Содержание

Артур Васильев

Общая логика как логика для всех

Классическая логика Аристотеля

Истина – это слияние мышления с реальным предметом.
Истина – это процесс: 1) она всегда впереди; 2) прошлый опыт - не мера истины, а только ключ к двери, за которой она находится.*

Начало формальной логики составляют четыре логических закона:

1) Закон достаточного основания: Никакое суждение не может утверждаться без достаточного основания.

По минимуму это ответ на вопросы: что есть и что надо. Репер: что-кто-где-когда-почему-как-зачем. +Ресурсы, условия, обстоятельства. То есть опредмечивание суждения. 

2) Закон тождества: В процессе умозаключения всякое понятие и суждение должны оставаться тождественными самим себе.

Сохраняем исходный предмет суждения. Первые два закона логики обеспечивают примерно 80% объема любой конкретной рацйиональной логики.

3) Закон непротиворечия: Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении.

В одно время, в одном объеме, в одном смысле, в одной материи (телесности). Можно сказать, что любой смысл / любая целостность доминантны и поэтому одноканальны/едины здесь-и-сейчас.

4) Закон исключенного третьего: Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Четвертый закон продолжает третий. При этом добавляется обратная форма как Закон двойного отрицания: Если неверно, что неверно А, то А верно. Это основа методов «Доведение до абсурда» и «Доказательство от противного».

Вопрос – в чем конкретно (здесь-и-сейчас) суждения противоречат друг другу?

Первый закон сформулирован Лейбницем, Аристотель считал его верным по умолчанию. Суть его в том, что суждение должно строиться на полноте всех факторов. Это полнота известных фактов, полная структура объекта исследования, учет всех внутренних и внешних связей. Начало всех начал.

Второй закон является законом адекватности логических переходов, сохраняющих исходную полноту факторов. Обычные нарушения этого закона - подмена смысла слова, подмена понятия, подмена тезиса. Или их выборочное обнуление-игнорирование. 80% всех логических сложностей находятся на уровне первого и второго законов логики – в прояснении предмета, постановке задачи, ее преобразованиях и уточнениях.

Третий и четвертый законы требуют непротиворечивости суждений здесь-и-сейчас. Наличие противоречий свидетельствует о нарушении естественной логики и здравого смысла. Это законы доминантности целого/смысла.

Классическая логика дополняется теорией вероятностей:
а) рассматривающей различные состояния объектов и процессов и
б) соотносящей этим состояниям их вероятности (той или иной степени зависимости между состояниями).
На этом строится рационально-вероятностный подход как метод истинной науки.

Практическое обучение логике – это на 80% рассмотрение примеров картирования исходной неопределенной ситуации. То есть практическая реализация закона достаточного основания в направлении имеющейся ресурсной базы, с учетом вероятностной природы физического мира.

И есть еще диалектика, которая позволяет разрешать противоречия за счет системной реорганизации и системной соорганизации элементов исходного предмета и системных переходов наших представлений на макро- или микро- уровни. У Аристотеля диалектика была, в форме круговорота 4-х стихий. В новое время, начиная с Декарта, эту роль взяла на себя теория вероятностей.

Пример раскрытия понятия "Управление"

Классическая логика с учетом вероятностей трехзначна: Да - Возможно - Нет.

Здесь две опасности. Первая – этическая – ведь такая шкала позволяет осуществить мягкий переход между добром и злом. Вторая – логическая – ведь состояния предмета различны и получается одновременно и А и не-А (а еще и Б и не-Б и т.д.).

Здесь "Возможно" – это значения линейного отрезка вероятностей от 0 до 1 для оценки данного целого=единого по выбранному критерию (свойству-функции). Так как предмет суждения состоит из элементов (частей-свойств-функций-этапов-форм), то эта вероятностная неопределенность касается всех частей целого. Здесь мы переходим из наглядного физического пространства (объемная трехмерность + время) в пространство функциональное-многозначное. Обычно эти нюансы в научной логике упускаются: ограничиваются частными вероятностями, затем обобщают все частности мимо живого физического пространства в пространство упрощенное-надуманное.

