Артур ВасильевОбщая логика как логика для всехКлассическая логика АристотеляИстина – это слияние мышления с реальным
предметом. Начало формальной логики составляют четыре логических закона: По минимуму это ответ на вопросы: что есть и что надо. Репер: что-кто-где-когда-почему-как-зачем. +Ресурсы, условия, обстоятельства. То есть опредмечивание суждения. 2) Закон тождества: В процессе умозаключения всякое понятие и суждение должны оставаться тождественными самим себе. Сохраняем исходный предмет суждения. Первые два закона логики обеспечивают примерно 80% объема любой конкретной рацйиональной логики. 3) Закон непротиворечия: Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. В одно время, в одном объеме, в одном смысле, в одной материи (телесности). Можно сказать, что любой смысл / любая целостность доминантны и поэтому одноканальны/едины здесь-и-сейчас. 4) Закон исключенного третьего: Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Четвертый закон продолжает третий. При этом добавляется обратная форма как Закон двойного отрицания: Если неверно, что неверно А, то А верно. Это основа методов «Доведение до абсурда» и «Доказательство от противного». Вопрос – в чем конкретно (здесь-и-сейчас) суждения противоречат друг другу? Первый закон сформулирован Лейбницем, Аристотель считал его верным по умолчанию. Суть его в том, что суждение должно строиться на полноте всех факторов. Это полнота известных фактов, полная структура объекта исследования, учет всех внутренних и внешних связей. Начало всех начал. Второй закон является законом адекватности логических переходов, сохраняющих исходную полноту факторов. Обычные нарушения этого закона - подмена смысла слова, подмена понятия, подмена тезиса. Или их выборочное обнуление-игнорирование. 80% всех логических сложностей находятся на уровне первого и второго законов логики – в прояснении предмета, постановке задачи, ее преобразованиях и уточнениях. Третий и четвертый законы требуют непротиворечивости суждений здесь-и-сейчас. Наличие противоречий свидетельствует о нарушении естественной логики и здравого смысла. Это законы доминантности целого/смысла. Классическая логика дополняется теорией вероятностей: Практическое обучение логике – это на 80% рассмотрение примеров картирования исходной неопределенной ситуации. То есть практическая реализация закона достаточного основания в направлении имеющейся ресурсной базы, с учетом вероятностной природы физического мира. И есть еще диалектика, которая позволяет разрешать противоречия за счет системной реорганизации и системной соорганизации элементов исходного предмета и системных переходов наших представлений на макро- или микро- уровни. У Аристотеля диалектика была, в форме круговорота 4-х стихий. В новое время, начиная с Декарта, эту роль взяла на себя теория вероятностей. Пример раскрытия понятия "Управление"Классическая логика с учетом вероятностей трехзначна: Да - Возможно - Нет. Здесь две опасности. Первая – этическая – ведь такая шкала позволяет осуществить мягкий переход между добром и злом. Вторая – логическая – ведь состояния предмета различны и получается одновременно и А и не-А (а еще и Б и не-Б и т.д.). Здесь "Возможно" – это значения линейного отрезка вероятностей от 0 до 1 для оценки данного целого=единого по выбранному критерию (свойству-функции). Так как предмет суждения состоит из элементов (частей-свойств-функций-этапов-форм), то эта вероятностная неопределенность касается всех частей целого. Здесь мы переходим из наглядного физического пространства (объемная трехмерность + время) в пространство функциональное-многозначное. Обычно эти нюансы в научной логике упускаются: ограничиваются частными вероятностями, затем обобщают все частности мимо живого физического пространства в пространство упрощенное-надуманное. Логика линейна (согласно своей речевой природе и доминантности целого/смысла), карты свойств предмета двухмерны и трехмерны, реальные предметы и явления многомерны. И все же в основе функциональных (смысловых) вероятностей лежит физическая объемность материи-пространства-времени. Эта предметность выражается прежде всего в понятийной основе любого исследования. Рассмотрим для примера понятие
УПРАВЛЕНИЕ. 1. Управление – это продвижение объекта к желаемому состоянию.
2. Управление как процесс: Планирование Организация ресурсов Запуск работ Координация процесса Контроль. Схема аналоговая, с прямыми-процессными и обратными-структурными связями (подобно китайскому круговороту 5 стихий). Например, усиление Планирования обеспечивает качество Запуска работ, но одновременно ослабляет его количественно в смысле оперативных ресурсов. 3. Общинный характер логоса. Прояснение понятийной основы управления наглядно демонстрирует его коллективный характер. В одиночку с эффективным управлением не справиться, ведь все фазы должны должны оставаться активными, изменяться в согласии с развитием процесса в целом. |
|
С одной стороны, предприятие и все части его организационной
целостности действуют непрерывно. То есть в данной схеме мы получаем
как бы пятимерное пространство, каждое измерение которого делится
еще на три ветви. Итого имеем 5*3 измерений функционального
пространства. С другой стороны, наш физический мир трехмерен и
поэтому трехмерны материальные носители наших мыслей, чем бы они не
были – молекулярными цепями ДНК-РНК или их голографическими или
электрическими аналогами. В данной схеме трехмерность проявляется
как базовый репер в каждый временной/структурный момент: процессная
ось и две структурных. «Предположим, мы находимся в десятимерном пространстве-времени, что означает, что у нас девять пространственных и одно временно́е измерение.» – Так выглядит одно из "пояснений" в Википедии относительно 11-мерной M-теории, являющейся более глубоким основанием для 11-мерных теорий струн. Теоретические физики всерьез рассматривают 11-мерные физические пространства, старательно не замечая их функциональной природы. Ведь в основе всех этих многомерностей лежат модели симметрий связей взаимодействия элементарных частиц. Связей!!! При этом столь же старательно эти горе-теоретики не замечают трехмерности самого времени. Ведь изменения (время=движение) набегают со всех сторон, в том числе изнутри и вращательно. Например, движение обычного физического тела имеет в теоретической механике 6 степеней свободы/связности – это обычное движение по трем координатам плюс вращение по трем осям. Хотя никто не мешает добавить еще и пульсацию физического тела по трем осям, получая 9-мерное пространство связности/движения/степеней свободы. Тем не менее, реальное физическое пространство и реальная материя
в нем трехмерны. При этом движение материи неразрывно связано с
самой материей (движение=время). Здесь возникает парадокс между
различным движением отдельных физических тел и общим единым течением
времени (общим движением), для разрешения которого нам необходима
другая модель природы материи и гравитации. А Википедия (вслед за международной академической наукой)
стыдливо спрятала факты трехмерности нашего мира в статью "Антропный
принцип". Оказывается, только в трехмерном мире возможны
устойчивые орбиты планет, атомная структура вещества, баланс
фундаментальных физических констант. Но физические теоретики не
признают трехмерности. Основной аргумент – дескать это положит крест
на существование мультивселенных и параллельных миров. Хотя понятно,
что пекутся они прежде всего о своих 11-мерных игрушках и о теории
Большого взрыва, из внутренней противоречивости которой как раз и
получаются мультивселенные и ограниченность нашей вселенной во
времени и пространстве.
