а) Ограниченные ресурсы - плодородная земля, природные ископаемые, природные источники энергии. По мере роста населения и роста потребления стоимость этих ресурсов растет.

б) Монополии - государственные монополии (акцизы и цены на нефть, спиртное...) и монополии частные (сговор о уровне цен для получения сверхприбыли). Либералы не забывают добавить сюда профсоюзную монополию, сдерживающую снижение зарплат.

в) Нарушение баланса между развитием экономики и ростом денежной массы – за счет неоправданного роста кредитов (в том числе бюджетных кредитов) и за счет неоправданной капитализации крупных компаний (использование финансовых инструментов для удлинения финансовых рычагов и сопутствующего перераспределения рисков на "плечи" государства=народа).

г) Плохое управление экономикой – замедление и остановка роста само по себе и по отношению к экономикам развитых стран (то есть к комплексу стабильных валют) и мировой экономике (среднему мировому экономическому росту). Эмиссия денег и обязательств для покрытия издержек плохого управления. Соответсвующий рост производственных издержек (рост тарифов, рост налогов).

д) Неоправданные внешние займы – государственные, корпоративные, в форме инвестиций.

Общая логика требует учитывать инфляцию заблаговременно. Например инфляция доллара в период 1990-2016 годов составила в среднем 1,85%. То есть рост номинального долларового ВВП на 1,85% за год – это по существу нулевой рост. В среднем мировая экономика в этот период росла со скоростью 4,5% в год без учета инфляции доллара и со скоростью 2,6% за вычетом инфляции. Важные цифры для оценки реальных экономических успехов.

Можно посчитать и ВВП ППС (то есть считать работы и товары не в мировых ценах, а во внутренних), тогда получим результаты явно получше. Но эти результаты будут оторваны от международной конкуренции товаров и работ. В условиях глобализации всех рынков и акцентирования передовых инноваций как лучшего средства увеличения своей доли в мировом продукте – такой счет сам по себе имеет мало смысла, а в целом даже вреден. Посмотрите величины ВВП ППС для развитых стран (ВВП практически равен ВВП ППС) и заодно посмотрите какой процент ВВП составляют налоговые сборы в развитых странах (35-50%).

Инфляции противостоит организационно-технический прогресс, но при капитализме львиная доля прогресс-навара достается крупным частным корпорациям.

Уильям Филлипс нарисовал на салфетке кривую зависимости между инфляцией и безработицей.

Суть - инфляция высока при низкой безработице (когда в экономике все в порядке) и низка при высокой безработице (когда в экономике раздрай). Глупо в целом, но какая-то своя логика здесь есть. Типа безработица -> денег нет -> продать что-то трудно -> цены не растут. Тем не менее инфляция это вообще другая опера. Конкуренция и технический прогресс должны уменьшать цены, если мыслить здраво. Но в графики инфляция уже впихнута, кривая спроса перевернута, а корпоративные манипуляции соотношением "качество/цена" никто не учитывает.

Полюбуйтесь как закон Филипса выполняется на практике.

Совокупный спрос / Денежная масса

Смущают постоянные оговорки Эклунда между ценой и уровнем цен, между количеством товаров и их объемом (продаж?). Эклунд переходит к более конкретному примеру и сразу вылезает "уровень цен".

Осталось добавить объем продаж. Эклунд делает это тотчас, когда переходит к рассмотрению особенностей шведской экономической школы - то есть графику, за которым стоит реальная экономика.

Оговорка про рост сбережений не проходит, так как в экономике все  деньги работают. Тем не менее, цель достигнута - кривые Спроса и Предложения наконец встали в одно русло. Действительно, если умножить цены на количество товаров, получим примерно такой график. Но это значит, что до умножения Спрос и Предложение находились тоже в одном русле. Как это показано на нашем уточненном графике.

В новом графике следует учесть, что на горизонтальной оси мульпликативная функция (сумма произведений товаров на их цены). Только вот эта нелинейная кривая на системном графике изображена как горизонтальная ось - то есть как некая равномерная числовая прямая. Само по себе, можно и так. Но вот говорить о том, что эта системная кривая получена суммированием частных-товарных и поэтому сохраняет общую логику схемы НЕЛЬЗЯ. Между осями этих графиков нелинейная мультипликативная зависимость.

