Отчуждение и первый шаг наружу.

>> Непредметное существо есть невозможное, нелепое существо.

>> Безличный разум не имеет вне себя ни почвы, на которую он мог бы поставить себя, ни объекта, которому он мог бы себя противопоставить, ни субъекта, с которым он мог бы сочетаться, то он поневоле должен кувыркаться, ставя самого себя, противополагая себя самому же себе и сочетаясь с самим собой: положение, противоположение, сочетание. Говоря по-гречески, мы имеем: тезис, антитезис, синтез. Что касается читателей, незнакомых с гегельянским языком, то мы им сообщим сакраментальную формулу: утверждение, отрицание, отрицание отрицания.

>> Отчужденный от самого себя человек, это также – отчужденный от своей сущности, т.е. от своей природной и человеческой сущности, мыслитель. Поэтому его мысли, это – какие-то застывшие духи, обитающие вне природы и вне человека. Гегель собрал воедино и запер в своей "Логике" всех этих застывших духов, рассматривая каждого из них сперва как отрицание, т.е. как отчуждение человеческого мышления, а затем как отрицание отрицания, т.е. как снятие этого отчуждения, как действительное проявление человеческого мышления; но находясь еще в плену отчуждения, само это отрицание отрицания есть отчасти восстановление первоначальных застывших духов в их отчуждении, отчасти остановка на последнем акте, отнесение себя к самому себе в отчуждении, как истинном бытии этих застывших духов; отчасти же, поскольку эта абстракция постигает самое себя и испытывает бесконечную скуку от самой себя, отказ от абстрактного, только в мышлении движущегося мышления, существующего без глаз, без зубов, без ушей, без всего, выступает у Гегеля как решение признать в качестве сущности природу и отдаться созерцанию.

То есть исходное полагание беспредметного духа (тезис) уже несет в себе накопленное исторически и логически отчуждение его от своей общественной природы. И порождает на уровне синтеза остановку всякого движения, застывший мертвый беспредметный дух.
_____________________

Остановить этот мертвый круговорот можно лишь выйдя наружу - из скорлупы своего самосознания, рефлексирующего в самом себе как белка в колесе. Так голод можно утолить только выйдя в реальный мир в поисках плодов. А плоды которые его утолят своим предметом имеют животворную силу солнца. Человек является непосредственно природным существом, поэтому обрести свою природу он может только в природе.

Природа человека - это объемная сущность, гранями которой являются Ум + Кооперация + Творчество - а основанием служит любой конкретный предмет. Например, устойчивое хорошее самочувствие в деле всеобщей кооперации.

 

 

"Что такое природа человека" и о чем конкретно писал Маркс в 4 главе "Рукописей" (Отчужденный труд).

Отчуждение человека от своей природы - это ядро категории отчуждения в общей философии.

Природа человека при этом понимается как его отличие от животных.
Здесь можно выделить три базовых качества.
1. Это Ум - главное орудие общественного познания мира.
2. Кооперация - целесообразный выход за пределы стайной деятельности.
3. Творчество - высшая форма целесообразной деятельности, создание качественного общественного новья.

"Целесообразный" здесь привязан к "общественному", а "общественный" опирается на родной Логос=Язык как систему общественного познания.

Теперь о марксовой модели отчуждения, представленной в «Экономико-философских рукописях 1844 г.».
http://psylib.org.ua/books/marxk01/index.htm

• Это середина 19 века. Марксу 26 лет, он только что женился и переехал в Париж, где познакомился с Прудоном и Бакуниным.

• Маркс в этой рукописи сверхобобщает рабочий малоквалифицированный труд до всеобщего труда. Через 30 лет в Критике Готской программы он уточняет эти положения. При этом мы понимаем, что всеобщий Труд - это часть Производства, которое часть Производственных отношений. И хотя в диалектике каждая категория - это грань Целого, через которую можно рассмотреть ВСЁ, но грань Труда - тем более труда малоквалифицированного - слишком узка и специфична для общего познания.