Логика линейна (согласно своей речевой природе и доминантности целого/смысла), карты свойств предмета двухмерны и трехмерны, реальные предметы и явления многомерны. И все же в основе функциональных (смысловых) вероятностей лежит физическая объемность материи-пространства-времени. Эта предметность выражается прежде всего в понятийной основе любого исследования.

Рассмотрим для примера понятие УПРАВЛЕНИЕ.
Определение – раскрытие – системный характер.

1. Управление – это продвижение объекта к желаемому состоянию.
Объект-Цель-Ресурсы/Средства-Критерии-Процесс.

2. Управление как процесс: Планирование Организация ресурсов Запуск работ Координация процесса Контроль. Схема аналоговая, с прямыми-процессными и обратными-структурными связями (подобно китайскому круговороту 5 стихий). Например, усиление Планирования обеспечивает качество Запуска работ, но одновременно ослабляет его количественно в смысле оперативных ресурсов.

3. Общинный характер логоса. Прояснение понятийной основы управления наглядно демонстрирует его коллективный характер. В одиночку с эффективным управлением не справиться, ведь все фазы должны должны оставаться активными, изменяться в согласии с развитием процесса в целом.


 
С одной стороны, предприятие и все части его организационной целостности действуют непрерывно. То есть в данной схеме мы получаем как бы пятимерное пространство, каждое измерение которого делится еще на три ветви. Итого имеем 5*3 измерений функционального пространства. С другой стороны, наш физический мир трехмерен и поэтому трехмерны материальные носители наших мыслей, чем бы они не были – молекулярными цепями ДНК-РНК или их голографическими или электрическими аналогами. В данной схеме трехмерность проявляется как базовый репер в каждый временной/структурный момент: процессная ось и две структурных.

«Предположим, мы находимся в десятимерном пространстве-времени, что означает, что у нас девять пространственных и одно временно́е измерение.» – Так выглядит одно из "пояснений" в Википедии относительно 11-мерной M-теории, являющейся более глубоким основанием для 11-мерных теорий струн. Теоретические физики всерьез рассматривают 11-мерные физические пространства, старательно не замечая их функциональной природы. Ведь в основе всех этих многомерностей лежат модели симметрий связей взаимодействия элементарных частиц. Связей!!!

При этом столь же старательно эти горе-теоретики не замечают трехмерности самого времени. Ведь изменения (время=движение) набегают со всех сторон, в том числе изнутри и вращательно. Например, движение обычного физического тела имеет в теоретической механике 6 степеней свободы/связности – это обычное движение по трем координатам плюс вращение по трем осям. Хотя никто не мешает добавить еще и пульсацию физического тела по трем осям, получая 9-мерное пространство связности/движения/степеней свободы.

Тем не менее, реальное физическое пространство и реальная материя в нем трехмерны. При этом движение материи неразрывно связано с самой материей (движение=время). Здесь возникает парадокс между различным движением отдельных физических тел и общим единым течением времени (общим движением), для разрешения которого нам необходима другая модель природы материи и гравитации. А Википедия (вслед за международной академической наукой) стыдливо спрятала факты трехмерности нашего мира в статью "Антропный принцип". Оказывается, только в трехмерном мире возможны устойчивые орбиты планет, атомная структура вещества, баланс фундаментальных физических констант. Но физические теоретики не признают трехмерности. Основной аргумент – дескать это положит крест на существование мультивселенных и параллельных миров. Хотя понятно, что пекутся они прежде всего о своих 11-мерных игрушках и о теории Большого взрыва, из внутренней противоречивости которой как раз и получаются мультивселенные и ограниченность нашей вселенной во времени и пространстве.
 

 

Четыре правила Декарта

Подобно тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.

Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

1. Первое правило проясняет закон достаточного основания.
2. Второе - принцип индукции.
3. Третье - логос, складывание фактов и представлений.
4. Четвертое - принцип полноты. Основа дедукции.

Здравый смысл опирается на феноменологию (предметность) и развивается в рациональность. При этом подлинная рациональность включает в себя вероятности: будущее как и истина непредсказуемы точно. И здесь нам на помощь приходят качественные и аналоговые модели. В самом общем виде это диалектика и круговороты стихий (неопределенностей разного характера).

Прогресс нынешний начинается со схемы Декарта.
1. Любовь.
2. Деление на кусочки.
3. Кооперация пониманий в пирамиду.
4. Полное картирование территории = что есть + возможности.