При этом нам в классической картинке (совокупный спрос спадает) хотят показать, что у народа денег становится меньше. При каких обстоятельствах это возможно, учитывая что имеются в виду не твердые деньги типа золота, а деньги с текущей покупательской стоимостью?

Только если зарплаты падают, потому что закрываются предприятия. Что прямо противоречит растуей кривой предложения.

Здесь вступает в дело вторая часть научного балета. Они ведь считают не по графикам и не по формулам, а просто экспериментируют с экономикой и народом. Причем в ответ на уже видимые негативные изменения. Логика примерно такая: если провести модернизацию, то производительность и зарплата вырастут, а количество работающих как боженька даст. Собственно, этот бином решается однозначно - число работников после модернизации должно уменьшиться. Исключение относится только к новым открывающимся рынкам - опять системный эффект извне.

 

И само собой вся эта теоретическая возня необходима для того, чтобы обосновать необходимость взятия государством всех рыночных рисков на себя за счет увеличения своих долговых обязательств (например, дотации страждущим производителям или просто включение печатного станка). Базовый источник инфляции - спекулятивный рост стоимости акций крупных производителей - не то чтобы не замечается, а напротив радостно приветствуется. На фоне извращенных макроэкономических молитв над любимыми графиками.

 

Что ж, умножим цены на количества, для получения общего графика экономики.

Уровень цен здесь отсутствует, но понятно что его появление в первую очередь связано с инфляцией (внешним системным фактором) и двигает все кривые вверх. Причиной может быть рост производственных издержек (рост тарифов, рост налогов), а может быть девальвация местной валюты. Или системный рост государственных или/и корпоративных долгов, за которым включается печатный станок и далее спасаются банки и корпорации. Естественно, полностью за счет населения. Оно беднеет сразу, так как уменьшается общая покупательная способность денежной массы (в том числе всех накоплений). Малые и средние предприятия тоже страдают, но постепенно компенсируют свои издержки за счет повышения цен в магазинах. А крупные уже получили бонусы за сверхкапитализацию, теперь получили гос.дотацию и продолжают свое нелегкое дело. И бездарная власть тоже довольна, теперь ее долги перед гос.предприятиями, населением и бизнесом существенно съежились.

Организационно-технический прогресс сдвигает кривую себестоимости вниз. Но к экономике это не имеет почти никакого отношения, так как потенциальный навар заблаговременно и с запасом капитализируется.

Вот так прогресс и его капитализация в акциях корпораций становятся причиной спекулятивного роста этих акций. Рынки открываются, прогресс все-таки, а если переборщат с аппетитом - государство спасет (начиная с кредитных гарантий). Такая вот система "ниппель" – вверх пожалуйста, вниз упасть не дает государство. Вспомним инновационные проекты Чубайса. На западе та же петрушка. В Гонконге прекратили гос.поддержку Тесла и продажи упали практически до нуля (с 3000 в месяц до нескольких штук).

Темпы экономического роста в ЕС снизились до 1-2% (с учетом общей инфляции) – и исчерпаны как резервы роста за счет развития внутреннего рынка, так и экспортные возможности. Необходим качественно новый подход, который опирается на инновации и информатизацию и что-то еще - непонятно пока что именно. При этом противостояние между трудовиками и элитаристами растет. Все риски инноваций берет на себя государство-народ, а вся прибыль достается новым предпринимателям-инноваторам-капиталистам. Например, в сфере электроэнергии в Германии за 10 лет рост цен для крупных производителей (капиталистов) составил 1%, а для простых домохозяйств - 50%. При этом исходные фондовые цены сохранились (тот же 1%). Разница достается сетевым инноваторам, они же прошлые сетевики - электроэнергия заметно дороже только для народа. Мотивация народная присутствует - закрытие атомных станций и переход всей экономики на возобновляемую энергию. Но народ постепенно начинает роптать: и фондовые цены почему-то прежние и в других странах почему-то потребительские тарифы заметно меньше и что-то не видно конечных выгод от этих инноваций.