Структура категорий полит.экономии Маркса и место труда в ней.
http://pro3001.narod.ru/marx/Capital_1_glava_Tovar.htm#%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0

• По минимуму возникают вопросы уже на уровне продукта труда: кто создал соответствующие технологию, организацию, дизайн, систему сбыта и кто собрал все это воедино (капитал, управляющие, технологи).
____________________

Общий план рукописей.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическо-философские_рукописи_1844_года
https://de.wikipedia.org/wiki/Ökonomisch-philosophische_Manuskripte_aus_dem_Jahre_1844

Модель отчужденного труда в рукописи.
http://psylib.org.ua/books/marxk01/txt04.htm
https://de.wikipedia.org/wiki/Entfremdete_Arbeit

Хотя у Маркса нет структуры категорий в явном виде, но в силу таланта молодой Маркс попадает в нее так или иначе.

Общая логика модели.

а) Первично разделение собственности на средства производства - уровень Производственных отношений (=Собственность+Производство+Обмен) + Присвоение как часть лидерного Элитаризма как Способа производства.
«все общество неизбежно распадается на два класса – собственников и лишенных собственности рабочих»
«присвоение, освоение, выступает как отчуждение, а отчуждение выступает как присвоение»

б) Отчуждение справедливых прав собственности порождает Отчуждение процесса труда, то есть отчуждение Труда в категории Производства (=Технология+Организация+Труд).
«отчуждение проявляется не только в конечном результате, но и в самом акте производства, в самой производственной деятельности»

в) Отчуждение процесса труда порождает вглубь Отчуждение продукта труда.
«В отчуждении предмета труда только подытоживается отчуждение в деятельности самого труда.»

г) И накапливаясь вширь порождает Отчуждение от Природы матушки (чужая собственность) и от собственной человеческой природы (низводя трудящегося до уровня животного) - тем самым отчуждая от человека всю его жизнь как родового существа.
«превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования»

д) Возвращаясь к пункту а) Маркс обозначает Отчуждение рабочего от капиталиста как хозяина труда и владельца средств производства. Но этого ему мало и он выпрыгивает тут во всеобщий труд и во всеобщую силу отчуждения. Как бы не конкретные капиталисты виноваты, а некая сила поддерживающая существующий порядок отчуждения. Маркс примеривает на роль этой силы богов, церковь и останавливается на праве частной собственности - священной по смыслу и насильственной по факту. Затем прыгает на другой полюс и мусолит "гегельянски" отношение не-рабочего (то есть капиталиста) и рабочего к труду, его процессу и продукту, и друг к другу. То есть тупо подгоняет "чуждую силу" под право частной собственности.

На деле же "чуждая сила" - это Элитаризм, при котором частная собственность - это крупная личная собственность, дополненная выраженными сословными правами (политическим неравенством).

Как обнаружил Ленин в 1914 году: "никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!!"
И 150 лет спустя никто из марксистов не понимает Маркса.

 

Маркс пишет именно об отчуждении человека от своей природы, причем в последней главе "Рукописей".
http://psylib.org.ua/books/marxk01/txt10.htm

>> Отчужденный от самого себя человек, это также – отчужденный от своей сущности, т.е. от своей природной и человеческой сущности, мыслитель.

Там много еще пояснений со всех сторон.

>> ведь человек есть человеческая природа
>> Предметное существо действует предметным образом, и оно не действовало бы предметным образом, если бы предметное не заключалось в его существенном определении. Оно только потому творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами и что оно с самого начала есть природа.
>> Человек является непосредственно природным существом.
>> Но человек – не только природное существо, он есть человеческое природное существо, т.е. существующее для самого себя существо и потому родовое существо.

Речь о человеческой природе, которая суть Ум+Кооперация+Творчество.
И все это имеет общественный целесообразный характер.
Здесь в основе Логос = Язык как система познания. А не Род.
Тут молодой Маркс буквально неточен, но исправляет это пояснениями, что родовое существо - это существо предметно-сознательное (Ум) + предметно-производственное (Творчество) + сознающее себя частью народа (Кооперация). Но продолжает немного путаться "существующее для самого себя существо и потому родовое существо".

Другими словами, человеческая природа - это то, что отличает человека от животных. И поэтому отчуждение человека от своей природы низводит его на уровень животных.

 

Теория отчуждения Маркса вполне адекватно представлена в английской и немецкой википедиях, хотя здесь отражены общие ошибки восприятия этой модели советским и западным марксизмом - уточнения я дал сегодня. Напомню, "Рукописи 1844 года" впервые были опубликованы в 1932 году и при жизни Маркса эта модель не обсуждалась и им не комментировалась.