Четыре правила Декарта
Подобно
тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и
государство лучше управляется, если законов немного, но они строго
соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих
логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь
бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без
единого отступления. 1. Первое правило проясняет закон достаточного основания. Здравый смысл опирается на феноменологию (предметность) и развивается в рациональность. При этом подлинная рациональность включает в себя вероятности: будущее как и истина непредсказуемы точно. И здесь нам на помощь приходят качественные и аналоговые модели. В самом общем виде это диалектика и круговороты стихий (неопределенностей разного характера). Прогресс нынешний начинается со схемы Декарта. 1. Декарт пояснял, что критерием очевидности является Свет естественного разумения. Свет разума - это высшая ступень душевной целостности (путь с сердцем, доверие душе и ее мудрости). Это свет Разума как проявление Божественного Духа и Логоса. Отсюда наглядность, простота и позитивизм декартового познания. Декарта переврали еще при жизни. Сначала это была католическая цензура, от которой он уехал в Нидерланды. Но и тут протестантские богословы ополчились против новой философии, обвиняя ученого в разнообразном плагиате. Затем после смерти ученого Ферма опубликовал свои воображаемые диалоги с Декартом. Позже последовал католический запрет картезианства во Франции, сопровождающийся изгнанием ученых-протестантов (начиная с создателя и руководителя Парижской академии наук и ученика Декарта Христиана Гюйгенса). Большую роль в дискредитации Декарта сыграл и Ньютон, ведь его "Принципы философии" – это одновременно прямое противопоставление "Принципам философии" Декарта. В результате оперативная максима "Сомнения" превратилась в максиму стратегическую. Да, знание предлагамое профессорами времен Декарта было скверного качества и переполнено средневековыми религиозными установками, противоречащими рациональному разуму. Поэтому действительно необходимо было сомневаться во всем этом, не принимая ничего на веру. И все же, раздвинув мешающий хлам устаревшего знания, необходимо двигаться дальше и здесь на помощь исследователю приходит Свет естественного разумения, который является проявлением нашей природной целостности и ее естественной любви к качественному познанию природы. 2-3. Это индукция-дедукция в сочетании с разумностью "от простого к сложному". Делить как само делится и складывать как само складывается. Если не делится само, то складывать. И наоборот. Отсюда практический конструктивизм и дуализм декартового метода, как отражение диалектики круговорота 4-х стихий в познавательном воспроизводстве целого. 4. Это явный и ясный учет всех деталей и всех точек зрения. Настоящее научное исследование всегда индуктивно: это погружение в материал, опредмечивание задачи, ее конкретизация, эксперимент, практика. Дедукция при этом выступает подспорьем и средством фиксации найденного – это аналогии, на основе которых делаются предположения (гипотезы), это упрощения и обобщения, а также картирование логических элементов-структур-этапов, одним словом все это теория. И надо осознавать, что и индукция и дедукция это всегда скачки мышления. Индукция – скачок в предмет, доверие к предмету. Дедукция – скачок в аналогию, доверие к системному единству мира. Если обобщить все вышесказанное, то мы получим такие основания
общей логики (логики для всех). Три закона общей логики1. Достойная сообщная цель (этика всегда первична). 2. Соответствие логики и аргументации фактам и причинно-следственным связям реального мира (условие предметности + метод Декарта). 3. Практика - критерий истины (вера строится действиями и их результатами). К сожалению, мало кто помнит/понимает, что Язык и Логос имеют общинную природу и даны нам для лучшего взаимодействия. Отсюда первый закон общей логики, он же основа разумной и эффективной кооперации. Второй закон собственно адекватная логика, рационально-вероятностный подход и его расширения в метафизику и диалектику. Третий закон утверждает первичность материи, фактов и практики. Еще раз. а) Модели - это упрощенные идеализации неисчерпаемой реальности. б) Практика - критерий истины. То есть модели должны быть удобными для практического применения и должны давать планируемые результаты с удовлетворительной точностью. При этом все проблемы дискуссий вовсе не в плохой аргументации или незнании приемов изысканной демагогии. Они начинаются с того, что цели дискуссии не являются достойными и сообщными. |
Классическая логика Аристотеля
Логика физики
* «1) истина всегда впереди; 2) прошлый опыт - не мера истины, а только ключ к двери, за которой она находится.» Цитата из "Мальчика..." Агоря Акимова и Виктора Клименко. |