Рынок электроэнергии и технологии ее получения имеют много нюансов, но в целом можно видеть что в Китае (социалистической экономике) ситуация явно лучше. Китай является мировым лидером по развитию солнечной и ветровой энергетики, опережая даже развитые кап.страны на порядок. Количество потребляемой энергии в 2017 году выросло на 6,6%, при этом энергоемкость (затраты энергии на единицу внутреннего валового продукта) снизилась на 3,4%. Плюс с 2018 года запускается тарифная реформа, где планируется уменьшить производственные и сетевые затраты на 100 млрд юаней. Это означает снижение средней стоимости 1 кВт·ч примерно на 80 коп (по курсу). Таким образом из-за санкций потребительская стоимость кВт·ч в России стала выше, чем в Китае (по курсу). А новая реформа добавит китайцам новое благо.

Теперь можно ответить на вопрос "кто управляет уровнем цен". Ведь тот, кто управляет – тот и сдвигает весь баланс в свою сторону. Очевидно, это корпорации как монополии. Выход из этой ситуации такой. Сверху и снизу.

1. Народу взять власть в свои руки, полностью открыть деловой документооборот по господрядам и ЖКХ, обеспечить налоговую систему как в Швеции (сверхдоходы принадлежат народу).

2. Точное измерение качества товаров и формирование доверительной сети прямого покупательского заказа. Рынок принадлежит только населению-народу.
 

Разные вопросы

Инфляция по разному воздействует на спрос и предложение. Обе кривые поначалу сдвигаются вверх (уровень цен), но покупательная способность совокупного спроса все же уменьшается. Один производственный цикл (обычно год) и спрос снижается, цена предложения при этом фиксируется.

Шкала с уровнем цен предполагает по умолчанию, что уровень цен сдвигается сам по себе естественным образом. Это ложь. Он всегда сдвигается под воздействием системных факторов, выходящих за чистое взаимодействие спроса и предложения. Базовый товарный график показывает, что развитие кривых связано с открытием новых рынков. Новые товары – нового качества/технологии/дизайна – поначалу обходятся дорого, затем себестоимость снижается и покупки (спрос) растут. Форма кривой спроса в учебниках (снижение) постулирует постоянную инфляцию и полностью игнорирует организационно-технический прогресс.

Реальные кривые показывают, что до раскрытия нового рынка себестоимость управляет спросом. Затем – когда происходит насыщение рынка – спрос начинает управлять себестоимостью (в частности нормой прибыли).

Сегодня в целом всем управляет спекулятивный рост капиталоемкости акций крупных компаний. А в частности используется структура манипуляций соотношением "качество/цена" товара.

Маркс в определении пролетариата исходил из общей логики: капитализм формирует свой предмет эксплуатации. Далее Маркс рассматривал имеющиеся классы и выделял класс низкоплачиваемых рабочих, которых тогда было большинство. Остальные классы присоединялись к революционному процессу по мере роста силы общественного протеста.

В настоящее время главным классом эксплуатации для капитализма выступает общество потребления, капитализм раздувает аппетит и неудовлетворенность потребителей для расширенного воспроизводства продаж своих товаров. Этот класс состоит из двух подклассов – те кто зарабатывает деньги (0,7-2 средних зарплаты) и их родственники. Отсюда две стратегии пробуждения современного пролетариата.

Сам по себе пролетариат - это те, кто производит основную часть добавленной стоимости товаров. Сегодня мы понимаем, что сюда прежде всего входят изобретатели, инженеры-технологи, менеджеры, квалифицированные рабочие, торговые менеджеры и работники, организаторы факторов производства. Частный капитал не нужен, если есть доступ к нормальному гос.кредиту. Низовых рабочих можно легко и дешево заменить.

Классы при феодализме подчиняются схеме "хозяева-слуги-рабы". При капитализме схема меняется: "капитализаторы-производители-потребители". Здесь революционный класс определяется оптимумом соотношения "разумность/угнетенность". Революционный класс присоединяет к себе и ведет основной эксплуатируемый класс, которому необходимо для начала вернуть его доминанту, переименовав из потребителей в покупателей. Активная прослойка между производителями и покупателями - это профессиональные трудящиеся, зарабатывающие достаточно денег для покупки большей части товаров известных мировых корпораций/брэндов. Чуть выше среднего уровня качества этих товаров, но не самые дорогие модели. В общем это ТО, что называют средним классом в Европе, только с разделением а) те кто зарабатывает деньги на покупку товаров и б) их родственники.