 

В немецкой вики мы можем увидеть генезис модели отчуждения в работах Маркса.
Так в "Немецкой идеологии" Маркс ставит на первое место разделение труда, а в "Капитале" постулирует эксплуататорскую роль капиталиста. При этом ученые сходятся во мнении, что модель отчуждения в "Рукописях 1844 года" потеряла актуальность для зрелого Маркса.

Уточним предмет "Отчуждение человека от своей природы" в рамках системы категорий полит.экономии Маркса.
http://pro3001.narod.ru/marx/Capital_1_glava_Tovar.htm#Место_труда

Базовое разделение труда здесь выражено триадой "Лидеры+Организаторы+Исполнители".
При Элитаризме (безусловная власть 0,1% населения) это разделение имеет форму "Хозяева+Слуги+Рабы" в части Присвоения продуктов общественного труда. Упрощенно "ты начальник/барин - я дурак".

Вот и вся модель.

Политическое сословное неравенство порождает экономическое сословное неравенство и личное сословное неравенство.



В смысле природы человека (Ум+Кооперация+Творчество) мы видим подсказку в структуре Производственных отношений.
1. Собственность (Память) - Творчество как расширение Общинной памяти.
2. Производство (Совесть) - производственная Кооперация
3. Обмен (Ум) - Ум и его цель

То есть сословные права собственности запрещают самовольное Творчество 99% населения, а оно другим не бывает.

Разделение труда на производстве, начиная с триады "Лидеры+Организаторы+Исполнители", помещает совесть и возможности Кооперации в прокрустово ложе конкретной технологии, организации и рабочего места.

При этом Ум вынужденно фокусируется на Обмене (Распределение+Покупка+Обращение) как главном факторе рыночной эффективности. Распределением здесь командуют оптовики, Покупкой - торговцы, Обращением - финансисты.

И повсюду действует общая лидерная схема "Хозяева+Слуги+Рабы".

 

Отчуждение человека от своей природы.    • Продолжение.     • Еще
Путь к свободе (личная часть)
Развитие ума     • Природа человека   • (новая редакция)   • Развитие ума народа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В диалектическом плане вершина советского марксизма - это последние работы Ленина.

В рациональном плане вершина советского марксизма - это учебник Спиркина А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов, 1988.
https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/spirkin_a_g_osnovy_filosofii_uchebnoe_posobie_dlja_vuzov/27-1-0-4788
2 издание 2006 года - здесь от марксизма остались "рожки да ножки"
https://chairoflogicphiloscult.files.wordpress.com/2013/02/d184d0b8d0bbd0bed181d0bed184d0b8d18f_d181d0bfd0b8d180d0bad0b8d0bd-d0b0-d0b3_d183d187d0b5d0b1d0bdd0b8d0ba_2006-2-d0b5-d0b8d0b7d0b4-736d181.pdf

Спиркин дает здесь хороший научный язык для изучения марксизма. Был заместителем главного редактора Философской энциклопедии, написал ряд статей для Большой советской энциклопедии.

Примерно на том же уровне находится учебник Фролова И.Т. «Введение в философию» (ч. 1—2, 1989—1990).

По сфабрикованному делу Спиркин был арестован за «шпионаж» в 1941 году и в 1941—1945 годах находился в заключении (реабилитирован в 1957 году)[8]. Спиркин указывает в своих воспоминаниях, что его посадили по доносу соседки за высказывание «Сталин — жестокий человек»[7]. Там и про пытки.
https://web.archive.org/web/20180917081401/http://www.vestnik.com/issues/97/0610/win/toom.htm

В воспоминаниях Спиркин описывает внутреннюю кухню советской философии с 1950 года. Рассказывает о процессе создания 5-томной "Философской энциклопедии", где он был на деле ведущим редактором и организатором и которую он считает лучшим достижением советской философии.

В конце воспоминаний Спиркин говорит о своем глубоком разочаровании в марксизме (это 1991 год). Что вполне разумно - ничего не родило древо худое. Особенно негативно оценивает Спиркин роль Ленина и Сталина. Время Хрущева в целом представляется Спиркину положительным.