1. Декарт пояснял, что критерием очевидности является Свет естественного разумения. Свет разума - это высшая ступень душевной целостности (путь с сердцем, доверие душе и ее мудрости). Это свет Разума как проявление Божественного Духа и Логоса. Отсюда наглядность, простота и позитивизм декартового познания.

Декарта переврали еще при жизни. Сначала это была католическая цензура, от которой он уехал в Нидерланды. Но и тут протестантские богословы ополчились против новой философии, обвиняя ученого в разнообразном плагиате. Затем после смерти ученого Ферма опубликовал свои воображаемые диалоги с Декартом. Позже последовал католический запрет картезианства во Франции, сопровождающийся изгнанием ученых-протестантов (начиная с создателя и руководителя Парижской академии наук и ученика Декарта Христиана Гюйгенса). Большую роль в дискредитации Декарта сыграл и Ньютон, ведь его "Принципы философии" – это одновременно прямое противопоставление "Принципам философии" Декарта. В результате оперативная максима "Сомнения" превратилась в максиму стратегическую. Да, знание предлагамое профессорами времен Декарта было скверного качества и переполнено средневековыми религиозными установками, противоречащими рациональному разуму. Поэтому действительно необходимо было сомневаться во всем этом, не принимая ничего на веру. И все же, раздвинув мешающий хлам устаревшего знания, необходимо двигаться дальше и здесь на помощь исследователю приходит Свет естественного разумения, который является проявлением нашей природной целостности и ее естественной любви к качественному познанию природы.

2-3. Это индукция-дедукция в сочетании с разумностью "от простого к сложному". Делить как само делится и складывать как само складывается. Если не делится само, то складывать. И наоборот. Отсюда практический конструктивизм и дуализм декартового метода, как отражение диалектики круговорота 4-х стихий в познавательном воспроизводстве целого.

4. Это явный и ясный учет всех деталей и всех точек зрения.
Здесь учтено реальное разнообразие природной феноменологии и человеческое разнообразие субъективных ее отражений.

Настоящее научное исследование всегда индуктивно: это погружение в материал, опредмечивание задачи, ее конкретизация, эксперимент, практика. Дедукция при этом выступает подспорьем и средством фиксации найденного – это аналогии, на основе которых делаются предположения (гипотезы), это упрощения и обобщения, а также картирование логических элементов-структур-этапов, одним словом все это теория. И надо осознавать, что и индукция и дедукция это всегда скачки мышления. Индукция – скачок в предмет, доверие к предмету. Дедукция – скачок в аналогию, доверие к системному единству мира.

Если обобщить все вышесказанное, то мы получим такие основания общей логики (логики для всех).
 

Три закона общей логики

1. Достойная сообщная цель (этика всегда первична).

2. Соответствие логики и аргументации фактам и причинно-следственным связям реального мира (условие предметности + метод Декарта).

3. Практика - критерий истины (вера строится действиями и их результатами).

К сожалению, мало кто помнит/понимает, что Язык и Логос имеют общинную природу и даны нам для лучшего взаимодействия. Отсюда первый закон общей логики, он же основа разумной и эффективной кооперации.

Второй закон собственно адекватная логика, рационально-вероятностный подход и его расширения в метафизику и диалектику.

Третий закон утверждает первичность материи, фактов и практики.

Еще раз.

а) Модели - это упрощенные идеализации неисчерпаемой реальности.

б) Практика - критерий истины.

То есть модели должны быть удобными для практического применения и должны давать планируемые результаты с удовлетворительной точностью.

При этом все проблемы дискуссий вовсе не в плохой аргументации или незнании приемов изысканной демагогии. Они начинаются с того, что цели дискуссии не являются достойными и сообщными.

 


Общая логика как логика для всех

Классическая логика Аристотеля
Пример раскрытия понятия "Управление"
Четыре правила Декарта
Три закона общей логики

 

Логика физики
Основной закон экономики - закон Спроса и Предложения
Диалектика


 

* «1) истина всегда впереди; 2) прошлый опыт - не мера истины, а только ключ к двери, за которой она находится.» Цитата из "Мальчика..." Агоря Акимова и Виктора Клименко.