Экономически средний класс характеризуется способностью сбережений, которые формируют в стране независимый акционерный капитал. В смысле революционном - это кооперация покупателей (социальная и финансовая) для подчинения себе рынков, начиная с местечковых (ЖКХ, магазины, услуги).

Политический базис. В экономическом плане политическая идеология формуется инфра-фазами 16-20-летних циклов.

1. Либерализм (Инновации/Демократы) ->
2. Технократия (Модернизация/Консерваторы от власти) ->
3. Социализм (Левые, Трудовики) ->
4. Консерватизм (Оптимизация/Консерваторы от народа).

Этот инфракруговорот и есть суть Производственных отношений по Марксу. Производительные силы при этом снизу, Способ производства сверху.

График основного закона экономики с базовыми комментариями смотрите выше. Экономическая перводея в том, что любой рынок принадлежит населению (покупателям) и материализация его власти в точном измерении качества товаров. Система точного измерения качества товаров - это рациональный справедливый механизм отбора лучших товаров-услуг-технологий, который способен на 70-80% заменить стихию рыночного отбора. При этом надо понимать, что стихия эта стихийна ныне только в вершках (поверхностно) - а корешки давно окучены транснациональными корпорациями и их внутренними 20-летними планами развития.

 

 

Базовый источник инфляции - спекулятивный рост стоимости акций крупных производителей.

Основной получатель сверхприбыли - это крупные американские корпорации.
Степень эксплуатации ими мировой экономики можно оценить по Промышленному индексу Доу-Джонса (30 крупнейших компаний) и индексу S&P 500 (500 крупнейших компаний).

Например, за последний год стоимость акций ДД-30 увеличилась на 25%, стоимость акций S&P-500 - на 17%. При этом рост американской экономики составил 2,2%, а мировой - 3,5%.

За последние 40 лет средний рост мировой экономики составил 3%, рост стоимости акций 30/500 крупных компаний США - 9%, рост номинального ВВП США на душу населения - 1,8%.

Отсечем от среднего роста экономики и доходов населения часть крупных корпораций и их владельцев с высшим менеджментом. И получим 9% против 1,1-1,3%, разница в 7 раз. Это и есть уровень эксплуатации крупными корпорациями всех народов.


 

Это базовые предприятия - инфра-предприятия, прочно сплетены с гос.заказами. Там по определению рост должен соответствовать среднему росту экономики. Но он в 3-5 раз выше. На графиках видны волны нагона капиталоемкости и некоторого отката для фиксации новых высот. В мировом масштабе ситуация сложнее, там главный фактор усиленная инфляция неразвитых экономик. Она неравномерная - обесценивает накопления то одного региона, то другого. Типа севооборота полей.

 

Распределение сверхприбылей

1. Очевидно, сверхприбыли имеют общинный характер.

Это чей-то творческий прорыв относительно среднего организационно-технического уровня. То есть некоторое время повторить новое товарное качество никто не может и возникает суженный и ажиотажный массовый спрос. Появляется возможность регулирования спроса ценой и возникает сверхприбыль.

Или это ограниченный организационный ресурс лидерства. Например, операционная система. Их не может быть много, так как они кооперируют общественный труд (программы). Поэтому возникает естественная монополия. Другой пример – солисты Большого театра, футболисты высшей лиги, звезды эстрады и кино, политические лидеры. Здесь монополия менее мощная, но все же она есть. Не могут все люди каждый любить свое – им сложно будет общаться-взаимодействовать-копить эмоциональный и умейный капитал.

Солисты подобны лучшим программам, центральные арены подобны операционным системам. В программах игроки накапливают уникальный опыт и культуру, которые нельзя автоматически перенести в другие программы. И еще сложнее перенести в другие операционные системы. Тема - Предмет - Сфера - Общинная ценность - Стиль жизни. Вся эта цепь воспроизводится в каждом товаре, обрастает эмоциональными и полезными нюансами, фиксируя товар как общественную ценность. Не просто получить личную пользу, можно поделиться, пообсуждать-пообщаться, увеличить свою сообщность и его уровень единения.