 

Цитата: Артур Васильев от 18 Февраль 2023, 10:40:39
На уровне диалектических категорий мы видим здесь проблемы перехода от рационального подхода к сущностному диалектическому. Научный метод (рационально-вероятностный подход как язык эффективной теории и практики) при достижении критической массы сложности (1890-1930 годы) подменяется сначала позитивизмом и далее постмодернизмом.
http://pro3001.narod.ru/marx/metafizika.htm

При этом растет всеобщее отчуждение человека от своей природы...

4 уровням мышления соответствуют 4 подхода: предметно-наглядный, рационально-вероятностный, качественный символический и аналоговый. Их объединяет самая общая логика.

1. Достойная сообщная цель.
2. Логическая коллективная адекватность.
3. Кооперативная Практичность.

Мешают этому личная глупость (самовозвышение духа и сверхупрощения), коллективное безумие (самоунижение духа и подмены) и лидерная слепота (самоотрицание духа и переходы на личности).

Начало отчуждения духа от своей природы - отказ от достойной сообщной цели. Скачки в пространстве и во времени мимо этой цели = строить рай на земле, то есть накапливать общие блага и справедливо их распределять. ЧСВ.

Продолжение отчуждения - замена реального мира его схематическими стайно-лидерными отражениями. Ложь.

Вершина отчуждения - самозакукливание духа от живой практики. Насилие.
_________________________

Что делать?

1. Объединяться. Кооперироваться на основе достойной сообщной цели - повсеместно, всестронне и всемерно; кооперироваться жилищно, потребностно, профессионально, покупательски, предметно, территориально, экономически, политически.

2. На основе механизма развития народной власти: вся власть народу + полное открытие информации + конкурсы на все общественно-значимые должности-проекты-дизайны + сетевая всеобщая кооперация.
edina_programma.htm

3. Опираясь на мировой опыт, ленинскую экономическую программу, точное измерение качества товаров, механизм самовозрастания капитала, общественную природу государства, денег и рынка.

В нашей стране все отчуждения можно представить в форме трехглавого шизофреничного дракона лидерного элитаризма.
Одна его голова - антисоветчина, вторая - сталинизм, третья - научный либeрализм.

 

 

Какой вопрос является главным в современном марксизме?

Как говорил Маркс, цель истинной философии не в объяснении мира (что происходит), а в его положительном изменении (что делать).

Ответ принципиальный дан выше: Объединяйтесь на основе Единой народной программы.

Но нужен ответ конкретный - вроде ленинского: рост кооперации тожественен росту социализма и теперь главная задача - это культурная революция (то есть учиться-учиться-учиться у развитых стран организационно и практически в рамках своей цели народного социализма).

100 лет мирового опыта позволяют уточнить эту задачу до системы снятия отчуждений человека от своей природы - на основе модели целостности человека Акимова-Клименко (модель таланта) и системы развития ума Нины Талызиной. Плюс необходима система игр - информационных, коммуникативных и деловых - как основа новой системы общинного самообразования.

Решение это требует денег для нормального синтеза и народной власти для свободного тиражирования.
Но можно складывать и развивать и так как есть.
________________

Понятно что для марксизма политического первичен вопрос установления подлинной народной власти. Причем в мировом масштабе.

Здесь мы имеем лидерную пирамиду Элитаризма с центром в США и противовесом/антитезисом в социалистическом Китае и квазисоциалистической Европе. И войну в Украине как битву двух антихристов, управляемую из США - реальный синтез классовой борьбы элитариев второго и третьего сорта за место в первом бизнес-классе, в форме третьей мировой войны.

Конца-края этой войне не видно. Понятно только, что эта война продолжится пока Путин жив. Только вот центр мирового Элитаризма находится в США и разрешение главного противоречия связано именно с США. Прошлые две мировые войны США оказались главным бенефициаром войн и фактически дважды ограбили всю Европу. Сейчас работает тот же сценарий - США уже заработали на ЕС и мире 200 млрд долларов за год и обложили весь мир "налогом" в 5 трлн долларов просто "напечатав" доллары. И это устраивает и демократов и республиканцев, то есть противоречие внутри США не обостряется, а сглаживается и довольно бодрым темпом. В отличие от ЕС и остального мира.

Отсюда следует первый вариант синтеза подлинной народной власти. Это союз ЕС и Китая-Азии, объединение которых в любой форме перевешивает силу США.

Чему прямо препятствует война в Украине и развернутая в этой связи на западе компания всеобщей ненависти.
Ключевой фигурой в данном процессе объединения является Си Цзиньпин. И мы видим что Китай прямо сегодня активно предлагает меры по окончанию войны.
https://www.kommersant.ru/doc/5841805


Что это за меры (сработают или нет) и есть главный вопрос политического марксизма сегодня.

Мы должны хорошо осознавать, что единственный язык, который понимает Элитаризм,- это язык Силы.

Что США и ЕС примут такие меры только при явной угрозе падения киевского нацистского режима.
И что китайский план прямо сдерживает военный вариант решения. Типа разрушения всей военной инфраструктуры ВСУ. И что США-ЕС-Украина имеют здесь изрядный запас противодействий.

То есть фронт западного Элитаризма должен порваться в другом месте. Например, в результате гуманитарной катастрофы в Африке и в других регионах мира и в соответствующей политической дестабилизации по всему миру и росте потока беженцев в ЕС.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Продовольственный_кризис_(2022)

Более простой вариант - уход Путина, приход к власти в РФ патриотов, начало нормальной тотальной войны до безусловного принятия Киевом и западом предложенных Китаем мер.

Более сложный вариант - глобальный финансово-экономический кризис и распад сложившихся цепочек роста капитализации транснационального капитала + распад долларовой системы гарантий (обращение эмиссий США и ЕС 2020-2022 внутрь США и ЕС). По факту - это главный вариант.

 

При этом прогнозы прямого распада долларовой системы (Хазин, Катасонов, Глазьев...) можно смело игнорировать. Запасы прочности экономики и вооружений США велики, могут и дальше наращивать государственный долг. А вот необычный путь распада вполне вероятен, только вот предсказать его точно (где, что, как, когда) практически невозможно. Какая-то череда как бы случайных событий, формирующая "идеальный шторм".

https://quote.rbc.ru/news/article/6401b2939a7947c11be4c7f8
>> Экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года, полагает (интервью 2 марта), что в этом году финансовые рынки ждет идеальный шторм — сочетание стагфляции, рецессии, долгового кризиса и неконтролируемой инфляции.
>> Индекс S&P 500 (стоимость акций 500 крупнейших компаний США) потерял около 20% в 2022 году. Ранее в интервью CNN Рубини прогнозировал, что в ближайшие годы средний уровень инфляции в США составит не 2%, а 6%. И что фондовый индекс S&P 500 может упасть еще на 25% в условиях серьезной рецессии в США.

Morgan Stanley (рус. Морган Стэнли) — американский финансовый конгломерат (инвестиционный банк до сентября 2008 года), вторая по величине коммерческая транснациональная корпорация США — согласны с Рубини в оценке падения Индекса S&P 500 в ближайшие полгода, но полагают что индекс частично отыграет свой курс в течение следующего полугода и что возможно экономика США избежит рецессии.
https://quote.rbc.ru/news/article/63f474409a79474613d71005

 

 

важно, что сегодня нет механизмов политической кооперации населения на созидательной основе
я вижу такое решение

это открытая система коллективных игр (информационных, коммуникационных и деловых) в интернет
открытых в смысле неограниченного числа участников и без принципиальных ограничений по возрасту и уровню подготовки

цели такой платформы типовые - хорошее общение, освоение новых видов деятельности, целевая кооперация (товары, услуги, проекты) с локальными коллективными приземлениями в реал (дружба, досуг, предприятия)

стержнем такой кооперации является новая идеология: от личного до политического, на основе вкусовых коллективных сборок лучшего мирового опыта и соответствующей общей базы знаний

например, технология личного здоровья, технология хорошего общения, курсы исполнительской и организационной культуры, лучшие курсы "джентльменского набора" полезных умений (чтение, презентации, кухня, ремонт, нейросети, видеоблогинг, танцы, рисование, музыцирование...), курсы освоения востребованных рынком базовых профессий первого уровня сложности (обычно это эффективная сборка 5-7 начальных курсов, которые предлагаются сегодня, в востребованное "рабочее место") - словом "все для человека, все во благо человека"

 

 

 

 

          ➜➠➫❶➁❤✎✔✚✦✅⛭⛵♛♉⍺∝      

  

«» ~ ≈ ≠ ± × ÷ ° •           áéóúý –› ₤ ■ • ΘΔΛΨξζΞΩѠ