А время жизни и ресурсы ограничены. Поэтому центральный стадион один, матч раз в неделю, чемпионат проводится в течение года (4 лет) и финальная его часть – где максимум эмоций и единения – расцветает раз в году (в 4 года). Болельщики в очереди за лучшими матчами, стоимость билетов растет, растет общественная значимость и стоимость сопутствующей рекламы, а команда любимая одна (в большинстве городов) и нужно всего 22 футболиста (основа и резерв), а денег кооперируется много и цена действия футболистов растет.

Подобная картина возникает на эстраде, в кинематографе, компьютерных играх и программах. Роль чемпионатов играют волны моды, волны общинных увлечений. Волны в балансе сфер человеческой деятельности. Футбол или эстрада, ютуб или Ведьмак, музыка или чтение, Google или Opera, Windows или Mac. Сложно переключиться с поэзии на футбол, еще сложнее перейти с Windows на Mac OS, еще сложнее переучиться с экономиста на энергетика. Проще продолжать любить футбол, рок, фантастику, windу и бухгалтерские проводки.

Так возникает распределение человеческой жизнедеятельности и возможность получения сверхприбылей за счет массового спроса и человеческого консерватизма.

2. Распределение сверхприбылей

Реальный капитализм начался в 20 веке и первым делом социал-демократы, пришедшие к власти, установили выскокие налоги на сверхприбыли и сверхнаследства. В 1950-1980 годах максимальная ставка этих налогов в США, Великобритании, Швеции находилась в диапазоне 70-90%. Сегодня в развитых странах эта планка находится в среднем на уровне 50%. При этом Тома Пикетти и его группа показали, что такая планка для государства не добавляет экономического роста, зато увеличивает расслоение населения по богатству. 10% самых богатых увеличивают свой личный капитал в 3 раза быстрее, чем 60% населения в нижней части денежного благополучия. Рекомендация Пикетти – увеличить максимальную планку налога на сверхприбыль (прогрессивного налога) до 80% + ввести глобальный налог на богатство в 2% ежегодно. Трудно с этим спорить, если помнить о растущем неравенстве между богатыми и населением и если вспомнить, что именно на 50-80-годы приходится становление развитых стран и всей их экономики и социальных достижений. За счет высоких прогрессивных налогов доля государства в экономике в этот период достигала 70-80% (гос.учреждения и гос.контракты). Сейчас доля государства в ВВП развитых стран находится на уровне 50% (25% прямо и 25% гос.контракты). Если отфильтровать рост экономических показателей от спекулятивного роста финансовой капитализации собственности (за счет удлинения финасовых рычагов в будущее, под гарантии государства), то мы увидим снижение реального роста экономик примерно в 2 раза по сравнению с 50-80-ми годами.
То есть забирать сверхприбыли надо. Это общественное достояние, возникающее за счет волн общественного спроса. Опыт развитых стран с сильной социал-демократией показывает, что оптимальная максимальная планка в 80% на личный годовой доход находится на уровне 7-8 средних доходов.
При этом остальные параметры экономики сохраняются: это средний доход в 2 раза выше минимальной заработной платы и в 4 раза выше прожиточного минимума, а максимальная нетто-зарплата гос.чиновников ограничена 7-8 минимальными зарплатами. Средняя налоговая нагрузка на бизнес примерно 40%, подоходный налог на минимальную зарплату 0%, на среднюю зарплату 15-20%.
Вопрос один - куда девать налог на сверхприбыль в повышенной его части, от 50 до 80%?
Ответ – туда где он возник.
Волны сверхдоходов – это волны не только роста, но и дисбаланса.
 

 

 

Содержание

Управление рынком
Соотношение "качество/цена" товаров
Экономика в целом
Инфляция
Совокупный спрос / Денежная масса
Разные вопросы
Базовый источник инфляции - спекулятивный рост стоимости акций крупных производителей
Общинный характер сверхприбылей и их распределение

Маркс 5.0 Перезагрузка